Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Думы
от 21 декабря 2011 г. N 721
Приложение N 1
к постановлению городской Думы
от 25 мая 2005 г. N 145
Концепция
молодёжной политики в городском округе Тольятти
Введение
Городской округ Тольятти является уникальным городом, который является одним из крупнейших городов России по численности населения, ведущим центром деловой жизни региона. Для его дальнейшего успешного социально-экономического развития необходимо укреплять позиции городского округа Тольятти в науке, культуре и технологиях, повышении качества жизни, эффективности муниципального управления. Поскольку доля молодёжи в общей численности населения Тольятти составляет одну четвертую часть, успешное решение этих задач невозможно без её активного участия, результативность которого определяется тем, насколько молодёжь:
- знает и принимает цели и задачи развития города, связывает с ним свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами;
- имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни города.
Использование потенциала молодёжи в интересах успешного социально-экономического развития городского округа Тольятти может быть достигнуто при условии формирования и реализации целостной системы муниципальной политики в отношении молодёжи.
Раздел I. Основные тенденции
развития молодёжи в городском округе Тольятти
1.1. Молодёжь в историческом развитии городского округа Тольятти
История Ставрополя - Тольятти тесно связана с энергией молодых людей. Первым председателем городского совета Ставрополя, сделавшим немало для развития города, стал Василий Баныкин, которому на тот момент не исполнилось 30 лет. В историю Великой Отечественной войны навечно вошли подвиги молодых жителей города и его окрестностей - Виктора Носова, Фёдора Дорофеева, Евгения Никонова, Василия Жилина и многих других.
Бурный рост города в послевоенное время во многом был связан с молодёжью, приезжавшей со всех концов Советского Союза для работы на объектах молодой советской промышленности и энергетики, позволявшей реализовать мечты многих советских людей. Многие из тех, кто становился у руля важнейших объектов и в зрелом возрасте, сохраняли качества, которые обычно ассоциируются с молодостью - умение рисковать, способность видеть и создавать новое, умение нестандартно и независимо мыслить, устремлённость на решение общественных проблем, способность мечтать.
Именно преобладание этих качеств позволило г. Тольятти стать площадкой для запуска новых технологий, одним из важнейших инновационных центров страны и мира.
Ускоренное освоение новейших знаний и умений было характерно и для постиндустриального развития города. Большое количество новых проектов в области культуры и спорта прочно связано с молодыми людьми, которые являлись не только их участниками, но и деятельными соавторами: Летняя творческая школа, Молодёжный симфонический оркестр Поволжья, Музейный Пикник, Жигулёвская кругосветка, туристские слёты, фестиваль молодёжной музыки "Автоград", фестиваль хип-хоп культуры и экстремальных видов спорта "Стрит Пульс" и многие другие. Молодые тольяттинцы становились и становятся чемпионами России и мира в различных видах спорта, завоёвывают самые престижные премии в области культуры и искусства.
Развитие образования в Тольятти привело к тому, что в новейшей истории город становится центром студенческой жизни, формируются предпосылки для создания студенческих городков, научно-инновационной инфраструктуры.
Большая работа проведена по изучению истории и культуры родного края, увеличивается активность молодых людей в сохранении природного и культурного наследия, большинство добровольческих действий и множество проектов по улучшению среды обитания по-прежнему предлагается и реализуется молодыми людьми.
Активность и любознательность молодых тольяттинцев приводит к тому, что город всё активнее включается в международные процессы и стремится не только следовать мировым тенденциям, но и формировать их.
Во многом уровень развития человеческого потенциала был обусловлен сознательной политикой руководства и жителей города. Воплощая принцип "всё лучшее - детям", крупные предприятия и муниципалитет брали на себя повышенные социальные обязательства, в короткие сроки создавали и запускали социальную инфраструктуру мирового уровня, создали возможность для переезда в город многих деятелей науки, культуры, спорта, уделяли немалое внимание воспитанию молодых людей. Даже в непростой период 90-х годов 20 века не только муниципалитет, но и городской бизнес не забывал о молодёжной политике, поддерживая социальные программы и инициативы, учреждая стипендии.
В городе апробировались новейшие технологии работы с молодёжью, на высоком уровне была поставлена работа по подготовке лидеров, молодых предпринимателей, журналистов, был создан один из первых успешных молодёжных парламентов в стране, создавались молодёжные общественные организации, вёлся активный поиск новых форм образовательного процесса.
В структуре местной власти молодёжная политика всегда занимала особое место, а на главные должности в представительных и исполнительных органах нередко приходили люди, которым не исполнилось 35 лет. Со школьного возраста молодые люди учились действовать, опираясь на собственную инициативу и собственное мышление, что сформировало тип тольяттинца-лидера, способного выживать в самых различных политических и экономических условиях.
В своё время для общего дела - развития промышленности страны в интересах её населения - в Тольятти съехалась молодёжь всего Советского Союза. Сегодня к системам городского управления приходят первые поколения коренных тольяттинцев - тех, кто вырос в пространстве специфических ценностей, порождённых природными и культурными особенностями развития города.
Очевидно, что реализация инновационного сценария развития Тольятти требует активного участия молодых людей и не может быть достигнута без системы осознанных действий городского сообщества в отношении молодёжи.
1.2. Основные современные тенденции развития молодёжи городского округа Тольятти
Статистические данные показывают, что численность молодёжи в городском округе Тольятти постепенно снижается как в абсолютном, так и в относительном выражении, а именно:
- 2006 год - 204,3 тыс. чел. (28,5%);
- 2007 год - 200,0 тыс. чел. (27,8%);
- 2008 год - 195,2 тыс. чел. (27,1%);
- 2009 год - 189,6 тыс. чел. (26,3%);
- 2010 год - 184,67 тыс. чел. (25,6%).
Ситуация в молодёжной среде обуславливается значительным числом факторов, к числу которых можно отнести такие:
- многолетние традиции молодёжной политики в городском округе Тольятти, эффективное детское и молодёжное общественное движение;
- увеличение возможностей для реализации гражданского потенциала молодёжи в современных правовых условиях;
- наличие развитых современных информационных и коммуникационных технологий;
- благоприятная окружающая природная среда, которая способствует укреплению здоровья;
- наличие свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры;
- наличие большого количества учреждений профессионального образования;
- инвестиционная привлекательность городского округа Тольятти.
Молодёжь городского округа Тольятти, по различным экспертным оценкам, характеризуется следующими важными качествами:
- высокая обучаемость, способность самостоятельно и быстро усваивать новые знания, умения, навыки;
- активность молодых людей в различных направлениях (творчество, спорт, наука);
- ранняя готовность и желание молодёжи к участию в экономических отношениях;
- в среде молодёжи растёт престижность качественного образования и профессиональной подготовки; меняется отношение к образованию (формально-статусное уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благополучия);
- увеличивается общественная активность молодёжи, участие её в управлении городом, появляются сетевые связи между организациями-субъектами молодёжной политики;
- тольяттинская молодёжь активно интегрируется в российское и мировое сообщество, участвует в информационных, экономических, политических и гуманитарных процессах;
- растущая потребность в использовании экологичных технологий в молодёжной среде.
Развитие позитивных тенденций молодёжной среды и использование потенциала молодёжи в интересах реализации инновационного сценария развития Тольятти может быть достигнуто при условии формирования и реализации целостной муниципальной политики в отношении молодёжи.
Раздел II. Цели
и стратегические направления развития молодёжи городского округа Тольятти
2.1. Цель и стратегические направления молодёжной политики
Целью молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах развития городского округа Тольятти.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счёт реализации следующих стратегических направлений:
2.1.1. Молодёжь и всестороннее развитие человеческого потенциала:
- духовно-творческое развитие;
- интеллектуальное развитие (в т.ч. фестивали науки, конкурсы научно-технического творчества молодёжи, научные школы и научные общества, общественные лектории, конференции, мастер-классы);
- достижение физического совершенства и развитие спорта;
- продвижение общественных ценностей (здоровье, труд, семья, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность) и идеалов физического и нравственного совершенства, профилактика вредных привычек и асоциальных явлений;
- развитие устойчивых технологий поддержания физического и психического здоровья молодёжи, интеграция их в систему образования, воспитания и быта молодёжи;
- развитие связей между различными направлениями (в т.ч. общественные фестивали, массовые праздники, молодёжные форумы, информационные проекты);
- поддержание системы учёта и общественного признания достижений молодёжи городского округа Тольятти.
2.1.2. Молодёжь и обеспечение интенсивного развития экономики:
- создание и поддержка программ содействия занятости, создания рабочих мест для молодёжи;
- содействие развитию программ профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодёжи, содействие в ориентации системы профессионального образования на стратегические нужды городского округа;
- развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодёжи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов;
- совершенствование нормативной правовой базы для максимально гибкого привлечения молодёжи к трудовой деятельности и обеспечения её законных прав и интересов;
- реализация специальных программ трудоустройства молодых людей, нуждающихся в особой социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- создание условий для развития предпринимательской активности молодых людей в инновационных секторах экономики;
- развитие систем информирования и предоставления муниципальных услуг в электронной форме по всему спектру вопросов жизни молодёжи в обществе.
2.1.3. Молодёжь и сохранение и улучшение среды жизнедеятельности:
- экологическое просвещение и расширение участия молодёжи в мероприятиях по охране природы, сохранению и улучшению состояния окружающей среды;
- развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи;
- стимулирование интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путём развития экотуризма и краеведения в молодёжной среде, участию молодёжи в деятельности по реставрации природных и исторических памятников;
- поддержка программ организации досуга по месту жительства;
- поддержка сети детских оздоровительных лагерей в непосредственной близости от города;
- поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья.
2.1.4. Молодёжь и международное сотрудничество:
- формирование системы международного молодёжного сотрудничества;
- поддержка международного взаимодействия молодёжи;
- поддержка образовательных инициатив на территории городского округа, способствующих развитию межкультурной коммуникации, изучению иностранных языков;
- вовлечение и участие молодёжи в международных кампаниях и мероприятиях;
- вовлечение молодёжи в международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
Активная и эффективная деятельность в указанных выше направлениях позволит обеспечить следующий образ желаемого будущего:
- Тольятти - город инноваций;
- молодые тольяттинцы обладают высоким уровнем здоровья, самостоятельно развивают свой творческий потенциал в научной, социокультурной, производственной деятельности;
- молодые тольяттинцы умеют сочетать профессиональные, личные и общественные интересы, знания в области науки и практики;
- молодые тольяттинцы толерантны к другим культурам, уважают природу и стремятся к гармоничному сосуществованию с ней, они изучают прошлое и прогнозируют будущее, чтобы воплотить наилучшее в настоящем;
- молодые тольяттинцы мыслят себя самостоятельными и ответственными гражданами, с ответственностью принимают своё место в жизни.
Раздел III. Механизмы реализации Концепции
Концепция реализуется всеми субъектами городского сообщества, разделяющими поставленную в ней цель и готовыми работать ради её достижения.
Концепция реализуется через:
- долгосрочные, отраслевые и ведомственные целевые программы, разрабатываемые и утверждаемые соответствующими органами местного самоуправления;
- муниципальные задания муниципальным учреждениям на оказание услуг для молодёжи;
- крупнейшие традиционные массовые мероприятия в городском округе Тольятти (например, День молодёжи, День города, Музейный Пикник);
- функционирование инфраструктуры сферы молодёжной политики (детские и спортивные площадки, учреждения культуры, спорта, отдыха);
- деятельность детских и молодёжных общественных объединений и некоммерческих организаций, направленную на достижение цели молодёжной политики;
- информационное сотрудничество участников реализации молодёжной политики и городского сообщества.
Обязательным условием разработки и реализации программ и планов, направленных на реализацию молодёжной политики, является организация постоянного информирования широкой общественности через средства массовой информации, детские и молодёжные общественные объединения о планируемых и об осуществляемых мероприятиях в области молодёжной политики.
В целях систематизации информации о состоянии молодёжи города ежегодно уточняются данные:
- о трудоустройстве молодёжи;
- о молодёжных общественных объединениях и некоммерческих организациях, действующих в городском округе Тольятти;
- о мероприятиях в сфере молодёжной политики;
- об услугах для детей и молодёжи;
- о получателях муниципальной поддержки в сфере молодёжной политики;
- о достижениях молодёжи города (именные стипендиаты мэра, победители городских, региональных, федеральных, международных конкурсных мероприятий);
- о научно-техническом творчестве молодёжи;
- о социологических исследованиях молодёжи.
Объёмы финансирования затрат на реализацию молодёжной политики из городского бюджета ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании проектов городского бюджета на соответствующий год.
Для реализации мероприятий, реализуемых в рамках настоящей Концепции, могут привлекаться средства федерального и регионального бюджетов и внебюджетные источники (в том числе благотворительные пожертвования организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц).
Ежегодно на сайте органов местного самоуправления публикуется отчёт о реализации молодёжной политики (в срок до 01 апреля года, следующего за годом реализации).
Раздел IV. Мониторинг
и оценка реализации Концепции молодёжной политики
Мониторинг реализации Концепции осуществляется ежегодно путём размещения на сайте органов местного самоуправления и предоставления в Думу информации о ходе реализации Концепции молодёжной политики за предшествующий год с отражением количественной и качественной информации в соответствии с позициями раздела 3 настоящей Концепции.
Оценка социальной эффективности реализации Концепции осуществляется не реже, чем один раз в три года, с привлечением экспертов (экспертных организаций) Российской Федерации, имеющих соответствующий опыт экспертной деятельности, с предоставлением в Думу отчёта о проведении оценки и, при необходимости, внесением изменений в Концепцию.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Тольятти от 21 декабря 2011 г. N 721 "О внесении изменений в постановление Тольяттинской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.