Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 25 мая 2005 г. N 145
Концепция молодежной политики
в г. Тольятти на 2006-2010 гг.
Введение
Город Тольятти является уникальным городом, который входит в двадцатку крупнейших городов России по численности населения, является ведущим центром деловой жизни региона с уровнем жизни выше среднего, чем по России.
Для дальнейшего успешного социально-экономического развития города необходимо укреплять позиции г. Тольятти в науке, культуре и технологиях, повышении качества жизни, эффективности муниципального управления.
Поскольку доля молодежи в общей численности населения города составляет более 30%, успешное решение этих задач невозможно без ее активного участия, результативность которого определяется тем, насколько молодежь:
- знает и принимает цели и задачи развития города, связывает с ним свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами;
- имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни города.
Этому препятствуют следующие негативные тенденции:
- уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения города в связи с негативными демографическими процессами;
- увеличивается количество разводов молодых семей;
- снижается рождаемость, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;
- ухудшается физическое и психическое здоровье молодого поколения, что может привести к снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала общества;
- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям;
- снижается качество образования;
- наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, в том числе на промышленных предприятиях города ощущается нехватка молодых рабочих кадров массовых профессий;
- в городе не созданы условия для развития молодежного предпринимательства;
- в молодежной среде происходит деформация морали и нравственных ценностей;
- недостаточно развита гражданская ответственность молодежи, имеет место низкая общественная активность.
В то же время:
- молодежь является носителем инновационного потенциала;
- увеличивается самостоятельность и ответственность молодежи, ее мобильность и восприимчивость к новому;
- в среде молодежи растет престижность качественного образования и профессиональной подготовки; меняется отношение к образованию - формально-статусное уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благополучия;
- молодежь активно интегрируется в российское и мировое сообщество, участвует в глобальных информационных, экономических, политических и гуманитарных процессах.
Таким образом, развитие позитивных тенденций, постепенное устранение негативных составляющих молодежной среды, использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах успешного социально-экономического развития г. Тольятти может быть достигнуто при условии формирования и реализации целостной системы муниципальной политики в отношении молодежи.
1. Общие положения
Концепция молодежной политики г. Тольятти на 2006-2010 гг. (далее - Концепция) является составной частью городской политики в области социально-экономического и культурного развития г. Тольятти и представляет собой систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, направленных на создание условий, необходимых для эффективной социализации молодого поколения.
Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития г. Тольятти и понимания важности поддержки молодого гражданина на этапе его социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления гражданских инициатив.
Концепция разработана с целью выработки целостного подхода к формированию и осуществлению молодежной политики в г. Тольятти в 2006-2010 гг.
Концепция направлена на решение следующих задач:
- определение основных целей, принципов и приоритетов муниципальной молодежной политики на 2006-2010 гг.;
- совершенствование нормативных правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов формирования и реализации молодежной политики.
Концепция разработана на основе принципов международного права и норм международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", Постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации", Устава Самарской области, Устава г. Тольятти, иных нормативных правовых актов Самарской области и г. Тольятти.
Концепция реализуется в отношении:
- граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории г. Тольятти;
- иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории г. Тольятти;
- молодых семей;
- объединений учащейся, студенческой и работающей молодежи;
- общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере молодежной политики.
Субъектами городской молодежной политики являются:
- молодежь города;
- жители города, участвующие в реализации молодежной политики в г. Тольятти;
- органы местного самоуправления;
- молодежные общественные советы при мэрии города и городской Думе;
- муниципальные учреждения образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта (образовательные центры, школы, лицеи, гимназии, школы искусств, подростковые и молодежные клубы, секции);
- молодежные объединения, ассоциации, общественные и некоммерческие организации учащейся, студенческой и работающей молодежи;
- органы территориального общественного самоуправления, профсоюзы, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, а также их представители, при условии, что основной вид их деятельности связан с решением молодежных проблем на территории г. Тольятти.
2. Основные термины, используемые
в настоящей Концепции
Молодежь - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет включительно, проживающие на территории г. Тольятти.
Молодежная политика г. Тольятти - система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, направленных на создание условий, необходимых для эффективной социализации молодого поколения.
Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Детское общественное объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте от 8 лет, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. При этом число граждан, достигших 14 лет, не может быть более 1/3 от общего числа членов объединения. Детские общественные объединения могут существовать в различных организационно-правовых формах в соответствии с законодательством РФ и иметь различную организационную структуру в зависимости от целей, задач и условий своей работы.
Молодежное общественное объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте от 14 лет, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. При этом число совершеннолетних граждан, достигших возраста 30 лет, не может быть более 1/3 от общего числа членов объединения. Молодежные общественные объединения могут существовать в различных организационно-правовых формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и иметь различную организационную структуру в зависимости от целей, задач и условий своей работы.
3. Цель и задачи молодежной политики
в г. Тольятти на 2006-2010 гг.
Целью городской молодежной политики на 2006-2010 гг. является создание благоприятных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи города.
Задачами молодежной политики в г. Тольятти на 2006-2010 гг. являются:
- повышение качества жизни молодежи города;
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции готовности к участию в общественно-политической жизни города;
- реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
- формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни;
- развитие системы социальной поддержки молодежи;
- укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан.
4. Принципы городской молодежной политики
Комплексность - создание условий для всестороннего развития молодежи с учетом ее потребностей и интересов.
Инициативность - создание условий для реализации социальных инициатив молодежи.
Сотрудничество и общественное участие - обеспечение участия и координации действий всех заинтересованных субъектов в реализации городской молодежной политики.
Адекватность - соответствие реализуемой молодежной политики и инфраструктуры услуг для молодежи ее потребностям.
Интерактивность - наблюдение и оценка на основе постоянного мониторинга процессов развития молодежной среды, ее потребностей и интересов и своевременное реагирование городской системы развития и поддержки молодежи на их изменения.
Преемственность - последовательность принимаемых решений, формирования и реализации молодежной политики.
Доступность - доступность полной и достоверной информации, необходимой для развития молодежи, реализации городской молодежной политики ее участниками; приближенность инфраструктуры услуг для молодежи к самой молодежи.
Ответственность - органы местного самоуправления ответственны перед новыми поколениями тольяттинцев за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние города, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.
5. Основные направления реализации городской
молодежной политики на 2006-2010 гг.
5.1. Формирование культуры здорового образа жизни молодежи:
- пропаганда здорового образа жизни, идей физического и нравственного совершенства;
- организация системы активного досуга молодежи (спортивные массовые мероприятия, развитие индустрии отдыха и оздоровления, в том числе в летний период, познавательного и обучающего молодежного туризма);
- развитие системы социальных служб для молодежи;
- экологическое просвещение и расширение участия молодежи в мероприятиях по охране природы, сохранению и улучшению состояния окружающей среды.
5.2. Создание условий для интеллектуального и творческого развития молодежи:
- реализация познавательных, развивающих, обучающих и воспитательных программ;
- разработка и утверждение стандартов обеспеченности молодежи социальными, культурными и другими объектами досуга;
- поддержка программ организации досуга по месту жительства и обеспечение доступа молодежи к соответствующей инфраструктуре;
- поддержка молодежных научных, просветительских обществ и творческих коллективов;
- содействие участию тольяттинской молодежи в российских и международных проектах, ориентированных на поддержку молодых талантов.
5.3. Содействие занятости и молодежному предпринимательству:
- создание и поддержка специализированных организаций и программ содействия занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодежи;
- содействие формированию трудовых молодежных и студенческих отрядов;
- поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи;
- создание условий для адаптации молодежи в трудовых коллективах, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи через включение соответствующих разделов в коллективные договоры, организация молодежных практик;
- реализация специальных программ трудоустройства молодых людей, нуждающихся в особой социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- создание условий для развития предпринимательской активности молодых людей;
- формирование и реализация системы мер по созданию и поддержке молодежных бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, учебно-деловых центров, выставок для начинающих предпринимателей;
- проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и проектов, конкурсов на лучшее предприятие с "молодым" менеджментом.
5.4. Поддержка молодой семьи, обеспечение жильем:
- реализация программ помощи молодежи в планировании семьи, гармонизации внутрисемейных отношений и воспитании детей;
- развитие форм семейного отдыха;
- принятие и реализация целевых программ по поддержке молодых семей, оказавшихся в кризисной ситуации;
- формирование системы семейных социальных служб и центров в целях расширения сферы услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей;
- поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий для молодых семей);
- поддержка инициатив молодежных жилых комплексов - "МЖК", других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи;
- создание механизмов улучшения жилищных условий при рождении двух и более детей.
5.5. Формирование гражданской культуры молодежи:
- формирование и реализация программ и проектов по поддержке общественного самоуправления в образовательных учреждениях;
- поддержка и развитие воспитательной работы в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства;
- создание механизмов по привлечению инициативной молодежи к решению актуальных задач социально-экономического развития города.
5.6. Развитие информационного обеспечения молодежи:
- создание городской молодежной медиа-инфраструктуры, удовлетворяющей потребности молодежи города в информации, обеспечивающей информационные связи между различными группами молодежи и местным сообществом, сбор, распространение и обмен достоверной и полной информацией по актуальным вопросам жизни города. Элементами молодежной медиа-инфраструктуры являются городская молодежная газета, молодежный веб-сайт при органах местного самоуправления, социологические исследования состояния молодежи и молодежной политики в городе;
- формирование условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания и расширения деятельности центров информации для молодежи, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных средств массовой информации, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными местными целевыми программами в области молодежной политики в г. Тольятти.
5.7. Развитие детского и молодежного общественного движения:
- развитие детских и молодежных общественных объединений на базе ОУ;
- развитие практики работы общественно-муниципальных совещательных органов с целью координации деятельности по развитию детских и молодежных общественных объединений;
- развитие практики привлечения детских и молодежных общественных объединений к разработке и реализации в качестве соисполнителей образовательных, досуговых, игровых, образовательно-оздоровительных, патриотических, экологических, краеведческих, творческих и др. программ;
- развитие практики поддержки социально значимых инициатив детских общественных и молодежных объединений (в том числе через конкурсное выделение муниципальных грантов и участие в реализации муниципального заказа);
- развитие системы попечительства в отношении детских и молодежных общественных объединений;
- систематическое изучение состояния детского и молодежного общественного сектора, на основе данных мониторинга внесение корректив в планы развития детских общественных объединений;
- использование современных методов повышения квалификации руководителей детских общественных объединений (семинары, конференции, "круглые столы" и др.);
- ведение единого информационного банка данных детских общественных объединений города;
- издание информационной и методической литературы для детских общественных объединений, организация специальных рубрик в городских средствах массовой информации о детском общественном секторе.
6. Механизм реализации Концепции молодежной политики
в г. Тольятти на 2006-2010 гг.
Настоящая Концепция реализуется посредством ежегодной городской программы "Молодежь Тольятти", разрабатываемой мэрией города с учетом предложений всех субъектов молодежной политики и утверждаемой Тольяттинской городской Думой.
При необходимости с целью более эффективной реализации приоритетных направлений молодежной политики, закрепленных настоящей Концепцией, мэрией города и иными субъектами молодежной политики могут разрабатываться утверждаемые органами местного самоуправления:
- нормативные правовые акты в сфере молодежной политики;
- программы в сфере молодежной политики;
- мероприятия в сфере молодежной политики г. Тольятти.
Обязательным условием разработки и реализации программ и планов, направленных на реализацию молодежной политики в г. Тольятти является организация постоянного информирования широкой общественности через СМИ, детские и молодежные общественные объединения, студенческие советы, советы работающей молодежи о планируемых и об осуществляемых мероприятиях в области молодежной политики.
Объемы финансирования затрат на реализацию городской молодежной политики из городского бюджета ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании проектов городского бюджета на соответствующий год.
Для реализации мероприятий, реализуемых в рамках настоящей Концепции, могут привлекаться средства федерального и регионального бюджетов и внебюджетные источники (в том числе благотворительные пожертвования организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц).
7. Результаты реализации Концепции
- формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни;
- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержку молодежного предпринимательства;
- укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;
- создание благоприятных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи города;
- формирование у молодежи более активной жизненной позиции и готовности к участию в общественно-политической жизни города.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 25 мая 2005 г. N 145 "О Концепции молодежной политики в г. Тольятти на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.