Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы городского округа Самара
от 31 июля 2008 г. N 626
Целевая программа
городского округа Самара "Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара" на 2009-2015 годы
23 апреля, 24 сентября 2009 г., 27 мая, 23 сентября 2010 г., 13 апреля, 24 мая, 22 декабря 2011 г., 20 ноября 2012 г., 25 марта 2013 г.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 25 марта 2013 г. N 191 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Целевой программы городского округа Самара "Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара" на 2009 - 2015 годы
Наименование Программы |
Целевая программа городского округа Самара "Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара" на 2009 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Главы городского округа Самара от 26 марта 2008 года N 51-р "Об утверждении Плана действий Администрации городского округа Самара по реализации основных направлений социально-экономической политики на 2008 год" |
Заказчик Программы |
Администрация городского округа Самара |
Головной исполнитель Программы |
Департамент транспорта Администрации городского округа Самара |
Основной разработчик Программы |
Департамент транспорта Администрации городского округа Самара |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий; сокращение числа погибших в результате ДТП. Основными задачами Программы являются снижение негативных последствий автомобилизации, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан, их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения по дорогам, а также: - создание комплексной системы профилактики, позволяющей сформировать стереотип законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; - совершенствование системы мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; - повышение качества подготовки водителей транспортных средств; - ликвидация мест концентрации ДТП; - сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП и повышение эффективности их деятельности; - разработка оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения |
Сроки и этапы реализации Программы |
с 2009 года по 2015 год: - 1 этап (2009 - 2010 годы) - проведение первоочередных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения; - 2 этап (2011 - 2013 годы) - разработка и внедрение информационных проектов, проведение мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения; - 3 этап (2014 - 2015 годы) - проведение мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения |
Перечень подпрограмм |
Нет |
Исполнители Программы |
Департамент транспорта Администрации городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара Департамент образования Администрации городского округа Самара Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара Предприятия - победители конкурсов по подбору инвесторов на право реализации мероприятий Программы УВД МВД России по г. Самаре |
Объемы и источники финансирования |
Источник финансирования мероприятий Программы - средства бюджета городского округа Самара. Общий объем финансирования - 217 925,5 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2009 г. - 16 580 тыс. руб., 2010 г. - 39 600 тыс. руб., 2011 г. - 39 238,6 тыс. руб., 2012 г. - 21 554,7 тыс. руб., 2013 г. - 53 532,6 тыс. руб., 2014 г. - 23 694,8 тыс. руб., 2015 г. - 23 724,8 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Сокращение числа ДТП и погибших в результате ДТП по сравнению с 2005 годом к 2012 году на 10% (количество ДТП), на 33% (количество погибших), а к 2015 году - на 15% (количество ДТП) и на 40% (количество погибших) |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Организация оперативного управления Программой и контроль за ходом ее исполнения возлагаются на Департамент транспорта Администрации городского округа Самара. Контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Самара. Контроль за исполнением Программы осуществляет Дума городского округа Самара посредством рассмотрения отчетов об исполнении Программы |
Специальные термины |
ДТП - дорожно-транспортное происшествие ГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения ГУВД - главное управление внутренних дел УВД - управление внутренних дел АСУД - автоматизированная система управления движением ПДД - правила дорожного движения УДС - улично-дорожная сеть ТС - транспортное средство СМИ - средства массовой информации ДПС - дорожно-патрульная служба ММУ - муниципальное медицинское учреждение ССМП - станция скорой медицинской помощи АППГ - аналогичный период прошлого года |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 30 - 40% всей смертности от несчастных случаев приходится на долю ДТП.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года отмечается, что решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны.
В 2006 году в России произошло свыше 229 тыс. ДТП, в которых погибло 32,72 тыс. человек. По сравнению с 1999 годом число погибших возросло на 10,1%. Более четверти погибших в ДТП составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
В городском округе Самара, по данным отдела ГИБДД УВД по городскому округу Самара, в 2005 году произошло 1612 ДТП, в которых пострадало 1705 человек, погибло 134 человека. В 2006 году число ДТП достигло 1729 (рост 7%), пострадало 1985 человек (рост 16%), погибло 135 человек (рост 1%), в 2007 году произошло 1663 ДТП (снижение на 3% с АППГ), пострадало 1923 человека (снижение на 3% с АППГ), погибло 130 человек (снижение на 4% с АППГ).
Данные, характеризующие причины возникновения ДТП на дорогах городского округа Самара, за 2006 и 2007 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Причины возникновения ДТП в 2006, 2007 годах
|
ДТП |
Погибло |
Ранено |
||||||
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
||||
количество |
отклонения, % |
количество |
отклонения, % |
количество |
отклонения, % |
||||
Общее количество ДТП |
1729 |
1663 |
- 3 |
135 |
130 |
- 4 |
1985 |
1923 |
- 3 |
ДТП из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств |
1311 |
1246 |
- 5 |
88 |
83 |
- 6 |
1370 |
1358 |
- 1 |
ДТП из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения |
24 |
13 |
- 46 |
4 |
4 |
0 |
36 |
18 |
- 50 |
ДТП из-за нарушений ПДД пешеходами |
409 |
394 |
- 4 |
39 |
41 |
+ 5 |
384 |
370 |
- 4 |
ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет |
189 |
174 |
- 8 |
4 |
2 |
- 50 |
195 |
177 |
- 9 |
На Диаграммах 1 и 2 представлены виды ДТП и виды нарушений со стороны пешеходов, повлекшие совершение ДТП (в процентах от общего числа ДТП)
Диаграмма 1. Виды ДТП, совершенных за 12 месяцев 2007 года
(в процентах от общего числа)
"Диаграмма 1. Виды ДТП, совершенных за 12 месяцев 2007 года (в процентах от общего числа)"
Диаграмма 2. Виды нарушений со стороны пешеходов,
повлекшие совершение ДТП за 12 месяцев 2007 года
"Диаграмма 2. Виды нарушений со стороны пешеходов, повлекшие совершение ДТП за 12 месяцев 2007 года"
Показатель тяжести последствий ДТП, характеризующийся числом погибших в ДТП на 100 пострадавших, по городскому округу Самара составляет 6,4, что более чем в 3 раза выше по сравнению с США и Германией, где этот показатель равен 1,2 и 1,9 соответственно.
ДТП наносят экономике России значительный ущерб, который составил за последние 4 года 2,2 - 2,6% валового внутреннего продукта страны. В 2006 году ущерб составил 476,44 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 229,07 млрд. рублей.
В городском округе Самара уровень обеспечения автомобилями составляет 294 автомобиля на 1 тыс. человек постоянного населения, тогда как существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городе фактически соответствует уровню 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей. Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП.
Несвоевременное оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, большой радиус зон обслуживания, запоздалое оповещение и прибытие к месту событий спасателей и медицинских бригад являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность выше в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Самарский регион по числу погибших в ДТП на 100 000 жителей (22,6 чел.) занимает 6-е место (из 14) в Приволжском федеральном округе и 53 в России. В городе Москве этот показатель равен 12,8 чел., а в городе Санкт-Петербурге 16,5 чел., при этом показатель числа происшествий на 100 000 жителей в Санкт-Петербурге значительно выше, чем в Самарской области и составляет 164,3 против 113,2.
Таким образом, основными из многочисленных факторов, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, являются:
- низкие потребительские свойства автомобильных дорог;
- недостаточный уровень технической оснащенности и несовершенство системы контроля и управления дорожным движением;
- низкая водительская дисциплина;
- недостаток спасателей и медицинских бригад, слабая их оснащенность современным оборудованием, средствами связи для обеспечения их взаимодействия между собой и работниками ДПС ГИБДД УВД по городскому округу Самара.
Государственное управление обеспечением безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности субъектов управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти. Меры, направленные на исправление ситуации, неэффективны, поскольку не носят целенаправленного характера и не подчинены единой задаче. Мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности органов исполнительной власти.
Фактически отсутствует система организационных, плановых и инженерных мер в области совершенствования системы управления движением транспорта. Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Воздействие на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания осуществляется недостаточно.
Настоящая Программа позволит обеспечить комплексное и системное решение проблемы на основе:
- определения конкретных целей, задач и мероприятий;
- концентрации ресурсов с целью реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- повышения эффективности управления в городском округе Самара обеспечением безопасности дорожного движения.
Таким образом, использование программно-целевого метода позволит существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления городского округа Самара по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации Программы
Цели Программы:
- повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий;
- сокращение числа погибших в результате ДТП.
Задачи Программы:
- создание системы профилактики, позволяющей сформировать стереотип законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- совершенствование системы мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование мастерства водителей ТС;
- подготовка предложений по совершенствованию форм и методов организации контрольно-надзорной деятельности за соблюдением норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- ликвидация мест концентрации ДТП путем оптимизации режимов движения на участках улично-дорожной сети с использованием современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств (светофоры и прочее).
Решение задач по улучшению потребительских качеств автомобильных дорог и развитию придорожной инфраструктуры предусмотрено в действующей областной целевой программе модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года, утвержденной Законом Самарской области от 12 мая 2005 года N 108-ГД.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 7 лет с 2009 года по 2015 год.
Реализация Программы будет осуществляться в три этапа:
1 этап (2009 - 2010 годы) - проведение первоочередных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения:
- создание системы информационного воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
- повышение качества профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- расширение работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП, предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.);
- создание системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и осуществление контроля за ходом реализации мероприятий Программы.
2 этап (2011 - 2013 годы) - разработка и внедрение информационных проектов, проведение мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения:
- обучение участников дорожного движения и сотрудников служб, участвующих в проведении работ на месте ДТП, основам оказания первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, изучения общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и осуществление контроля за ходом реализации мероприятий Программы.
3 этап (2014 - 2015 годы) - проведение мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения:
- подготовка предложений по совершенствованию форм и методов контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- проведение работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование форм и методов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
- продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, изучения общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и осуществление контроля за ходом реализации мероприятий Программы.
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, будет осуществляться по следующим направлениям.
1. Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения.
Основные мероприятия:
- создание тематических телепередач по пропаганде культуры поведения участников дорожного движения разных возрастных категорий;
- создание видео- и телевизионной информационно-пропагандистской продукции, организация тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов в СМИ, общественном транспорте, кинотеатрах;
- проведение акций "Внимание: дети!", "Внимание: пешеход!", "Вежливый водитель", "Зебра", привлечение информационных и рекламных агентств к проведению профилактических акций, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения;
- проведение городских конкурсов, викторин, сборов, фестивалей по профилактике детского дорожного травматизма и обучению детей безопасному поведению на дорогах;
- использование креатива и слоганов по безопасности дорожного движения при оформлении учебной и детской литературы, предметов детского обихода, школьных принадлежностей;
- проведение конкурса на лучшее образовательное учреждение по организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- проведение фестиваля юных инспекторов дорожного движения;
- создание телевизионного цикла "Золотой час" с элементами видеотренинга по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, информационная поддержка участников дорожного движения;
- ежегодное проведение городского конкурса профессионального мастерства водителей ТС, научно-практической конференции по безопасному функционированию автомобильного транспорта, освещение проблем регулирования деятельности автомобильного транспорта в СМИ;
- создание специализированной страницы в "Самарской Газете" с публикацией материалов по безопасности дорожного движения, отражение статистики и анализа ДТП.
2. Организационные и инженерные меры, направленные на предупреждение причин возникновения ДТП.
Основные мероприятия:
- установка дорожных ограждений в опасных местах;
- оборудование искусственным освещением мест концентрации ДТП;
- изготовление светоотражателей и распространение их в среде дошкольников и учащихся младших классов;
- создание при Центре эстетического воспитания детей и молодежи городского округа Самара учебно-методического центра по обучению детей и педагогического состава общеобразовательных и дошкольных учреждений основам безопасности дорожного движения;
- оснащение муниципальных учреждений дополнительного образования детей и муниципальных общеобразовательных учреждений современным оборудованием и средствами обучения безопасному поведению на дорогах (уголки по ПДД, тренажеры, компьютерные обучающие программы, обучающие игры);
- создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения;
- нанесение линий дорожной разметки;
- строительство и реконструкция светофорных объектов;
- установка (замена) дорожных знаков.
3. Развитие системы оказания помощи пострадавшим в результате ДТП.
Основные мероприятия:
- обучение водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, технологии проведения спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- обеспечение повседневной деятельности ММУ "ССМП" системой позиционирования автомобилей на маршрутах движения;
- закупка ларингиальных масок многоразового использования для проведения трахеотомии.
4. Совершенствование методических и организационных основ системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основные мероприятия:
- издание научно-методических материалов, программ, печатных и электронных учебных пособий для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных учреждений, для системы дополнительного образования детей, а также для педагогов общеобразовательных учреждений;
- разработка и издание методических материалов по обучению детей безопасному поведению на дорогах;
- разработка буклетов, плакатов, брошюр по правилам оказания первой медицинской помощи;
- выпуск целевой литературы, печатной и сувенирной продукции по тематике безопасности дорожного движения для распространения ее в организациях, на автостоянках, в автогаражных объединениях, на остановках общественного транспорта;
- мониторинг профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях и анализ последствий дорожно-транспортных происшествий с участием детей на городских автомобильных дорогах;
- проведение семинаров по повышению квалификации преподавательского состава общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений на основе современных педагогических технологий по обучению детей безопасному поведению на дорогах;
- проведение специализированных обучающих семинаров по вопросам организации движения и дорожной инспекции.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 25 марта 2013 г. N 191 в раздел "Источники финансирования Программы с распределением по годам и объемам" настоящего приложения внесены изменения
Источники финансирования Программы с распределением по годам и объемам
Источник финансирования мероприятий Программы - средства бюджета городского округа Самара.
Общий объем финансирования - 217 925,5 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2009 г. -16 580 тыс. руб.,
2010 г. - 39 600 тыс. руб.,
2011 г. - 39 238,6 тыс. руб.,
2012 г. - 21 554,7 тыс. руб.,
2013 г. - 53 532,6 тыс. руб.,
2014 г. - 23 694,8 тыс. руб.,
2015 г. - 23 724,8 тыс. руб.
Оценка социально-экономической эффективности
от реализации мероприятий Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы, в качестве которых выбраны сокращение числа лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими.
К 2012 году по сравнению с 2005 годом ожидается сокращение количества лиц, погибших за год, на 33%, а к 2015 году - на 40%, количества ДТП с пострадавшими соответственно вышеуказанному.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 20 ноября 2012 г. N 1516 в раздел "Механизм реализации Программы" настоящей программы внесены изменения
Механизм реализации Программы
Исполнителями Программы являются Администрация городского округа Самара, Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара, Департамент транспорта Администрации городского округа Самара, Управление МВД России по г. Самаре, а также хозяйствующие субъекты, привлекаемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
Исполнители реализуют Программу в части использования бюджетных средств, размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, координируют работу по выполнению мероприятий Программы.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее исполнения
Организация оперативного управления Программой и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на Департамент транспорта Администрации городского округа Самара. Глава городского округа Самара назначает персонального руководителя Программы - заместителя Главы городского округа Самара - руководителя Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, отвечающего за ее реализацию и обладающего правом вносить предложения об изменении размеров финансовых средств, направляемых на решение отдельных задач Программы.
Контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
Текущие отчеты и отчеты по итогам исполнения Программы за весь период действия Программы представляются в Думу городского округа Самара согласно Положению "О порядке представления и рассмотрения отчетов об исполнении целевых программ городского округа Самара Думой городского округа Самара".
Управление Программой предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- анализ эффективности программных проектов и мероприятий;
- сбор оперативной отчетной информации, подготовка в установленные сроки сводных квартальных и годовых отчетов осуществляется следующим образом - основные исполнители Программы представляют данную информацию заказчику-координатору Программы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- подготовка соответствующего раздела годового доклада - отчета муниципального заказчика Программы о ходе ее реализации и эффективности использования финансовых средств;
- корректировка плана реализации Программы на соответствующий год по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации программных мероприятий на основании результатов утверждения областного бюджета и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
- подготовка проекта плана реализации Программы на очередной финансовый год с оценкой соответствующих финансовых потребностей.
Оценку показателей Программы предусмотрено проводить ежегодно по плановым и фактически достигнутым результатам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.