Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Положению о системе управления
социально-экономическим развитием
городского округа Тольятти
Порядок
комплексного планирования задач и ресурсов социально-экономического, территориального и инфраструктурного развития городского округа Тольятти
Глава 1. Общие положения
1. Порядок комплексного планирования задач и ресурсов социально-экономического, территориального и инфраструктурного развития городского округа Тольятти (далее - Порядок) разработан и применяется для координации задач социально-экономического, территориального и инфраструктурного развития городского округа Тольятти и планирования ресурсов, необходимых для решения этих задач в соответствующем периоде на основе комплексного подхода, который предусматривает:
1) обеспечение преемственности целей, задач и приоритетных направлений развития городского округа, определённых документами долгосрочного планирования, при формировании документов среднесрочного планирования развития городского округа;
2) обеспечение преемственности целей, задач и приоритетных направлений, определённых документами среднесрочного планирования, при формировании документов краткосрочного планирования развития городского округа;
3) взаимосвязь и координацию целей, задач и мероприятий, определённых документами социально-экономического, территориального и инфраструктурного планирования, по срокам, объемам ресурсов и другим параметрам;
4) координацию документов планирования развития городского округа Тольятти с документами планирования развития Самарской области с целью оптимального ресурсного обеспечения мероприятий и проектов развития городского округа Тольятти;
5) планирование ресурсного обеспечения мероприятий, определённых документами среднесрочного и краткосрочного планирования, посредством разработки и утверждения бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Настоящий Порядок применяется на этапах:
1) формирования проектов документов планирования;
2) координации проектов документов планирования по видам планирования развития городского округа.
3. Порядок разработан на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Самарской области, муниципальных правовых актов городского округа Тольятти.
4. Понятия и термины, содержащиеся в настоящем Порядке, применяются в значениях, предусмотренных Положением о системе управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти.
Глава 2. Функциональные взаимосвязи документов социально-экономического планирования
5. Социально-экономическое планирование является частью процесса комплексного планирования развития городского округа Тольятти и заключается в определении целей, задач, приоритетных направлений развития городского округа в планируемом периоде, определении значений параметров социально-экономического развития в соответствующих документах планирования.
6. Цели и задачи социально-экономического планирования (включая целевые значения ожидаемых результатов в сфере социального и экономического развития городского округа в планируемом периоде) являются исходными для территориального и бюджетного планирования, для формирования целевых программ и инвестиционных проектов, в том числе программ и проектов развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городского округа.
7. Социально-экономическое планирование развития городского округа осуществляется путём формирования документов социально-экономического планирования, предусмотренных п. 22 Положения о системе управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти.
8. Стратегия развития городского округа разрабатывается городским сообществом на долгосрочную перспективу (до 20 лет).
В рамках социально-экономического планирования Стратегия создаёт правовую, методологическую и информационную основы для разработки прогноза социально-экономического развития городского округа Тольятти, Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти, муниципальных и ведомственных целевых программ городского округа Тольятти.
Предусмотренные Стратегией цели, задачи и иные параметры развития городского округа доводятся мэрией до сведения органов государственной власти Самарской области с целью их учёта при корректировке Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы и других документов перспективного планирования развития Самарской области.
Стратегия предусматривает генеральную стратегическую цель и три уровня стратегических целей в рамках приоритетных направлений развития городского округа, определённых на период реализации Стратегии.
Стратегическими целями первого уровня являются основные цели реализации приоритетных направлений развития городского округа Тольятти. Стратегические цели первого уровня формулируются путём структурной декомпозиции генеральной стратегической цели.
Стратегическими целями второго уровня являются долгосрочные цели развития различных сфер жизнедеятельности городского округа (образования, инвестиционной деятельности, обеспечения общественной безопасности, муниципального управления и др.) определяющие содержание тематических блоков Стратегии, каждый из которых относится к одному из приоритетных направлений развития городского округа.
Стратегические цели второго уровня формулируются путём структурной декомпозиции целей первого уровня. Цели второго уровня являются основой формирования Программы комплексного социально-экономического развития городского округа на среднесрочный период.
Стратегическими целями третьего уровня являются целевые задачи, решением которых обеспечивается достижение целей второго уровня. Стратегические цели третьего уровня формулируются путем структурной декомпозиции целей второго уровня. Стратегические цели третьего уровня берутся субъектами планирования за основу при разработке муниципальных и ведомственных целевых программ.
Основным инструментом реализации Стратегии в среднесрочном периоде (5 лет) является Программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти.
Основными инструментами реализации Стратегии в краткосрочном периоде (очередной финансовый год) являются мероприятия и инвестиционные проекты Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на очередной финансовый год.
Структура, общие требования к содержанию и порядку разработки Стратегии определяются Положением о стратегическом планировании в городском округе Тольятти, утверждаемым решением Думы городского округа Тольятти. Корректировка Стратегии осуществляется по решению Думы городского округа Тольятти по мере необходимости.
9. Прогноз социально-экономического развития городского округа Тольятти (далее - Прогноз) - это система социально-экономических показателей, характеризующих вероятное состояние социально-экономической ситуации в городском округе Тольятти через определённый период времени (прогнозный период) с учётом факторов влияния на тенденции развития городского округа.
Прогноз формируется ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в порядке, установленном мэрией в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Самарской области.
Уполномоченный орган (структурное подразделение) мэрии, в функции которого входит формирование Прогноза, организует и обеспечивает процесс разработки Прогноза с применением методов прогнозирования, обеспечивающих достоверность параметров Прогноза.
Прогноз социально-экономического развития городского округа применяется в качестве источника социально-экономической информации при формировании целевых показателей и иных параметров целевых программ, планов мероприятий, инвестиционных проектов, проекта бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период.
10. Программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти (далее - Программа) - прогнозно-плановый документ, определяющий комплекс мероприятий и инструментов по решению задач социально-экономического, градостроительного и инфраструктурного развития городского округа Тольятти в соответствующем среднесрочном периоде, сбалансированных по срокам и ресурсам посредством муниципальных и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, включённых в Инвестиционный паспорт.
Программа разрабатывается в целях определения и реализации приоритетных направлений социально-экономической политики органов местного самоуправления городского округа на очередной пятилетний период (далее также - среднесрочные приоритеты развития), а также соответствующего им комплекса задач и мероприятий по развитию городского округа Тольятти.
Целями Программы являются цели второго уровня Стратегии.
Задачи Программы формируются на основе целей третьего уровня (целевых задач) Стратегии. Группировка стратегических задач, решение которых в очередном пятилетнем периоде должно быть обеспечено субъектами управления в первоочередном порядке, осуществляется на основе среднесрочных приоритетов развития, формируемых с учётом:
1) предусмотренных Стратегией этапов и целевых алгоритмов достижения стратегических целей развития городского округа;
2) результатов решения задач, направленных на достижение соответствующих целей развития городского округа в отчётном среднесрочном периоде;
3) приоритетных направлений и задач развития, предусмотренных документами планирования Самарской области на соответствующий среднесрочный период;
4) приоритетных направлений и задач развития, предусмотренных документами планирования муниципальных образований Самарской области, с которыми у городского округа Тольятти имеются соглашения о межмуниципальном сотрудничестве.
На основе среднесрочных приоритетов развития городского округа, предусмотренных Программой, утверждённой решением Думы городского округа Тольятти, определяются приоритетные направления инвестиционной деятельности городского округа на соответствующий пятилетний период.
Мероприятиями Программы являются соответствующие задачам Программы муниципальные и ведомственные целевые программы и инвестиционные проекты, включённые в Инвестиционный паспорт.
Включение муниципальных и ведомственных целевых программ в состав Программы является основанием для планирования программных расходов на их реализацию в проекте бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период в объёмах, определённых Программой.
В случае недостаточности средств бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период (с учётом имеющихся сведений о результатах рассмотрения бюджетных заявок на финансирование муниципальных и ведомственных целевых программ городского округа из бюджетов вышестоящих уровней, направленных субъектами управления в органы исполнительной власти Самарской области), а также средств из внебюджетных источников для финансирования всех мероприятий, предлагаемых к реализации субъектами управления - заказчиками муниципальных и ведомственных целевых программ, включение муниципальных и ведомственных целевых программ в качестве мероприятий в проект Программы комплексного социально-экономического развития осуществляется уполномоченным коллегиальным органом мэрии с учётом заключения, данного Координатором Системы по результатам оценки соответствующих муниципальных и ведомственных целевых программ, проводимой с учётом социальных, экономических, финансовых, экологических и иных критериев.
На основе подготовленного проекта Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти осуществляется формирование Перечня объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период (далее - Перечень объектов). Включению в состав Перечня объектов подлежат объекты местного значения, строительство (реконструкция) которых обеспечивает решение задач Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти.
Программа, порядок её разработки и реализации, а также ежегодный и итоговый отчёты о ходе (результатах) реализации Программы утверждаются решением Думы городского округа Тольятти.
11. Муниципальные и ведомственные целевые программы - это комплексы взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий (проектов), которые принимаются для обеспечения эффективного комплексного решения задач социально-экономического, территориального и инфраструктурного развития городского округа Тольятти, определённых Стратегией и Генеральным планом.
Формирование муниципальных и ведомственных целевых программ осуществляется на основе целей третьего уровня (целевых задач) Стратегии путём принятия каждой из них за основу одной из муниципальных или ведомственных целевых программ либо путём структурной декомпозиции целевой задачи на две и более цели, каждая из которых становится целью конкретной муниципальной или ведомственной целевой программы.
Методологической основой для разработки муниципальных и ведомственных целевых программ являются указанные в Стратегии целевые задачи развития городского округа на долгосрочный период.
Объёмы финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий муниципальных и ведомственных целевых программ, определяются в виде прогнозируемых значений на период действия программы. Объёмы финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий муниципальных и ведомственных целевых программ в очередном финансовом году, определяются в процессе бюджетного планирования при формировании проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год. При планировании бюджетных ассигнований и ресурсов из внебюджетных источников на реализацию муниципальных и ведомственных целевых программ учитываются результаты оценки эффективности соответствующей муниципальной или ведомственной целевой программы в отчётном периоде в соответствии с принятыми обязательствами и установленным в городском округе Тольятти порядком оценки эффективности целевых программ.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных и ведомственных целевых программ определяется мэрией.
Глава 3. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического планирования с документами территориального планирования
12. Территориальное планирование направлено на определение в документах планирования назначения территорий городского округа Тольятти исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов и параметров устойчивого развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городского округа с учётом интересов населения города и субъектов экономической деятельности на территории городского округа Тольятти.
13. Территориальное планирование осуществляется в городском округе Тольятти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации путём формирования Генерального плана городского округа Тольятти на долгосрочную перспективу (далее - Генеральный план).
14. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического планирования с документами территориального планирования состоит в следующем:
1) разработка (корректировка) Генерального плана осуществляется на основе:
а) определённых Стратегией целей, задач, приоритетных направлений и стратегических ориентиров (ожидаемых результатов) развития городского округа на долгосрочный период в части планируемых на территории городского округа:
- объёмов жилищного строительства;
- создания (реконструкции, переноса, ликвидации) объектов промышленности;
- задач развития социальной инфраструктуры;
- задач развития систем коммунальной инфраструктуры;
- задач развития транспортной инфраструктуры;
- задач в области экологии и природопользования;
- задач в области развития туризма;
- иных задач по решению вопросов местного значения городского округа;
б) полученных от других субъектов управления перечней объектов местного значения, включённых (подлежащих включению) в муниципальные программы, а также объектов местного значения, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять на внепрограммной основе;
2) на основе сведений, перечень которых приведён в подпункте 1 настоящего пункта, Генеральным планом определяются:
а) конкретные территории, которые планируется использовать в качестве земельных ресурсов для решения задач достижения объёмов строительства и (или) строительства конкретных объектов местного значения, определённых документами социально-экономического планирования;
б) перспективные границы города (необходимо ли будет изменять границы города с учётом перспектив застройки города и обеспечения решения вопросов местного значения и задач развития города);
3) в процессе разработки (корректировки) Генерального плана определяются земельно-ресурсные и градостроительные ограничения, которые необходимо принимать во внимание при планировании решения задач, связанных с необходимостью строительства конкретных объектов или увеличением объёмов строительства. Эти ограничения учитываются при формировании прогнозов социально-экономического развития городского округа, программ и инвестиционных проектов на соответствующий планируемый период;
4) включение объектов местного значения в Перечень объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется при условии, что строительство (реконструкция) данных объектов предусмотрено Генеральным планом городского округа Тольятти;
5) планирование мероприятий по разработке проектов планировки территорий и других мероприятий в области застройки территорий городского округа, проводимых на основании утвержденного Генерального плана, осуществляется с учётом необходимости создания градостроительных условий для строительства (реконструкции) объектов местного значения, включённых в Перечень объектов.
Глава 4. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического планирования и документов территориального планирования с документами планирования развития систем коммунальной инфраструктуры
15. Планирование развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - процесс формирования программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих удовлетворение прогнозируемых для планируемого периода потребностей в получении соответствующих коммунальных ресурсов, поставляемых потребителю посредством объектов коммунальной инфраструктуры с достаточными техническими параметрами.
16. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического планирования с документами планирования развития систем коммунальной инфраструктуры состоит в следующем:
1) задачи развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тольятти, определённые в Программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры и в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса, должны соответствовать задачам инфраструктурного развития городского округа, определённым в Стратегии развития городского округа;
2) перечень объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и плановый период, определяет объекты, для строительства которых в ближайшие 3 года потребуется развитие систем коммунальной инфраструктуры;
3) параметры обязательств по решению задач развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, в том числе объёмы их ресурсного обеспечения, планируются в муниципальных и ведомственных целевых программах, инвестиционных проектах, финансируемых за счёт средств бюджета городского округа.
17. Функциональная взаимосвязь документов территориального планирования с документами планирования развития систем коммунальной инфраструктуры состоит в следующем:
1) Генеральный план городского округа определяет:
а) потребность в развитии систем коммунальной инфраструктуры городского округа;
б) места размещения объектов, для которых требуется развитие систем коммунальной инфраструктуры;
в) места размещения объектов коммунальной инфраструктуры.
Исходя из указанных параметров программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры определяет конкретные объекты коммунальной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которых планируется в среднесрочном периоде и очередном финансовом году в соответствующих инвестиционных программах (инвестиционных проектах);
2) Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры для целей территориального планирования:
а) устанавливает ограничения в отношении возможности освоения новых территорий без дополнительных расходов в развитие систем коммунальной инфраструктуры;
б) определяет задачи по разработке документов градостроительного проектирования в отношении объектов систем коммунальной инфраструктуры, строительство которых необходимо осуществить в ближайшие 5 лет.
Глава 5. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического, территориального и инфраструктурного планирования с документами бюджетного планирования
18. Бюджетное планирование представляет собой процесс определения объёма, структуры и направлений использования средств бюджета городского округа, которые можно мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения муниципальных заимствований в целях решения задач развития городского округа в планируемом периоде.
19. Функциональная взаимосвязь документов социально-экономического и бюджетного планирования состоит в следующем:
1) стратегия социально-экономического развития служит основой для определения бюджетной и налоговой политики городского округа, направленной на решение стратегических задач развития в планируемом бюджетном периоде с учётом прогнозов социально-экономических показателей городского округа и результатов оценки эффективности реализации планов городского округа в отчётном периоде;
2) Прогноз социально-экономического развития городского округа на среднесрочную перспективу служит основой для прогнозирования доходов бюджета городского округа в очередном финансовом году и на плановый период, а также для оценки объёмов финансовых средств, необходимых для решения задач Программы комплексного социально-экономического развития городского округа в прогнозируемом периоде;
3) среднесрочные приоритеты, задачи и мероприятия, предусмотренные Программой комплексного социально-экономического развития городского округа служат основой для формирования Основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;
4) муниципальные и ведомственные целевые программы и инвестиционные проекты являются инструментами планирования бюджетных ассигнований на реализацию стратегических задач развития городского округа;
5) документы бюджетного планирования устанавливают финансовые ограничения (лимиты бюджетных ассигнований) для решения социально-экономических задач по ведомственным направлениям расходов, а результаты оценки их исполнения дают основания для корректировки параметров планов в ходе их исполнения и определения параметров планов на очередной планируемый период;
6) объёмы ресурсов, необходимых соответствующему органу (структурному подразделению) мэрии для решения им задач развития городского округа в запланированных параметрах, планируются в ведомственной структуре расходов бюджета городского округа Тольятти в соответствии с бюджетной классификацией;
7) субъекты управления и внешние участники процесса управления - заказчики муниципальных и иных программ городского округа, реализация которых предусматривает размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в порядке, определенном решением Думы, формируют планы муниципального заказа и направляют их в орган мэрии, ответственный за формирование Сводного плана муниципального заказа городского округа Тольятти на очередной финансовый год;
8) субъекты управления - заказчики муниципальных и иных программ городского округа, реализация которых предполагает необходимость планирования мероприятий по развитию муниципального сектора экономики, в порядке и в сроки, определённые постановлением мэрии, представляют соответствующие предложения в орган мэрии, ответственный за формирование плана развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;
9) Программа приватизации муниципального имущества определяет плановый объём поступлений в бюджет городского округа Тольятти неналоговых доходов от продажи муниципального имущества в форме приватизации. Программу разрабатывает мэрия на основании действующего законодательства. Утверждение программы осуществляется решением Думы городского округа Тольятти.
20. Функциональная взаимосвязь документов бюджетного и территориального планирования возникает на стадии планирования бюджетных ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры городского округа, необходимость в которых определена документами территориального планирования.
Инструментом планирования инвестиционных расходов бюджета городского округа Тольятти является Перечень объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок формирования, утверждения и реализации Перечня объектов определяется постановлением мэрии.
Перечень объектов содержит сведения о планируемых бюджетных инвестициях в объекты местного значения на период реализации Программы комплексного социально-экономического развития городского округа. Исходными данными для формирования Перечня объектов служит информация:
1) об объектах местного значения, строительство (реконструкция) которых направлено на решение задач муниципальных целевых программ, включенных в Программу комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти;
2) о субъектах бюджетного планирования - получателях бюджетных средств на строительство (реконструкцию) объектов местного значения;
3) о предельных объёмах капитальных расходов бюджета городского округа, планируемых к осуществлению в очередном бюджетном периоде;
4) об объёмах и источниках финансовых средств (федеральный бюджет, бюджет Самарской области, бюджет городского округа Тольятти, внебюджетные источники).
Объекты местного значения, под которые планируются бюджетные ассигнования в рамках Перечня объектов, должны быть предусмотрены Генеральным планом городского округа.
В Перечень объектов включаются объемы бюджетных инвестиций, планируемые за счёт средств бюджета городского округа Тольятти юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями городского округа Тольятти, на реализацию инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для развития городского округа Тольятти.
Бюджетное планирование расходов на инвестиционные проекты городского округа Тольятти на условиях софинансирования из федерального бюджета и (или) бюджета Самарской области осуществляется в соответствии с законодательством и иным нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области.
21. Функциональная взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами планирования развития систем коммунальной инфраструктуры состоит в следующем:
1) объёмы финансовых ресурсов, необходимых для решения задач развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, планируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области в сфере развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
2) параметры финансирования программ и инвестиционных проектов, предусматривающих развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тольятти, определяются в процессе формирования проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и на плановый период.
Глава 6. Заключительные Положения
22. Разработка документов социально-экономического, территориального, инфраструктурного и бюджетного планирования осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами о соответствующих документах планирования с учётом положений, предусмотренных Положением о системе управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти, в том числе настоящим Порядком.
23. Настоящий Порядок обязателен к применению всеми субъектами управления в Системе для решения задач обеспечения функциональной взаимосвязи (координации) разрабатываемых и реализуемых ими документов планирования.
24. Внесение изменений в настоящий Порядок осуществляется по мере необходимости, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации и Самарской области по вопросам планирования и управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
25. Схема функциональных взаимосвязей между видами планирования развития городского округа как основы их координации в процессе комплексного планирования приведена в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
26. Схема функциональных взаимосвязей документов планирования, отражающая структуру и связи между элементами системы документов планирования развития городского округа, приведена в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.