В связи с уточнением задач, целевых индикаторов и мероприятий муниципальной программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа Тольятти на 2012-2014 годы, в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 г. N 2546-п/1 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти", руководствуясь Уставом городского округа, мэрия городского округа Тольятти постановляет:
1. Внести в постановление мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2012 г. N 1871-п/1 "Об утверждении муниципальной программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа Тольятти на 2012-2014 годы" (далее - Программа) следующие изменения:
1.1. Паспорт Программы изложить в соответствии с Приложением N 1 к настоящему постановлению.
1.2. Наименование раздела 1 "Анализ проблемы и обоснования ее решения" изложить в следующей редакции: "Анализ проблемы и обоснование ее решения программными методами".
1.3. Раздел 2 "Цели и задачи Программы" изложить в следующей редакции:
"2. Цели и задачи муниципальной программы
Цели Программы - создание правовых и финансовых условий для повышения результативности и эффективности бюджетных расходов городского округа Тольятти.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Тольятти;
2) повышение эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования;
3) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) совершенствование системы финансового контроля;
6) автоматизация бюджетного процесса, повышение публичности муниципальных финансов.".
Направления реализации программных мероприятий соответствуют перечню программных задач.
2.1. Обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы является первоочередным условием достижения целей и решения задач Программы. Сбалансированность бюджета - это соответствие расходных обязательств доходным источникам бюджета. Устойчивость бюджета - способность бюджета сохранять сбалансированность при неблагоприятном сценарии развития экономической ситуации.
Дальнейшее обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа Тольятти планируется за счет:
- проведения налоговой политики, предусматривающей ограничение предоставления налоговых льгот;
- ограничения бюджетного дефицита и муниципального долга;
- проведение контроля за состоянием кредиторской задолженности, соблюдение целевого назначения финансирования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных городскому округу.
Для финансового обеспечения установленных приоритетов необходимо проведение оптимизации бюджетных расходов и расширения программно-целевого планирования. Кроме того, необходимо неуклонно проводить работу по снижению размера кредиторской задолженности муниципальных (бюджетных и автономных) учреждений и получателей бюджетных средств, задолженности по уплате налогов и сборов, предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности.
2.2. В целях повышения эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования необходимо:
- обеспечить преемственность показателей среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования;
- формализовать процесс прогнозирования доходов бюджета городского округа,
- максимально обеспечить планирование бюджетных ассигнований программно-целевым методом,
- обеспечить соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Программно-целевой метод предусматривает повышение ответственности исполнителей муниципальных, долгосрочных и ведомственных целевых программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсах.
Планирование расходов бюджета в рамках программ обеспечивает целенаправленное и более эффективное использование бюджетных средств. Разработка и утверждение программ городского округа позволит привлечь в бюджет средства из вышестоящих бюджетов, так как во многих случаях наличие программ является одним из условий получения средств на софинансирование расходных обязательств по решению вопросов местного значения.
Объемы финансового обеспечения планируемых муниципальных программ во многом превышают реальные возможности бюджета городского округа. Тем не менее, выбран путь на дальнейшее расширение программного финансирования за счет осуществления действующих расходных обязательств в рамках программных мероприятий, направленных на достижение комплексных задач, необходимых для социально- экономического развития городского округа.
Таким образом, процесс перехода к формированию бюджета городского округа на основе программно-целевого принципа будет продолжен.
Это создаст возможности для использования муниципальных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования, что, в свою очередь, является основным инструментом повышения эффективности бюджетной политики и бюджетных расходов. Именно в рамках муниципальных программ должны быть интегрированы инструменты реализации бюджетной политики, обеспечивающие достижение поставленных целей - нормативно-правовое регулирование, бюджетные ассигнования, взаимодействие с органами государственной власти.
2.3. В городском округе Тольятти существует разветвленная сеть муниципальных учреждений. Основное количество учреждений сосредоточено в сфере образования, культуры и физкультуры. Реализуя положения Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", проведена оценка нового типа муниципальных учреждений. Внедрение данной схемы планирования и финансирования расходов призвано стимулировать учреждения - получателей субсидий, на более гибкое и эффективное управление деятельностью учреждения, на изыскание внутренних источников экономии средств и стимулирование работников для оказания более качественных муниципальных услуг.
Для решения вышеуказанных задач, а также в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в городском округе утвержден Порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями.
Система мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий позволят:
- обеспечить соблюдение качественных и количественных параметров, указанных в муниципальных заданиях;
- оценить степень удовлетворенности получателей муниципальных услуг качеством их оказания;
- выявить и устранить ошибки и неточности по исполнению муниципального задания;
- повысить эффективность использования бюджетных средств.
Для повышения доступности и качества оказания муниципальных услуг необходимо решение следующих задач:
1) создание методологии расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, в т.ч. наличие для каждой услуги, включенной в Перечень муниципальных услуг, расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных учреждений. Необходимо отделить оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от содержания имущества учреждений.
Для этого необходимо провести анализ деятельности муниципальных учреждений для определения нормативной стоимости муниципальных услуг, внести изменения в методику расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений городского округа Тольятти;
2) повышение качества предоставления муниципальной услуги с установлением требований к результату услуги.
Для этого необходимо разработать порядок предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) в рамках муниципального задания, предусматривающего описание состава, потребительских характеристик, условий предоставления услуг (работ) и довести уровень оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в муниципальных учреждениях до установленных требований.
Установление нормативной стоимости муниципальных услуг и требований к результату услуги будет способствовать развитию конкурентной среды при оказании муниципальных услуг, в том числе с привлечением немуниципальных организаций, что позволит оптимизировать действующую сеть муниципальных учреждений.
2.4. С учетом тех обстоятельств, что в последние годы бюджет городского округа планировался с предельно возможным дефицитом, сильно выросла величина муниципального долга, и как следствие, расходы на его обслуживание. Регулярный рост тарифов на энергоносители, и соответственно, рост расценок на другие виды услуг, повышение заработной платы различным категориям работников бюджетной сферы, приводят к увеличению доли расходных обязательств городского округа на текущие расходы и уменьшению инвестиционной составляющей, т.е. бюджета развития.
В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и ориентация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных для городского округа направлений расходов.
Основными направлениями оптимизации бюджетных расходов на предстоящий период являются:
- снижение расходов на содержание органов местного самоуправления,
Объем расходов на организацию деятельности органов местного самоуправления планируется уменьшить в результате создания и обеспечения деятельности муниципального казенного учреждения по материально-техническому и организационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
- проведение оценки эффективности реализации муниципальных, долгосрочных и ведомственных целевых программ городского округа Тольятти;
- проведение анализа перечня публичных нормативных обязательств на предмет их социальной эффективности и целесообразности сохранения в дальнейшем;
заключение муниципальных контрактов с кредитными организациями на предоставление возобновляемых кредитных линий, с возможностью в течение года производить досрочное погашение кредитов и привлекать их по мере необходимости; снижение ставок по муниципальным контрактам на привлечение кредитных ресурсов;
- использование механизма кратковременного заимствования средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе.
Применение со 2-го полугодия 2012 года механизма кратковременного заимствования временно свободных остатков субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, лицевые счета которых открыты в финансовом органе, помогает сократить расходы на обслуживание муниципального долга.
2.5. Переход к планированию программного бюджета и внедрению новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют реформирования системы муниципального финансового контроля. Мероприятия по развитию системы муниципального контроля должны быть направлены на:
- организацию действенного контроля за полнотой и качеством выполнения установленных муниципальных заданий, целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;
- принятие дополнительных мер к организации системы внутреннего контроля главными администраторами доходов бюджета городского округа и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета городского округа, а также главными распорядителями бюджетных средств, направленных на сокращение неэффективных расходов, соблюдения стандартов и правил составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, соблюдения административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер по повышению результативности (эффективности) использования бюджетных средств.
2.6. Одним из условий повышения эффективности бюджетных расходов является открытость (прозрачность) бюджетов и бюджетного процесса.
Результатом обеспечения высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса является информированность населения о бюджете городского округа, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Открытые источники информации позволяют гражданам иметь постоянный свободный доступ к необходимым сведениям, содержащим направления расходов бюджетных средств городского округа, возможность их проанализировать и сделать выводы об эффективности расходов и их целевом использовании.
Для решения данной задачи на официальном портале мэрии городского округа Тольятти создан раздел "Бюджет для граждан" с расширенным количеством информации о муниципальных финансах, о деятельности главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных муниципальных учреждений. С 2013 года планируется организовать переход со страницы "Бюджет для граждан" по каждому ГРБС и его подведомственным учреждениям на сервисы обратной связи с населением, организованные на официальном портале мэрии городского ок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэрии городского округа Тольятти от 21 ноября 2013 г. N 3579-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2012 г. N 1871-п/1 "Об утверждении муниципальной программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа Тольятти на 2012-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Городские ведомости" от 26 ноября 2013 г. N 89