Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Самарской области от 20 декабря 2007 г. N 14
"Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления
природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области
во имя благосостояния ее населения"
Приказом Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14 октября 2011 г. N 326 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, а также в целях совершенствования государственного управления в сфере природопользованием и охраны окружающий среды в Самарской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий, затрагивающих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, учитывать положения Концепции.
3. Контроль за выполненном настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
5. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды
Самарской области |
А.А. Федоров |
Концепция
эффективного и качественного управления природопользованием
и охраной окружающей среды в Самарской области во имя
благосостояния ее населения
(утв. Приказом Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Самарской области
от 20 декабря 2007 г. N 14)
1. Общие положения
К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:
низкий уровень управленческих функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
низкая эффективность механизмов природопользования охраны окружающей среды;
преобладание ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов;
высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
низкая эффективность системы государственного, муниципального, общественного и производственного экологического контроля;
низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
снижение уровня благоустройства и санитарного содержания территорий поселений;
последствия экономического кризиса и низкий уровень жизни населения;
низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения, включая административное руководство.
Эти факторы должны учитываться при проведении в Самарской области единой политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Устойчивое развитие Самарской области, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природы и поддержания соответствующего качества окружающей среды, создания и обеспечения условий для исключения в настоящем и будущем деградации природной среды. Для этого необходимо систематически формировать и проводить в жизнь единую экологическую политику, направленную на рациональное использование природных ресурсов и охрану жизненной среды населения Самарской области. Сохранение и восстановление природы, исключение и предотвращение деградации природной среды должны быть приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественности Самарской области.
Эффективное и качественное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на последовательную реализацию единой политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды Самарской области.
Концепция эффективного качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения (далее - Концепция) отражает взгляды органов власти и управления, а также общественности Самарской области на управление природопользованием и охраной окружающей среды, а также содержит систему положений по управлению природопользованием и охраной окружающей среды (далее - управление ПП-ООС).
Положения Концепции согласованы с положениями стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129.
Область применения
Концепция применима:
к разработке экологической политики на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления Самарской области;
к разработке целевых комплексных программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды Самарской области;
к любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции
Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и оказывается воздействие на окружающую среду.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Экологическая эффективность (характеристика экологичности) - измеряемые результаты управления ПП-ООС.
Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее экологической эффективностью, служащее основанием для установления целевых показателей ПП-ООС, обеспечивающих достижения стратегических целей.
Экологический ущерб окружающей природной среде - фактические экологические, экономические и социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания для населения.
Управление природопользованием - обеспечение выполнения требований и норм по использованию природных ресурсов. Деятельность по изменению природных явлений и процессов (их усиление или ограниченно) в желательном для человека направлении.
Управление охраной окружающей среды - обеспечение выполнения требований и норм, ограничивающих или исключающих вредное воздействие деятельности человека, процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду.
Жизненная среда - степень соответствия природных условий жизненным потребностям человека и всего живого на земле.
2. Стратегические цели и принципы их достижения в области
природопользования и охраны окружающей среды
2.1. Экологическая безопасность Самарской области
Стратегической целью является обеспечение экологической безопасности Самарской области.
Принципы достижения экологической безопасности:
сохранение биологического разнообразия Самарской области как подсистемы окружающей среды;
приоритет безопасности для жизни и здоровья населения во всех сферах деятельности на территории Самарской области;
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности на территории Самарской области;
предупреждение и систематическая оценка чрезвычайных ситуаций экологического характера;
соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способных создать угрозу экологической безопасности;
гарантия государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
гарантия государственного контроля за состоянием природопользования и окружающей среды;,
гарантия государственного контроля над использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов и продуктов;
гарантия государственного участия в охране окружающей среды, воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативных воздействий на окружающую среду и ликвидации их последствий, а также в реализации соответствующих социально-экономических и организационно-технических мероприятий.
2.2. Гидрометеорологическая безопасность Самарской области
Стратегическая цель - обеспечение гидрометеорологической безопасности Самарской области.
Принципы достижения гидрометеорологической безопасности:
постоянное наблюдение за опасными природными явлениями гидрометеорологического и гелиогеофизического характера;
ведение автоматизированной базы данных, оценка и прогнозирование на ее основе возникновения опасных природных явлений;
своевременное предупреждение населения и органов государственной власти и управления Самарской области о возможностях возникновения опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлений;
своевременное информирование предприятий - природопользователей о возможных наступлениях неблагоприятных метеорологических условий для своевременного принятия мер, снижающих негативное воздействие;
своевременное оповещение о начавшемся опасном природном явлении;
разработка предложений по подготовке населения к возможным опасным гидрометеорологическим и гелиофизическим явлениям и по мероприятиям, снижающим негативные последствия таких явлений;
систематическая оценка чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического и гелиогеофизического характера.
2.3. Благосостояние населения Самарской области
Благосостояние населения представляет собой совокупность трех составляющих: уровень жизни, условия жизни и жизненная среда. Первые две составляющие в большой степени детерминируются, а третья составляющая полностью определяется состоянием природопользования и охраны окружающей среды.
Стратегическими целями являются вовлечение в хозяйственную деятельность человека природных ресурсов в количестве и качестве, необходимом для достижения и соблюдения определенного уровня и условий жизни населения Самарской области и обеспечение охраны окружающей среды как жизненной среды населения Самарской области.
Принципы достижения благосостояния в части природопользования и охраны природной среды:
устойчивое социально-экономическое развитие Самарской области, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;
признание невозможности развития человеческого общества в условиях деградации природы;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
учет отдаленных экологических последствий;
отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды и здоровья населения;
природопользование на платной основе;
возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства о природопользовании и об охране окружающей среды;
открытость экологической информации;
участие гражданского общества, органов государственной власти и управления, органов самоуправления в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
3. Основные направления экологической политики как средства достижения
стратегических целей в области природопользования
и охраны окружающей среды
3.1. Развитие системы государственного управления природопользованием
и охраной окружающей среды
Развитие государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов с учетом различных форм их освоения.
Обеспечение государственного экологического контроля и сертификации.
Развитие нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам.
Совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической, а также санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая экспертизу государственных программ.
Экологическая паспортизация территориальных структур, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и выпускаемой ими продукции в Самарской области.
3.2. Нормативно-правовое обеспечение и правоприменение
Обеспечение реализации региональных законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов.
Совершенствование системы региональных нормативных правовых актов как системы управляющих воздействий, реализующих задающие воздействия федеральных законов и других актов в системе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и (или) выбора проектов.
Совершенствование методик расчета экологической эффективности и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и осуществления экологически опасных видов деятельности.
Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию экологической политики Самарской области.
3.3. Экономические и финансовые механизмы
Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит" - обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы.
Обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды, в том числе:
финансирования государственного управления ПП-ООС;
финансирования государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере природопользования и за состоянием природопользования и окружающей среды;
финансирование государственного участия в воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации ее последствий, а также в реализации соответствующих социально-экономических и организационно-технических мероприятий.
3.4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Совершенствование системы показателей экологической эффективности:
формирование системы показателей экологической эффективности (измеряемых результатов управления ПП-ООС);
расширение системы показателей экологической эффективности за счет физико-химических, микробиологических, санитарно-гигиенических показателей окружающий среды, а также показателей качества и уровня промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Развитие системы экологического мониторинга на всей территории Самарской области:
внедрение современных методов, технических средств и информационных технологий экологического мониторинга;
обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и районам Самарской области. Создание региональной автоматизированной системы экологического мониторинга (далее - РАСЭМ).
Техническое и материальное обеспечение деятельности РАСЭМ.
Оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения.
Формирование и ведение в РАСЭМ кадастров экологически опасных объектов на региональном и муниципальном уровнях.
Формирование и ведение в РАСЭМ экологического паспорта Самарской области.
Ведение Красной книги.
Обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной дли их безопасности, в том числе через Интернет, публичные библиотеки и средства массовой информации.
Информационное обеспечение учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
3.5. Научное обеспечение
Исследование биологических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем.
Разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе и в первую очередь в сельском хозяйстве.
Разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство.
Разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем.
Анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов.
Изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды. Изучение взаимосвязи профзаболеваний на предприятиях и составом выбросов с учетом приоритетных загрязняющих веществ.
Разработка научно обоснованных методов и средств комплексного благоустройства населенных пунктов с максимальным сохранением природной среды.
Разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики Российской Федерации.
Разработка научно обоснованных региональных и муниципальных логистических систем обращения с отходами производства и потребления с приоритетом рециклинга и маркетинга материальных ресурсов.
Развитие научно-технической интеграции организаций Самарской области по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Разработка губернской системы грантов в области науки и техники для ресурсосбережения и экологии.
3.6. Экологическое образование, воспитание и просвещение
Формирование системы непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения и повышения уровня экологической культуры.
Переподготовка в области экологии управляющих кадров для всех уровней системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности с ориентацией на практическое применение полученных знаний.
Подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации.
Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий.
Повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора.
Поддержка и распространение материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации, в первую очередь на телевидении и радио.
3.7. Общественное экологическое движение
Развитие и поддержка общественного экологического движения, в том числе создание детского экологического движения.
Участие общественных организаций в формировании и реализации мероприятий по охране окружающей среды.
Общественный экологический контроль.
4. Система государственного управления природопользованием
и охраной окружающей среды в Самарской области
К системе государственного управления ПП-ООС применимы нижеследующие понятия теории управления.
Объект управления - объект, для достижения желаемых результатов функционирования которого необходимы и допустимы определенные воздействия (в настоящей Концепции: природопользование - объект управления 1, охрана окружающей среды - объект управления 2).
Задающий объект - объект, формирующий задающие воздействия (в настоящей Концепции - федеральная и региональная законодательная власть).
Управляющий объект - объект, предназначенный для осуществления управления (в настоящей Концепции - Правительство Самарской области или Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области как уполномоченный орган исполнительной власти).
Управление - процессы выработки и осуществления управляющих воздействий (в настоящей Концепции - процессы, осуществляемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области).
Задающее воздействие - воздействие на управляющий объект, предназначенное для формирования целей управления (в настоящей Концепции - нормативно-правовые акты федеральной и региональной законодательных властей, областные целевые программы).
Управляющее воздействие - воздействие на объект управления для достижения цели управления (в настоящей Концепции - воздействие, осуществляемое Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в отношении природопользователей в соответствии с нормативно-правовыми актами федеральной и региональной законодательных властей и настоящей Концепцией).
Воздействия обратной связи - реализуют обратную связь (в настоящей Концепции - от природопользователей к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды - к законодательной власти).
Управляемые координаты объекта управления - переменные выбора целей, характеризующие свойства и качества объекта управления, зависящие от управляющих воздействий и показывающие степень достижения целей управления.
Виды объектов управления:
а) по количеству целей:
одноцелевые - управление ПП-ОО осуществляется для достижения одного заданного результата (для достижения одной цели - экологическая эффективность измеряется одним результатом управления ПП-ООС);
многоцелевые - управление ПП-ОО осуществляется для достижения нескольких заданных результатов (для достижения нескольких целей - экологическая эффективность измеряется несколькими результатами управления ПП-ООС);
б) по пространственному положению:
сосредоточенные - при управлении ПП-ООС не существенно, где расположены природные ресурсы, например, общие требования к землепользованию;
рассредоточенные - при управлении ПП-ООС существенно, где расположены природные ресурсы, например, конкретные требования к особо охраняемым территориям;
в) по виду управляемых координат:
детерминированные - экологическая эффективность измеряется результатами, которые однозначно зависят от характеристик ПП-ООС;
стохастические (вероятностные) - экологическая эффективность измеряется результатами, среди которых хотя бы зависимость одного результата от характеристик ПП-ООС является вероятностной;
г) по зависимости управляемых координат от времени:
стационарные - вероятностные результаты не зависят от времени;
нестационарные - некоторые вероятностные результаты зависят от времени;
д) по времени достижения конечного результата после осуществления управляющего воздействия:
инерционные - заданный результат достигается через значительный промежуток времени после осуществления управляющего воздействия;
безинерционный - заданный результат достигается через очень короткий промежуток времени после осуществления управляющего воздействия.
4.1. Характеристика природопользования и охраны окружающей
среды как информационных объектов управления
Важнейшими характеристиками природопользования и охраны окружающей среды, как объектов управления, являются их разнообразие, многоцелевая направленность, рассредоточенность, стохастичность, нестационарность и весьма существенная инерционность. В отношении инерционности можно сказать, что срубить дерево можно за несколько минут, а вырастить за несколько лет. И так практически со всеми природными ресурсами, которые после нерационального использования восстанавливаются очень долго.
Именно эти характеристики определяют принципиальный подход к совершенствованию управления ПП-ООС: подход к ПП-ООС как очень сложной информационной системе на базе фундаментального закона управления - Закона необходимого разнообразия:
"Успешно справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием".
Главенство этого закона вытекает из большого биологического разнообразия природы, социально-экономического разнообразия жизненной среды человека и соответствующих им: разнообразия правил, принципов и законов, имеющих отношение к ПП-ООС; разнообразия федеральных и региональных нормативно-правовых актов как задающих и управляющих воздействий на объекты управления: природопользование - объект управления N 1 и охрана окружающей среды - объект управления N 2.
Соблюсти данный закон можно только при трех необходимых условиях:
выполнения правил, принципов и законов, имеющих непосредственное отношение к ПП-ООС и управлению (наличие у субъектов управления представления о фактическом разнообразии природопользования и управления);
привлечения к управлению ПП-ООС специалистов в различных сферах природопользования и широких кругов общественности;
создания автоматизированной информационно-поисковой и анализо-прогнозной системы в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, способной охватить все разнообразие природной среды, природопользования и охраны окружающей среды Самарской области в социально-экономическом, правовом и научно-техническом аспектах.
Некоторые важнейшие правила, принципы и законы, имеющие непосредственное отношение к ПП-ООС.
Правило взаимоприспособляемости (К. Мебиуса - Г.Ф. Морозова) - виды в биоценозе (биоценоз - сообщество взаимосвязанных организмов на каком-либо участке суши или водоема) - приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет внутренне противоречивое, но единое и взаимно увязанное системное целое: "в природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там все служит друг другу и взаимно приспособлено".
Правило интегрального ресурса - конкурирующие в сфере использования конкретных природных ресурсов отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуатируемый экологический компонент или экологическую систему в целом. Преобразование природы (если оно не восстановительное, не "мягкое") дает региональный выигрыш за счет ухудшения условий в смежных регионах - самый лучший пример: загрязнение речной воды из регионов, расположенных вверх по течению.
Правило меры преобразования природных систем - в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции).
Правило "мягкого" управления природопользованием - "мягкое" (опосредованное, направляющее, восстанавливающее экологический баланс) управление природными процессами, как правило, способно вызвать желательные природные цепные реакции и потому социально-экономически предпочтительнее "жесткого", техногенного. Примером может служить сопоставление двух форм ведения лесного хозяйства - сплошной лесосечной ("жесткое" воздействие) и выборочных рубок ("мягкое" воздействие).
Правило соответствия условий среды генетической предопределенности организма - вид организмов может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям.
Принцип естественности - технические системы управления природопользованием со временем требуют все большего вложения средств, вплоть до нерациональности их поддержания, и поэтому естественные ("мягкие") формы управления, в конечном счете, всегда эффективнее технических ("жестких").
Принцип обманчивого благополучия - первые успехи (или неудачи) в природопользовании могут быть кратковременными: успех по управлению природопользованием объективно оценивается лишь после выявления хода и результатов природных цепных реакций в пределах естественного природного цикла (от немногих лет до нескольких десятков лет).
Принцип удаленности события - явление, удаленное в пространстве и времени, кажется менее существенным. В природопользовании этот принцип часто становится основой неверных практических действий. Предполагается, что в будущем на основе научно-технического прогресса экологические проблемы будут решаться легче, чем сейчас. На самом же деле потомки будут платить дороже, прежде всего, согласно закону снижения энергетической эффективности природопользования, закону развития природной системы за счет окружающей ее среды и принципу интегрального ресурса, действия которых в совокупности приводят к более напряженной ситуации со временем.
Закон равнозначности всех условий жизни - природные условия среды, необходимые для жизни, играют равнозначную роль.
Закон развития природной системы за счет окружающей ее среды - любая природная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды.
Закон имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение благодаря своим следствиям:
1. Абсолютно безотходное производство не существует.
2. Любая более высокоорганизованная система, видоизменяя среду жизни, представляет потенциальную угрозу для более низкоорганизованных систем.
3. Биосфера Земли как система развивается не только за счет своих ресурсов, но опосредованно за счет и под воздействием космических систем (прежде всего Солнечной).
Закон снижения энергетической эффективности природопользования - с ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все больше энергии. Расход энергии на человека в ккал/сут. в каменном веке был порядка 4 тыс., в аграрном обществе - 12 тыс., в индустриальном обществе - 70 тыс., а в передовых странах настоящего времени более 250 тыс.
Закон имеет весьма важное практическое следствие: рост энергетических затрат не может продолжаться бесконечно - неизбежен переход на энергосберегающие технологии промышленного и сельскохозяйственного производства.
Закон толерантности - лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Смысл закона очевиден: грубо говоря, плохо и недокормить и перекормить, все хорошо в меру.
Закон физико-химического единства живого вещества (В.И. Вернадского) - все живое вещество Земли физико-химически едино. Из закона вытекает следствие: вредное для одной части живого вещества вредно и для других его частей.
Принцип внешнего дополнения - важнейший принцип в управлении ПП-ООС. Природа изменчива и часто непредсказуема. Заранее определить (спрогнозировать и спланировать) содержание управления трудно. Упущения (непреднамеренные) можно систематически устранять за счет привлечения к управлению ПП-ООС широких кругов общественности, которые как бы являются внешним дополнением действующей системы управления.
4.2. Экономика природопользования и охраны окружающей среды
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, входит экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов и воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Однако работа в этом направлении на федеральном и региональном уровнях проводится недостаточная.
Природа исконно была наивысшим благом из всех драгоценнейших благ, ибо без нее кончается всякая жизнь. Теперь, становясь наивысшей редкостью, она рассматривается в экономике и как наивысшая ценность. Эта ценность есть экономическая реальность, и она имеет денежное выражение.
Разрушение природы влечет за собой четыре вида издержек: издержки "человеческие"; издержки материальные; издержки, связанные с освоением среды; издержки экологические.
Издержки "человеческие" включают: издержки здоровья (расходы на лечение и профилактику), издержки трудоспособности (снижение производительности труда в условиях загрязненной окружающей среды) и социальные издержки (прежде всего - духовная нищета).
Издержки материальные включают повреждение движимого и недвижимого имущества от воздействия загрязненного воздуха. Разрушаются шедевры архитектуры, сокращается жизнь исторических зданий и сооружений.
Вредные явления влекут за собой растущие издержки, связанные с освоением среды - развитием промышленности и туризма. Замедляется дорожное движение, растет количество несчастных случаев.
Наконец, разрушение природы влечет за собой экологические издержки: обеднение среды в результате уничтожения растительного и животного мира. Так открывается путь к непредвиденным чрезвычайным ситуациям: наводнениям, эрозии почв, обвалам горных пород, пожарам и прочее.
Издержки разрушения природы необходимо покрывать финансовыми ресурсами на охрану и восстановление природы, что требует сопоставления соответствующих затрат. Это возможно только в том случае, если борьба против вредных воздействий на природу будет вестись в союзе с экономикой. Так, например, давно установлено, что в большинстве случаев стоимость охраны природы намного ниже стоимости ее восстановления, т.е. защита среды более рентабельна для экономики Самарской области.
Важнейшим экономическим аспектом является положение, когда общая стоимость вредностей, наносимых природе, ложится на плечи человеческого общества, а не на виновных, которые часто получают дополнительный доход или избегают определенных расходов, получая тем самым "прибавочную стоимость" от вредных явлений. Нет ничего более абсурдного, аморального и пагубного, чем такое положение.
Если общество намерено охранять природу, то надо, чтобы общество за это платило. Охранять природу и делать ее доступной для всех людей можно только ценой больших финансовых усилий со стороны государства, предприятий, общественных организаций и частных лиц. Взамен мы получим значительное снижение расходов, в частности, связанных с болезнями и смертностью, существенным повышением производительности труда и повышением индивидуального ощущения благосостояния и процветания.
Необходимо, чтобы ценность природы нашла свое отражение в экономике Самарской области, как в целом для нее, так и для отдельных организаций и граждан, путем разработки и принятия бюджета природы, общей оценки вредностей и установления предельно допустимых норм вредности в стоимостном выражении.
Проблема бюджета природы определяется двумя видами стоимости: стоимостью стабилизации и стоимостью реставрации. То и другое находит свое выражение в финансовых ресурсах, необходимых для их реализации. Если бюджет обеспечит стабилизацию, то это приведет к улучшению окружающей среды. Финансовые ресурсы ниже стоимости стабилизации только замедляют, а не предотвращают и не исключают деградацию окружающей среды.
4.3. Маркетинг природных ресурсов
Маркетинг - ведущая область хозяйственного управления, в функции которой входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя.
В экономике природопользования маркетинг природных ресурсов должен занять важное место, как одна из важнейших задач государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области.
Потребности Самарской области в различных видах полезных ископаемых и продуктах их переработки могут быть удовлетворены как за счет освоения внутриобластных запасов, так и за счет внешних - ввоза минерального сырья и продуктов их переработки из других регионов.
Развитию маркетинга полезных ископаемых и продуктов их переработки препятствует асимметричность информации на рынках природных ресурсов, когда производители и потребители, а также уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления недостаточно владеют информацией о потребностях и возможностях друг друга.
Однако этот недостаток сравнительно легко устраним.
Хуже положение обстоит в охране природы, где в качестве "потребителя" выступает сама природа и окружающая человека среда.
Здесь рынок продукции, товаров и услуг характеризуется не только асимметричностью информации - природа, конечно, не знает возможности потребителей, наносящих ей вред. Поэтому она не может дать информацию не только об эффективном спросе на специфические товары и услуги, но даже и о самих специфических товарах и услугах.
На стороне природы в качестве ее "поверенного" выступают государство и общество. Таким образом, государство и общество выступают одновременно в роли и потребителя и производителя товаров и услуг, необходимых для стабилизации и реставрации окружающей среды. Однако сложность состоит в том, что рынок таких товаров и услуг недостаточно изучен "поверенным" - нет знания полного их разнообразия со всеми необходимыми технико-экономическими показателями.
Главной задачей маркетинга в охране окружающей среды является установление этого разнообразия со всеми необходимыми технико-экономическими и социальными показателями, без чего невозможны разработка бюджета природы и эффективное и качественное управление стабилизацией и реставрацией окружающей среды.
4.4. Экологическая эффективность
(измеряемые результаты управления ПП-ООС)
В общем случае измеряемые результаты управления природопользованием являются переменными выбора цели в том смысле, что их выбор находится в руках субъектов системы управления (органов региональной власти и управления).
Другое положение имеет место в охране окружающей среды, где цели задаются нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления. При этом если в использовании природных ресурсов может иметь место степень достижения цели более 0,5 и до 1,0, то в охране окружающей среды степень достижения целей должна быть близка или равна 1,0.
Переменные выбора целей входят во множество переменных, характеризующих природопользование и охрану окружающей среды как социально-экономические объекты.
4.5. Принципы и элементы управления природопользованием и охраной
окружающей среды в соответствии со стандартами
"Системы управления окружающей средой"
Эффективное и качественное государственное управление ПП-ООС должно быть реализовано на базе российских и международных стандартов группы Т58 - "Системы управления окружающей средой".
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области должно финансово содействовать внедрению этих стандартов в базовых организациях-природопользователях, а также само внедрить эти стандарты и руководствоваться ими в части реализации принципов и элементов управления, установленных в ГОСТ Р ИСО 14004-2004, "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования".
Принципы управления в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14004-2004, "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования":
Принцип 1. Обязательства и планирование
Предприятия и организации должны определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления ПП-ООС.
Принцип 2. Планирование
Предприятия и организации должны сформулировать план реализации своей экологической политики.
Принцип 3. Реализация
С целью эффективной реализации предприятия и организации должны создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.
Принцип 4. Измерение и оценивание
Предприятия и организации должны измерять, контролировать и оценивать свою экологическую эффективность.
Принцип 5. Анализ и улучшение
Предприятия и организации должны анализировать и постоянно улучшать свою систему управления с целью повышения своей общей экологической эффективности.
Элементы управления для каждого из вышеприведенных пяти принципов:
а) для принципа 1:
обязательства высшего руководства и его ведущая роль;
первоначальная оценка воздействий на окружающую среду;
формирование экологической политики;
б) для принципа 2:
идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду;
требования законодательных актов и другие требования;
внутренние критерии эффективности;
целевые и плановые экологические показатели;
программы управления окружающей средой;
в) для принципа 3:
обеспечивающие возможности;
поддерживающие действия;
г) для принципа 4:
измерение и контроль текущей экологической эффективности;
корректирующие и предупреждающие действия;
управление информацией;
аудит;
д) для принципа 5:
анализ системы управления охраной окружающей среды;
постоянное улучшение управления охраной окружающей среды.
Взаимосвязи положений Концепции в отношении управления природопользованием и охраной окружающей среды (рис. 1)
Рис. 1 Взаимосвязи положений Концепции
На рис. 1 применяются следующие определения и обозначения:
01 - Антропосистема - человечество как развивающееся целое, включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культуру (предприниматели и население Самарской области);
02 - людские ресурсы Самарской области;
03 - энергетические ресурсы Самарской области;
04 - минерально-сырьевые ресурсы Самарской области;
05 - ресурсы атмосферы Самарской области;
06 - земельные и почвенные ресурсы Самарской области;
07 - водные ресурсы Самарской области;
08 - лесные ресурсы Самарской области;
09 - животный мир, в том числе рыбные ресурсы Самарской области;
10 - рекреационные ресурсы Самарской области;
11 - управление природопользованием;
12 - воспроизводство антропосистемы;
13 - загрязнения - привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических или информационных агентов или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентрации перечисленных агентов в среде, нередко приводящее к негативным последствиям;
13 - отходы;
14 - управление охраной окружающей среды;
15 - воспроизводство среды, окружающей человека, - комплекс мероприятий (экономических, технологических, организационных и др.) и их научное обеспечение, составляющих особую сферу общественного производства (наряду с воспроизводством природных ресурсов) и направленных на поддержание параметров среды жизни в пределах, благоприятных для существования человека как биологического вида и его успешного социально-экономического развития;
15 - воспроизводство природных ресурсов - искусственное поддержание природных ресурсов на определенном уровне культивации, поддержание экосистем в продуктивном состоянии;
15 - восстановление природных ресурсов - комплекс мероприятий, направленных на получение природных ресурсов в относительно прежнем количестве;
ОУ - объект управления - природопользование и охрана окружающей среды;
УО - управляющий объект - региональная исполнительная власть - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области;
ЗО - задающий объект - федеральная и региональная законодательная власть;
16 - задающие воздействия - федеральные и региональные нормативные правовые акты (далее - НПА);
17 - управляющие воздействия - положения НПА, которыми руководствуется Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в отношениях с предпринимателями и населением Самарской области в процессе исполнения своих функций;
18,19 - воздействия обратной связи;
20 - совокупность правил, принципов, законов, которыми руководствуется законодательная власть при выработке задающих воздействий;
20 - совокупность правил, принципов, законов, которыми руководствуется Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области: при разработке и уточнении настоящей Концепции; при разработке экологической политики; при выработке управляющих воздействий; при разработке и реализации целевой комплексной программы;
21 - Концепция;
22 - экологическая политика;
23 - экологическая безопасность;
24 - гидрометеорологическая безопасность;
25 - благосостояние населения Самарской области;
26 - принципы достижения экологической безопасности;
27 - принципы достижения гидрометеорологической безопасности;
28 - принципы достижения благосостояния населения Самарской области в части природопользования и охраны окружающей среды;
29 - направления экологической политики;
30 - развитие государственного управления ПП-ООС;
31 - нормативно-правовое обеспечение и правоприменение;
32 - экономические и финансовые механизмы;
33 - экологический мониторинг и информационное обеспечение;
34 - научное обеспечение;
35 - экологическое образование и просвещение;
36 - характеристики объекта управления;
37 - теория управления;
38 - экономика природопользования;
39 - маркетинг природных ресурсов;
40 - экологическая эффективность;
41 - организация управления ПП-ООС;
42 - механизм реализации концепции - целевая комплексная программа;
43 - принципы и элементы управления в соответствии со стандартами ИСО.
5. Организация управления природопользованием и охраной отдельных
компонентов природной (окружающей) среды
В управлении природопользованием и охраной окружающей среды общие для всех компонентов окружающей среды задающие воздействия содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Законе Самарской области от 04.05.2001 N 29-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области".
Управление по каждому компоненту в отдельности и всем компонентам в их взаимосвязи и взаимодействии должно осуществляться в рамках единой областной целевой комплексной программы (далее - ОЦКП).
Главную роль в управлении играют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Самарской области в рамках своих полномочий с привлечением, в случае необходимости, подрядных организаций. Однако органы власти, в силу сложности и процесса управления и объекта управления (многоцелевой направленности, рассредоточенности, стохастичности, нестационарности и весьма существенной инерционности), а также вследствие несоответствия своего разнообразия разнообразию и объекта и процесса управления "физически" не могут эффективно и качественно выполнить все функции управления. Для этого пришлось бы многократно увеличивать их штаты даже при привлечении подрядных организаций.
Концепция выдвигает идею реализации закона необходимого разнообразия и принципа внешнего дополнения путем привлечения широких кругов специалистов и общественности в различных сферах жизни Самарской области к управлению природопользованием и охраной окружающей среды.
5.1. Подпрограмма "Система управления охраной окружающей среды
в соответствии с международными требованиями"
Задающие воздействия содержатся в Международном стандарте ISO 14000, Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законе Самарской области от 09.12.2005 N 219-ГД "О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К участию в системе управления охраной окружающей среды в соответствии с международными требованиями привлекаются:
Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области (Ростехнадзор);
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Территориальное Агентство по недропользованию по Самарской области;
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области".
Приволжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжское УГМС);
Управление Россельхознадзора по Самарской области;
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области;
Государственное учреждение Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям";
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.2. Подпрограмма "Атмосферный воздух, озоновый слой"
Задающие воздействия содержатся в Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
К управлению пользованием атмосферным воздухом и охраной атмосферного воздуха привлекаются:
Приволжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжское УГМС);
Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области (Ростехнадзор);
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.3. Подпрограмма "Земельные и почвенные ресурсы"
Задающие воздействия содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
К управлению землепользованием и охраной земельных ресурсов привлекаются:
Приволжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжское УГМС);
Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области;
Открытое акционерное общество "Институт ВолгоНИИ-ГИПРОЗЕМ";
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Управление Россельхознадзора по Самарской области;
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Министерство имущественных отношений Самарской области;
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.4. Подпрограмма "Вода поверхностная и подземная"
Задающие воздействия содержатся в Водном кодексе Российской Федерации от 03.07.2006 N 74-ФЗ и Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Управление водопользованием и охраной водных объектов осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Самарской области в рамках своих полномочий.
К управлению водопользованием и охраной водных ресурсов также привлекаются:
Приволжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжское УГМС);
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления;
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области (Ростехнадзор);
Территориальное Агентство по недропользованию по Самарской области;
Управление Россельхознадзора по Самарской области;
Открытое акционерное общество "Институт Средволгогипроводхоз";
Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук;
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.5. Подпрограмма "Недра"
Задающие воздействия содержатся в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также в областных целевых программах "Жилище" на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11.07.2006 N 86-ГД, и "Модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года", утвержденной Законом Самарской области от 12.05.2005 N 108-ГД.
Управление недропользованием и охраной недр осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Самарской области в рамках своих полномочий.
К управлению недропользованием и охраной недр также привлекаются:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Управление Россельхознадзора по Самарской области;
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области;
Средневолжское межрегиональное управление геодезии и картографии России;
Волжское отделение института геологии и разработки горючих ископаемых (ВОИГиРГИ);
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.6. Подпрограмма "Растительный и животный мир, в том числе
биологические ресурсы, биологическое и ландшафтное разнообразие"
Задающие воздействия содержатся в Лесном кодексе Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральном законе от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также в ряде постановлений Правительства Российской Федерации.
К управлению пользованием и охраной растительного и животного мира привлекаются:
Департамент лесного хозяйства Самарской области;
Управление Россельхознадзора по Самарской области;
ФГУ "Средволжскрыбвод";
Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина;
Национальный парк "Самарская Лука";
Ботанический сад Самарского государственного университета;
Самарский государственный университет;
Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук;
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.7. Подпрограмма "Особо охраняемые природные территории и объекты
Самарской области, в том числе имеющие оздоровительное
и рекреационное значение"
Задающие воздействия содержатся в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
К управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами Самарской области привлекаются:
Главный врач ФГУ здравоохранения (Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области);
Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук;
Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина;
Национальный парк "Самарская Лука";
Ботанический сад Самарского государственного университета;
Самарский государственный университет;
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.8. Подпрограмма "Отходы производства и потребления"
Захоронение отходов является наиболее распространенным методом размещения отходов. Исторически захоронение отходов представляет наиболее дешевый метод управления отходами. В современное время стоимость земли и возрастающая экологическая обеспокоенность сместили акценты со стоимости захоронения отходов на ту точку зрения, с которой сортировка, переработка, обработка и сокращение потоков отходов представляют собой экономически оправданную возможность для рассмотрения. Подпрограмма направлена на обеспечение создания высокотехнологичной, экономически и экологически эффективной системы обращения с отходами производства и потребления. Основополагающим принципом обращения с отходами должен быть переход от системы захоронения отходов к системе сортировки, переработки и вторичного использования сырья. Необходимо обратить внимание на маркетинг отходов.
Задающие воздействия содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
К управлению отходами производства и потребления привлекаются:
Главный врач ФГУ здравоохранения (Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области);
Фонд социально-экологической реабилитации Самарской области;
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области (Ростехнадзор).
ГУП Самарской области "Центр утилизации медицинских отходов";
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.9. Подпрограмма "Ландшафтно-экологическое обустройство территорий"
Задающие воздействия содержатся в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
К управлению ландшафтно-экологическим обустройством территорий привлекаются:
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области (Ростехнадзор);
Главный врач ФГУ здравоохранения (Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области);
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области);
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области";
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
5.10. Привлекаемые к разработке ОЦКП органы государственной власти,
местного самоуправления и иные заинтересованные организации
К разработке ОЦКП в целом привлекаются:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (Росприроднадзор);
Управление по технологическому экологическому надзору (Ростехнадзор) по Самарской области;
Приволжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжское УГМС);
Территориальное управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Роспотребнадзор);
Государственная инспекция по маломерным судам Главного управления МЧС России по Самарской области;
Главный врач ФГУ здравоохранения (Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (Россельхознадзор);
Институт экологии Волжского бассейна РАН;
Фонд социально-экологической реабилитации Самарской области;
Научно-исследовательские и специализированные организации, а также все заинтересованные лица, привлекаемые на конкурсной основе.
6. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает шесть этапов:
принятие решения о разработке областной целевой комплексной программы, содержащей мероприятия по всем направлениям экологической политики Самарской области;
разработка заказов для привлечения на конкурсной основе научной организации к разработке системного описания природопользования и охраны окружающей среды и типового макета одной наиболее общей (типового представителя) подпрограммы ОЦКП для одного компонента природной среды, например для недропользования;
организация разработки подпрограмм ОЦКП с объединением творческих усилий разработчиков подпрограмм ОЦКП в соответствии с разделом 5 Концепции на выработку единых подходов к управлению по всем компонентам окружающей среды и координацию мероприятий ОЦКП по достижению стратегических целей Концепции;
компоновка подпрограмм в единую ОЦКП;
согласование и утверждение ОЦКП;
реализация мероприятий ОЦКП и их сопровождение в соответствии с разделом 5 настоящей Концепции.
Управляющие воздействия в ОЦКП формируются как конкретные (с указанием сроков выполнения и исполнителей, источников и объемов финансирования) организационно-технические, социально-экономические и научные мероприятия ОЦКП.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты, связанные с реализацией Концепции эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения, включают в себя:
экологическую и гидрометеорологическую безопасность Самарской области;
повышение качества окружающей среды как степени соответствия природных условий жизненным потребностям населения Самарской области и требованиям его благосостояния;
принятие бюджета природы, общая оценка вредностей и установление предельно допустимых норм вредности в стоимостном выражении.
предоставление населению, общественности и деловым кругам гарантии в том, что у государственных органов власти в Самарской области есть обязательства в отношении эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в целях повышения благосостояния населения Самарской области и что эти обязательства государственные органы власти в Самарской области намерены неукоснительно соблюдать;
поддержание крепких связей государственных органов управления с деловыми кругами, общественностью и населением при разработке, принятии и реализации решений, касающихся рационального использования природных ресурсов и предотвращения деградации природной среды;
повышение репутации деловых кругов и увеличение рыночной доли предпринимателей, участвующих в реализации Концепции;
усиление контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов, выделяемых для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;
усиление общественного контроля над действиями или бездействием субъектов, причиняющими вред окружающей среде и населению Самарской области;
своевременное, в рамках реализации ОЦКП, выявление конкретных производственных и хозяйственных процессов, наносящих ущерб окружающей среде, угрожающих здоровью человека, отрицательно влияющих на природные и антропогенные процессы;
развитие массового природоохранного сознания и экологической культуры;
совершенствование нормативной базы, обеспечивающей реализацию экологической политики Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 20 декабря 2007 г. N 14 "Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Волжская коммуна" от 20 февраля 2008 г. N 32
Приказом Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14 октября 2011 г. N 326 настоящий приказ признан утратившим силу