Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
охоты и рыболовства
Самарской области
от 31 января 2017 г. N 18-п
Ведомственная целевая программа
"Создание условий для устойчивого существования и рационального использования охотничьих и водных биологических ресурсов на территории Самарской области в 2019 году" (далее - Ведомственная программа)
Паспорт
ведомственной программы
Наименование ведомственной программы |
"Создание условий для устойчивого существования и рационального использования охотничьих и водных биологических ресурсов на территории Самарской области в 2019 году". |
Дата принятия решения о разработке ведомственной программы |
Распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 07.04.2016 N 55-р "О разработке ведомственной целевой программы "Создание условий для устойчивого существования и рационального использования охотничьих ресурсов на территорий Самарской области в 2019 году". |
Разработчик и исполнитель ведомственной программы |
Департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее - Департамент). |
Цели и задачи ведомственной программы |
Цель Ведомственной программы: Поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечение устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов. Задача 1. Осуществление государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства. Задача 2. Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания |
Срок реализации ведомственной программы |
2019 год. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели ведомственной программы |
Индикаторы (показатели) выполнения задач: - прирост численности охотничьих ресурсов на территории Самарской области относительно предыдущего года; - доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих, ресурсов; - количество выполненных плановых проверок соблюдения охотопользователями обязательных требований при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; - индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах (в процентах к численности 2010 года) по видам: лось, косуля, благородный олень; - количество выданных разрешений и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов (физическим и юридическим лицам); - отношение количества видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, к общему количеству видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Самарской области; - прирост численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Самарской области относительно предыдущего года; - прирост численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий государственного бюджетного учреждения Самарской области "Волжское государственное опытное охотничье хозяйство" (далее - ГБУ СО "Волжское ГООХ") относительно предыдущего года; - доля освоения квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ГБУ СО "Волжское ГООХ"; - доля удовлетворенных заявок пользователей рыбопромысловыми участками на заключение договоров по предоставлению права добычи (вылова) водных биологических ресурсов. |
Объемы финансирования мероприятий, определённых ведомственной программой |
Реализация мероприятий Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту на соответствующий финансовый год в установленном порядке. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы за счет средств областного бюджета составляет в 2019 году 131 592,070 тыс. рублей *; за счёт планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета 16 142,400 тыс. рублей. |
Показатели социально-экономической эффективности реализации ведомственной программы |
Отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню её финансирования (расходов). |
Система организации контроля за ходом реализации ведомственной программы |
Контроль исполнения Ведомственной программы осуществляется Департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2. |
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Ведомственной программы
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, отнесена к природоохранной деятельности. Особенно актуальна такая деятельность на территории Самарской области, которая характеризуется высокой степенью промышленного развития и освоения, а также значительным уровнем негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Охотничьи ресурсы представляют один из видов, возобновляемых, а, следовательно, потенциально неисчерпаемых природных ресурсов. Главным условием использования таких ресурсов являются рациональный подход к регулированию изъятия и обеспечению их воспроизводства.
Охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты, а сохранение охотничьих ресурсов - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. Значит рационально организованное охотничье хозяйство - воплощение ведущего тезиса Всемирной Конвенции о биологическом разнообразии - "разумное использование биологических ресурсов - действенное средство их охраны".
Географическое положение, природно-климатические условия, а также разнообразие животного мира Самарской области, являющегося составляющим, неотъемлемым элементом природной среды, способствует формированию в Самарской области весьма разнообразной ресурсной базы как для непосредственно охотничьего хозяйства, так и для сопутствующих ему туризму и рекреации. Данное направление является одним из приоритетных в Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года.
Вместе с тем, большая часть территории области занята ландшафтами, переходными от лесостепей к степям. В этой связи в регионе мало представлены выраженные, типичные условия для обитания как лесных, так и степных животных, в том числе охотничьих ресурсов. Кроме того, высокая степень хозяйственной освоенности региона приводит к нарушению среды обитания и снижению численности охотничьих ресурсов. В результате, при большом видовом разнообразии охотничьих ресурсов, численность их находится в основном на уровне "средний".
Видовой состав и численность
охотничьих ресурсов Самарской области по данным государственного мониторинга на 1 апреля 2016 года
Виды охотничьих ресурсов |
Численность, голов |
Виды охотничьих ресурсов |
Численность, голов |
Млекопитающие | |||
олень благородный |
1105 |
куница лесная |
1370 |
олень пятнистый |
187 |
лесной хорек |
0 |
косуля сибирская |
14190 |
степной хорек |
243 |
лось |
4196 |
рысь |
4 |
кабан |
5549 |
заяц-беляк |
2294 |
волк |
0 |
заяц-русак |
12073 |
шакал |
0 |
белка |
271 |
лисица обыкновенная |
4880 |
суслики |
3711 |
корсак |
6 |
сурок-байбак |
8712 |
собака енотовидная |
213 |
бобр европейский |
5813 |
барсук |
4051 |
ондатра |
28087 |
ласка |
434 |
хомяки |
57 |
горностай |
83 |
водяная полевка |
432 |
норки |
1605 |
кроты |
1179 |
Птицы | |||
вальдшнеп |
4992 |
чирок-трескунок |
52282 |
глухарь обыкновенный |
608 |
серая утка |
13250 |
куропатка серая |
228461 |
гоголь обыкновенный |
3856 |
рябчик |
0 |
свиязь |
1510 |
тетерев обыкновенный |
13110 |
красноносый нырок |
803 |
вяхирь |
9072 |
красноголовый нырок |
21229 |
голубь сизый |
20138 |
хохлатая чернеть |
1416 |
горлица большая |
68 |
крохаль |
0 |
горлица кольчатая |
14 |
огарь |
1686 |
горлица обыкновенная |
2754 |
шилохвость |
1758 |
клинтух |
50 |
широконоска |
10965 |
перепел обыкновенный |
10905 |
пеганка |
859 |
бекас обыкновенный |
1590 |
чибис |
3838 |
веретенник большой |
67 |
обыкновенный погоныш |
168 |
веретенник малый |
111 |
турухтан |
217 |
гаршнеп |
39 |
травник |
254 |
дупель обыкновенный |
314 |
камышница обыкновенная |
192 |
гуменник |
0 |
коростель |
1583 |
гусь белолобый |
0 |
кроншнеп большой |
69 |
кряква |
131958 |
кроншнеп средний |
0 |
чирок-свистунок |
50972 |
пастушок |
160 |
гусь серый |
41 |
лысуха |
117537 |
казарка белощекая |
0 |
|
|
Охотничьи угодья Самарской области подразделяются на закрепленные (угодья, предоставленные в пользования юридическим лицам и в которых охота производится на коммерческой основе) и общедоступные (угодья, в которых граждане могут свободно осуществлять свое право на охоту).
Средняя суммарная плотность всех видов охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотугодий Самарской области составляет 170 голов на тысячу гектаров. В то же время на территории общедоступных охотугодий плотность всех видов охотничьих ресурсов составляет 92 головы на тысячу гектаров, что практически в 2 раза ниже.
Низкая плотность обитания охотничьих ресурсов, а также практически полное отсутствие таких объектов охотничьей инфраструктуры как остановочные пункты и базы охотников, стрелковые вышки и засидки на территории общедоступных охотничьих угодий Самарской области снижает их привлекательность в качестве объекта охотничьего туризма. Увеличение плотности обитания охотничьих ресурсов может быть достигнуто только путем проведения специальных мероприятий по сохранению и рациональному использованию охотничьих ресурсов.
Главным сдерживающим фактором для увеличения ресурсной базы отрасли является высокая антропогенная нагрузка на среду обитания охотничьих ресурсов в Самарской области. Более 70% территории охотугодий региона представлено пашней, преобразованными или поврежденными участками, а также непригодными для ведения охотничьего хозяйства участками. Перечисленные природно-антропогенные комплексы являются наименее удобными для существования и размножения диких животных. Плотность обитания охотничьих ресурсов на таких участках значительно ниже, чем в естественных природных комплексах.
Сказывается на состоянии популяций охотничьих ресурсов также последствия развала отрасли охотпользования в 90-х годах. В тот период происходило бесконтрольное хищническое истребление животных основных охотничьих видов на фоне отсутствия биотехнических мероприятий и распада системы охотпользования, сложившейся в эпоху советского государства. Численность таких животных как лось, косуля, благородный олень, кабан была в корне подорвана. Поскольку популяции диких животных обладают значительной инерцией, восстановление их численности происходит очень медленно даже при проведении мероприятий, способствующих успешному выживанию и размножению.
В настоящее время происходит становление отрасли охотпользования на базе системы, основанной на положениях нового законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и развивающегося комплекса нормативных документов. В Самарской области внедрение новой системы охраны и использования охотничьих ресурсов уже позволило достичь устойчивого прироста ресурсной базы на протяжении 2008-2016 годов.
Для обеспечения устойчивого существования, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов на территории региона необходимо постоянно осуществлять комплекс мероприятий, направленных, с одной стороны, на четкую реализацию полномочий региона по управлению отраслью и осуществлению эффективного надзора за использованием охотничьих ресурсов, с другой стороны - на компенсацию негативного воздействия антропогенного фактора и способствование расширенного воспроизводства охотничьих ресурсов.
К первому блоку относятся следующие основные действия департамента охоты и рыболовства Самарской области:
- обеспечение информационной базы отрасли (государственный учет, государственный мониторинг, государственный охотхозяйственный реестр и т.д.);
- своевременное и обоснованное ежегодное установление лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов;
- полное обеспечение права граждан на охоту в общедоступных охотничьих угодьях в соответствии с имеющимися ресурсами, и предоставление охотничьих ресурсов в пользование юридическим лицам;
- осуществление эффективного государственного охотничьего надзора, снижение уровня браконьерства;
- своевременное и обоснованное принятие решений по регулированию численности охотничьих ресурсов, планированию и реализации мероприятий по их сохранению.
Перечисленное осуществляется Департаментом с использованием сформированной полноценной материально-технической базы (в том числе специализированные транспортные средства и объекты недвижимости), обслуживание и техническое обеспечение которой производит подведомственное учреждение (государственное бюджетное учреждение Самарской области "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов", далее - ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов") в рамках выполнения государственного задания.
Ко второму блоку относится весь комплекс мероприятий, непосредственно направленный на охотничьи ресурсы, среду их обитания и охотничью инфраструктуру, позволяющую эффективно их использовать. Это хозяйственные мероприятия, реализуемые подведомственными Департаменту учреждениями в отношении охотничьих ресурсов и среды их обитания в общедоступных охотугодьях и угодьях опытного охотничьего хозяйства (Шигонский район). Данный комплекс мероприятий носит ежегодный характер и необходим для устойчивого существования, воспроизводства, охраны и использования охотничьих ресурсов на указанных территориях. Мероприятия реализуются подведомственными учреждениями в рамках выполнения государственных заданий, которые составляются ежегодно с учетом меняющихся природно-ресурсных условий и текущих приоритетов развития отрасли.
Настоящая Ведомственная программа разработана как комплекс взаимоувязанных мероприятий по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по обеспечению увеличения численности основных видов охотничьих ресурсов, а также организации рационального использования охотничьих ресурсов. Все мероприятия подчинены основному направлению - осуществлению полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) к полномочиям Самарской области относится:
1) утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации;
2) разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий;
3) выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты;
5) осуществление иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Самарская область реализует следующие полномочия Российской Федерации, переданные в соответствии с Законом об охоте:
1) организация и осуществление сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
2) установление в порядке, предусмотренном Законом об охоте, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих; ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
3) регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
4) определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
6) заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений);
7) выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
8) выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
9) осуществление контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;
10) осуществление контроля за оборотом продукции охоты;
11) осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" к полномочиям Самарской области относится организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства. В этой сфере субъекты Российской Федерации наделены узкими полномочиями, связанными с охраной водных биологических ресурсов и комплексом действий по предоставлению их в пользование. Субвенция из федерального бюджета на эти цели в настоящее время невелика и не превышает 200 тыс. руб. в год. Однако, ресурсный потенциал Самарской области весьма интересен в плане наличия большого количества небольших водных объектов, которые могут быть использованы субъектами малого бизнеса в целях рыболовства. Для этого необходимо своевременно предоставлять субъектам рыболовства право на добычу водных биологических ресурсов.
Финансовое обеспечение реализации указанных полномочий предусмотрено в составе единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием" государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения".
Последние годы проводимая Минприроды России оценка осуществления субъектами Российской Федерации полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов показала что в Самарской области данная работа проводится на высоком уровне. По результатам оценки за 2010 и 2012 годы Самарская область занимала второе место среди всех субъектов Российской Федерации.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.
Реализация аналогичной ведомственной программы за 2013-2015 годы показало эффективность реализуемых мероприятий. Так, совокупный прирост численности охотничьих ресурсов превысил ожидаемые результаты и составил 128%, в общедоступных охотугодьях и в угодьях ГООХ "Волжское" показатель также существенно превышен:
Результаты
реализации ведомственной целевой программы в 2013-2015 гг. в части прироста численности охотничьих ресурсов
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Абсолютное значение численности охотничьих ресурсов к началу реализации Ведомственной программы |
Плановые значения численности охотничьих ресурсов и значение показателя |
Достигнутые значения численности охотничьих ресурсов и значение показателя |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории Самарской области относительно начала реализации Ведомственной программы |
395 634 |
419 372 6% |
536 956 35,72% |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий и иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов относительно начала реализации Ведомственной программы |
44 045 |
48 714 10,6% |
65 287 48,23% |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории Волжского ГООХ относительно начала реализации Ведомственной программы |
5 991 |
6 590 10% |
9 924 65,65% |
Это произошло и первую очередь за счет развития системы государственного учета охотничьих ресурсов. В указанный период утверждены на федеральном уровне и внедрены новые методы учета диких животных. Также департаментом увеличено число учитываемых видов охотничьих ресурсов, возрос и объем проводимых учетных работ. В общедоступных охотугодьях численность возросла в связи с увеличением общей площади таких угодий (с 487,2 тыс. га в 2012 году до 997,7 тыс. га в 2015 году). Выделить при этом прирост численности охотничьих ресурсов как результат мероприятий программы невозможно.
Как результат увеличения численности охотничьих ресурсов, количество выданных разрешений на добычу в общедоступных угодьях увеличилось и составило 10 102 (в 2012 году таких разрешений выдано 6 093). Таким образом, граждане смогли реализовать свое право на охоту в общедоступных угодьях на 66% больше, чем в период до реализации Ведомственной программы.
По остальным показателям (индикаторам) также успешно достигнуты намеченные цели.
Выполнение предусмотренных настоящей Ведомственной программой мероприятий приведет к дальнейшему социально-экономическому развитию региона за счет увеличения ресурсной базы для охоты и охотничьего туризма, улучшения окружающей среды путем увеличения численности обитающих животных и улучшения компонентов среды их обитания, увеличения объемов использования охотничьих ресурсов при обеспеченном и устойчивом их воспроизводстве.
2. Основные цели и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является: "Поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечение устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов".
Достижение устойчивого состояния и использования охотничьих ресурсов позволяет сохранить и увеличить главное - ресурсную базу отрасли.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Осуществление государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства.
Решение данной задачи обеспечивается осуществлением всего блока полномочий и проистекающих из них функций уполномоченного органа власти Самарской области (Департамента) в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов и рыболовства. Эти функции, перечисленные в разделе 1 Ведомственной программы, можно сгруппировать в три основных блока:
1. функции, связанные с учетом и мониторингом ресурсов, информационно-аналитическим обеспечением управления отраслью;
2. непосредственно управленческие функции, обеспечивающие порядок и объемы использования и сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания и водных биологических ресурсов;
3. функции контроля и государственного охотничьего надзора.
В состав государственных услуг, предоставляемых департаментом охоты и рыболовства Самарской области, входят такие услуги в области рыболовства:
- распределение промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства;
- предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, которые не отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается:
Данные услуги оказываются по заявкам пользователей водными биологическими ресурсами и ее результатом является заключение договоров по предоставлению права добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Своевременное, полное и качественное предоставление данных услуг обеспечивает условия для осуществления рыболовства в объемах, планируемых рыбодобывающими предприятиями.
Задача 2. Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Для решения данной задачи ежегодно формируются государственные задания подведомственным учреждениям ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов": и ГБУ СО "Волжское государственное опытное охотничье хозяйство". В течение года контролируется ход исполнения государственных заданий, а по окончании года оценивается результат их исполнения.
ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" осуществляет в рамках выполнения государственного задания комплекс работ по обеспечению сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Самарской области. В этот комплекс входят охотоустроительные (проектные) работы, создание объектов охотничьей инфраструктуры, охранные и биотехнические мероприятия. Состав и объемы работ уточняются ежегодно при составлении государственного задания в соответствии со сложившимися природными условиями (погодные характеристики, численность ресурсов, их обеспеченность естественными кормами в текущем году и т.д.), а также в соответствии с планируемыми на следующий год объемами использования ресурсов. Кроме того, данное учреждение осуществляет хозяйственное обеспечение деятельности Департамента. В отношении водных биологических ресурсов учреждение формирует информационную базу по рыбопромысловым участкам для последующего предоставления их в пользование рыбодобывающим предприятиям.
ГБУ СО "Волжское государственное опытное охотничье хозяйство" осуществляет весь объем работ по содержанию объектов инфраструктуры и обеспечению всех функций охотпользования в закрепленном за учреждением охотничьем хозяйстве, занимающем практически всю территорию Шигонского района. Также учреждение осуществляет проработку и внедрение эффективных методов и технологий охотничьего хозяйства, ориентированных на условия региона и текущие потребности в воспроизводстве охотничьих ресурсов.
3. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы и целевые индикаторы (показатели)
Реализация Ведомственной программы позволит достичь следующих результатов:
увеличение численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий на 3%, в целом на территории Самарской области на 2%; а также увеличение объемов их использования;
утверждение схем охраны и использования общедоступных охотничьих угодий Самарской области;
оперативное выявление нарушений в сфере охоты и требований по сохранению охотничьих ресурсов, своевременное и полное возмещение виновными лицами ущерба, причинённого охотничьим ресурсам и среде их обитания;
повышение привлекательности общедоступных угодий Самарской области как зон охотничьего туризма;
создание условий для увеличения объемов использования водных биологических ресурсов и развитая в этой сфере малого бизнеса.
Достижение цели и задач Ведомственной программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями), в том числе предусмотренными государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов":
Перечень
целевых индикаторов (показателей) Ведомственной целевой программы "Создание условий для устойчивого существования и рационального использования охотничьих и водных биологических ресурсов на территории Самарской области в 2019 году"
N п/п |
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
|
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
|||
Цель. Поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечение устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов | ||||
1. |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории Самарской области относительно предыдущего года |
% |
2 |
2 |
Задача 1. Осуществление государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства | ||||
2. |
Доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
% |
80,1 |
80,2 |
3. |
Количество выполненных плановых проверок соблюдения охотпользователями обязательных требований при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства |
шт. |
12 |
12 |
4. |
Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах (в процентах к численности 2010 года) по видам: |
% |
|
|
лось |
|
145,0 |
148,0 |
|
косуля |
|
170,0 |
175,0 |
|
благородный олень |
|
140,0 |
143,0 |
|
5. |
Количество выданных разрешений и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов (физическим и юридическим лицам) |
тыс. шт. |
39,2 |
39,5 |
6. |
Отношение количества видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, к общему количеству видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Самарской области |
% |
80 |
80 |
Задача 2. Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания | ||||
7. |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Самарской области относительно предыдущего года |
% |
3 |
3 |
8. |
Прирост численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ГБУ СО "Волжское ГООХ" относительно предыдущего года |
% |
3 |
3 |
9. |
Доля освоения квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ГБУ СО "Волжское ГООХ" |
% |
100 |
100 |
10. |
Доля удовлетворенных заявок пользователей рыбопромысловыми участками на заключение договоров по предоставлению права добычи (вылова) водных биологических ресурсов |
% |
100 |
100 |
Расчет значений показателей (индикаторов) производится согласно методикам, приведенным в Приложении к Ведомственной программе.
Показатель 1 является основным в оценке достижения цели, поскольку характеризует главный результат - увеличение ресурсной базы отрасли. Следует отметить, что результаты по данному показателю зависят не только от прямого роста численности животных, но и от развития и совершенствования методов учета, а также от полноты и качества выполнения учетных мероприятий. Этот фактор не меняет смысла результатов, поскольку достоверные данные о численности ресурсов позволяют более точно планировать и обеспечивать их использование.
Показатели 2 и 3 характеризуют качество и полноту проводимых мероприятий, относящихся к федеральному государственному охотничьему надзору, а именно - уровень знания и умения применять законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, полноту и качество применения мер обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Показатель 2 отражает процент вступивших в законную силу постановлений к общему количеству вынесенных постановлений по выявленным административным правонарушениям. За счет постановлений, по которым процессуальные сроки права на обжалование еще не истекли, либо по которым решение будет принято в следующий отчетный период, то есть по административным делам, возбужденным в конце года, показатель может составлять от 75 до 81%.
Показатель 3 характеризует полноту выполнения, утвержденного плана проверок соблюдения обязательных требований при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства охотпользователями в количественном выражении.
Показатель 4 согласуется с таким же показателем подпрограммы 3 "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов". Однако, стартовые значения используются в соответствии с достигнутыми в Самарской области на текущий момент, при этом сохранена планируемая динамика. Значение данного показателя - "благородный олень" - в 2013 году имеет несопоставимую величину вследствие высокой статистической погрешности при оценке численности малораспространенного в нашем регионе вида животных, каким является благородный олень. Поэтому дальнейшее планирование роста численности данного вида осуществляется, исходя из многолетних наблюдений.
Показатель 5 - прямой показатель. Количество выданных разрешений и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов рассчитывается исходя из существующих плотности и численности охотничьих ресурсов. Соответственно, указанный показатель характеризует эффективность деятельности департамента по реализации региональной политики и осуществлению государственного управления в области охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории охотничьих угодий Самарской области, а также по реализации мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий в количественном выражении.
Показатель 6 характеризует эффективность осуществляемых департаментом и ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" комплекса мероприятий на территории общедоступных охотугодий, где граждане могут осуществлять охоту свободно, вне коммерческой деятельности предприятий-охотпользователей. Значение показателя планируется относительно предыдущего года с увеличением на 3%.
Показатели 7 и 8 оценивают деятельность подведомственного учреждения ГБУ СО "Волжское ГООХ" по реализации в рамках выполнения государственного задания мероприятий, направленных на сохранение и использование охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории, находящейся в ведении данного учреждения.
Показатель 9 отражает полноту предоставления департаментом охоты и рыболовства Самарской области государственных услуг "Распределение промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства" и "Предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, которые не отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается". Значение показателя определяется как доля в процентах удовлетворенных заявок на заключение договоров по предоставлению права добычи (вылова) водных биологических ресурсов от всего количества поступивших таких заявок.
4. Перечень мероприятий Ведомственной целевой программы "Создание условий для устойчивого существования и рационального использования охотничьих и водных биологических ресурсов на территории Самарской области в 2019 году"
N п/п |
Наименование цели, задачи и мероприятия |
Срок реализации |
Объём средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятия в 2019 году, тыс. рублей * |
Исполнитель |
Цель 1. Поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечение устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов | ||||
Задача 1. Осуществление государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства | ||||
1. |
Осуществление полномочий органов государственной власти Самарской области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
2019 г. |
48056,562 |
Департамент охоты и рыболовства Самарской области |
2. |
Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
2019 г. |
16142,400 |
Департамент охоты и рыболовства Самарской области |
|
в том числе за счёт планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета |
2019 г. |
16142,400 |
Департамент охоты и рыболовства Самарской |
3. |
Предоставление субсидии на иные цели ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" на проведение работ по материально-техническому обеспечению деятельности департамента охоты и рыболовства Самарской области |
2019 г. |
9704,400 |
ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" |
4. |
Выполнение государственного задания ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" по транспортному обслуживанию департамента охоты и рыболовства Самарской области |
2019 г. |
13667,118 |
ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" |
Задача 2. Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания | ||||
5. |
Выполнение государственного задания ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов", в том числе: |
2019 г. |
27790,730 |
ГБУ СО "Управление охотничьих и водных биологических ресурсов" |
5.1. |
Обеспечение проведения мероприятий по сохранению объектов животного мира на территории ОДОУ Самарской области |
2019 г. |
18710,150 |
|
5.2. |
Организация и проведение работ по учету, анализу численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории ОДОУ Самарской области |
2019 г. |
9080,580 |
|
6. |
Выполнение государственного задания ГБУ СО "Волжское ГООХ", в том числе: |
2019 г. |
32373,260 |
ГБУ СО "Волжское ГООХ" |
6.1. |
Создание экспериментальной и методологической основы сохранения объектов животного мира на территории закрепленных за ГБУ СО "Волжское ГООХ" охотничьих угодий |
2019 г. |
11464,209 |
|
6.2. |
Создание экспериментальной и методологической основы содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания |
2019 г. |
7773,933 |
|
6.3. |
Организация и проведение работ по мониторингу (учету) численности объектов животного мира на территории закрепленных за ГБУ СО "Волжское ГООХ" охотничьих угодий |
2019 г. |
6567,559 |
|
6.4. |
Формирование обоснования проведения мероприятий по регулированию охотничьих ресурсов в целях поддержания их численности, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания на территории закрепленных за ГБУ СО "Волжское ГООХ" охотничьих угодий |
2019 г. |
6567,559 |
|
Всего по Ведомственной целевой программе: |
|
147734,470 |
|
5. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Ведомственная программа имеет экологически-ориентированный характер и направлена на улучшение экологической обстановки в Самарской области и повышение благосостояния граждан, поскольку ее мероприятия направлены на сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание условий для их устойчивого воспроизводства и использования. Увеличение численности охотничьих ресурсов, в свою очередь, позволит гражданам в большей мере реализовывать свое право на охоту, большее время проводить в общении с природой, заниматься активной физической деятельностью на природе, а также пополнять свой рацион экологически чистыми продуктами высокого качества и пищевой ценности. Ежегодно граждане Самарской области получают охотничьей продукции только в виде мяса добытых животных и птиц в количестве 250 тонн. Причем эта продукция выгодно отличается как экологическими характеристиками, так и гастрономическими качествами. Такие благоприятные последствия особенно важны для территорий, подверженных значительному антропогенному воздействию, какой является и Самарская область.
Реализация мероприятий Ведомственной программы позволит:
обеспечить устойчивое ведение охотничьего хозяйства на территории Самарской области;
увеличить ресурсный потенциал на территории общедоступных охотничьих угодий, поддержать в популяциях охотничьих ресурсов необходимые половозрастные (экстерьерные), трофейные характеристики;
улучшить среду обитания охотничьих ресурсов;
выявить перспективные участки и места концентрации охотничьих животных, создать локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства на территории общедоступных охотничьих угодий Самарской области;
обеспечить проведение в общедоступных охотничьих угодьях области комплекса биотехнических мероприятий;
оздоровить население региону за счет вовлечения в один из самых активных и здоровых видов отдыха - охоту;
обеспечить продовольственную безопасность региона за счет дополнительного получения экологически чистой, ценной в гастрономическом отношении, продукции охоты, достигнув устойчивого ежегодного роста производства такой продукции не менее 2%;
повысить привлекательность общедоступных охотничьих угодий Самарской области как зон прогрессивного охотничьего туризма, обеспечив прирост возможности гражданам осуществлять охоту в таких угодьях не менее 3% в год;
обеспечить рыбодобывающие предприятия правом на добычу планируемых ими объемов вылова водных биологических ресурсов;
повысить привлекательность региона в целом как активной туристическо-рекреационной зоны;
улучшить качество окружающей среды, благодаря увеличению численности животных и улучшению условий их обитания.
Негативное влияние на достижение значений целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы могут оказать рост инфляции и, как следствие, увеличение стоимости товаров, работ и услуг, а также увеличение площади общедоступных охотничьих угодий Самарской области, что приведет к снижению величины относительных затрат по осуществляемым мероприятиям на единицу площади охотугодий. Также негативное влияние могут оказать неблагоприятные климатические и эпизоотический условия и их последствия (засуха, обширные пожары, распространение опасных заболеваний животных, стихийные бедствия).
6. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Департаментом ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования (расходов).
Показатель эффективности реализации Программы () за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где:
- количество целевых Индикаторов (показателей) Программы;
- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
- значение n-го целевого индикатора (показателя) на конец отчетного года;
- плановая сумма финансирования по Программе, предусмотренная на реализацию программных мероприятий в отчетном году;
- сумма расходов на реализацию Программы на конец отчетного года.
Для расчета показателя эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы (показатели), достижение которых предусмотрено в отчетном году.
При значении показателя эффективности от 80 и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80% низкой.
7. Обоснование Потребности в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Объем финансирования мероприятий Ведомственной программы на 2019 год составит:
- за счет средств областного бюджета составляет 131 592,070 тыс. рублей*.
- за счёт планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета 16 142,400.
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в виде ассигнований:
на обеспечение выполнения с функций казенных учреждений в соответствии с абзацем вторым статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
на предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является Департамент.
Департамент:
ежегодно по итогам каждого года в срок до 15 января года, следующего за отчетным, проводит анализ эффективности выполнения мероприятий Ведомственной программы, расходования финансовых средств и разрабатывает промежуточный доклад о ходе реализации Ведомственной программы, который представляет руководителю Ведомственной программы;
ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Ведомственной программы, рассчитанных в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом её особенностей, и направляет её на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области;
ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.