Постановление Правительства Самарской области от 23 июня 2010 г. N 302
"О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области
от 04.03.2009 N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств
Самарской области"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" следующие изменения:
в Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год (далее - Программа):
паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт программы
Наименование программы |
- |
Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта российской федерации |
- |
департамент труда и занятости населения Самарской области |
Основания для разработки программы |
- |
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных- мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области" |
Государственный заказчик программы |
- |
департамент труда и занятости населения Самарской области |
Разработчик программы |
- |
департамент труда и занятости населения Самарской области |
Срок реализации программы |
- |
2010 год |
Цель программы |
- |
снижение негативных социально - экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в регионе |
Задачи программы |
- |
повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - находящихся под угрозой увольнения); стимулирование сохранения и создания рабочих мест; обеспечение занятости работников организаций - производителей легковых автомобилей и их дочерних юридических лиц - производителей услуг в сфере содействия занятости бывших работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей (далее - организации - автопроизводители и их дочерние организации); снижение напряженности на рынке труда Самарской области |
Основные мероприятия программы |
- |
опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; содействие трудоустройству инвалидов; создание рабочих мест и обеспечение занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций; материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций |
Объемы и источники финансирования программы |
- |
общий объем финансирования мероприятий Программы составит 5769754 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 5480283 тыс. рублей (94,98% общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 289471 тыс. рублей (5,02% общего объема финансирования мероприятий Программы). В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий в монопрофильных населенных пунктах: городских округах Тольятти, Чапаевск, Похвистнево, Октябрьск, г. Нефтегорск, пгт Балашейка муниципального района Сызранский, пгт Мирный муниципального района Красноярский (далее - монотерритории) предусмотрено 5013608 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 4763185 тыс. рублей; средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 250423 тыс. рублей. В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций предусмотрено 4410842 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 4190300 тыс. рублей; средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 220542 тыс. рублей |
Целевые показатели программы |
- |
сдерживание регистрируемой безработицы на уровне не выше 3,1% в среднем за год; обеспечение занятости не более 14651 работника организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций |
Показатели результативности программы |
- |
профессиональное обучение 5,596 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения (в том числе на монотерриториях - 3,661 тыс. работников); создание 37,699 тыс. рабочих мест в рамках организации общественных и временных работ для трудоустройства 37,699 тыс. безработных и ищущих работу граждан, а также работников, находящихся под угрозой увольнения (в том числе на монотерриториях - 17,705 тыс. человек); создание 2,6 тыс. рабочих мест для стажировки в целях приобретения опыта работы 2,6 тыс. выпускников образовательных учреждений, а также организация деятельности 0,9 тыс. наставников; создание 8,625 тыс. рабочих мест (в том числе на монотерриториях - 4,012 тыс. рабочих мест) посредством оказания содействия самозанятости 6,625 тыс. безработных граждан (в том числе на монотерриториях - 4,012 тыс. безработных граждан), а также создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 2 тыс. дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; оказание содействия работодателям в создании 160 специально оборудованных постоянных рабочих мест для трудоустройства 160 инвалидов; создание рабочих мест и обеспечение занятости 14651 работника организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 8868 работников организаций - автопроизводителей и их дочерних организаций; материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых на 9993 рабочих местах в организациях - автопроизводителях и их дочерних организациях"; |
в тексте Программы:
раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
Самарская область является регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени испытывала влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с IV квартала 2008 года экономическая ситуация в области ухудшалась. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако особенно сильно его последствия затрагивают такие отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, химическая отрасль, металлургическое производство, производство строительных материалов, добыча неэнергетических полезных ископаемых. Положение в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени определяет общеэкономическую ситуацию.
Проблемы могут обостряться в монопрофильных городах и поселках городского типа, представляющих собой сложную структуру, в которой между функционированием города или поселка и расположенными на его территории предприятиями существует тесная связь и последние влияют на все основные аспекты жизни населенного пункта. Такими территориями в Самарской области являются городские округа Тольятти (ОАО "АВТОВАЗ"), Чапаевск (ОАО "Промсинтез"), Октябрьск (ЗАО "АвтоПластИнжиниринг") и Похвистнево (цех добычи нефти и газа N 2 ОАО "Самаранефтегаз"), пгт Петра Дубрава (ФКП "Самарский завод "Коммунар"), пгт Смышляевка (ООО "Самарское объединение керамики") и пгт Стройкерамика (ООО "Самарский стройфарфор") муниципального района Волжский, г. Нефтегорск муниципального района Нефтегорский (РИТС ЮГМ ОАО "Самаранефтегаз"), пгт Балашейка муниципального района Сызранский (ЗАО "Балашейские пески"), пгт Волжский (ОАО "Самарский опытно - экспериментальный завод"), пгт Мирный (ОАО "Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин") и пгт Новосемейкино (ООО "Русал-Ресал") муниципального района Красноярский. Уровень безработицы в монопрофильных населенных пунктах на 12.05.2010 составляет 1,4-4,7% населения трудоспособного возраста, что не позволяет считать ситуацию в них кризисной. Вместе с тем по совокупности экономических и социальных показателей (уровень регистрируемой безработицы, темп роста численности безработных и изменение коэффициента напряженности, индекс промышленного производства и др.) ситуация в городском округе Тольятти может оцениваться как предкризисная.
На территории области, особенно в городском округе Тольятти, высока концентрация производства. Индекс промышленного производства за 2009 год составил 72,5% к предыдущему году. Темпы падения промышленного производства превышали среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах - на 36,9%, и в первую очередь за счет резкого снижения производства автомобилей на 62,0%.
Экономика области во многом зависит от крупнейшей градообразующей организации ОАО "АВТОВАЗ", производящей четверть всего объема промышленной продукции области. В целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Индекс промышленного производства городского округа Тольятти по крупным и средним предприятиям за 2009 год по сравнению с предыдущим годом составлял 56,4% (в целом по области - 72,0%).
На долю градообразующего предприятия ОАО "АВТОВАЗ" по итогам 2008 года приходилось 53,6% общегородского объема промышленного производства и 42,7% от среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В результате значительно обострилась ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе (приложение 1 к Программе). За 2009 год численность безработных увеличилась в 2,4 раза и составила на конец декабря 58,3 тыс. человек. В I квартале текущего года тенденция роста численности регистрируемых безработных сохранялась. Снижение безработицы наблюдается с апреля по настоящее время. Численность безработных граждан к 12.05.2010 составляет 58,8 тыс. человек, уровень безработицы равен 3,5% экономически активного населения области. Несмотря на эту положительную тенденцию, в Самарской области следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения.
На начало мая 2010 года в области в составе зарегистрированных безработных 7,0% - инвалиды, 7,5% - лица предпенсионного возраста, 21,6% - уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 52,7% - уволенные по собственному желанию, 52,3% - женщины.
С учетом того, что в Самарской области сохраняется тенденция роста численности регистрируемых безработных, повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать сохранения высокого уровня обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 3,1% в среднем за год (приложение 2 к Программе).
Основной прирост численности безработных граждан может произойти за счет лиц, увольняемых из организаций, расположенных на территории Самарской области. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Самарской области, с октября 2008 года численность предполагаемых к высвобождению на 12.05.2010 увеличилась до 78,8 тыс. человек, а фактически высвобождено 50,6 тыс. работников.
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагались в финансовой сфере (17,2% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (23,0%), в химическом производстве (14,7%), в производстве транспортных средств и оборудования (12,1%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (12,7%).
О наиболее масштабных высвобождениях с 01.10.2008 сообщили следующие предприятия: ОАО "АВТОВАЗ" (8778 человек), ООО "Тольяттикаучук" (2123 человека), ОАО "Авиакор-авиационный завод" (1819 человек), ЗАО "Самарская кабельная компания" (1239 человек), ОАО "АВТОВАЗ-агрегат" (1647 человек), ООО "КорпусГруппВолга-Дон" (1026 человек), ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" (1000 человек), ОАО "Завод им. А.М. Тарасова (849 человек), ОАО "Авиакомпания "Са-мара" (785 человек), ЗАО "ГК "Электрощит" - ТМ "Самара" (765 чело-век).
Наибольшая доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные градообразующие и системообразующие предприятия - Самара (39,7%), Тольятти (33,4%), Сызрань (6,4%), Новокуйбышевск (3,3%), Жигулевск (2,0%).
Высок уровень скрытой безработицы, что свидетельствует о сохранении сложной экономической ситуации в части организаций различных видов экономической деятельности. На 12.05.2010 501 организация области работает в режиме неполного рабочего времени, предоставила отпуска без сохранения заработной платы или находится в простое. В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работает 24,4 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находится 1,0 тыс. человек, в простое по вине работодателя - 2,3 тыс. человек.
В 2010 году ожидается выпуск 6795 выпускников, обучающихся по программам начального профессионального образования (далее - НПО), 6244 - обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее - СПО).
По предварительным данным, в 2010 году более 4 тыс. выпускников, получающих диплом НПО (60%), будут трудоустроены в соответствии с заключенными договорами между образовательными учреждениями и предприятиями-работодателями, на которых обучающиеся проходят производственную практику. Около 15% выпускников будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолжат обучение 19,8% выпускников. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 5% выпускников учреждений НПО.
Из 6244 выпускников, получающих диплом СПО, будут трудоустроены более 3512 человек (56%), призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 16,8% выпускников. Продолжат обучение в вузах 16,3% выпускников.
Система образования Самарской области в качестве одной из мер содействия занятости молодежи предлагает выпускникам продолжить обучение в учреждениях СПО с целью повышения уровня профессионального образования. Выпускникам, получающим диплом СПО базового уровня, предлагается обучение по программам СПО повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области.
В Самарской области действует 21 полипрофильное учреждение профессионального образования, реализующее программы НПО и СПО. С учетом этого выпускникам учреждений НПО 2010 года будет предложено продолжить обучение до мая 2011 года по 20 специальностям СПО.
Ожидаемый выпуск учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО) региона в 2009/2010 учебном году составит 16590 человек, в том числе выпуск по инженерным специальностям составит около 25%, а по специальностям "Экономика и управление" и "Право" - около 29%.
Рост напряженности на региональном рынке труда обусловлен не только сокращением рабочих мест, а в основном сложностями отраслевых рынков труда. Эта проблема может обостряться в монопрофильных городах (приложение 1.1 к Программе). В 2009 году за счет моногородов обеспечено 45% прироста численности безработных в области в целом (остальные монопрофильные населенные пункты не оказали существенного влияния на рынок труда региона). В апреле - мае текущего года в моногородах, как и в целом по области, отмечается снижение численности безработных. Несмотря на эту положительную тенденцию, ситуация на рынках труда этих территорий остается неоднозначной и требует особого контроля.
В городских округах Октябрьск и Похвистнево численность безработных к 12.05.2010 увеличилась по сравнению с началом 2009 года соответственно в 1,9 и 1,6 раза до 0,8 тыс. и 0,7 тыс. человек, уровень безработицы составил 4,7% и 3,7%. Высвобождение персонала с предприятий этих городов пока не оказало существенного влияния на ситуацию: с октября 2008 года в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата в городских округах Октябрьск и Похвистнево уволено лишь 229 работников. Неполной занятостью в середине мая охвачены в Октябрьске 285 работников, в Похвистнево - 1022 работника.
В городском округе Чапаевск повышение напряженности на рынке труда объясняется в основном сокращением масштабов маятниковой трудовой миграции в близко расположенные городские округа Новокуйбышевск и Самара. Численность безработных там увеличилась с начала 2009 года в 2,7 раза до 1,7 тыс. человек, уровень безработицы составил 3,9%.
Из предполагавшихся к высвобождению с октября 2008 года 695 работников предприятий городского округа Чапаевск к 12.05.2010 уволен 471 человек (106 граждан из них трудоустроены, 189 гражданам назначена трудовая пенсия по старости). На долю ОАО "Промсинтез" приходится 191 уволенный (8% от среднесписочной численности).
Наиболее сложная ситуация остается на рынке труда городского округа Тольятти. Так, в начале 2009 года из официально зарегистрированных в области 24 тыс. безработных на долю городского округа приходилось 13%, а к 12.05.2010 из 58,8 тыс. безработных - уже 31%. Численность зарегистрированных безработных с начала 2009 года увеличилась в 6 раз или на 15,3 тыс. человек (44% общего прироста в целом по области) и на 12.05.2010 составила 18,4 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы возрос за этот период до 3,9%. В апреле - мае текущего года в городском округе Тольятти отмечается снижение численности безработных, однако эта положительная тенденция не уменьшает необходимости особого контроля за ситуацией на рынке труда городского округа.
Реальные возможности экономики города Тольятти в обеспечении занятости ищущих работу граждан сейчас довольно ограничены. Сокращается количество заявляемых вакансий на постоянную работу. В настоящее время на 1 постоянное рабочее место претендуют 10 безработных.
С октября 2008 года по середину мая 2010 года в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата в городском округе Тольятти уволено 18,7 тыс. работников (37,0% всех высвобожденных по области), из которых 4,6 тыс. человек (28,7%) трудоустроены.
В городском округе наблюдаются большие масштабы неполной занятости. На 12.05.2010 по данным, представленным работодателями в департамент труда и занятости населения Самарской области, в режиме неполной занятости задействовано 7,7 тыс. человек (27,8% от аналогичного показателя в целом по области), в том числе работает в режиме неполного рабочего времени 7,0 тыс. человек, находится в отпусках без сохранения заработной платы 0,1 тыс. человек, в простое - 0,6 тыс. человек.
При этом наибольшее влияние на социально-экономическое развитие и рынок труда городского округа Тольятти оказывает ситуация, складывающаяся в ОАО "АВТОВАЗ".
С 01.08.2009 в простое находилось почти 90 тыс. работников ОАО "АВТОВАЗ", которые с 01.09.2009 переведены на режим неполной рабочей недели по 20 - часовому графику сменности с оплатой труда за фактически отработанное время. С 01.12.2009 на предприятии отменен режим неполной рабочей недели, часть из 82 тыс. работников, занятых ранее по 20 часов в неделю, приступила к нормальному режиму работы. На 12.05.2010 находится в простое 545 работников.
Ситуация в ОАО "АВТОВАЗ" влияет и на функционирование предприятий-смежников, расположенных как на территории Самарской области, так и других субъектов Российской Федерации. Доля предприятий, осуществляющих поставку комплектующих деталей и материалов на ОАО "АВТОВАЗ", расположенных на территории Самарской области, составляет 34% (255 предприятий) от общего количества поставщиков ОАО "АВТОВАЗ" (755 предприятий). На указанных предприятиях занято 141,2 тыс. человек или 16% от общей численности работников, занятых на предприятиях - поставщиках ОАО "АВТОВАЗ". Это свидетельствует об общероссийском характере проблем ОАО "АВТОВАЗ", которое является стратегически важным предприятием Российской Федерации, включенным в федеральный перечень системообразующих организаций. Снижение объемов продаж и производства автомобилей и машинокомплектов ОАО "АВТОВАЗ" повышает риск введения режимов неполного рабочего времени и высвобождения работников предприятий - поставщиков ОАО "АВТОВАЗ". В настоящее время на долю расположенных в области поставщиков автокомпонентов приходится 2,5 тыс. человек, работающих в режиме неполной занятости, в том числе в городском округе Тольятти - 0,9 тыс. человек. С октября 2008 года с этих предприятий уже высвобождены 5,6 тыс. человек, из которых 3,9 тыс. человек обратились в службу занятости и 2,6 тыс. человек признаны безработными (в том числе в городском округе Тольятти - 2,8 тыс., 1,6 тыс. и 1,2 тыс. человек соответственно).
Несмотря на то, что остальные монопрофильные населенные пункты не оказали существенного влияния на рынок труда региона в целом, ситуация на локальных рынках труда некоторых из них довольно напряженная. Так, уровень регистрируемой безработицы в г. Нефтегорске муниципального района Нефтегорский, пгт Балашейка муниципального района Сызранский и пгт Мирный муниципального района Красноярский превышает среднероссийский показатель и составляет на 12.05.2010 соответственно 3,0%, 3,2% и 3,5%. По данным мониторинга, с октября 2008 года в этих населенных пунктах к 12.05.2010 фактически высвобождено 169 человек, 88 человек и 75 человек.
Все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки Программы, включающей проведение мероприятий на монотерриториях, для реализации которой необходима скоординированная совместная деятельность федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Негативное развитие событий могло бы привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 58,0 тыс. человек. В то же время полный комплекс мероприятий, включая реализацию настоящей Программы, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 51,2 тыс. человек (приложение 2 к Программе).
Мерами, реализуемыми в области содействия занятости населения в 2010 году, предусматривается:
трудоустроить при содействии службы занятости не менее 55 тыс. человек, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - 15,22 тыс. человек;
организовать 315 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
оказать услуги по социальной адаптации - 3,8 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости - 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации - 57,2 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение - 4,6 тыс. человек.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно. Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение численности работающих в организациях повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно на территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест. Одной из мер, обеспечивающих повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Значительный приток дешевой иностранной рабочей силы на рынок труда позволяет работодателям сохранять рабочие места с заниженной оплатой труда, что может привести к снижению заработной платы российских граждан. Кроме того, это не стимулирует работодателей к созданию более выгодных условий труда. Актуальной задачей в условиях роста безработицы становится защита права российских граждан на приоритетное трудоустройство и, в первую очередь, на рабочие места, которые заявлены для иностранных работников.
Данная ситуация не предполагает увеличение численности привлекаемых в регион иностранных работников по сравнению с 2009 годом, а, наоборот, создает предпосылки к его уменьшению. В адрес Минздравсоцразвития России было направлено предложение Самарской области о снижении утвержденных на заседании межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции в Самарской области объемов квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в 2010 году с 12 440 человек до 11 400 человек. Сокращение объемов квот на территории городского округа Тольятти было произведено за счет планируемых к привлечению иностранных работников в целях заполнения рабочих мест, предназначенных для привлечения иностранных работников, гражданами городского округа, в том числе работниками ОАО "АВТОВАЗ", находящимися под риском увольнения (приложение 3 к Программе).
Для повышения уровня информированности получателей государственных услуг проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения, действуют телефоны "горячей линии" в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в ОАО "АВТОВАЗ", которая может стать основным очагом возможного возникновения кризисной ситуации на рынке труда Самарской области, и то, что инвестиционный процесс в условиях кризиса крайне осложнен, создание и сохранение рабочих мест без государственного участия крайне затруднено, предусматривается принятие дополнительных мер. Это позволит обеспечить занятость тех работников ОАО "АВТОВАЗ", которые в связи с сокращением объема производства не будут заняты основной производственной деятельностью.
В целях снижения напряженности на рынке труда Самарской области было принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области".
В соответствии с названным постановлением бюджету Самарской области в 2009 году предоставлена дополнительная поддержка в размере 712,6 млн. рублей. С учетом средств бюджета Самарской области в размере 37,5 млн. рублей ОАО "АВТОВАЗ" (дочерним акционерным обществам ОАО "АВТОВАЗ") перечислены средства в объеме 750,1 млн. рублей, что позволило обеспечить занятость 14651 работника.
В целях дальнейшего содействия трудоустройству работников дочерних акционерных обществ ОАО "АВТОВАЗ" совместно с мэрией городского округа Тольятти подготовлен соответствующий план мероприятий, в рамках которого планируется создание 5400 временных и 753 постоянных рабочих мест в системе жилищно-коммунального хозяйства городского округа Тольятти. Также планируется активное использование 500 вакансий, представленных ОАО "НК "Роснефть". По данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в городском округе Тольятти будет создано 884 рабочих места для капитального ремонта зданий и сооружений.
В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N902", в рамках которого планируется создание 500 дополнительных рабочих мест.
Кроме того, имеется перечень инвестиционных проектов, рассмотренных на инвестиционной комиссии мэрии городского округа Тольятти, который предполагает создание 3620 временных и 4180 постоянных рабочих мест.
Также с учетом дополнительного финансирования мероприятий по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных территорий для городского округа Тольятти предусмотрена возможность создания рабочих мест путем открытия собственного дела - самозанятости 2515 безработных граждан.
Таким образом, в 2010 году планируется организовать 18352 рабочих места, из них 9020 - временного характера. Достижение указанных показателей позволит снизить уровень регистрируемой безработицы в городском округе Тольятти с 4,0% до 3,3%";
раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4 .Объемы и источники финансирования
мероприятий программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 5769754 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 5480283 тыс. рублей (94,98% общего объема финансирования мероприятий Программы);
средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 289471 тыс. рублей (5,02% общего объема финансирования мероприятий Программы).
В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий на монотерриториях предусмотрено 5013608 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 4763185 тыс. рублей;
средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 250423 тыс. рублей.
В рамках общего объема финансирования на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организаций-авто-производителей и их дочерних организаций предусмотрено 4410842 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 4190300 тыс. рублей;
средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 220542 тыс. рублей.
Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенных в Программе проблем, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расчет финансовых средств на реализацию мероприятий Программы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
В Программе приведена справочная информация о механизме расчета объема финансирования мероприятий (приложения 15 - 25 к Программе)";
раздел 6 изложить в следующей редакции:
"6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно снизить напряженность на рынке труда Самарской области:
повысить профессиональную конкурентоспособность и мобильность на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, посредством их подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда;
создать рабочие места для временного трудоустройства граждан, высвобождаемых или находящихся под риском увольнения в организациях области;
смягчить негативные последствия от потери работы за счет обеспечения поддержания доходов граждан в период участия во временных, в том числе общественных, работах (благоустройство территорий, строительство дорог и т.д.);
приобрести выпускникам образовательных учреждений опыт работы в период участия в стажировке;
оказать финансовую помощь безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности, а также безработным гражданам, открывшим собственное дело и создавшим дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан;
обеспечить занятость работников организаций-автопроизводителей и их дочерних организаций в количестве не более 14651 человека.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
обеспечить опережающее обучение 5,596 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения (в том числе на монотерриториях - 3,661 тыс. работников);
оказать содействие в трудоустройстве на временные и общественные работы 37,699 тыс. человек (в том числе на монотерриториях - 17,705 тыс. человек);
оказать содействие в приобретении опыта работы 2,6 тыс. выпускников образовательных учреждений и организовать деятельность 0,9 тыс. наставников;
оказать содействие самозанятости 6,625 тыс. безработных граждан (в том числе на монотерриториях - 4,012 тыс. безработных граждан), а также создать 2,0 тыс. дополнительных рабочих мест, созданных безработными гражданами, открывшими собственное дело, для трудоустройства безработных граждан;
трудоустроить на 160 оснащенных специальных постоянных рабочих мест 160 безработных и ищущих работу инвалидов;
создать рабочие места и обеспечить занятость 14651 работнику организаций-автопроизводителей и их дочерних организаций;
осуществить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 8868 работников организаций-автопроизводителей и их дочерних организаций;
осуществить материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых на 9993 рабочих местах в организациях-автопроизводителях и их дочерних организациях;
не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в среднем за год выше 3,1%";
приложение 1 к Программе изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 1.1 к Программе изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
приложение 3 к Программе изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
приложения 5-7 к Программе изложить в редакции согласно приложениям 4-6 соответственно к настоящему постановлению;
приложение 11 к Программе изложить в редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению;
приложения 15-16 к Программе изложить в редакции согласно приложениям 8-9 соответственно к настоящему постановлению;
приложения 20-21 к Программе изложить в редакции согласно приложениям 10-11 соответственно к настоящему постановлению.
2. Установить, что предусмотренное настоящим постановлением увеличение объема отдельных действующих расходных обязательств осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на 2010 год департаменту труда и занятости населения Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор - |
В.В. Артяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 23 июня 2010 г. N 302 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 63 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 29 июня 2010 г. N 226