Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. N 700
"О признании утратившими силу отдельных
постановлений Правительства Самарской области
и утверждении областной целевой программы развития
инновационной деятельности в Самарской области
на 2012-2015 годы"
28 июня, 11 июля, 18, 24 сентября, 9 ноября, 14 декабря 2012 г., 4 июня, 2 августа, 2 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 ноября 2013 г. N 622 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях содействия развитию инновационной деятельности в Самарской области и оптимизации направлений расходования средств областного бюджета Правительство Самарской области постановляет:
1. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 N 187 "Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009 - 2015 годы";
постановление Правительства Самарской области от 24.06.2009 N 276 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 N 187 "Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы";
постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 N 558 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 N 187 "Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы";
постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 545 "О мероприятиях по реализации на территории Самарской области инновационных и научно-технических проектов, направленных на содействие реализации программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)" в 2011-2013 годах";
постановление Правительства Самарской области от 26.05.2011 N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 545 "О мероприятиях по реализации на территории Самарской области инновационных и научно-технических проектов, направленных на содействие реализации программы развития национального исследовательского университета - Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва в 2011-2013 годах";
постановление Правительства Самарской области от 10.10.2011 N 490 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 545 "О мероприятиях по реализации на территории Самарской области инновационных и научно-технических проектов, направленных на содействие реализации программы развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" в 2011-2013 годах";
абзацы четвертый, одиннадцатый и двенадцатый пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 06.12.2006 N 170 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области, реализуемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области".
2. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития инновационной деятельности в Самарской области на 2012-2015 годы (далее - Программа).
3. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах предусмотренных на соответствующий финансовый год в установленном порядке министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 июня 2012 г. N 310 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор - председатель |
В.В. Артяков |
Областная целевая программа
развития инновационной деятельности
в Самарской области на 2012-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Самарской области
от 27 октября 2011 г. N 700)
(далее - Программа)
28 июня, 18, 24 сентября, 9 ноября, 14 декабря 2012 г., 4 июня, 2 августа, 2 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 2 декабря 2013 г. N 716 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование программы |
- |
областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2012-2015 годы |
Дата принятия решения о разработке программы |
- |
поручение Губернатора Самарской области от 4 марта 2009 года |
Государственный заказчик программы |
- |
министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
Головные исполнители Программы |
|
министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство строительства Самарской области |
Цели и задачи программы |
- |
целями Программы являются: развитие инновационной деятельности в Самарской области; рост конкурентоспособности высокотехнологичных территориально-производственных кластеров на базе внедрения инновационных технологий. Для достижения целей должны быть решены следующие задачи: поддержка инновационных проектов, стимулирование научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных технологий в производство; создание и развитие региональной системы продвижения инновационной продукции; развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере; развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров Самарской области создание эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарка создание материально-технической базы для продвижения инноваций |
Сроки и этапы реализации программы |
- |
2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы (показатели) программы |
- |
в качестве важнейших целевых индикаторов (показателей) Программы рассматриваются: количество инновационных проектов, поддержанных за счет средств областного бюджета; удельный вес внедренных технологий в общем количестве технологий, поддержанных за счет средств областного бюджета; объем средств, привлеченных из внебюджетных источников, и федеральных средств в расчете на 1 рубль средств областного бюджета, направленных на софинансирование инновационных проектов в рамках реализации совместных программ с федеральными институтами развития и иных мероприятий; доля проектов, поддержанных за счет средств областного бюджета на стадии разработки идеи и получивших поддержку на следующих стадиях инновационного цикла; удельный вес проектов, в рамках которых разработчиками оформлены объекты интеллектуальной собственности, в том числе зарегистрированы заявки, в общем объеме инновационных проектов, получивших поддержку организаций инновационной инфраструктуры Самарской области; количество посещений интернет-биржи инновационной продукции; количество специалистов инновационных компаний, прошедших обучение в области инновационного менеджмента; общегодовой тираж специализированного журнала по инновационной тематике; количество организаций, реализующих комплексные проекты по повышению конкурентоспособности с привлечением зарубежного опыта за счет средств Программы; доля передовых производственных технологий, созданных на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)", в общем количестве передовых производственных технологий, созданных в Самарской области; количество вновь оформленных кластерных структур, сформированных региональных технологических платформ количество малых и средних инновационных организаций - резидентов технопарка, занимающихся разработкой и коммерциализацией наукоемкой продукции и инновационных технологий (нарастающим итогом); количество оказанных услуг резидентам технопарка (нарастающим итогом); объем выручки резидентов технопарка от производства инновационной продукции (нарастающим итогом) степень обеспеченности объектов первой очереди инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара проектной документацией |
Объемы и источники финансирования программных мероприятий |
- |
общий объем финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета составляет 1423389,00 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 215 516,00 тыс. рублей; в 2013 году - 371523,00 тыс. рублей; в 2014 году - 380250,00 тыс. рублей; в 2015 году - 456 100,00 тыс. рублей |
Показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
- |
- отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню её финансирования (расходов) |
Система организации контроля за ходом реализации программы |
- |
общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Механизм управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253. |
Постановлением Правительства Самарской области от 14 декабря 2012 г. N 759 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Самарская область является одним из сильнейших индустриальных регионов страны с диверсифицированной экономикой, высокой концентрацией обрабатывающих производств и мощным научно-инновационным потенциалом, составляющих промышленное ядро России. Регион обладает уникальным сочетанием крупных и технологически прогрессивных промышленных предприятий и современных научно-образовательных центров, и в области есть все предпосылки для развития передовых технологий во многих сферах производства.
Важнейшей характеристикой инновационного развития региона является ориентация предприятий на инновационную активность. Самарскую область можно охарактеризовать как инновационно-активную, имеющую высокие абсолютные и относительные характеристики инновационного развития. По итогам 2009 года Самарская область занимает второе место в России по общему объему производства инновационной продукции. В регионе производится около 10% инновационной продукции России. По таким показателям, как уровень инновационной активности промышленных предприятий, внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в процентах к валовому региональному продукту, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тысяч занятых в экономике, Самарская область значительно превышает среднероссийские показатели в течение ряда лет. По комплексной оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2009-годах Самарская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по уровню инновационного потенциала.
Самарская область обладает значительным инновационным потенциалом. На ее территории действуют различные инновационно-ориентированные организации: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, промышленные предприятия, имеющие в своей структуре научно-технические и инженерно-технические центры, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, инфраструктурные организации, обеспечивающие развитие и поддержку инновационной деятельности.
Парадигма управления развитием и поддержки инновационной деятельности в регионе построена на минимизации административного вмешательства с целью создания конкурентной среды на рынке инновационных проектов, стимулирования спроса на инновации со стороны самарских предприятий, активного продвижения инновационных проектов и инновационной продукции на российский и международный рынки.
В Самарской области создана система элементов инновационной инфраструктуры, работающая по принципу "инновационного лифта". В этой системе поддержка инновационной деятельности организаций и отдельных предпринимателей осуществляется на всех этапах жизненного цикла инноваций: от зарождения идеи до реализации конкретного инновационного проекта в виде внедрения технологии, организации производства инновационной продукции на действующем производстве, создания нового производства. На этапе организации нового инновационного бизнеса важнейшее значение имеет организационная и финансовая поддержка, которая оказывается малым и средним предприятиям, индивидуальным предпринимателям в рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 N 184.
В результате реализации проектов создания технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти и технопарка Самарской области должны быть созданы максимально комфортные материально-технические условия и комплексная поддержка малых инновационных предприятий-резидентов технопарков.
Программа является одним из инструментов реализации социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129. В указанной Стратегии в качестве одного из приоритетных направлений устойчивого развития области определена инновационно-внедренческая деятельность.
Программа отвечает основной цели бюджетной политики Российской Федерации в 2012-годах, обозначенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2011, и направлена на стимулирование инновационного развития как Самарской области, так и Российской Федерации в целом.
Несмотря на значительный инновационный потенциал Самарской области, существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие инновационной деятельности:
наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям;
малое количество проектов, готовность которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;
недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона;
нехватка квалифицированных кадров, способных осуществлять процессы внедрения инновационных разработок в реальный сектор экономики;
недостаточная развитость региональной системы продвижения инновационной продукции.
Отбор этих проблем для их программной разработки и решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих областных целевых программ и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.
Для целей Программы используются следующие понятия:
инновационный цикл - период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования (цепочка "фундаментальные исследования - прикладные исследования - конструкторские разработки - технологическое освоение - маркетинг - производство");
инфраструктурные организации - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности, обслуживающие и обеспечивающие ее (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
кластер -сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных в своей деятельности организаций, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, банков, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных сферах, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу;
комплексный проект трансфера технологий - документация, включающая обоснование экономической целесообразности внедрения инновационной технологии, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценку экономической эффективности для конкретного потребителя -организации, действующей на территории Самарской области, организационную схему практических действий, бизнес-план, документы по защите интеллектуальной собственности;
технологические платформы - сборка совокупности аспектов и условий инновационной деятельности в целостный функциональный, ролевой, организационный, институциональный, коммуникационный, экономический и социальный механизм;
технопарк - форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства.
Реализация Программы позволит создать условия для развития инновационной деятельности в Самарской области, повышения конкурентоспособности высокотехнологичных территориально-производственных кластеров на базе внедрения инновационных технологий.
Постановлением Правительства Самарской области от 4 июня 2013 г. N 238 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Цели и задачи Программы.
Сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются развитие инновационной деятельности в Самарской области, рост конкурентоспособности высокотехнологичных территориально-производственных кластеров на базе внедрения инновационных технологий.
Для достижения целей должны быть решены следующие задачи:
поддержка инновационных проектов, стимулирование научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных технологий в производство;
создание и развитие региональной системы продвижения инновационной продукции;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере;
развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров Самарской области;
создание эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарка;
создание материально-технической базы для продвижения инноваций.
Постановлением Правительства Самарской области от 4 июня 2013 г. N 238 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Целевые индикаторы (показатели), характеризующие
ежегодный ход и итоги реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы характеризуются целевыми индикаторами (показателями), представленными в таблице.
Таблица
Целевые индикаторы (показатели) Программы
4. Перечень программных мероприятий
Перечень программных и распределение средств областного бюджета на их реализацию приведены в приложении 1 к Программе.
Реализация комплекса программных мероприятий направлена на решение определенных Программой задач.
4.1. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи
поддержки инновационных проектов, стимулирования научных и
научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения
производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных
технологий в производство
Программой предусматривается поддержка инновационных проектов на всех этапах инновационного процесса от стартовых вложений до финансирования на завершающих стадиях.
Деятельность по поддержке инновационных проектов, стимулированию научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных технологий в производство предусматривает предоставление грантов и займов победителям следующих конкурсных отборов инновационных проектов:
"Идея";
"Опытный образец";
областной конкурс по предоставлению займов для реализации инновационных проектов;
конкурсы, направленные на поддержку проектов молодых ученых.
Основная цель конкурса "Идея" - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, разработчикам, предложившим новые технические решения, на основе которых может быть создан конкурентоспособный товар или повышена конкурентоспособность существующего товара.
Цель конкурса "Опытный образец" - отбор организаций для поддержки за счет средств областного бюджета разработчиков в доведении идей и проектов до стадии, достаточной для создания нового конкурентоспособного опытного образца, в том числе для представления потенциальным инвесторам на выставочно-презентационных мероприятиях.
Цель областного конкурса по предоставлению займов для реализации инновационных проектов -финансирование подготовки и освоения производства новых видов продукции и технологий с целью развития новых конкурентоспособных наукоемких производств и внедрения новых прогрессивных технологий в реальное производство.
Главной целью конкурсов, направленных на поддержку проектов молодых ученых и молодежных научных коллективов, является дополнительное финансирование научных работ, находящихся на сверхранней стадии развития. При отборе победителей в рамках данных конкурсов будет учитываться их ориентация на конкретные потребности предприятий Самарской области. Таким образом, создается перспектива для формирования проектов - участников конкурсов "Идея" и "Опытный образец" в последующие годы.
В целях увеличения притока федеральных средств на реализацию инновационных проектов Самарской области Программой предусмотрено софинансирование на конкурсной основе инновационных проектов, признанных победителями конкурсов федеральных целевых программ и федеральных институтов развития и направленных на разработку и/или внедрение новых конкурентоспособных (инновационных) продуктов, технологий или услуг.
В связи с тем, что финансирование проектов осуществляется по результатам конкурсных отборов, Программой предусматриваются средства на выполнение работ, связанных с конкурсным отбором, включая организацию проведения экспертиз инновационных проектов.
Организация конкурсных отборов и финансирование инновационных проектов будут осуществляться некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, зарегистрированными и действующими на территории Самарской области.
В целях стимулирования и поддержки работ по внедрению перспективных технологий в производство Программой предусмотрено обеспечение поддержки комплексных проектов трансфера технологий.
4.2. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи
создания и развития региональной системы продвижения инновационной
продукции
В целях содействия инновационному бизнесу в продвижении инновационной продукции, услуг на соответствующие рынки, привлечении потенциальных инвесторов Программой предусмотрено создание и обеспечение функционирования специализированной коммуникационно-информационной электронной площадки - интернет-биржи инновационной продукции. Работа интернет-биржи направлена на демонстрацию реальных результатов, получаемых в ходе реализации инновационных проектов - инновационной продукции (услуг), выпуск (оказание) которых был бы невозможен без эффективной поддержки со стороны Правительства Самарской области.
В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на поддержку инновационных проектов, а также развития качественного и количественного кадрового состава управленцев (менеджеров), работающих в сфере инноваций, Программой предусматривается обучение в области инновационного менеджмента сотрудников организаций, реализующих проекты, получившие поддержку из средств областного бюджета.
В целях формирования положительного общественного мнения в отношении инноваций, информационной поддержки инновационного развития и освещения инструментов и форм реализации кластерной политики в регионе предусматривается издание специализированного журнала по инновационной тематике.
4.3. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи
развития межрегионального и международного сотрудничества в
инновационной сфере
Деятельность, направленная на развитие межрегионального сотрудничества, предусматривает участие Самарской области в некоммерческой межрегиональной организации, осуществляющей уставную деятельность в сфере развития инноваций в части обеспечения необходимых условий для эффективного взаимодействия Самарской области с другими субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и иными организациями.
Указанное сотрудничество представляет для Самарской области новые возможности в сфере выстраивания результативного сотрудничества с институтами инновационного развития и органами государственной власти Российской Федерации в целях привлечения средств федерального бюджета, в сфере поиска инвесторов и партнеров для реализации совместных проектов как на территории России, так и за ее пределами, в сфере разработки и продвижения инновационной продукции предприятий Самарской области.
Для выработки новых механизмов реализации инновационной и кластерной политики путем публичной дискуссии, выстраивания конструктивного диалога между органами власти, научными организациями и бизнес-сообществом как Самарской области, так и других субъектов Российской Федерации Программой предусмотрено проведение ежегодного межрегионального экономического форума "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики". Указанный форум проводится в Самарской области с 2007 года. В результате проведения данного мероприятия вырабатываются конкретные предложения по различным сферам экономики, заключаются соглашения с потенциальными инвесторами и партнерами.
Деятельность, направленная на развитие международного сотрудничества по приоритетным направлениям инновационной деятельности, предусматривает реализацию совместных с ведущими институтами Германии и стран Евросоюза (Франция, Голландия и др.) проектов на крупных предприятиях производственно-территориальных кластеров региона в целях повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности организаций Самарской области.
4.4. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи развития научно-технологической базы
территориально-производственных кластеров Самарской области
В целях обеспечения лидирующих позиций Самарской области в подготовке специалистов в сфере аэрокосмических и геоинформационных технологий, а также создания конкурентоспособной высокотехнологичной наукоемкой продукции авиационно-космического кластера Самарской области Программой предусмотрена реализация на территории Самарской области инновационных и научно-технических проектов, направленных на содействие реализации программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)".
В целях формирования кластерных структур в ключевых секторах экономики Самарской области, разработки стратегических планов развития кластеров, реализации проектов кластерных инициатив Программой предусматриваются формирование и реализация проектов региональных технологических платформ и территориально-производственных кластеров в Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 2 августа 2013 г. N 363 подраздел 4.5 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4.5. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи создания эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарка
В результате реализации проектов технопарков Самарской области - технопарка в городском округе Самара и технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти - предусматривается создание в городском округе Самара и городском округе Тольятти Самарской области имущественных комплексов, на базе которых будут созданы благоприятные условия для развития инновационной деятельности посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг.
Имущественные комплексы могут включать в себя офисные здания, производственные помещения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Выбор управляющего проектом технопарка в городском округе Самара осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управляющим проектом технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти признается организация, которая наделена уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области статусом управляющей компании технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти.
Деятельность управляющих проектами технопарков направлена на управление имущественными комплексами технопарков, на проведение мероприятии, связанных с развитием инфраструктуры технопарков и поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарков, осуществляющей инновационную деятельность.
В целях стимулирования инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - резидентов технопарков и повышения эффективности использования средств, выделяемых на поддержку инновационных проектов, Программой предусматривается проведение конкурсов по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарков в целях возмещения затрат, понесенных резидентами технопарков в связи с осуществлением ими инновационной деятельности.
Постановлением Правительства Самарской области от 4 июня 2013 г. N 238 раздел 4 настоящей Программы дополнен подразделом 4.6
4.6. Мероприятия, направленные на решение определенной Программой задачи создания материально-технической базы для продвижения инноваций
С учетом мирового и отечественного опыта функционирования технопарков и технополисов, а также специфики г.о. Самара выбрана модель инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара, которая представляет собой многофункциональный комплекс, объединенный единой коммунальной и социальной инфраструктурой, позволяющей решать широкий спектр задач научно-практического, производственного и сервисного направления.
В 2007-2008 годах по заказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области были выполнены проектные работы по разработке плана застройки технопарка на земельном участке в границах Московского шоссе, Ракитовского шоссе, Волжского шоссе, ул. Ташкентской, ул. Демократической, эскизный проект технопарка и рабочие проекты по пяти его объектам, включая инновационный бизнес-инкубатор.
Программой предусматривается выполнение проектных работ по корректировке раннее выполненной проектной документации и завершению проектирования объектов первой очереди инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара, строительство которых предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета, с учетом выполнения проекта планировки территории Радиоцентра N 3 Самарского областного радиотелевизионного передающего центра - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" для размещения объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Распределение средств по объектам корректировки проектной документации по строительству первой очереди инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара приведено в приложении 3 к Программе.
Постановлением Правительства Самарской области от 2 декабря 2013 г. N 716 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета составляет 1423389,00 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 215 516,00 тыс. рублей;
в 2013 году - 371523,00 тыс. рублей;
в 2014 году - 380250,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 456 100,00 тыс. рублей.
Мероприятия, указанные в разделе 1, пунктах 2.1, 2.3, 3.1, 3.3, 4.3 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Реализация указанных мероприятий Программы осуществляется в соответствии с утверждаемыми Правительством Самарской области порядками определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Мероприятия, указанные в пунктах 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 5.2 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Мероприятия, указанные в пункте 5.1 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - резидентам технопарка в целях возмещения затрат, понесенных резидентами технопарка в связи с осуществлением ими инновационной деятельности.
Порядки предоставления вышеуказанных субсидий утверждаются постановлениями Правительства Самарской области.
Мероприятия, указанные в приложении 3 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Самарской области (за исключением государственных унитарных предприятий).
6. Механизм реализации Программы
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, выполняя функции государственного заказчика Программы, обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом, в том числе:
организует реализацию мероприятий Программы;
осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет взаимодействие с организациями, отобранными в установленном порядке для выполнения работ, предусмотренных Программой;
обеспечивает сбор и анализ информации о ходе выполнения программных мероприятий, подготовку отчетов и заключений по Программе;
инициирует корректировку сроков реализации и ресурсного обеспечения в ходе реализации мероприятий Программы.
При министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области образован Координационный совет институтов инновационного развития Самарской области (далее - Координационный совет), являющийся постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
Координационный совет образован с целью подготовки согласованных решений по координации деятельности институтов инновационного развития Самарской области и формированию эффективных механизмов поддержки инновационных проектов на различных стадиях инновационного цикла.
В состав Координационный совета входят представители министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, организаций инновационной инфраструктуры, общественных организаций (по согласованию).
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в установленном порядке подготавливает и представляет информацию о ходе реализации Программы для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
7. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
эффективное функционирование действующей региональной инновационной инфраструктуры, работающей по принципу "инновационного лифта";
повышение конкурентоспособности организаций Самарской области за счет использования инновационных технологий;
повышение эффективности деятельности сектора исследований и разработок, развитие трансфера технологий;
развитие научно-технологической базы промышленных предприятий;
повышение экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов.
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются степень достижения целевых индикаторов (показателей), установленных Программой, а также степень достижения показателей эффективности, установленных Методикой оценки эффективности реализации Программы, приведенной в приложении 2 к Программе.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы.
Постановлением Правительства Самарской области от 2 декабря 2013 г. N 716 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к областной целевой программе
развития инновационной деятельности
в Самарской области на 2012-2015 годы
Перечень программных мероприятий
28 июня, 11 июля, 18, 24 сентября, 9 ноября, 14 декабря 2012 г., 4 июня, 2 декабря 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем затрат по годам, млн. рублей |
Сроки исполнения |
Исполнители |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
||||
Задача 1. Поддержка инновационных проектов, стимулирование научных и научно-технических исследований и разработок, подготовки и освоения производства новых видов продукции, внедрения новых прогрессивных технологий в производство | ||||||||
1.1. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части поддержки разработки и реализации инновационных проектов |
45,1 |
71,3 |
75,0 |
101,0 |
292,4 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
1.2. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части софинансирования инновационных проектов в рамках реализации совместных программ с федеральными институтами развития и иных мероприятий |
50,3 |
90,0 |
105,3 |
105,3 |
388,6 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
1.3. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части выполнения работ, связанных с конкурсным отбором, включая проведение экспертиз |
2,1 |
3,9 |
4,4 |
4,6 |
15,0 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
1.4. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на поддержку комплексных проектов трансфера технологий в Самарской области |
20,0* |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
135,0 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
Итого |
117,5 |
195,2 |
214,7 |
303,6 |
831,0 |
|
|
Задача 2. Создание и развитие региональной системы продвижения инновационной продукции | ||||||||
2.1. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части создания и обеспечения функционирования специализированной электронной площадки - интернет-биржи инновационной продукции |
|
|
|
3,5 |
3,5 |
|
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
2.2. |
Организация семинаров для специалистов в области реализации инновационных проектов |
|
|
|
2,5 |
2,5 |
|
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
2.3. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части подготовки и издания специализированного журнала по инновационной тематике |
|
|
|
2,5 |
2,5 |
|
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
Итого |
|
|
|
8,5 |
8,5 |
|
|
Задача 3. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере | ||||||||
3.1. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях оплаты Самарской областью вступительных и (или) членских взносов для эффективного взаимодействия Самарской области с другими субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и организациями в сфере развития инноваций |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
40,0 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
3.2. |
Проведение ежегодного межрегионального экономического форума "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики" |
8,0 |
9,0 |
9,5 |
10,0 |
36,5 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
3.3. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части развития международного сотрудничества в инновационной сфере |
|
|
|
6,0 |
6,0 |
|
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
Итого |
18,0 |
19,0 |
19,5 |
26,0 |
82,5 |
|
|
Задача 4. Развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров Самарской области | ||||||||
4.1. |
Реализация на территории Самарской области инновационных и научно-технических проектов, направленных на содействие реализации программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" |
80,0 |
120,0 |
100,0 |
100,0 |
400,0 |
2012 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1. |
Развитие среды генерации знаний на базе межвузовского медиацентра путем использования и наращивания суперкомпьютерного центра и телекоммуникационной инфраструктуры для решения задачи повышения конкурентоспособности на мировом уровне промышленных кластеров Самарской области |
9,0 |
17,0 |
15,0 |
15,0 |
56,0 |
2012 - 2015 |
|
4.1.2. |
Развитие центра обработки информации, получаемой с космических аппаратов, в том числе навигация подвижных объектов в системе ГЛОНАСС, мониторинг территории в интересах модернизации экономики Самарской области и обеспечения комплексной безопасности, обучение и переобучение специалистов в области геоинформационных технологий |
8,0 |
14,0 |
11,0 |
11,0 |
44,0 |
2012 - 2015 |
|
4.1.3. |
Разработка технологий и кадровое сопровождение цифрового проектирования и перепроектирования изделий авиационно-космической техники (в том числе ракет-носителей "Союз" и двигателей семейства НК) |
22,0 |
39,0 |
30,0 |
30,0 |
121,0 |
2012 - 2015 |
|
4.1.4. |
Развитие центра инновационных производственных технологий (САМ-технологий) с целью кадрового сопровождения и технологической модернизации экономики Самарской области |
8,0 |
16,0 |
14,0 |
14,0 |
52,0 |
2012 - 2015 |
|
4.1.5. |
Развитие Регионального центра нанотехнологий коллективного пользования с обеспечением доступа научно-образовательных и промышленных организаций в Самарской области к его ресурсам с целью создания новых материалов и технологий |
11,0 |
17,0 |
13,0 |
13,0 |
54,0 |
2012 - 2015 |
|
4.1.6. |
Создание малых космических аппаратов народно-хозяйственного назначения |
22,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
73,0 |
2012 - 2015 |
|
4.2. |
Формирование и реализация проектов региональных технологических платформ и территориально-производственных кластеров в Самарской области |
|
12,0 |
14,0 |
14,0 |
40,0 |
2013 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
4.3. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части формирования и реализации проектов региональных технологических платформ и территориально-производственных кластеров в Самарской области |
|
|
3,0 |
4,0 |
7,0 |
2014 - 2015 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
Задача 5. Создание эффективной системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг - резидентов технопарка | ||||||||
5.1 |
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг - резидентам технопарка в целях возмещения затрат, понесенных резидентами технопарка в связи с осуществлением ими инновационной деятельности |
|
10 |
|
|
10 |
2013 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
5.2 |
Управление проектом технопарка |
|
11,747 |
|
|
11,747 |
2013 |
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
Задача 6. Создание материально-технической базы для продвижения инноваций | ||||||||
6.1 |
Корректировка проектной документации по строительству первой очереди инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара |
|
3,6 |
29,1 |
|
32,7 |
2013-2014 |
Министерство строительства Самарской области |
|
Итого |
|
3,6 |
29,1** |
|
32,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
21,747 |
|
|
21,747 |
|
|
|
Итого |
80,0 |
132,0 |
117,0 |
118,0 |
447,0 |
|
|
|
ВСЕГО |
215,5 |
371,523 |
380,25 |
456,1 |
1423,389 |
|
|
* Данное положение в части, превышающей 20 млн. рублей в 2012 году, вводится в действие отдельным постановлением Правительства Самарской области.
См. текст сноски
Постановлением Правительства Самарской области от 2 августа 2013 г. N 363 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к областной целевой программе
развития инновационной деятельности
в Самарской области на 2012-2015 годы
Методика оценки эффективности реализации Программы
2 августа 2013 г.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений целевых индикаторов (показателей) Программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле
где N - общее число целевых индикаторов (показателей);
- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
- текущее значение n-го целевого индикатора (показателя);
- плановая сумма финансирования по Программе;
- сумма финансирования (расходов) на текущую дату.
При значении комплексного показателя эффективности реализации Программы (R), равном 100% и более, эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 80% и менее - низкой.
Постановлением Правительства Самарской области от 2 декабря 2013 г. N 716 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к областной целевой программе
развития инновационной деятельности
в Самарской области на 2012-2015 годы
Распределение средств
по объектам корректировки проектной документации по строительству объектов первой очереди инновационного центра (технополиса) в г.о. Самара
2 декабря 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. N 700 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области и утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2012-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 11 ноября 2011 г. N 420
Постановлением Правительства Самарской области от 14 ноября 2013 г. N 622 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 2 декабря 2013 г. N 716
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 2 августа 2013 г. N 363
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 4 июня 2013 г. N 238
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 14 декабря 2012 г. N 759
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, за исключением положений Программы, предусматривающих изменение объемов расходных обязательств, финансовое обеспечение которых осуществляется в 2013-2015 годах, вступающих в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства Самарской области от 9 ноября 2012 г. N 641
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 24 сентября 2012 г. N 465
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 18 сентября 2012 г. N 448
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2012 г. N 335
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 28 июня 2012 г. N 310