Постановление Правительства Самарской области от 1 августа 2013 г. N 360
"Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области"
Постановлением Правительства Самарской области от 24 марта 21014 г. N 149 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях улучшения инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области, а также реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 1487-р, Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области".
2. Органам исполнительной власти Самарской области, ответственным за реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области", обеспечить его выполнение в рамках установленных полномочий.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство строительства Самарской области (Гришина).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. вице-губернатора - |
В.В. Альтергот |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области"
(утв. постановлением Правительства Самарской области от 1 августа 2013 г. N 360)
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация мероприятий "дорожной карты" "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области" (далее - "дорожная карта") призвана улучшить инвестиционный климат в сфере строительства, в том числе упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства начиная со стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.
2. Целями "дорожной карты" являются:
сокращение количества процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов;
сокращение совокупного времени прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов;
снижение расходов, необходимых для прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов.
3. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является достижение к 31 декабря 2018 года следующего целевого показателя - вхождение Самарской области в топ-5 рейтинга министерства регионального развития Российской Федерации по показателям инвестиционной привлекательности и качеству административных процедур в области строительства на территории Самарской области.
II. План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок реализации |
Ожидаемый результат |
1. Комплекс мероприятий на региональном уровне | ||||
1.1. |
Создание межведомственной рабочей группы при Правительстве Самарской области по координации выполнения настоящего Плана (далее - межведомственная рабочая группа) |
Министерство строительства Самарской области (далее - Минстрой) |
Июнь 2013 года |
|
1.2. |
Разработка проекта закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (в части установления административной ответственности за нарушение должностными лицами органов местного самоуправления сроков административных процедур при предоставлении земельных участков и разрешительной документации на строительство) |
Минстрой, Администрация Губернатора Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - Минэкономразвития), министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество), межведомственная рабочая группа |
Сентябрь 2013 года |
Введение административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за увеличение времени рассмотрения документов инвесторов. На сегодняшний день такая ответственность не установлена. При хорошей организации исполнения можно добиться соблюдения установленных законодательством сроков реализации процедур выдачи разрешительной документации. Данная мера дает максимальный эффект в системе с унификацией административных регламентов муниципальных услуг, предоставляемых инвесторам, в рамках которых устанавливается подробное описание промежуточных сроков совершения административных процедур (пункт 2.1 настоящего Плана) |
1.3. |
Разработка проекта закона Самарской области о внесении изменений в Закон Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" (в части расширения перечня случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, введения понятия "территории регионального значения" и определения порядка их формирования и размещения в документах территориального планирования, запрета на финансирование проектирования и строительства объектов регионального и местного значения, не предусмотренных документами территориального планирования, регулирования статуса региональной государственной информационной системы территориального планирования) |
Минстрой, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Сентябрь 2013 года |
Использование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расширению перечня случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, позволит вывести из сферы сложных административных процедур ряд инвестиционных проектов, что, в конечном итоге, должно способствовать снижению себестоимости инвестиций и сокращению сроков введения объектов в эксплуатацию. Расширение перечня объектов территориального планирования областного уровня путем дополнения закона правилами определения территорий регионального значения, отражения их в схеме территориального планирования Самарской области создает дополнительные возможности для реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития Самарско-Тольяттинской агломерации, реновации территорий, развития инфраструктуры для инновационной деятельности (промышленных и технологических парков и т.п.) Регулирование статуса региональной государственной информационной системы территориального планирования (РГИС) необходимо в целях создания условий для ее использования как основы муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности |
1.4. |
Разработка концепции жилищной политики Самарской области на период до 2020 года |
Минстрой |
Июль 2013 года |
Позволит создать необходимые и достаточные условия для развития инвестиционной деятельности в области жилищного строительства, кратного увеличения объемов жилищного строительства, снижения административных барьеров в этой сфере, формирования комфортной среды жизнедеятельности населения, привлечения и удержания в регионе квалифицированных трудовых ресурсов |
1.5. |
Разработка концепции развития кластера производства строительных материалов в Самарской области до 2020 года |
Минстрой |
Июль 2013 года |
Позволит повысить качество инфраструктуры региона, обеспечивающей поставку основных строительных материалов, снизить рыночную стоимость строительных материалов, сократить расходы на доставку строительных материалов из других регионов, создать условия для стабильной работы стройиндустрии в условиях ВТО. Комплекс соответствующих мероприятий будет способствовать снижению себестоимости строительства в Самарской области и повышению инвестиционной привлекательности региона |
1.6. |
Разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих изменение технологий формирования и размещения государственного и муниципального заказа в области проектирования и строительства с учетом формирования федеральной контрактной системы и необходимости внедрения новых подходов к регулированию инвестиционно-строительной деятельности на основе стандартов FIDIC |
Минстрой |
Октябрь 2013 года |
Формирование федеральной контрактной системы (Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступает в силу с 1 января 2014 года) требует пересмотра сложившихся подходов к планированию, формированию и размещению государственного и муниципального заказа в области проектирования и строительства. Опережающая подготовка региона к введению контрактной системы позволит повысить привлекательность региона для квалифицированных подрядчиков. При этом следует максимально интегрировать опыт международной системы регулирования инвестиционно-строительной деятельности FIDIC, предлагающей эффективные правовые инструменты повышения ответственности проектировщиков и подрядчиков, создания объектов недвижимости "под ключ", размещения заказа не только на строительство, но и оснащение, поддержание жизненного цикла объекта капитального строительства. Внедрение контрактов FIDIC в систему государственного заказа позволит не только повысить его эффективность, но и сформировать у местных проектировщиков и строительных компаний компетенцию, необходимую для взаимодействия с международными инвесторами. Наличие проектных и строительных компаний, адаптированных к международным стандартам инвестиционно-строительной деятельности, является важным элементом инвестиционного климата в строительстве |
1.7. |
Создание нормативной правовой базы для формирования и ведения многофакторного рейтинга проектных и строительных компаний на территории Самарской области |
Минстрой |
Август 2013 года |
Формирование регионального рейтинга проектных и строительных компаний позволит оградить инвесторов (как небольших, например, заключающих договоры долевого участия в строительстве жилой недвижимости, так и крупных), государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных подрядчиков. Это основанная на репутации система контроля качества работы местных проектных, инжиниринговых и строительных компаний, позволяющая Самарской области выгодно отличаться от других регионов в плане качества обслуживающей строительство инфраструктуры. На первых порах рейтинг должен включать не более пяти позиций, в дальнейшем перечень контрольных позиций, влияющих на рейтинг, может быть увеличен. В качестве основных позиций, формирующих рейтинг, предлагаются факты недобросовестного поведения в проектах, основанных на привлечении средств дольщиков; факты просрочки исполнения контрактов; невыполнение обязательств перед кредитными организациями; число рекламаций по качеству работ, в том числе недостатки, выявленные при осуществлении надзора государственными органами после ввода в эксплуатацию объектов |
1.8. |
Подготовка проекта изменений в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" (в части выработки механизма плавного увеличения размера арендной платы после утверждения показателей кадастровой стоимости земельных участков, корректировки значений процента от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от масштаба реализуемого инвестиционного проекта (например, планируемой площади жилья), установление пониженного размера арендной платы при реализации приоритетных инвестиционных проектов (жилищное и промышленное строительство) в первые два года аренды) |
Минстрой, Минимущество, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Июль 2013 года |
Это позволит: во-первых, обеспечить инвесторам постепенный, а не скачкообразный рост арендной платы в связи с переутверждением кадастровой стоимости земельных участков; во-вторых, повысить привлекательность инвестирования в строительство на территории Самарской области, в том числе в долгосрочные инвестиционные проекты, связанные, например, с комплексным освоением земельных участков в целях строительства; в-третьих, создать дополнительные экономические стимулы для ускорения строительства, создать унифицированные подходы к определению размеров арендной платы за использование земли на территории Самарской области в зависимости от масштабов инвестиционного проекта; в-четвертых, снизить уровень затрат на рентные платежи за землю и уменьшить себестоимость одного квадратного метра недвижимости |
1.9. |
Разработка областной целевой программы "Разработка проектов планировки и межевания территории для размещения объектов регионального значения на 2014-2015 годы" |
Минстрой, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Минтранс), Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Август 2013 года |
Позволит создать условия для уточнения мест размещения планируемых объектов регионального значения, в том числе линейных объектов, избежать дополнительных согласований по указанным вопросам на стадии разработки планов реализации инвестиционных проектов (экономия до 90-120 дней на стадии ТЭО), а также позволит инвесторам получить точную информацию о потенциальном размещении региональных объектов социального и коммунального назначения. Дополнительный эффект - прекращение практики неформального "бронирования" территории под такие объекты и, соответственно, повышение эффективности использования земель населенных пунктов, особенно в крупных городах |
1.10. |
Разработка областной целевой программы "Разработка документации по планировке и межеванию территорий муниципальных образований Самарской области на 2014-2018 годы", предусматривающей софинансирование расходов городских округов и поселений на разработку проектов планировки и проектов межевания территории, а также создание механизма финансирования разработки такой документации за счет частных инвестиций |
Минстрой, межведомственная рабочая группа |
Сентябрь 2013 года |
Утверждение проектов планировки и межевания территории, градостроительных планов в составе данных проектов позволит сократить сроки подготовки к реализации инвестиционных проектов на 150-250 дней. В то же время муниципалитеты не располагают достаточными ресурсами для этой работы, в связи с чем необходимо выстраивание механизма, позволяющего аккумулировать на эти цели средства областного и местных бюджетов, частных инвестиций (при этом речь идет как о разработке проектов планировки за счет средств инвесторов, так и о финансировании разработки проектов планировки за счет части средств, получаемых в качестве платы за подключение к коммунальной инфраструктуре) |
1.11. |
Разработка изменений в Схему территориального планирования Самарской области, предусматривающих закрепление долгосрочных планов Самарской области по созданию и реконструкции инфраструктуры регионального значения и определение территорий, необходимых для размещения таких объектов |
Минстрой, межведомственная рабочая группа |
I квартал 2014 года |
Качественное изменение подходов к формированию мероприятий Схемы территориального планирования Самарской области позволит предоставить потенциальным инвесторам информацию об обязательствах Самарской области по созданию дорожной, инженерной, социальной инфраструктур региона, конкретных площадках, на которых будут реализовываться соответствующие проекты. Это, в свою очередь, позволит сократить время согласования планов по реализации крупных инвестиционных проектов частными инвесторами с планами создания объектов регионального значения, повысить инвестиционную привлекательность региона для долгосрочных инвестиционных проектов |
1.12. |
Разработка Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации, включая разработку и реализацию совместных документов территориального планирования |
Минстрой, Минэкономразвития, Минтранс, межведомственная рабочая группа |
Август 2013 года |
Позволит конкретизировать планы Самарской области по формированию и развитию основного ядра привлечения инвестиций в регион |
1.13. |
Корректировка региональных нормативов градостроительного проектирования |
Минстрой |
I квартал 2014 года |
Позволит оптимизировать систему градостроительного регулирования в регионе, устранить дополнительные барьеры для эффективного использования территорий Самарской области, неопределенные, допускающие различное толкование нормы |
1.14. |
Разработка областной целевой программы "Развитие и интеграция региональной государственной системы территориального планирования Самарской области и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований Самарской области на 2014-2018 годы" с целью финансирования расходов на развитие создаваемой в настоящее время РГИС и софинансирование расходов на создание муниципальных систем информационного обеспечения градостроительной деятельности на единой программной платформе |
Минстрой, департамент информационных технологий и связи Самарской области, межведомственная рабочая группа |
Ноябрь 2013 года |
Позволит создать унифицированные базы данных о состоянии территории и возможностях ее использования, обеспечить формирование двухуровневой системы, основанной на интеграции РГИС Самарской области и информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) муниципальных образований. Обеспечит сокращение сроков сбора исходных данных при ТЭО, разработке градостроительной документации и проектировании на 60-180 дней, возможность перевода большинства государственных и муниципальных услуг по выдаче разрешительной документации в электронную форму, создание системы контроля в режиме реального времени за соблюдением административных процедур при предоставлении земельных участков и разрешительной документации, мониторинг реализации документов территориального планирования |
1.15. |
Разработка областной целевой программы "Формирование земельных участков в целях предоставления их под строительство на 2014-2018 годы" с целью софинансирования расходов муниципальных образований на формирование земельных участков, в том числе осуществление их кадастрового учета с целью предоставления этих земельных участков инвесторам на торгах |
Минстрой, Минимущество, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Август 2013 года |
Позволит вовлечь в гражданский оборот существенно большее количество земельных участков и внедрить на практике институт предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Экономический эффект также заключается в увеличении объема поступающих в областной и местные бюджеты средств от арендной платы за использование предоставленных для строительства земельных участков |
1.16. |
Разработка проекта закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле" и Закон Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" (в части определения порядка заключения инвестиционного соглашения и возможности предоставления земельных участков в рамках инвестиционного соглашения при реализации крупных инвестиционных проектов на основе частно-государственного партнерства) |
Минэкономразвития, Минстрой, Минимущество, межведомственная рабочая группа |
Август 2013 года |
Позволит сократить сроки отвода земельных участков для строительства объектов в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на основе частно-государственного партнерства |
1.17. |
Разработка механизма формирования Инвестиционной карты Самарской области - государственного информационного ресурса, в рамках которого будет содержаться информация о свободных земельных участках, находящихся в государственной собственности (до ее разграничения либо собственности Самарской области) и муниципальной собственности, предлагаемые для реализации инвестиционных проектов - так называемые инвестиционные площадки и их основные характеристики (место расположения, площадь, кадастровый номер, вид собственности, категория земель, разрешенное использование, наличие объектов недвижимости, инженерная и транспортная инфраструктура) |
Минэкономразвития, Минстрой, Минимущество, межведомственная рабочая группа |
август 2013 года |
Позволит инвесторам получить точную информацию о свободных земельных участках, предлагаемых к предоставлению. Сокращение расходов и времени на поиск свободных участков, ведение переговоров и экономия расходов на приобретение земельных участков на рынке вследствие отсутствия объективной информации о свободных пригодных под строительство земельных участках. В рамках Инвестиционной карты должна содержаться информация о фонде земель Самарской области - земельных активах, необходимых для повышения инвестиционной привлекательности региона, которые предполагается целенаправленно консолидировать в собственности Самарской области |
1.18. |
Контроль завершения разработки и принятия генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов и поселений, анализ их содержания на предмет создания дополнительных барьеров в виде избыточных административных процедур, необоснованно жестких градостроительных регламентов и/или неполноты информации о градостроительных и правовых возможностях ограничения использования территории |
Минстрой, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Ежеквартально в течение 2013 года |
Обеспечение выполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации о завершении разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования |
1.19. |
Подготовка предложений о корректировке генеральных планов и правил землепользования и застройки в случае выявления недостатков при осуществлении контроля, указанного в пункте 1.18 настоящего Плана |
Минстрой, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Ежеквартально в течение 2013-2014 годов |
Обеспечит повышение качества генеральных планов и правил землепользования и застройки, их соответствие действующему законодательству и, как следствие, снизит риски инвесторов, связанные с реализацией инвестиционных проектов, основанных на положениях генеральных планов и правилах землепользования и застройки, противоречащих законодательству |
1.20. |
Реализация Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013-2015 годы, утвержденных постановлением Губернатора Самарской области от 05.03.2013 N 52, в части разработки нормативных правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата в строительстве |
Минстрой, Минимущество, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Сентябрь 2013 года |
Данное мероприятие обеспечивает координацию и синхронизацию мер по улучшению инвестиционного климата в строительстве с комплексными решениями в сфере регулирования земельных отношений в Самарской области |
2. Комплекс мероприятий на муниципальном уровне | ||||
2.1. |
Разработка модельных административных регламентов предоставления муниципальных услуг и иных модельных нормативных правовых актов для органов местного самоуправления в сфере предоставления земельных участков, согласования проектной и выдачи разрешительной документации при проектировании и строительстве |
|
Июль 2013 года |
Позволит обеспечить унификацию в правовом регулировании и избежать: установления чрезмерно больших сроков выполнения административных процедур или сроков более длительных, чем установлено в федеральном законодательстве; определения требований к подаче инвесторами документов, которые согласно федеральному законодательству не должны представляться; возложения на инвесторов дополнительных (по сравнению с требованиями федерального законодательства) обязанностей; закрепления в административных регламентах предоставления муниципальных услуг аспектов, которые должны быть урегулированы иными нормативными правовыми актами, так как они не подпадают в соответствии с федеральным законодательством под понятие муниципальной услуги; иных противоречий федеральному законодательству, способных дезориентировать потенциального или реального инвестора. Стандартизация и унификация соответствующих процедур позволит создать четкие основания ответственности должностных лиц за сроки оформления документов и ориентировочно в два раза уменьшить средние сроки прохождения документации |
2.1.1. |
Разработка модельного порядка рассмотрения предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.2. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории |
Минэкономразвития |
|
|
2.1.3. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.4. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (без проведения торгов) |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.5. |
Разработка модельного порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (с проведением торгов) |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.6. |
Разработка модельного порядка принятия и реализации решений о развитии застроенных территорий |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.7. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (без проведения торгов) |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.8. |
Разработка модельного порядка предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (с проведением торгов) |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.9. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями |
Минэкономразвития, Минимущество |
Август 2013 |
|
2.1.10. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.11. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.12. |
Разработка модельного административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.1.13 |
Разработка модельного порядка планирования и проведения мероприятий по отбору, формированию земельных участков и проведению в отношении них торгов в целях их предоставления для строительства без предварительного согласования места размещения объекта |
Минстрой, Минэкономразвития |
|
|
2.2. |
Формирование консолидированного документа - "дорожной карты", позволяющего сократить административные барьеры на местном уровне и включающего мероприятия по нормативному правовому регулированию, совершенствованию практик, стандартизации и унификации схожих процедур, контрольные показатели сроков основных административных процедур, сроки достижения контрольных показателей с учетом содержания разрабатываемых модельных административных регламентов и иных нормативных правовых актов |
Минстрой, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Август 2013 года |
Обеспечит понимание органами местного самоуправления и их должностными лицами требований региональных органов государственной власти к стандартизации административных процедур и показателям оценки деятельности органов местного самоуправления в соответствующей сфере |
2.3. |
Подготовка к вынесению подготовленных модельных административных регламентов предоставления муниципальных услуг, иных модельных нормативных правовых актов и "дорожной карты" на рассмотрение Ассоциации "Совет муниципальных образований Самарской области" |
Минстрой, Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа |
Июль 2013 года |
Внедрения разработанных модельных правовых актов и реализации "дорожной карты" необходимо добиваться при помощи структур, созданных самими муниципальными образованиями. В частности, в целях рассмотрения, одобрения и осуществления контроля за оперативным принятием и последующим исполнением подготовленных модельных нормативных правовых актов целесообразно использовать Ассоциацию "Совет муниципальных образований Самарской области" |
2.4. |
Создание и обеспечение функционирования рабочей группы по мониторингу принятия и исполнения муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с разработанными модельными административными регламентами предоставления муниципальных услуг и иными модельными нормативными правовыми актами, реализации "дорожной карты" (в рамках мониторинга осуществление проверки размещения вышеперечисленных административных регламентов и их проектов на сайтах местных администраций в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления") |
Минстрой, Минэкономразвития, Минимущество, Администрация Губернатора Самарской области |
Июль 2013 года |
Рабочая группа должна состоять из сотрудников Минстроя и Минэкономразвития. Также в рабочую группу необходимо включить представителей Минимущества, Главного правового управления Администрации Губернатора Самарской области, сторонних экспертов |
2.5. |
Представление Губернатору Самарской области отчета о результатах проведения мониторинга принятия и исполнения муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с разработанными модельными административными регламентами предоставления муниципальных услуг и иными модельными нормативными правовыми актами, реализации "дорожной карты" |
Минстрой, Минэкономразвития |
Ежеквартально, начиная с третьего квартала 2013 года |
|
3. Комплекс предложений по совершенствованию правового регулирования на федеральном уровне | ||||
3.1. |
Мониторинг принятия внесенных на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов: |
Минстрой, Минэкономразвития, Минимущество, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
Постоянно |
Направление в федеральные органы исполнительной власти актуальных предложений, подготовленных органами государственной власти Самарской области, по корректировке федерального земельного и градостроительного законодательства |
|
проектов федеральных законов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации ("О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка установления охранных и санитарно-защитных зон"; "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования"; "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в части повышения эффективности государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушения установленных экологических требований)") |
|
|
Следствием принятия законопроектов, в частности, являются замещение понятия "градостроительное зонирование" на "территориальное зонирование", отмена деления земель на категории, дублирующего институты территориального планирования и градостроительного зонирования, унификация на федеральном уровне видов территориальных зон. Необходимо определить перечень случаев, при которых допускается установление для земельного участка одновременно нескольких основных видов разрешенного использования, а также методы определения кадастровой стоимости земельного участка в случае установления для земельного участка нескольких видов разрешенного использования. Основной эффект заключается в устранении дублирующих и противоречащих положений градостроительного и земельного законодательства, уточнение правового режима использования земель в зонах с особыми условиями использования территории, снижение коррупциогенности процедур, связанных с определением правового режима конкретного земельного участка под строительство |
|
проектов федеральных законов, подготовленных Министерством регионального развития Российской Федерации ("О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления нормативов градостроительного проектирования"; "О внесении изменений в статью 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"; "О внесении изменения в статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации"; "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления понятия проектной документации, применяемой повторно, и порядка ее применения"); иных проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы, в сферах гражданского, земельного и градостроительного законодательства |
|
|
Следствием принятия законопроектов, в частности, является отнесение в состав документов территориального планирования программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, закрепление положений, при которых посредством генерального плана и правил землепользования и застройки должны определяться первичные показатели - назначение и максимальные объемы строительства, допускаемые и гарантируемые на соответствующих территориях, в пределах территориальных зон и на каждом земельном участке в пределах таких зон, и вторичные показатели максимальной нагрузки - определяемые генеральным планом показатели потребности в инженерно-технических ресурсах для соответствующих территориальных зон |
3.2. |
Разработка проектов федеральных законов о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков для строительства и оформления прав на земельные участки под объектами недвижимости |
Минэкономразвития, Минстрой, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Позволит ввести унифицированные требования к предоставлению земельных участков для строительства, устранить причины формирования противоречивой правоприменительной практики, основанной на произвольно принимаемых различными органами публичной власти решениях, оптимизировать порядок предоставления земельных участков для целей строительства, а также в части предоставления земельных участков лицам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений (в том числе при множественности лиц, являющихся собственниками указанных объектов). Предусматриваются передача полномочий Российской Федерации по приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также определение максимально допустимых сроков принятия решений о приватизации земельных участков. Законопроекты предусматривают в том числе установление перечня дополнительных случаев, при которых предоставление земельных участков для строительства осуществляется без торгов, в частности, в целях реализации положений Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и оказания содействия инвесторам в продвижении инвестиционных проектов на принципах частно-государственного партнерства |
3.2.1. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части включения подготовки градостроительного плана земельного участка в стадию формирования земельного участка для последующего его предоставления для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (за исключением случаев, когда земельный участок планируется предоставить по договору аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо по договору о развитии застроенной территории) |
|
|
Реализация данной законодательной инициативы позволит сократить срок оформления прав на земельный участок на 40-50 дней ввиду отсутствия необходимости последующего получения градостроительного плана, а также снизит затраты на подготовку проектной документации |
3.2.2. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части закрепления обязанности органа местного самоуправления по опубликованию в источнике опубликования муниципальных нормативных правовых актов и размещению в сети Интернет на сайте муниципального образования акта выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора с указанием назначения объекта, предполагаемого к размещению, указанного в заявлении лица, инициировавшего процедуру выбора земельного участка) |
|
|
Предлагаемая мера направлена на повышение прозрачности процедур предоставления земельных участков, создание условий для исключения злоупотреблений при обработке заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков |
3.2.3. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения вызывающих споры положений о порядке приобретения земельных участков собственниками расположенных на них зданий (строений, сооружений), помещений, частей зданий (строений, сооружений) |
|
|
Реализация данной законодательной инициативы направлена на уменьшение количества ситуаций, требующих обращения в суд в процессе оформления выкупа земельных участков из состава земель публичной собственности или приобретения на них права аренды и, как следствие, сокращение сроков такого оформления на 9-12 месяцев |
3.3. |
Разработка проектов федеральных законов о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов территориального планирования и градостроительного зонирования, оптимизации административных процедур |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Определение в Градостроительном кодексе Российской Федерации порядка функционального зонирования и видов функциональных зон, а также единых подходов в их установлении; исключается возникновение разногласий при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований по вопросу отнесения запланированных объектов капитального строительства к объектам капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Законопроекты предусматривают установление четкой связи между утвержденными документами территориального планирования и целевыми программами, принимаемыми органами власти в целях размещения объектов местного значения, а также необходимость в рамках регулирования вопросов территориального планирования ограничить перспективное планирование размещения объектов регионального и местного значения тремя - пятью годами. Реализация предложений позволит устранить внутренние коррупциогенные противоречия в положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также определить на федеральном уровне унифицированные требования к оформлению схем размещения объектов строительства и соответствующих земельных участков с целью обеспечения их самостоятельной подготовки лицами, осуществляющими строительство, или уполномоченными ими лицами |
3.3.1. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения положений части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации о подготовке проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, и пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом в целях четкого установления пределов соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, случаев и критериев допустимого расхождения правил землепользования и застройки и генерального плана) |
|
|
|
3.3.2. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части исключения пункта 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего необходимость указания в градостроительном плане земельного участка технических условий подключения к инженерно-техническим сетям, поскольку данное требование может быть выполнено на стадии выдачи градостроительного плана без дополнительных запросов и обращений только в отношении территорий, на которых утверждены проекты планировки) |
|
|
|
3.3.3. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части дополнения ее указанием на то, что предусмотренный в подпункте "в" пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документ представляется, если планируется строительство или реконструкция только линейного объекта) |
|
|
|
3.3.4. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части дополнения пункта 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложением следующего содержания: "Требования к оформлению указанной схемы и максимальные сроки ее оформления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти") |
|
|
|
3.4. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации по вопросам представления (использования) документов в электронной форме" (в части обязательного использования документов в электронной форме при предоставлении земельных участков и подготовке землеустроительной и градостроительной документации с публичным размещением их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) |
Минэкономразвития, Минстрой, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Позволит повысить информационную открытость при представлении и рассмотрении уполномоченными органами заявлений о предварительном согласовании мест размещения объектов, а также обеспечить доступность сведений о сформированных земельных участках на территориях городских и сельских поселений, в том числе предназначенных для строительства объектов в рамках реализации инвестиционных проектов |
3.5. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (в части, устанавливающей, что описание границ территориальных зон производится путем перечисления кадастровых номеров земельных участков, располагающихся в границах данной зоны, а на территориях, где земельные участки не сформированы, границы устанавливаются по границам естественных природных объектов (например, рек, озер и т.п.) либо по границам территорий общего пользования) |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Позволит существенно повысить качество документов градостроительного зонирования, исключить ситуации, когда один земельный участок находится одновременно в нескольких территориальных зонах и перед началом строительства требуется от 90 до 180 дней для внесения корректировок в правила землепользования и застройки в целях определения принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне |
3.6. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности: дополнение полномочиями по созданию информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъекта Российской Федерации как элемента двухуровневой системы обеспечения градостроительной деятельности, а также полномочиями по организации деятельности по созданию ИСОГД муниципальными образованиями и методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления при ведении ИСОГД муниципальных образований (в таком случае региональные органы власти получат возможность напрямую субсидировать создание и ведение ИСОГД в муниципальных образованиях) |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Направлена на установление полномочий субъектов Российской Федерации в сфере информационного обеспечения градостроительной деятельности и законодательное закрепление возможностей по регулированию деятельности в области информационного обеспечения градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Позволит обеспечить участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в создании эффективных ИСОГД муниципального уровня |
3.7. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части закрепления за органами местного самоуправления муниципального района полномочий на выдачу разрешений на строительство объектов не только на межселенных территориях, но и на территориях двух и более поселений) |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Направлена на установление корреляции между положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации |
3.8. |
Разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих внесение изменений: |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Позволит определить единые правовые подходы в установлении и отображении в правилах землепользования и застройки зон с особыми условиями использования территорий, а также ввести в правовой оборот понятие "ориентировочные границы санитарно-защитных зон" с целью их отражения на карте градостроительного зонирования территории |
|
в часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части установления требования об отображении на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки только утвержденных в установленном порядке границ зон с особыми условиями использования территорий) в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие установление границ зон с особыми условиями использования территорий на основании специальных разработанных проектов, которые утверждаются правовым актом уполномоченного органа публичной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"), с целью определения и регулирования ориентировочных зон с особыми условиями использования территорий |
|
|
|
3.9. |
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации о видах разрешенного и условно разрешенного использования земельных участков", устанавливающего критерии деления видов использования земельных участков на разрешенные и условно разрешенные |
Минстрой, Минэкономразвития, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Позволит исключить использование необоснованного подхода, при котором в градостроительном регламенте значительная часть видов использования включена в состав условно разрешенных видов использования, для которых требуется получение дополнительного разрешения и проведение процедуры публичных слушаний. Реализация предложения позволит сократить сроки оформления разрешительных документов на строительство на 4-6 месяцев в связи с отсутствием необходимости организации и проведения публичных слушаний |
3.9.1. |
Подготовка предложений в части изменения методики установления видов разрешенного использования, предполагающего определение вида разрешенного использования через описание обобщенного родового вида деятельности, с указанием широкого перечня объектов, соответствующих такому виду разрешенного использования. |
|
|
|
3.9.2. |
Формирование предложений по проекту классификатора видов разрешенного использования земельных участков, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации |
|
|
|
3.10. |
Разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих внесение изменений: |
Минэкономразвития, Минстрой, Администрация Губернатора Самарской области, межведомственная рабочая группа |
3 квартал 2013 года |
Направлена на оптимизацию (упрощение) правил проведения торгов на земельные участки, утвержденных Правительством Российской Федерации |
|
в Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (в пункт 32, установив, что в случае, если торги признаны несостоявшимися в связи с участием в них менее двух участников, единственный участник торгов в течение двадцати дней со дня проведения торгов вправе заключить договор, а орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан заключить договор с единственным участником торгов по начальной цене или начальному размеру арендной платы земельного участка. При этом изменение условий торгов на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Организатор торгов в случае, если торги признаны несостоявшимися или если договор не был заключен с единственным участником торгов, вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить "шаг аукциона" не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки. В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона" могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения |
|
|
С целью закрепления возможности заключения договора в течение двадцати дней со дня проведения торгов с единственным участником торгов |
|
в постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" |
|
|
Исключение из утвержденных указанным постановлением форм разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию упоминания о капитальном ремонте объекта капитального строительства |
|
в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 N 120 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство" |
|
|
Исключение из утвержденной Инструкции упоминания о капитальном ремонте объекта капитального строительства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 1 августа 2013 г. N 360 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 6 августа 2013 г. N 260
Постановлением Правительства Самарской области от 24 марта 21014 г. N 149 настоящее постановление признано утратившим силу