В целях создания экономических условий для устойчивого развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области, обеспечивающих повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области, и насыщения регионального продовольственного рынка высококачественными продовольственными товарами собственного производства Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы".
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (Альтергота).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - |
А.П. Нефёдов |
Государственная программа
Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в самарской области на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Самарской области от 28 августа 2013 г. N 422)
Паспорт программы
Наименование программы |
- |
государственная программа Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы |
- |
поручение Губернатора Самарской области от 07.05.2013 N 1-20/268 |
Государственный заказчик программы |
- |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области |
Цель и задачи программы |
- |
цель Программы: устойчивое развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области. |
|
|
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач: обновление и модернизация материально-технической базы организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области в сфере заготовки, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и логистической инфраструктуры; повышение финансовой устойчивости организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области; увеличение объемов закупок молока в личных подсобных хозяйствах населения Самарской области (далее - ЛПХ) |
Сроки и этапы реализации программы |
- |
2013-2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
- |
оборот розничной торговли; оборот общественного питания; объем переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания; закупка молока в ЛПХ в целях собственной переработки и (или) реализации на перерабатывающие предприятия; выручка от реализации продукции; прирост численности населения, занятого в сельскохозяйственной и потребительской кооперации |
Объемы и источники финансирования программных мероприятий |
- |
общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета в 2013-2020 годах составляет 349,47 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы в 2014-2020 годах за счет средств областного бюджета предусматриваются отдельным постановлением Правительства Самарской области. В целях решения поставленных задач в Программе приведена справочная информация о предполагаемом объеме финансирования мероприятий за счет внебюджетных источников в объеме 1775,6 млн. рублей |
Показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
- |
комплексный показатель эффективности |
Система организации контроля за ходом реализации программы |
- |
управление реализацией Программы и контроль за ходом её реализации осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в соответствии с действующим законодательством |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основным направлением Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р, являются диверсификация сельской экономики, создание новой социально ориентированной модели развития.
В современных условиях решение данных задач невозможно без демократизации отношений собственности и широкого распространения коллективных форм хозяйствования на селе, основными из которых являются кооперативы. Они позволяют объединить в статусе работника как трудящегося, так и собственника, использовать в управлении принципы прямой демократии, избежать эксплуатации со стороны частного капитала.
Развитая кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства, вовлечения в экономический оборот высвободившейся в процессе интенсификации производства рабочей силы, социальной стабильности в обществе. Объединение товаропроизводителей на условиях кооперации приобретает особую актуальность в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО).
За переходный период, который отведен нашей стране для адаптации к нормам и правилам ВТО, агропромышленному комплексу Самарской области предстоит решить ряд больших и сложных задач, главными из которых являются модернизация производства и развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка. Решение последней задачи в значительной степени будет определяться эффективностью работы регионального кооперативного сектора.
При этом государственная поддержка товаропроводящей инфраструктуры отнесена по классификации ВТО к мерам "зеленой корзины" и не имеет каких-либо ограничений по ее использованию.
Программа определяет цель, задачи и основные направления развития сельской кооперации в Самарской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Программа разработана исходя из тесной взаимосвязи целей кооперативного движения и региональной социально-экономической политики, что вызывает необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки сельской кооперации в Самарской области.
Реализация Программы направлена на достижение в Самарской области основных целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
В Самарской области, как и в других регионах России, кооперативные отношения на селе развиваются в рамках нескольких моделей и организационных систем. Важнейшими из них являются сельскохозяйственные кооперативы (производственные, потребительские) и потребительские общества.
На 1 января 2013 года на территории Самарской области зарегистрировано 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня. Фактически осуществляет производственную деятельность всего 31 организация, или 55% (16 кредитно-потребительских, 2 перерабатывающих и 13 снабженческо-сбытовых кооператива), что для региона с населением свыше 3 миллионов человек, из которых каждый пятый - сельский житель, и объемом производства сельхозпродукции более 50 млрд. рублей является крайне низким показателем. На долю Самарской области приходится менее 1% зарегистрированных в Российской Федерации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители Самарской области, но и около 500 действующих сельскохозяйственных организаций, а также почти 3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.
С учетом того, что в Самарской области достаточно остро стоит вопрос переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной малыми формами хозяйствования, задача развития перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов является очень актуальной.
Деятельность системы потребительской кооперации Самарской области традиционно является одним из важнейших факторов развития сельских территорий, обеспечивает формирование рыночной инфраструктуры и решает проблемы сбыта произведенной малыми формами хозяйствования сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем к моменту начала реализации областной целевой программы развития потребительской кооперации в Самарской области на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 08.07.2009 N 311 (далее - программа развития потребительской кооперации), потенциал потребительской кооперации был в значительной мере утерян, влияние организаций потребительской кооперации на социально-экономическое развитие муниципальных районов Самарской области существенно снизилось. К 2009 году большая часть основных производственных фондов организаций потребительской кооперации имела степень износа более 80%, поскольку была введена в эксплуатацию более 40 лет назад.
За 2009 год организациями потребительской кооперации Самарской области было закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья у сельскохозяйственных товаропроизводителей региона на сумму всего 173,4 млн. рублей, что на 12% ниже уровня 2008 года.
В то же время на начало 2010 года на территории Самарской области действовало 248 тысяч ЛПХ, производящих 62% совокупного объема продукции сельского хозяйства. Большинство ЛПХ испытывали серьезные проблемы при реализации продукции собственного производства. Увеличение масштабов закупочно-заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации в Самарской области способно стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе.
Организации потребительской кооперации в Самарской области могут обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных и недорогих хлебных, кондитерских, колбасных и макаронных изделий, полуфабрикатов, рыбной продукции, ориентированных на наименее обеспеченные слои населения. Для этого в первую очередь необходимо привлечь инвестиции на модернизацию существующих мощностей и развитие новых направлений. Серьезным сдерживающим фактором является повышение уровня конкуренции на продовольственном рынке региона прежде всего со стороны импортной продукции и продукции других регионов, а также деятельность крупных сетевых компаний.
Уровень развития системы потребительской кооперации в разрезе сельских муниципальных районов в Самарской области существенно дифференцирован. Необходимо устранение сложившихся диспропорций за счет развития наиболее сильных организаций и распространения их деятельности на другие сельские районы, а также создание новых потребительских обществ.
В 2010-2012 годах в рамках программы развития потребительской кооперации перечислено субвенций и субсидий получателям на общую сумму 129,6 млн. рублей, что позволило организациям потребительской кооперации закупить в ЛПХ сельскохозяйственную продукцию на сумму 1,2 млрд. рублей, в 2,6 раза увеличить количество ЛПХ, охваченных закупками сельскохозяйственной продукции, приобрести оборудование и специализированный автомобильный транспорт на общую сумму свыше 140 млн. рублей, произвести промышленной продукции на 800 млн. рублей. Сумма налоговых платежей и обязательных отчислений превысила 420 млн. рублей. Было создано 280 новых рабочих мест в сельских районах и организовано 22 новых потребительских общества.
Таким образом, в 2010-2012 годах реализация программы развития потребительской кооперации позволила стабилизировать ситуацию в сфере потребительской кооперации, начать процесс модернизации материально-технической базы, создать условия для расширения инвестиционной активности и заготовительной деятельности в среднесрочной перспективе.
Тем не менее требуют дальнейшего решения следующие основные проблемы, препятствующие развитию производственной деятельности и расширению масштабов закупок сельскохозяйственной продукции кооперативными организациями Самарской области:
ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, которая не позволяет проводить своевременное обновление и модернизацию основных средств, что приводит к снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания населения, ограничению масштабов деятельности кооперативных организаций прежде всего в сфере заготовки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
недостаточный объем собственных оборотных средств организаций, который сдерживает развитие закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяет обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей;
отсутствие кооперативных логистических предприятий, что не позволяет замкнуть кооперативные товаропроизводящие цепочки, обеспечить самодостаточность системы кооперации и заполнить незанятые экономические ниши.
Реализация Программы будет способствовать созданию кооперативных предприятий в сфере закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, повышению финансовой устойчивости кооперативов, формированию целостной системы кооперативного движения, положительным образом влиять на ценовую конъюнктуру потребительского рынка.
Социальная эффективность Программы будет заключаться в консолидации малых форм хозяйствования на селе в целях отстаивания их экономических и социальных интересов, вовлечении в аграрную экономику сельского населения, повышении уровня жизни на селе.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий и оценку их результатов.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы на 2013-2020 годы является устойчивое развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
обновление и модернизация материально-технической базы организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области в сфере заготовки, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и логистической инфраструктуры;
повышение финансовой устойчивости организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области;
увеличение объемов закупок молока в ЛПХ.
Сроки реализации Программы: 2013-2020 годы. Программа реализуется в один этап.
3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) * |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) по годам |
||||||||
2012 (факт) |
Плановый период (прогноз) |
||||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
2055,5 |
2102,8 |
2191,1 |
2322,6 |
2443,3 |
2655,8 |
2851,3 |
3016,3 |
3177,0 |
2. |
Оборот общественного питания |
млн. рублей |
244,1 |
249,7 |
260,2 |
275,8 |
290,2 |
315,4 |
338,6 |
358,2 |
377,3 |
3. |
Объем переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания |
млн. рублей |
291,3 |
298,0 |
310,5 |
329,1 |
346,3 |
376,4 |
404,1 |
427,5 |
450,2 |
4. |
Закупка молока в ЛПХ в целях собственной переработки и (или) реализации на перерабатывающие предприятия |
тыс. тонн |
6,7 |
6,9 |
8,1 |
8,6 |
9,0 |
9,8 |
10,5 |
11,2 |
11,7 |
5. |
Выручка от реализации продукции |
млн. рублей |
2616,0 |
2702,7 |
2825,5 |
2995,0 |
3150,8 |
3424,8 |
3676,8 |
3889,7 |
4096,8 |
6. |
Прирост численности населения, занятого в сельскохозяйственной и потребительской кооперации |
человек |
105 |
79 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
_________________
* Показатели приведены по сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации.
4. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения, годы |
Объем финансирования по годам, млн. рублей |
Всего по Программе |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Предоставление субсидий сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации в Самарской области в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение оборудования и автомобильного транспорта
|
2013-2020 |
10,33 |
27,68 |
29,34 |
30,86 |
33,55 |
36,01 |
38,10 |
40,13 |
246,00 |
2. |
Предоставление субсидий сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации в Самарской области в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в части расходов на осуществление закупок молока в ЛПХ |
2014-2020 |
|
12,15 |
12,88 |
13,55 |
14,73 |
15,81 |
16,73 |
17,62 |
103,47 |
|
Итого по Программе |
|
10,33 |
39,83 |
42,22 |
44,41 |
48,28 |
51,82 |
54,83 |
57,75 |
349,47 |
Если иное не предусмотрено законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию Программы, является министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Исполнители программных мероприятий определяются в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета в 2013-2020 годах составляет 349,47 млн. рублей, в том числе в 2013 году - 10,33 млн. рублей, в 2014 году - 39,83 млн. рублей, в 2015 году - 42,22 млн. рублей, в 2016 году - 44,41 млн. рублей, в 2017 году - 48,28 млн. рублей, в 2018 году - 51,82 млн. рублей, в 2019 году - 54,83 млн. рублей, в 2020 году - 57,75 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы в 2014-2020 годах за счет средств областного бюджета предусматриваются отдельным постановлением Правительства Самарской области.
Мероприятия Программы финансируются в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В приложении 1 к Программе приведена справочная информация о предполагаемом финансировании мероприятий за счет средств внебюджетных источников, направляемых на решение определенных Программой проблем, в объеме 1775,6 млн. рублей.
6. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы и контроль за ходом её реализации осуществляются министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение намеченных целевых индикаторов, что будет способствовать социальному развитию сельских территорий Самарской области, создаст предпосылки для развития аграрного производства и укрепления позиций местных товаров на региональном продовольственном рынке.
Благодаря обновлению материально-технической базы, внедрению современных технологий, совершенствованию организации труда повысится уровень загрузки производственных мощностей. К 2020 году объем производства продуктов питания в сфере сельскохозяйственной и потребительской кооперации составит 450,2 млн. рублей.
Для обеспечения производственных потребностей сельскохозяйственных кооперативов, организаций потребительской кооперации и предприятий переработки объем закупок молока в ЛПХ на территории Самарской области к 2020 году будет увеличен до 11,7 тыс. тонн.
Социальным эффектом от реализации Программы будет являться создание в сельскохозяйственных кооперативах и организациях потребительской кооперации в Самарской области 730 дополнительных рабочих мест.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности реализации государственной программы Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы", приведенной в приложении 2 к Программе.
Приложение 1
к государственной программе Самарской области
"Развитие сельскохозяйственной и потребительской
кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы"
Справочная информация
о предполагаемых объемах финансирования за счет внебюджетных источников мероприятий, направленных на решение задач, поставленных государственной программой Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения, годы |
Объем финансирования за счет внебюджетных источников по годам, млн. рублей |
Всего по Программе |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Приобретение сельскохозяйственными кооперативами и организациями потребительской кооперации в Самарской области оборудования и автомобильного транспорта, необходимого для организации заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции |
2013-2020 |
37,3 |
79,0 |
83,7 |
88,1 |
95,8 |
102,8 |
108,8 |
114,5 |
710,0 |
2. |
Осуществление закупок сельскохозяйственными кооперативами и организациями потребительской кооперации в Самарской области молока в личных подсобных хозяйствах населения Самарской области |
2013-2020 |
89,1 |
92,8 |
104,5 |
115,0 |
136,2 |
156,7 |
176,8 |
194,5 |
1065,6 |
|
Итого по Программе |
|
126,4 |
171,8 |
188,2 |
203,1 |
232,0 |
259,5 |
285,6 |
309,0 |
1775,6 |
Приложение 2
к государственной программе
Самарской области "Развитие
сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области
на 2013-2020 годы"
Методика
оценки эффективности реализации государственной программы Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы"
Оценка эффективности реализации государственной программы Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа) осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ежегодно в течение всего срока реализации Программы и по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования (расходов).
Комплексный показатель эффективности реализации Программы (R) за отчетный год рассчитывается по формуле
где N - общее число целевых индикаторов (показателей) Программы;
- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
- значение n-го целевого индикатора (показателя) на конец отчетного года;
- плановая сумма финансирования по Программе, предусмотренная на реализацию мероприятий Программы в отчетном году;
- сумма расходов на реализацию Программы на конец отчетного года.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы (показатели), достижение которых предусмотрено в отчетном году.
При значении комплексного показателя эффективности R от 80 до 100% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 28 августа 2013 г. N 422 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 29 августа 2013 г. N 288
Постановлением Правительства Самарской области от 8 декабря 2017 г. N 797 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 21 сентября 2017 г. N 604
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 22 ноября 2016 г. N 664
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2016 г. N 361
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 3 декабря 2015 г. N 800
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Самарской области от 19 ноября 2015 г. N 742
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 9 июня 2015 г. N 323
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 17 декабря 2014 г. N 787
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Постановление Правительства Самарской области от 2 декабря 2014 г. N 741
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Самарской области от 15 ноября 2013 г. N 636
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления