В соответствии со ст. 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2 "О разработке и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области" и в целях реализации на территории Самарской области государственной политики в области содействия занятости населения приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Руководитель департамента государственной службы занятости населения Самарской области |
Н.Н. Грищенко |
Ведомственная целевая программа
содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы
(утв. приказом Департамента государственной службы занятости населения Самарской области от 19 сентября 2008 г. N 101)
Паспорт
Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы
Наименование Ведомственной программы - Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы (далее - Ведомственная программа).
Дата принятия решения о разработке Ведомственной программы - протокол оперативного совещания департамента государственной службы занятости населения Самарской области от 04.02.2008 N 1.
Разработчик и исполнитель Ведомственной программы - департамент государственной службы занятости населения Самарской области.
Цели и задачи Ведомственной программы - цель Ведомственной программы - содействие эффективной занятости населения Самарской области.
Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей.
Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности.
Задача 3. Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.
Сроки реализации Ведомственной программы - 2009-2010 годы.
Важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы - индикаторы (показатели) достижения цели Ведомственной программы:
уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения(в среднем за год);
доля безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в общей численности безработных граждан(по методологии МОТ).
Индикаторы (показатели) задачи 1:
доля граждан, обратившихся в службу занятости населения, от численности экономически активного населения;
доля трудоустроенных граждан от численности граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
доля трудоустроенных инвалидов от численности граждан данной категории, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
численность участников общественных работ;
численность временно трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время;
численность временно трудоустроенных безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
численность безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации;
количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости.
Индикаторы (показатели) задачи 2:
средний период выплаты пособия безработным гражданам;
количество жалоб со стороны безработных граждан на невыплату пособия по безработице.
Индикаторы (показатели) задачи 3:
численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации;
численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения;
доля граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения.
Объемы финансирования мероприятий, определенных Ведомственной программой - общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы за счет средств областного бюджета составит 733217,8 тыс. рублей за весь период ее реализации, в том числе:
- 2009 год - 388162,7 тыс. рублей;
- 2010 год - 345055,1 тыс. рублей.
Расходные обязательства Самарской области устанавливаются настоящей Ведомственной программой и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по содействию занятости населения. Объемы финансирования мероприятий по содействию занятости населения ежегодно корректируются в соответствии с утвержденным объемом субвенций из федерального бюджета.
Показатели социально-экономической эффективности реализации Ведомственной программы - затраты на трудоустройство одного гражданина.
Система организации контроля за ходом реализации Ведомственной программы - общее руководство, контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляет департамент государственной службы занятости населения Самарской области (далее - департамент).
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Ведомственной программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет руководитель департамента.
Текущее управление Ведомственной программой осуществляется координатором Ведомственной программы в лице заместителя руководителя департамента. Координатором по итогам каждого квартала в течение месяца после его окончания проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Ведомственной программы, расходования финансовых средств и разрабатывается промежуточный краткий отчет о ходе реализации Ведомственной программы, который представляется руководителю департамента.
Департамент ежегодно до 1 февраля направляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области.
Департамент ежегодно до 1 марта направляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
1. Характеристика проблем,
решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы, целесообразность и необходимость их решения на ведомственном уровне программным методом
Программный метод обеспечивает целенаправленное и комплексное воздействие на существующие проблемы рынка труда и способствует наиболее успешному предотвращению кризисных ситуаций. Ведомственная программа направлена на решение конкретных задач в рамках переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", реализация которых в Самарской области возложена на департамент, что обусловливает ее ведомственный характер.
Ведомственная программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, содействие трудоустройству различных категорий населения, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы и находящихся под риском увольнения, обеспечение социальной защиты временно незанятых граждан, развитие профессиональной ориентации населения, подготовки и переподготовки безработных граждан.
Ведомственная программа разработана с учетом основных направлений государственной политики занятости населения на основе анализа и прогноза состояния рынка труда и выявленных в сфере занятости проблем.
В 2007 году в государственную службу занятости населения обратились за содействием в поиске работы 101,7 тыс. граждан, что на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Наибольший прирост обратившихся наблюдался в центрах занятости населения муниципальных районов (на 16,9%).
Статус безработного получили 50,4 тыс. человек, или 49,6% из числа ищущих работу граждан (в 2006 году - 46,6 тыс. человек, или 48,7% соответственно). В городах были признаны безработными 34,2% от числа обратившихся граждан, в районах - 84,5%.
За 2007 год с помощью службы занятости населения нашли работу 65,6 тыс. человек, что составляет 64,5% обратившихся в поиске работы граждан (в 2006 году - 70,7 тыс. человек и 74,0% соответственно). С учета по причине трудоустройства снято 22,0 тыс. безработных граждан (в 2006 году - 27,2 тыс. человек). На снижение численности трудоустроенных оказало влияние сокращение обращаемости в службу занятости населения граждан, реально заинтересованных поиском работы, ухудшение структуры ищущих работу граждан, а также некоторое уменьшение количества имеющихся в распоряжении службы занятости населения вакансий (в 2007 году - 103,6 тыс. единиц, что на 2,3 тыс. меньше, чем в предыдущем году).
К концу декабря 2007 года численность зарегистрированных в службе занятости населения безработных составляла 26,4 тыс. и по сравнению с началом года увеличилась на 2,6 тыс. человек, уровень безработицы - 1,5% экономически активного населения (на 31.12.2006 - 1,4%).
Однако в среднегодовом выражении численность зарегистрированных безработных и соответствующий уровень безработицы снизились и составили 23,8 тыс. человек и 1,3% (в 2006 году - 26,0 тыс. человек и 1,5% соответственно). В 2008 году эта тенденция сохранится, находясь в русле динамики общей безработицы.
Ключевыми проблемами на рынке труда Самарской области являются следующие.
1. Территориальная диспропорция спроса и предложения рабочей силы.
Диспропорция спроса и предложения рабочей силы, определяющая возможности государственных учреждений центров занятости населения городских округов и муниципальных районов (далее - центров занятости населения) по трудоустройству граждан, характеризовалась показателем нагрузки на вакансию незанятого населения, значение которого варьировалось от 0,6-1,0 (г.о. Новокуйбышевск, Сызрань, Самара, Кинель и Тольятти, м.р. Ставропольский) до 5,2-7,0 человек (м.р. Камышлинский, Алексеевский, Хворостянский, Борский, Пестравский и Похвистневский). Дефицит рабочей силы характерен, в основном, для г.о. Самара и Тольятти, где количество вакансий значительно (в 1,5-2 раза) превышает численность граждан, обращающихся в службу занятости населения, для малых городских округов и муниципальных районов характерен недостаток рабочих мест. В среднем по городским округам на 10 вакансий претендовали 9 незанятых граждан, в муниципальных районах - на 1 вакансию претендовали 3 человека (в среднем по области - на 1 вакансию 1,2 человека).
Отсутствие достаточного числа вакансий является одной из основных причин (наряду с такими, как транспортная недоступность рабочих мест из-за отсутствия регулярного сообщения между населенными пунктами, сезонные колебания спроса на рабочую силу), обусловливающих высокий уровень безработицы в сельских районах (он превосходил аналогичный показатель для городского населения в 6,14 раза против 5,76 раза в 2006 году). В сельской местности зарегистрировано 56,1% безработных, в то время как проживает там лишь пятая часть населения трудоспособного возраста. Кроме объективных причин сельской безработицы существуют и субъективные: регулярная выплата пособия по безработице, а также возможность получить субсидии по оплате коммунальных услуг и социальное пособие. Таким образом, действующее законодательство позволяет гражданам, фактически не готовым приступить к работе и не стремящимся ее найти, получить статус безработного.
2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Среди всех вакансий, предоставляемых предприятиями и организациями области в службу занятости населения, 3/4 предназначается для граждан, имеющих рабочие профессии, тогда как среди ищущих работу бывшие рабочие составляют чуть больше 1/2. Из-за снижения престижа рабочих профессий на протяжении нескольких лет на промышленных предприятиях области и в строительстве наблюдается кадровый дефицит по основным рабочим профессиям (электрогазосварщик, токарь, электромонтер, слесарь), в то время как среди безработных избыток бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и т.д. В этой связи способом смягчения данной проблемы является осуществляемое службой занятости населения профессиональное обучение и профессиональная ориентация граждан.
3. Сложности трудоустройства инвалидов.
Наиболее актуальной в настоящее время является проблема трудоустройства инвалидов. Так, в 2007 году увеличилась численность и доля инвалидов среди ищущих работу граждан - 5,1 тыс. человек и 5,1% соответственно (в 2006 году - 4,3 тыс. человек и 4,5%). Трудоустройство этой категории граждан затруднено из-за имеющихся у них ограничений к определенным видам деятельности, сложности добираться до рабочего места в случае его удаленности и т.п. Именно эти факторы являются причиной самой высокой средней продолжительности безработицы у граждан данной категории - 5,6 месяца, а также самого высокого уровня застойной безработицы - 19,9% инвалидов состоят на учете более 8 месяцев. В связи с отменой налоговых льгот работодатели неохотно принимают на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Только один из четырех инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, смог трудоустроиться с помощью службы занятости населения. К концу 2007 года численность безработных инвалидов увеличилась до 3,2 тыс. человек (за год на 8,9%).
В регионе действует Закон Самарской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области", в соответствии с которым осуществляется работа по организации квотирования рабочих мест для инвалидов. Однако на практике квота по приему на работу инвалидов предприятиями исполняется не в полном объеме, так как работодатели не представляют в центры занятости информацию о вакансиях, на которые возможно трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, отмена взимания обязательной платы с организаций, отказывающихся принимать на работу инвалида в счет установленной квоты, исключила источник финансирования мероприятий по созданию специальных рабочих мест для граждан этой категории, а также возможность стимулирования работодателей к созданию дополнительных рабочих мест. До сих пор остается нерешенным вопрос об организациях с вредными и тяжелыми условиями труда, работа на которых может негативно сказаться на здоровье инвалидов, отсутствует методика расчета средств, необходимых для создания специальных рабочих мест для данной категории граждан. Бюджетные учреждения и организации, как правило, лишены финансовой возможности создавать дополнительные рабочие места для инвалидов.
4. Сложности трудоустройства отдельных категорий населения.
Удельный вес обратившихся в 2007 году за содействием в поиске работы граждан предпенсионного возраста увеличился с 5,4 до 5,8%. Среди зарегистрированных безработных их численность составила 2,5 тыс. человек на 01.01.2008 против 2,3 тыс. человек на 01.01.2007. Как правило, граждане предпенсионного возраста менее конкурентоспособны на рынке труда, а при наличии ограничений в труде по медицинским показаниям шансов найти работу становится еще меньше. Из обратившихся в 2007 году в службу занятости населения граждан рассматриваемой категории были трудоустроены 40,8%.
В структуре безработных доля молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет составляет 21,2% (каждый двадцатый из них - в возрасте 16-17 лет). При всех несомненно положительных качествах, присущих именно молодым людям (стремление к повышению своего профессионального уровня, обучаемость, нестандартность мышления, мобильность и т.п.), их конкурентоспособность на рынке труда ограничивается отсутствием практического опыта, недостаточной или отсутствующей профессиональной подготовкой. С другой стороны, молодые люди, особенно окончившие высшие учебные заведения, предъявляют довольно высокие требования к будущему месту работы и размеру заработной платы.
Среди зарегистрированных на 31.12.2007 безработных доля женщин составляет по области 63,1%. Трудоустройство женщин, особенно имеющих малолетних детей, усложняется тем, что при равной квалификации и опыте работы предпочтение в большинстве случаев отдается мужчинам. Из обратившихся в 2007 году за содействием в поиске работы женщин трудоустроены службой занятости 61,7%.
Среди ищущих работу увеличились численность и доля граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе: с 19,1 тыс. человек (20,0%) в 2006 году до 21,2 тыс. человек (20,9%) в 2007 году. Среди официально зарегистрированных безработных доля граждан этой категории увеличилась за 2007 год с 25,7% до 35,4%. Многие из них из-за длительного перерыва в работе утратили профессиональные навыки. При этом именно длительно не имеющие работы граждане в большинстве своем обращаются за справками для получения субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги и имеют низкий потенциал трудоустройства. Из числа обратившихся в службу занятости граждан после перерыва в работе более года трудоустроены 34,2%.
2. Цели и задачи Ведомственной программы
Ведомственная программа разработана с целью содействия эффективной занятости населения Самарской области.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей.
Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности.
Задача 3. Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.
Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей является одним из важнейших направлений деятельности органов службы занятости населения, которое предусматривает обеспечение трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, путем подбора подходящих вакансий, а работодателям - необходимых кадров, расширение контактов с работодателями с целью пополнения банка вакансий, повышение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, профилактику безработицы за счет проведения мероприятий по информированию о положении на рынке труда и профессиональной ориентации, социальной адаптации безработных граждан.
Социальная поддержка безработных граждан направлена на смягчение негативных последствий безработицы и является разновидностью адресной социальной помощи. Получателями социальной поддержки являются лица, признанные безработными в установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" порядке. Среди них многие нуждаются в дополнительной социальной защите. Государство в период поиска подходящей работы гарантирует им получение социальных выплат.
Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда осуществляется посредством профессиональной ориентации граждан, психологической поддержки и профессионального обучения безработных граждан.
Для большинства безработных граждан профессиональное обучение является необходимым условием для обеспечения возможности последующего трудоустройства или нахождения доходного занятия. Наряду с этим оно способствует повышению сбалансированности рынка труда области. Профориентационное сопровождение профессионального обучения - важное и перспективное направление деятельности службы занятости, которое позволяет безработным выбрать оптимальное направление профессионального обучения, быстрее адаптироваться к учебе и успешно осваивать необходимые профессиональные навыки.
3. Целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы
Индикаторами (показателями) достижения поставленной цели являются:
- уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения (в среднем за год);
- доля безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в общей численности безработных граждан (по методологии МОТ).
Индикаторы (показатели) задачи 1 "Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей":
- доля граждан, обратившихся в службы занятости населения, от численности экономически активного населения;
- доля трудоустроенных граждан от численности граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы;
- доля трудоустроенных инвалидов от численности граждан данной категории, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
- численность участников общественных работ;
- численность временно трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время;
- численность временно трудоустроенных безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- численность безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации;
- количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости.
Индикаторы (показатели) задачи 2 "Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности":
- средний период выплаты пособия безработным гражданам;
- количество жалоб со стороны безработных граждан на невыплату пособия по безработице.
Индикаторы (показатели) задачи 3 "Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда":
- численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации;
- численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения, в том числе:
- безработных в сельских районах области в целях организации предпринимательской деятельности или самозанятости в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ);
- безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
- доля граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении N 1.
4. Перечень программных мероприятий
Структура и содержание мероприятий Ведомственной программы соответствуют поставленным задачам.
Для реализации задачи 1 "Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей" предполагается:
- содействие трудоустройству граждан путем подбора вариантов подходящей работы из вакансий, заявляемых работодателями;
- информирование о положении на рынке труда, которое предусматривает предоставление и распространение сведений о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении рабочей силы в профессиональном разрезе, подготовке, переподготовке и вовлечении граждан в процесс производства, использовании иностранных работников. Мероприятия по информированию о положении на рынке труда предусматривают размещение информации в Интернете, опубликование в средствах массовой информации, изготовление информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), выступления на телевидении и радио;
- организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест предусматривает проведение крупных общегородских ярмарок вакансий, мини-ярмарок, специализированных ярмарок вакансий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, целью которых является предоставление работодателям возможности вести отбор специалистов на имеющиеся вакансии из большого числа претендентов, а гражданам - пройти собеседование сразу у нескольких работодателей. Целесообразно наибольшее количество ярмарок вакансий проводить в городских округах, где количество вакансий, заявленных работодателями, превышает количество граждан, обратившихся в центры занятости населения;
- содействие временному трудоустройству ищущих работу и безработных граждан предусматривает следующие государственные услуги:
- трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, позволяет снизить социальную напряженность на рынке труда, а также повысить конкурентоспособность отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости), беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет обеспечивает применение гибких форм занятости для несовершеннолетних граждан в период каникул и свободное от учебы время, а также способствует профилактике правонарушений и наркомании среди подростков;
- общественные работы позволяют гражданам получить возможность продемонстрировать работодателю свои способности и трудовые навыки и иметь доход работодателям - получить дополнительную рабочую силу при минимальных затратах и возможность оценить участников программы как потенциально постоянных работников.
Временное трудоустройство особенно актуально для жителей муниципальных районов Самарской области, где преобладают работы временного или сезонного характера и наблюдается дефицит постоянных рабочих мест. В период участия в перечисленных мероприятиях осуществляется материальная поддержка безработных и несовершеннолетних граждан;
- социальная адаптация и формирование навыков самостоятельного поиска работы ("Клуб ищущих работу", "Новый старт") осуществляются для преодоления негативных последствий безработицы, дополнительного повышения шансов трудоустройства, выявления новых вариантов трудоустройства, формирования навыков самостоятельного поиска работы, восстановления и повышения мотивации к труду. Положительным результатом является улучшение психологического состояния безработных, осознание ими того, что причина невостребованности может заключаться не только в дефиците вакансий, но в отсутствии профессионального образования, низкой квалификации, следствием чего является решение безработного получить профессиональное образование, освоить смежную профессию или повысить квалификацию;
- содействие самозанятости безработных граждан предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для открытия собственного дела, способствует снижению напряженности на рынке труда, что особенно актуально для сельских территорий.
Задача 2 "Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности" предполагает выполнение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан и включает в себя в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
- выплату пособия по безработице;
- выплату стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости населения;
- оказание материальной помощи безработным, у которых закончился период выплаты пособия;
- возмещение затрат отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области на выплату пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно.
В рамках решения задачи 3 "Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда" предполагается выполнение следующих мероприятий:
- профессиональная ориентация граждан, которая способствует выбору гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда. Принципиальное значение она имеет для молодежи, осуществляющей выбор профессии или ищущей работу впервые, и безработных, вынужденных менять направление профессиональной деятельности;
- профессиональное обучение, которое осуществляется по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда Самарской области. В 2009 и 2010 годах служба занятости населения Самарской области при организации профессионального обучения особое внимание будет уделять обучению по рабочим профессиям, необходимым для развития экономики. Анализ профессионально-квалификационного состава безработных граждан показал, что, несмотря на большую численность незанятых граждан, работавших ранее по данным профессиям, существующий спрос не может быть удовлетворен в полном объеме. В этой связи деятельность службы занятости будет направлена на удовлетворение потребностей предприятий области в рабочих кадрах высокой квалификации за счет повышения квалификации безработных по имеющейся профессии, а также обучения их смежным профессиям.
Одним из направлений профессионального обучения в сельской местности выступает обучение основам предпринимательской деятельности, а также обучение интенсивным технологиям ведения сельского хозяйства с последующей занятостью в личном подсобном хозяйстве. В Самарской области предполагается реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, что повлечет за собой потребность в работниках строительных профессий, в рабочих кадрах для перерабатывающих отраслей. Именно эти направления станут приоритетными в профессиональном обучении сельских безработных граждан.
В рамках осуществления государственной политики занятости особое значение имеет оказание услуг гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относящимся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, военнослужащим, освобожденным из ИТУ, детям-сиротам. Их доля в общей численности граждан, получивших услуги по профориентации, социальной адаптации и профессиональному обучению, не превышает 7-9%. В рамках реализации мер по улучшению демографической ситуации приоритетным направлением работы выступает организация профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей и готовых приступить к трудовой деятельности.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 2.
5. Описание социальных и экономических последствий
реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка
ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Социально-экономическими последствиями реализации Программы станут:
создание благоприятных условий для трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала, сдерживание роста социальной напряженности в обществе благодаря проведению активной политики на рынке труда и материальной поддержке безработных граждан;
увеличение налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней в результате трудоустройства службой занятости населения на вакантные рабочие места граждан, ищущих работу.
В период реализации Ведомственной программы предполагается снижение средней величины затрат на трудоустройство одного гражданина.
Выполнению Ведомственной программы могут помешать следующие риски:
- уменьшение размера субвенций из федерального бюджета бюджету Самарской области на осуществление переданных полномочий по содействию занятости населения;
- увеличение размеров пособия по безработице и материальной поддержки (при субсидировании временной занятости), рост стоимости услуг по профессиональному обучению, связанные с более высоким уровнем инфляции, чем расчетный, при сохранении объемов субвенций.
6. Методика оценки эффективности реализации
Ведомственной программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется по показателю "Затраты на трудоустройство одного гражданина".
Расчет данного показателя осуществляется по формуле:
З
Р = ---,
Тр
где З - объем расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы за отчетный год;
Тр - численность граждан, нашедших работу (включая нашедших работу после завершения профессионального обучения и не обратившихся в службу занятости населения повторно в течение 3 месяцев).
Наименование показателя |
Единица измерения |
Период реализации Ведомственной программы |
|
2009 год |
2010 год |
||
Затраты на трудоустройство одного гражданина |
тыс. руб./чел. |
5,8 |
5,5 |
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Успешное выполнение Ведомственной программы зависит от своевременного и полного обеспечения необходимыми ресурсами, предусмотренными Ведомственной программой, и потребует выделения в 2009-2010 годах финансовых средств из областного бюджета в размере 733217,8 тыс. рублей. Из них:
- на содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей - 54891,0 тыс. рублей, в том числе:
- на организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 4965,8 тыс. рублей;
- на информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - 5188,0 тыс. рублей;
- на социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда - 1978,0 тыс. рублей;
- на содействие самозанятости безработных граждан - 2419,8 тыс. рублей;
- на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 5397,4 тыс. рублей;
- на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время, - 22145,8 тыс. рублей;
- на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 2268,2 тыс. рублей;
- на организацию общественных работ - 10528,0 тыс. рублей;
- на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, - 635834,5 тыс. рублей;
- на развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда - 42492,3 тыс. рублей:
- на профессиональную ориентацию - 2397,8 тыс. рублей;
- на профессиональное обучение безработных граждан - 40094,5 тыс. рублей.
В общей сложности на реализацию мероприятий активной политики занятости населения предполагается направить 13,3% от общей суммы планируемых расходов, на организацию социальной поддержки безработных граждан - 86,7%.
Ежегодная потребность в средствах областного бюджета на проведение мероприятий Ведомственной программы рассчитана с учетом уровня инфляции, динамики изменения минимального размера оплаты труда, определяемых Правительством Российской Федерации величин максимального и минимального размера пособия по безработице, численности зарегистрированных безработных и представлена в приложении N 2.
Расчет объемов финансирования специальных программ занятости из средств областного бюджета осуществлялся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" и административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, исходя из:
- прогнозируемого уровня безработицы;
- прогнозируемой численности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих в области;
- установленного размера минимальной величины пособия по безработице;
- среднего периода участия безработных и несовершеннолетних граждан в программах временной занятости и общественных работах.
Потребность в средствах на обеспечение социальной поддержки безработных граждан определялась исходя из следующих параметров:
- прогнозной численности безработных граждан;
- максимальной и минимальной величин пособия по безработице, устанавливаемых ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации;
- складывающихся на протяжении последних лет на локальных рынках труда тенденций изменения структурного состава безработных граждан.
В 2009 году предполагаемые затраты на обучение одного безработного составят 5230 рублей. Затраты на организацию профессионального обучения 3,7 тыс. безработных составят 19500,0 тыс. рублей. Расходы на проезд и проживание граждан в период профессионального обучения по сложившейся практике составляют около 2% от затрат, необходимых непосредственно на процесс обучения, т.е. 396,8 тыс. рублей.
При расчете стипендии учитываются удельный вес получателей стипендии в размере от минимального до максимального пособия по безработице, средняя продолжительность обучения. На осуществление выплаты стипендии гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, в 2009 году необходимо 9447,0 тыс. рублей, в том числе 47,0 тыс. рублей - оплата услуг банка.
В 2010 году предполагаемые затраты на обучение одного безработного составят 5351 рубль. Затраты на организацию профессионального обучения 3,7 тыс. человек составят 19800,0 тыс. рублей. Расходы на проезд и проживание граждан в период профессионального обучения по сложившейся практике составляют около 2% от затрат, необходимых непосредственно на процесс обучения, т.е. 397,7 тыс. рублей.
На осуществление выплаты стипендии гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, в 2010 году необходимо 9045,0 тыс. рублей, в том числе 45,0 тыс. рублей - оплата услуг банка.
Объемы финансирования мероприятий по содействию занятости населения ежегодно корректируются в соответствии с утвержденным объемом субвенций из федерального бюджета.
8. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является департамент, ответственными за реализацию ее мероприятий - соответствующие структурные подразделения департамента, подведомственные ему государственные учреждения - центры занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области.
Департамент осуществляет оперативное управление Ведомственной программой, оказывает методическую поддержку центрам занятости населения.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Ведомственной программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет руководитель департамента.
Текущее управление и контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется координатором Ведомственной программы в лице заместителя руководителя департамента.
Координатором по итогам каждого квартала в течение месяца после его окончания проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Ведомственной программы, расходования финансовых средств и разрабатывается промежуточный краткий отчет о ходе реализации Ведомственной программы, который представляется руководителю Ведомственной программы.
Департамент ежегодно до 1 февраля направляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год на заключение в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области.
Департамент ежегодно до 1 марта направляет в комиссию при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам информацию о ходе реализации Ведомственной программы за отчетный год с приложением заключений министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерства управления финансами Самарской области для рассмотрения на заседании вышеуказанной комиссии.
Приложение N 1
Перечень
целевых индикаторов (показателей) Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы
N п/п |
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||||
2007 (факт) |
2008 (оценка) |
Плановый период |
||||||
2009 (прогноз) |
2010 (прогноз) |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Цель. Содействие эффективной занятости населения Самарской области | ||||||||
1.1 |
Уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения (в среднем за год) |
% |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
||
1.2 |
Доля безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в общей численности безработных граждан (по методологии МОТ) |
% |
31,2 |
32,9 |
33,8 |
36,0 |
||
Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей | ||||||||
1.1 |
Доля граждан, обратившихся в службу занятости населения, от численности экономически активного населения |
% |
5,7 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
||
1.2 |
Доля трудоустроенных граждан от численности граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы |
% |
64,5 |
65,5 |
66,0 |
66,5 |
||
1.3 |
Доля трудоустроенных инвалидов от численности граждан данной категории, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы |
% |
26,8 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
||
1.4 |
Количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
ярмарок |
310 |
229 |
300 |
300 |
||
1.5 |
Численность участников общественных работ |
человек |
3862 |
3510 |
3500 |
3700 |
||
1.6 |
Численность временно трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
человек |
913 |
675 |
700 |
800 |
||
1.7 |
Численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время |
человек |
12846 |
9131 |
9400 |
9600 |
||
1.8 |
Численность безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации |
человек |
3492 |
940 |
1100 |
1400 |
||
1.9 |
Численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости |
человек |
1779 |
1600 |
1600 |
1600 |
||
1.10 |
Численность временно трудоустроенных безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
человек |
237 |
117 |
150 |
150 |
||
Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности | ||||||||
1.1 |
Средний период выплаты пособия безработным гражданам |
месяца |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
||
1.2 |
Количество жалоб со стороны безработных граждан на невыплату пособия по безработице |
единиц |
н.д. |
0 |
0 |
0 |
||
Задача 3. Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда | ||||||||
1.1 |
Численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации |
человек |
46057 |
38000 |
40000 |
41000 |
||
1.2 |
Численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения |
человек |
4063 |
3675 |
3700 |
3700 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||
безработных в сельских районах области в целях организации предпринимательской деятельности или самозанятости в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) |
человек |
249 |
140 |
110 |
120 |
|||
безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет |
человек |
306 |
300 |
300 |
300 |
|||
1.3 |
Доля граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения |
% |
1,2 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
Приложение 2
Перечень
мероприятий Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы
N п/п |
Наименование цели, задачи и мероприятия |
Срок реализации |
Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятия, тыс. рублей |
Ответственный за реализацию мероприятия |
||
всего |
в том числе |
|||||
2009 |
2010 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель. Содействие эффективной занятости населения Самарской области | ||||||
Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей | ||||||
1.1 |
Проведение постоянного мониторинга регистрируемого рынка труда области, анализ спроса на рабочую силу и ее предложения |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел программ занятости и статистики рынка труда департамента |
||
1.2 |
Разработка планов проведения специальных мероприятий по содействию занятости граждан в случае возникновения напряженной ситуации на рынках труда городских округов или муниципальных районов |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел программ занятости и статистики рынка труда департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.3 |
Проведение регулярного мониторинга массового высвобождения работников организациями области |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел программ занятости и статистики рынка труда департамента |
||
1.4 |
Принятие мер для предупреждения негативных последствий массового высвобождения работников |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.5 |
Участие в формировании государственного регионального задания на подготовку за счет средств областного бюджета квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел программ занятости и статистики рынка труда департамента |
||
1.6 |
Согласование контрольных цифр приема в государственные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования и открытия новых направлений подготовки в вузах с целью повышения сбалансированности рынка труда |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел программ занятости и статистики рынка труда департамента |
||
1.7 |
Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.8 |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
2009-2010 |
4965,8 |
2334,4 |
2631,4 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.9 |
Организация специализированных ярмарок вакансий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, женщины и др.) |
2009-2010 |
В рамках финансирования п. 1.8 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.10 |
Организация и проведение телеярмарок вакансий с целью расширения информирования граждан, ищущих работу, и безработных граждан |
2009- 2010 |
В рамках финансирования п. 1.8 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов |
||
1.11 |
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении (размещение на Интернет-ресурсах, опубликование в средствах массовой информации, изготовление информационных материалов, выступления на телевидении и радио) |
2009-2010 |
5188,0 |
2445,5 |
2742,5 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.12 |
Содействие в развитии самостоятельной занятости и предпринимательской инициативы безработных граждан |
2009-2010 |
2419,8 |
1061,4 |
1358,4 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.13 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане в возрасте до 18 лет и предпенсионном, многодетные и одинокие родители и др.) |
2009-2010 |
5397,4 |
2550,2 |
2847,2 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.14 |
Осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.15 |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время, в том числе состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних ; из многодетных и неполных семей; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-сирот |
2009-2010 |
22145,8 |
10924,4 |
11221,4 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.16 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
2009-2010 |
2268,2 |
985,6 |
1282,6 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.17 |
Организация общественных работ для безработных и незанятых граждан |
2009 - 2010 |
10528,0 |
5115,5 |
5412,5 |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.18 |
Организация работы по социальной адаптации безработных граждан по программам "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" |
2009-2010 |
1978,0 |
840,5 |
1137,5 |
Отдел профессиональной ориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
1.19 |
Информирование о возможности трудоустройства с переездом в другую местность (вахтовый метод, сезонные работы) |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел специальных программ занятости департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
1.20 |
Организация и координация работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел специальных программ занятости департамента |
||
Итого по задаче 1 |
|
54891,0 |
26257,5 |
28633,5 |
|
|
Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности | ||||||
2.1 |
Выплата пособий по безработице |
2009-2010 |
486073, 5 |
261082,5 |
224991,0 |
Отдел социальных выплат департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
2.2 |
Выплата стипендий гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению службы занятости населения |
2009-2010 |
18492,0 |
9447,0 |
9045,0 |
Отдел социальных выплат, отдел профессиональной ориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
2.3 |
Оказание безработным гражданам материальной помощи |
2009-2010 |
2000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Отдел социальных выплат департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
2.4 |
Возмещение отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области затрат, связанных с досрочным выходом безработных граждан на пенсию |
2009-2010 |
129269, 0 |
69428,5 |
59840,5 |
Отдел социальных выплат департамента |
Итого по задаче 2 |
|
635834, 5 |
340958,0 |
294876,5 |
|
|
Задача 3. Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда | ||||||
3.1 |
Оказание профориентационных услуг и психологической поддержки безработным гражданам |
2009-2010 |
2397,8 |
1050,4 |
1347,4 |
Отдел профессиональной ориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
3.2 |
Организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, в том числе: - организация профессионального обучения безработных граждан в сельских районах в целях организации предпринимательской деятельности или самозанятости в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ); - организация профессионального обучения безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет |
2009-2010 |
40094,5 |
19896,8 |
20197,7 |
Отдел профессиональной ориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
3.3 |
Проведение в сельских районах области "Круглых столов" для граждан, проходящих обучение на курсах "Руководитель ЛПХ", с привлечением социальных партнеров |
2009-2010 |
В рамках финансирования основной деятельности |
Отдел профессиональной ориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента, центры занятости населения городских округов и муниципальных районов |
||
Итого по задаче 3 |
|
42492,3 |
20947,2 |
21545,1 |
|
|
Итого по цели |
|
733217, 8 |
388162,7 |
345055,1 |
|
|
|
Всего по Программе |
|
733217, 8 |
388162,7 |
345055,1 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента государственной службы занятости населения Самарской области от 19 сентября 2008 г. N 101 "Об утверждении ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Волжская коммуна" от 2 октября 2008 г. N 281
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента труда и занятости населения Самарской области от 7 декабря 2010 г. N 207-п
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Департамента труда и занятости населения Самарской области от 6 сентября 2010 г. N 137-п
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Департамента труда и занятости населения Самарской области от 29 апреля 2010 г. N 64-п
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Департамента труда и занятости населения Самарской области от 29 декабря 2009 г. N 247-п
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Департамента труда и занятости населения Самарской области от 30 июня 2009 г. N 110-п
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа