Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку составления, утверждения
и установления показателей планов
финансово-хозяйственной деятельности
муниципальных унитарных предприятий
городского округа Самара
и контроля за их исполнением
Методические рекомендации
по заполнению формы плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия
1. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок заполнения муниципальными унитарными предприятиями 17 таблиц формы плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), утвержденных в приложении N 1 к Порядку составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности и утверждения бухгалтерской отчетности и отчетов об исполнении плановых показателей муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара (далее - Предприятия).
2. Основные принципы планирования:
1.1. Планирование деятельности Предприятий является основой их деятельности;
1.2. Планирование осуществляется по видам деятельности в соответствии с уставом Предприятия;
1.3. Организация планирования деятельности Предприятия производится на основе:
а) сопоставления плановых и отчетных показателей предыдущего периода;
б) сценарных условий, доведенных до Предприятий Департаментом экономического развития Администрации городского округа Самара;
в) показателей и нормативов затрат по видам деятельности, установленных Кураторами;
г) норматива доходов от арендной платы с 1 кв. м площади, сдаваемой в аренду Предприятиями, установленного Департаментом управления имуществом городского округа Самара.
3. При заполнении формы плана ФХД необходимо учитывать, что все таблицы плана ФХД заполняются в разрезе каждого вида деятельности, осуществляемого Предприятием. При этом:
- к основным видам деятельности относятся виды деятельности, выручка каждого из которых составляет пять и более процентов от общей суммы выручки (в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н);
- к прочим видам деятельности относятся виды деятельности, выручка каждого из которых составляет менее 5% процентов от общей суммы выручки;
- к непрофильным видам деятельности относятся виды деятельности по содержанию объектов социально-культурного назначения (например, бани, столовые, турбазы и т.п.) в случае, если данные виды деятельности не являются для предприятия основными.
4. Все стоимостные показатели плана ФХД рассчитываются в тысячах рублях с округлением до целого числа и разделением на разряды.
2. Порядок заполнения таблиц плана ФХД
Таблица N 1 "Сценарные условия"
В этой таблице указываются показатели сценарных условий, принятых Предприятием при расчете показателей плана ФХД.
В случае если принятые Предприятием сценарные условия отличаются от сценарных условий, доведенных до Предприятий Департаментом экономического развития Администрации городского округа Самара, данный раздел необходимо дополнить соответствующими комментариями.
Таблица N 2 "Производственная программа"
В данной таблице необходимо отразить основные показатели Производственной программы Предприятия (в натуральном выражении).
Дополнительно к данной таблице необходимо представить расчет основных показателей производственной программы и пояснительную записку к ним.
Предприятия, оказывающие услуги водоснабжения, водоотведения, передачи электроэнергии и теплоэнергии, представляют Баланс передачи и распределения ресурсов (электроэнергия, вода и т.д.): поступление ресурсов, потери в абсолютном выражении, потери в % от поступления, потребление на собственные нужды, полезный отпуск ресурсов.
Таблица N 3 "Выручка от реализации по видам деятельности"
В этой таблице отражается выручка от реализации по видам деятельности Предприятия с учетом бюджетных средств, полученных Предприятием в рамках выполнения муниципальных контрактов и в качестве субсидий.
Сумма выручки в графе "Отчет за предшествующий год" должна соответствовать строке "Выручка" бухгалтерской отчетности формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" .
По строке "Справочно: бюджетное финансирование" отражается сумма бюджетных средств, полученных Предприятием, по источникам финансирования, а также в разрезе видов деятельности.
Общий объем выручки планируется исходя из фактически сложившегося уровня доходов Предприятия за отчетный период, а также оценочного уровня текущего года, с учетом следующих моментов:
- увеличение объемов производимой продукции (товаров, работ и услуг) в натуральном и стоимостном выражении;
- ориентация на приоритетное выполнение работ собственными силами;
- изыскание альтернативных муниципальному заказу дополнительных источников доходов;
- повышение фондоотдачи и производительности труда.
Таблица N 4 "Фонд оплаты труда"
Основой для заполнения данной таблицы является анализ расходования средств на оплату труда за предыдущий период с учетом данных статистической формы 1-Т.
К данному разделу необходимо представить Положение об оплате труда, утвержденное штатное расписание.
Планируемая среднемесячная заработная плата одного работающего должна быть не ниже прожиточного минимума.
При планировании данного показателя необходимо учитывать фактически сложившийся уровень занятости на Предприятии, а не нормативную (штатную) численность работающих.
Таблица N 5 "Затраты на ремонт"
Данный раздел включает все затраты на ремонт основных средств в разрезе их видов.
К таблице необходимо представить список объектов (основных средств), подлежащих ремонту, с указанием вида ремонта (текущий, капитальный), способа проведения (хоз.способ, подряд), характеристику объектов (% износа, год введения в эксплуатацию, срок предыдущего ремонта и др.).
Таблица N 6 "Затраты на энергоресурсы, воду и стоки"
В данном разделе приводится расчет потребности затрат на энергоресурсы, воду и стоки. Расчет показателей производится в соответствии с производственной программой, сценарными условиями по росту тарифов на соответствующие виды ресурсов. В пояснительной записке к плану ФХД приводятся причины и обоснования увеличения потребления ресурсов в натуральном выражении.
Планирование показателей таблицы N 6 должно быть взаимоувязано с программой мероприятий Предприятия по энергосбережению.
Таблица N 7 "Смета затрат (себестоимость)"
Данный раздел включает все виды расходов (без НДС), которые отражаются по строкам "Себестоимость продаж", "Коммерческие расходы", "Управленческие расходы" бухгалтерской отчетности формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Общая сумма затрат (себестоимость) в графе "Отчет за предыдущий год" должна соответствовать данным формы N 2.
Расходы указываются раздельно по видам деятельности, каждый из которых составляет пять и более процентов от общей суммы доходов (в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н).
Общий объем расходов планируется исходя из фактически сложившегося уровня расходов Предприятия за отчетный год, а также оценочного уровня текущего года, с учетом следующих моментов:
- корректировка на инфляцию;
- индексация заработной платы (исходя из возможностей Предприятия с учетом положений Коллективного договора и Соглашения);
- рост производственных площадей и мощностей;
- комплекс мероприятий, направленных на сокращение расходов;
- освоение новых видов техники и технологий по производству продукции;
- повышение энергоэффективности;
- другие объективные факторы и причины.
При расчете показателей раздела 1 таблицы N 7 необходимо использовать показатели таблиц NN 1, 2, 4, 5, 6 плана ФХД.
Для заполнения таблицы N 7 рекомендуется следующий алгоритм:
I этап - формирование переменных затрат Предприятия по видам деятельности;
II этап - формирование постоянных затрат Предприятия по видам деятельности;
III этап - распределение общехозяйственных затрат по видам деятельности в соответствии с учетной политикой Предприятия;
IY этап - формируется общая смета затрат путем суммирования по каждому виду деятельности переменных затрат, постоянных и общехозяйственных расходов.
Таблица N 7.1 "Смета затрат (себестоимость) - переменные затраты"
В этой таблице указываются затраты раздельно по видам деятельности, размер которых зависит от объема производства (заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги).
Таблица N 7.2 "Смета затрат (себестоимость) - постоянные затраты"
В данной таблице указываются затраты раздельно по видам деятельности, которые остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности Предприятия.
Таблица N 7.3 "Смета затрат (себестоимость) - общехозяйственные затраты"
Для заполнения этой таблицы используют данные аналитического бухгалтерского учета затрат на содержание административно-управленческого аппарата Предприятия (заработная плата АУП, затраты на содержание служебного транспорта и основных средств, обеспечивающих деятельность АУП, и др.).
В данных таблиц NN 7.2 и 7.3 постоянные и общехозяйственные расходы (амортизация, арендная плата, повременная оплата работников, затраты на содержание административно-управленческого персонала и др.расходы) распределяются по видам деятельности в соответствии с учетной политикой Предприятия.
Таблица N 8 "Маржинальный доход"
Показатели раздела 1 "Выручка от реализации всего, в т.ч." таблицы N 8 должны соответствовать показателям таблицы N 3 "Выручка от реализации по видам деятельности" плана ФХД.
Показатели раздела 2 "Переменные затраты всего, в т.ч." таблицы N 8 соответствуют показателям таблицы N 7.1 "Смета затрат (себестоимость) - переменные затраты" плана ФХД.
В разделе 3 таблицы рассчитывается маржинальный доход как разница между выручкой от реализации и общей суммой переменных затрат:
"Маржинальный доход (стр.3) = Выручка от реализации (стр.1) - переменные затраты (стр.2)"
Показатели раздела 4 "Постоянные затраты (с учетом общехозяйственных)" соответствуют суммарным показателям таблиц N 7.2 и N 7.3. плана ФХД.
Таблица N 9 "Прочие доходы и расходы"
В данном разделе указывается расшифровка прочих доходов и расходов.
Показатели графы "Отчет за предыдущий период" соответствуют строкам "Доходы от участия в других организациях", "Проценты к получению", "Проценты к уплате", "Прочие доходы" и "Прочие расходы" бухгалтерской отчетности формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
По строке 3 "Сальдо прочих доходов" показатели рассчитываются по формуле:
"Сальдо прочих доходов" (стр.3) = "Прочие доходы" (стр.1) - "Прочие расходы" (стр. 2)
Таблица N 10 "Бюджет доходов и расходов"
Данные таблицы N 10 соответствуют показателям бухгалтерской отчетности формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Кроме того, показатели:
- строки 1 "Выручка от реализации" должны соответствовать показателям таблицы N 3 "Выручка от реализации по видам деятельности" плана ФХД;
- строки 2 "Себестоимость всего, в т.ч." с учетом строк 4 "Коммерческие расходы" и 5 "Управленческие расходы" соответствуют суммарным показателям таблицы N 7"Смета затрат (себестоимость)" плана ФХД;
- строк 7 и 8 прочие доходы и прочие расходы соответствуют показателям таблицы N 9"Прочие доходы и расходы" плана ФХД.
Итоговый финансовый результат (прибыль до налогообложения и чистая прибыль) планируется исходя из принципа безубыточности деятельности.
Направления распределения чистой прибыли (строки 14.1 и 14.8) должны быть приведены в соответствии с Уставом Предприятия.
Ежеквартальные отчисления в бюджет городского округа - 20%.
Показатель Ebitda рассчитывается по формуле:
"Ebitda = прибыль до налогообложения (стр.9) + амортизация по всем видам деятельности (стр. 5 табл. N 7 плана ФХД или данным формы бухгалтерской отчетности N 5) + % по кредитам к уплате (стр.2.1. табл. N 9 плана ФХД) - % кредитов к получению (стр. 1.1. табл. N 9 плана ФХД)".
Таблицы N 11, N 12 "Инвестиционная программа"
При планировании показателей таблиц N 11, N 12 необходимо учитывать капитальные вложения на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и приобретение оборудования.
При расчете показателей таблиц N 11, N 12 расходы на капитальный ремонт не включаются.
Планирование инвестиций формируется по источникам финансирования - собственные и привлеченные средства.
Планирование инвестиционных вложений осуществляется в разрезе крупных инвестиционных проектов и других направлений. Одновременно показатели формируются как по структуре инвестиционных вложений (ПИР, СМР), так и по источникам финансирования.
К обязательным инвестициям (строка 2.2 таблицы N 12) рекомендуется относить инвестиционные вложения, предусмотренные требованиями действующего законодательства (например, проведение экологических мероприятий, мероприятий по пожарной безопасности и др.).
Таблица N 13 "Объем закупок ТМЦ"
Показатели таблицы N 13 определяют расчет потребности расходов на приобретение товарно-материальных ценностей.
При заполнении графы "Отчет за предыдущий год" используются данные бухгалтерской отчетности формы N 1 "Бухгалтерский баланс".
Данные строки 2.1. должны соответствовать показателям раздела 1 "Сырье и материалы, в т.ч." таблицы N 7 " Смета затрат (себестоимость)" плана ФХД.
Расчет показателя "Оборачиваемость запасов - всего, в дн." производится по формуле:
"Оборачиваемость запасов - всего, в дн. = (стр.1 "Стоимость запасов на начало периода-всего" + стр.3 "Стоимость запасов на конец периода - всего") / 2 / стр.2 "Расход запасов и всего" х 365"
Расчет показателей "оборачиваемость запасов без учета неликвидов", "оборачиваемость ТМЦ", "оборачиваемость запасов для инвест. деятельности" производится по аналогичным формулам.
Таблица N 14 "Бюджет движения денежных средств в поквартальной разбивке (с НДС)"
В этом разделе формируется плановый календарь по притоку и оттоку денежных средств.
При расчете показателей используются данные бухгалтерской отчетности N 4 "Отчет о движении денежных средств".
При заполнении таблицы следует учитывать синхронизацию денежных потоков с целью устранения сезонных и циклических колебаний. Для сбалансированности дефицитного денежного потока необходимо разработать план мероприятий, обеспечивающий повышение уровня самофинансирования.
Таблица N 15 "Прогнозный баланс"
При расчете показателей используются данные бухгалтерской отчетности N 1 "Бухгалтерский баланс", а также показатели следующих таблиц плана ФХД:
- N 13 "Объем закупок ТМЦ",
- N 14 "Бюджет движения денежных средств в поквартальной разбивке (с НДС)";
- N 16 "Кредитный план".
По строке 34 "Задолженность учредителям по выплате доходов" таблицы N 15 указывается сумма отчислений части прибыли Предприятия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет городского округа Самара.
Плановые активы должны быть равны плановым пассивам "Прогнозного баланса". Допустимым считается отклонение, не превышающее 1%.
Таблица N 16 "Кредитный план"
В данной таблице указываются кредиты и займы, полученные (планируемые к получению) в кредитных организациях, а также внутренние заимствования между муниципальными Предприятиями.
В пояснительной записке к плану ФХД необходимо отразить цели кредитования Предприятия.
Таблица N 17 "Финансовые и экономические показатели"
Для расчета показателей таблицы N 17 используются данные таблиц N N 8, 10, 13, 15 плана ФХД, бухгалтерской отчетности формы N 1 и N 2.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Строка 3 "Валовая прибыль всего" / строка 1 "Выручка от реализации" таблицы N 10 "Бюджет доходов и расходов".
Маржинальный доход - соответствует строке N 3 таблицы N 8.
Чистая прибыль - соответствует строке N 14 таблицы N 10.
EBITDA - соответствует строке N 15 таблицы N 10.
Изменение оборотного капитала - показывается прирост (уменьшение) показателя по строке 16 таблицы N 13 на конец и начало планового периода.
Кредиты и займы (dept) - сумма строк 27 и 32 таблицы N 15.
Оборачиваемость запасов - соответствует строке 7 таблицы N 13.
Оборачиваемость Дебиторской (кредиторской) задолженности рассчитывается по формуле:
= средние остатки задолженности (ДЗ, КЗ) х Дни периода / сумма погашенной задолженности за период.
Расчет чистых активов осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ N 10н, ФКЦБ РФ N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
Если чистые активы за предыдущие отчетные периоды имели отрицательные значения, то при определении величины чистых активов на плановый год необходимо ориентироваться на уровень, установленный законодательством (в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных Предприятиях" чистые активы не должны быть меньше минимального размера уставного фонда, который составляет 1000 МРОТ на дату государственной регистрации Предприятия).
3. Требования к составлению аналитической записки
Аналитическая записка к плану ФХД муниципального Предприятия должна содержать:
- тенденции и причины изменения основных финансовых и экономических показателей;
- необходимые расчеты и обоснования, подтверждающие плановые показатели;
- предложения по повышению эффективности использования выделяемых бюджетных средств и изысканию дополнительных собственных доходных источников для покрытия имеющихся затрат;
- предложения по сокращению расходов Предприятия, в том числе расходов, связанных с выполнением муниципального заказа;
- конкретные мероприятия по выходу из кризисного состояния и обеспечению безубыточности деятельности.
Разделы пояснительной записки должны соответствовать разделам пояснительной записки к отчету о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия согласно приложению N 4 к Порядку составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности и утверждения бухгалтерской отчетности и отчетов об исполнении плановых показателей муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара.
Дополнительно указывается программа мероприятий с оценкой экономического эффекта на период планирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.