Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
городского округа Сызрань
от 30 сентября 2013 г. N 3041
Муниципальная программа
городского округа Сызрань "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы"
18 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 18 декабря 2013 г. N 4053 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы городского округа Сызрань "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы"
(далее Программа)
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа
Преобразования в российском обществе и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь городского округа Сызрань.
Программа "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы" разработана в целях реализации основных направлений социально-экономического развития городского округа Сызрань, главной целью которой является сохранение и развитие культурного потенциала Сызрани.
Культурный потенциал городского округа Сызрань очень высок и отличается богатством историко-культурного наследия. Сызрань является одним из интереснейших городов Самарской области, сохранивших яркую индивидуальность исторического облика. На сегодняшний день в нашем городе 136 объектов культурного наследия регионального значения, 5 объектов культурного наследия федерального значения, 32 вновь выявленных объектов культурного наследия, 20 объектов культурного наследия находятся в муниципальной собственности, каждый из которых своими корнями уходит в глубь истории города, его традиций и культуры. Сызрань - единственный город в Самарской губернии, где сохранилась часть крепостного сооружения - Воротная башня Сызранского Кремля.
Большая часть объектов культурного наследия, расположенная в границах городского округа Сызрань находится в неудовлетворительном состоянии. Современные объемы выполняемых реставрационных работ еще не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба объектам культурного наследия, наносимого природно-климатическими и антропогенными воздействиями.
Основными факторами экологического риска по объектам культурного наследия (естественные и антропогенно обусловленные воздействия на памятники истории и культуры) являются: подтопление территорий, эрозия почв, загрязнение среды, вибрация, нерегламентированная застройка.
Наиболее остро проявляет себя нерегламентированная застройка территорий в охранных зонах. Происходит активное вторжение в историческую ткань города современной застройкой, что приводит к нарушению исторической планировочной структуры и архитектурного облика города.
Загрязнение среды для памятников истории и культуры, расположенных на территории городского округа Сызрань - выбросы автотранспорта способствующие быстрому загрязнению фасадов и в сочетании с атмосферными осадками создают химически агрессивную среду. Эта среда разрушает фасадные материалы объектов культурного наследия.
Воздействия вибрации для памятников, расположенных на городских магистралях - передает вибрационные нагрузки непосредственно на конструкции зданий памятников (например: ул. Советская перегружена автотранспортом).
Насыщение исторического центра административными учреждениями, предприятиями торговли, что приводит к перегруженности транспортными и людскими потоками, в результате чего город начинает "задыхаться", идет его постепенное разрушение.
Бесконтрольное наращивание культурного слоя в городе: в результате укладки асфальтобетона без снятия предыдущего слоя улицы Советская, Ульяновская, пер. Достоевского, ул. К. Маркса и др. оказались на глубине 60-80 см; цоколи зданий-памятников "вросли" в землю, в результате чего влага из грунтов, не имея возможности испарения, поступает в стены и внутренние конструкции зданий. Входы в здания оказываются ниже уровня тротуара, замачиваются дверные блоки, искажается внешний вид памятников.
Нарушение температурно-влажностного режима внутри зданий-памятников: первоначальная система естественной вентиляции и отопления (печное, калориферное) повсеместно разрушена, старые воздуховоды не эксплуатируются, забиты; система водяного отопления, выполненная в советское время и постоянных протечках создает избыточную температуру и парниковый эффект, что способствует развитию биопоражений.
Наибольший урон памятникам истории и архитектуры наносят ремонтные и строительные работы, выполняемые без учета интересов сохранения историко-культурной среды.
Сохранение историко-культурного наследия - задача не только гуманитарная. Это вопрос государственный, чтобы выявлять, защищать и сохранять объекты культурного и природного наследия, обладающие особой ценностью в глазах человека.
Обретая новую жизнь, памятники истории и культуры не только преображают в лучшую сторону внешний облик исторических городов, но и способны придать импульс их экономическому развитию, в том числе и через индустрию туризма.
Фестиваль "Сызранский помидор" - устоявшийся и признанный бренд города Сызрани. Вкусные томаты славятся на всю Самарскую область, и одно из неофициальных названий Сызрани так и звучит - Помидория. Фестиваль "Сызранский помидор" в 2008 году стал Лауреатом I областного конкурса "Туристический бренд Самарской области".
В городе Сызрани расположен дом, в котором родился и жил великий современник 20 века, советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР А.И. Островский, чье музыкальное наследие приобретает все большее значение и многомерность в музыкальной культуре России. Безусловно, эти и многие другие факты говорят об уникальной культурной среде городского округа Сызрань, необходимости ее сохранения и развития.
Деятельность учреждений культуры и искусства города в последние годы направлена на повышение социальной эффективности культурной деятельности, увеличение степени доступности культурных услуг для населения.
Культура и искусство в Сызрани представлены: семью домами культуры; Краеведческим музеем и его филиалами - Выставочным залом и Спасской башней Сызранского Кремля; Централизованной библиотечной системой с 23 филиалами библиотек; драматическим театром; парком культуры и отдыха имени Горького и его филиалом - детским парком "Гномик", пятью учреждениями дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (школы искусств и художественная школа); творческими коллективами: фольклорными, народными, эстрадными, балетными ансамблями, шоу-группами; хоровыми, артистическими группами, музыкальными и хореографическими коллективами.
В учреждениях дополнительного образования ежегодно обучается около 2500 детей. Важнейшим показателем результативности работы учреждений является участие детей и подростков в конкурсах и фестивалях различного уровня. За последние три года лауреатами всероссийских и областных конкурсов стали более 400 учащихся. Воспитанники учреждений дополнительного образования достойно представляют наш город на всероссийских фестивалях детского творчества в городах Самара, Москва, Санкт-Петербург, Туапсе, Казань, Иваново, Волгг.ад, Калининград и др. Одаренным учащимся ежегодно назначаются стипендии губернатора Самарской области, главы городского округа Сызрань.
В культурно-досуговых учреждениях работают 337 клубных формирований, из них 160 составляют коллективы самодеятельного народного творчества. 5 творческих коллективов носят звание "народный". На протяжении многих лет успешно работают высокопрофессиональные муниципальные коллективы: театр танца "Вернисаж", ансамбль бального танца "Улыбка", ансамбль эстрадной песни "Оранжевое лето", хореографический ансамбль "Надежда", ансамбль русской песни "Россияне", театр мод "Силуэт".
В учреждениях культуры и искусства городского округа Сызрань трудятся более 900 работников, среди которых: Заслуженные работники культуры РФ, Заслуженные артисты РФ, Народные артисты России, Почетные граждане городского округа Сызрань, заслуженные деятели искусств РФ и др.
Работа учреждений культуры и искусства городского округа Сызрань охватывает все слои населения - от дошкольников до людей пожилого возраста. Все учреждения занимаются социально-культурной, культурно-досуговой, информационно-просветительной деятельностью, которая определяет культурную политику в городе.
Несмотря на недостаточное финансирование, сеть учреждений культуры продолжает развиваться. В городском округе Сызрань работает эффективная система взаимодействия между всеми учреждениями культуры - музеями, библиотеками, театром, клубными учреждениями и т.д.
Серьезное внимание уделяется вопросам планирования, координации культурного процесса. Разрабатываются годовой и текущие планы городских мероприятий, учреждений культуры; еженедельно в Управлении культуры, информации и рекламы проходят совещания директоров подведомственных учреждений культуры. Учреждения и специалисты культуры вносят вклад в развитие современного культурного процесса и много внимания уделяют профессиональному развитию.
На протяжении восьми лет в городском округе Сызрань работает Сызранский методический ресурсный центр художественного образования, который объединяет специалистов образовательных школ искусств Приволжского федерального округа.
За последние два года Управлением культуры, информации и рекламы и учреждениями культуры городского округа Сызрань реализованы Всероссийские, региональные, областные и городские фестивали и конкурсы.
Городской округ Сызрань имеет богатую историю международного культурного сотрудничества с городами-побратимами из Франции, Италии, Испании, Македонии, Сербии, Индии и др. Многие творческие коллективы стали участниками международных конкурсов и фестивалей, побывали с гастролями за границей. В городском округе Сызрань успешно развиваются национально-культурные центры, целью которых является сохранение и развитие культурного наследия народов, проживающих на территории Сызрани.
Вместе с тем, в культуре остается еще множество проблем. В последние годы обострилась проблема кадрового обеспечения отрасли. Приток молодых специалистов в связи с низким уровнем заработной платы незначителен.
Уровень материально-технических ресурсов, определяющих потенциал учреждений культуры и искусства, не соответствует требованиям сегодняшнего дня, а это не способствует конкурентоспособности учреждений на рынке услуг культуры.
По данным внутренней статистики, из-за отсутствия достаточного финансирования сокращается количество мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями. Требуется полное обновление сценического и другг. специального оборудования Драматического театра имени А.Н. Толстого и культурно-досуговых учреждений.
Отсутствие современной киноустановки в ДК "Художественный", кинозала со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанного на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей городского округа Сызрань.
Необходимо продолжать обновление музыкальных инструментов в учреждениях детских школ искусств.
Нуждается в развитии процесс информатизации и компьютеризации централизованной библиотечной системы. Продолжается процесс старения фондов библиотек, музейных фондов.
К основным нерешенным проблемам в сфере культуры следует отнести следующие:
- проблему сохранения и популяризации культурно-исторического наследия городского округа Сызрань;
- проблему укрепления и модернизации материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- необходимость плановой финансовой поддержки текущей работы учреждений культуры, мероприятий, конкурсов и фестивалей различного уровня, проводимых в городском округе Сызрань;
- проблему повышения художественного уровня проводимых мероприятий и культурных акций, повышения профессионального мастерства специалистов культуры;
- необходимость развития рекламно-информационной поддержки отрасли;
- необходимость перспективного планирования деятельности учреждений культуры.
Все это вместе взятое обуславливает необходимость применения программного метода в развитии культуры городского округа Сызрань, выбор ее приоритетов развития, а также приоритетов бюджетного финансирования, расширение каналов привлечения федеральных, областных и внебюджетных средств.
Разработка и принятие муниципальной программы городского округа Сызрань "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы" даст возможность городскому округу Сызрань участвовать в программах областного уровня, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы на стратегически важные направления развития культуры и искусства в городском округе Сызрань.
Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом изменения экономической и правовой среды функционирования учреждений культуры.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью программы является: сохранение и развитие культурного потенциала городского округа Сызрань.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов, информатизация библиотек;
- развитие музейного дела, развитие культурно-познавательного и краеведческого туризма;
- обеспечение сохранности культурного наследия, создание условий их полноценного и рационального использования;
- развитие профессионального искусства;
- поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами учреждений культуры городского округа Сызрань;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа Сызрань;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе Сызрань;
- укрепление и развитие материально-технической базы, информатизация учреждений культуры, обновление и модернизация специального оборудования;
- выявление, обобщение и внедрение передового опыта и новых технологий культурной деятельности, создание условий для профессиональной переподготовки кадров, улучшение условий труда, повышение имиджа работника культуры;
- создание условий для устойчивого развития культуры городского округа Сызрань в информационном обществе;
- внедрение новых передовых методов работы в различные направления культуры и искусства;
- совершенствование системы управления и координации культурным процессом, определение стратегии и тактики его развития.
3. Индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы
Для обеспечения количественной оценки степени достижения поставленных в программе целей и задач применяются индикаторы (показатели) муниципальной программы:
- количество посещений муниципального музея;
- объем музейного фонда;
- доля отреставрированных объектов культурного наследия к общему количеству объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану;
- объем библиографических баз данных (нарастающим итогом);
- сохранение количества показанных спектаклей;
- число лауреатов, дипломантов областных, городских, региональных, всероссийских конкурсов, фестивалей, смотров;
- доля учащихся детских школ искусств - победителей и лауреатов конкурсов, выставок, фестивалей различного статуса от общего числа учащихся детских школ искусств;
- посещаемость населением культурно-досуговых мероприятий, проводимых МБУ Парк культуры и отдыха имени Горького;
- количество посещений социокультурных мероприятий на территории муниципального образования;
- количество записей по мастерам декоративно-прикладного творчества, занесенных в электронную базу;
- доля учреждений, участвующих в реализации мероприятий программы, направленной на укрепление их материально-технической базы в общем объеме муниципальных учреждений культуры;
- доля отремонтированных зданий муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры в общем количестве, требующих капитального ремонта зданий муниципальных учреждений культуры;
- количество работников учреждений культуры, прошедших обучение, переподготовку, повышение квалификации;
- количество изданий печатной продукции, способствующей созданию и популяризации имиджа городского округа Сызрань.
Прогнозируемые значения индикаторов (показателей) с разбивкой по годам представлены в Приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Перечень программных мероприятий:
Приложение N 2 к муниципальной программе содержит перечень программных мероприятий по исполнителям, осуществляемых деятельность по следующим направлениям:
- развитие музеев и музейного дела;
- сохранение объектов культурного наследия;
- модернизация библиотечного дела и развитие библиотечных фондов;
- поддержка и развитие профессионального искусства;
- поддержка молодых дарований, развитие системы художественного образования;
- развитие сферы деятельности Парка культуры и отдыха;
- развитие сферы культурно-досуговой деятельности;
- сохранение и развитие художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства городского округа Сызрань;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- капитальный ремонт учреждений культуры;
- развитие кадрового потенциала отрасли;
- издательское дело.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 18 декабря 2013 г. N 4053 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета городского округа Сызрань составляет 72951,94 тыс. рублей, в том числе:
- в 2014 году - 21605,20 тыс. рублей;
- в 2015 году - 9223,00 тыс. рублей;
- в 2016 году - 13786,74 тыс. рублей;
- в 2017 году - 13816,00 тыс. рублей;
- в 2018 году - 14521,00 тыс. рублей.
Распределение средств бюджета городского округа Сызрань на реализацию мероприятий муниципальной программы городского округа Сызрань "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы" по Главным распорядителям бюджетных средств представлено в Приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации муниципальной программы определяется в соответствии с порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации программ городского округа Сызрань, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 19.07.2013 г. N 2110 "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации, оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа Сызрань".
Главным распорядителем муниципальной программы является Управление культуры, информации и рекламы Администрации городского округа Сызрань и по разделу 10 "Капитальный ремонт учреждений культуры" Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань.
Исполнитель программы осуществляет контроль и несет ответственность за реализацию мероприятий программы по соответствующим направлениям в установленные сроки и в пределах полномочий, за целевое использование средств бюджета, а также предоставляет в установленном порядке информацию о выполнении мероприятий программы по соответствующим направлениям и о результатах их реализации.
Управление культуры, информации и рекламы Администрации городского округа Сызрань несет ответственность за результаты выполнения Программы, контролирует и координирует взаимодействие заинтересованных учреждений и организаций, в случае необходимости проводит корректировку ежегодных программных мероприятий путем внесения изменений в целевую Программу. Контроль за ходом реализации муниципальной Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Оценка эффективности работы по выполнению мероприятий Программы может производиться исходя из динамики следующих показателей:
- количество мероприятий, конкурсов, фестивалей, количество зрителей, участников творческих коллективов и др.;
- отзывы, рецензии, общественный резонанс, статьи в средствах массовой информации о проведенных в рамках программы мероприятиях.
Важным результатом реализации программы явится укрепление экономического положения учреждений культуры. Программа обеспечит не только сохранение и восстановление основных культурных ценностей, но будет способствовать более активному развитию искусства, творчества и эстетического воспитания детей и молодежи. Учитывая значимость городского округа Сызрань как одного из ярчайших исторических городов Самарской области, чье историко-культурное наследие заслуживает особого внимания, реализация стратегического плана развития сферы культуры будет содействовать закреплению положительного имиджа городского округа Сызрань, приобщению подрастающего поколения к духовным и нравственным корням российской культуры, к творчеству и к здоровому образу жизни.
8. Методика оценки эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации муниципальной Программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации определенных результатов.
Оценка эффективности реализации муниципальной Программы осуществляется Управлением культуры, информации и рекламы Администрации городского округа Сызрань по годам в течение всего срока реализации Программы в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы городского округа Сызрань "Развитие и сохранение культуры и искусства в городском округе Сызрань на 2014-2018 годы", согласно Приложению N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.