Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области
от 19 марта 2013 г. N 31
Методические указания
по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области
27 февраля 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", положением о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 83.
1.2. Методические указания предназначены для использования органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган регулирования), и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в местном, пригородном, внутригородском сообщении и на переправах (далее - субъект регулирования, регулируемая деятельность).
1.3. Методические указания определяют методы регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном, пригородном, внутригородском сообщении и на переправах (далее - тарифы), основные положения учета расходов субъектов регулирования при расчете тарифов, порядок расчета тарифов и рассмотрения вопроса об их установлении.
2. Основные положения и методы регулирования тарифов
2.1. Регулирование тарифов осуществляется путем установления фиксированных тарифов и (или) предельных (максимальных и (или) минимальных уровней) тарифов.
Определение способа регулирования тарифов при их установлении осуществляется органом регулирования с учетом обеспечения баланса между экономически обоснованными расходами субъектов регулирования по регулируемой деятельности и доступностью услуг для потребителей.
2.2. Определенные пунктом 2.1 Методических указаний тарифы устанавливаются едиными по Самарской области и (или) дифференцированно:
по субъектам регулирования;
по маршрутам;
по видам судов (обычные/скоростные).
Дифференциация определяется органом регулирования в зависимости от финансово-экономических и производственных показателей результатов деятельности субъектов регулирования, характеристик маршрутов, используемых видов судов, показателей социально-экономического развития Самарской области и (или) ее муниципальных образований, характеризующих уровень жизни и доходы населения.
2.3. Тарифы устанавливаются на срок не менее одного года.
2.4. При регулировании тарифов используются следующие методы или их сочетания:
1) метод экономически обоснованных расходов, при котором тарифы рассчитываются как частное от деления необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на объем оказанных услуг;
2) метод индексации расходов, при котором тарифы рассчитываются путем индексации расходов, предусмотренных в ранее установленных тарифах, с использованием индексов, индексов-дефляторов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
3) метод индексации тарифов, который предусматривает индексацию ранее установленных тарифов с учетом индекса-дефлятора потребительских цен прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
4) метод сравнения аналогов, при котором тарифы рассчитываются на основе анализа динамики показателей регулируемой деятельности субъекта регулирования или иных аналогичных организаций за предыдущие периоды.
Выбор метода регулирования тарифов или их сочетания производится органом регулирования с учетом следующих показателей:
- продолжительность осуществления субъектом регулирования регулируемой деятельности;
- периодичность установления тарифов;
- наличие организаций аналогичных субъекту регулирования с сопоставимыми экономическими и производственными показателями результатов деятельности.
Основным методом регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов.
2.5. В случаях когда в областном бюджете предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям услуг по перевозке пассажиров, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам недополученных доходов в связи с оказанием ими в сфере речного транспорта пригородного сообщения услуг по перевозке пассажиров по утвержденным (согласованным) Правительством Самарской области тарифам (далее - субсидии), предлагаемый органом регулирования к установлению уровень тарифов может принимать значение ниже тарифов, рассчитанных в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических указаний.
В этом случае тарифы формируются с учетом показателей социально-экономического развития Самарской области и (или) ее муниципальных образований, характеризующих уровень жизни и доходы населения, размера субсидий, особенностей маршрутов перевозки пассажиров, действующих тарифов для иных регулируемых организаций или на иных аналогичных маршрутах, при ограничении размера необходимой прибыли средним значением по отрасли.
2.6. При установлении дифференцированных тарифов для субъекта регулирования, маршрута и (или) вида судов (обычные/скоростные), в отношении которых регулирование ранее не осуществлялось, расчет тарифов производится на основании планируемых финансово-экономических и производственных показателей результатов деятельности субъекта регулирования и (или) с применением метода сравнения аналогов.
2.7. При расчете тарифов на период регулирования объемные показатели работ (количество перевезенных пассажиров, пассажиро-километры, мото-часы и т.п.) принимаются с учетом статистики объемов за предыдущие три года при сопоставимых условиях осуществления регулируемой деятельности и документов, обосновывающих изменение объемных показателей работы.
3. Основные положения учета расходов при расчете тарифов
3.1. Определение состава расходов, включаемых в состав НВВ, производится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Отраслевой инструкцией по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта, утвержденной Министерства транспорта Российской Федерации 08.03.1993 N ВА-6/152, Инструкцией по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденной приказом Министерством транспорта Российской Федерации 30.09.2003 N 194, утвержденной субъектом регулирования учётной политикой.
3.2. НВВ определяется как расчетный объем денежных средств, необходимых субъекту регулирования для полного возмещения затрат по регулируемой деятельности и получения прибыли, необходимой для развития и для финансирования расходов за счет прибыли.
3.3. Расчет тарифов основывается на принципе обязательности раздельного учета субъектом регулирования доходов, расходов и производственных показателей по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.
При расчете тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным видам деятельности.
3.4. Расходы субъекта регулирования подлежат анализу органом регулирования с учетом действующих нормативов затрат и их экономической обоснованности.
При расчете тарифов орган регулирования не учитывает расходы, возникшие вследствие нерационального использования производственных ресурсов, и расходы на реализацию мероприятий, финансирование которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета Самарской области и (или) муниципальных образований, а также расходы, не связанные с регулируемой деятельностью.
3.5. При расчете тарифов учитываются расходы по регулируемой деятельности, связанные с выполнением субъектом регулирования следующих функций:
- перевозка пассажиров;
- эксплуатация и текущее содержание судов;
- ремонт судов;
- эксплуатация и текущее содержание пассажирских вокзалов и дебаркадеров;
- эксплуатация и текущее содержание вспомогательных судов;
- управление и обслуживание производства.
3.6. Расходы субъекта регулирования включают в себя:
производственные расходы (непосредственно связанные с регулируемой деятельностью - расходы по эксплуатации и содержанию транспортных судов, пассажирских вокзалов и дебаркадеров);
общепроизводственные расходы (расходы по эксплуатации и содержанию вспомогательных судов);
общехозяйственные (расходы по управлению и обслуживанию производства).
3.7. Производственные расходы субъекта регулирования распределяются между видами маршрутов перевозок пассажиров (по регулируемым и нерегулируемым маршрутам, туристские, экскурсионно-прогулочные) пропорционально мото-часам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
Если производственные расходы являются общими для пассажирских и грузовых перевозок (грузопассажирских перевозок), то они распределяются между видами перевозок пропорционально доходам от реализации данных услуг или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются по видам деятельности пропорционально прямым расходам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
3.8. Расходы субъекта регулирования учитываются по следующим статьям расходов:
оплата труда - фонд оплаты труда основного производственного персонала по обслуживанию пассажиров, эксплуатации и текущему содержанию судов (за исключением ремонта), и административно-управленческого персонала;
страховые взносы - платежи (взносы) по договорам обязательного страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
топливо, энергия - расходы на приобретение топлива и смазочных материалов, электрической энергии;
материалы - расходы на приобретение материалов (обтирочные, окрасочные, изоляционные и т.п.), инструмента, спецодежды, расходных материалов;
амортизация основных фондов - амортизация судов, зданий, сооружений, оборудования, прочих основных средств;
аренда (лизинг) - расходы по договорам аренды (лизинга) судов со сторонними организациями;
ремонт - расходы на техническое обслуживание и ремонт судов (текущий, средний, капитальный), а также ремонт зданий и сооружений.
Субъекты регулирования, образующие резервный ремонтный фонд, включают его в себестоимость исходя из установленных нормативов отчислений, независимо от фактически произведенных затрат.
Субъекты регулирования, не образующие резервный ремонтный фонд, в целях равномерного списания расходов на ремонт включают их в себестоимость исходя из установленных нормативов, с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость, в составе расходов будущих периодов;
прочие расходы - расходы по договорам (за исключением договоров, на ремонтные работы, аренды (лизинга) судов), налоги, платежи, включаемые в себестоимость, коммунальные платежи, прочие неучтенные расходы.
4. Расчет тарифа
4.1. Тариф на перевозку пассажира рассчитывается по следующей формуле:
Т = НВВ/П,
где
НВВ - необходимая валовая выручка;
П - пассажирооборот или количество перевезенных пассажиров в зависимости от единицы измерения тарифа.
4.2. Необходимая валовая выручка рассчитывается по следующей формуле:
НВВ = Рэ + Пр,
где
Рэ - экономически обоснованные расходы, необходимые для реализации услуг по перевозке пассажиров;
Пр - сумма необходимой прибыли.
4.3. Экономически обоснованные расходы рассчитываются по следующей формуле:
Рэ = Рпр + Роп + Рох,
где
Рпр - производственные расходы;
Роп - общепроизводственные расходы;
Рох - общехозяйственные расходы.
4.4. При установлении единого тарифа для нескольких субъектов регулирования, нескольких маршрутов предельные максимальный, минимальный тарифы рассчитываются исходя из следующих формул:
Tmax = max (Тэij)
Тmin = min (Тэij),
где
i - индекс маршрута;
j - индекс субъекта регулирования.
4.5. Тарифы за перевозку багажа устанавливаются на уровне, не превышающем 20% от тарифов за перевозку пассажиров, за каждые 10 кг свыше норм, определенных Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72.
5. Порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифов
Рассмотрение вопроса об установлении тарифа в органе регулирования осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, субъектов регулирования (далее - инициатор) по вопросу об установлении тарифа либо по инициативе органа регулирования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.2. Утратил силу.
См. текст пункта 5.2
5.3. В случаях, когда субъект регулирования намерен осуществлять перевозку пассажиров по маршруту, в отношении которого регулирование ранее не осуществлялось, он направляет обращение об установлении тарифа в орган регулирования в течение 15 календарных дней после согласования маршрута с Самарским линейным отделом Волжского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
5.4. Инициатор направляет обращение в орган регулирования, которое должно содержать мотивированное обоснование целесообразности установления тарифа, включая анализ изменений на рынке услуг и (или) изменений в федеральном и региональном законодательстве, оказывающих влияние на размеры тарифов.
5.5. Обращение направляется в орган регулирования почтовым отправлением либо нарочным и подлежит регистрации в день его поступления.
5.6. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней после даты регистрации обращения рассматривает его и принимает одно из следующих решений:
о целесообразности дальнейшего анализа вопроса об установлении тарифа;
об отказе в дальнейшем анализе вопроса об установлении тарифа.
5.7. Основаниями для отказа в дальнейшем анализе вопроса об установлении тарифа являются:
предложение инициатора об установлении тарифа ранее истечения срока, предусмотренного пунктом 2.3 настоящих Методических указаний;
отсутствие в обращении мотивированного обоснования, предусмотренного пунктом 5.4 настоящих Методических указаний.
5.8.О принятом решении, предусмотренном пунктом 5.6 настоящих Методических указаний, орган регулирования уведомляет инициатора в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения.
5.9. В случае, если инициатором вопроса об установлении тарифа выступает орган регулирования, решение об инициировании вопроса об установлении тарифа принимается органом регулирования на основании показателей текущей отчетности о деятельности субъектов регулирования (мониторинга).
Субъект регулирования представляет в орган регулирования показатели текущей отчетности в течение 30 календарных дней по истечению отчетного периода (полугодия) по форме согласно Приложению 15 к настоящим Методическим указаниям.
5.10. В случае принятия решения о целесообразности дальнейшего анализа вопроса об установлении тарифа, а также если инициатором вопроса об установлении тарифа выступает орган регулирования, орган регулирования в течение 5 рабочих дней с момента принятия указанного решения направляет субъектам регулирования, в отношении которых принято решение о целесообразности дальнейшего анализа вопроса об установлении тарифа, запрос о представлении документов и материалов (далее - тарифное дело) в соответствии с требованиями к документам, представляемым для рассмотрения вопроса об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области (далее - Требования) согласно Приложению 1 к настоящим Методическим указаниям.
5.11. Субъект регулирования формирует тарифное дело в соответствии с Требованиями и направляет его в орган регулирования в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса, предусмотренного пунктом 5.10 настоящих Методических указаний.
Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 27 февраля 2014 г. N 37 в пункт 5.12 настоящего приложения внесены изменения
5.12. За непредставление в орган регулирования сведений, установленных пунктами 5.9 и 5.10 настоящих Методических указаний, а равно их непредставление в указанный срок или представление заведомо недостоверных сведений, субъект регулирования несет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях установления фактов представления субъектом регулирования документов, содержащих недостоверные сведения, орган регулирования:
сопоставляет информацию, содержащуюся в представленных документах;
вправе обращаться в компетентные органы или организации, выдавшие документ (документы), для уточнения содержащихся в нем (них) сведений, использовать находящиеся в открытом доступе государственные базы данных, а также пользоваться другими способами, разрешенными действующим законодательством Российской Федерации.
5.13. Орган регулирования принимает тарифные дела в течение 30 рабочих дней со дня направления запроса, предусмотренного пунктом 5.10 настоящих Методических указаний.
5.14. Орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня окончания срока, установленного пунктом 5.13 настоящих Методических указаний, осуществляет расчет размера тарифа на основании представленных тарифных дел и подготавливает проект постановления Правительства Самарской области об установлении тарифов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.