Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Избирательные комиссии
Статья 10. Система избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления осуществляют:
- территориальные избирательные комиссии районов области, городов, поселков, сельсоветов, которые являются окружными, а также территориальные избирательные комиссии районов города Нижнего Новгорода (в дальнейшем - территориальные избирательные комиссии);
- участковые избирательные комиссии.
2. Избирательная комиссия Нижегородской области содействует подготовке и проведению выборов глав местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных в статье 14 настоящего Закона.
Статья 11. Статус избирательных комиссий
1. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий.
Статья 12. Формирование территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии по выборам глав местного самоуправления формируются в районах области, городах, районах города Нижнего Новгорода, поселках и сельсоветах представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 - 11 членов.
2. При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий представительные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
3. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии уполномоченным на то (в соответствии с уставом объединения) органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20-ти избирателей.
4. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, или если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится вышестоящей избирательной комиссией.
Статья 13. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5 - 10 членов.
2. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
3. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав участковой избирательной комиссии уполномоченным на то (в соответствии с Уставом объединения) органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав участковой избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20-ти избирателей.
4. Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, или если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковых избирательных комиссий производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.
6. В случае проведения выборов глав местного самоуправления одновременно с выборами федерального (областного) уровня по согласованию с соответствующей избирательной комиссией на сформированные для их подготовки и проведения территориальные и участковые избирательные комиссии могут быть возложены полномочия территориальных и участковых избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов глав местного самоуправления.
Статья 14. Полномочия избирательной комиссии Нижегородской области
Избирательная комиссия Нижегородской области:
- оказывает организационно-техническую и методическую помощь избирательным комиссиям;
- обобщает итоги выборов глав местного самоуправления;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Статья 15. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия по выборам глав местного самоуправления:
- осуществляет контроль за организацией выборов глав местного самоуправления на соответствующей территории;
- распределяет денежные средства, выделенные на проведение избирательной кампании;
- руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения;
- регистрирует избирательные блоки;
- устанавливает единую нумерацию избирательных участков;
- регистрирует кандидатов на должность глав местного самоуправления;
- выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;
- обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
- утверждает форму и текст избирательного бюллетеня;
- координирует деятельность участковых избирательных комиссий по уточнению списка избирателей на соответствующей территории;
- устанавливает образцы списков избирателей, протоколов голосования избирательных комиссий и других избирательных документов, а также избирательных ящиков, порядок хранения и передачи в архивы избирательных документов;
- обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных документов и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
- определяет количество переносных избирательных ящиков на избирательных участках;
- организует досрочное голосование в помещении комиссии;
- заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
- устанавливает и публикует общие итоги выборов глав местного самоуправления;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными действующими нормативными правовыми актами.
2. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, нижестоящих избирательных комиссий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также их должностных лиц.
3. Полномочия территориальной избирательной комиссий прекращаются с момента формирования территориальной избирательной комиссии в новом составе для проведения следующих выборов глав местного самоуправления.
Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
- оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, о дне и месте голосования;
- составляет и уточняет список избирателей по избирательному участку, знакомит с ним избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке, решает вопросы о внесении в него изменений;
- контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Законом;
- готовит помещение и ящики для голосования;
- организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
- проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на избирательном участке;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 17. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
Законом Нижегородской области от 21 ноября 1996 г. N 51-3 в первый абзац статьи 17 настоящего Закона внесены изменения
После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата, или сам зарегистрированный кандидат вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Статья 18. Статус члена избирательной комиссии
1. Члены избирательной комиссии, с правом решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность глав местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
3. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
4. При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
5. Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут освобождаться на период подготовки и проведения выборов от основной работы. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в случае их освобождения от основной работы производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств.
6. Член избирательной комиссии, освобожденный на время проведения выборов от основной работы, не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы во время проведения выборов или без его согласия переведен на другую работу.
Статья 19. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей и средств массовой информации.
2. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. Средства массовой информации частично или полностью финансируемые из бюджета соответствующего муниципального образования, публикуют решения и информацию избирательных комиссий бесплатно.
3. В день голосования кандидат на должность главы местного самоуправления, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находится в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов.
4. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
5. Наблюдатель вправе:
- знакомиться со списками избирателей;
- присутствовать в день проведения выборов на избирательном участке;
- присутствовать при организации голосования с выездом членов комиссии на место голосования граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
- обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
- обжаловать действия участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
6. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Статья 20. Организация работы избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, о внесении предложения в суд об отмене регистрации кандидатов, об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
4. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
5. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению - заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа его назначившего.
Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
1. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, решения и действия территориальной избирательной комиссии - в суд.
Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
2. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.