Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Подсчет голосов избирателей и установление
результатов выборов
Статья 46. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. В начале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
3. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования.
4. В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
5. При подсчете голосов избирателей, прежде всего, отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
6. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, если они находятся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
- число зарегистрированных избирателей, включая число избирателей, дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшими вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
8. Протокол составляется в 3-х экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
9. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
10. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
11. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии по итогам голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
12. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать им заверенную копию протокола об итогах голосования или предоставить возможность самому заявителю снять с протокола копию, после чего заверить ее подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.
13. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее 10-ти дней после официального объявления итога выборов.
Статья 47. Установление итогов голосования
1. На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в течение 3-х дней со дня выборов устанавливает итоги голосования по избирательному округу.
2. Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
3. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
4. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися:
- если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней;
- если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
5. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные:
- общее количество участковых избирательных комиссий в округе;
- количество протоколов участковых избирательных комиссий;
- число зарегистрированных избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность главы местного самоуправления;
- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
- фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
6. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
7. Протокол о результатах выборов составляется в 3-х экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области, второй экземпляр протокола хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
8. По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать им заверенную копию протокола об итогах голосования или предоставить возможность самому заявителю снять с протокола копию, после чего заверить ее подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.
9. Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного главой местного самоуправления, и направляет сообщение о результатах выборов по округу в средства массовой информации.
10. Избирательная документация участковых избирательных комиссий передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее 10-ти дней после официального объявления общих итогов выборов.
Статья 48. Установление общих итогов выборов глав местного самоуправления районов области, городов, поселков, сельсоветов
На основании постановлений районных (районов области), городских (городов Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров) территориальных избирательных комиссий и сводных таблиц об общих итогах выборов глав местного самоуправления избирательная комиссия области в течение 5-ти дней по их получении обобщает и публикует в газете "Нижегородские новости" общие итоги выборов глав местного самоуправления районов области, городов, поселков и сельсоветов Нижегородской области.
Статья 49. Использование автоматизированной информационной системы
1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
2. С момента начала голосования и до момента установления территориальными избирательными комиссиями общих итогов выборов автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
3. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
4. Данные о ходе и результатах голосований, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
5. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации.
Статья 50. Регистрация избранного главы местного самоуправления
1. Кандидат, избранный главой местного самоуправления, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей.
Территориальная избирательная комиссия по получении заявления кандидата, избранного главой местного самоуправления, может признать уважительными причины несвоевременного сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления и продлить указанный срок, но не более, чем до 10-ти дней.
2. В случае, если избранный кандидат не выполнит в указанные в части первой настоящей статьи сроки требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность главы местного самоуправления и о возмещении им соответствующей части понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату на ведение предвыборной агитации.
3. Территориальная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов главы местного самоуправления и после опубликования общих итогов выборов в указанные в части первой настоящей статьи сроки производит регистрацию избранного главы местного самоуправления и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части первой настоящей статьи.
Статья 51. Повторные выборы
1. В случае признания выборов главы местного самоуправления несостоявшимися, недействительными или, если избранный кандидат не выполнил требования части первой статьи 50 настоящего Закона, Законодательное Собрание области назначает повторные выборы главы местного самоуправления.
2. Выдвижение и регистрация кандидата на должность главы местного самоуправления, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Повторные выборы проводятся не позднее 60-ти дней после первоначальных выборов.
Статья 52. Опубликование итогов голосования и результатов выборов главы местного самоуправления
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу, поселку, сельсовету в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю.
2. Территориальные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах об итогах голосования, не позднее месяца со дня проведения выборов в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.