Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к муниципальной целевой программе
"Здоровый ребенок" на 2001 - 2005 гг.
Совершенствование профилактической работы в школе
Уровень здоровья современных школьников определяет высокая распространенность заболеваний, нарушений в физическом развитии, значительная острая заболеваемость. Наряду с увеличением неинфекционных и инфекционных заболеваний негативным фактором является повышающаяся распространенность саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, связанное с риском половое поведение, неблагоприятное экологическое воздействие.
В этих условиях само понятие здоровья приобретает интегративный характер, что четко зафиксировано в Уставе ВОЗ:
"Здоровье - не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие".
В Нижегородском регионе с начала 80-х годов большой группой научных сотрудников, практических работников органов образования и здравоохранения ведется научно-практическая деятельность по оценке состояния здоровья детей и обоснованию эффективности медико-педагогических действий его стабилизации и улучшения.
Согласно интегральной оценке среди школьников г. Нижнего Новгорода, здоровых - 0,7 %, группу риска составляют 42,3 %, больных - 57 %. С увеличением возраста число больных школьников увеличивается с 47,0 % в 7 лет до 63,7 % в 15 лет, в большей степени за счет ухудшения здоровья девочек. Основными приоритетами, формирующими "нездоровье" городских школьников, являются нервно-психические дисфункции и заболевания (69,5%), отклонения и болезни костно-мышечной, зубо-челюстной систем (78,6%), органов пищеварения (32,8%), болезни ЛОР-органов (31,3%), зрения (24,6%). Особенностью морфофункционального развития является наличие у 1/3 школьников дисгармоничного физического развития за счет дефицита массы тела. Заболеваемость по обращаемости в 77,3% случаев обусловлена болезнями органов дыхания (грипп, ОРВИ), общий уровень ее составил 1428,7 на 1000 детей, т.е. в среднем каждый школьник имеет 1,5 острых заболевания в год.
Здоровье школьников прогрессивно ухудшается, определяются тенденции его дальнейшей дестабилизации на ближайшие годы. Снизился уровень здоровья первоклассников: в 1997 году больных детей, поступающих в школу, стало больше в 1,8 раза по сравнению с 1980 годом. Впервые среди данной возрастной группы детей установлены нарушения обменных процессов, оцененных по международным стандартам как белково-энергетическая недостаточность в результате недоедания.
В процессе школьного обучения от 7 к 15 годам увеличивается число детей с нарушениями зрения (с 15,5% до 27,5%), заболеваниями органов пищеварения (с 15% до 38,5%), нервной системы (с 13,3% до 32,1%), функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы (с 23,9 % до 32,1%).
За десятилетний период (80-90 годы) среди учащихся общеобразовательных школ доля практически здоровых детей уменьшилась в 1,5 раза, соответственно увеличилось количество больных детей - с 47% до 63,7%. Подавляющее большинство современных школьников (81,4%) имеют нарушения в состоянии здоровья по 2-5 системам. Выявленные изменения внутренней среды определяют риск сохранения негативных тенденций в здоровье детей и подростков образовательных учреждений.
Нерациональная организация питания в школе и семье, нарушение экологического равновесия окружающей среды являются основными факторами возникновения нарушений в состоянии здоровья, определяют дефицит витаминов и микроэлементов. По литературным данным современные дети испытывают поливитаминную недостаточность круглогодично: указывается на выраженную недостаточность обеспечения детского организма такими микроэлементами как йод, калий, кальций. Среди школьников г. Нижнего Новгорода число детей с увеличенной щитовидной железой достигает 40,2% (Московский район), что соответствует высокой степени йодной недостаточности. Нарушение микроэлементарного состава внутренней среды приводит к развитию патологии опорно-двигательного аппарата, зубо-челюстной системы, органа зрения, заболеваниям органов пищеварения. Существенный рост функциональных кардиопатий у детей в определенной степени связывают с дефицитом калия.
На современном этапе система амбулаторно-поликлинической помощи учащимся не оказывает активного влияния на формирование здоровья школьников, т.к. отсутствует дифференцированный подход к организации медицинского обеспечения контингента школьников с разным уровнем здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях разной инфраструктуры; организация труда школьных медицинских работников нерациональная, нет постоянно действующей системы их подготовки и переподготовки.
Многолетний опыт совместной медико-педагогической работы, направленный на поиск средств и форм сохранения и укрепления здоровья школьников, показал, что решать проблему следует комплексно, с учетом педагогических, психологических, медицинских и социальных факторов. Это предполагает активизацию деятельности учреждений образования, здравоохранения, родителей и самих детей.
В процессе практической деятельности с учреждениями образования по проблеме здоровья школьников сложилась модель их деятельности как школ здоровья. Существенную роль в развитии движения школ здоровья региона сыграло решение Всемирной организации здравоохранения и Европейского экономического сообщества (1990 г.) о создании в Европе объединенной сети школ здоровья в целях обмена опытом работы педагогических коллективов по индивидуальному развитию и сохранению здоровья детей. В настоящее время в России по проекту школ здоровья работает 150 образовательных учреждений, их них более 50 в Нижегородском регионе. В 1997 году эти учреждения объединились в областную общественную организацию "Школа здоровья". В Нижнем Новгороде ими являются школы N 23, 60, 85, 110, 135, 136, 172, гимназия N 87.
Целью школ здоровья является разработка и внедрение новых медико-педагогических технологий по преодолению негативных тенденций в развитии и состоянии здоровья детей и подростков образовательных учреждений, направленных на укрепление их здоровья.
Основные направления работы:
- расширение и материально-техническая поддержка движения по формированию образовательных учреждений как школ здоровья;
- внедрение программы мониторинга состояния здоровья детей образовательных учреждений;
- разработка алгоритма научно-практических действий по формированию здорового образа жизни и медико-педагогической активности руководителей;
- подготовка специалистов - медицинских и педагогических работников - к активной деятельности по формированию здоровья школьников;
- разработка научно-методических материалов (программ, учебных планов, учебных пособий) для подготовки и переподготовки медицинских и педагогических кадров в области здоровья школьников;
- осуществление совместно с учреждениями социальной защиты медико-педагогических действий для детей, подвергающихся насилию в семье.
Программа - долгосрочная, реализация которой требует взаимодействия научно-исследовательских учреждений, органов образования и здравоохранения, службы социальной защиты, родителей и детей, общественных организаций.
Перспективным в ближайшие годы (2001 - 2005 гг.) является выделение в каждом районе города опытно-экспериментальных площадок по проблеме здоровья школьников. Накопленный опыт совместной работы позволяет рекомендовать в качестве таких учреждений следующие школы: N 8, 33 (Нижегородский район), N 23 (Советский район), N 135 (Приокский район), N 110, 176 (Канавинский район), гимназия N 87, школа N 172 (Московский район), N 85 (Сормовский район), лицей N 165 (Автозаводский район), N 60, 185 (Ленинский район).
Целесообразно внедрение в условиях опытно-экспериментальных площадок разработанной в ННИИДГ "Программы общеукрепляющих мероприятий и снижения заболеваемости школьников", которая позволяет улучшить адаптационные возможности детей, снизить состояние дефицита витаминов и микроэлементов, уменьшить острую заболеваемость школьников в 2-2,5 раза, сократить число рецидивов хронической патологии в 3 раза.
Требуется определить статус научно-консультативного Центра по медико-педагогическому обеспечению детей образовательных учреждений, основные функции которого: определить руководство и контроль за реализацией настоящей программы; осуществление консультативно-методической помощи работникам образования и здравоохранения по вопросам формирования здоровья школьников; рецензирование и коррекция районных и школьных программ "Здоровье"; организация работы по обмену опытом деятельности образовательных учреждений как школ здоровья; участие в подготовке методических материалов по проблеме здоровья школьников.
Необходимо обеспечить систематическое издание информационных материалов о состоянии здоровья детей образовательных учреждений и деятельности педагогических и медицинских работников по формированию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Таблица 1
к приложению 2 "Программы..."
План реализации
программы "Совершенствование профилактической работы в школе",
объем финансирования в тыс. рублей.
NN пп |
Мероприятия |
Исполнители |
Финансирование |
||
2001 г. |
2002 г. |
2003 - 2005 г. |
|||
1. |
Реализация санитарных норм и правил для общеобразовательных учреждений СП 2.4.2.782-99. 1999 год |
ДЗ, ДО, ДФ, ЦГСЭН, РУО, школы |
|
|
|
1.1 |
Обеспечение уровня искусственной освещенности в школах в соответствии с СП |
|
|
|
|
1.2 |
Обеспечение школ мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями учащихся в соответствии с СП |
|
|
|
|
2. |
Организация учреждений ДЗ образования как школ здоровья с дополнительным финансированием активно работающих педагогов и медицинских работников |
ДО, ННИИДГ, РУО, школы |
100 |
100 |
300 |
3. |
Обеспечение внедрения в школах здоровья программы общеукрепляющих мероприятий снижения заболеваемости школьников |
ННИИДГ, ДО, РУО, школы |
160 |
160 |
480 |
4. |
Разработка и внедрение программы медико-педагогических действий для детей, подвергшихся насилию в семье |
ДО, ННИИДГ |
|
|
|
5. |
Организация стоматологических кабинетов в школах с числом учащихся более 800 согласно существующему нормативу. 10 школ в год В 2001 г. в школах NN 169, 5 Авт. р-на, N 2 Кан. р-на, N 72 Лен.р-на, N 21 Моск. р-на, NN 35, 8 Ниж. р-на, N 135 Пр. р-на, N 46 Сов. р-на, N 84 Сорм. р-на |
ДЗ, ДО, ДФ, РУО, школы Стоматологические поликлиники |
92 |
92 |
276 |
6. |
Приведение в соответствие с нормами укомплектованности образовательных учреждений медицинскими кадрами, оснащенности медицинских кабинетов. |
ДЗ, ДО, школы |
|
|
|
7. |
Обеспечение соблюдения норм школьного питания в соответствии с приказом 315 "О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательной школе" 1986 г. |
ДЗ, ДО, ДФ, ЦГСЭН, школы |
|
|
|
7.1 |
Витаминизация пищи витамином С согласно СанПин, йодирование пищи |
|
|
|
|
8. |
Создание условий для занятий физкультурой и спортом в образовательных учреждениях |
ДО, РУО, школы |
|
|
|
8.1 |
Оборудование спортплощадок |
|
|
|
|
8.2 |
Обеспечение школ спортинвентарем |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
352 |
352 |
1056 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.