Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 30. Порядок выдвижения кандидатов
1. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы местного самоуправления. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
3. Под использованием преимуществ должностного, служебного положения в настоящем Законе следует понимать:
привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 40 настоящего Закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.
Требование к выдвижению кандидата непосредственно избирателями путем проведения собрания избирателей с определенным числом его участников не допускается.
2. Избиратель, группа избирателей уведомляют в письменной форме соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе и начале сбора подписей. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы и должность, род занятий кандидата и уполномоченного представителя избирателя, группы избирателей.
3. При самовыдвижении кандидат направляет в окружную избирательную комиссию письменное уведомление о выдвижении своей кандидатуры и начале сбора подписей с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, основного места работы или службы и должности, рода занятий.
Статья 32. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Выдвижение кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений указанных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат.
2. Выдвижение кандидатов от избирательных объединений, зарегистрированных в управлении юстиции Нижегородской области, осуществляется тайным голосованием на собраниях (конференциях) указанных объединений.
3. Избирательные блоки образуются избирательными объединениями. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей окружной избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в окружную избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата от избирательного блока.
Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
4. Решения избирательных объединений, избирательных блоков о выдвижении кандидата и начале сбора подписей представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию. Одновременно с указанным решением избирательные объединения, избирательные блоки представляют:
заявление кандидата о согласии на выдвижение от данного избирательного объединения, избирательного блока по избирательному округу;
копию свидетельства о регистрации избирательного объединения управлением юстиции Нижегородской области;
устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов);
региональные (областные) отделения общероссийских избирательных объединений - решение (копию решения) центрального органа избирательного объединения об образовании на территории области своего отделения;
доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, оформленную в установленном законом порядке.
Статья 33. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов
1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может быть начат со дня представления в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных статьями 30, 31, 32 настоящего Закона.
2. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, избиратель, выдвинувшие кандидата в избирательном округе, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, собирают подписи избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку кандидата в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей окружной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.
4. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему (достигшему 18-летнего возраста), дееспособному гражданину. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
5. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законодательством. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
6. Подписные листы изготавливаются избирателем, инициативной группой избирателей, избирательными объединениями, избирательными блоками по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону, кандидатом выдвинувшим свою кандидатуру - по форме, установленной в приложении 2.
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы и должность, род занятий кандидата. Кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.
7. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов от избирателей, инициативных групп избирателей, избирателя, избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.
8. Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и уполномоченным представителем избирателя, инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающих кандидата.
Статья 34. Представление подписных листов. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах и иных данных, представленных кандидатами, избирательными объединениями избирательными блоками
1. Для регистрации кандидата от избирательного объединения, избирательного блока уполномоченные представители этих объединений, блоков представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидатов.
2. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа или уполномоченный представитель инициативной группы избирателей, представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку.
3. Предельное количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов не должно превышать установленное пунктом 2 статьи 33 настоящего Закона более чем на 15 процентов.
4. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию сброшюрованными в папки не более 50 листов и в пронумерованном виде. Уполномоченному представителю или кандидату выдается письменное подтверждение о принятии подписных листов и других документов.
5. Окружная избирательная комиссия в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку данного кандидата, по каждому кандидату, представившему установленные настоящим Законом документы.
6. Окружная избирательная комиссия проводит проверку достоверности всех подписей избирателей, собранных в поддержку всех кандидатов и представленных для регистрации.
При сомнениях в достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, окружная избирательная комиссия вправе проверить их дополнительно.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
9. Для проверки достоверности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.
10. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
11. Недостоверными считаются:
подписи в подписных листах, оформленных или заполненных с нарушениями статьи 33 настоящего Закона;
подписи избирателей, не являющиеся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел;
подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;
фальсифицированные (подложные) подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.
Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.
Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств сфальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.
12. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой составляет 15 процентов, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Статья 35. Регистрация кандидата
1. Кандидат при соблюдении требований статей 33 и 34 настоящего Закона регистрируется соответствующей окружной избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также письменному представлению избирателя, избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата.
2. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней после приема подписных листов обязана принять решение о регистрации кандидата по избирательному округу, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
3. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению.
4. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Законом.
5. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о кандидатах, зарегистрированных в избирательном округе, в течение 48 часов после регистрации соответствующие избирательные комиссии передают средствам массовой информации.
6. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
7. В случае, если ко дню выборов в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо один кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 4-х месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
8. При наступлении указанных в пункте 7 настоящей статьи обстоятельств, в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 45 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.
9. В настоящем Законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, понимаются смерть, утрата дееспособности, утрата гражданства Российской Федерации, нахождение в месте лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда, признание безвестно отсутствующим или умершим зарегистрированного кандидата, тяжелая болезнь зарегистрированного кандидата, его близких родственников (родителей, детей, супруга).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.