Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области
от 5 сентября 1995 г. N 152
"О Положении о выборах главы местного самоуправления
города Нижнего Новгорода"
17 октября 1995 г.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 декабря 2003 г. N 810-III настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", на основании ч.2 ст. 38 Устава Нижегородской области и с учетом особого статуса города Нижнего Новгорода, как административного центра области и зарегистрированного Устава города Нижнего Новгорода, Законодательное Собрание постановляет:
1. Принять Положение о выборах главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, согласно приложению.
2. Принять предложение Городской Думы города Нижнего Новгорода о проведении выборов главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода в текущем году одновременно с выборами губернатора области.
3. В связи с назначением действующего главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода Указом Президента Российской Федерации, губернатору области согласовать вопрос об указанных выборах в соответствующем порядке.
Председатель Собрания |
А.Козерадский |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
от 5 сентября 1995 г. N 152
Положение
о порядке проведения выборов главы местного
самоуправления города Нижнего Новгорода
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
Глава местного самоуправления города Нижнего Новгорода избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Статья 2. Избирательное право
Право избирать принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории города Нижнего Новгорода и достигшему на день выборов 18-летнего возраста.
Главой местного самоуправления города Нижнего Новгорода может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории города Нижнего Новгорода не менее одного года, достигший 21-летнего возраста.
Не могут избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, а также лицам, претендующим на должность главы местного самоуправления в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящим Положением.
Статья 4. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
Для финансирования избирательной кампании кандидаты вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.
Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями
Подготовку и проведение выборов главы местного самоуправления, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Глава 2. Назначение выборов. Избирательный округ,
избирательные участки и списки избирателей
Статья 6. Назначение выборов
Выборы главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода и дата их проведения назначаются Законодательным Собранием области не позднее, чем за два месяца до дня выборов.
Постановление Законодательного Собрания области о назначении даты выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации в трехдневный срок после его принятия.
Статья 7. Избирательный округ
В избирательный округ по выборам главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода входит территория в границах города Нижнего Новгорода, а также административно связанные с ним территории.
Статья 8. Порядок образования избирательных участков
Избирательные участки образуются не позднее 45 дней до дня выборов решением окружной избирательной комиссии, из расчета не менее 20 и не более 3000 избирателей на один избирательный участок.
Списки избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуются окружной избирательной комиссией в газете "Нижегородский рабочий" и других средствах массовой информации в течение пяти дней после принятия решения о их создании.
Статья 9. Списки избирателей
Районные, поселковые администрации в городе Нижнем Новгороде обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих постоянное место жительства на территориях соответствующих избирательных участков.
В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом на основании статьи второй настоящего Положения и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.
Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 10. Виды избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода образуются:
- окружная избирательная комиссия;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Статья 11. Порядок формирования окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия формируется Думой города Нижнего Новгорода в составе 5-10 членов комиссии не позднее, чем за 50 дней до дня выборов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Председатель или секретарь окружной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.
Каждый кандидат после его регистрации вправе назначить в состав окружной избирательной комиссии и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
Срок полномочий окружной избирательной комиссии заканчивается через 50 дней после вступления в должность избиранного главы местного самоуправления.
Статья 12. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии формируются в районах города Нижнего Новгорода городской Думой в составе 5-9 членов комиссии не позднее, чем за 45 дней до дня выборов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Городская Дума вправе возлагать полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода на территориальные избирательные комиссии, сформированные для проведения иных выборов.
В случае, если городская Дума не назначила состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок, формирование территориальной избирательной комиссии возлагается на окружную избирательную комиссию.
Статья 13. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией в составе 5-10 членов комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии вправе возлагать полномочия участковых избирательных комиссий по выборам главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода на участковые избирательные комиссии, сформированные для проведения иных выборов.
Статья 14. Статус члена избирательной комиссии
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещается о заседаниях избирательной комиссии и присутствует на них;
- вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения и обеспечивает его единообразное применение на территории округа;
- распределяет денежные средства, выделенные и привлекаемые на проведение избирательной кампании;
- координирует и организует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу;
- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
- контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
- регистрирует кандидатов на должность главы местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
- устанавливает образцы списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других документов по выборам, ящиков для голосования, а также печати комиссий, порядок хранения документов по выборам;
- утверждает форму и текст избирательного бюллетеня;
- обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных документов и снабжение ими территориальных избирательных комиссий;
- получает от территориальных комиссий протоколы о результатах голосования, подводит итоги, обеспечивает опубликование в печати информации о результатах выборов;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий и принимает по ним решения;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением и иными действующими нормативными актами.
Статья 16. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
- руководит работой участковых избирательных комиссий на территории района, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
- обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных правовых условий в выборах всех кандидатов на должность главы местного самоуправления;
- распределяет между участковыми избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на финансовое обеспечение организации проведения выборов, осуществляет контроль за целевым расходованием этих средств;
- организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
- контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий необходимыми помещениями, транспортом, средствами связи и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
- оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
- организует досрочное голосование в помещении комиссии;
- устанавливает итоги голосования на территории района и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию.
Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
- оповещает население о местонахождении участковой избирательной комиссии, времени ее работы, дне и месте голосования;
- составляет список избирателей по участку, знакомит с ним избирателей, принимает к рассмотрению заявления об ошибках и неточностях в этом списке, решает вопросы о внесении в него изменений;
- готовит помещение и ящики для голосования;
- организует на избирательном участке голосование в день проведения выборов;
- проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Статья 18. Организация работы избирательных комиссий
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, о внесении предложения в суд об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели, представители местной печати и других средств массовой информации.
Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия территориальных и участковых избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд, а окружной комиссии - в суд.
Решение суда по существу жалобы, заявления подлежит исполнению с момента его вынесения. Предварительное обращение в избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, заявлениям, поступившим в ходе выборов, принимаются комиссиями в трехдневный срок с момента поступления жалобы, заявления, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, заявлениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в пятидневный срок.
Жалобы на нарушения настоящего Положения, поданные позднее, чем через 10 дней после совершения нарушения, комиссиями не рассматриваются, а их разрешение производится в судебном порядке.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность
главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода
Статья 20. Выдвижение кандидатов
1. Выдвижение кандидата на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода проводится путем сбора подписей избирателей. Подписные листы изготовляются по форме, указанной в приложении к настоящему Положению.
2. Выдвижение кандидатов начинается с момента официального опубликования в газете "Нижегородский рабочий" постановления Законодательного Собрания области о назначении дня выборов главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода и заканчивается за 25 дней до дня выборов.
Статья 21. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов
1. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента избирателей округа, внесенных в списки по ближайшим предыдущим выборам в органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение или подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи, а также со стороны должностных лиц предприятий, организаций, учреждений, органов власти и местного самоуправления.
2. В каждом подписном листе указываются: фамилия, имя, отчество кандидата; дата его рождения; место работы и занимаемая должность; постоянное место жительства.
3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество или инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или удостоверение личности, военного билета для военнослужащего. Указанные сведения, за исключением подписи избирателя, может вносит лицо, собирающее подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или удостоверения личности, военного билета для военнослужащего.
Статья 22. Декларирование доходов лиц, претендующих на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода
Лица, претендующие на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, обязаны сдать в окружную избирательную комиссию подтверждение о представлении в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о доходах за календарный год, предшествующий выборам.
Статья 23. Регистрация кандидата
1. Группа избирателей или сам кандидат вносят подписные листы, заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры, подтверждение о представлении в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о доходах и реквизитов банка для создания избирательного фонда в окружную избирательную комиссию. Член избирательной комиссии, принявший подписные листы, выдает кандидату или его представителю справку о приеме подписных листов с указанием их общего количества, количества собранных подписей, даты и времени сдачи документов.
2. В случае возникновения сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей, окружная избирательная комиссия организует проверку подписных листов.
Подпись избирателя может быть признана недостоверной только при наличии письменного заявления об этом самого избирателя, при этом вызов избирателей не допускается. Если при проверке обнаруживается несколько подписей одного и того же лица за одного и того же кандидата, то учитывается только одна из этих подписей. Подписи избирателей, оформленные с нарушением требований настоящего Положения, не учитываются.
При проверке окружной избирательной комиссией правильности оформления подписей и подписных листов, других документов вправе присутствовать представители кандидатов на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
3. Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Положения, не учитываются.
4. Не позднее чем через три дня после получения подписных листов, окружная избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо решение об отказе в регистрации.
Основаниями для отказа в регистрации являются:
- недостаточное количество подписей избирателей;
- непредоставление полного перечня документов, предусмотренных п.1 ст.23 настоящего Положения;
- отсутствие у кандидата права быть избранным в соответствии со ст.2 настоящего Положения.
В случае отказа в регистрации окружная избирательная комиссия выдает кандидату заверенную комиссией копию мотивированного решения об отказе и заверенные комиссией копии всех его подписных листов.
Каждый подавший документы на регистрацию, в случае отказа, вправе обжаловать данное решение в областном суде Нижегородской области.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение суда подлежит исполнению с момента его вынесения.
5. Каждому зарегистрированному кандидату в течение двух дней после регистрации выдается удостоверение о регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
6. Количество кандидатов на должность главы местного самоуправления не ограничивается.
7. Если в установленный настоящим Положением срок окружной избирательной комиссией не будут зарегистрированы два или более двух кандидатов, то комиссия принимает решение об отложении данных выборов для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 24. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц
1. Все кандидаты на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода обладают равными правами и несут равные обязанности.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 октября 1995 г. N 178 часть 2 статьи 24 настоящего Положения изложена в новой редакции
2. После регистрации кандидаты на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Освобождение от выполнения служебных обязанностей производится на основании решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата приказом (распоряжением) руководителя соответствующего государственного, муниципального органа или средства массовой информации. При этом исполнение служебных обязанностей данного кандидата на период до дня выборов возлагается на лицо, его замещающее.
3. Кандидаты по их личным заявлениям могут освобождаться от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем семикратный, установленный законом, размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно.
4. Кандидаты имеют право на возмещение транспортных расходов в пределах избирательного округа (кроме такси), из средств окружной избирательной комиссии. Порядок оплаты определяется окружной избирательной комиссией.
5. Кандидат может иметь до 25 доверенных лиц, которые на основании письменного заявления кандидата регистрируются окружной избирательной комиссией.
6. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата.
На период с момента регистрации доверенного лица и до официального опубликования результатов выборов, администрация (работодатели) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
7. Кандидат вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), окружная избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.
Глава 5. Предвыборная агитация
Статья 25. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за и против любого кандидата.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые предвыборные материалы:
- федеральным и областным органам государственный власти, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Кандидаты, группы избирателей и общественные объединения, выдвинувшие кандидата, их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно или на условиях лотереи распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, общественные объединения, выдвинувшие кандидата, и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно.
Статья 26. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации
1. Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории избирательного округа, на равных основаниях.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти, местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. Порядок указанных выступлений (продолжительность выступлений, предоставляемых кандидатам бесплатно, время выхода в эфир, порядок предоставления эфирного времени за плату и другие условия) устанавливаются окружной избирательной комиссией.
3. Кандидаты имеют право на основании заключенного с телерадиокомпаниями договора получать за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными.
Статья 27. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты и избирательные комиссии вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. При проведении предвыборной агитации не допускаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
3. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, тираже и предприятиях, на которых они изготовлены.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
4. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в областной суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственников или владельцев, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
Статья 28. Срок проведения предвыборной агитации
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов не допускается.
В день выборов и предшествующий ему день любая публичная агитация запрещается.
Глава 6. Финансирование выборов
Статья 29. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Средства, выделенные на организацию и проведение выборов из городского бюджета, поступают в распоряжение окружной избирательной комиссии на основании сметы предполагаемых расходов, утвержденной Городской Думой.
Статья 30. Избирательные фонды и порядок их создания
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут создаваться за счет следующих средств:
- выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
- собственных средств кандидата;
- добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз;
- добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам.
Статья 31. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом по разрешению окружной избирательной комиссии после его регистрации.
2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается окружной избирательной комиссией.
3. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.
4. Кандидат обязан не позднее, чем через 20 дней по окончании выборов, представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах.
5. Окружная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее, чем через 10 дней после его представления в избирательную комиссию.
6. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для финансирования предвыборных агитационных мероприятий, кроме средств, поступивших в избирательные фонды.
Статья 32. Порядок расходования денежных средств и финансовая отчетность
1. Средства, выделенные из городского бюджета на подготовку и проведение выборов в соответствии со ст.29 настоящего Положения, перечисляются на счет окружной избирательной комиссии не позднее 5-ти дней после назначения даты выборов главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
2. Председатель окружной избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям окружной избирательной комиссии по финансовым вопросам.
3. Формы финансового отчета окружной избирательной комиссии, территориальных участковых комиссий о расходовании указанных средств устанавливаются департаментом финансов городской администрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее 25 дней со дня опубликования результатов выборов.
Окружная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств для проверки и согласования в департамент финансов администрации города не позднее 40 дней после опубликования результатов выборов.
После проверки, но не позднее 60 дней после опубликования результатов выборов, департамент финансов администрации города представляет финансовый отчет на утверждение городской Думы.
Данный отчет публикуется в двухнедельный срок после его утверждения в газете "Нижегородский рабочий".
4. Остатки денежных средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов окружной избирательной комиссии и не израсходованных ею на указанные цели, возвращаются в городской бюджет.
Глава 7. Проведение голосования и подсчет голосов
Статья 33. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующими местными администрациями.
Помещение для голосования должно иметь комнаты или зал, в которых оборудуются кабинеты для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты) для тайного голосования, выход из них должны находиться в поле зрения членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех баллотирующихся кандидатах.
Статья 34. Избирательный бюллетень
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий (должности), места работы, места жительства.
Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются окружной избирательной комиссией не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее, чем за 15 дней до выборов.
Передача бюллетеней окружной избирательной комиссией производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в окружной избирательной комиссии, второй передается комиссии, получившей бюллетени.
Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии или отмечаются печатью, при ее наличии. При этом каждая участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные в установленном выше порядке избирательные бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 35. Порядок голосования
1. Голосование на выборах главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов.
2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить каждого избирателя письменно не позднее, чем за 20 дней до дня проведения выборов.
3. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые избирательные комиссии, где они хранятся до дня выборов.
4. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются.
5. Во время голосования и до оформления протоколов на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов.
6. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, подтверждающего его личность. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в кабине, в которой присутствие иных лиц в это время не допускается.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
7. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии.
8. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 36. Организация подсчета голосов и определение результатов выборов
1. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, а также иностранных (международных) наблюдателей.
2. При подписании протокола о результатах выборов члены избирательной комиссии, несогласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. По требованию члена избирательной комиссии или наблюдателя, избирательная комиссия соответствующего уровня предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования, о результатах выборов и снять с него копию в помещении комиссии. Копия протокола заверяется соответствующей избирательной комиссией.
Статья 37. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями
1. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии сообщает число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
2. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
3. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. После этого председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
4. Сначала производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, и объявляет о количестве этих бюллетеней.
5. При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без печати территориальной или участковой избирательной комиссии или подписей двух членов этих комиссий, а также бюллетени установленной формы, но такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
6. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные.
7. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число обнаруженных избирательных бюллетеней неустановленной формы;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
поступило в комиссию жалоб и заявлений.
8. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. К протоколу прилагаются: особые мнения членов комиссии; жалобы и заявления, поступившие в комиссию о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, принятые по ним решения; акт, составленный в случае повреждения пломбы или печати на избирательном ящике.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
9. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Территориальные избирательные комиссии обязаны передать указанную документацию в архив администрации района не позднее 15 дней после официального объявления итогов выборов.
Статья 38. Подсчет голосов в территориальных избирательных комиссиях
1. Территориальная избирательная комиссия по выборам главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит не позднее одних суток после дня выборов подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносит данные: о числе участковых комиссий на территории района, числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых он составляется, а также суммарные данные по позициям, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 7 статьи 37 настоящего Положения.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К первому экземпляру протокола прикладываются: особые мнения членов комиссии; жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования или при подсчете голосов, принятые по ним решения.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии вместе с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов в депутаты и избирательных объединений, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранятся у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы.
Статья 39. Подсчет голосов окружной избирательной комиссией
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и не позднее пяти дней со дня выборов составляет, подписывает и заверяет печатью итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в списки;
число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "Против всех кандидатов".
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. По завершению работы окружной избирательной комиссии протокол передается на хранение в городской архив.
Глава 8. Установление и опубликование результатов голосования
Статья 40. Установление и опубликование результатов голосования
Избранным главой местного самоуправления города Нижнего Новгорода считается кандидат, набравший:
- если в бюллетень для голосования включен один кандидат - более 50% голосов от числа избирателей, получивших бюллетени для голосования;
- если в бюллетень включены два кандидата - большее число голосов по отношению к другому кандидату, если число голосов, набранных им, превышает число голосов, поданных "Против всех кандидатов";
- если в бюллетень включены более 2 кандидатов - более 50% голосов от числа избирателей, получивших бюллетени для голосования.
Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них в ходе голосования не получил более 50% голосов избирателей, получивших бюллетени для голосования, окружная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится не позднее, чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Положения. При этом выборы считаются состоявшимися, независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Сообщение об итогах выборов главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода публикуется окружной избирательной комиссией в средствах массовой информации в пятидневный срок после окончания выборов.
Статья 41. Признание выборов недействительными, несостоявшимися
Выборы признаются несостоявшимися:
- в случае выбытия всех кандидатов или снятия всех кандидатур на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода;
- если количество избирателей, получивших в ходе выборов избирательные бюллетени, составляет менее 25% от числа внесенных в списки избирателей;
- если в бюллетень первого тура голосования включены два кандидата и ни один из них не набрал голосов "за" больше, чем их было подано "Против всех кандидатов".
Выборы могут быть признаны недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов были выявлены нарушения, повлиявшие на итоги выборов.
Решение о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимает окружная избирательная комиссия. Это решение может быть обжаловано в областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения. Право на обжалование решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Статья 42. Повторные выборы
Если выборы были признаны недействительными или несостоявшимися, Законодательное Собрание области принимает решение о проведении повторных выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия, связанные с проведением выборов, проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.
Статья 43. О полномочиях главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными
В случае, если выборы главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода не состоялись или признаны недействительными, полномочия действующего главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода сохраняются.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 44. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 45. Хранение избирательной документации
1. По завершении выборов избирательные комиссии сдают свою документацию в архивы, определяемые постановлением городской Думы. Избирательные бюллетени хранятся в течение одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - одного года после объявления даты следующих выборов.
2. Архивы обеспечивают свободный доступ к избирательной документации в установленном порядке.
Статья 46. Вступление в силу настоящего Положения
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приложение
к Положению о порядке
проведения выборов ...
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода Иванова Ивана Ивановича, родившегося 15 апреля 1958 года, работающего главой администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, проживающего в Московском районе города Нижнего Новгорода.
NN пп |
Фамилия, имя, отчество (инициалы) |
Дата рождения |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта, удо- стоверения лич- ности или воен- ного билета для военнослужащих |
Подпись |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
Подписной лист удостоверяю: _______________________________________
____________________________________________________________________ ____ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта ________________________________________________________________________ или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) ________________________________________________________________________
Кандидат на должность главы местного
самоуправления города Нижнего Новгорода |
Иванов И.И. |
(Дата и место сбора подписей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 5 сентября 1995 г. N 152 "О Положении о выборах главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 188 от 4 октября 1995 г.;
в сборнике "Собрание законодательства Нижегородской области", 1995 г., N 9, ст.31;
в Бюллетене Законодательного Собрания Нижегородской области, 1995 г., N 9, стр.36
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 декабря 2003 г. N 810-III настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 октября 1995 г. N 178