Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области
от 15 августа 1994 г. N 65
"Об утверждении Правил по осуществлению побочных лесных пользований
в лесах Нижегородской области"
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 11 декабря 2003 г. N 783-III настоящее постановление признано утратившим силу
Законодательное Собрание Нижегородской области в соответствии со ст.47 "Основ лесного законодательства РФ" постановляет:
1. Утвердить Правила по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Нижегородской области.
2. Контроль за осуществлением "Правил по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Нижегородской области" возложить на Нижегородское управление лесами, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области.
Председатель Собрания |
А.Козерадский |
Правила
по осуществлению побочных лесных пользований
в лесах Нижегородской области
1. Общие положения
2. Сроки осуществления побочных лесных пользований
3. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов
4. Порядок предоставления права на осуществление побочных
лесных пользований
5. Порядок осуществления побочных лесных пользований
5.1. Сенокошение и пастьба скота
5.2. Размещение ульев и пасек
5.3. Заготовки березового сока
5.4. Заготовка дикорастущих плодов
5.5. Заготовка дикорастущих ягод и грибов
5.6. Заготовка лекарственных растений и технического сырья
6. Права и обязанности владельцев лесного фонда
7. Права и обязанности лесопользователя
8. Разрешение споров и ответственность за нарушение условий
осуществления побочных лесных пользований
1. Общие положения
1.1. Побочные лесные пользования регулируются "Основами лесного законодательства Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, решениями органов местного самоуправления и настоящими Правилами.
1.2. "Правила по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Нижегородской области" разработаны в соответствии с требованиями "Основ лесного законодательства РФ" и применяются во всех лесах Нижегородской области, на территориях, имеющих особый режим хозяйствования (особо охраняемые природные территории), с учетом их статуса.
Осуществление побочных лесных пользований на особозащитных лесных участках может быть запрещено или ограничено в каждом конкретном случае по решению органов исполнительной власти районов, городов в соответствии с предложениями (заключениями) государственных органов управления лесным хозяйством, охраны окружающей среды.
Правила регулируют отношения, возникающие между владельцами лесного фонда и лесопользователями, осуществляющими побочные пользования (арендаторами, заготовителями) в целях создания условий для рационального многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования ресурсов недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты.
1.3. Побочные лесные пользования включают следующие виды деятельности:
- сенокошение и пастьба скота;
- размещение ульев и пасек;
- заготовка березового сока;
- заготовка пищевых продуктов леса;
- заготовка лекарственного и технического сырья;
- заготовка мха, камыша, рогоза, лесной подстилки, опавшей листвы и другие виды побочных лесных пользований.
1.4. Осуществлять побочные лесные пользования могут юридические лица, в том числе и иностранные, и физические лица, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Пребывание граждан на участках лесного фонда, переданных в аренду, а также осуществление побочных лесных пользований на этих участках может быть ограничено решением представительных органов местного самоуправления.
1.6. В период высокой пожарной опасности посещение лесов гражданами и заготовительная деятельность в них могут ограничиваться решениями областного и районных органов исполнительной власти.
1.7. Лесопользователи обязаны применять технологию заготовки и сбора продукции, исключающую истощение имеющихся ресурсов, соблюдать установленный порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, ягод и т.п.
Всякое нарушение этих Правил, включая самовольную заготовку всех видов продукции побочных пользований в лесу, влечет за собой установленную законодательством ответственность виновных лиц.
1.8. В целях непрерывного и неистощимого пользования лесными ресурсами побочные лесные пользования должны осуществляться с соблюдением существующего природоохранного законодательства Российской Федерации. Охрана и защита недревесных ресурсов леса на территории Нижегородской области осуществляется с учетом их биологических и местных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер.
За экологические правонарушения, причинившие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" и иными законодательными актами Российской Федерации.
2. Сроки осуществления побочных лесных пользований
2.1. По продолжительности осуществления побочные лесные пользования могут быть: краткосрочными - до одного года (сезон) и долгосрочными - до 50-ти лет (аренда).
2.2. Сроки осуществления побочных лесных пользований в течение года обуславливаются массовым созреванием урожая орехов, плодов, ягод или оптимальным накоплением полезных биологически активных веществ в пищевых и лекарственных растениях и устанавливаются областным и районными органами исполнительной власти по представлению владельцев лесного фонда, государственных органов управления лесным хозяйством и охраны окружающей природной среды.
Сроки заготовки дикоросов доводятся до населения не позднее, чем за один месяц до начала заготовки.
3. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов
3.1. Ресурсы и территориальное размещение побочных лесных пользований по их видам, их количественная и качественная оценка выявляются лесоустройством или экспедициями специализированных проектных и научных организаций. Владельцы лесного фонда могут осуществлять текущий учет сырьевых ресурсов. Для определения урожая текущего года и возможного объема заготовок по каждому виду побочных лесных пользований могут применяться различные официальные методики учета урожая и определения сырьевых запасов орехов, плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений.
4. Порядок предоставления права на осуществление
побочных лесных пользований
4.1. Сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений гражданами в лесных угодьях в пределах утвержденных норм разовой заготовки производится бесплатно и без оформления разрешительных документов.
Нормы бесплатной разовой заготовки (по видам продукции побочного пользования) на одного человека устанавливаются районной (городской) администрацией.
Заготовка продукции побочного пользования сверх нормы, промысловая заготовка, а также сенокошение, пастьба скота, заготовка лесных соков, размещение ульев и пасек производится за плату с оформлением разрешительных документов в установленном порядке.
4.2. Принципы определения ставок и размеров лесных податей и минимальные ставки лесных податей определяются Законодательным Собранием Нижегородской области. Конкретные размеры ставок лесных податей утверждаются местными органами представительной власти.
Владельцы лесного фонда осуществляют побочные лесные пользования на своей территории бесплатно, но с оформлением разрешительных документов в установленном порядке.
4.3. Администрации районов, городов обязаны заблаговременно информировать население о сроках, нормах, ставках лесных податей и порядке предоставления участков в пользование.
4.4. Участки лесного фонда для заготовки продукции побочных лесных пользований предоставляются на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется районным (городским) органом представительной власти.
Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с учетом местных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством, владельца лесного фонда.
Передача участков лесного фонда лесопользователям для осуществления побочных лесных пользований должна осуществляться гласно с соблюдением интересов местного населения и природоохранного законодательства.
Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку лесных ресурсов для обеспечения потребностей, в них указанных, владельцев лесного фонда.
4.5. Участки лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований предоставляются на основании решений администрации района, города и специальных разрешительных документов: лесного билета (краткосрочное пользование) и лицензии (долгосрочное пользование), выдаваемых владельцами лесного фонда.
Отвод и предоставление участков лесного фонда в натуре производится владельцами лесного фонда.
4.6. Лесной билет дает право на те виды лесопользования, те сроки и тому лицу (юридическому или физическому), которые указаны в билете. Лесной билет выдается сроком на один сезон и является документом строгой отчетности.
В лесном билете указываются: наименование лесопользователя, виды разрешенных побочных лесных пользований, место, размеры и сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных пользований, размеры платежей по каждому виду побочного пользования.
4.7. Лицензия является документом строгой отчетности и дает право на долгосрочное пользование лесным фондом (от 1-ого до 50-ти лет). Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду определен "Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.07.93 г. N 712.
4.8. Владельцы лесного фонда обязаны вести регистрацию и учет разрешительных документов на право осуществления побочных лесных пользований и представлять сводную информацию соответствующим администрациям района, города. Порядок ведения владельцами лесного фонда регистрации и учета разрешительных документов определяется Федеральной службой лесного хозяйства Российской Федерации.
4.9. Арендатор вправе приступить к осуществлению побочных лесных пользований только после получения лесного билета.
4.10. Преимущественное право на осуществление побочных лесных пользований предоставляется юридическим и физическим лицам, длительное время пользовавшихся данными участками, в целях заготовки сена, выпаса скота, заготовки грибов, ягод и т.д.
5. Порядок осуществления побочных лесных пользований
5.1. Сенокошение и пастьба скота
5.1.1. Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производятся организациями и гражданами на участках в соответствии с выданным лесным билетом на побочное пользование.
5.1.2. Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются:
- владельцы лесного фонда на своей территории, их работники и пенсионеры;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
Конкретный перечень категорий граждан, пользующихся первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота, а также льготным или бесплатным их использованием, устанавливается районной (городской) администрацией по согласованию с местным органом представительной власти.
5.1.3. Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота, при прочих равных условиях, пользуются предприятия, учреждения, организации и граждане, принимающие участие в работах по лесовосстановлению и других лесохозяйственных мероприятиях.
5.1.4. Районные (городские) администрации по представлению владельцев лесного фонда устанавливают нормы и сроки выпаса скота в зависимости от группы лесов, категории защитности и видов домашних сельскохозяйственных животных.
Пастьба коз и свиней в лесу запрещается.
Пастьба скота запрещается на землях заповедников, заповедных лесных участков, лесопарков, в лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, государственных защитных лесных полосах, противоэррозийных лесах, особо ценных лесных массивах, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны курортов.
В отдельных случаях допускается пастьба скота на землях природно-заповедного назначения в соответствии с установленным для них режимом.
Запрещается пастьба скота:
- на площадях лесных культур до достижения ими высоты 1,5 - 2,0 метров на лесосеменных, елово-пихтовых, ивовых, тополевых и орехоплодных плантациях, а также на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению леса;
- в естественных молодняках и насаждениях с развитым жизнеспособным подростом до достижения молодняком и подростом высоты 1,5 - 2,0 метров;
- на вырубках и других не покрытых лесом площадях, предназначенных под естественное возобновление хвойных и твердолиственных пород;
- на площадях с легко размываемыми и развеиваемыми почвами.
Определение вышеперечисленных участков производится владельцами лесного фонда ежегодно и представляется на утверждение исполнительным органам власти районов и городов.
Пастьба скота в лесу на неогороженных участках без пастуха запрещается. В лесах с организованным охотничьим хозяйством пастьба скота с собаками запрещается.
5.1.5. Владельцы скота обязаны огораживать прогоны, пастбища и другие территории в целях избежания потрав лесных культур, питомников и других ценных участков леса. Вышеуказанные требования определяются владельцами лесного фонда и указываются в разрешительных документах.
5.1.6. Площади сенокосных угодий, размеры и качество участков, пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (лесным культурам, подросту) определяются и ежегодно уточняются владельцами лесного фонда и представляются в районные (городские) администрации вместе с предложениями по распределению их между лесопользователями с учетом производительности сенокосов и норм выпаса скота.
5.1.7. Руководители предприятий, учреждений, организаций (владельцы лесного фонда) несут персональную ответственность за своевременность представления, полноту и точность указанных в п.5.1.6 сведений.
5.1.8. Районные (городские) администрации не позднее, чем за две недели до начала сенокошения или начала пастьбы скота сообщают владельцам лесного фонда сведения о распределении сенокосных и пастбищных угодий, составленные на основе итогов прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов.
5.1.9. Владельцы лесного фонда на основании решения районной (городской) администрации обеспечивают выдачу лесных билетов и представляют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота.
5.1.10. Участки для сенокошения и пастьбы скота, не использованные в установленные сроки, могут передаваться другим предприятиям, учреждениям, организациям или частным лицам в соответствии с пунктами 5.1.8 и 5.1.9 настоящих Правил.
5.1.11. В случае представления права лесопользователю на долгосрочное использование сенокосных и пастбищных угодий (аренда), на него возлагается обязанность проведения мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ.
5.2. Размещение ульев и пасек
5.2.1. В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для размещения ульев и пасек представляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесом, площадях без права рубки леса, расчистки и распашки лесных площадей. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе трех километров одна от другой.
5.2.2. Пользование участком, представленным для размещения ульев и пасек, в случае его изъятия для государственных или общественных нужд прекращается, независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее, чем за один месяц и с возмещением лесопользователю убытков в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Взамен лесопользователю по его заявлению может быть представлен другой участок, пригодный для размещения ульев и пасек.
5.3. Заготовки березового сока
5.3.1. Заготовка березового сока допускается на участках спелого леса, подлежащих рубке главного пользования, не ранее, чем за пять лет до рубки. Заготовка должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических качеств древесины и биологической устойчивости древостоев.
5.3.2. Для подсочки выбираются участки здорового леса 1 - 3 классов бонитета с полнотой не менее 0,4. В подсочку назначаются деревья диаметром на высоте груди не менее 20 см. В комлевой части деревьев, отобранных в подсочку, на высоте 35 - 50 см от корневой шейки намечают расположение и количество подсочных отверстий в зависимости от диаметра дерева:
- 20 - 25 см - 1 отверстие;
- 27 - 34 см - 2 отверстия;
- 35 - 40 см - 3 отверстия;
- свыше 40 см |
- 4 отверстия |
Перед сверлением канала часть грубой коры снимают стругом или топором без повреждения луба. Каналы просверливают буравом после начала сокодвижения с небольшим уклоном для лучшего стока сока. Диаметр канала - 1 см, глубина - до 2 см (без учета толщины коры). Под желобком устанавливают сокоприемник.
После окончания сезона подсочки желобки снимают, а отверстия закрывают деревянной пробкой и замазывают садовым варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.
В следующий сезон подсочки новые отверстия просверливают на расстоянии не менее 20 см от старых.
5.4. Заготовка дикорастущих плодов
5.4.1. Способы заготовки плодов и орехов оговариваются в лесном билете или лицензии. При заготовке плодов не должны повреждаться деревья и кустарники.
5.4.2. На время предоставления участков для заготовки плодов на лесопользователей возлагается охрана плодовых насаждений.
5.4.3. На участках, где возможна организация заготовки плодов и орехов, запрещается рубка плодовых деревьев и кустарников.
5.4.4. На лесосеменных участках и плантациях заготовка плодов без особого разрешения владельца лесного фонда запрещается.
5.5. Заготовка дикорастущих ягод и грибов
5.5.1. Заготовка и сбор ягод и грибов должны производиться способами, не наносящими вреда ягодникам и грибнице и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
5.2.2. При долгосрочном пользовании участками арендаторы (заготовители) обязаны осуществлять мероприятия по повышению урожайности дикоросов и содержать участки в надлежащем санитарном состоянии.
5.6. Заготовка лекарственных растений и технического сырья
5.6.1. Заготовка и сбор лекарственного и технического сырья допускаются в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов.
Конкретные объемы допустимых заготовок лектехсырья по каждому владельцу лесного фонда определяется специализированными проектными организациями на основе натурных обследований с последующим согласованием с облкомприродой и управлением лесами и утверждаются администрацией района.
5.6.2. Сбор растений, включенных в Красную книгу Российской Федерации, а также редких в области, запрещается. Перечень лекарственных растений, запрещенных для заготовки, устанавливается областным органом представительной власти по согласованию с облкомприродой.
6. Права и обязанности владельцев лесного фонда
6.1. Владелец лесного фонда имеет право:
- осуществлять контроль за соблюдением лесопользователями лесного законодательства, норм и правил лесопользования;
- проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, находящихся в лесопользовании;
- осуществлять контроль за осуществлением правильности ведения лесопользователями побочных пользований;
- в установленном порядке оформлять на лесопользователей иски о возмещении ущерба, причиненного ими лесному хозяйству;
- вносить предложения по пересмотру условий осуществления побочных лесных пользований;
- получать сведения о фактических объемах заготовки продукции побочных лесных пользований, используемых технологиях;
- приостанавливать, а в необходимых случаях и расторгать в установленном законодательством порядке действие лесного билета или лицензии;
- привлекать лесопользователей к ликвидации лесных пожаров в установленном порядке.
6.2. Владелец лесного фонда обязан:
- проводить отвод участков и определять наличие ресурсов для осуществления побочных лесных пользований;
- выдавать в установленном порядке лицензии и лесные билеты на право осуществления побочных лесных пользований;
- согласовывать лесопользователям места размещения производственных и хозяйственных построек, площадок для складирования продукции побочного пользования, дорог, стоянок транспорта;
- оказывать методическую помощь в выборе способов и методов ресурсовосстановительных работ;
- принимать совместно с районной (городской) администрацией участие в рассмотрении разногласий, возникающих между лесопользователями;
- возмещать ущерб, нанесенный лесопользователю в результате неправомерного приостановления или ограничения его хозяйственной деятельности;
- осуществлять контроль за фактическими объемами заготовки продукции побочных лесных пользований, за оплатой лесных податей.
7. Права и обязанности лесопользователя
7.1 Лесопользователь может осуществлять побочные лесные пользования в соответствии с лесным билетом или лицензией и имеет право:
- осуществлять побочные лесные пользования в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
- осуществлять в установленном порядке строительство производственной и социальной инфраструктуры, связанной с осуществлением побочных лесных пользований;
- вносить предложения по пересмотру условий осуществления побочных лесных пользований;
- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности при осуществлении права на побочное лесное пользование и распоряжаться заготовленной продукцией;
- на защиту своих законных интересов в арбитражном и судебном порядке, а также на возмещение понесенных убытков.
Защита и гарантии прав лесопользователей предусмотрены статьей 36 "Основ лесного законодательства РФ" и другими законодательными актами.
При осуществлении всех видов побочных лесных пользований лесопользователям на предоставленных участках разрешается строительство временных сооружений типа промысловых таежных избушек, сторожек, сушилен, навесов, складов хранения сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов, дорог и т.д. по согласованию с владельцами лесного фонда.
Местонахождение, размер, количество строений и сроки их ликвидации оговариваются в договоре (лицензии) или лесном билете.
Все строения должны быть убраны лесопользователем в течение двух месяцев после окончания срока пользования. Строения и сооружения, не убранные лесопользователями в установленные сроки, поступают в распоряжение владельцев лесного фонда.
7.2. Лесопользователь обязан:
- выполнять условия, установленные лицензией, договором, лесным билетом;
- своевременно и в установленном размере вносить лесные подати или арендную плату за осуществление побочных лесных пользований;
- вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на окружающую среду;
- соблюдать правила пожарной безопасности при осуществлении деятельности, связанной с лесопользованием, а в случае возникновения лесных пожаров принимать активное участие в их тушении;
- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, в пределах их компетенции, отмеченных при контрольных проверках;
- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные в результате осуществления побочных лесных пользований, в состояние, пригодное для их использования по назначению, указанному в разрешительных документах;
- провести лесовосстановительные работы за свой счет на участках, где поврежден лес по его вине;
- своевременно уплачивать штрафы за совершенные нарушения;
- предоставлять в установленном порядке информацию об объемах заготовленной продукции в органы, выдавшие разрешительные документы, органы охраны окружающей природной среды и государственной статистики.
8. Разрешение споров и ответственность за нарушение
условий осуществления побочных лесных пользований
8.1. Споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, связанные с осуществлением побочных лесных пользований, в случаях, если их невозможно урегулировать с участием администрации района, города, разрешаются судом или арбитражным судом.
8.2. Стороны несут ответственность в случаях:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по лесному билету или лицензии и договору на аренду участков лесного фонда;
- нанесения ущерба окружающей природной среде, связанного с неправильными способами заготовки продуктов побочного пользования или пастьбы скота;
- пользования природными ресурсами сверх установленных лимитов, без разрешения, до начала или после истечения срока, указанного в разрешительных документах;
- невыполнения предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за лесопользованием;
- непринятия мер к ликвидации последствий вредного воздействия на природную среду, вызванного деятельностью, связанной с лесопользованием.
8.3. Продукция побочного пользования лесом, заготовленная без соответствующих разрешительных документов или не тем лицом (юридическим или физическим), подлежит изъятию и передаче органам местного самоуправления.
8.4. За самовольное сенокошение и пастьбу скота, самовольную промысловую заготовку без выписанного лесного билета продуктов побочного пользования взыскивается штраф, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 67 " Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушениями лесного законодательства в Российской Федерации".
8.5. Физические, юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства, виновные в нарушении лесных отношений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.6. Владельцы лесного фонда, районные (городские) администрации обязаны осуществлять систематический контроль за рациональным использованием участков лесного фонда, представленных для целей осуществления побочных лесных пользований, соблюдением лесопользователями природоохранного законодательства РФ, правил и других нормативных документов.
8.7. Контроль за соблюдением установленных правил и наложение штрафов возлагается на органы управления лесного хозяйства, охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 15 августа 1994 г. N 65 "Об утверждении Правил по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 136 от 14 сентября 1994 г.;
в сборнике "Собрание законодательства Нижегородской области", 1994 г., N 4, ст.3
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 11 декабря 2003 г. N 783-III настоящее постановление признано утратившим силу