Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области
от 29 ноября 1994 г. N 124
"Об утверждении правил пользования лесом в культурно-оздоровительных,
туристических, спортивных и научно-исследовательских целях и правил
пользования лесным фондом для заготовки второстепенных
лесных материалов"
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 11 декабря 2003 г. N 783-III настоящее постановление признано утратившим силу
См. также постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 22 мая 2003 г. N 499-III "О протесте прокурора Нижегородской области на постановление Законодательного Собрания области "Об утверждении правил пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и научно-исследовательских целях и правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов"
Законодательное Собрание области в соответствии со статьями 47, 49, 50 "Основ лесного законодательства Российской Федерации" постановляет:
1. Утвердить Правила пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и научно-исследовательских целях в Нижегородской области.
2. Утвердить Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов в Нижегородской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экологии и рациональному использованию природных ресурсов.
Председатель Собрания |
А. Козерадский |
Правила
пользования лесным фондом для заготовки второстепенных
лесных материалов в лесах Нижегородской области
(утв. постановлением Законодательного Собрания области
от 29 ноября 1994 г. N 124)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями "Основ лесного законодательства Российской Федерации", применяются во всех лесах Нижегородской области, на территориях, имеющих ограниченный режим природопользования - в соответствии с их статусом (заповедник, заказник, памятники природы и другие особо охраняемые территории) и утвержденным в установленном порядке паспортом или положением.
Правила регулируют отношения, возникшие между владельцами лесного фонда и лесопользователями (арендаторами, заготовителями) в целях создания условий для рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесных ресурсов, их воспроизводства, охраны и защиты.
1.2. К второстепенным лесным материалам относятся: пни (пнево-корневая древесина), луб, кора, береста, древесная зелень (пихтовая, сосновая, еловая лапка и др.), еловая серка.
1.3. Осуществлять заготовку второстепенных лесных материалов могут юридические лица, в том числе и иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление лесных пользований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Принципы определения ставок и размеров лесных податей, а также минимальные ставки установлены постановлением Законодательного Собрания области от 21.06.94 N 28 "О лесных податях". Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливают органы представительной власти районов (городов), в их же компетенции установление льгот отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения их от лесных податей.
1.5. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. Предоставление участков лесного фонда в аренду производится в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 г. N 712.
1.6. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется представительным органом власти районов и городов.
Прямые переговоры, лесные торги и конкурсы организует и проводит районная, городская администрация с участием владельцев лесного фонда. Передача участков в пользование должна осуществляться гласно с учетом защиты интересов местного населения.
Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесопользователям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке второстепенных лесных материалов.
1.7. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии (долгосрочное пользование), лесорубочного билета (краткосрочное пользование).
При долгосрочном пользовании лесной билет выдается владельцу лицензии ежегодно.
2. Заготовка сосновой пнево-корневой древесины
2.1. Заготовка спелого пневого осмола допускается в течение всего года на невозобновившихся вырубках, в молодняках естественного происхождения и лесных культурах до 20-летнего возраста, а свежей сосновой пнево-корневой древесины на площадях сплошных рубок в лесах 1 и 2 групп, кроме особо защитных участков, предусмотренных действующими правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок и производится взрывным и механизированным способами.
Владельцы лесного фонда могут по согласованию с администрациями районов, городов предоставлять лесопользователям участки для заготовки спелого осмола с молодняками до 40-летнего возраста.
2.2. На неудовлетворительно возобновившихся вырубках и в молодняках из малоценных древесных пород, подлежащих замене в порядке реконструкции, разрешается применение корчевателей бульдозерного типа.
2.3. В молодняках хозяйственно-ценных древесных пород заготовка спелого пневого осмола может производиться взрывным способом и машинами манипуляторного типа. Технологические коридоры для прохода осмолозаготовительных машин должны прокладываться, в первую очередь, по имеющимся дорогам, просекам, прогалинам и другим не покрытым лесом площадям с учетом наименьшего повреждения подроста и молодняка хозяйственно-ценных пород. При отсутствии непокрытых лесом площадей технологические коридоры прокладываются через 20 метров.
При заготовке пневого осмола в лесных культурах технологические коридоры разрешается прокладывать только по междурядьям.
При механизированной заготовке свежей пнево-корневой древесины на вырубках с количеством подроста, достаточным для удовлетворительного возобновления, разрешается применять только машины манипуляторного типа. Технологические коридоры прокладываются по имеющимся лесозаготовительным волокам или не менее чем через 20 метров.
2.4. Площадь, занимаемая под технологические коридоры, при заготовке пнево-корневой древесины не должна превышать 15 % разрабатываемой делянки, а общая площадь погрузочных пунктов и верхних складов не более 3 %.
Доля погибших и поврежденных экземпляров хвойных пород в межкоридорных пространствах не должна превышать 5 % в молодняках естественного происхождения и 3 % в лесных культурах, при заготовке свежей пнево-корневой древесины - 10 % от первоначального количество подроста.
2.5. При заготовке свежей пнево-корневой древесины на вырубках с достаточным количеством подроста для последующего возобновления числа корчуемых пней может быть ограничено владельцем лесного фонда в целях исключения проведения дополнительных лесовосстановительных мероприятий.
2.6. Количество имеющихся саженцев, молодняка и подроста хвойных пород учитывается до начала работ по заготовке пнево-корневой древесины и указывается в лесорубочном билете. Учет производится путем закладки пробных площадей размером 20 кв.м каждая. Общая площадь пробных площадок должна составлять не менее 1 % площади участка. Таким же образом устанавливается процент погибших и поврежденных деревьев.
При расчете процента погибших и поврежденных деревьев площадь технологических коридоров и погрузочных площадок не учитывается.
2.7. Площадь, на которой может быть разрешена заготовка пнево-корневой древесины, а также способы заготовки и трелевки пней устанавливаются владельцем лесного фонда после осмотра в натуре каждого участка совместно с представителем лесопользователя.
Допускается использование специальных материалов проектно-изыскательных организаций, утвержденных в установленном порядке.
До получения лесорубочного билета лесопользователь обязан представить владельцу лесного фонда на согласование технологическую карту разработки участка, в которой указываются: способы заготовки и трелевки пней, расположение дорог и технологических коридоров, места складирования и другие требования.
В случаях отступления от настоящих правил по требованию владельцев лесного фонда лесопользователь обязан внести в технологические карты соответствующие изменения до выписки лесорубочного билета.
2.8. Лесопользователи, производящие заготовку пнево-корневой древесины, обязаны:
- принимать меры, обеспечивающие сохранение лесных культур, молодняка и подроста на площадях заготовки, а также в окружающих насаждениях;
- при заготовке пней машинами манипуляторного типа производить первичную очистку пней над площадью подпневых ям;
- тщательно заравнивать ямы глубиной свыше 50 см в лесах 1 группы и более 100 см в лесах 2 группы;
- производить укладку заготовленных пней в местах, согласованных с владельцем лесного фонда;
- очищать места укладки пней от коры и щепы.
2.9. Заготовка пнево-корневой древесины не допускается:
- на склонах гор и оврагов крутизной более 20 %, в зоне до 50 м по берегам рек и озер, а также на других площадях, где в результате этих работ возможно возникновение эррозионных процессов;
- на площадях лесных культур, не достигших 3-х летнего возраста, а также в культурах березы карельской, тополя, дуба и других экзотов.
2.10. Заготовка пней других пород может допускаться владельцем лесного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
2.11. В случае невыполнения лесопользователем настоящих Правил владельцы лесного фонда вправе запретить дальнейшую заготовку и трелевку пнево-корневой древесины на определенных площадях.
3. Заготовка древесной зелени
3.1. Заготовка древесной зелени допускается в течение всего года ручным и механизированным способами.
3.2. Заготовка древесной зелени может производиться в древостоях всех возрастных групп с поваленных деревьев в процессе рубок ухода, санитарных и рубок главного пользования.
В спелых насаждениях допускается заготовка древесной зелени с растущих деревьев путем обрезки веток на протяжении 30 % крон с деревьев, имеющих диаметр на высоте груди не менее 18 см.
На лесосеках за год до вырубки допускается обрезка веток на протяжении 50 % кроны.
Заготовка древесной зелени в молодняках, средневозрастных и приспевающих насаждениях запрещается.
3.3. Сбор древесной зелени в действующих лесосеках разрешается ручным и механизированным способом.
При механизированном способе заготовки кучи сучьев формируются у технологических коридоров в местах без подроста. Проход машин для сбора и трелевки разрешается только по технологическим коридорам и естественным проходам, без подроста.
Сортировка древесной зелени производится на верхних складах. По согласованию с владельцем лесного фонда допускается проводить сортировку на полянах, просеках и других открытых местах. По окончании работ места сортировки должны быть очищены от отходов сортировки в сроки и способами, указанными в лесорубочном билете.
Отделение зелени допускается проводить на верхних складах с использованием передвижных установок.
3.4. При заготовке древесной зелени, используемой в кормовых целях, не допускается использовать: крушину, сумах ядовитый, волчью ягоду, бузину черную, ракитник, орех, бук, бересклет, дуб, орешник.
3.5. Лесопользователи обязаны до выписки лесорубочного билета представить владельцу лесного фонда технологическую карту для согласования.
В случаях отступления от настоящих Правил по требованию владельцев лесного фонда лесопользователь обязан внести в технологические карты соответствующие изменения до выписки лесорубочного билета.
3.6. Лесопользователи при заготовке древесной зелени с растущих деревьев обязаны соблюдать следующие требования:
- срезы сучьев должны быть косыми и гладкими, без отлупов, расщепов, задиров, надломов;
- длина оставляемых на деревьях оснований сучьев должна быть не менее 30 см;
- при срезе сучьев нельзя повреждать кору и древесину деревьев.
3.7. Повторная заготовка древесной зелени с растущих деревьев может производиться не ранее чем через 4 года.
3.8. Рубка деревьев с целью заготовки древесной зелени запрещается.
4. Заготовка бересты
4.1. Береста заготавливается двух видов: соковая - с растущих деревьев и ошкуровочная - с березовых кряжей, дров и валежника.
4.2. Заготовка бересты осуществляется ручным и механизированным способами.
4.3. Заготовка соковой бересты в растущих древостоях разрешается ручным способом на отведенных лесосеках за 1 - 2 года до рубки, с деревьев диаметром не менее 12 см.
Снятие береста с растущих деревьев производится в весенне-летний и осенний периоды не более чем до половины общей высоты дерева без повреждения луба.
4.4. Рубка деревьев с целью заготовки бересты запрещается, за исключением случаев, когда заготовка совпадает с рубкой деревьев на лесосеке.
Заготовка бересты с деревьев, предназначенных для заготовки фанерного сырья и спецсортиментов, запрещается.
4.5. Заготовка ошкуровочной бересты с валежника и сухостоя может производиться в течение всего года на всей территории гослесфонда как на лесосеках, так и вне лесосек.
4.6. Сортировка и складирование бересты допускается на ближайших просеках и других открытых местах, которые должны быть очищены заготовителями бересты от отходов сортировки в сроки и способами, указанными в лесорубочном билете.
5. Заготовка коры
5.1. Заготовка еловой и лиственничной коры производится в течение всего года на лесосеках со срубленных деревьев.
5.2. Заготовку ивовой коры разрешается производить в весенне-летний период в местах, указанных в лесорубочном билете. Ивовая кора заготавливается только со срубленных или спиленных стволиков (побегов) ивы.
Заготовка ивовой коры с растущих деревьев запрещается.
5.3. Заготовка дубовой коры производится в период сокодвижения.
5.4. Заготовка коры для производства дубильных экстрактов производится в период сокодвижения со свежесрубленной несплавной древесины ручным способом.
5.5. При заготовке коры стволики (голье) должны быть уложены заготовителями в кучи, закрепленные с боков кольями, на полянах, прогалинах и других свободных местах или произведено сжигание порубочных остатков.
5.6. Отпуск липы на мочало и луб производится лесхозом одновременно с разработкой липовой древесины на деловые сортименты и дрова в порядке отвода обычной лесосеки или выборочно на очередных лесосеках.
Заготовка лыка и обручей разрешается при изреживании подлеска в насаждениях. Отпуск подлеска на лыко производят поштучно или с учетом по площади (при значительном количестве липового подлеска) с отводом лесосеки. Голье и отходы после сдирки лыка обязательно убирают в соответствии с требованиями п. 5.5 и указаний в лесорубочном билете.
Заготовка обручей из ильма, черемухи, ивы и других пород, а также прочих мелких сортиментов допускается владельцем лесного фонда на тех же условиях или в порядке рубок ухода.
6. Заготовка еловой серки
6.1. Для заготовки еловой серки предоставляются приспевающие, спелые и перестойные еловые насаждения, независимо от бонитета и состава, в которых допускается рубка древесины.
Заготовка еловой серки производится с деревьев, имеющих наплывы окисленной кислородом воздуха и затвердевшей еловой живицы, выделившейся в результате случайных ранений.
6.2. Сбор еловой серки производится тупыми металлическими, деревянными или пластмассовыми инструментами (ножами, специальными скребками, лопаточками).
Во избежание ранений луба и древесины деревьев запрещается производить удары, делать затесы и наносить другие повреждения.
6.3. Еловую серку добывают в течение всего года. Повторные сборы серки в одних и тех же насаждениях можно проводить не ранее чем через 3 года.
7. Контроль за выполнением настоящих Правил и ответственность за их нарушение
7.1. Владельцы лесного фонда, государственная лесная охрана, органы местного самоуправления обязаны осуществлять систематический контроль за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным использованием участков лесного фонда, соблюдением лесопользователями природоохранного законодательства, правил и других нормативных документов.
7.2. Размеры штрафных санкций за нарушение устанавливаются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.02.92 г. N 67.
7.3. Юридические и физические лица, в том числе иностранные и лица без гражданства, виновные в нарушении лесных отношений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.4. Ответственность за своевременный отвод и передачу лесосек для заготовки второстепенных лесных материалов, а также контроль за соблюдением требований настоящих Правил возлагается на владельцев лесного фонда.
7.5. Штрафы, кроме штрафов, взимаемых на месте, налагаются на основании актов, составленных работниками лесной охраны, работниками милиции, представителями органов охраны окружающей природной среды, общественными инспекторами охраны природы.
7.6. Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в установленный срок.
7.7. Ответственность за соблюдение настоящих Правил на территории области возлагается на Нижегородское управление лесами, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области.
Правила
пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических,
спортивных и научно-исследовательских целях в Нижегородской области
(утв. постановлением Законодательного Собрания области
от 29 ноября 1994 г. N 124)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и научно-исследовательских целях на территории Нижегородской области.
1.2. Пользование лесным фондом для данных целей регулируется "Основами лесного законодательства РФ", иными законодательными актами Российской Федерации, правовыми актами Нижегородской области, решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, и настоящими Правилами.
1.3. Настоящие Правила разработаны в соответствии с "Основами лесного законодательства РФ" и действуют во всех лесах области независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; на территориях, имеющих ограниченный режим природопользования (особо охраняемые природные территории), - в соответствии с их статусом и утвержденным в установленном порядке паспортом или положением. Использование особо охраняемых природных территорий для указанных целей может быть запрещено или ограничено в каждом конкретном случае по решению органов исполнительной власти районов (городов) в соответствии с предложениями (заключениями) государственных органов управления лесами и органами охраны окружающей природной среды.
1.4. Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. Находясь в лесу, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, санитарные правила в лесах Российской Федерации, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.
1.5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в порядке, определяемом законами, постановлениями областного Законодательного Собрания в интересах пожарной безопасности, ведения лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников и других особо охраняемых территорий - в соответствии с установленным в них режимом лесопользования.
1.6. Администрация области, районов (городов) в период высокой пожарной опасности запрещает посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение массовых мероприятий и отдельных видов работ.
1.7. Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых, согласно их уставам и положениям о них, входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда предоставляются в установленном порядке участки лесного фонда. На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
1.8. В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи (в соответствии с разрешительными документами) должны проводить в лесах зеленых зон и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
1.9. Посещение лесного фонда отдельными гражданами и небольшими группами (до 20 человек) осуществляется бесплатно и без оформления разрешительных документов.
1.10. За пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях взимается плата в виде лесных податей. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях, связанных с лесным хозяйством и лесопользованием, осуществляется бесплатно, но с выпиской разрешительных документов.
1.11. Принципы определения ставок и размеров лесных податей, а также минимальные ставки установлены постановлением Законодательного Собрания от 21.06.94 N 28 "О лесных податях". Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливают органы представительной власти районов (городов), в их же компетенции установление льгот отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения их от лесных податей.
1.12. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. Предоставление участков лесного фонда в аренду производится в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.07.93 г. N 712.
1.13. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров,
лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется представительным органом власти районов и городов.
Прямые переговоры, лесные торги и конкурсы организует и проводит районная, городская администрация с участием владельцев лесного фонда. Передача участков в пользование должна осуществляться гласно с учетом защиты интересов местного населения.
Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется предприятиям, учреждениям, организациям, длительное время использующим данные участки и имеющим средства и возможности для осуществления лесопользования.
1.14. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии (долгосрочное пользование), лесного билета (краткосрочное пользование).
При долгосрочном пользовании лесной билет выдается владельцу лицензии ежегодно.
1.15. Предприятия, учреждения, организации, организующие мероприятия в лесу, обязаны согласовать их проведение с владельцами лесного фонда и осуществлять данные мероприятия под их контролем.
2. Общие требования ко всем посещающим леса области
2.1. Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При посещении леса следует выполнять все письменные предписания, адресованные отдыхающим (всевозможные указатели, аншлаги, выписки из инструкций и т.д.).
2.2. Всем, находящимся в лесу, запрещается:
- рвать растения, занесенные в Красную книгу РФ;
- ловить редких насекомых, животных, собирать редкие растения, отлов иных видов животных производится в соответствии с Правилами охоты в Нижегородской области (перечень редких животных, насекомых, растений на территории области утверждается Законодательным собранием по представлению Облкомприроды);
- разорять гнезда птиц, шмелей, логова животных, муравейники;
- рубить и ломать деревья и кустарники;
- проезжать на любом виде транспорта не по дорогам;
- проезжать по лесным дорогам на транспорте с неисправной системой питания и неисправным глушителем;
- в местах массового отдыха ставить транспорт вне специально отведенных для этих целей мест;
- засорять лес бытовыми отходами и отбросами, устраивать в лесу свалки мусора и строительных остатков;
- выжигать траву на лесных полянах, прогалинах, лугах и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам;
- разводить костры, если в этом нет острой необходимости;
- разводить костры под пологом леса, особенно в хвойных молодняках и на торфянистых почвах, а также в местах, где разведение их запрещено;
- мыть машины в неотведенных для этих целей местах.
2.3. Костры при необходимости допускается разводить только не под пологом леса, а на прогалинах, в просветах между деревьями, окружающие деревья должны быть не ближе 8-10 метров от огня. Площадка для костра должна быть окаймлена нe минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
В зеленых зонах запрещается самовольное разведение костров (только на специально отведенных и оборудованных площадках). Эти места устраивают и специально обозначают указателями работники лесного хозяйства, в ведении которых находится массив леса.
Администрации районов (городов) в случае необходимости могут полностью запретить разведение костров в лесу, на определенных участках леса или в определенные периоды года.
2.4. В пожароопасный сезон (в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова) в лесу запрещается:
- разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок;
- оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в непредусмотренных специально для этого местах;
- заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающем двигателе, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
2.5. Лица, обнаружившие лесной пожар, обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации.
2.6. При очень высокой пожарной опасности (4-й класс) запрещается:
свободное посещение лесов области, проведение в лесах туристических походов, слетов и других массовых мероприятий, за исключением организованного посещения леса отдыхающими в здравницах, базах отдыха, пионерских лагерях.
2.7. При высокой пожарной опасности (3-й класс) разрешается посещение лесов только в организованном порядке в места, согласованные с владельцами лесного фонда, при условии оборудования на этих участках мест для разведения костров и сбора мусора.
2.8. Решение об ограничении или запрещении посещения лесов и проведении в них массовых мероприятий в период высокой пожарной опасности принимаются администрацией области, районов (городов), о чем население извещается через средства массовой информации.
3. Требования к руководителям предприятий, организаций, учреждений
и коммерческих структур по организации отдыха в лесу
3.1. Мероприятия по организации массового отдыха граждан в лесных массивах проводятся только по согласованию с владельцами лесного фонда и на основании выписываемых ими разрешительных документов.
Руководители предприятий, организаций, учреждений и коммерческих структур (далее "предприятий") обязаны выполнять требования и условия, указанные в разрешительном документе.
Места отдыха в обязательном порядке должны иметь специально оборудованные участки для разведения костров и сбора мусора.
3.2. Для коллективного выезда на отдых руководители предприятий, организаций, учреждений обязаны назначить ответственного представителя, несущего персональную ответственность за соблюдение санитарных норм и мер противопожарной безопасности.
3.3. Лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж участников массового мероприятия о правилах пожарной безопасности, предупреждении возникновения лесных пожаров и о способах их тушения.
Руководитель предприятия несет полную ответственность за соблюдение настоящих Правил всеми участниками мероприятия.
3.4. Стационарные зоны отдыха должны оборудоваться в соответствии с утвержденным проектом, предусматривающим средства телефонной или радиосвязи и радиовещательную сеть.
Во время проведения отдыха в течение дня по радиовещательной сети следует передавать обращения к отдыхающим об осторожном обращении с огнем, о правилах поведения в лесу.
3.5. После массового мероприятия территория должна быть тщательно очищена от оставшегося мусора, который необходимо сгрести в кучи на заранее подготовленные площадки или в ямы, затем сжечь, по окончанию горения обильно залить водой и засыпать землей.
3.6. Руководители предприятий, имеющих базы в лесах, в пожароопасный период обязаны:
- приказом по предприятию назначить ответственных лиц за противопожарное состояние баз отдыха и прилегающей территории;
- содержать территорию базы отдыха, 50-ти метровую полосу вокруг баз и по 10 метров по обе стороны подъездной дороги к базам очищенными от валежа и других легковоспламеняющихся материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных насаждениях две минерализованных полосы такой же ширины на расcтоянии 5-10 метров одна от другой;
- в периоды повышенной пожарной опасности организовывать патрулирование вокруг баз отдыха и вдоль подъездных путей к ним до дороги общего пользования в целях обнаружения и ликвидации очагов огня.
3.7. Руководители предприятий до начала пожароопасного периода обеспечивают все производственные участки, филиалы, бригады, базы отдыха, пионерские лагеря и т.п. противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения согласно утвержденным нормам обеспечения противопожарным оборудованием.
3.8. При подготовке территории базы для массового отдыха необходимо выделить участки для постоянных кострищ, которые должны располагаться на расстоянии 8 - 12 метров друг от друга.
3.9. Руководители предприятий, баз отдыха, старшие по группе отдыхающих при возникновении лесных пожаров обязаны немедленно принять меры к ликвидации этих пожаров своими силами и средствами, а также сообщить о пожаре владельцу лесного фонда или местным органам власти.
3.10. По требованию работников лесной охраны руководители баз, организаторы массовых мероприятий должны направлять людей и технические средства на ликвидацию лесных пожаров.
4. Требования к туристам, туристическим группам
и организаторам туристических маршрутов
4.1. Место и время проведения туристических слетов, праздников, соревнований должны заранее согласовываться с органами местной власти и владельцем лесного фонда.
4.2. Подготовка постоянных туристских маршрутов производится в соответствии с утвержденным проектом, предусматривающим создание вдоль маршрута достаточного количества мест для кратковременного отдыха, для ночлега или для промежуточной туристской базы, создание минерализованных полос, маркировку, установку наглядной агитации и др.
4.3. Владельцы утвержденных туристических маршрутов обязаны обеспечить ежегодную очистку трассы и прилегающей территории от захламленности и высокой травы, обновление минерализованных полос и мест для разведения костров.
4.4. На туристских базах должны быть установлены стенды и плакаты с правилами поведения в лесу и правилами пожарной безопасности. Для тушения лесных пожаров необходимо иметь набор противопожарного инвентаря, который должен храниться так, чтобы в случае необходимости им можно было бы воспользоваться немедленно.
Туристские группы должны выходить в поход, имея набор противопожарного инвентаря.
4.5. Инструктор (руководитель) группы в походе несет ответственность за соблюдение правил поведения в лесу, правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах Российской Федерации.
4.6. В случае обнаружения туристской группой лесного пожара должны быть приняты все меры по его ликвидации. Если справиться с огнем нет возможности, то необходимо срочно оповестить о нем местную администрацию, владельца лесного фонда, государственную лесную охрану.
4.7. На туристском маршруте запрещается, без особой надобности, разжигать костры. В случае необходимости для разведения костра необходимо выбирать специально отведенные места, старые кострища или уже вытоптанные площадки, желательно около воды. Вокруг кострища необходимо расчистить минерализованную полосу, окопать костер. Не допускается разведение костров близко от деревьев и кустарников, смолистых пней или корней, в хвойных молодняках и на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов.
Категорически запрещается разведение костров на торфяниках.
В качестве топлива можно использовать только разрешенный владельцем лесфонда валежник, хворост, сухостой.
Запрещается сдирать бересту с живых деревьев для растопки костра, использовать можно бересту со старых пней или сухостойных берез.
Запрещается использовать заготовленные и находящиеся на лесосеках дрова.
Перед уходом с места привала огонь следует залить водой или засыпать землей, зимой - снегом. Если для костра снимался дерн, то им закладывают потушенный костер.
Запрещается засорять туристские маршруты, бивачные площадки и другие места загородного отдыха. Уходя с привала, необходимо убрать за собой мусор.
4.8. Туристские группы, идущие по неутвержденным маршрутам, обязаны выполнять требования, указанные в разрешительном документе, и требования настоящих Правил.
5. Обязанности владельцев лесного фонда
5.1. Владельцы лесного фонда обязаны проводить противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактику и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров лесопользователей и населения.
Обеспечивают пользование лесным фондом методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека.
5.2. С целью повышения устойчивости пригородных насаждений и улучшения условий отдыха населения владельцы лесного фонда проводят соответствующую систему мероприятий по благоустройству территории лесов, зеленых зон и ведению в них специализированного лесного хозяйства, регулируют рекреационную нагрузку.
5.3. В лесах зеленых зон основной задачей владельцев лесного фонда является создание благоприятных условий для массового отдыха граждан в естественной лесной обстановке как в летний, так и в зимний периоды.
В парках, лесопарках, мемориальных насаждениях должна осуществляться индивидуальная защита деревьев: лечение ран, обрезка отдельных усохших и поврежденных ветвей, удаление плодовых тел грибов, пломбирование дупел и др.
5.4. С целью повышения эстетических, санитарно-гигиенических качеств насаждений и их устойчивости в рекреационных лесах, и прежде всего в лесопарковых частях, владельцы лесного фонда обязаны проводить в соответствии с утвержденными проектами ландшафтные рубки, направленные на создание живописных, здоровых и долговечных ландшафтов.
В рекреационных лесах рубки формирования и ухода за лесом должны проводиться на основе требований ландшафтного лесоводства, при этом рекомендуется проведение группово-выборочных рубок.
5.5. У въезда в лес необходимо устраивать специально подготовленные площадки для стоянки автомототранспорта, места для отдыха и курения. Места для отдыха и курения необходимо устраивать также на перекрестках или развилках лесных дорог, по дорогам через 2 - 3 км, у пересечения дорогой речки, в красивых и живописных местах.
5.6. Мероприятия по благоустройству территории лесов зеленой зоны производятся как самими владельцами лесфонда, так и по согласованию с ними другими организациями.
5.7. У входа в лесные массивы владельцы лесного фонда должны устанавливать схемы расположения туристских стоянок и мест отдыха, указатели, а также правила поведения посетителей в лесу.
5.8. В период высокой пожарной опасности владельцы лесного фонда должны устанавливать шлагбаумы и информационные щиты, запрещающие въезд в лес, устанавливать посты из работников лесной охраны и работников милиции.
5.9. Во время наибольшей посещаемости лесов в местах активного отдыха необходимо организовывать патрульные группы из представителей лесной охраны и общественности с целью контроля за соблюдением правил пользования территорией.
6. Ответственность за нарушение Правил
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с существующим законодательством.
6.1. Дела о нарушении требований пожарной безопасности в лесах и санитарных правил в лесах Российской Федерации рассматриваются и решения по ним о наложении административных взысканий принимаются в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и Законом Российской Федерации "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях".
6.2. Размер взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству, за нарушение лесного законодательства в РФ определяется по таксам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.92 г. N 67.
6.3. Штрафы налагаются на основании актов, составленных работниками лесной охраны, работниками милиции, представителями органов охраны окружающей природной среды, общественными инспекторами охраны природы.
6.4. Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в установленный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 ноября 1994 г. N 124 "Об утверждении правил пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и научно-исследовательских целях и правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 4 от 11 января 1995 г.;
в сборнике "Собрание законодательства Нижегородской области", 1994 г., N 7, ст.5
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 11 декабря 2003 г. N 783-III настоящее постановление признано утратившим силу