См. распоряжение администрации Нижегородской области от 12 марта 1999 г. N 370-р "О выполнении постановления Законодательного Собрания от 22.12.98 N 235"
Заслушав и обсудив доклад администрации области "Об основных направлениях социально-экономического развития области на 1999 год", Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять "Основные направления социально-экономического развития области на 1999 год".
2. Администрации области:
2.1. При формировании проекта бюджета области на 1999 год:
2.1.1. Принять за основу показатели социально-экономического развития области на 1999 год.
2.1.2. Предусмотреть меры по стимулированию развития отраслей реального сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства), инвестиционной деятельности, экспорта, производства импортозамещающей продукции и пассажирского транспорта.
2.2. Вносить коррективы в показатели социально-экономического развития области на 1999 год и бюджета на 1999 год с представлением их на рассмотрение в Законодательное Собрание области по результатам социально-экономического развития области в 1998 году в случаях изменения социально-экономической ситуации в Российской Федерации и области, а также принятия федеральных нормативных актов, влияющих на развитие экономики области.
2.3. Разработать план мероприятий по реализации основных направлений социально-экономического развития области на 1999 год с учетом пункта 2.1.2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по промышленности и предпринимательству Законодательного Собрания.
Председатель Собрания |
А.А. Козерадский |
Основные направления (прогноз)
социально-экономического развития
Нижегородской области на 1999 год
22 декабря 1998 года Законодательным Собранием приняты "Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области на 1999 год" (прогноз).
В документе изложены основные направления социально-экономического развития области на 1999 год, разработанные в соответствии с Законом РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития" и Законом области "О прогнозировании и программах социально-экономического развития области".
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан в целях:
- формирования приоритетов в экономической и социальной политике органов государственной власти и местного самоуправления;
- создания основы для формирования бюджета области.
Документ определяет основные направления региональной экономической и социальной политики администрации области в части:
- налогов, финансов и бюджета;
- регулирования рынков;
- отношений с предприятиями и организациями;
- привлечения инвестиций;
- социальной политики;
- отношений с регионами, территориями городов и районов области.
Итоги социально-экономического развития области за 1998 год
Общая социально-экономическая ситуация в области по итогам 1998 года оценивается следующими показателями (по сравнению с прошлым годом):
Индекс физического объема промышленного производства - 98,6%.
Объем сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах составит 95,5%.
Инвестиции в основной капитал 98%.
Реальные располагаемые доходы сократились на 13,7%.
Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился.
Важной проблемой экономики области продолжает оставаться рост неплатежей (просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей). Серьезным следствием этого процесса является значительный рост долгов по заработной плате, что особенно остро сказывается на уровне жизни населения в период переживаемого страной кризиса.
Основные направления региональной экономической и социальной
политики администрации области в 1999 году
Налоговая политика
Основные направления налоговой политики в области на 1999 год могут быть сформулированы следующим образом:
1. Реализация на территории области федеральных нормативных актов в сфере налогообложения, в том числе полномочий, предоставленных субъектам Федерации Налоговым кодексом РФ, в частности, введение налога с продаж, налога на недвижимость.
2. Анализ налоговой системы на региональном и федеральном уровнях с разработкой предложений по изменению налогового законодательства, направленных на пресечение легального уклонения от налогообложения.
3. Реализация областных нормативных актов, направленных на увеличение сбора денежных средств в областной бюджет.
4. Реализация мер по повышению собираемости налогов, в первую очередь с физических лиц, в том числе с учетом принятия на федеральном уровне законопроекта по декларированию доходов физических лиц в связи с их крупными расходами на потребление, расширение сферы деятельности налога на другие виды предпринимательской деятельности.
5. Проведение активной налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиций в реальные секторы экономики.
6. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы единого налога на вмененный доход.
7. Продолжение практики налогового стимулирования прибыли за счет роста производства, наращивания экспорта и адресной поддержки приоритетных отраслей экономики и социально значимых видов деятельности.
Финансово-бюджетная политика
Основными целями финансово-бюджетной политики в 1999 году должны стать:
1. Мобилизация доходов в бюджет области.
В сфере мобилизации доходов предполагается принять следующие меры:
меры организационно-правового характера:
- принять пакет законодательных документов, направленных на преобразование областной налоговой системы. В частности, в него должны войти такие законы Нижегородской области, как "О налоге на вмененный доход", "О налоге с продаж", "О налоге на игорный бизнес", "О налоговых льготах";
меры по увеличению налогооблагаемой базы:
- активизация работы предприятий сферы материального производства по увеличению объемов производства и прибыли, развитие предпринимательства:
- продолжить работу по реструктуризации задолженности по платежам в областной и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
- реализовать мероприятия, направленные на снижение потерь бкзджетов от льготы по налогу на прибыль для предприятий, имеющих на своем балансе социально-культурную сферу;
меры по собираемости налогов.
2. Оптимизация и рационализация затрат бюджета.
3. Совершенствование внутриобластных межбюджетных отношений.
Ценовая политика
В качестве основных направлений ценовой политики на 1999 год предусматриваются следующие:
1. Принятие мер по стабилизации продовольственного рынка и ограничению роста цен на основные продукты питания за счет создания областного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и введения ценового регулирования на всю продукцию, закупаемую в этот фонд, по всей цепочке технологического передела от сельхозпроизводителя до торговли.
2. Приведение тарифов на важнейшие социальные услуги для населения в соответствие с уровнем жизни.
3. Сохранение льготного проезда пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении на период сельскохозяйственного сезона.
4. Расширение специализированной сети предприятий торговли и бытового обслуживания, оказывающих услуги малообеспеченным категориям населения по более низким ценам.
Инвестиционная политика и защита прав инвесторов
Задачей инвестиционной политики в 1999 году будет формирование условий, благоприятных для привлечения инвестиций и способствующих повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов и улучшению их структуры.
Комплекс мероприятии в иивестиционной сфере определен Законом "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области", а также постановлением администрации области по этому вопросу.
Основными направлениями инвестиционной политики администрации области будут:
1. Привлечение внешних ресурсов для финансирования инвестиционных проектов региона.
2. Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционного потенциала.
3. Реализация межотраслевых программ.
4. Оказание поддержки предприятиям и организациям области в привлечении инвестиций.
5. Разработка законов области: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области", "О бюджете развития Нижегородской области", "О зонах экономического развития в Нижегородской области. "
Антимонопольная политика
Основной задачей органов власти совместно с антимонопольными органами в 1999 году будет обеспечение оптимального соотношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования на товарных рынках, закрепление положительных тенденций на рынках, составляющих потребительскую корзину.
В реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему будет уделяться особое внимание созданию механизма конкурентных отношений среди структур, обслуживающих эту отрасль.
Социальная политика
Особое место в осуществлении социальной политики будет занимать комплекс мер, направленных на предупреждение нанесения ущерба населению и обеспечение социальных гарантий:
- принятие Закона области "О прожиточном минимуме";
- принятие Закона области "О потребительской корзине в Нижегородской области";
- определение порядка расчета величины прожиточного минимума, исходя из потребительской корзины;
- принятие Закона области "О социально-демографической политике";
- реализация Закона Нижегородской области "Об охране труда" и Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" и другие меры.
Региональная политика
Исходя из особенностей социально-экономического развития территорий области на прогнозируемый период, внутриобластная региональная политика будет направлена на:
- разработку и реализацию программ развития - стратегических программ действий региональных и местных властей, в значительной степени рассчитанных на собственные ресурсы;
- создание условий для укрепления собственной экономической базы в городах и районах области, обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития; увеличение собственных доходов территорий;
- сохранение условий воспроизводства потенциала территорий (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации;
- содействие рациональному размещению инвестиций на территории области;
- оказание всесторонней поддержки городам и районам области, оказавшимся в кризисном состоянии, финансовой поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов городов и районов;
- оказание поддержки городам и градообразующим предприятиям, определяющим социально-экономическую ситуацию на территории городов и районов, в поиске внешних источников финансовых ресурсов, а также различных внебюджетных источников;
- оказание поддержки в реализации программ социально-экономического развития городов и районов области;
- реализацию программы содействия занятости населения и программы по созданию и сохранению рабочих мест.
Основные тенденции развития отраслей экономики
и социальной сферы в 1999 году
Основные макроэкономические показатели развития России
и Нижегородской области
России | Нижегородской области | |||||
1998г. | 1999 г. (прогноз) |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | ||
Оценка |
первый вариант |
второй вариант |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
|
Валовой внутренний продукт, в % к предыдущему году |
94,6-95 | 97,0 | 95,0 | 99,0 | 98,4 | 98,2 |
Индекс потребительских цен, среднемесячный прирост в % |
4,5-5,2 | 2,2 | 3,4 | 0,73 | 4,2 | 2,1 |
Продукция промышленности, в % к предыдущему году |
93,5 | 97,0 | 95,0 | 103,8 | 98,6 | 98-100 |
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году |
88,0 | 93,0 | 90,0 | 81,0 | 100,0 | 93,0 |
Реальные доходы населения, в% к предыдущему году |
81,0 | 85,8 | 83,0 | 101,1 | 86,3 | 86,6 |
Справочно: реальные доходы населения Самарской области 1998 года в процентах к 1997 году 90,7, прогноз 1999 года к 1998 году - 81,4%.
Валовой региональный внутренний продукт
Объем валовой продукции во всех секторах экономики прогнозируется на уровне 115 млрд. руб., в том числе продукция сферы материального производства - 94 млрд. руб. Индекс физического объема ожидается на уровне 97,8%. Выше среднего уровня прогнозируются индексы физического объема промышленности, сельского хозяйства и торговли, ниже - строительства, транспорта, отраслей производственной инфраструктуры.
В 1999 году область сохранит свой высокий рейтинг среди регионов России по объему промышленного производства, который составлял по итогам 1997 года 11-е место среди субъектов Федерации, 9 месяцев 1998 года - 9-е место.
Промышленность
В основу прогноза развития промышленности Нижегородской области на 1999 г. заложены сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации с учетом особенностей и тенденций развития промышленности Нижегородской области, сложившихся в предыдущие годы. Выпуск промышленной продукции в Нижегородской области предполагается в размере 52000 -53000 млн. руб., или 98-100 % к уровню 1998 г.
Агропромышленный комплекс
Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах в 1999 году прогнозируется в объеме 8260 млн. рублей, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 4400 млн. рублей (53,2% к общему объему), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 78,5 млн. рублей (1%), в личных хозяйствах населения - 3781,5 млн. рублей (45,8%). Продукция сельского хозяйства в ценах 1995 года предусматривается на уровне 1998 года (100,4%).
Область располагает большими возможностями для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей, что, в конечном итоге, может обеспечить удовлетворение потребности населения в основных продуктах питания отечественного производства.
Выполнение прогнозных показателей 1999 года по производству сельскохозяйственной продукции тесно связано с реализацией мероприятий, намеченных программой "Стабилизация и развитие агропромышленного производства на период 1998 - 2000 годы".
Капитальное строительство
Прогноз инвестиций в основной капитал на 1999 год определен с учетом прогнозируемых темпов роста объемов материального производства, возможностей централизованных (бюджетных) и внебюджетных фондов, а также с учетом реализации инвестиционной политики.
Объем капитальных вложений в 1999 году прогнозируется в сумме 9800 млн. рублей при индексе физического объема 93% и росте цен 134%.
На строительство объектов непроизводственного значения предполагается использовать 38,8% капитальных вложений, что на 2,8% больше 1998 года. Характерной чертой инвестиционного процесса в непроизводственном строительстве в последнее время становится преобладание вложений в коммерческое непроизводственное строительство, в частности в жилищное строительство.
Инвестирование средств в производство имеет стабильную тенденцию к уменьшению.
Во-первых, снижается доля финансирования из бюджетов всех уровней. Во-вторых, сокращается доля инвестиций предприятий вследствие ухудшения финансового состояния товаропроизводителей и переоценки основных средств, в результате которой уменьшается сумма амортизационных отчислений.
В-третьих, нехватка финансирования инвестиций резко обостряется опережающим ростом цен в капитальном строительстве. Эти факторы приведут к тому, что с учетом роста цен финансовые источники капитальных вложений сократятся.
Исходя из вышеизложенного и с учетом тенденции, которая показывает, что объем подрядных работ от инвестиций в основной капитал составляет 60-70%, объем подрядных работ прогнозируется в сумме 6100 млн. рублей, или 93% к уровню 1998 года.
Внешнеэкономическая деятельность
Экспорт. За последние несколько лет на территории Нижегородской области прослеживается тенденция к снижению экспортных поставок.
Основными видами продукции (73% от общего объема экспорта), вывозимыми в дальнее и ближнее зарубежье предприятиями области, являются: нефтепродукты, древесина, печатная продукция, продукция машиностроительного комплекса.
Ожидается, что постепенное преодоление кризисных явлений в топливной промышленности (АО "НОРСИ"), активизация деятельности малых предприятий в лесной и деревообрабатывающей отрасли, благоприятная конъюнктура сбыта продукции крупнейшего предприятия целлюлозно-бумажной отрасли АО "Волга" позволят получить в 1999 г. объем экспорта по Нижегородской области в размере 710 млн. долларов, что на 1,5% выше уровня 1998 года.
Импорт. Основную долю в импортируемой на территорию Нижегородской области продукции занимает: оборудование, сахар, черные металлы, полимерные металлы, жиры и масла, фармацевтические продукты.
Высокий курс доллара, сложившийся с августа 1998 г., привел к недоступности большой группы товаров (продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника, строительные материалы, лекарственные препараты и др.) для части потребителей. В сложившейся ситуации потребительский спрос возрастет на аналогичную продукцию отечественного производства. Этот процесс будет стимулировать отечественных производителей. Продолжится модернизация и техническое перевооружение на ряде предприятий, что позволит и дальше закупать импортное оборудование и технологии.
Предполагается, что в 1999 г. объем импорта по Нижегородской области сократится по сравнению с 1998 г. на 3,5% и составит 415 млн. долларов, или 8900 млн. руб.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства
По оценке 1998 года, предполагается расширение сферы малого предпринимательства, прогнозируется увеличение численности работающих на малых предприятиях по сравнению с 1998 годом на 4,5%, в том числе по таким отраслям экономики, как промышленность, строительство, торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка услуг.
На 1999 год прогнозируется общее сохранение тенденций на рост предпринимательского сектора и его вклада в экономику области.
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы населения на 1999 год прогнозируются в объеме 42700 млн. руб. Фонд оплаты труда и смешанный предпринимательский доход - главные структурные элементы денежных доходов населения, определяющие ресурсы для последующего перераспределения доходов.
Фонд оплаты труда на 1999 год прогнозируется в объеме 20500 млн. руб. при численности трудящихся - 1464 тыс. чел. При прогнозировании фонда оплаты труда предусмотрено увеличение минимальной тарифной ставки оплаты труда работников бюджетной сферы и индексация в 1,5 раза, а в материальном производстве в - 1,3 раза. Среднемесячная заработная плата по области в 1999 году составит 1167 руб. против 860 руб. в 1998 году.
Демография, трудовые ресурсы
В последнее время в области наметились позитивные изменения в демографических процессах. Незначительно, но происходит снижение естественной убыли населения за счет увеличения числа родившихся.
В 1999 году трудовые ресурсы останутся почти на том же уровне (2028), численность занятых в отраслях экономики сократится на 0,2% (на 2,4 тыс. человек), при этом в материальном производстве - на 0,3% (на 3,4 тыс. человек), а в непроизводственной сфере незначительно вырастет - на 0,1%.
Занятость и рынок труда
Ситуация на рынке труда будет определяться экономическим состоянием отраслей народного хозяйства, а также оперативностью мер органов власти по обеспечению функционирования отраслей социально-культурной сферы.
В 1999 году по сравнению с 1998 годом ожидается увеличение числа граждан, имеющих статус безработного, на 4 тыс. человек. В среднегодовом исчислении количество безработных составит 51 тыс. человек.
Увеличение числа безработных может произойти в основном за счет выхода на рынок труда высвобождаемых работников в связи с финансово-экономическим кризисом, а также молодежи, которая после окончания средних специальных и высших учебных заведений самостоятельно не сможет трудоустроиться.
В целях создания условий для трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, сдерживания роста численности безработных разрабатывается областная программа содействия занятости населения на 1999 - 2000 годы.
Охрана окружающей среды
Основной задачей экологической службы администрации области на 1999 год является дальнейшая общая стабилизация экологической ситуации в регионе за счет использования основных и дополнительных источников финансирования природоохранных мероприятий.
Важнейшие направления работы экологической службы областной администрации на 1999 год:
1. Уменьшение сброса загрязненных сточных вод в водоемы области и улучшение качества очищаемых стоков.
2. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3. Решение задачи использования и обезвреживания бытовых и промышленных, в том числе токсичных отходов.
4. Реализация программы "Чистая вода - детям".
5. Экологическое образование, воспитание населения.
6. Сохранение биологического разнообразия, создание системы особо охраняемых природных территорий.
7. Развитие системы экологического мониторинга.
Реализация на территории области федеральных и региональных
целевых программ
На территории Нижегородской области в 1998 году реализовывалось 96 мероприятий, из них 48 федеральных целевых программ и 48 непрограммных мероприятий.
За год на реализацию программных и непрограммных мероприятий в область из федерального бюджета поступило 301,25 млн. рублей, что составляет 57,31 % от общей суммы заявленных лимитов, из них 280,955 млн. рублей поступило согласно утвержденным лимитам, и 20,295 млн. рублей - единовременные поступления средств, не предусмотренных лимитом. Через Минфин РФ в Нижегородскую область на реализацию программных и непрограммных мероприятий поступило 18,8% годовых назначений, в то время как средний показатель государственных инвестиций по России по состоянию на 01.10.98 г. составил 13,5 %.
Все программы, реализацию которых предполагается осуществить в 1999 году за счет всех источников финансирования, сгруппированы по направлениям, которые затрагивают наиболее важные вопросы. Например, в раздел "Решение неотложных вопросов социальной сферы" входят программы, направленные на улучшение положения социально незащищенных слоев населения.
В раздел "Здравоохранение" входят программные мероприятия, позволяющие понизить уровень заболеваемости среди населения и уменьшить темпы развития различных эпидемий.
Программы, входящие в раздел "Образование", направлены на решение проблем высшего образования и фундаментальной науки.
Следующий раздал целевых программ - "Культура" - включает в себя мероприятия, реализация которых поможет поднять статус Н.Новгорода и Нижегородской области как одного из культурных центров России.
В "Жилищное строительство" входят программы, направленные на решение жилищной проблемы военнослужащих, уволенных в запас или отставку, а также обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Раздел "Базовые отрасли" содержит мероприятия по развитию транспорта, связи и промышленности.
Следующая отрасль - агропромышленный комплекс, в т.ч. лесное хозяйство. В этот раздел входят программы по развитию АПК и по охране, защите и воспроизводству лесов.
При рассмотрении программ и утверждении их к финансированию из областного бюджета будут приоритетными программы, финансируемые из федерального бюджета, а также учитывающие интересы области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 22 декабря 1998 г. N 235 "Об основных направлениях социально-экономического развития области на 1999 год"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 4 от 13 января 1999 г.