Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
от 17 марта 1998 г. N 61
Программа
улучшения условий и охраны труда
на предприятиях Нижегородской области на 1998-2000 годы
г. Нижний Новгород
1998 год
Основные положения Программы
Региональная Программа улучшения условий и охраны труда на предприятиях области на 1998-2000 годы (далее именуемая Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.97 N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" и в соответствии с распоряжением администрации Нижегородской области от 14.12.95 N 1711-р "О мерах по улучшению условий и охраны труда". Программа направлена на реализацию Закона Нижегородской области "Об охране труда", Концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области (1997-2005 г.г.), которая определила основные направления региональной политики по обеспечению гарантий прав трудящихся на охрану, безопасные условия труда и здоровый образ жизни. Социально-экономическое развитие области, уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, качество жизни и благополучие трудящихся неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Вопросы охраны труда и здоровья работающих в Программе выступают одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития области.
Состояние проблемы
Становление рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность резко обострили вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.
На предприятиях области ежегодно травмируется до 6000 человек, из них более 100 - со смертельным исходом. При этом самый высокий уровень производственного травматизма отмечается на малых предприятиях.
Среди основных отраслей хозяйства (промышленность, строительство, связь, транспорт, сельское хозяйство) наиболее неблагополучное положение с травматизмом сложилось в сельскохозяйственном производстве, где из каждых 1000 работников ежегодно травмируется 13-16 человек. Уровень травматизма в этой отрасли выше среднеобластного в 3-5 раз и практически не снижается. Условия труда работающих в сельском хозяйстве по большинству показателей не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. 60% работников, которые ежегодно признаются инвалидами из числа трудоспособного населения, являются жителями сельских районов области.
Высок уровень травматизма в стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности - 15,9 чел. на 1000 работающих; на лесозаготовке - 11,9; в промышленности строительных материалов - 9,4; лесохимической - 8,0; деревообрабатывающей - 7,4; а также на автомобильном транспорте - 6,8.
На предприятиях области отмечается также высокий уровень профессиональных заболеваний. На фоне сокращения общего рабочего времени и числа занятых на производстве работников число людей, получающих профессиональные заболевания и, вследствие этого, - инвалидность, увеличивается. Из общего числа профбольных около 40 процентов составляют женщины. В структуре профзаболеваний ведущее место занимают вибрационная болезнь, заболевания органов дыхания, пылевой патологии, тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости имеют место на предприятиях оборонной, судостроительной, автомобильной и авиационной промышленности.
Сложившееся положение с условиями и охраной труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования. Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин аварий, травматизма и отравлений является недостаточное внимание предпринимателей и руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производств, срыв сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий, приборов контроля и средств защиты. Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы в этой сфере деятельности, незавершенностью формирования государственной системы управления охраной труда и государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательных и нормативных актов на региональном уровне.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Проведенный анализ фактического состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях области выдвигает необходимость разработки и осуществления региональной программы улучшения и охраны труда.
Цель Программы
Признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, Программа предусматривает разработку и осуществление первоочередных мероприятий по предупреждению несчастных случаев и сохранению здоровья работающих в процессе работы, а также сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.
Задачи Программы
К числу первоочередных задач Программы относятся:
Разработка и создание нормативно-правовой основы для обеспечения реализации основ законодательства РФ об охране труда и государственных гарантий прав на охрану труда и необходимого уровня социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.
Содействие в создании организационно-технических условий, включая разработку системы государственного управления охраны труда в области, а также проведение эффективной экономической политики, стимулирующей реконструкцию, техническое перевооружение и обновление основных средств (машин, оборудования и технологий), создание рынка экспертных и диагностических услуг, приборов безопасности и контроля и эффективных средств защиты.
Содействие в проведении санитарно - гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха химическими веществами, шумом, вибрацией и другими вредными и опасными факторами производства.
Создание территориальной целевой системы обучения, подготовки и аттестации кадров по гигиене и охране труда.
Создание информационно-аналитического и научного обеспечения для широкой информированности работающих, общественности о состоянии условий и охраны труда, а также обоснований технико-гигиенических разработок и других нормативных документов.
Обеспечение взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти (в том числе и контрольно-надзорных органов по Нижегородской области) и работодателей в решении задач улучшения условий и охраны труда на предприятиях области.
Механизм реализации Программы и
ее финансовое обеспечение
Программа направлена на реализацию основного права работающего - ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям. Данная Программа предусматривает повышение роли органов местного самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и государственного управления охраной труда в Нижегородской области, совершенствование правового и нормативного обеспечения безопасных условий труда, введение классификации действующих предприятий по степени производственных рисков и состоянию безопасности, осуществление обязательной экспертизы проектов строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности администрации области, городских и районных администраций, контрольно-надзорных органов, предприятий и организаций в реализации мероприятий по созданию безопасных условий труда в регионе.
Финансирование Программы предполагается из следующих источников: областного бюджета, средств штрафных санкций за нарушение нормативных актов по охране труда, регионального фонда социального страхования, средств обязательного медицинского страхования, фонда развития предпринимательства, фондов охраны труда предприятий.
Функции координации и контроля за выполнением Программы возлагаются на комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения областной администрации.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда, областной трехсторонней комиссии администрации, Облсовпрофа и объединений работодателей.
Оценка ожидаемой эффективности
В результате реализации Программы будет создана региональная система государственного управления охраной труда, нормативно-правовая база улучшения и охраны труда, экономический механизм стимулирования мероприятий по охране труда и здоровья работающих. Программа определяет принципиально новые подходы к созданию в области единой системы мониторинга условий и охраны труда, травматизма, производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости. Внедрение технических и санитарно-гигиенических мероприятий будет способствовать приведению эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений и технологических процессов в соответствие с требованиями стандартов. Осуществление лечебно-профилактических мероприятий обеспечит взаимодействие всех звеньев системы медицинского обслуживания и позволит вывести профилактику профессиональных заболеваний на более высокий качественный уровень. Весь комплекс мероприятий обеспечит снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и уменьшит расходы по компенсации потерь здоровья в результате производственной деятельности.
Паспорт
региональной Программы улучшения условий и охраны
труда на предприятиях области на 1998-2000 годы
/---------------------------------------------------------------------\
| Наименование программы |Региональная программа улучшения условий и |
| |охраны труда на предприятиях области на |
| |1998-2000 годы |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Наименование решения о |Постановление Правительства Российской |
| разработке Программы |Федерации от 10.11.97 г. N 1409, Закон |
| |Нижегородской области "Об охране труда" |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Заказчик Программы |Администрация Нижегородской области |
| |(департамент по труду и социальной защите |
| |населения) |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Основные разработчики |Комитет по труду департамента по труду и |
| Программы |социальной защите населения, Государствен- |
| |ная инспекция труда по Нижегородской облас- |
| |ти, Нижегородский НИИ гигиены и профпатоло- |
| |гии, Нижегородский областной и Нижегородс- |
| |кий городской центры Госсанэпиднадзора, |
| |Нижегородский государственный архитектурно- |
| |строительный университет, Нижегородский |
| |округ Госгортехнадзора, Нижегородский |
| |областной комитет государственной |
| |статистики, Госэнергонадзор, Нижегородский |
| |центр стандартизации, метрологии и сертифи-|
| |кации, Нижегородский технический универси-|
| |тет, отраслевые департаменты областной ад-|
| |министрации |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Исполнители мероприятий|Комитет по труду департамента по труду и |
| Программы |социальной защите населения, департамент |
| |экономики и прогнозирования, департамент |
| |финансов, департамент образования и науки, |
| |департамент здравоохранения, отраслевые |
| |департаменты областной администрации, |
| |администрации городов и районов области, |
| |государственная инспекция труда по |
| |Нижегородской области, Нижегородский НИИ |
| |гигиены и профпатологии, областной, |
| |городские и районные центры санэпиднадзора, |
| |Нижегородский государственный архитектурно- |
| |строительный университет, Нижегородский |
| |государственный технический университет, |
| |Нижегородский государственный университет, |
| |Нижегородская государственная медицинская |
| |академия, Нижегородский округ |
| |Госгортехнадзора, Нижегородский областной |
| |комитет государственной статистики, |
| |энергонадзор, Нижегородский центр |
| |стандартизации, метрологии и сертификации, |
| |Российский онкологический центр АМН, |
| |областной Совет профсоюзов, предприятия и |
| |организации различных форм собственности |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Сроки реализации |1998 - 2000 годы |
| Программы | |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Основные программные |Правовое и нормативное обеспечение охраны |
| мероприятия |труда, организационные мероприятия, |
| |технические мероприятия, санитарно- |
| |гигиеническое и лечебно-профилактическое |
| |обеспечение, обучение и подготовка кадров, |
| |информационно-аналитическое обеспечение, |
| |научное обеспечение охраны труда |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Объем и источники |Предусматривается финансирование Программы |
| финансирования |из областного бюджета в сумме 4,32 млн.руб. |
| |К финансированию Программы планируется |
| |также привлечь средства штрафных санкций |
| |Гострудинспекции за нарушение |
| |законодательства о труде и часть средств по |
| |основной деятельности организаций, |
| |участвующих в реализации мероприятий |
| |Программы |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Контроль за реализацией|Комитет по труду и социальной защите |
| Программы |населения, департамент финансов, контрольно-|
| |надзорные органы по Нижегородской области, |
| |областной Совет профсоюзов |
|------------------------+--------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные |Снижение производственного травматизма и |
| результаты Программы |профессиональной заболеваемости на 30-40%, |
| |уменьшение доли расходов на выплату льгот |
| |и компенсаций, улучшение социального |
| |положения работников |
\---------------------------------------------------------------------/
Условные обозначения, используемые в Программе
ДТиСЗ - департамент по труду и социальной защите населения;
ДЭП - департамент экономики и прогнозирования;
ДФ - департамент финансов;
ДП - департамент промышленности;
ННИИГП- Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии;
НОЦГСЭН - Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора;
НГЦГСЭН - Нижегородский городской центр Госсанэпиднадзора;
РЦГСЭН - районные центры Госсанэпиднадзора;
НАСУ - Нижегородский архитектурно-строительный университет;
УКЦ НАСУ - учебно-консультационный центр по охране труда Нижегородского архитектурно-строительного университета;
НГТУ - Нижегородский государственный технический университет;
НГУ - Нижегородский государственный университет;
НГМА - Нижегородская государственная медицинская академия;
ВГАВТР - Волжская государственная академия водного транспорта;
НЦСМ - Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации;
ИПФРАН - институт прикладной физики Российской академии наук;
ОНЦРАМН - онкологический научный центр Российской академии медицинских наук;
БЖД - безопасность жизнедеятельности;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МСЧ - медико-санитарная часть;
ЦРБ - центральная районная больница;
НЦТД - Нижегородский центр технической диагностики;
Гострудинспекция - Государственная инспекция труда по Нижегородской области;
СИЗ - средства индивидуальной защиты;
Облкомстат - Нижегородский областной комитет государственной статистики;
ВГСЧ - военизированная горноспасательная часть;
Госгортехнадзор - Нижегородский округ государственного горнотехнического надзора;
Облсовпроф - областной совет профсоюзов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.