Рассмотрев представленные администрацией области "Концепцию промышленной политики Нижегородской области на 1998-2000 годы" и региональную программу "Основные направления реализации промышленной политики в Нижегородской области в 1998 году" и на основании Закона Нижегородской области "О промышленной политике" от 20.01.97 N 61-3, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить "Концепцию промышленной политики Нижегородской области на 1998-2000 годы".
2. Принять к сведению "Основные направления реализации промышленной политики в Нижегородской области в 1998 году".
3. Администрации области в соответствии с представленными документами в срок до 01.07.98 разработать программу развития промышленности Нижегородской области на 1998-2000 годы и представить в Законодательное Собрание.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на комитет по экономической и налоговой политике.
Председатель Собрания |
А.А. Козерадский |
Региональная Программа
"Основные направления реализации промышленной политики
в Нижегородской области в 1998 году"
Паспорт Программы
Полное название Программы:
Региональная Программа "Основные направления реализации промышленной политики в Нижегородской области в 1998 году"
Основания для разработки Программы:
Закон Нижегородской области "О промышленной политике".
Концепция промышленной политики в Нижегородской области на 1998-2000
Постановление об утверждении Программы:
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 17.03.98 г. N 65.
Цели Программы
Создание необходимых условий для роста конкурентоспособности продукции промышленных предприятий области, объемов промышленного производства и инвестиций в промышленность области.
Развитие внутриобластной кооперации промышленных предприятий и защита областного товаропроизводителя.
Создание инфраструктуры рынка услуг промышленности области.
Обеспечение текущих платежей и снижение задолженности промышленными предприятиями в бюджет области.
Срок выполнения Программы:
1998 год.
Орган программно-целевого управления:
Департамент промышленности администрации Нижегородской области
Разработчик Программы:
Департамент промышленности администрации Нижегородской области
Руководитель Программы:
Директор департамента промышленности Воронов В.Н.
Исполнители основных мероприятий Программы:
Департамент промышленности, комитет по нефтехимии.
Объем и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы - 11540 млн. руб., в том числе из областного бюджета 4800 млн. руб.
Программа "Основные направления реализации промышленной политики в Нижегородской области в 1998 году" разработана на основе Концепции промышленной политики в Нижегородской области в 1998-2000 годах, является сводной программой, состоящей из программ по важнейшим направлениям реализации промышленной политики в области, и включает в себя два блока:
первый - программы реализации промышленной политики, направленные на регулирование отношений в промышленности, имеющих общеотраслевое или межотраслевое значение, требующих институциональных преобразований;
второй - реализация промышленной политики в приоритетных отраслях промышленности и на приоритетных направлениях, требующих проведения организационно-правовых мероприятий.
1. Программы реализации промышленной политики в области
институциональных преобразований
1.1. Реформирование промышленных предприятий
Важнейшим направлением промышленной политики в области институциональных преобразований является реформирование промышленных предприятий.
1.1.1. Цель реформирования:
обеспечение успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики, улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Средством достижения поставленной цели является реструктуризация предприятия, заключающаяся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению в соответствие с выработанной стратегией развития предприятия его функциональных структур.
Реформирование предприятий невозможно в широких масштабах без поддержки и стимулирования развития рыночной инфраструктуры: консалтинговых, лизинговых, инжиниринговых, аудиторских, обучающих и т.п. фирм.
1.1.2. Задачами реформирования являются:
развитие механизмов эффективного управления предприятием;
восстановление текущих налоговых платежей и реструктуризация задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды;
достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов и повышение инвестиционной привлекательности;
развитие сектора консалтинговых услуг предприятиям промышленности;
развитие регионального фондового рынка;
защита прав акционеров;
разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения средств.
Основные направления реформирования предприятий приведены в приложении 1.
1.1.3. Стимулирование участия предприятий в реформировании.
В целях обеспечения государственной поддержки реформируемых предприятий к участию в конкурсах коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов, а также к торгам, конкурсам, аукционам на размещение заказов на поставку продукции для государственных нужд будут допускаться только предприятия, отвечающие установленным оценочным критериям реформирования.
1.1.4. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на Программу 4480 млн. руб., в т.ч. 2300 млн. руб. (51,3 %) из областного бюджета.
Эффективность мероприятий Программы обеспечивается в результате улучшения, начиная уже с первого года их реализации, финансово-экономических показателей работы предприятий, охваченных участием в данной Программе.
Бюджетная эффективность мероприятий Программы достигается в результате увеличения налогооблагаемой базы, своевременности платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также ликвидации недоимок предприятий, воспользовавшихся той или иной услугой в рамках Программы, в том числе:
- оказание консалтинговых и экспертных услуг по составлению и реализации планов реструктуризации, финансового оздоровления, бизнес-планов порядка 40-50 предприятиям области;
- содействие 30-40 предприятиям по участию в выставках с целью поиска инвестиций и продвижения продукции на товарном рынке.
Исходя из предыдущей практики реализации подобных мероприятий, усредненные статистические значения показателей, определяющих бюджетную эффективность в расчете на одно среднее (численностью от 500 до 800 чел. и оборотом до 50 млрд. руб. в год) предприятие, составляют:
- восстановление своевременности платежей в бюджет и внебюджетные фонды с ликвидацией недоимок порядка 500-600 млн. руб.;
- увеличение налогооблагаемой базы предприятий, осуществляющих реструктуризацию, на 20-30%, что соответствует 400 - 450 млн. руб. дополнительных платежей в бюджет и внебюджетные фонды каждым предприятием;
- аналогичный эффект, как минимум, достигается в случае заключения договоров (контрактов) предприятиями, участвующими в выставках.
Исходя из указанных усредненных показателей бюджетной эффективности и вероятности достижения целей реструктуризации хотя бы половиной из охваченных Программой предприятий и 10-15 предприятиями, участвующими в выставках, общая бюджетная эффективность Программы составит 24000 млн. руб. (20 предпр. х 500 млн.руб. + 20 х 400 + 10 х 600).
Таким образом, бюджетная эффективность Программы более чем в 10 раз превышает затраты бюджетных средств на ее реализацию, не менее 25-30 % которой может быть получено уже в 1998 году.
1.2. Программа повышения эффективности использования
собственности в промышленности
1.2.1. Целью Программы является повышение эффективности использования собственности в промышленности как с точки зрения ее использования по прямому назначению, так и с точки зрения повышения отдачи для бюджета. Данная Программа имеет несколько направлений.
1.2.1.1. Первое. По данным областного комитета государственной статистики на территории области находится более 1000 строек и предприятий производственного назначения общей стоимостью строительства более 30 трлн. рублей. 95% всех строек законсервировано из-за отсутствия финансирования, причем значительная часть объектов имеет готовность свыше 90 %.
Задачами этого направления являются:
- проведение инвентаризации незавершенного капитального строительства;
- оценка необходимых для окончания работ средств, объемов будущих налоговых поступлений и эффективности участия для бюджета в решении данной проблем;
- определение источников средств (при положительном результате анализа бюджетной эффективности), механизмов их привлечения, способов участия бюджета.
Достройка и запуск в эксплуатацию этих объектов дадут дополнительные рабочие места и дополнительные отчисления налогов в бюджет области.
1.2.1.2. Второе. Проблемой недостаточно эффективного использования собственности в промышленности является низкий коэффициент использования производственных мощностей - и площадей, и оборудования. На некоторых предприятиях он составляет до 30 %.
Задачами этого направления являются:
- проведение инвентаризации неиспользуемых площадей, оборудования, особенно предприятий - должников бюджета;
- разработка механизмов погашения задолженностей предприятий-должников через передачу в аренду или в траст площадей и оборудования;
- проведение конкурсов по передаче в аренду или в траст площадей и оборудования.
Инвентаризация неиспользуемых площадей и оборудования должна стать обязательной частью планов реформирования предприятий, имеющих задолженность в областной бюджет и областные отделения государственных внебюджетных фондов. В зависимости от возможностей предприятия самостоятельно загрузить неиспользуемые мощности может применяться тот или иной инструментарий для решения данной проблемы. Например, создание точечных свободных экономических зон с размещением в них предприятий различного профиля с единственным условием - оплатой аренды площадей и оборудования. Или реструктуризация предприятия с выделением нового (или новых) юридических лиц для реализации инвестиционного проекта, внесением в их уставной капитал неиспользуемых мощностей, или передача в долгосрочную аренду с правом выкупа, лизинг или продажа и т.д.
1.2.1.3. Третье. Серьезной проблемой в области является задолженность промышленных предприятий перед областным бюджетом, которую также можно отнести к областной собственности.
Задачами этого направления являются:
- разработка программы погашения задолженностей предприятий в областной бюджет,
- анализ возможностей и выбор конкретных вариантов погашения задолженности перед бюджетом для конкретных предприятий. Решать эту проблему можно, используя несколько вариантов.
Вариант 1: это реструктуризация задолженности в рамках реформирования предприятий с последующей выплатой в течение 5-10 лет.
Вариант 2: выведение за баланс неэффективно используемых мощностей в рамках реформирования предприятий с последующей их реализацией.
Вариант 3: через создание на базе имущественного комплекса предприятия-должника нового юридического лица, акции которого передавались бы кредиторам, в том числе и областному бюджету, пропорционально долгам, с последующей реализацией или выкупом этих акций самим предприятием или новым собственником по утвержденному графику.
Вариант 4: продажа долгов предприятий через аукцион с оформлением их в виде векселей или долговых обязательств.
Вариант 5: капитализация задолженностей в акции и передача их в трастовое управление.
1.2.1.4. Четвертое. Важной проблемой является повышение эффективности управления государственной собственностью в промышленности.
Задачами этого направления являются: оценка эффективности передачи и передача государственной собственности в трастовое управление.
Имеются в виду случаи, когда выгодополучателем будет являться областной бюджет. При этом возможны разные варианты такого управления:
Вариант 1 - передача в управление специализированной трастовой компании без залога, но с разработкой плана управления, установлением финансово-экономических показателей, которых необходимо достигнуть, и постоянным контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Вариант 2 - передача в трастовое управление с оформлением денежного залога или поручительства со стороны финансовых институтов или непосредственно финансовым учреждениям.
Такая форма управления активами областного бюджета даст больший эффект, так как управляющая компания, с одной стороны, будет иметь стимул в виде вознаграждения за достижение оговоренных в трастовом договоре результатов, с другой стороны, нести ответственность за эти результаты. Кроме того, трастовое управление (естественно, в тех случаях, когда действующее руководство не справляется со своими обязанностями) способно дать больший эффект по сравнению с участием в управлении через представителя государства в совете директоров.
Для экспертизы проектов трастового управления, определения финансово-экономических показателей или иных результатов, которые могли бы быть выданы как задание управляющей компании в трастовом договоре, необходимо привлечение соответствующих специалистов.
1.2.1.5. Пятое. На территории области расположены имущественные комплексы предприятий, зарегистрированных за пределами области и соответственно не уплачивающих налоги в областной и местный бюджеты.
Задачей этого направления является:
- анализ ситуации с точки зрения потерь областного бюджета и возможностей компенсации этих потерь посредством разработки соответствующих областных законодательных актов;
- разработка областных законодательных актов.
1.2.2. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на программу 670 млн. руб., в т.ч. 470 млн. руб. (70 %) из областного бюджета.
Эффективность мероприятий программы и выработанных на ее основе предложений достигается посредством:
- экономически обоснованного доведения до ввода в действие с высокой степенью эксплуатационной готовности законсервированных в настоящее время объектов промышленного производства и получения в результате этого дополнительных для экономики области объемов промышленного производства, занятости населения и соответственно бюджетопоступлений;
- создания и введения в действие механизмов, обеспечивающих более эффективное использование собственности, в т. ч. посредством смены собственника, аукционной продажи долгов, компенсационных мер погашения задолженности с использованием ценных бумаг, улучшения управляемости госсобственностью и др.;
- увеличения числа налогоплательщиков за счет функционирующих на территории области юридических лиц, но зарегистрированных в качестве таковых в других регионах.
В результате указанного бюджетная эффективность выразится в соответствующем увеличении налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды как за счет физического прироста хозяйствующих субъектов и налогоплательщиков, так и вследствие ликвидации недоимок с вовлечением в реализацию программы предприятий-должников, неэффективно управляющих собственностью.
В полном объеме ожидаемая общая и бюджетная эффективность настоящей программы может быть определена только на основе результатов ее выполнения, конкретизирующих механизмы реализации выработанных предложений и объекты их применения. Реальное подтверждение (получение) бюджетной эффективности проявится в основном за пределами сроков действия настоящей программы.
В порядке предварительной экспертной оценки эффективности программы, принимая во внимание при этом нормативы эффективности предыдущего раздела и исходя из возможного охвата предприятий области мероприятиями программы (25-30 предприятий), можно ожидать, что бюджетная эффективность составит не менее 8000-10000 млн. руб., порядка 1500-2000 млн. руб. из которых реально могут поступить в бюджет и внебюджетные фонды уже в 1998 году.
1.3. Программа повышения эффективности работы промышленных
предприятий на рынках
1.3.1. Основной целью программы является повышение объемов продаж продукции областных промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках подготовки программы необходимо провести исследования существующей структуры производственно-финансовых связей предприятий области и сравнительный анализ ввозимой продукции и продукции, производимой предприятиями области.
1.3.2. Основными задачами программы являются:
создание необходимых условий для увеличения объемов реализации промышленной продукции на внутриобластном рынке, производимой областными товаропроизводителями;
разработка организационных мер по защите внутриобластного рынка от некачественных, реализуемых по демпинговым ценам товаров;
развитие внутриобластной производственной кооперации с максимальным использованием внутренних производственных ресурсов предприятий;
развитие механизмов сотрудничества областных предприятий в пределах цепочек "производство-потребление" с целью минимизации издержек при прохождении товара от производителя до покупателя, в том числе с привлечением банков для страхования продаж по схеме факторинга, вексельной схеме и т. п.;
повышение качества, конкурентоспособности промышленных товаров области;
стимулирование вывоза и экспорта промышленной продукции, произведенной предприятиями области, на внутрироссийский и на внешний международный рынок;
создание льготных условий налогообложения, стимулирующих развитие производственной кооперации и экспорт продукции за пределы области.
1.3.3. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на программу 2100 млн. руб., в т.ч. 400 млн. руб. (19 %) из областного бюджета.
Реализация программы даст возможность организовать производственные цепочки с максимально возможным участием предприятий области, а значит, позволит улучшить ситуацию с занятостью в промышленности, расширить налогооблагаемую базу. Предприятия за счет более тесных контактов получают возможность на договорных началах регулировать взаимные платежи и расчеты, что в конечном счете будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Увеличение экспорта промышленной продукции обеспечит стабильную работу предприятий области в условиях внутреннего экономического кризиса, стимулирует предприятия к повышению конкурентоспособности продукции.
Конечная эффективность программы выразится в итоге в расширении номенклатуры и росте объемов производства и реализации продукции предприятиями области в связи с развитием внутриобластной кооперации, увеличением в структуре потребляемых областью материалов и продукции доли их внутриобластного производства, а также созданием и увеличением экспорта конкурентоспособной продукции (за пределы области и страны).
Реальная эффективность Программы определится масштабами и объемами реализации результатов ее выполнения и может колебаться в достаточно большом диапазоне.
Имеющиеся в промышленности области экономически просчитанные примеры расширения кооперации, экспорта продукции, перехода на потребление и использование продукции внутриобластного производства подтверждают высокую эффективность таких мер и, соответственно, их бюджетную эффективность (ликероводочная продукция, производство комплектующих для автомобильного завода и др.).
Базируясь на этих примерах, бюджетная эффективность данной программы оценивается ее разработчиками только по 1998 году как минимум в 2000-3000 млн. руб. дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
1.4. Информационно-аналитическое сопровождение
промышленной политики
1.4.1. Целью Программы является обеспечение системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания условий, стимулирующих производство, и т.п. за счет разработки и внедрения информационной системы, позволяющей определять и состояние дел, и назревающие проблемы в различных отраслях промышленности, вести мониторинг деятельности промышленных предприятий, отдельных отраслей и промышленности в целом.
Система также необходима для информационной поддержки предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политике, об инвестиционных конкурсах, о проводимых институциональных преобразованиях, условиях проводимых федеральных и региональных программ и т.д. Мониторинг промышленной деятельности позволит производить отслеживание текущей деятельности каждого предприятия или отрасли, частично прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Такая работа будет проводиться как силами администрации области, так и силами информационно-маркетингового центра.
1.4.2. Основными задачами по данному направлению являются:
- создание единой информационной программы мониторинга по промышленной деятельности в области, отражающей состояние производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятий, отраслей и промышленности в целом, для последующего анализа, выработки приоритетных направлений развития, принятия управленческих решений и т.п.;
- разработка методологического обеспечения анализа деятельности отраслей промышленности и промышленности в целом;
- разработка концепции и организация информационно-маркетингового центра.
1.4.3. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на программу - 260 млн. руб. полностью из областного бюджета.
Эффективность данной программы носит в основном опосредованный характер и проявится в долевом порядке при реализации управленческо-коммерческих решений, выработанных и принимаемых, в том числе, благодаря функционированию системы мониторинга предприятий.
Кроме этого, реализация программы убережет от возможных непроизводительных расходов бюджетных средств на реализацию проектов и программ, финансируемых с участием бюджета, посредством экспертизы их бюджетной эффективности, а также позволит пополнить бюджет благодаря возможности влияния областной администрации на деятельность предприятий согласно заключенным с ними соглашениям, в т. ч. в части погашения задолженности предприятий перед бюджетом.
Учитывая результаты проводимой в IY квартале 1997 года работы с предприятиями по погашению их задолженности перед бюджетом и сохранение ее актуальности в 1998 году, бюджетная эффективность программы только по данному мероприятию многократно превысит планируемые затраты бюджета на всю программу и может составить до 30000 млн.руб.
1.5. Программа поддержки научно-технических разработок
и инноваций в промышленности
Разработка и внедрение в промышленности научно-технических достижений является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Нижегородская область по научно-техническому потенциалу характеризуется как один из ведущих регионов России со значительным превосходством сектора отраслевой науки над сектором академической и вузовской.
Специализация и структура научного комплекса области в целом соответствует специализации и структуре промышленности области.
По данным журнала "Эксперт" Нижегородская область занимает второе место в России по числу созданных в 1996 году новых образцов машин и техники (71 образец). Анализ оценки экономических целей инновационной деятельности показал, что за 1993-1996 гг. мероприятия по новой технике как в целом по промышленности, так и в машиностроении, в основном, были направлены на расширение ассортимента продукции, улучшение ее качества, а также на улучшение условий труда.
На промышленных предприятиях г. Нижнего Новгорода наблюдалось увеличение числа мероприятий по сокращению материальных и энергетических затрат (ОАО "Нижновэнерго", ОАО "ГАЗ", ОАО "Нижегородские колбасы"). По данным НОКГС, объем научно-технических работ, выполненных в 1996 году собственными силами, в целом по области составил 1635,9 млрд. руб., в т.ч. в промышленности 220,1 млрд.руб., где основная доля исследований пришлась на автомобилестроение - 153,8 млрд. руб. Среди источников внутренних затрат на исследования и разработки в промышленности преобладают собственные средства предприятий и организаций (34 млрд. руб.), средства внебюджетных фондов (126 млрд. руб.).
1.5.1. Основные цели Программы.
Основными целями научно-технической и инновационной политики в промышленности в Нижегородской области являются:
- повышение эффективности использования научного потенциала региона в экономике, укрепление и развитие связей научного комплекса и промышленности в условиях рыночной экономики;
- создание организационных, экономических и правовых условий, стимулирующих инновационную деятельность в промышленности.
1.5.2. Основными задачами научно-технической и инновационной политики в промышленности области на период 1998-1999 гг. являются:
- создание инновационного центра, в задачи которого входило бы содействие внедрению в промышленном производстве и коммерциализация научно-технических разработок;
- формирование реестра инновационных проектов научно-производственных организаций области;
- формирование реестра задач промышленных предприятий, требующих научно-исследовательских разработок;
- организация научно-практических конференций и семинаров по проблемам инновационной и научно-технической политики в области.
1.5.3. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на программу - 400 млн. руб. полностью из областного бюджета.
Впервые за период преобразований экономики предпринята попытка на областном уровне системного подхода к проблемам научно-технической политики в промышленности.
Предпосылки этому: угроза необратимости деградации промышленного производства при сохранении прежнего отношения к указанным проблемам, с одной стороны, и подготовка научно-технического задела в связи с ожидаемой его востребованностью в недалекой перспективе со стороны предприятий промышленности, с другой стороны.
На данном этапе для бюджета области данная программа чисто затратная, без перспективы восполнения в ближайшее время заложенных на ее разработку средств.
Однако бюджетная эффективность программы, бесспорно, проявится на последующих этапах при внедрении в производство составляющих ее мероприятий.
1.6. Программа "Кадры для промышленности"
Меморандумом администрации Нижегородской области, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей и рядом ведущих предприятий области заявлено о намерении разработки стратегии кадровой реформы промышленных предприятий области.
Срок реализации 1997-2005 гг.
Органы управления - департамент промышленности администрации Нижегородской области, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (НАПП), Нижегородский региональный фонд подготовки кадров (НРФПК).
1.6.1. Основной целью Программы является:
квалификационная адаптация руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях.
1.6.2. Основные задачи Программы:
- создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий, формирование резерва кадров высшего управленческого звена для промышленности;
- разработка мероприятий по реализации Указа Президента РФ и поручения председателя Правительства о переподготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства;
- разработка программы обучения по основным направлениям с учетом региональных, отраслевых и других особенностей для различных групп (руководители, специалисты различных предприятий и различных уровней подготовки), основанной на диагностике проблем предприятий и с учетом опыта других программ ("программа реструктуризации");
- проведение конкурса образовательных учреждений на право заключения Договора с администрацией Нижегородской области на переподготовку кадров. При этом администрация области, НАПП и НРФПК, а также руководители предприятий принимают на себя обязательства по:
- организации качественного обучения;
- участию бюджетных средств в инвестировании образовательных программ;
- привлечению средств займа Мирового банка в проект (пилотная программа НРФПК по подготовке 23 директоров предприятий);
- регулированию взаимоотношений между руководителями предприятий, учебными заведениями и обученными специалистами.
1.6.3. Планируемые результаты и бюджетная эффективность.
Затраты на программу - 320 млн. руб., в т.ч. 170 млн. руб. (53%) из областного бюджета.
Эффективность программы выражается в повышении уровня профессионализма промышленных кадров, способствующего принятию и реализации более качественных решений по ведению бизнеса предприятий.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, затраты на обучение промышленных кадров всегда в итоге многократно окупаются в опосредованном виде через повышение эффективности бизнеса, что дает основание считать настоящую программу бюджетоэффективной, однозначно компенсирующей направляемые на ее выполнение бюджетные средства.
1.7. Программа "Реструктуризация и конверсия предприятий
оборонного комплекса"
Военно-промышленный комплекс является одним из приоритетов работы администрации области. Это соответствует положению ВПК как неотъемлемой части промышленности и экономики любой развитой страны. Добиться улучшения финансово-экономического состояния предприятий ВПК невозможно без координации действий федеральных, областных органов государственной власти и руководства предприятий по преодолению кризиса в ВПК.
Работа будет проводиться в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий по вопросам функционирования предприятий оборонных отраслей промышленности (N 4 от 08.05.96).
1.7.1. Целью программы является создание условий для развития предприятий оборонного комплекса, высокотехнологичных и наукоемких производств, внедрения в гражданскую промышленность технологий двойного назначения, улучшение управления на предприятиях и привлечение внебюджетных инвестиций для развития перспективных, конкурентоспособных производств.
1.7.2. Задачи программы:
- создание баз данных по технологиям двойного назначения и инвестиционным проектам;
- разработка программы реструктуризации предприятий оборонного комплекса с учетом особенностей их правового положения;
- разработка мер по погашению задолженностей предприятиям ВПК со стороны Министерства обороны РФ, по реализации государственного оборонного заказа и целевых программ на основе решений Правительства РФ;
- инвентаризация использования производственных мощностей;
- организация специализированной консалтинговой группы для разработки планов реструктуризации;
- организация маркетинговых исследований для профильной продукции через представительство "Росвооружения" и для продукции гражданского назначения;
- организация работы по созданию объединений предприятий ВПК для решения проблем, связанных с выполнением оборонного государственного заказа, конверсией и диверсификацией.
1.7.3. Планируемые результаты.
В результате реализации программы в области будет сформирован строго очерченный состав предприятий ВПК различных форм собственности, обеспеченный в организационно-правовом, финансовом, ресурсном отношении. Будут созданы условия для максимального использования научно-технического потенциала предприятий и организаций отраслей промышленности при реализации федеральных и региональных социально-экономических задач. Реализация программы позволит улучшить финансово-экономическое состояние оборонного комплекса области, снимет социальную напряженность. Оздоровление предприятий приведет к нормализации текущих поступлений в бюджеты всех уровней.
2. План мероприятий программы. Финансовое обеспечение
/---------------------------------------------------------------------\
|Этапы, основ-| Исполнители |Сроки |Финансовые| Источники |
|ные направле-|-------------|выпол-| затраты | финансирования |
|ния,мероприя-|Ответ-|Соис- |нения | |-----------------------|
|тия и содер-|ствен-|полни-| |----------| |внебюд- |
|жание работ |ные |тели | |всего|в | бюджеты |жетные |
| | | | | |т.ч.| |средства |
| | | | | |ва- |-------------+---------|
| | | | | |лют.|рай-|об- |фе-|экол|соб-|
| | | | | |(млн|он- |лас-|де-|и др|ств.|
| | | | | |руб)|ный |тной|ра-|фон-|сред|
| | | | | | | | |ль-|ды |ства|
| | | | | | | | |ный|об- |пред|
| | | | | | | | | |лас-|при-|
| | | | | | | | | |ти |ятий|
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|1.Программа | | | | | | | | | | |
|"Реформирова-| | | | | | | | | | |
|ние предприя-| | | | | | | | | | |
|тий": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-конференция-|ДП |кон- |до | | | | | | | |
|совещание ад-|(Воро-|салт. |2000 г| | | | | | | |
|министраций и|нов |фирмы | | | | | | | | |
|руководителей|В.Н.) |ДЭП | | | | | | | | |
|предприятий | |(Теодо| | | | | | | | |
|по проблемам| |рович | | | | | | | | |
|промышленнос-| |М.Л.),| | | | | | | | |
|ти,реформиро-| |ДФ | | | | | | | | |
|вания промыш-| |(Лунин| | | | | | | | |
|ленных пред-| |В.Н.),| | | | | | | | |
|приятий,взаи-| |ПФ(Ба-| | | | | | | | |
|моотношениям | |бакаев| | | | | | | | |
|с бюджетами и| |В.П.),| | | | | | | | |
|внебюджетными| |ГНИ | | | | | | | | |
|фондами | |(Поля-| | | | | | | | |
| | |ков | | | | | | | | |
| | |В.Ф.),| | | | | | | | |
| | |НАПП | | | | | | | | |
| | |(Цыба-| | | | | | | | |
| | |нев | | | | | | | | |
| | |В.Н.) | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- заключение |ДП |НАПП, |до | | | | | | | |
|соглашений с |(Воро-|ДФ |01.03.| | | | | | | |
|основными,бю-|нов |(Лунин|1998 | | | | | | | |
|джетообразую-|В.Н.) |В.Н.) | | | | | | | | |
|щими предпри-| | | | | | | | | | |
|ятиями по со-| | | | | | | | | | |
|гласованию | | | | | | | | | | |
|планов стра-| | | | | | | | | | |
|тегического | | | | | | | | | | |
|развития | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-разработка и|ДП |ДЭП |до | | | | | | | |
|принятие По-|(Воро-|(Теодо|15.04.| | | | | | | |
|ложения об |нов |рович |1998 | | | | | | | |
|отборе пред-|В.Н.) |М.Л.) | | | | | | | | |
|приятий для | | | | | | | | | | |
|участия в | | | | | | | | | | |
|программе ре-| | | | | | | | | | |
|формирования | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- отбор пред-|ДП |НАПП |до | | | | | | | |
|приятий для |(Воро-| |01.05.| | | | | | | |
|участия в |нов | |1998 | | | | | | | |
|программе ре-|В.Н.) | | | | | | | | | |
|формирования | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |НАПП, |в те- | | | | | | | |
|отраслевых |(Воро-|дирек-|чение | | | | | | | |
|программ ре- |нов |тора |года | | | | | | | |
|формирования |В.Н.) |пред- | | | | | | | | |
| | |прия- | | | | | | | | |
| | |тий | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- аккредита- |ДП |Гиль- |в те- |120 | | |60 | | | |
|ция консалти-|(Воро-|дия |чение | | | | | | | |
|нговых фирм, |нов |кон- |года | | | | | | | |
|проведение |В.Н.) |суль- | | | | | | | | |
|семинаров - | |тан- | | | | | | | | |
|презентаций, | |тов | | | | | | | | |
|создание баз | | | | | | | | | | |
|данных по ко-| | | | | | | | | | |
|нсультацион- | | | | | | | | | | |
|ным фирмам | | | | | | | | | | |
|различных на-| | | | | | | | | | |
|правлений и | | | | | | | | | | |
|их услугам | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-подготовка и|ДП |конса-|2-ой |3000 | | |1500| | | |
|заключение |(Воро-|лтин- |квар- | | | | | | | |
|договоров на |нов |говые |тал | | | | | | | |
|консалтинго- |В.Н.) |фирмы |1998 | | | | | | | |
|вые услуги по| | | | | | | | | | |
|разработке | | | | | | | | | | |
|планов рест- | | | | | | | | | | |
|руктуризации | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-организация |ДП |НАПП |в те- |120 | | |120 | | | |
|постоянно |(Воро-|(Цыба-|чение | | | | | | | |
|действующего |нов |нев |года | | | | | | | |
|семинара по |В.Н.) |В.Н.),| | | | | | | | |
|программе ре-| |конса-| | | | | | | | |
|формирования,| |лтин- | | | | | | | | |
|в т.ч. по об-| |говые | | | | | | | | |
|мену опытом с| |фирмы | | | | | | | | |
|другими реги-| | | | | | | | | | |
|онами | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-организация |ДП |ДЭП |240 | | | |120 | | | |
|экспертиз |(Воро-|(Теодо| | | | | | | | |
|планов рест- |нов |рович | | | | | | | | |
|руктуризации,|В.Н.) |М.Л.),| | | | | | | | |
|финансового | |конса-| | | | | | | | |
|оздоровления,| |лтин- | | | | | | | | |
|бизнес-планов| |говые | | | | | | | | |
|и т.п. при | |фирмы | | | | | | | | |
|решении воп- | | | | | | | | | | |
|росов о льго-| | | | | | | | | | |
|тах,гарантиях| | | | | | | | | | |
|банкротстве и| | | | | | | | | | |
|т.п. | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-организация |ДП |ВАО |в те- |1000 | | |500 | | | |
|участия про- |(Воро-|"Ниже-|чение | | | | | | | |
|мышленных |нов |город-|года | | | | | | | |
|предприятий в|В.Н.) |ская |по от-| | | | | | | |
|российских и| |ярмар-|дель- | | | | | | | |
|международных| |ка", |ному | | | | | | | |
|выставках | |ДВЭС |плану | | | | | | | |
| | |(Евла-| | | | | | | | |
| | |мпиев | | | | | | | | |
| | |В.Н.) | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |4480 | | |2300| | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|2. Программа | | | | | | | | | | |
|"Повышение | | | | | | | | | | |
|эффективности| | | | | | | | | | |
|использования| | | | | | | | | | |
|собственности| | | | | | | | | | |
|в промышлен-| | | | | | | | | | |
|ности": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-инвентариза-|ДП |ДФ |1-ый, |340 | | |170 | | | |
|ция незавер-|(Воро-|(Лунин|2-ой | | | | | | | |
|шенного стро-|нов |В.Н.),|квар- | | | | | | | |
|ительства и |В.Н.) |неза- |тал | | | | | | | |
|незагруженных| |виси- |1998г.| | | | | | | |
|мощностей | |мые | | | | | | | | |
|предприятий -| |экспе-| | | | | | | | |
|должников, | |рты | | | | | | | | |
|оценка эффек-| | | | | | | | | | |
|тивности воз-| | | | | | | | | | |
|можного ис-| | | | | | | | | | |
|пользования | | | | | | | | | | |
|имущества и | | | | | | | | | | |
|долгостроя | | | | | | | | | | |
|(оплата дого-| | | | | | | | | | |
|воров-экспер-| | | | | | | | | | |
|тиз) | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |ДФ |2-ой |200 | | |200 | | | |
|проектов по |(Воро-|(Лунин|квар- | | | | | | | |
|повышению ли-|нов |В.Н.),|тал | | | | | | | |
|квидности за-|В.Н.) |ДЭП |1998г.| | | | | | | |
|долженностей | |(Теодо| | | | | | | | |
|промышленных | |рович | | | | | | | | |
|предприятий в| |М.Л.),| | | | | | | | |
|областной бю-| |КУГИ | | | | | | | | |
|джет, органи-| |(Антю-| | | | | | | | |
|зация аукцио-| |ганов | | | | | | | | |
|нов по прода-| |С.В.) | | | | | | | | |
|же долгов, в | | | | | | | | | | |
|т.ч.через ка-| | | | | | | | | | |
|питализацию | | | | | | | | | | |
|их в акции и | | | | | | | | | | |
|облигации | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-подготовка и|ДП |КУГИ |в те- |50 | | |50 | | | |
|заключение |(Воро-|(Антю-|чение | | | | | | | |
|трастовых до-|нов |ганов |года | | | | | | | |
|говоров на |В.Н.) |С.В.),| | | | | | | | |
|управление | |ФИНО | | | | | | | | |
|акциями, на-| |(Смир-| | | | | | | | |
|ходящимися в| |нов | | | | | | | | |
|госсобствен- | |Г.М.) | | | | | | | | |
|ности | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-разработка |ДП |ДФ |2-ой |50 | | |50 | | | |
|законодатель-|(Воро-|(Лунин|квар- | | | | | | | |
|ных актов по |нов |В.Н.),|тал | | | | | | | |
|компенсации |В.Н.) |нало- |1998г.| | | | | | | |
|недополучения| |говая | | | | | | | | |
|налогов от | |инспе-| | | | | | | | |
|юридических | |кция | | | | | | | | |
|лиц,не являю-| |(Поля-| | | | | | | | |
|щихся плате-| |ков | | | | | | | | |
|льщиками в | |В.Ф.) | | | | | | | | |
|областной бю-| | | | | | | | | | |
|джет и имею-| | | | | | | | | | |
|щих промыш-| | | | | | | | | | |
|ленное произ-| | | | | | | | | | |
|водство на | | | | | | | | | | |
|территории | | | | | | | | | | |
|Нижегородской| | | | | | | | | | |
|области | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |640 | | |470 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|3. Программа | | | | | | | | | | |
|"Повышение | | | | | | | | | | |
|эффективности| | | | | | | | | | |
|работы про- | | | | | | | | | | |
|мышленных | | | | | | | | | | |
|предприятий | | | | | | | | | | |
|на рынках": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- проведение |ДП |Гор. | |20 | | |20 | | | |
|конференции- |(Воро-|админ.| | | | | | | | |
|совещания по |нов |промы-| | | | | | | | |
|проблемам фо-|В.Н.) |шлен. | | | | | | | | |
|рмирования | |пред- | | | | | | | | |
|внутриобласт-| |прия- | | | | | | | | |
|ного рынка | |тия | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-анализ ввоза|ДП |НОГКС |в те- |30 | | |30 | | | |
|вывоза това-|(Воро-|(Голу-|чение | | | | | | | |
|ров производ-|нов |бцов |года | | | | | | | |
|ственного и |В.Н.) |В.А.) | | | | | | | | |
|потребительс-| | | | | | | | | | |
|кого назначе-| | | | | | | | | | |
|ния и созда-| | | | | | | | | | |
|ние баз дан-| | | | | | | | | | |
|ных по заку-| | | | | | | | | | |
|паемым за пре| | | | | | | | | | |
|делами обл. | | | | | | | | | | |
|товарам и | | | | | | | | | | |
|продукции | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |ГПД |2-ой |50 | | | |50 | | |
|организацион-|(Воро-|(Гри- |квар- | | | | | | | |
|ных и иных |нов |шина |тал | | | | | | | |
|мер по защите|В.Н.) |Т.А.),|1998 | | | | | | | |
|областного | |ДЭП | | | | | | | | |
|товаропроиз- | |(Теодо| | | | | | | | |
|водителя и | |рович | | | | | | | | |
|стимулирова- | |М.Л.) | | | | | | | | |
|нию внутриоб-| | | | | | | | | | |
|ластной коо-| | | | | | | | | | |
|перации (по | | | | | | | | | | |
|договору) | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-программа по|ДП |ЦСМ |в те- |2000 | | |300 | | | |
|проблемам ка-|(Воро-|(Свеш-|чение | | | | | | | |
|чества,конку-|нов |ников |года | | | | | | | |
|рентоспособ- |В.Н.),|А.Г.),| | | | | | | | |
|ности и сер-|Коор- |НИК КД| | | | | | | | |
|тификации |дина- |(Шол- | | | | | | | | |
|продукции,ра-|цион- |кин | | | | | | | | |
|бот,услуг |ный |Н.Г.),| | | | | | | | |
| |совет |ВВСерт| | | | | | | | |
| | |(Оль- | | | | | | | | |
| | |шевс- | | | | | | | | |
| | |кий | | | | | | | | |
| | |К.Ц.) | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |2100 | | |400 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|4. Программа | | | | | | | | | | |
|"Создание ин-| | | | | | | | | | |
|формационно- | | | | | | | | | | |
|маркетингово-| | | | | | | | | | |
|го центра": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |Рабо- |НОГКС |в те- |800 | | |500 | | | |
|проекта соз-|чая |(Голуб|чение | | | | | | | |
|дания инфор-|группа|цов |года | | | | | | | |
|мационно-мар-|созда-|А.Н.),| | | | | | | | |
|кетингового |нная |промы-| | | | | | | | |
|центра, баз|распо-|шлен. | | | | | | | | |
|данных по то-|ряже- |пред- | | | | | | | | |
|варам, поста-|нием |прия- | | | | | | | | |
|вляемым на|губер-|тия | | | | | | | | |
|внешние рынки|натора| | | | | | | | | |
|информацион -|ДП | | | | | | | | | |
|ных каналов|(Воро-| | | | | | | | | |
|по внешним |нов | | | | | | | | | |
|рынкам |В.Н.) | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-разработка и|ДП | |2-ой | | | | | | | |
|принятие По-|(Воро-| |квар- | | | | | | | |
|ложения о по-|нов | |тал | | | | | | | |
|рядке форми-|В.Н.) | |1998г.| | | | | | | |
|рования об-| | | | | | | | | | |
|ластного за-| | | | | | | | | | |
|каза | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-разработка |ДП | |2-ой |50 | | |50 | | | |
|методик форми|(Воро-| |квар- | | | | | | | |
|рования и ра-|нов | |тал | | | | | | | |
|спределения |В.Н.) | |1998 | | | | | | | |
|областного | | | | | | | | | | |
|заказа | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-формирование|ДП |адми- |в те- |240 | | |100 | | | |
|представите- |(Воро-|нист- |чение | | | | | | | |
|льств инфор-|нов |рация |года | | | | | | | |
|мационно-мар-|В.Н.) |райо- | | | | | | | | |
|кетингового | |нов | | | | | | | | |
|центра в рай-| | | | | | | | | | |
|онах области | | | | | | | | | | |
|(долевое фи-| | | | | | | | | | |
|нансирование)| | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-информацион-|ДП | |2-ой |100 | | |100 | | | |
|ное обеспече-|(Воро-| |квар- | | | | | | | |
|ние на уровне|нов | |тал | | | | | | | |
|глобальных |В.Н.) | |1998 | | | | | | | |
|сетей | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |1190 | | |750 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|5. Программа | | | | | | | | | | |
|"Информацион-| | | | | | | | | | |
|но - аналити-| | | | | | | | | | |
|ческое сопро-| | | | | | | | | | |
|вождение про-| | | | | | | | | | |
|мышленной по-| | | | | | | | | | |
|литики": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |адми- |в те- |60 | | |60 | | | |
|Соглашений с |(Вихо-|нист- |чение | | | | | | | |
|основными бю-|рев |рации |года | | | | | | | |
|джетообразую-|В.А.) |райо- | | | | | | | | |
|щими предпри-| |нов, | | | | | | | | |
| | |промы-| | | | | | | | |
| | |шлен. | | | | | | | | |
| | |пред- | | | | | | | | |
| | |прия- | | | | | | | | |
| | |тия | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
| | | | | | | | | | | |
|- создание |ДП |НОКГС |2-ой |120 | | |120 | | | |
|системы полу-|(Иса- |(Голуб|квар- | | | | | | | |
|чения инфор-|ков |цов |тал | | | | | | | |
|мации по про-|Ю.П.) |А.Н.),|1998г.| | | | | | | |
|мышленным | |промы-| | | | | | | | |
|предприятиям | |шлен. | | | | | | | | |
|и отраслям | |пред- | | | | | | | | |
|для монитори-| |прия- | | | | | | | | |
|нга основных | |тия | | | | | | | | |
|производств. | | | | | | | | | | |
|и финансово-| | | | | | | | | | |
|экономических| | | | | | | | | | |
|показателей | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- проведение |Вице- | |в те- |80 | | |80 | | | |
|экспертизы |губер-| |чение | | | | | | | |
|бюджетной эф-|натор | |года | | | | | | | |
|фективности |Рыбуш-| | | | | | | | | |
|проектов и |кин | | | | | | | | | |
|программ |С.О., | | | | | | | | | |
| |ДП | | | | | | | | | |
| |(Воро-| | | | | | | | | |
| |нов | | | | | | | | | |
| |В.Н.),| | | | | | | | | |
| |НИЭР, | | | | | | | | | |
| |неза- | | | | | | | | | |
| |виси- | | | | | | | | | |
| |мые | | | | | | | | | |
| |экспе-| | | | | | | | | |
| |рты, | | | | | | | | | |
| |конса-| | | | | | | | | |
| |лтинг.| | | | | | | | | |
| |фирмы | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |260 | | |260 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|6. Программа | | | | | | | | | | |
|"Кадры для | | | | | | | | | | |
|промышленнос-| | | | | | | | | | |
|ти": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- проведение |ДП |НГТУ |2-ой |10 | | |10 | | | |
|маркетинговых|(Воро-|ВВАГС,|квар- | | | | | | | |
|исследований |нов |Инсти-|тал | | | | | | | |
|по базовым |В.Н.) |тут |1998г.| | | | | | | |
|курсам (семи-| |прива-| | | | | | | | |
|нарам) и про-| |тиза- | | | | | | | | |
|граммам обу-| |ции и | | | | | | | | |
|чения, прием-| |управ-| | | | | | | | |
|лемых форм | |ления | | | | | | | | |
|обучения,про-| | | | | | | | | | |
|ведение мони-| | | | | | | | | | |
|торинга в | | | | | | | | | | |
|процессе обу-| | | | | | | | | | |
|чения | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |Инсти-|1-ый, |10 | | |10 | | | |
|учебных прог-|(Иса- |тут |2-ой | | | | | | | |
|рамм подго-|ков |прива-|квар- | | | | | | | |
|товки кадров|Ю.П.) |тиза- |тал | | | | | | | |
|с привлечени-| |ции и |1998г.| | | | | | | |
|ем экспертов-| |управ-| | | | | | | | |
|консультантов| |ления,| | | | | | | | |
| | |НАПП | | | | | | | | |
| | |(Цыба-| | | | | | | | |
| | |нев | | | | | | | | |
| | |В.Н.) | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-обучение ка-|ДП |Инсти-|в те- |300 | | |150 | | | |
|дров (руково-|(Воро-|тут |чение | | | | | | | |
|дителей и |нов |прива-|года | | | | | | | |
|специалистов)|В.Н.) |тиза- | | | | | | | | |
|(долевое фи-| |ции и | | | | | | | | |
|нансирование)| |управ-| | | | | | | | |
| | |ления | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |320 | | |170 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|7. Программа | | | | | | | | | | |
|"Нижегородс- | | | | | | | | | | |
|кий автомо- | | | | | | | | | | |
|биль": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |Коор- |НИЭР |1-ый, |150 | | |50 | | | |
|концепции,ос-|дина- | |2-ой | | | | | | | |
|новных меро-|цион- | |квар- | | | | | | | |
|приятий и |ный | |тал | | | | | | | |
|оценка эффек-|совет | |1998г.| | | | | | | |
|тивности про-|ДП | | | | | | | | | |
|граммы "Ниже-|(Воро-| | | | | | | | | |
|городский ав-|нов | | | | | | | | | |
|томобиль" (на|В.Н.) | | | | | | | | | |
|долевых с ОАО| | | | | | | | | | |
|"ГАЗ" и ФПГ) | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|программе | | | |150 | | |50 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|8. Программа | | | | | | | | | | |
|"Научно-тех- | | | | | | | | | | |
|ническая по-| | | | | | | | | | |
|литика и ин-| | | | | | | | | | |
|новация в | | | | | | | | | | |
|промышленно- | | | | | | | | | | |
|сти": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- разработка |ДП |ДПП, |2-ой |400 | | |400 | | | |
|концепции,ос-|(Воро-|НИЭР |квар- | | | | | | | |
|новных меро-|нов | |тал | | | | | | | |
|приятий и |В.Н.) | |1998г.| | | | | | | |
|оценка эффек-| | | | | | | | | | |
|тивности про-| | | | | | | | | | |
|граммы "Науч-| | | | | | | | | | |
|но-техничес- | | | | | | | | | | |
|кая политика | | | | | | | | | | |
|и инновация в| | | | | | | | | | |
|промышленнос-| | | | | | | | | | |
|ти" | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | | | |
|Программе | | | |400 | | |400 | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|9. Программа | | | | | | | | | | |
|"Реструктури-| | | | | | | | | | |
|зация пред-| | | | | | | | | | |
|приятий обо-| | | | | | | | | | |
|ронного комп-| | | | | | | | | | |
|лекса": | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-конференция-|ДП |ВНИИЭФ|2-ой | | | | | |2000| |
|совещание ад-|(Бес- |"Кон- |квар- | | | | | | * | |
|министраций и|сараб |вер- |тал | | | | | | | |
|руководителей|В.А.) |сия" |1998г.| | | | | | | |
|предприятий | | | | | | | | | | |
|ОК по пробле-| | | | | | | | | | |
|мам поддержки| | | | | | | | | | |
|предприятий | | | | | | | | | | |
|оборонного | | | | | | | | | | |
|комплекса и | | | | | | | | | | |
|конверсии | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- отбор пред-|ДП | |2-ой | | | | | | | |
|приятий обо-|(Бес- | |квар- | | | | | | | |
|ронного комп-|сараб | |тал | | | | | | | |
|лекса для |В.А.) | |1998 | | | | | | | |
|участия в | | | | | | | | | | |
|программе | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-организация |ДП |конса-|в те- | | | | | | | |
|постоянно де-|(Бес- |лтин- |чение | | | | | | | |
|йствующего |сараб |говые |года | | | | | | | |
|семинара по |В.А.) |фирмы | | | | | | | | |
|программе | | | | | | | | | | |
|поддержки | | | | | | | | | | |
|предприятий | | | | | | | | | | |
|ОК и диверси-| | | | | | | | | | |
|фикации воен-| | | | | | | | | | |
|ного произво-| | | | | | | | | | |
|дства | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|-организация |ДП |ГК"Рос|в те- | | | | | | | |
|участия про- |(Бес- |воору-|чение | | | | | | | |
|мышленных |сараб |жение"|года | | | | | | | |
|предприятий |В.А.) |ВАО"Ни| | | | | | | | |
|ВПК в россий-| |жего- | | | | | | | | |
|ских,междуна-| |родс- | | | | | | | | |
|родных и меж-| |кая | | | | | | | | |
|региональных | |ярмар-| | | | | | | | |
|тематических | |ка", | | | | | | | | |
|выставках | |НОГКС | | | | | | | | |
| | |(Голу-| | | | | | | | |
| | |бцов | | | | | | | | |
| | |А.Н.),| | | | | | | | |
| | |пром. | | | | | | | | |
| | |пред- | | | | | | | | |
| | |прия- | | | | | | | | |
| | |тия | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- финансово -|ДП | |в те- | | | | | | | |
|экономический|(Бес- | |чение | | | | | | | |
|мониторинг |сараб | |года | | | | | | | |
|предприятий |В.А.) | | | | | | | | | |
|ВПК | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|- создание |ДП | |в те- | | | | | | | |
|объединений |(Бес- | |чение | | | | | | | |
|предприятий |сараб | |года | | | | | | | |
|ВПК для реше-|В.А.) | | | | | | | | | |
|ния общих за-| | | | | | | | | | |
|дач | | | | | | | | | | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Итого по | | | | | | | | |2000| |
|Программе | | | | | | | | | * | |
|-------------+------+------+------+-----+----+----+----+---+----+----|
|Всего | | | | | | | | | | |
|финансовых | | | |11540| | |4800| | | |
|средств | | | | | | | | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
*) совместное финансирование предприятиями и инвестиционной зоной
ЗАТО г.Саров
3. Сводные данные бюджетной эффективности
/--------------------------------------------------------------------\
| |Затраты|в т.ч. |Бюджет|в т.ч. |
| |всего | из |эффек.|в 1998 |
| Наименование программ |(млн. |бюджета|всего |году |
| | руб.) | |(млн. | |
| | | | руб.)| |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Реформирование предприятий | 4480 | 2300 | 24000| 6000 |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Повышение эффективности использования| 640 | 470 | 8000 | 1500 |
|собственности в промышленности | | | | |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Повышение эффективности работы промы-| 2100 | 400 | 2000 | 2000 |
|шленных предприятий на рынках | | | | |
| | | | | |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Создание информационно-маркетингового| 1190 | 750 | 750 | 750 |
|центра | | | | |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Информационно-аналитическое сопровож-| 260 | 260 | 30000| 30000 |
|дение промышленной политики | | | | |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Кадры для промышленности | 320 | 170 | - | - |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Нижегородский автомобиль | 150 | 50 | - | - |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Научно-техническая политика и иннова-| 400 | 400 | - | - |
|ция в промышленности | | | | |
|-------------------------------------+-------+-------+------+-------|
|Всего | 9540 | 4800 | 64750| 40250 |
\--------------------------------------------------------------------/
Таким образом, общая бюджетная эффективность всей совокупности программ, выраженная в дополнительных поступлениях средств в бюджет и внебюджетные фонды и отражающая весьма пессимистический подход к ее количественной оценке, составит 64750 млн. руб., в том числе 40250 млн. руб. уже в 1998 году.
Как видно, это многократно превышает предполагаемые затраты бюджетных средств на финансирование программ (коэффициент бюджетной эффективности равен 13,5), что дает полное основание считать данную программу абсолютно безубыточной для областного бюджета по части участия в ее реализации.
Необходимо отметить, что рассмотренные программы представляют собой комплексную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных мер и мероприятий по реализации концепции промышленной политики в области, наивысшая эффективность которых возможна при реализации всей совокупности этих программ.
В связи с этим отказ от выполнения какой-либо и тем более каких-либо из них негативно отразится на результативности других программ и их общей эффективности и приведет в итоге к упущенной выгоде для бюджета и внебюджетных фондов области.
Приложение 1
к "Программе..."
Основные направления реформирования предприятий
1. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ).
Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит создать системы регистрации прав собственника, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом.
2. Пересмотр устава предприятия (для хозяйственных обществ) и уточнение контракта с руководителем предприятия с целью более четкого разграничения полномочий и ответственности между собственником и управляющим.
3. Выявление и устранение нарушенных прав собственников (для акционерных обществ).
4. Реализация прав собственности на землю.
5. Инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия, выделение вспомогательных производств в самостоятельные структурные подразделения, вывод неиспользуемых основных фондов.
Передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведении местных органов исполнительной власти. Согласование с местными органами власти графика передачи объектов социально - бытового и культурного назначения в их ведение. Осуществление тесных контактов с местными администрациями.
6. Рыночная оценка активов предприятия. Рыночная оценка активов даст возможность увеличить размер уставного капитала акционерного общества (уставного фонда государственного предприятия) и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что в свою очередь явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
7. Распространение практики разрешения споров в области хозяйственных отношений в судебном порядке в арбитражных судах. На основе анализа дебиторской задолженности предприятию принять решение о возбуждении дел о банкротстве должников предприятия.
8. Проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. Принять решение о реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды на основании постановления Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" от 5 марта 1997 года N 254 и дополнений к ним.
9. Переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки.
10. Разработка конкретной программы мер по ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии).
11. Разработка мер по снижению неденежных форм расчетов.
12. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
13. Выработка стратегии развития предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе - устойчивого положения на рынке.
Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.
14. Подготовка и переподготовка кадров. Разработка планов обучения и переподготовки кадров предприятий. Формирование кадровой политики, предусматривающей наем на контрактной основе квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
Разработка паспорта предприятия
На основе осуществления мер, предусмотренных в программе реформирования предприятия, формируется паспорт предприятия (периодически обновляемый).
Примерная структура паспорта предприятия дана в приложении 2. На основе данных о реформировании предприятия, указанных в паспорте предприятия, будет проводиться оценка итогов этой работы в зависимости от основных этапов реформирования предприятия.
Оценочные критерии или признаки реформирования предприятия
Первый этап - 1997 год:
ведение реестра акционеров независимым регистратором;
эффективность работы по реструктуризации долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами;
отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки.
Второй этап - январь 1998 г. - декабрь 1999 г. при условии соответствия критериям первого этапа:
наличие средне- или долгосрочного бизнес-плана;
существенное снижение неденежных форм расчета, вплоть до полного отказа от бартера;
переход на международные стандарты бухгалтерского учета:
наличие договоров страхования имущества;
отсутствие проигранных руководителем предприятия арбитражных споров по искам собственников предприятия о нарушении их прав;
отсутствие претензий со стороны персонала предприятия по выполнению коллективных трудовых договоров.
Приложение 8
к "Программе..."
Паспорт предприятия
1. Наименование предприятия (полное или сокращенное).
2. Юридический адрес предприятия.
3. Номер и дата государственной регистрации.
4. Организационно-правовая форма. Величина уставного капитала (уставного фонда - для государственных унитарных предприятий).
Для акционерных обществ - характеристика структуры акционерного капитала с перечнем основных акционеров и принадлежащих им пакетов акций, а также указание реестродержателя (с адресом).
5. Фамилия, имя, отчество генерального директора, заместителей директора, главного бухгалтера с возрастными и образовательными данными и указанием опыта работы.
6. Средняя численность основного и вспомогательного персонала.
7. Основные виды деятельности и основные виды выпускаемой продукции. Общая характеристика ассортимента выпускаемой продукции с указанием основных наименований. Доля экспорта в общем объеме продаж.
8. Наличие в собственности земельного участка (его границы, размеры, местоположение, уровень благоустройства территории и состояние инженерно-транспортной инфраструктуры).
9. Характеристика основных фондов (стоимости, возрастного состава, степени износа).
10. Основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия: прибыль, коэффициенты рентабельности (продаж, активов, инвестированного капитала и т. д.), ликвидности баланса, финансовой устойчивости, оборачиваемости, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по оплате труда и т.д. Наличие задолженности по текущим платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Указание на проведенную реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением N 254 от 5 марта 1997 года (с характеристикой выбранного способа и приложением соответствующего решения Правительства Российской Федерации, а также решения общего собрания акционеров об эмиссии ценных бумаг).
Форма уплаты налогов (по мере отгрузки).
11. Ведение бухгалтерского учета по международным стандартам.
12. Проведение рыночной оценки активов.
13. Объем рыночной капитализации (объем выпуска в обращение ценных бумаг с их классификацией).
14. Пообъектная характеристика объектов культурно-бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства (отдельно принадлежащих предприятию на праве собственности и находящихся на его балансе). Перечень и стоимость объектов незавершенного строительства.
15. Участие в финансово-промышленных группах и капитале других предприятий и организаций.
К паспорту прикладывается стратегия развития предприятия (долгосрочный бизнес-план).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 марта 1998 г. N 65 "О Концепции промышленной политики в Нижегородской области на 1998-2000 годы и региональной программе "Основные направления реализации промышленной политики в Нижегородской области в 1998 году"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 102 от 3 июня 1998 г.