Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
от 17 марта 1998 г. N 65
Концепция
промышленной политики в Нижегородской области
на 1998-2000 годы
Введение
Концепция разработана в соответствии с Законом Нижегородской области "О промышленной политике" департаментом промышленности областной администрации.
Концепция является основой промышленной политики в Нижегородской области в 1998-2000 гг. Основной целью настоящей Концепции является определение стратегической цели, основных направлений промышленной политики на основе анализа тенденций развития промышленности Нижегородской области.
Концепция содержит:
- приоритетные направления развития промышленности в Нижегородской области по социальной значимости, по экономическим показателям;
- ресурсы реализации промышленной политики и меры государственной поддержки промышленности;
- основные направления промышленной политики.
В Концепции также изложены особенности проведения промышленной политики в отношении градообразующих предприятий, предприятий ВПК, социальные аспекты, кадровое и информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики.
1. Состояние и тенденции развития промышленности в области
Для определения основных направлений промышленной политики и действий администрации по их реализации необходимо проанализировать сегодняшнее состояние и тенденции в промышленности Нижегородской области. Этот анализ не может быть сделан без учета процессов, протекающих в целом в российской экономике.
Промышленный спад в Нижегородской области, как и в целом по России, во многом определяется структурными особенностями нашей экономики, прежде всего наличием в ней обширного неэффективного сектора и гипертрофированным развитием военных производств. Среди основных факторов, непосредственно вызвавших сокращение промышленного производства в процессе рыночных преобразований, следует выделить следующие:
- сближение уровня внутренних и мировых цен, повлекшее за собой свертывание неэффективных производств и увеличение доли импортной продукции в структуре покрытия платежеспособного спроса внутреннего рынка;
- ужесточение финансово-кредитной политики, приведшее к сокращению финансовой поддержки неконкурентоспособных производств, резкому снижению государственных инвестиций в промышленность, в том числе в производство вооружений;
- снижение платежеспособного спроса населения в результате сокращения доходов, которое наряду с расширением импорта обусловило сокращение производства потребительских товаров;
- падение платежеспособного спроса на российскую промышленную продукцию со стороны стран СНГ в результате переживаемого ими экономического спада.
Спад производства носит общий характер, т. е. затронул все отрасли промышленности. В то же время динамика производства по основным секторам промышленности существенного различается. Динамика промышленного производства в Нижегородской области приведена в таблице 1.
Таблица 1
Уровень производства промышленной продукции по отраслям
промышленности в сравнении с предыдущим годом
/------------------------------------------------------------------\
| Отрасли | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
| | | | | | |(11 мес)|
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Промышленность- всего | 92,6 | 98,9 | 67,4 | 85,1 | 88,6 | 102,9 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Электроэнергетика | 99,1 | 93,4 | 94,3 | 95,4 | 86,8 | 95,3 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Топливная | 88,0 | 101,2| 85,0 | 79,9 | 76,2 | 114,7 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Черная металлургия | 87,5 | 91,8 | 58,1 | 104,3| 98,7 | 94,3 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Химическая, нефехимич.| 77,6 | 81,7 | 66,9 | 85,8 | 56,8 | 90,0 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Машиностроение | 102,3| 108,6| 60,5 | 79,8 | 96,7 | 106,7 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Лесная, деревообрабат.| 91,4 | 108,9| 76,6 | 110,3| 78,1 | 85,1 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Промстройматериалы | 82,3 | 98,2 | 65,4 | 82,8 | 73,2 | 89,2 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Легкая промышленность | 85,2 | 83,4 | 44,2 | 70,3 | 68,1 | 84,4 |
|----------------------+------+------+------+------+------+--------|
|Пищевая промышленность| 86,2 | 84,5 | 77,8 | 87,2 | 91,1 | 107,1 |
\------------------------------------------------------------------/
Наиболее высокие уровни производства сохраняются в электроэнергетике: в 1996 году произведено продукции 101,7 % от уровня 1990 года и в машиностроении - 77,3 %. Изменение динамики производства по России в целом (таблица 2) несколько отличается от тенденций, наблюдающихся в Нижегородской области. Это отличие во многом обусловлено отсутствием добывающих отраслей промышленности в Нижегородской области и стабильной работой ОАО "ГАЗ", а также других предприятий, входящих в ФПГ "Нижегородские автомобили".
Естественно, что большая часть тенденций в российской и нижегородской экономике совпадают. Прежде всего, это сохранение относительно высокого внутреннего спроса на энергию.
Это обусловлено:
1) сохранением высокой энергоемкости экономики из-за крайне медленной технологической перестройки производства;
2) сохранением достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере;
3) снижением загрузки производственных мощностей, при которой сохраняются затраты энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение производственных помещений;
4) наличием теневого сектора экономики (потребление энергии в котором официальной статистикой учитывается, в то время как производство в нем продукции и услуг статистически не фиксируется).
Внешний спрос становится все более значимым фактором для российской экономики, влияющим на динамику промышленного производства. По ряду видов продукции именно он в решающей степени определяет текущие объемы и динамику выпуска. Например, удельный вес производства продукции на внешние рынки в общем объеме производства в России алюминия, меди, минеральных удобрений, целлюлозы и газетной бумаги в 1995 году достиг 70-80 %. Как показывает анализ, именно расширение экспорта стало основным фактором роста производства в металлургии и химической промышленности в 1995 году.
Таблица 2
Динамика
промышленного производства в целом по России в 1990-1996 гг.
(в % к предыдущему году)
/--------------------------------------------------------------------\
| Отрасли |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996| 96/90|
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Промышленность всего|99,9 |92,0 |82,0 |85,9 |79,1 |96,7 |94,5| 46,8 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Электроэнергетика |102,0|100,3|95,3 |95,3 |91,2 |96,8 |98 | 68,8 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Топливная |96,7 |94,0 |93,0 |88,4 |89,8 |99,2 |97 | 68,8 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Черная металлургия |98,1 |92,6 |83,6 |83,4 |82,7 |109,6|96 | 56,6 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Химическая, нефехим.|97,8 |93,7 |78,3 |78,5 |75,5 |107,6|89 | 41,6 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Машиностроение |101,1|90,0 |85,1 |84,4 |69,2 |90,9 |89 | 36,2 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Лесная, деревообра- | | | | | | | | |
|батывающая и целлю- | | | | | | | | |
|лозно-бумажная |98,8 |91,0 |85,4 |81,3 |69,5 |99,3 |78 | 34 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Промстройматериалы |99,1 |97,6 |79,6 |84,0 |72,7 |92,0 |75 | 32,7 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Легкая промышлен. |99,9 |91,0 |70,0 |77,0 |54,0 |69,8 |72 | 13,3 |
|--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+------|
|Пищевая промышлен. |100,4|90,5 |83,6 |91,0 |82,5 |91,8 |91 | 47,4 |
\--------------------------------------------------------------------/
В отличие от сырьевых отраслей, отрасли машиностроения, радиоэлектроники и др. не способны переориентировать производство на рынки других зарубежных стран из-за неконкурентоспособности большей части производимой продукции. В то же время российский рынок захватывают зарубежные товаропроизводители. Так, в 1995 году удельный вес импортной продукции в общем объеме розничного товарооборота достиг 54 %. По некоторым видам продукции (например, магнитофонам, видеомагнитофонам и телевизорам цветного изображения) удельный вес импорта в структуре продаж превысил 90 %.
В числе факторов, определявших в последние годы динамику промышленного производства, следует назвать и резкое сокращение государственных расходов на оборону, которое привело к свертыванию военных производств и соответствующему снижению выпуска в сопряженных отраслях промышленности.
1.1. Структурные сдвиги
Различия в динамике выпуска продукции по основным отраслям промышленности обусловили изменения в структуре промышленного производства (таблица 3).
Таблица 3
Структура
промышленного производства Нижегородской области
в разрезе отраслей, %
/-----------------------------------------------------------------\
|Отрасли промышленности|1990 | 1991 |1992 |1993 |1994 |1995| 1996 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Промышленность- всего |100 | 100 |100 |100 |100 |100 | 100 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Электроэнергетика |1,8 | 3,1 |5,6 |5,7 |9,2 |9,7 | 11,8 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Топливная |6,2 | 6,4 |16,8 |17,6 |16,0 |12,8| 6,4 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Черная металлургия |6,2 | 5,9 |7,8 |6,0 |4,4 |5,8 | 7,0 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Химическая, нефехимич.|10,0 | 8,8 |9,5 |7.6 |8,8 |9,8 | 7,9 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Машиностроение |46,7 | 41,9 |41,1 |44,3 |42,7 |42,0| 48,2 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Лесная, деревообрабат.|4,6 | 5,5 |2,0 |3,2 |3,0 |5,4 | 4,1 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Стройматериалы |1,8 | 1,7 |1,2 |1,7 |1,7 |1,8 | 1,9 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Легкая промышленность |9,3 | 13,0 |5,0 |3,5 |2,4 |2,1 | 1,9 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Пищевая промышленность|8,0 | 10,7 |6,1 |7.3 |7,8 |7,5 | 7,3 |
|----------------------+-----+------+-----+-----+-----+----+------|
|Прочие отрасли | 5,2 | 2,8 | 4,8 |3,0 |3,9 |3,0 | 3,5 |
\-----------------------------------------------------------------/
Таблица 4
Структура
промышленного производства России в разрезе отраслей, %
/-----------------------------------------------------------------\
| Отрасли промышленности | 1990 |1991 |1992 |1993 |1994| 1995 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Промышленность - всего | 100 |100 |100 |100 |100 | 100 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Топливно-энергетич.комплекс | 12,2 |11,9 |25,3 |26,7 |29,4| 31,0 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Металлургический комплекс | 12,0 |11,7 |17,8 |17,1 |16,6| 17,1 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Химико-лесной комплекс | 12,9 |13,2 |13,5 |11,4 |11,7| 13,1 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Машиностроительный комплекс | 30,8 |25,7 |20,5 |20,3 |19,1| 17,7 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Легкая промышленность | 12,1 |16,5 |7,1 |5,2 |3,1 | 2,4 |
|----------------------------+------+-----+-----+-----+----+------|
|Пищевая промышленность | 11,7 |13,3 |9,8 |12,4 |11,9| 11,3 |
\-----------------------------------------------------------------/
Как видно из таблицы 3, за годы реформ в Нижегородской области значительно возросла доля энергетики и снизилась доля легкой промышленности. В то же время структура промышленности России изменилась более существенно (таблица 4).
Как видно из приведенных данных, последние годы характеризуются резким увеличением удельного веса топливно-энергетического комплекса в структуре промышленного производства, который все больше выступает не только как основа экспортного потенциала, но и как база российской экономики в целом. Его удельный вес повысился с 12 % в 1990-1991 гг. до 31 % в 1995 году. Учитывая наличие устойчивого спроса на энергоресурсы на внешних рынках и существующий резерв для роста внутренних цен на основные виды энергоресурсов до уровня мировых, можно ожидать дальнейшего увеличения удельного веса отраслей топливно-энергетического комплекса. По сравнению с дореформенным уровнем вырос также удельный вес металлургического комплекса. В то же время произошло резкое снижение доли машиностроения и легкой промышленности.
Статистика капитальных вложений указывает на значительный рост доли топливно-энергетического комплекса и металлургии в общем объеме капитальных вложений в промышленность. При этом наблюдается резкое снижение относительных объемов капиталовложений во все остальные отрасли. Так, доля топливно-энергетического комплекса в структуре капитальных вложений в промышленность (в текущих ценах) возросла с 39,1 % в 1990 году до 61,7 % в 1995 году. Удельный вес капитальных вложений в машиностроение за этот период снизился с 23,1 до 8,3 %, легкой промышленности - с 3,3 до 0,7 %.
Таким образом, последние годы демонстрируют тенденцию к постепенному замедлению спада промышленного производства, стабилизацию в некоторых отраслях и перераспределение удельного веса выпуска продукции, инвестиционных и трудовых ресурсов в пользу наиболее конкурентоспособных отраслей российской промышленности. К сожалению, к таковым на сегодня могут быть отнесены не отрасли, выпускающие конечную продукцию, а добывающие и осуществляющие первичную переработку. Эта тенденция не позволяет сделать оптимистичный прогноз для Нижегородской области в рамках общероссийских тенденций, имеющей, как уже было сказано выше, другую структуру промышленности. Именно по этой причине в области крайне важно не ошибиться с приоритетами, разработать и реализовать промышленную политику на основе поддержки и стимулирования конкурентоспособных, высокотехнологичных, наукоемких отраслей и производств, работающих на платежеспособного и стабильного во временном плане потребителя.
1.2. Краткий комментарий к отраслевым тенденциям
Специфические региональные проблемы, в том числе по отраслям.
Машиностроение: выросла конкуренция, сырье ввозится; резкое падение спроса на российском рынке и рынке стран СНГ; сокращение оборонного заказа, отсутствие определенной стратегической политики в области производства вооружений и военной техники на государственном уровне. В Нижегородской области падение производства в 2,14 раза, то есть ниже, чем в среднем по России, а в 1996-1997 гг. наблюдается рост производства. Задача: закрепить наметившиеся тенденции через поддержку конкурентоспособных направлений.
Нефтехимия: нет собственных запасов сырья; большая часть производств, работающих на предприятиях, морально устарела (высокая энергоемкость, низкая степень переработки нефти, недостаточно высокое качество готовой продукции); возросла конкуренция для продукции высокой степени переработки; низкая загрузка предприятий. В Нижегородской области падение производства в 3,17 раза, то есть выше, чем в среднем по России, и в 1996-1997 гг. наблюдается дальнейшее падение производства. Задача: остановить спад, привлечь в область компании, располагающие сырьем, привлечь инвестиции, проработать вопрос целесообразности предоставления льгот (по примеру Татарстана).
Легкая промышленность: выросла конкуренция, сырье ввозится, упал платежеспособный спрос. В Нижегородской области падение производства близко к среднему по России. Задача: улучшить управление предприятиями, проработать вопрос по объединению усилий предприятий в сфере маркетинга, снабжения, сбыта, целесообразности предоставления льгот.
Предприятия ВПК: снижение оборонного заказа, задержка расчетов за произведенную продукцию. Задача: добиваться разрешения самостоятельного через создание регионального представительства "Росвооружения" выхода на внешний рынок, создать сервисные центры по обслуживанию и ремонту военной техники, диверсифицировать производство на условиях развития технологий двойного применения, стимулировать создание объединений для решения общих проблем в сфере маркетинга, выработки стратегических направлений деятельности.
Электроэнергетика: производство электроэнергии выросло в Нижегородской области по сравнению с 1990 годом. Сложившаяся ситуация неоднозначна, поскольку вырабатываемая в области электроэнергия на ряде станций имеет высокую себестоимость, а вследствие высоких цен в базовых отраслях на электро- и теплоэнергию себестоимость прочих товаров завышена, что не может не отразиться на их конкурентоспособности, в том числе на внутреннем рынке. С другой стороны, 50% электроэнергии областью закупается. Задача: проанализировать ситуацию в отрасли с целью принятия мер по снижению стоимости электро- и теплоэнергии для промышленных предприятий, в том числе проработать целесообразность стимулирования выхода промышленных предприятий области на оптовый рынок электроэнергии.
Таким образом, складывающаяся ситуация диктует необходимость для администрации Нижегородской области стимулировать повышение конкурентоспособности продукции нижегородских предприятий и поддерживать деятельность работающих конкурентоспособных, высокоэффективных производств, стимулировать деятельность предприятий, направленную на обслуживание потребностей предприятий ТЭК, металлургического комплекса России, региональной автомобильной промышленности и развитие научно-технического потенциала.
2. Основные проблемы промышленности и промышленных
предприятий области
Проблемы промышленных предприятий, как внешние по отношению к предприятию, так и внутренние (деление достаточно условно), были сформулированы рабочей группой по разработке Концепции программы социально-экономического развития Нижегородской области на 1997-2000 годы и носят общий характер.
2.1. Общие проблемы внешнего характера
1. Не стимулирующая производство система налогообложения. Высокие налоги (на прибыль, НДС, имущество).
2. Неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями - естественными монополистами.
3. Высокие цены на продукцию и услуги предприятий-монополистов.
4. Низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, в первую очередь, со стороны государственных органов.
5. Несистемный подход в проведении промышленной и таможенной политики на федеральном и региональном уровнях.
6. Потеря внешних рынков из-за политических изменений. Незащищенность внутреннего рынка.
7. Отвлечение средств на содержание соцкультбыта, мобилизационных мощностей.
2.2. Внутренние проблемы предприятий
1. Физический износ основных фондов. Устаревшие технологии производства.
2. Недостаток оборотных средств.
3. Высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды.
4. Высокая доля бартера во взаиморасчетах.
5. Низкий уровень менеджмента на предприятиях.
6. Наличие "теневого оборота", ухудшающего показатели основного предприятия.
7. Скрытая безработица.
* Практически все внутренние проблемы предприятий порождены (и должны решаться) на двух уровнях: федеральном и предприятия, в том смысле, что они являются следствием как недостаточного уровня менеджмента на предприятиях, так и следствием таможенной, кредитно-финансовой и налоговой политики правительства.
2.3. Ранжирование проблем
Для успешного решения вышеперечисленных проблем необходимо разработать процедуру их ранжирования, учитывающую уровни компетентности по решению каждой из них, ресурсы и прогнозируемый эффект, способы регулирующего воздействия с учетом законодательной базы и организационно-правовое оформление.
Для этого необходимо ввести в практику работы администрации:
2.3.1. Проведение анализа основных показателей 50-60 базовых предприятий, определяющих состояние основных отраслей областной промышленности, в сравнении со среднероссийскими и мировыми показателями, для чего разработать и внедрить соответствующие методики, позволяющие определять долгосрочные тенденции роста (падения) конкурентоспособности отраслей.
2.3.2. Проведение на основании анализа по п. 2.3.1 анализа отраслевых проблем на региональном уровне и уровне предприятий.
2.3.3. Разработку на основании проведенных анализов алгоритма решения проблем для промышленности в целом (если это окажется целесообразным) по схеме "затраты - эффект", понимая под "затратами" возможные прямые и косвенные бюджетные средства (в том числе налоговый кредит), а под "эффектом" - стабилизацию или повышение налоговых платежей, возможно, сохранение рабочих мест и т. п.
На основании использования такого подхода необходимо перейти от точечных воздействий на проблемы "по факту" к системной работе по созданию условий хозяйствования, стимулирующих конкурентоспособное промышленное производство.
3. Стратегическая цель промышленной политики
Региональная промышленная политика проводится на основе принципов, провозглашенных в Законе "О промышленной политике".
Стратегической целью промышленной политики на ближайшие два года в Нижегородской области является:
- прекращение спада и переход устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий и привлечения инвестиций в промышленность, стимулированию создания и производства конкурентоспособной продукции, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
- достижение к 2001 году ... % от уровня 1991 года в сопоставимых ценах;
- оптимизация структуры промышленности области;
- закрепление и усиление роли и места промышленности Нижегородской области в межрегиональном и международном разделении труда, в том числе за счет потенциала оборонного комплекса.
4. Приоритетные направления развития промышленности области
4.1. Приоритеты на основе отраслевых тенденций нуждаются в уточнении и детализации. Для этого должна быть разработана методика, которая на основе непрерывного анализа данных о состоянии и тенденциях развития промышленности области, макромаркетинговых исследований позволяла бы определить долгосрочные приоритеты областной промышленной политики, исходя из конкурентоспособности предприятий и отраслей, необходимые меры регулирования развития промышленности и прогноз их эффективности, прежде всего с точки зрения бюджета. Такая методика должна базироваться на социально-экономических индикаторах, то есть помимо экономических учитывала бы и социальные последствия промышленной политики. В качестве первого шага при разработке методики и в качестве системы "обратной связи" для определения приоритетных направлений может быть применен метод экспертных оценок. Он также должен базироваться на социально-экономических индикаторах, учитывающих отраслевые и территориальные факторы помимо факторов, характеризующих конкретное предприятие. В качестве таковых могут использоваться:
1) отраслевые:
положение (в т. ч. перспективное) на рынках (доля на внутреннем, российском рынках, экспортоориентированность);
финансовые показатели деятельности предприятий отрасли (рентабельность, оборачиваемость);
динамика технологического перевооружения и уровень наукоемкости продукции;
состояние материально-технологической базы (характеристика основных фондов);
социальная значимость отрасли (доля работающих на предприятиях отрасли в общей величине занятых, доля налоговых платежей в общей величине поступлений в консолидированный бюджет области);
2) территориальные:
развитость производственной и социальной инфраструктуры (транспорт, связь, материально - техническое снабжение, инженерные сооружения, коммуникации, кадровый состав трудоспособного населения, обеспеченность коммунально-бытовой и социально-культурной сфер);
развитость кредитно-финансовой сферы и инфраструктуры услуг промышленности (консалтинг, лизинг, аудит и т. д.);
3) характеристики предприятий:
структура уставного капитала;
динамика развития за несколько последних лет;
положение на рынке;
финансовые показатели деятельности;
показатели производственной деятельности;
характеристика основных фондов;
социальная значимость;
наличие планов развития и т. п.
Разработка такой методики даст обоснованные критерии для планирования объемов средств, форм и способов оказания мер государственной поддержки на региональном и местном уровне. Она также даст возможность оценивать направленность и эффективность мер поддержки, к которым в сегодняшних условиях надо отнести и перепрофилирование неэффективных, не востребованных рынком производств, и проведение процедур банкротства с наименьшими социальными издержками, а не только предоставление льгот. Поэтому решение о поддержке должно приниматься исходя из:
- конкурентоспособности и значимости предприятия - обобщающий показатель на основе анализа по всем группам социально-экономических индикаторов;
- бюджетной эффективности - как обоснования бюджетных вложений с позиции получения практических результатов и увеличения в итоге доходов бюджета.
Предварительный анализ состояния и тенденций развития промышленности области позволяет выделить в качестве приоритетных направлений, в первую очередь, отрасли, уже подтвердившие свою конкурентоспособность и увеличивающие объемы производства:
- машиностроение и металлообработка (53,3 % в общем объеме производства), пищевая, стекольная промышленность.
Кроме того, вполне осуществимыми и важными с социальной точки зрения является стабилизация положения и подготовка к росту в легкой и химических отраслях.
С целью развития приоритетных направлений, скорейшего получения практических результатов разрабатываются и реализуются программы "Нижегородские автомобили", "Химия", "Производство оборудования для ТЭКа".
Промышленность области, характеризующаяся высокой энергоемкостью (химическая, топливная отрасли, машиностроение, черная металлургия) в совокупности дают 72,2 % объема производства.
В этой связи с другими приоритетными направлениями являются развитие большой энергетики с целью сокращения дефицита энергетических мощностей (программа расширения и реконструкции тепловых электростанций АО "Нижновэнерго") и стимулирование энергосбережения с привлечением промышленных предприятий области к созданию энергоэффективных технологий, оборудования и приборов. В то же время необходимо принять меры по регулированию взаимоотношений предприятий промышленности с естественными монополиями, установлению контроля за ценами и тарифами на продукцию и услуги естественных монополистов.
В сфере качественных изменений приоритетными направлениями развития промышленности являются:
- повышение эффективности использования мощностей и ресурсов предприятий (опыт территориально-производственных зон);
- переход на новые стандарты финансовой отчетности и управления на предприятиях;
- развитие внутриобластной кооперации и формирование устойчивых производственных и финансовых связей между предприятиями области, в том числе в рамках формирования областного заказа;
- интеграция промышленных предприятий области в российские финансовые и производственные объединения.
5. Ресурсы реализации промышленной политики
К ресурсам, которыми располагают субъекты промышленной политики в области, можно отнести:
- федеральные и областные программы;
- федеральные и областные бюджетные средства, в том числе реструктуризацию задолженностей предприятий в бюджеты, и освобождение предприятий от несвойственных им непроизводственных функций: передача сферы соцкультбыта на баланс местных самоуправлений;
- внутренние инвестиции предприятий;
- инвестиции собственников;
- внешние, привлеченные инвестиции;
- средства областного фонда развития промышленности;
- кредиты по линии МБРР и других организаций в рамках поддержки реформ в России;
- средства от евробондов.
Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их платность и возвратность, а также необходимость принятия комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.
6. Меры государственной поддержки промышленности
6.1. Государственная поддержка промышленности осуществляется органами государственной власти в соответствии с определенными настоящей Концепцией промышленной политики приоритетами и условиями.
Финансовая поддержка предприятиям промышленности из средств областного бюджета оказывается в соответствии с Законом Нижегородской области от 11.09.95 N 10-З "О повышении эффективности использования бюджетных средств и развитии конкуренции", Законом "О промышленной политике" N 61-З от 20.01.97г. и Законом "Об областном бюджете" на текущий год.
6.2. Для обеспечения регулирующих воздействий на процессы в промышленности области администрация будет применять различные виды мер поддержки.
Прямые меры государственной поддержки промышленности:
- предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение (полное или частичное) от уплаты налога в областной бюджет;
- предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;
- отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной бюджет;
- предоставление инвестиций из областного внебюджетного Фонда развития промышленности (а также средств еврозайма и др.);
- финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками;
- гарантии областной администрации для инвесторов;
- предоставление гарантий при кредитовании промышленных предприятий.
Косвенные меры поддержки промышленности:
- проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области: контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд; централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ; реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды; гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов;
- содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей области с другими регионами и государствами;
- стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиями промышленности (по маркетингу, сертификации продукции и производств, штрих-кодированию, консалтингу, лизингу, обучению кадров и др.);
- содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта;
- содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями.
6.3. Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке и согласованию с областной администрацией планов стратегического развития предприятий, содержащих планы по объемам производства, занятости, энергопотреблению, использованию производственных мощностей, соблюдению правил акционеров и выполнению условий соглашений с органами государственной власти.
7. Основные направления промышленной политики
Анализ проблем промышленных предприятий и промышленности области в целом позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика на сегодняшней стадии реформ в стране, ориентированная на решение двух комплексов проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства промышленной продукции, должна проводиться по следующим направлениям.
Внешний комплекс проблем - это прежде всего формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований.
7.1. Формирование внутреннего рынка и организация
работы на внутреннем и внешнем рынках
Одна из первых задач, которые предстоит решить - изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты областного товаропроизводителя. Необходимо восстановить работу по анализу "ввоза-вывоза" товаров, сырья, материалов, оборудования в области. Разработать и задействовать такие механизмы поддержки областного товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширять свое присутствие на внутриобластном рынке, увеличивать производство продукции, необходимой населению, при условии, что по потребительским свойствам она не уступает привозной.
Первым шагом в этом направлении должно стать создание системы по формированию областного заказа для обеспечения государственных нужд города и области. Развитием этой системы должно стать стимулирование всех видов кооперации и сотрудничества между областными промышленными предприятиями, торговыми организациями, банками по производству и реализации продукции, а именно:
- переход на закупку для своего производства комплектующих, материалов, оборудования у предприятий в области;
- смена смежников за пределами области на областных;
- участие банков в реализации продукции как гарантов своевременной оплаты для производителя, например, с использованием векселей или по схеме факторинга;
- совместная работа производителей и торговли по обеспечению населения необходимыми товарами.
Это позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку производственных мощностей, оставлять в области деньги населения, идущие на потребление, увеличить налоговые платежи.
Помимо мер по формированию внутреннего рынка, необходимо принять меры и по его защите. Прежде всего от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации - всего, что мешает его развитию.
Также необходима работа по поддержке областных предприятий на внешнем рынке, за пределами области - и на общероссийском, и на мировом. Основная задача для них - не только сохранение своих ниш, своего потребителя, но и увеличение объемов экспорта. Должны быть разработаны меры по развитию экспортного потенциала промышленности области, включающие содействие предприятиям по всем направлениям.
В организационном плане:
- участие предприятий в региональных, российских и международных выставках;
- организация широкого использования мировых информационных систем для рекламы нашего экспортного потенциала;
- проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях.
7.2. Повышение эффективности собственности в промышленности
7.2.1. Деятельность администрации в этом направлении должна включать прежде всего:
- поддержку эффективного собственника, имеющего стабильный или развивающийся рынок, возможность расширения производства, своевременно и в полном объеме осуществляющего налоговые платежи;
- поддержку предпринимательства в промышленности, осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий.
7.2.2. Важнейшей задачей должно стать решение проблемы неэффективного собственника. Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет:
- развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции;
- организации площадки по продаже долгов предприятий;
- процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления;
- реализации долговых обязательств предприятий, акций и облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды, в том числе по постановлению Правительства РФ N 254 от 05.03.97 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".
7.2.3. В сфере управления государственной собственностью необходимо развитие трастовой формы управления государственными пакетами акций промышленных предприятий, создание института поверенных, которым собственник делегирует свои права, полностью или частично, в соответствии с уставом предприятия.
Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности, используемой в производстве, и одновременно механизмом адаптации промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование предприятий.
Стратегической целью реформирования предприятий в настоящих условиях является создание условий для использования внутренних и привлечения внешних инвестиций. Поэтому программа реформирования предприятий, разработанная на правительственном уровне, являясь этапной в процессе общего реформирования экономики страны, должна реализовываться только на основе институциональных преобразований, выходящих за рамки собственно предприятия.
Задачи реформирования предприятий:
- защита прав акционеров;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- создание системы управления контрактами и защиты контрактных отношений;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- использование приватизации промышленных предприятий как этапа их реформирования.
В правительственной программе выдвигается требование соответствия предприятий определенным, изложенным в ней стандартам как условие получения любых видов государственной поддержки в виде гарантий, льгот, государственных заказов, реструктуризации задолженностей и т.п.
Поэтому на областном уровне должна быть разработана областная программа реформирования предприятий, имеющая межотраслевой характер, учитывающая особенности реализации задач реформирования на региональном уровне.
7.2.4. Развитие инфраструктуры промышленности.
7.2.5. Реформирование предприятий невозможно в широких масштабах без поддержки и стимулирования развития предприятий инфраструктуры - консалтинговых, лизинговых, инжиниринговых, аудиторских, обучающих и т.п. фирм. Необходимо предусмотреть формирование рынка услуг промышленным предприятиям, создание благоприятных условий для развития предприятий в сфере маркетинга, лизинга, консалтинга. Должен быть организован информационно-маркетинговый центр на долевых началах с заинтересованными предприятиями области с созданием собственной информационной сети и включением ее в мировые информационные сети.
7.2.6. Для осуществления качественных услуг в области консалтинга необходимо стимулировать создание ассоциации фирм соответствующего профиля, которая должна выработать критерии независимой оценки качества услуг и используемых технологий, формировать творческие коллективы для реализации комплексных, масштабных проектов, которые, очевидно, будут необходимы в условиях решения задач повышения эффективности собственности в промышленности, и неизбежной сопутствующей процедуры смены неэффективного собственника.
7.2.7. Для решения комплексных, масштабных задач по реформированию промышленных предприятий и развитию перспективных, конкурентоспособных производств необходимо реализовать утвержденный Законом "О промышленной политике" Фонд развития промышленности.
7.3. Привлечение инвестиций в промышленность
Ставя задачу привлечения инвестиций в промышленность, надо четко понимать - многие предприятия не готовы к инвестициям. Не говоря уже о грамотно составленных бизнес-планах в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами, для потенциального инвестора они являются "черным ящиком". А нередко и для руководства самого предприятия. Здесь несколько аспектов проблемы: квалифицированный менеджмент на предприятии, наличие проектов, "прозрачность" предприятия для инвесторов, наличие в регионе механизмов привлечения инвестиций и обеспечения гарантий инвесторам, профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров. Поэтому решение проблемы инвестиций в промышленности, с одной стороны, должно увязываться с задачей реформирования промышленных предприятий, с другой - с созданием благоприятного инвестиционного климата и созданием механизма привлечения инвестиций в регион.
Ближайшей задачей является обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов за счет выпуска областью еврооблигаций.
Следует добиться вхождения области в кредитные линии Мирового банка. Эти меры должны вывести нас в 1998 году на 300 млн. долларов иностранных инвестиций, против 250 млн. долларов по оценке 1997 года.
Для привлечения прямых инвестиций в производство надо активизировать работу на вторичном рынке ценных бумаг, в первую очередь, акций промышленных предприятий. Уже в ближайшее время необходимо завершить создание сети крупных, жестко регулируемых регистраторов, обслуживающих все акционерные общества с числом владельцев акций более 500.
Ближайшей задачей является формирование банка данных инвестиционных проектов промышленных предприятий, обеспечение их экспертизы с целью активного продвижения их на межрегиональный и международный уровень.
Важнейшей задачей является также создание механизма гарантий как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов путем создания фонда гарантий финансовых рисков, самостоятельного или в рамках фонда развития промышленности.
Необходимо приветствовать и содействовать укрупнению банков, повышению их роли в кредитовании производства.
7.4. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных
предприятий с естественными монополиями
Структура комплекса представлена предприятиями, наиболее крупные из которых АО "Нижновэнерго", АО "НОРСИ", АО "Фирма "Варя", АО "Авиатехмас" и другие.
Более 90 % топливно-энергетических ресурсов потребляется в производственной сфере, в том числе в промышленности потребляется около 60 % электроэнергии, 80 % теплоэнергии и более 80 % топлива, вырабатываемых предприятиями ТЭК.
В настоящее время из шести сфер регулирования деятельности естественных монополий на уровень области передано лишь две сферы: услуги по передаче электрической и тепловой энергии и услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными задачами в сфере регулирования естественных монополий являются:
- выделение из субъектов естественных монополий, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу естественно монопольных, формирование конкурентных рынков этих видов услуг;
- совершенствование системы ценообразования в сфере естественных монополий на основе его поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования соответствующих конкурентных рынков; регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере на основе анализа обоснованности текущих и капитальных затрат субъектов естественных монополий и ограничения диверсификации их деятельности;
- достижение публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;
- организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий; постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
- создание нормативной базы регулирования на локальных рынках в сфере естественных монополий; создание системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровня;
- определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.
Администрация области должна принять меры по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Необходимо разработать механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.
Необходима областная программа по энергосбережению, учитывающая как интересы развития энергетических предприятий, так и промышленных предприятий-потребителей, которая содержала бы помимо существующих мероприятий внедрение в практику энергоаудита, в первую очередь, самих естественных монополистов и разработку согласованных с администрацией и ассоциациями потребителей основ договорных отношений между естественными монополиями и предприятиями-потребителями.
8. Особенности работы с градообразующими предприятиями
Социальная значимость градообразующих предприятий обуславливает особенности проведения промышленной политики по отношению к ним. Решение здесь сложнее, чем в общем случае. Надо понять причины кризиса на градообразующих предприятиях. А для этого необходимо наладить постоянный контроль за эффективностью деятельности основных градообразующих предприятий.
Необходимо внедрять в практику новую систему взаимоотношений администрации с такими предприятиями - соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве, о формировании и реализации стратегии их развития, включающие как меры поддержки со стороны администрации таких предприятий, так и меру влияния администрации на решения руководства предприятий, касающиеся социальных последствий этих решений, ответственность руководителей и собственников предприятий.
9. Особенности работы с предприятиями ВПК
9.1. Наряду с общими проблемами и общими подходами к их решению, проблемы предприятий ВПК имеют свои особенности. Первоочередной задачей в этих отраслях для администрации области является увеличение объема оборонного заказа. Как и на любом другом рынке, предприятия ВПК должны стремиться к наиболее полному охвату интересов своих потребителей. Поэтому надо создавать сервисные центры по ремонту и обслуживанию военной техники, более активно решать вопросы по изготовлению запчастей, модернизации продукции, организации капремонта ранее выпущенной военной техники.
9.2. Другой важной задачей является получение лицензий предприятиями и организациями области, разрабатывающими и производящими вооружение и военную технику, на ведение военно-технического сотрудничества или организацию представительства "Росвооружения" на территории области.
Кроме того, учитывая, что оборонный заказ все равно будет существенно меньше уровня 1990-1991 годов и недостаточен для загрузки предприятий ВПК, необходимо поддержать реструктуризацию отрасли и отдельных предприятий ВПК через объединение их в холдинги, концерны, освоение в производстве новой военной техники, основанной на высоких технологиях, особенно имеющих двойное назначение и экспортный потенциал, конверсию части предприятий ВПК за счет перевода на производство продукции гражданского назначения.
10. Информационно-аналитическое обеспечение
промышленной политики
10.1. Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и т.п. необходима разработка информационно-аналитической системы, позволяющей определять и состояние дел, и назревающие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политике, о проводимых институциональных преобразованиях, программах и т.д.
10.2. Информационно-аналитическая система позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Такая работа должна проводиться как силами администрации области, так и силами информационно-маркетингового центра.
11. Кадровое обеспечение
В настоящее время кадровое обеспечение является одной из наиболее важных проблем, без решения которой невозможно дальнейшее успешное проведение реформ. Меморандумом администрации Нижегородской области, Нижегородской ассоциацией промышленных предприятий и предпринимателей и рядом ведущих предприятий области заявлено о намерении разработки стратегии кадровой реформы промышленных предприятий области. Конечные цели и задачи кадровой реформы:
- квалификационная адаптация руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях;
- создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий;
- формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности.
12. Социальные аспекты промышленной политики
Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики в Нижегородской области являются: содействие занятости населения, выполнение трудового законодательства, развитие системы трудоустройства и профобучения, развитие социального партнерства. Реализацией данного направления является контроль и содействие в выполнении условий Соглашения между администрацией Нижегородской области, Нижегородским областным советом профсоюзов и объединениями работодателей Нижегородской области на 1997-1998 гг., утвержденного постановлением администрации области от 18.03.97г. N 70-18-1/г-1. В соответствии со ст. 10 Закона Нижегородской области "О промышленной политике" меры государственной поддержки предприятиям промышленности будут оказываться с учетом выполнения предприятием условий данного Соглашения.
13. Научно-техническая и инновационная политика
в промышленности
Необходимо разработать поэтапную программу поддержки и стимулирования внедрения научно-технических разработок в промышленность, поддержки производств с высокой степенью переработки исходных материалов (с высокой добавленной стоимостью) и обладающих эффектом мультипликации, то есть использующих в своем производстве продукцию других предприятий области. Под эгидой фонда развития промышленности в срок до конца 1998 года создать центр внедрения научно-технических разработок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.