Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области
от 17 марта 1998 г. N 67
О комплексной межведомственной программе
"Здоровье и образование в Нижегородской области"
В целях стабилизации и улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях области Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить комплексную межведомственную Программу "Здоровье и образование" в Нижегородской области.
2. Администрации области при внесении предложений об изменениях в Законе Нижегородской области "Об областном бюджете на 1998 год" предусмотреть объемы финансирования комплексной межведомственной программы "Здоровье и образование" в Нижегородской области и срок ее введения.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитеты по социальной политике, бюджетной и финансовой политике Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания |
А.А. Козерадский |
Комплексная межведомственная Программа
"Здоровье и образование"
Нижегородской области
(утв. постановлением Законодательного Собрания области
от 17 марта 1998 г. N 67)
Паспорт Программы
1. Наименование Программы
Комплексная межведомственная программа "Здоровье и образование" Нижегородской области.
2. Основание для разработки Программы
Распоряжение губернатора N 365-р от 13.03.96 "О создании временной рабочей группы по разработке региональной программы "Здоровье и образование".
3. Основные разработчики Программы
- Департамент образования и науки;
- Департамент здравоохранения;
- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора;
- Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии;
- Нижегородская государственная медицинская академия;
- Нижегородский государственный педагогический университет.
4. Цель и задачи Программы
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательного процесса;
- формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении.
5. Условия достижения цели Программы
- наличие в соответствии с действующим законодательством пакетов локальных документов, регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений, руководителей, работников всех сфер образования с учетом региональных условий и потребностей;
- поэтапное выполнение мероприятий, требующих существенных капиталовложений;
- безусловное выполнение положений Программы, не требующих больших финансовых затрат;
- стабильное финансирование жизненно необходимых направлений Программы (питание, содержание помещений в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью детей, новое строительство);
- усиление контролирующей функции на всех уровнях и меры ответственности руководителей за состояние рассматриваемой проблемы.
6. Основные направления Программы
- организационно-методическая деятельность;
- внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях;
- внедрение в образовательный процесс предметной области "Здоровье";
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- питание;
- развитие опытно-экспериментальной деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях;
- профилактика детского травматизма;
- санаторно-курортная реабилитация детей;
- здоровье педагога.
7. Сроки реализации Программы
С 1998 года поэтапно, верхний предел не ограничен.
8. Исполнители основных мероприятий Программы
- Департамент образования и науки (ДОН);
- Департамент здравоохранения (ДЗ);
- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора (НОЦГСЭН);
- Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии (НИИДГ);
- органы местного самоуправления (ОМС);
- ведомства и службы, заинтересованные в решении проблемы (РОО, ЦРБ, ГАИ, ВОСВОД, и др.);
- образовательные учреждения всех уровней (ОУ).
9. Источники финансирования
- бюджетное финансирование систем образования и здравоохранения;
- целевое финансирование Программы;
- средства местных бюджетов;
- средства заинтересованных ведомств, участвующих в исполнении программы;
- спонсорские средства.
10. Ожидаемые результаты
- Стабилизация и улучшение здоровья детей и педагогов;
- формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья школьников и успешность обучения и воспитания;
- постепенное изменение мировоззрения населения в сторону приоритетности проблем сохранения здоровья существующих и будущих поколений.
11. Система контроля
- Контроль осуществляется рабочей группой сформированной из ответственных представителей ведомств, служб, организаций, которые являются основными исполнителями Программы.
Состояние проблемы
Необходимость разработки региональной программы "Здоровье и образование" вызвано ухудшением здоровья детей, ослаблением внимания в течение многих лет к названной проблеме, сложность современной социальной, экономической, экологической, финансовой обстановки в стране и области.
Неблагоприятная динамика показателей состояния здоровья детей массовых образовательных учреждений (дошкольные учреждения и школы) регистрируется повсеместно в городе и области.
По результатам выборочных комплексных обследований детских организационных коллективов специалистами НИИ детской гастроэнтерологии и Нижегородской государственной медицинской академии в 90-е годы по Нижегородской области только 1,2 % детей здоровы, в том числе в областном центре - 0,7 % детей, в городах области - 2,7 %, в поселках - 2,7 %, в селах - 0,5 %. Соответственно с функциональными нарушениями - 45,2 %, 42,3 %, 49,9 %, 57,7 %, 32,9 %, с хроническими заболеваниями - 53,7 %, 57 %, 47,4 %, 39,9 %, 66,6 %.
Особую тревогу вызывает увеличение числа учащихся с нервно-психическими отклонениями, на фоне которых развивается большинство соматических заболеваний и психических расстройств. Нарушение психического здоровья ведет к проявлению антисоциальных поступков детей и подростков, число которых растет.
Низкий уровень здоровья детей в образовательных учреждениях определяется комплексом факторов риска окружающей социальной и природной среды.
Помимо сложных общих социально-экономических условий жизни причинами снижения уровня здоровья детей является нездоровая экологическая ситуация на микротерриториях обучения, воспитания и проживания, а также "больные" здания образовательных учреждений, где дети проводят от 5 до 10-12 часов ежедневно. Практически нет учреждений, где бы не выявлялась та или иная степень отклонений условий и режима обучения от гигиенических регламентов, которые в среднем выполняются только на 67 % по Нижнему Новгороду, а по сельским районам еще меньше. При этом следует подчеркнуть, что большинство утвержденных регламентов для образовательных учреждений обеспечивает неоптимальное, а минимально-приемлемое условие их содержания. Так обстоит дело с нормами освещенности, нормами площади на 1 ребенка, обеспечении образовательных учреждений медицинскими кадрами.
Около 30 % школ области работают в 2-3 смены, крайне медленно ведется строительство новых школ, хотя потребность в них имеется практически во всех районах области.
Одним из важнейших условий полноценного развития детей и подростков в образовательном учреждении является физкультурно-спортивная деятельность. Ее неудовлетворительное состояние в школах характеризуется уже тем, что объем обязательных занятий в школах России - 2 часа в неделю вместо минимальных 5 часов в соответствии с "Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте", но и эти 2 часа не обеспечены требуемой материальной базой и кадрами (25 % учителей физической культуры не имеют специального образования). Рост числа школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (с 16000 до 17000 детей за год), определяет необходимость специальной подготовки педагогов. Подготовка учителей и воспитателей в Вузах и ССУзах требует усиления значимости дисциплин валеологической направленности (физиология, психология, санитарно-гигиенические знания, новые предметы о навыках здорового образа жизни) для всех выпускников этих учреждений. Необходима периодическая проверка всех работников детских учреждений на безусловное знание ими норм и правил, обеспечивающих сохранность здоровья и жизни в образовательном учреждении.
Причиной слабого влияния на стабилизацию и улучшение здоровья школьников является неукомплектованность школ медицинскими кадрами. Врачебный состав представлен, в основном, пенсионерами, а средний и младший медицинский персонал не имеет специальной подготовки к работе в образовательном учреждении. Кроме того, штатный норматив школьного врача завышен (2000 учащихся) и не учитывает состояния здоровья современных школьников.
Следует принять во внимание и семейные факторы неблагополучия, в частности, социально-жилищный уровень, режим дня, питание, образ жизни ребенка в семье.
Вызывает глубокую озабоченность состояние здоровья учителей. Педагог, который сам не обладает психологическим и соматическим здоровьем, проявляет патогенное по отношению к детям, и тем самым является причиной "школьных неврозов", проявляющихся в виде различных заболеваний у детей.
Одним из факторов сохранения здоровья и жизни детей является системное воспитание у них навыков здорового образа жизни, стойких поведенческих навыков в опасных для жизни ситуациях, владению приемами и умениями оказания первой помощи пострадавшим.
Программа предполагает, что жизненно-важные вопросы по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях (питание, приведение помещений в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и др.), требующие крупных финансовых затрат, будут решаться исполнителями Программы в первоочередном порядке.
Электронный вариант программы отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 марта 1998 г. N 67 "О комплексной межведомственной программе "Здоровье и образование в Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 80 от 29 апреля 1998 г.