Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации области
от 23 апреля 1997 г. N 111
Положение
о аварийно-спасательном отряде управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, права и обязанности, ответственность и статус спасателей, организацию и порядок функционирования аварийно-спасательного отряда (АСО).
1.2. Аварийно-спасательный отряд управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области является структурным подразделением и создается для выполнения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ по спасению людей и материальных ценностей при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
1.3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся под общим руководством председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии со службами: противопожарной, охраны общественного порядка, медицинской, коммунально-технической и другими предприятиями и организациями.
Руководителем аварийно-спасательного отряда является начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
1.4. Финансирование, материально-техническое обеспечение аварийно -спасательного отряда производится за счет средств областного бюджета через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
2. Основные цели и задачи АСО
2.1. Правовой основой создания и деятельности АСО являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ, Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Повседневная деятельность аварийно-спасательного отряда, входящих в него смен и отдельных спасателей, осуществляется на основании настоящего Положения, других руководящих и нормативных документов по вопросам предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Основными признаками деятельности аварийно-спасательного отряда и спасателей являются:
- признак гуманизма и милосердия, предусматривающий принадлежность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства АСО;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательного отряда к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению их ликвидации.
2.3. Основными задачами аварийно-спасательного отряда являются:
- поддержание сил и средств аварийно-спасательного отряда в постоянной готовности к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ведение разведки (радиационная, химическая, бактериологическая) в зоне чрезвычайных ситуаций;
- проведение поисково-спасательных работ по извлечению людей, попавших в завалы обрушившихся зданий, и оказание им медицинской помощи;
- выполнение спасательных работ на химически опасных объектах экономики области;
- участие в проведении эвакуационных мероприятий, в том числе в химически агрессивных средах;
- выполнение спасательных работ на воде, включая подводные водолазные работы (особенно в период паводка, наводнений и ледохода);
- участие в ликвидации аварий на нефтепродуктопроводах;
- ведение поисково-спасательных работ при автокатастрофах;
- проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи при крупных авариях на транспорте;
- ликвидация последствий разлива ртути;
- обезвреживание взрывоопасных предметов;
- участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- организация взаимодействия с личным составом государственной противопожарной службы, охраны общественного порядка, медицинской и другими формированиями, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.4. Начальник и личный состав аварийно-спасательного отряда несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач и организацию действий поисково-спасательной службы в чрезвычайных ситуациях и ее готовность.
3. Комплектование АСО
3.1. Комплектование АСО осуществляется на добровольной основе. На должности спасателей принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3.2. К непосредственному исполнению обязанностей допускаются граждане, достигшие возраста 18-ти лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
3.3. При приеме граждан в аварийно-спасательный отряд на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, специальные гарантии и льготы спасателей, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и на дежурстве. Трудовой договор (контракт) со спасателями может быть расторгнут по инициативе управления по делам ГО и ЧС области в случае необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.4. Допуск спасателей к выполнению работ в составе аварийно -спасательного отряда проводится после предварительного обучения по 120-часовой программе, положительного проведения аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спасатели, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателя.
4. Порядок работы АСО
4.1. Привлечение АСО к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планом действий Нижегородской области подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планом взаимодействия с военным командованием Нижегородского гарнизона по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;
- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
- по решению уполномоченных на это должностных лиц администрации области.
4.2. Повседневная деятельность АСО организуется в соответствии с годовым планом подготовки службы, в котором предусматриваются мероприятия по реализации мер, направленных на повышение профессиональной подготовки личного состава службы и оперативность реагирования на возникающие ситуации чрезвычайного характера.
Действия АСО организуются в соответствии с планом основных мероприятий управления по делам ГО и ЧС области. План подготовки утверждается начальником управления.
4.3. С момента возникновения чрезвычайной ситуации личный состав АСО переходит на непрерывный режим работы, конкретный распорядок которого устанавливается начальником управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области. Место его дислокации на этот период определяется, исходя из необходимости эффективного выполнения спасательных работ, характера и масштабов происшествия.
4.4. Оперативное руководство личным составом АСО в чрезвычайных ситуациях осуществляется заместителем начальника управления, начальником оперативного отдела управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
4.5. Для первоначального проведения спасательных и других неотложных работ привлекается дежурная смена АСО. В зависимости от сложившейся обстановки по распоряжению начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области могут быть привлечены все спасатели.
4.6. Переход работы АСО из режима "Чрезвычайной ситуации" на повседневную деятельность осуществляется по решению начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
4.7. Прекращение аварийно-спасательных работ как средства разрешения коллективного трудового спора не допускается.
5. Права и обязанности должностных лиц и специалистов АСО
5.1. Начальник АСО подчиняется начальнику управления по делам ГО и ЧС области и является непосредственным начальником всего личного состава отряда. Он отвечает за состояние готовности отряда к выполнению поставленных задач, профессиональную подготовку, за поддержание порядка, дисциплину, сохранность и состояние закрепленных помещений, техники и имущества.
Начальник АСО имеет право для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации дополнительно привлекать необходимое количество подчиненного личного состава, в том числе и находящегося на отдыхе.
Начальник АСО обязан:
- знать личный состав отряда, его задачи и технологию проведения аварийно-спасательных работ;
- постоянно совершенствовать подготовку спасателей, проводить с ними занятия по общей и специальной подготовке;
- поддерживать постоянную готовность личного состава к действиям, осуществлять их оперативный сбор для выполнения специальных задач;
- осуществлять непосредственное руководство проведением первоочередных аварийно-спасательных работ;
- разрабатывать документы по организации действий в соответствии с предназначением, определять функциональные обязанности подчиненного личного состава;
- обеспечивать выполнение безопасности в ходе аварийно-спасательных работ;
- осуществлять контроль за правильным использованием, содержанием и сбережением техники, спасательного оборудования и имущества отряда, периодически проверять их исправность и правила хранения;
- совершенствовать и развивать учебно-материальную базу.
5.2. Старший дежурный смены (старший спасатель) назначается из числа наиболее подготовленных спасателей, имеющих допуск к самостоятельной работе, и является непосредственным начальником для всего личного состава дежурной смены. Он подчиняется начальнику АСО и начальнику управления по делам ГО и ЧС области.
Старший дежурный смены отвечает за готовность смены к выполнению поставленной задачи, техническую готовность транспортных средств, спасательного оборудования и средств защиты к выполнению аварийно-спасательных работ. При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отсутствии начальника отряда выполняет его обязанности.
Старший дежурный смены обязан:
- по прибытию на смену пройти медицинский осмотр на право несения дежурства и проконтролировать прохождение осмотра личным составом дежурной смены;
- произвести прием дежурства, проверить наличие и исправность закрепленного оборудования, снаряжения и готовность к выезду автотранспорта;
- провести инструктаж личного состава дежурной смены с записью в книге инструктажа;
- выполнить самому проверку N 1 закрепленного КИП, проконтролировать правильность проверки N 1 личным составом дежурной смены, произвести запись в журнал проверки;
- довести до личного состава дежурной смены боевой расчет;
- находится в комнате дежурной смены в готовности по приказу начальника управления по делам ГО и ЧС области, заместителя начальника управления - начальника оперативного отдела, начальника АСО, а в отсутствие указанных должностных лиц - дежурному офицеру по управлению по делам ГО и ЧС области немедленно убыть к месту аварии для проведения аварийно-спасательных работ, сделав запись в журнале учета выезда на ЧС;
- все указания на ликвидацию ЧС и для решения других задач отдаются оперативным дежурным управления по делам ГО и ЧС области;
- при выполнении аварийно-спасательных работ руководить личным составом, следить за соблюдением мер безопасности, вести контроль доз облучения, определять вид СДЯВ, его концентрацию и принимать решение на применение средств защиты спасателями;
- немедленно докладывать начальнику управления по делам ГО и ЧС о прибытии к месту чрезвычайной ситуации, ежечасно докладывать о сложившейся обстановке и ходе выполнения аварийно-спасательных работ;
- проводить занятия с личным составом дежурной смены по специальной подготовке.
5.3. Состав дежурной смены определяется начальником АСО по согласованию с начальником управления по делам ГО и ЧС области и отдается приказом.
Спасатель, назначенный в дежурную смену, должен быть подготовлен по специальности и иметь допуск к самостоятельной работе. Он подчиняется старшему дежурному смены и отвечает за точное и своевременное выполнение спасательных работ, техническую исправность закрепленной за ним техники, спасательного оборудования и средств защиты.
Спасатель обязан:
- быть в готовности к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку;
- совершенствовать навыки действий в составе дежурной смены АСО;
- неукоснительно соблюдать технологию аварийно-спасательных работ;
- активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
- неукоснительно выполнять приказы старшего дежурной смены и АСО, отдаваемые в ходе проведения спасательных работ;
- неукоснительно соблюдать самому и разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
5.4. Права спасателей:
Спасатели, привлекаемые к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения спасательных работ и обратно.
В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:
- полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
- беспрепятственный доступ на территорию и производственные объекты организаций, а также в жилые помещения для проведения спасательных работ;
- требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
- использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
5.5. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений, обеспечение питанием при несении дежурства, с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательного отряда.
5.6. Спасатели, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
5.7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. За работу в особых условиях в зоне чрезвычайной ситуации личный состав АСО имеет право на реабилитацию из расчета 1 день отдыха за счет 3-х дней работы при продолжительности рабочего дня не менее 12-ти часов. При работах с повышенным риском продолжительность рабочего дня может быть снижена до безопасного времени. Управление по делам ГО и ЧС области может привлекать АСО для обслуживания объектов экономики области на договорной основе.
Денежные суммы от выполненных работ в соответствии с договором перечисляются в областной бюджет. До 70 % данных денежных средств могут быть использованы для развития и совершенствования учебно-материальной базы, а также премирования участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.8. В целях заинтересованности в результатах своего труда в период дежурства и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий начальник управления по делам ГО и ЧС области вправе устанавливать денежные надбавки за особый режим труда и профессиональный риск личному составу АСО в пределах утвержденного фонда оплаты труда в порядке, установленном законодательством.
6. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава АСО
6.1. Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. Страхование спасателей производится при назначении их на должность в АСО. Страхование производится на сумму не менее двухсоткратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
6.2. В случае гибели спасателей при исполнении ими обязанностей, либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период и в связи с исполнением ими обязанностей, членам их семей - женам (мужьям), детям не достигшим возраста 18-ти лет (учащихся в возрасте до 23-ти лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18-ти лет, отцам и матерям выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.
В случае получения спасателями при исполнении ими обязанностей увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного содержания.
6.3. Члены семей спасателей, погибших при исполнении обязанностей, а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они как члены его семьи пользовались в соответствии с законодательством РФ.
7. Ответственность спасателей
Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасенным гражданам, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В повседневной деятельности режим работы спасателей определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурства, расписаниями занятий или иными мероприятиями по специальной подготовке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.