И.о.губернатора области |
Ю.Лебедев |
Приложение
к постановлению администрации области
от 30 мая 1997 г. N 131
Целевая Программа "Возрождение храмов Нижегородских"
Паспорт Программы
"Возрождение храмов Нижегородских"
1. Реформа социально-культурной сферы.
Охрана историко-культурного наследия
2. Конечные цели и задачи Программы
3. План мероприятий Программы "Возрождение храмов
Нижегородских". Финансовое обеспечение
4. Экономическая и социальная эффективность Программы
Паспорт Программы
1. Полное название Программы: целевая Программа "Возрождение храмов Нижегородских".
2. Наименование края, области, города: Нижегородская область.
3. Постановление об утверждении Программы: постановление и.о. губернатора Нижегородской области от 30.05.97 N 131.
4. Раздел концепции социально-экономического развития региона, в рамках которого реализуется Программа: охрана историко-культурного наследия.
5. Конечная цель Программы: целью среднесрочной Программы на период 1997 - 2000 гг. является включение в общий комплекс мер социально -экономического развития территории мероприятий, направленных на сохранение и эффективное использование культовых объектов, как значимой части историко-культурного наследия.
6. Срок выполнения Программы: 1997-2000 гг.
7. Заказчик - Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области (КОИИКН).
8. Орган Программно-целевого управления: КОИИКН.
9. Руководитель Программы: председатель КОИИКН - Бахарева Н.Н.
10. Затраты на реализацию Программы:
Основные направле- ния и этапы работ |
Финансовые затраты | Источники финансирования | ||||
всего (млрд. руб.) |
в т.ч. валютные |
бюджет | внебюд- жетные средст- ва |
|||
район- ный |
областной | феде- ральный |
||||
Всего финансовых средств |
95,5 | 10 | 57,5 | 28 |
"Возрождение храмов Нижегородских"
1. Реформа социально-культурной сферы. Охрана
историко-культурного наследия
В Нижегородской области на государственной охране и учете состоит 1105 культовых объектов, в т.ч. 210 - памятники архитектуры федерального (общероссийского) значения, 496 - памятники местного (областного) значения, 399 - объекты историко-культурного значения и вновь выявленные памятники. О значимости культовых памятников Нижегородской области свидетельствует их абсолютное преобладание в категории памятников архитектуры федерального значения (61%).
С 1989 года в регионе, как и в целом по России, начался процесс, который можно назвать религиозным Ренессансом. На 01.01.97 в области насчитывалось значительное число религиозных объединений, относящихся к так называемым "традиционным конфессиям", в т.ч. 279 приходов (на 01.01.88 - 45 приходов) и 8 монастырей Русской Православной Церкви, 39 мусульманских объединений, 12 старообрядческих общин различных согласий, иудейская община.
За последние годы религиозным объединениям передано более 250 исторических культовых зданий. Весомая часть их представлена памятниками архитектуры федерального значения (более 60), остальные являются памятниками и объектами историко-культурного наследия местного значения.
Практически все объекты переданы религиозным объединениям в неудовлетворительном техническом состоянии (аварийность, утраты элементов и частей сооружений, поздние искажающие перестройки и др.).
Силами религиозных объединений ведутся значительные восстановительные работы. Только приходами РПЦ в 1995 году были освоены на производстве восстановительных работ средства в размере более 5,5 млрд.руб., что превысило годовые бюджетные ассигнования на все областные программы охраны и реставрации памятников. В то же время привлекаемые религиозными объединениями средства распылены на множество объектов и в каждом конкретном случае абсолютно недостаточны для проведения комплексного инженерного обследования и укрепления аварийных объектов, разработки полноценной научно-проектной документации, привлечения к производству ремонтно-реставрационных работ квалифицированных реставрационных организаций и специалистов.
Сохранение и реставрация памятников культовой архитектуры как части национального историко-культурного наследия должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры. Во избежание развития имеющейся тенденции распыления средств на множестве объектов государственная Программа в данной сфере должна ориентироваться на проведение комплексных инженерно-технических и научно-реставрационных работ эталонного характера, в первую очередь, на особо ценных объектах области. Представляется целесообразной также целевая поддержка из внебюджетных фондов усилий религиозных объединений по улучшению технического состояния культовых памятников на принципах долевого финансирования.
2. Конечные цели и задачи Программы:
- сохранение памятников культовой архитектуры как значительной и ценной части историко-культурного наследия региона;
- предотвращение невосполнимых утрат памятникового фонда, выведение из аварийного состояния памятников культовой архитектуры, в первую очередь - особо ценных;
- восстановление архитектурного облика памятников культовой архитектуры, раскрытие их научной, исторической, художественной ценности;
- повышение эстетических качеств архитектурной среды населенных мест за счет восстановления градоформирующего значения культовых объектов;
- возвращение памятникам культовой архитектуры первоначальной функции, рациональное использование, обеспечивающее их сохранность и долговечность;
- повышение качества ремонтно-реставрационных работ, обеспечение научно-исследовательских, методических, проектных и технологических основ производства восстановительных работ на памятниках культовой архитектуры;
- использование памятников культовой архитектуры как важного фактора эстетического и духовно-нравственного воспитания населения;
- удовлетворение духовно-религиозных потребностей населения;
- создание информационной базы по памятникам культовой архитектуры Нижегородской области, популяризация и введение их в научный и культурный оборот;
- разработка законодательных и иных нормативных и правовых актов, регламентирующих охрану памятников истории и культуры в новых социально-экономических условиях;
- проведение льготной кредитной и налоговой политики, направленной на стимулирование вложений инвестиций в сохранность памятников;
- создание фонда, аккумулирующего средства по обеспечению сохранности памятников истории и культуры. Привлечение средств в фонд от аренды памятников истории и культуры, приватизации объектов наследия, штрафных санкций и сумм от возмещения ущерба, причиненного памятнику, части сборов от туризма и др.
3. План мероприятий Программы "Возрождение храмов
Нижегородских". Финансовое обеспечение
Этапы, основные направления, ме- роприятия и со- держание работ |
Исполнители | Финансовые затраты | ||||
Ответст- венные |
Соиспол- нители |
всего (млрд. руб.) |
в т.ч. валют- ные |
по годам | ||
1997/ 1998 |
1999/ 2000 |
|||||
1. Инженерно-тех- КОИИКН Традиционные 42 6,0/ 12,0/ нические и проти- религиозные 9,0 15,0 воаварийные меро- конфессии приятия на памят- никах культовой архитектуры 2. Реставрацион- КОИИКН Традиционные 47,0 6,0/ 13,0/ ные мероприятия религиозные 11,0 17,0 на памятниках ку- конфессии льтовой архитек- туры 3. Научно-проект- КОИИКН 5,0 0,5/ 1,5/ ное обеспечение 1,5 1,5 Программы 4. Информационное КОИИКН 1,5 0,0/ 0,5/ обеспечение Прог- 0,5 0,5 раммы |
||||||
Всего финансовых 95,5 12,5/ 27,0/ средств 21,5 34,0 |
(продолжение таблицы)
Этапы, основные направления, ме- роприятия и со- держание работ |
Источники финансирования | ||||
бюджет | внебюджетные средства |
||||
район- ный |
област- ной |
феде- ральный |
(фонды области) |
Собств. средства организ. |
|
1. Инженерно-тех- 5,0 28,0 3,0 6,0 нические и проти- воаварийные меро- приятия на памят- никах культовой архитектуры 2. Реставрацион- 5,0 23,0 4,0 15,0 ные мероприятия на памятниках ку- льтовой архитек- туры 3. Научно-проект- 5,0 ное обеспечение Программы 4. Информационное 1,5 обеспечение Прог- раммы |
|||||
Всего финансовых 10 57,5 7,0 21,0 средств |
4. Экономическая и социальная эффективность Программы:
- обеспечение сохранности национального наследия и преемственной передачи его будущим поколениям граждан;
- обеспечение широкой доступности всех социальных слоев населения к ценностям отечественной культуры;
- повышение эстетических качеств среды обитания как один из факторов обеспечения уровня жизни населения;
- создание условий для удовлетворения духовно-религиозных потребностей населения, реализация конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповеданий, формирования демократического гражданского общества;
- укрепление духовно-нравственных основ общества в целях достижения стабильности в обществе, смягчения социальной напряженности, профилактики криминальных и аморальных деяний;
- создание предпосылок для негосударственной системы благотворительности и духовного образования;
- привлечение к реставрации памятников культовой архитектуры внебюджетных средств (стимулирование инвестиций) за счет пожертвований и средств от деятельности религиозных объединений;
- рациональное использование недвижимых объектов наследия, обеспечивающее их сохранность и долговечность, осуществление текущих эксплуатационных расходов за счет религиозных объединений;
- создание условий для развития паломнического туризма и связанных с ним малого бизнеса и ремесел;
- создание рабочих мест в сфере деятельности религиозных объединений и реставрационных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Нижегородской области от 30 мая 1997 г. N 131 "О целевой Программе "Возрождение храмов Нижегородских"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области