Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации области
от 29 августа 1996 г. N 239
Положение
о порядке привлечения организаций, должностных лиц и граждан
к административной ответственности за нарушение Закона Нижегородской
области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок составления протокола о нарушении Закона Нижегородской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", рассмотрения дела, вынесения постановления (о наложении административного взыскания, прекращения делопроизводства), порядок его обжалования и исполнения.
1.2. В соответствии со ст. 30 Закона Нижегородской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о защите населения и территорий) лицами, совершившими правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то есть виновными в противоправных деяниях, признаются организации, должностные лица и граждане, нарушающие законы Российской Федерации, Нижегородской области и причиняющие вред защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создающие условия и предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, не принимающие меры по защите жизни и сохранению здоровья людей, не выполняющие постановления, распоряжения главы администрации Нижегородской области, предписания должностных лиц управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (представителей Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС РФ).
1.3. 3а совершенное правонарушение в области защиты населения и территорий могут быть применены административные взыскания в виде штрафа (ст. 30 Закона):
- к организациям - от двадцатикратного до стократного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
- к должностным лицам - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
- к гражданам - от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации.
1.4. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения.
Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.
2. Составление протокола о правонарушении
2.1. Протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения правонарушения.
Основанием для составления протокола служат акты, докладные записки, протоколы осмотра, материалы фото-, кино-, видеосъемки, заявления граждан и прочие служебные документы.
2.2. Протокол о правонарушении может быть составлен должностным лицом, имеющим право инспектирования (приложение 1).
Перечисленные должностные лица, в случае противодействия проведению расследования и составлению протокола о правонарушении, вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые в соответствии с п.23 ч.1 ст.10 Закона РСФСР "О милиции" обеспечивают оказание помощи должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.
2.3. Протокол о правонарушении Закона "О защите населения и территорий" составляется на специальном бланке (приложение 2). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.
При заполнении бланка протокола о правонарушении, совершенном юридическим лицом, в обязательном порядке следует указать точное наименование юридического лица (предприятия, организации, учреждения), его адрес, банковские реквизиты.
Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим правонарушение, или представителем юридического лица. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, представителя юридического лица от подписания протокола, в нем делается запись об этом, однако, фиксации этого факта с указанием не требуется.
Полномочия руководителя организации (заместителя) подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Другие работники организации подтверждают свои полномочия надлежаще оформленной доверенностью организации.
2.4. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за правонарушение, указывается соответствующая статья Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, либо соответствующая статья нормативного правового акта, не включенная в Кодекс, но действующая непосредственно (статья Закона, указанная в п.1.3 настоящего Положения).
2.5. Старший государственный инспектор, государственный инспектор, составляющие протокол, обязаны разъяснить нарушителю (представителю юридического лица) его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.
В соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к ответственности, представитель юридического лица вправе:
- знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
- обжаловать постановления по делу.
2.6. Полномочия главного государственного инспектора, старших государственных инспекторов и государственных инспекторов подтверждаются специальными удостоверениями, выданными главой администрации области (губернатором).
Срок действия специального удостоверения ограничивается периодом исполнения должности лицом (приложение 1).
2.7. Протокол о правонарушении направляется главному государственному инспектору (старшему государственному инспектору) по надзору за предупреждением и готовностью к чрезвычайным ситуациям, уполномоченному рассматривать дело об административной ответственности за нарушение Закона Нижегородской области "О защите населения и территорий".
З. Рассмотрение дела
3.1. Дело о правонарушении рассматривается руководителем постоянно действующего органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС (далее - органа ГОЧС) по месту его совершения.
Вышестоящий главный государственный инспектор (старший государственный инспектор) по надзору за предупреждением и готовностью к ЧС может затребовать для рассмотрения дело по своей инициативе, исходя из значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств или провести повторное рассмотрение дела в случае обжалования в установленном порядке принятого по нему постановления и вынести решение.
3.2. В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях руководитель (заместитель) органа ГКЧС обязан рассмотреть дело в 15-ти дневный срок со дня получения протокола о правонарушении.
3.3. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо известить лиц, участвующих в нем, о времени и месте его рассмотрения.
3.4. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
3.5. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт.
Для проведения экспертизы по решению лица, уполномоченного на рассмотрение дела, могут привлекаться квалифицированные специалисты и другие лица.
Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
- заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
- с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
- присутствовать при рассмотрении дела.
За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы на все время, затраченное им в связи с вызовом.
3.6. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Руководитель (заместитель) органа ГОЧС при рассмотрении дела о правонарушении обязан выяснить: было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.
4. Вынесение постановления
4.1. Рассмотрев дело о правонарушении, руководитель (заместитель) постоянно действующего органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС выносит одно из следующих постановлений:
- постановление о наложении административного взыскания за нарушение законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение З);
- постановление о прекращении производства по делу о нарушении законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным письмом, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующим документом (выписка из реестра почтовых отправлений).
5. Обжалование постановления
5.1. Постановление по делу о правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, представителем юридического лица, а также потерпевшим в суд или арбитражный суд.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.
Жалоба на постановление может быть подана в течении 10-ти дней со дня вынесения постановления.
6. Исполнение постановления
6.1. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.
6.2. Доведение постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа производится руководителем (заместителем) органа ГОЧС, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.
6.3. Штраф должен быть уплачен юридическим лицом, должностным лицом или гражданином не позднее 15-ти дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа.
В случае обжалования должностным лицом или гражданином постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
6.4. Штраф вносится в учреждение банка на специальный счет фонда чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующим органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется учет и единая регистрация постановлений о наложении административных взысканий за правонарушение и постановлений о прекращении производства по делу о нарушении в журналах. Ведение журналов обеспечивают работники, ответственные за делопроизводство.
6.5. Руководитель (заместитель) органа ГОЧС должен не менее одного раза в квартал при анализе деятельности органа осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия, выполнением требований данного Положения, своевременностью проведения взыскания штрафов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.