Во исполнение настоящего постановления распоряжением администрации Нижегородской области от 28 сентября 1998 г. N 1520-р утверждено Примерное положение о порядке конкурсного отбора организаций на право по управлению жилищным фондом
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда, качества предоставляемых услуг населению:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997-2003 годы (далее - Программа).
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений администрации области и главам местного самоуправления:
2.1. Принять за основу в работе по дальнейшему совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства на территориях муниципальных образований программу развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997-2003 годы.
2.2. Принять к исполнению выполнение организационных мероприятий по реализации Программы согласно приложению 1 и подготовку нормативно-правовых актов согласно приложению 2.
3. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) принять меры по финансовому обеспечению Программы.
4. Департаменту организационно-правовой и контрольно-кадровой службы (Гришина Т.А.) организовать проведение правовой экспертизы разрабатываемых нормативно-правовых документов в рамках Программы.
5. Первому заместителю главы администрации области вице-губернатору Батыреву А.В. осуществлять координацию действий по реализации Программы.
Губернатор области |
И.П. Скляров |
Программа
развития жилищно-коммунального хозяйства
Нижегородской области на 1997-2003 годы
(утв. постановлением губернатора Нижегородской области
от 30 сентября 1997 г. N 278)
г. Нижний Новгород
1997 год
Содержание
Паспорт программы
Общие положения. Цели реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
Состояние жилищно-коммунального хозяйства.
Региональные особенности реформирования отрасли
Основные направления реализации программы
Совершенствование управления и развитие конкурентной среды
в системе жилищно-коммунального хозяйства
Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства, оплата жилья и коммунальных услуг
Снижение издержек по содержанию и ремонту жилья и поставке
коммунальных услуг
Социальная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Обеспечение государственного регулирования и контроля
Организационное обеспечение реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение реализации программы
развития жилищно-коммунального хозяйства
Информационное обеспечение программы
Приложения:
Приложение 1. Организационные мероприятия по реализации Программы
развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области
Приложение 2. Нормативно-правовое обеспечение Программы
развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области
Аналитическая записка к программе развития
жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области
Паспорт Программы
1. Наименование программы: Программа развития жилищно-коммунального
хозяйства Нижегородской области на 1997 -
2003 годы
2. Основание для разработки Указ Президента Российской Федерации от
28.04.97 г. N 425
3. Утверждение программы Постановление губернатора администрации
области
4. Цели и задачи программы Обеспечение условий проживания граждан,
отвечающих стандартам качества, снижение
издержек производителей услуг и тарифов
при поддержании стандартов качества пре-
доставляемых услуг, усиление социальной
защиты в сфере жилищно-коммунального хо-
зяйства, смягчение для населения процесса
реформирования системы оплаты жилья и ком-
мунальных услуг при переходе отрасли в ре-
жим безубыточного функционирования, обес-
печение государственного контроля за со-
стоянием жилищного фонда
5. Сроки реализации программы 1997-2003 гг.
6. Орган программно-целевого Администрация Нижегородской области
управления:
7. Руководитель программы Вице-губернатор Нижегородской области
8. Исполнители основных Департаменты: строительства и жилищно-ком-
мероприятий программы мунального хозяйства, экономики и прогно-
зирования, финансов, топливно-энергетичес-
кого комплекса, по труду и социальной за-
щите, государственно-правовой, по связям с
общественностью, общественными организаци-
ями и средствами массовой информации,
Нижегородское территориальное управление
ГАК России, комитет ценовой политики, ад-
министрации городов (районов)
9. Затраты на реализацию Определяются ежегодно
программы
10. Экономическая Экономическая и бюджетная эффективность
эффективность рассчитывается поэтапно, а также за про-
шедший временной отрезок как результат
принятых к реализации проектов
11. Организация контроля за Исполнители основных мероприятий
исполнением программы
Общие положения
Программа развития жилищно-коммунального хозяйства области разработана в соответствии с Указами Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", от 29.03.96 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда" и постановлениями Правительства РФ от 18.06.96 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", от 26.05.1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг".
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания граждан, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- усиление социальной защиты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли в режим безубыточного функционирования;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства области.
Региональные особенности реформирования отрасли
Население области - 3,7 млн. человек - проживает в жилищном фонде, который составляет 70,14 млн.кв.м (1,47 млн. квартир), из них 52,2 млн.кв.м в городской и 17,9 - в сельской местности. В том числе частный жилфонд - 57,4 процента, муниципальный и государственный 30,8 процента.
Жилищно-коммунальное хозяйство области представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный комплекс, деятельность которого в существенной мере формирует жизненную среду человека. На его содержание расходуется ежегодно 16-18 процентов от общих расходов консолидированного бюджета области (в 1996 году на эти цели было направлено 1,44 трл.руб.). Вместе с тем эти средства не обеспечивают нормального развития отрасли, проведения необходимых ремонтов, не дают возможности повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Если в 1992 году было капитально отремонтировано около 120 тыс.кв.м жилья, то в 1996 г. только 25,6 тыс.кв.м. Исполнение бюджета по этой статье расходов не превышает 70 процентов.
Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилфонд с износом более 60 процентов. Только за последние 3 года по ветхости выбыло около 116,8 тыс.кв.м общей площади жилья. На начало 1997 года в области насчитывалось 755,1 тыс.кв.м такого жилья (1,1 процент от наличия жилищного фонда), в котором проживает более 10 тыс.семей.
Оборудование жилья комплексом коммунальных услуг находится на среднереспубликанском уровне. Так, жилищный фонд оборудован водопроводом на 74 процента, канализацией на 68 процентов, центральным отоплением на 73 процента, горячим водоснабжением на 54 процента, газом на 85 процентов.
Практически весь жилищный фонд области построен без учета должной теплоизоляции в расчете на дешевые энергоносители. Из-за низкой теплозащиты ограждающих конструкций зданий теплопотери превышают допустимые в 3-5 раз.
По причине несовершенства отопительных систем, связанных, в основном, с отсутствием устройств терморегулирования и управления, перерасход тепловой энергии, поступающей к потребителю, составляет 15-20 процентов.
В результате фактический расход тепла значительно (в 1,5 раза) превышает нормативный.
В настоящее время, когда значительно повысилась стоимость энергоресурсов и эксплуатационных затрат, надежность и работоспособность теплоэнергетического комплекса существенно снизились.
Техническое состояние инженерных сетей неудовлетворительное. Процент износа колеблется в пределах от 55 до 63 процентов при протяженности водопроводно-канализационных сетей - 14,5 тыс.км, тепловых сетей - 4,9 тыс.км. Тридцать процентов от всех сетей требуют замены.
Теплоснабжение на территории области представляет собой, в основном, централизованное производство теплоэнергии и обеспечение потребителей горячей водой от ТЭЦ и котельных, число которых составляет 5 тыс.единиц. Большинство из них включает в свой состав давно снятое с производства и выработавшее свой моторесурс оборудование. Системы теплоснабжения работают по непрерывной схеме, поэтому эксплуатационная гибкость у них ограничена.
Уменьшение спроса на теплоэнергию в промышленности снизило эффективность производства теплоэнергии, особенно газовыми производственно-отопительными котельными мощностью свыше 20 Гкал. Из 5000 котельных лишь 800 работают на природном газе и более 2600 котельных на каменном угле, в т.ч. на юге области более 1000 угольных котельных и около 500 - на правобережье Волги, где в большинстве районов имеется газ. Мазутных котельных в области 400 единиц.
Все вышеперечисленное привело к резкому увеличению затрат на эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, при этом доля расходов на отопление и горячее водоснабжение составляет почти 70 процентов от бюджетного финансирования отрасли.
Существовавшая до реформирования схема управления отраслью совмещала функции государственного управления и хозяйствования (структура ТПО ЖКХ), была предельно централизована.
В силу производственно-технических и технологических особенностей жилищно-коммунального хозяйства большинство предприятий отрасли занимает монопольное положение по предоставлению услуг (энергетические, водоснабжающие предприятия, организации по уборке бытовых отходов и др.). Это проявляется в завышении устанавливаемых цен и тарифов, недостаточно эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов, незаинтересованности их в снижении издержек производства.
Сложившийся механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве деформировал всю систему ее финансирования и в значительной степени обусловил низкий уровень обеспеченности населения услугами жилищно-коммунального хозяйства, нарастающий износ основных фондов, увеличение аварийности.
Развитие конкуренции имеет место лишь в сфере обслуживания жилищного фонда.
Такое положение ухудшило финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства (так, по итогам 1996 года 56,3 процента предприятий ЖКХ являются убыточными). Негативное воздействие на отрасль оказывает необходимость возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг 43 категориям граждан (за 1996 г. выпадающие доходы составили 59,5 млрд.руб., или 7,1 процента от бюджетных ассигнований).
Кроме того, фактические сборы платежей с населения оказываются значительно ниже ожидаемых по причине задолженности в оплате жилищно-коммунальных услуг. Оставаясь в среднем по области на уровне 30-40 процентов, задолженность в отдельных районах (городах) составляет более 50 процентов.
За последние годы значительно снижены объемы капитальных вложений на развитие жилищно-коммунального хозяйства.
С целью повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений и необходимости решения этого комплекса назревших проблем область приступила к реформированию отрасли.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области проводится с 1991 года, с начала формирования рынка жилья. В результате осуществления проводимой политики бесплатной приватизации жилья произошли существенные изменения в структуре собственности жилищного фонда. В настоящее время в собственность граждан путем приватизации передано свыше 390 тыс.квартир общей площадью более 14,5 млн.кв.м, или 37,5 процентов от всего государственного и муниципального жилищного фонда.
Всего в собственности граждан с учетом частного сектора, жилых помещений, полученных в собственность в результате сделок с недвижимостью и приватизации, находится 57,4 процента жилищного фонда области. В то время как в 1991 году доля частного жилфонда составляла 29 процентов.
Заметно активизировалась работа по реформированию отрасли в конце 1993 года - начале 1994 года с момента выхода постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.93 N 935 и завершения формирования в это время необходимого пакета законодательных и нормативно-методических документов, принятых на федеральном и областном уровнях.
На этом этапе акцент был сделан на упорядочении и совершенствовании оплаты жилищно-коммунальных услуг при осуществлении системы мер социальной защиты населения. В соответствии с утвержденной в области программой доля оплаты населением от экономически обоснованных затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства увеличилась с 6 процентов в 1994 году до 30 процентов в 1997 году (в г.Н.Новгороде она сейчас составляет 35 процентов). Максимально допустимая доля расходов граждан в совокупном доходе семьи за это время возросла с 10 до 15 процентов (в г.Н.Новгороде в настоящее время - 12,5 процентов).
На территории области введено взимание с граждан, имеющих две и более жилых единицы, платы за вторые квартиры в размере 100 процентов стоимости их содержания, что позволило увеличить доходы эксплуатирующих организаций на 160-180 млн.руб. в месяц.
С августа 1996 года введена дифференцированная система оплаты жилья и отопления в зависимости от занимаемой общей площади. За указанный период экономический эффект от этого составил 2,5 - 2,6 млрд. руб. ежемесячно. Введена плата за наем жилых помещений, что позволило получать дополнительно в месяц 700-800 млн.руб.
Новая жилищная политика реализуется только одновременно с осуществлением программы социальной защиты семей с низкими доходами: введена система выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для проведения этой работы во всех городах и районах области созданы службы жилищных субсидий, кроме того, при администрации г.Н.Новгорода создан отдел жилищных субсидий, контролирующий деятельность районных служб города. На уровне области координацию этой работы и разработку нормативно-методической документации по программе жилищных субсидий осуществляет администрация области в лице департамента строительства и ЖКХ.
Масштабы оказываемой социальной поддержки с годами возрастают. Если в 1994 году получателями субсидий являлись 2,7 процента семей и на эти цели было израсходовано 0,63 млрд.руб., то за первое полугодие 1997 г. за субсидиями обратились 6,4 процента семей и общая сумма субсидий составила 11,8 млрд.руб. Объемы денежных средств, направляемые на субсидии, закладываются в бюджетах отдельной строкой. В г.г. Н.Новгороде и Городце из бюджета выплачиваются субсидии и семьям, проживающим в ведомственном жилищном фонде.
За последние два года в области сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты населением жилищно-коммунальных услуг проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг.
В целях дополнительной социальной защиты населения в ряде районов области для семей с низкими доходами предусматривается снижение доли семейного бюджета, направляемой на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от среднедушевого дохода (от 15 процентов до 10 процентов, 7 процентов и 5 процентов). В соответствии с Законом РФ "О ветеранах" введены льготы по оплате жилья (технического обслуживания) для ветеранов труда (пока еще частично - только для одиноко проживающих пенсионеров). В городах Н.Новгород, Бор и Саров в 1997 году принято решение о введении в действие Закона РФ "О социальной защите инвалидов" в части 50-процентной льготы на жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая массовые задержки выплаты заработной платы работающим на предприятиях (особенно военно-промышленного комплекса) и пенсий, второй год практикуется отсрочка платежей за жилищно-коммунальные услуги с невзиманием пени. Более того, ситуация с падением уровня доходов граждан вынудила администрацию области не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги с осени 1996 года, что, конечно, привело к существенному увеличению разрыва между фактической себестоимостью жилищно-коммунальных услуг и уровнем их оплаты.
С 1993 года активно ведется приемка ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. За этот период принято 14,6 млн.кв.м, на эксплуатацию этого жилья выделено 113,8 млрд. рублей бюджетных средств. Вместе с тем в собственности государства и акционерных обществ все еще находится 10817 жилых домов, 380 объектов коммунально-бытового назначения, 274 объекта инженерной инфраструктуры.
Изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством области. Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений перенесена на уровень местного самоуправления.
В городах и районах области приступили к разделению функций управления и эксплуатации жилищного фонда, разграничению прав владения и управления собственностью жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время дирекции единого заказчика созданы во всех районах г.Н.Новгорода и в 8 городах и районах области. Завершается работа по разделению функций управления и подряда еще в 8 районах области.
Активизировался процесс самоуправления жилищным фондом, создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). На конец первого полугодия 1997 г. в области образовано 71 ТСЖ, в том числе в г.Н.Новгороде - 58.
Начали формироваться договорные отношения между владельцами основных фондов ЖКХ и хозяйствующими субъектами различных форм собственности и населением. В 1996 году приступили к заключению договоров с нанимателями и собственниками жилых помещений. В настоящее время эта работа в целом выполнена на 35 процентов, а в отдельных районах - в полном объеме.
Перераспределение функций управления и подряда создало предпосылки для образования конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда. Разработан пакет необходимых нормативно-методических документов по проведению конкурсов.
За 1996 год и первое полугодие 1997 года в области проведено 26 конкурсов, в том числе в г.Н.Новгороде - 21. В результате конкурсов 34,1 процента муниципального жилья в г.Н.Новгороде и 14,4 процента в области обслуживаются на конкурсной основе. В 20 конкурсах, проведенных в первом полугодии 1997 г., приняли участие 57 организаций, в том числе 42 - частные.
В настоящее время в областном центре половина жилья, выставленного на конкурсы, обслуживается десятью частными предприятиями.
Основные направления реализации программы
I. Совершенствование управления и развитие конкурентной
среды в системе жилищно-коммунального хозяйства
1. Совершенствование системы управления отраслью
1.1. Завершить в 1997 году разделение функций управления и эксплуатации жилищного фонда путем создания служб единого заказчика (ДЕЗы, управляющие фирмы, ТСЖ и др. структуры).
1.2. Обеспечить в 1997 году - первом полугодии 1998 года передачу основных фондов в хозяйственное ведение или оперативное управление службам единого заказчика (ДЕЗам, управляющим фирмам и др.) с заключением соответствующих договоров.
1.3. В первом полугодии 1998 года завершить работу по заключению договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг между службами заказчика (управляющими фирмами и др.) и жилищно-коммунальными подрядными организациями независимо от формы собственности и организационно-правового статуса.
1.4. Завершить в первом полугодии 1998 года переход на договорные отношения между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно, при этом в обязательном порядке договорные отношения оформляются при заселении домов-новостроек, при оформлении сделок на приобретение и обмен жилья, его приватизацию и т.д.
1.5. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) посредством предоставления налоговых льгот, упрощения процедуры регистрации и частичного возмещения расходов, связанных с этим, за счет средств местных бюджетов, передачи товариществам части сборов арендной платы нежилых помещений.
Органам местного самоуправления принимать решения о выделении в установленном порядке придомовых земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев и осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда ТСЖ на равных условиях с муниципальным жилищным фондом (с дифференцированием дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда). В приоритетном порядке устанавливать приборы учета воды и тепла.
1.6. Ввести, начиная с 1997 года, в качестве обязательной практики создание ТСЖ во вновь создаваемых кондоминиумах с момента отведения земельных участков под строительство жилых домов.
1.7. Начиная с 1998 года обеспечить постепенный переход на конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом. Провести в первом полугодии 1998 года в качестве пилотных проектов конкурсы в одном из районов г. Н.Новгорода и в одном из городов (районов) области.
1.8. На базе регионального учебного комбината "Инфраком" постоянно проводить обучение кадров, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по вопросам реформирования отрасли, подготовки председателей (управляющих) и бухгалтеров товариществ собственников жилья.
2. Создание конкурентной среды
2.1. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе и довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, в 1997 г. до 20 процентов по области (в том числе, в г.Н.Новгороде - до 40), в 1998 г. - до 40 (в том числе, в г.Н.Новгороде - до 60), в 2000 году - до 100 процентов.
2.2. Привлекать на конкурсной основе подрядные организации для выполнения специализированных работ (прочистка дымоходов и вентканалов, уборка мусора, обслуживание лифтового хозяйства, антенн и др.).
2.3. Начиная с 1998 года проводить конкурсный отбор подрядных организаций различных форм собственности по вывозу твердых бытовых отходов.
2.4. Начиная с 1998 года осуществлять формирование областного и муниципального заказов на строительство, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
2.5. Разработать в 1997 году программу и с 1998 года приступить к поэтапной приватизации муниципальных жилищно-коммунальных предприятий, учитывая при этом различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов.
II. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг
1. Совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства
1.1. При формировании бюджетов всех уровней расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства предусматривать отдельной строкой и объем финансирования рассчитывать, исходя из единых областных стандартов.
1.2. Учитывая напряженность финансово-экономической ситуации, рекомендовать органам местного самоуправления финансировать расходы жилищно-коммунального хозяйства как минимум на уровне исполнения бюджетов городов и районов.
1.3. Активизировать работу по сокращению задолженности предприятий-потребителей коммунальных услуг путем применения к неплательщикам штрафных санкций, выпуска ценных бумаг, проведения взаимозачетов долговых обязательств, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
1.4. До конца 1997 года выработать предложения по ликвидации перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленным предприятиям, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
1.5. До конца 1997 года решить вопрос об освобождении работ по эксплуатации и ремонту жилищных фондов от налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в областной и городской бюджеты.
2. Введение единых стандартов перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг
2.1. Установить на территории области стандарты социальной нормы площади жилья:
- 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
- 42 кв.м - на семью из двух человек;
- для одиноко проживающих граждан - 33 кв.м, или общая площадь занимаемой однокомнатной квартиры.
Делегировать право главам администраций городов и районов области устанавливать местный стандарт социальной нормы площади жилья в зависимости от сложившихся условий и возможностей бюджетов.
2.2. Установить областной стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья. Стандарт ежегодно пересматривается с учетом общего уровня инфляции. В этих целях департаментам финансов, топливно-энергетического комплекса, строительства и ЖКХ дать предложения по денежному выражению этого стандарта, учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 621 для Волго-Вятского района он установлен на 1997 год в размере 6200 рублей на 1 кв.м.
2.3. Установить областной стандарт уровня платежей граждан (в процентах) по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги (в составе: содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение):
1997 г. - 35
1998 г. - 40
1999 г. - 50
2000 г. - 65
2001 г. - 75
2002 г. - 85
2003 г. - 100
Предоставить право органам местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже областного не может служить основанием для перераспределения средств. Статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в местных бюджетах рекомендуется предусматривать защищенными.
2.4. Установить областной стандарт: максимально допустимую долю собственных расходов семьи (в процентах) на оплату жилья и коммунальных услуг от совокупного семейного дохода в следующих размерах:
1997 г. - 15
1998 г. - 17
1999 г. - 19
2000 г. - 20
2001 г. - 22
2002 г. - 23
2003 г. - 25
При распределении средств областного бюджета указанные величины являются предельными в расчетах потребности средств на предоставление субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных категорий граждан.
3. Оплата жилья и коммунальных услуг
3.1. Совершенствовать систему оплаты за жилищные услуги и отопление по дифференцированным ставкам в зависимости от занимаемой площади и осуществлять ее по следующей схеме:
оплата за площадь в размере установленного единого стандарта социальной нормы площади жилья (см. раздел II.2, пункт 2.1) производится по тарифам для населения, устанавливаемым на территориях районов (городов) органами местного самоуправления и действующими в соответствующий период.
Площадь свыше единого стандарта социальной нормы площади жилья (в размере 20 кв.м общей площади на семью) оплачивается по повышенному тарифу. В 1998 году этот тариф устанавливается на 20 процентов выше единых ставок, утверждаемых органами местного самоуправления (в дальнейшем процент повышения подлежит корректировке в зависимости от складывающейся в области финансово-экономической ситуации и платежеспособности населения).
Площадь, превышающая единый стандарт социальной нормы площади жилья и дополнительную площадь (равную 20 кв.м на семью), оплачивается в размере полного возмещения затрат, принятых для расчета тарифов по содержанию (техническому обслуживанию) и отоплению жилья. Дифференцированная оплата осуществляется с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь.
3.2. Ввести в 1998 году дифференцированный подход к определению платы за наем жилых помещений с учетом качества и местоположения жилья.
3.3. Установить, что наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, оплачивают его содержание (техническое обслуживание) и предоставление коммунальных услуг в соответствии с порядком оплаты, утвержденным распоряжением от 26.02.96 N 266-р и постановлением губернатора области от 23.09.96 N 255.
3.4. Ввести с 1998 года в оплату содержания (технического обслуживания) жилья долю затрат на капитальный ремонт жилищного фонда.
3.5. Ввести в структуру оплаты коммунальных услуг накопления на развитие основных фондов коммунального хозяйства (инвестиционная составляющая) в размерах, утвержденных постановлением администрации области.
3.6. Ввести на территории области механизм обязательного страхования жилья.
3.7. Предусматривать в пределах единого уровня платежей граждан ускоренные темпы роста доли оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции: содержание (техническое обслуживание) жилья, вывоз мусора, обслуживание электроплит и систем дымоудаления, имея целью первоочередное доведение платежей за данные услуги до их фактической стоимости (см. раздел I.2).
III. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного
фонда и поставке коммунальных услуг
1. В 1998 года пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью сокращения расходов названных ресурсов и стимулирования установки приборов учета.
2. Совершенствовать тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливать на основе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций с учетом действующей нормативной базы, эффективности работы и ресурсосбережения. Проводить мониторинг фактических затрат производителей услуг с анализом влияния тарифов на коммунальные услуги на экономику предприятий городов и районов области.
Разработать методические указания о порядке определения нормативов отдельных статей расходов, включаемых в себестоимость жилищно-коммунальных услуг.
3. Не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источника их финансирования.
4. Продолжить работу по реализации программы мероприятий по энергосбережению с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования, в том числе:
- оптимизация систем теплоснабжения для жилого фонда;
- установка приборов учета и регулирования контроля расхода воды, тепловой энергии и газа, а также автоматизированных систем управления и сбора информации;
- перевод котельных на природный газ;
- применение высокоэффективных теплоизоляционных материалов в жилищно-коммунальном секторе.
5. Разработать и приступить к внедрению с 1998 года программы теплосбережения в жилищной и социальной сфере.
6. Создать условия экономической заинтересованности потребителей тепловой энергии, а также ее производителей и поставщиков.
7. Начиная с 1998 года ввести в систему для районных и городских администраций рекомендательные размеры себестоимости 1 Гкал теплоэнергии от котельных с различными параметрами, полученные по результатам компьютерных расчетов, формируемых ДТЭК программы "Автоматизированная система для оперативного регулирования тарифов на теплоэнергию от котельных Нижегородской области".
8. Осуществлять на территории области постепенный переход (в течение 3 - 4 лет) на автоматизированную систему расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги. При формировании бюджета на 1998 год предусмотреть выделение средств на приобретение оргтехники предприятиям и организациям, выполняющим расчеты платежей. Ввести для населения единые унифицированные формы квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг.
9. При вводе в эксплуатацию жилых домов муниципального и государственного жилищных фондов предусматривать квоту для предоставления жилья на условиях коммерческого найма.
10. Разработать и внедрить в 1998 году в г. Н.Новгороде механизм безналичной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с использованием пластиковых карт. По результатам внедрения распространить этот опыт на города и районы области.
11. В 1997 году разработать систему мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая стимулирование населения за досрочную оплату, а так же порядок экономического стимулирования работников жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих полноту сборов.
IV. Социальная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
1. Проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливать, исходя из реальной стоимости, социально-экономической ситуации в области с учетом уровня доходов населения и его платежеспособности.
2. С 1998 года субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.96 N 707.
3. Сохранить до конца 1997 года существующий порядок предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для пенсионеров, инвалидов и одиноко проживающих граждан.
4. Органам местного самоуправления активизировать работу с пожилыми гражданами по заключению договоров пожизненной ренты.
5. Разработать порядок обмена жилых помещений большей площади на меньшую при невозможности оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг из-за низких доходов.
6. Разработать порядок формирования жилья (без права приватизации) для проживания семей с низкими доходами, а также попавших в экстремальные жизненные ситуации.
V. Обеспечение государственного регулирования и контроля
1. Создать областную государственную жилищную инспекцию для решения основных задач:
- осуществления контроля качества обслуживания на объектах жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности;
- соблюдения стандартов качества предоставляемых услуг и наличия соответствующих договоров;
- оперативного реагирования на обращения и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг.
2. Для обеспечения информацией всех уровней управления внедрить автоматизированные системы диспетчерского управления.
3. Продолжить лицензирование организаций, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Ввести лицензирование деятельности организаций, занимающихся управлением жилищным фондом.
4. Осуществлять контроль за обоснованностью отнесения затрат на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, особое внимание уделяя хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение (в т.ч. технологически обусловленное) на рынке данных услуг. Вводить методы государственного регулирования тарифов на указанные услуги в случае злоупотребления ими своим монопольным положением.
VI. Организационное обеспечение реализации программы
1. Организационные мероприятия обеспечения реализации программы проводить в соответствии с приложением 1.
2. Департаменту строительства и ЖКХ (при необходимости отраслевым департаментам) уточнить и привести в соответствие с изменениями, связанными с принятой за последнее время федеральной нормативной базой и требованиями настоящей Программы, нормативно-правовые акты (постановления, распоряжения, положения и т.д.).
3. Обратиться в федеральные органы законодательной и исполнительной власти с просьбой ускорения принятия нормативно-правовых актов по следующим направлениям:
- законодательной и материальной поддержки создания системы долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья;
- установления социально-обоснованного минимального уровня заработной платы;
- о порядке установления прожиточного минимума;
- исключения практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ и услуг, выполняемых в жилищном фонде;
- обеспечения правовой основы воздействия на заемщиков, не выполняющих своих обязательств, должников по жилищно-коммунальным платежам и внесения соответствующих изменений в Гражданский и Административный Кодексы Российской Федерации и действующее законодательство;
- разработке Закона Российской Федерации "Об обязательном страховании жилья";
- приведении Жилищного Кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством (Конституцией РФ, Гражданским Кодексом);
- расширения отраслевой информационной сети Госстроя России по вопросам информационного обеспечения нормативно-методическими материалами.
VII. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы
развития жилищно-коммунального хозяйства
Во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.97 N 425 и в целях реализации программы развития жилищно-коммунального хозяйства разработать и утвердить на уровне законодательной и исполнительной властей области, органов местного самоуправления нормативно-правовые документы согласно приложению 2.
VIII. Информационное обеспечение программы
1. Передать сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22 ЖКХ, Нижегородскому областному комитету государственной статистики.
2. Проводить мониторинг по основным показателям хода реформы в жилищно-коммунальной сфере:
2.1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м в месяц.
2.2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв.м (из расчета 18 кв.м на человека).
2.3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением.
В том числе, учитывая:
- удельный вес семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (в процентах): до 2 месяцев, от 2 до 6 месяцев и свыше 6 месяцев;
- фактический сбор жилищно-коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период.
2.4. Информация о ходе реализации программы жилищных субсидий.
2.5. Бюджетные дотации ЖКХ в расходной части бюджетов.
2.6. Масштабы перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленным предприятиям.
2.7. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе.
2.8. Площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда.
2.9. Товарищества собственников жилья: общее количество зарегистрированных ТСЖ, из них - ТСЖ, которым передано в управление здание и в собственность и земельный участок (данные раздельно).
2.10. Данные о среднедушевом доходе, в том числе среди 20 % наиболее бедных семей, величина прожиточного минимума, доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов.
3. Расширение масштабов внедрения компьютерных систем расчетов жилищно-коммунальных платежей, как элемента информационного обеспечения оценки возможностей населения в оплате жилья и коммунальных услуг.
4. Вести разъяснительную работу в сфере привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, оказывающих услуги населению.
5. Вести в средствах массовой информации разъяснительную работу среди населения о проведении преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- регулярное оперативное информирование населения о ходе реализации Программы (подготовка пресс-релизов, статей, рубрики "Вопрос-ответ");
- выступления на телевидении, радио, в прессе руководителей администраций области, районов и городов, подразделений ЖКХ и исполнителей основных мероприятий Программы;
- использование рекламы для пропаганды основных направлений по реализации Программы развитии ЖКХ;
- организация "Круглых столов" с разработчиками и исполнителями Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Нижегородской области от 30 сентября 1997 г. N 278 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 219 от 19 ноября 1997 г.