Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации области
от 7 февраля 1995 г. N 31
Концепция
социальной защиты населения Нижегородской области
на период кризисного состояния экономики
1. Общие положения
В целях выработки единых подходов и решения вопросов социальной защиты населения, объединения усилий государственных органов, предприятий, организаций, общественных формирований, благотворительных фондов администрация предлагает концепцию социальной защиты населения области, рассчитанную на период кризисного состояния экономики.
Настоящая концепция исходит из основных положений современной социальной политики и ставит перед собой следующие задачи:
- определить пути развития региональной системы социальной защиты населения;
- обеспечить соблюдение основных правовых, экономических и социальных интересов жителей области;
- разработать механизм дальнейшей оптимизации системы социальной защиты в условиях кризисного состояния экономики;
- определить основные принципы построения системы социальной защиты и ее объекты.
Переход к рыночным отношениям в условиях продолжающегося экономического кризиса, высокий уровень инфляции неизбежно приводят к снижению реальных доходов большей части населения. Кроме того, центр тяжести в решении социальных проблем переместился в регионы. Дальнейшее разграничение компетенций между федеральными и местными органами управления привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.
Федеральные органы осуществляют функции по формированию общих принципов социальной политики, разработке и финансированию части федеральных программ, установлению минимальных социальных гарантий.
На региональном уровне разрабатывается и осуществляется региональная социальная политика, обеспечивается реализация государственных социальных гарантий для всех категорий населения, повышаются минимальные социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, разрабатываются целевые программы и проекты на основе анализа социальной ситуации и возможностей экономики, вводятся местные льготы и компенсации слабо защищенным группам населения.
Социальная защита населения на региональном уровне осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, общественных формирований, благотворительных организаций, пожертвований отдельных граждан.
2. Основные принципы организации
системы социальной защиты
Организация системы социальной защиты населения области базируется на следующих принципах:
- гуманность и милосердие - готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
- гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
- комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
- адресность и целенаправленность - оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
- динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
- самостоятельность - право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ в сочетании с региональными программами;
- межведомственность - согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения, при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.
3. Содержание региональной системы и
объекты социальной защиты населения
Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Она включает в себя:
- предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан;
- организацию социальной помощи малоимущим и слабозащищенным группам населения.
Государственные социальные гарантии обеспечиваются посредством защиты:
1. Прав каждого жителя области на долю общественных фондов потребления через бюджетное финансирование народного образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта.
2. Прав жителей области на часть стоимости разгосударствливаемой собственности, расположенной на территории проживания, в соответствии с программами приватизации федеральной и муниципальной собственности, в форме бесплатной или льготной передачи гражданам части государственной собственности, в том числе жилья.
3. Покупательной способности населения за счет индексации денежных доходов населения при росте цен на потребительские товары и услуги в размерах, предусмотренных правительственными решениями, а также за счет контроля местной администрации и общественных организаций за качеством реализуемых товаров и услуг.
4. Частной собственности граждан.
5. Прав трудоспособного населения на:
- получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переквалификации;
- обеспечение равных возможностей всем жителям области в реализации прав на труд и свободный выбор профессии путем создания рынка труда, рынка рабочих мест, рынка жилья, а также разработки и осуществления программы развития и поддержки предпринимательства;
- создание безопасных условий труда и его льготной оплате;
- компенсацию потерянных доходов при утрате трудоспособности по вине работодателя;
- государственную защиту от чрезмерной эксплуатации труда;
- предоставление работникам причитающейся по законодательству или по коллективному договору доли коллективных фондов потребления предприятий;
- выплату пособий по безработице при временной незанятости.
6. Прав социально-слабых и малоимущих категорий и групп населения через:
- практическую реализацию мер, предусмотренных федеральными органами власти по пенсионному обеспечению, выплатам, компенсациям, социальным пособиям, другим мерам социальной поддержки;
- дополнительную к установленной правительством финансовую, материальную, социальную поддержку, осуществляемую из местных бюджетов и внебюджетных фондов в виде денежных выплат и компенсаций, льгот по оплате коммунальных, транспортных и других услуг, организации бесплатного питания, доставки продуктовых наборов, одежды, оказание социально-бытовой помощи.
Социальная защита работников предприятий, членов их семей, ветеранов производства, относящихся к социально слабым категориям, осуществляется самостоятельно предприятиями и организациями, независимо от форм их собственности.
К объектам социальной помощи относятся:
- неработающие получатели социальных пенсий и пенсий в минимальном размере - 65 тыс. чел.;
- одинокие пенсионеры, инвалиды I-II группы, одинокие супружеские пары, не способные к полному самообслуживанию - 45 тыс. чел.;
- неработающие пенсионеры, имеющие иждивенцев в возрасте до 18 лет - 5,0 тыс. семей;
- одинокие родители с детьми - 22,6 тыс. чел.;
- одинокие инвалиды с детьми;
- семьи вдов (вдовцов) с детьми;
- дети из неполных семей (после развода);
- семьи инвалидов I и II групп с детьми;
- семьи с детьми-инвалидами до 16-ти лет;
- дети из многодетных семей;
- семьи участников, инвалидов, эвакуированных из зоны Чернобыля, п/о "Маяк", полигона в Семипалатинске - 6,6 тыс. чел.;
- репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане - 0,6 тыс. чел.;
- дети, бывшие узники концлагерей, гетто, лица, принудительно угнанные на работы в Германию - 0,5 тыс. чел.;
- дети-сироты;
- дети, находящиеся под опекой и попечительством;
- беременные женщины и кормящие матери;
- семьи с детьми до 3-х лет - 70,0 тыс. чел.;
- безработные;
- пенсионеры и инвалиды, больные сахарным диабетом - 20 тыс. чел.;
- женщины - участницы Великой Отечественной войны и приравненные к ним - 15,0 тыс. чел.;
- семьи, жены и родители военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации - 42,0 тыс. чел.;
- нетрудоспособные граждане, имеющие доход ниже бюджета прожиточного минимума - 200,0 тыс. чел.;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица - 100,0 тыс. чел.;
- семьи беженцев и вынужденных переселенцев - 6,0 тыс. чел.;
- лица без определенного места жительства - 11,0 тыс. чел.;
- трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидами I группы, престарелыми старше 80-ти лет, детьми до 3-х лет, тремя или более несовершеннолетними детьми, детьми-инвалидами - 40,0 тыс. человек;
- жители блокадного Ленинграда - 0,9 тыс. человек.
Социальная поддержка может оказываться в виде периодических, кратковременных, единовременных денежных доплат к пенсиям (пособиям, другим доходам), натуральных выдач, предоставления бытовых услуг бесплатно или на льготных условиях, оказания социальной помощи на дому и других формах.
4. Основные задачи и направления деятельности
региональной системы социальной защиты населения
Главными задачами социальной защиты населения, ее программ и целевых проектов, разрабатываемых на период экономического кризиса, являются снижение влияния кризисных явлений на слабозащищенные группы населения, сохранение минимальных социальных гарантий, ослабление социальной напряженности в регионе за счет:
- реализации комплекса мер, предупреждающих резкое падение уровня жизни тех категорий населения, которые в наибольшей степени страдают от инфляции, обеспечения принципа целевого характера и адресности социальной защиты;
- создания упреждающей системы социальной защиты;
- внедрения активных форм социальной поддержки населения, способствующих реализации возможностей семьи самостоятельно обеспечить свое благосостояние за счет трудовой деятельности (развитие мелкого предпринимательства, фермерства, надомного труда, сети предприятий общественных формирований инвалидов, ветеранов, студентов, школьников и т.д.);
- повышения эффективности использования средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников, путем формирования комплекса первоочередных региональных и муниципальных программ по социальной защите населения;
- активизации деятельности благотворительных организаций и коммерческих структур посредством введения для них налоговых льгот и привлечения к финансированию региональных и муниципальных программ, целевых проектов социальной защиты населения;
- формирования "рыночного" мышления у населения и предпринимателей;
- технического обеспечения служб социальной защиты, в том числе, компьютерной техникой и транспортом;
- создание системы подготовки и повышения квалификации кадров для служб социальной защиты;
- всемерного развития сети социальных учреждений всех типов, а именно:
- центров (отделов) социального прогнозирования и перспектив развития, призванных осуществлять анализ социальных ситуаций, прогноз социальных процессов, разработку дифференцированных проектов и программ по социальной поддержке различных групп населения;
- муниципальных центров социальной помощи населению, различных типов центров помощи семье и детям в городах и районах области, районных (сельских) домов милосердия, домов с блоком обслуживания и пансионатов для ветеранов производства, обеспечивающих ветеранам достойную старость, как организаторов работы по социальной поддержке населения и инструмента реализации основных направлений социальной политики.
5. Финансово-ресурсное обеспечение
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется за счет:
- федерального и местных бюджетов;
- средств предприятий;
- фондов социальной защиты населения;
- фонда занятости;
- внебюджетных фондов;
- гуманитарной помощи;
- благотворительных взносов и иных источников.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Нижегородской области от 7 февраля 1995 г. N 31 "О концепции социальной защиты населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.