Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Структурные подразделения Центра
3.1. Общие положения
3.1.1. Структурными подразделениями Центра являются:
- аппарат Центра, в состав которого входят руководство учреждения, специалисты по назначению пособий, работе с семьей, инвалидами, иными льготными категориями граждан, технические работники и рабочие по обслуживанию помещений;
- отделения социального обслуживания на дому;
- отделения социально-медицинского обслуживания на дому;
- отделение срочного социального обслуживания;
- отделение дневного пребывания.
При Центре может быть создано отделение социально - бытового обслуживания, при котором организуется работа:
- социальной столовой - для организации питания малообеспеченных категорий граждан;
- социального магазина - для обслуживания нуждающихся граждан на льготных условиях;
- социальной аптеки - для обеспечения медицинскими препаратами и медикаментами малоимущих пенсионеров, инвалидов, детей-инвалидов;
- социальной парикмахерской, мастерских, предоставляющих бытовые услуги на льготных условиях малоимущим пенсионерам, инвалидам, а также на иных условиях - другим категориям граждан;
- иных подразделений, создаваемых с учетом потребностей данного муниципального образования и имеющейся материальной базы.
При отсутствии отделения социально-бытового обслуживания социальные столовая, магазин, аптека и пр. могут быть созданы самостоятельно на правах филиала в соответствии с п.1.5 Положения.
Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.
3.1.2. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ;
- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурными подразделениями;
- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей.
3.1.3. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.
Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции.
3.1.4. Зачисление граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра на основании документов, указанных в п.1.10 настоящего Положения.
3.1.5. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6-ти месяцев) или постоянной основе в соответствии с нормами и правилами, установленными на территории области.
3.1.6. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно - консультативной комиссией учреждения здравоохранения.
3.1.7. Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг.
Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятие с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в органы управления социальной защиты населения, а также в суд.
При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения, и Центром от них получено письменное подтверждение об информировании их по этому вопросу.
3.1.8. Питание граждан, нуждающихся в данном виде социальной поддержки (малоимущие, безработные, не имеющие определенного места жительства и др.), может осуществляться Центром как в социальной столовой, так и на предприятиях общественного питания.
3.1.9. Вместо затрат, предусмотренных на содержание социального транспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях.
3.2. Отделение социального обслуживания на дому
3.2.1. Отделение социального обслуживания на дому (далее именуется - социальное отделение) создается для временного (до 6-ти месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Деятельность социального отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.
3.2.2. Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни.
3.2.3. Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городском благоустроенном секторе, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
3.2.4. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8-ми граждан, проживающих в городском благоустроенном секторе, и 4-х граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства *).
*) В случаях снятия с обслуживания на дому пенсионера (в связи со смертью, помещением в дом милосердия, личным заявлением или иным причинам) зав.отделением в срок до 7-ми дней обязан(а) решить вопрос об укомплектовании участка в соответствии с установленными нормами.
К жилому фонду, не имеющему коммунально-бытового благоустройства, относятся квартиры, в которых отсутствует хотя бы один из видов коммунальных удобств, а именно: центральное отопление или сетевой газ, вода, канализация. Отсутствие горячей воды и ванны не является признаком, по которому занимаемая жилая площадь относится к неблагоустроенной.
К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
Лица, принимаемые на должности социальных работников, проходят предварительный медицинский осмотр (флюорографическое обследование, осмотр дерматолога, терапевта) с оформлением допуска к работе. Дальнейший порядок и периодичность медицинских осмотров устанавливается территориальными органами здравоохранения и санэпидслужбы с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.
Территории, обслуживаемые социальными работниками, и график работы этих работников утверждаются заведующим социальным отделением с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но при обязательном условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже двух раз в неделю.
3.3. Специализированное отделение социально-медицинского
обслуживания на дому
3.3.1. Специализированное отделение социально - медицинского обслуживания на дому (далее именуется - специализированное отделение) предназначается для временного (до 6-ти месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому. Противопоказанием к принятию на обслуживание специализированным отделением является наличие заболеваний, указанных в пункте 3.1.6 настоящего Положения.
3.3.2. Специализированное отделение выполняет следующие задачи:
- оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социальнобытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических заболеваний;
- оказание морально - психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;
- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Работа специализированного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями органов здравоохранения и комитетами Общества Красного Креста.
3.3.3. Специализированное отделение создается для обслуживания 60-ти граждан, проживающих в городском благоустроенном секторе, и не менее 30-ти граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
3.3.4. Для оказания социально-бытовых и доврачебных медицинских услуг гражданам на дому в штат специализированного отделения вводятся должности социальных работников и медицинских сестер.
На должности социальных работников принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе. На должности медицинских сестер могут приниматься студенты (с IV курса) медицинских вузов.
3.3.5. Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5-ти граждан, проживающих в городском благоустроенном секторе, и 3-х граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Должность медицинской сестры вводится из расчета обслуживания одной медицинской сестрой 10-ти граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городском благоустроенном секторе, и 5-ти граждан, проживающих в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Территория обслуживания и график работы социальных работников и медицинских сестер устанавливается заведующим специализированным отделением с учетом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений органов здравоохранения.
Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых граждан на дому устанавливается заведующим специализированным отделением по согласованию с медицинской сестрой этого отделения, оказывающей гражданам помощь, но не реже 3-4 раз в неделю.
Периодичность посещения обслуживаемых граждан медицинскими сестрами специализированного отделения устанавливается заведующим этим отделением по согласованию с лечащим (участковым) врачом, но не реже 3-х раз в неделю.
3.3.6. К видам услуг, оказываемых специализированным отделением, относятся:
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
- осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;
- оказание санитарно - гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
- смена нательного и постельного белья;
- забор материалов для проведения лабораторных исследований;
- кормление ослабленных граждан;
- другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях.
3.3.7. Медицинские сестры специализированного отделения осуществляют свою работу по согласованию с учреждениями органов здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения могут при наличии соответствующей договоренности обеспечивать медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывать медицинским сестрам организационно-методическую помощь.
Для оказания доврачебной помощи специализированное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильнодействующих) и перевязочных средств.
Выполнение медицинскими сестрами специализированного отделения обслуживаемым гражданам плановых медицинских назначений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.
Медосмотр работников специализированного отделения осуществляется в порядке, определяемом в п. 3.2.4 настоящего Положения.
3.4. Отделение дневного пребывания
3.4.1. Отделение дневного пребывания (далее именуется - дневное отделение) является полустационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни:
- граждан пенсионного возраста, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению;
- детей из малообеспеченных неполных, многодетных, неблагополучных семей,
- детей из семей, где один или оба родителя являются инвалидами;
- семей безработных;
- беременных женщин, безработных, страдающих анемией;
- инвалидов трудоспособного возраста, а также других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке,
3.4.2. Отделение создается для обслуживания не менее 25-ти человек.
3.4.3. Продолжительность обслуживания дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание.
На базе дневного отделения могут организовываться краткосрочные смены для организации обслуживания ветеранов войны, труда, детей, инвалидов, иных категорий граждан в соответствии с планами работы органов соцзащиты населения.
3.4.4. В штат дневного отделения вводятся должности культорганизатора, медицинской сестры, инструктора по трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.
При наличии в Центре пищеблока, отвечающего санитарно-техническим и противопожарным требованиям, и организации питания граждан, обслуживаемых в дневном отделении, в специально оборудованном помещении Центра, в штат дневного отделения вводится должность повара.
3.4.5. Обслуживание в дневном отделении может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра в порядке и на условиях, утвержденных областной администрацией.
3.4.6. В дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т.д.
3.4.7. Для организации отдыха граждан в дневном отделении, при наличии необходимых площадей, оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных принадлежностей.
3.4.8. Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованном помещении Центра, так и в близлежащих предприятиях общественного питания.
3.4.9. Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно - трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.
Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.
Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на спецсчет Центра.
3.5. Отделение срочного социального обслуживания
3.5.1. Отделение срочного социального обслуживания (далее именуется - срочное отделение) предназначается для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
3.5.2. Работа срочного отделения строится как на базе Центра, так и по территориальному принципу.
3.5.3. В штат срочного отделения вводятся должности специалистов по социальной работе при КОСах, поселковых, сельских администрациях, социального работника, а также психолога и юриста.
3.5.4. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
- разовое обеспечение остронуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав;
- оказание экстренной психологической помощи;
- предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
- оказание других форм срочной социальной помощи, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.
3.5.5. На территории, обслуживаемой Центром, работниками срочного отделения осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью последующего предоставления им этой помощи.
3.5.6. Деятельность срочного отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
По решению органов местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут вводиться меньшие нормы нагрузки на работника Центра, отвечающие региональным особенностям и условиям труда, а также применяться другие организационные формы социально-бытового обслуживания граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.