Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации области
от 16 сентября 1998 г. N 235
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Чрезвычайная ситуация (далее ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.2. Аварийно - спасательная служба (далее АСС) Нижегородской области - это совокупность сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования Главного управления по делам ГО и ЧС области, управлений по делам ГО и ЧС городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованные в установленном порядке.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
1.3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково - спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации экологических, медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
1.4. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно - спасательных работ, оказание населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности, по снижению загрязнения окружающей природной среды.
2. Основные задачи аварийно-спасательных служб (формирований)
по ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.1. Основными задачами аварийно - спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
- поддержание органов управления, сил и средств АСС (АСФ) в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
2.2. Создание АСС (АСФ):
- профессиональные АСС, профессиональные АСФ - администрацией области в соответствии с законодательством Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями по согласованию с Главным управлением по делам ГО и ЧС области;
- нештатные АСФ - организациями из числа своих сотрудников, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- общественные АСФ - общественными объединениями, уставные задачи которых заключаются в проведении аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
в районах ЧС
3.1. Руководство работами по ликвидации ЧС является одной из основных задач комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области. Главное управление по делам ГО и ЧС области как постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение защиты населения и территорий от ЧС, организует и обеспечивает управление при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.1.1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (ответственный руководитель работ по ликвидации ЧС и руководитель аварийно-спасательных работ).
3.1.2. Руководитель АСФ, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами, планами предупреждения и ликвидации ЧС аварийного объекта.
3.1.3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.
3.1.4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС в части руководства работами по ликвидации ЧС и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя, или назначив другое должностное лицо.
3.1.5. Полномочия руководителей ликвидации ЧС определяются Правительством Российской Федерации, администрацией Нижегородской области, ее структурными подразделениями, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.6. В необходимых случаях к ликвидации ЧС могут привлекаться специалисты соответствующего профиля из научно-исследовательских и других организаций, расположенных на территории Нижегородской области, а также других регионов для разработки рекомендаций по наиболее эффективным и безопасным способам ликвидации ЧС.
Специалисты поступают в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации ЧС.
3.1.7. Руководители ликвидации ЧС могут действовать согласно рекомендаций должностных лиц специализированных организаций, однако это не снимает с них ответственности за правильное и своевременное ведение аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.8. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- о временном прекращении деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Нижегородской области средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных групп граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию администрации Нижегородской области, ее структурных подразделений, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими вследствие крайней необходимости решениях, влияющих на нормальные условия жизнедеятельности.
3.1.9. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ, либо других случаях руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
3.2.1. Управление при ликвидации ЧС заключается в руководстве силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), территориальной подсистемы и ее звеньев при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения).
3.2.2. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств РСЧС для выполнения в полном объеме аварийно-спасательных работ в зонах ЧС в кратчайшие сроки.
Управление включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- принятие (уточнение) решения и доведения задач до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС.
3.2.3. Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время по установленной форме, внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме.
Донесения о ходе аварийно-спасательных работ включают сведения:
- об изменениях обстановки;
- о выполненном объеме аварийно-спасательных работ;
- о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей;
- о потерях, состоянии и обеспеченности аварийно - спасательных формирований.
Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами.
3.2.4. Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления и его заместители (помощники).
Другие должностные лица - в пределах своей компетенции и ответственности.
Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
- характер и масштаб ЧС, степень опасности для производственного персонала, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
- примерное число застигнутых ЧС людей и предполагаемые места их нахождения;
- виды, объемы и условия аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- потребность в силах и средствах;
- количество, укомплектованность, обеспеченность необходимым техническим оснащением и готовность к действиям привлеченных сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС.
3.2.5. Решение на проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления. Его принимает и организует выполнение руководитель органа управления.
Решение включает в себя основные элементы:
- краткие выводы из оценки обстановки;
- задачи подчиненным аварийно-спасательным службам (формированиям);
- меры безопасности;
- организация взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств в зонах ЧС.
Краткие выводы из оценки обстановки включают основные сведения о характере и масштабах ЧС, объемах предстоящих аварийно-спасательных работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях. Задачи руководителям подчиненных органов управления и аварийно-спасательным формированиям определяют старшие начальники руководители ликвидации ЧС в зависимости от их возможностей и развития обстановки.
При постановке задачи указываются:
- характер и масштаб развития происшедшей ЧС;
- район ведения аварийно-спасательных работ;
- число и предполагаемые места нахождения людей, застигнутых ЧС;
- направление ветра;
- маршрут движения в зону ЧС и предполагаемые границы загазованности (радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.);
- характер, последовательность и сроки проведения аварийно-спасательных работ;
- силы и средства, действующие в районе, примыкающем к району действия данного аварийно-спасательного отряда, краткое изложение поставленных им задач;
- порядок использования технических средств;
- способ и порядок передачи донесений и информации;
- меры безопасности и обеспечения непрерывности аварийно-спасательных работ.
При организации взаимодействия аварийно-спасательных отрядов между собой и специальными подразделениями других ведомств:
- уточняются границы объектов работ каждого АСФ;
- устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту сосредоточение усилий при совместном выполнении особо сложных работ;
- определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
3.3. Виды обеспечения действий сил и средств в районах
чрезвычайных ситуаций
3.3.1. Обеспечение действий сил и средств в районе ведения аварийно-спасательных работ организуется с целью создания им необходимых условий выполнения поставленных задач.
Основными видами обеспечения являются:
- разведка;
- транспортное;
- инженерное;
- дорожное;
- гидрометеорологическое;
- техническое;
- материальное;
- медицинское;
- связь.
Непосредственное руководство обеспечением действий участвующих в ликвидации ЧС аварийно-спасательных сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица штаба по ликвидации ЧС в соответствии с возложенными на них обязанностями.
3.3.2. Разведка организуется:
- для обнаружения мест нахождения пострадавших и спасения застигнутых ЧС людей;
- для выяснения обстановки в зоне ЧС.
Руководители ликвидации ЧС при организации разведки обязаны:
- ставить перед исполнителем выполнимое задание, обеспечивая его необходимыми силами и средствами;
- подробно и точно информировать исполнителя об обстановке в зоне ЧС и о своих планах;
- проверять, насколько правильно понято задание исполнителем.
Разведка с целью обнаружения людей и их спасения организуется и осуществляется руководителями работ по ликвидации ЧС силами личного состава первых спасательных звеньев АСФ, прибывших в зону ЧС.
Для получения наиболее исчерпывающих данных о состоянии аварийного района (участка, объекта) руководство разведкой следует поручить начальнику АСФ или его заместителю.
3.3.3. Транспортное обеспечение включает:
- определение характера и объема перевозок;
- учет всех видов имеющегося транспорта;
- определение маршрутов следования, а также контрольных сроков погрузки, прохождения установленных рубежей, сроков разгрузки;
- создание резерва транспортных средств и порядок их использования.
3.3.4. Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудования пунктов водоснабжения, доставки воды в места ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.3.5. Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожномостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется маршрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.
3.3.6. Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи руководителям работ по ликвидации ЧС данных об элементах погоды в районах ведения аварийно-спасательных работ, а также срочной информации об опасных метеорологических явлениях и возможном характере их развития.
3.3.7. Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных формирований по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте, доставке неисправной техники на ремонтные предприятия и ее использование после ремонта, а также порядок снабжения ремонтных предприятий и формирований запасными частями и агрегатами.
3.3.8. Материальное обеспечение аварийно-спасательных формирований, ведущих аварийно-спасательные работы, предусматривает снабжение продовольствием и питьевой водой, техническими средствами, имуществом противорадиационной и противохимической защиты, материалами оперативного назначения, медицинским имуществом, обменной и специальной одеждой, строительными материалами, ГСМ для транспортных и инженерных средств.
В задачу материального обеспечения входит также оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и специальной обработки.
3.3.9. Медицинское обеспечение предусматривает проведение конкретных мероприятий по сохранению здоровья и работоспособности личного состава АСФ, их органов управления, своевременному оказанию помощи пострадавшим (пораженным) и больным, их эвакуацию в лечебные учреждения, а также меры по предупреждению инфекционных заболеваний.
3.3.10. Организация связи АСФ в зонах ЧС планируется местными КЧС, а при объектовых авариях - администрацией (КЧС) объекта экономики при непосредственном участии органов управления ГОЧС, организуется и осуществляется по ведомственной принадлежности и зависит от:
- характера и масштабов ЧС;
- структуры системы управления;
- состава, задач и возможностей АСФ, их места в составе группировки сил и средств;
- мобильности и способов восстановления готовности.
3.4. Основы оперативных действий сил и средств по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
3.4.1. Для непосредственного руководства аварийно-спасательными работами в зонах ЧС заблаговременно создаются, обучаются и поддерживаются в постоянной готовности оперативные органы управления.
Оперативные органы управления начинают действовать сразу после возникновения ЧС. В кратковременный организационный период проводится укомплектование оперативных групп и подготовка для них мест размещения.
3.4.2. Ликвидацией ЧС на объектах экономики руководят объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или администрация объекта с участием, при необходимости, оперативных групп районных (городских) и ведомственных КЧС.
3.4.3. Ликвидацией местных ЧС руководят КЧС соответствующих территорий. В систему управления административного района (города) при возникновении ЧС на его территории могут входить оперативные группы областной КЧС, регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях - оперативные группы министерств, ведомств и МЧС России.
Для ликвидации региональной или глобальной ЧС создается система управления, в состав которой входят оперативные группы МЧС России, министерств и ведомств.
3.4.4. Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются необходимыми специалистами и обеспечивают:
- получение достоверной информации о ЧС и передачу ее руководителям работ по ликвидации ЧС;
- прогнозирование масштабов возможного развития ЧС;
- аналитическую обработку информации о ЧС и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию необходимых сил и средств;
- доведение принятого решения до подчиненных органов управления и АСФ;
- контроль за развертыванием и ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с принятым решением и оперативным планом ликвидации ЧС;
- представление донесений об изменении аварийной обстановки и ходе ведения аварийно-спасательных работ.
3.4.5. При возникновении ЧС на объекте экономики действия личного состава АСФ в первоначальный период ЧС осуществляются в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемыми на каждом предприятии заблаговременно.
Если первоочередные мероприятия плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС исчерпаны или не обеспечивают успешной борьбы с ЧС, руководители работ по ликвидации ЧС на основании решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС разрабатывают оперативный план ликвидации ЧС, который должен предусматривать способы, силы и средства, необходимые для дальнейших действий. Он оформляется текстуально с приложением карт, схем, графиков и расчетов.
3.4.6. При ликвидации ЧС во всех случаях должны быть приняты меры по обеспечению безопасных условий для работающих людей.
Запрещается допускать в зону ЧС лиц, не имеющих прямого отношения к аварийно-спасательным работам, без разрешения ответственного руководителя работ по ликвидации ЧС.
Для предупреждения проникновения в зону ЧС посторонних лиц на подступах выставляется оцепление (посты) из состава органов МВД.
3.5. Привлечение аварийно-спасательных служб (формирований) к
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
3.5.1. Привлечение АСФ к ликвидации ЧС осуществляется:
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС объектов экономики на территории области;
- в соответствии с утвержденными планами взаимодействия при ликвидации ЧС на объектах экономики и территориях;
- установленным порядком действия при возникновении и развитии ЧС;
- по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной исполнительной власти федерального уровня, администрации Нижегородской области, ее структурных подразделений, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих руководство деятельностью АСФ.
3.6. Содействие аварийно-спасательным формированиям в
осуществлении их деятельности
3.6.1. Администрация Нижегородской области, структурные подразделения администрации области, территориальные органы государственной исполнительной власти федерального уровня, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие АСФ, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
3.6.2. Оперативный транспорт АСФ должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
3.6.3. Оперативный транспорт АСФ при следовании к месту проведения работ по ликвидации ЧС пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.