Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации области
от 14 мая 1999 г. N 130
Областная целевая Программа
по предупреждению распространения заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) до 2000 года
(программа "Анти-ВИЧ/СПИД")
1. Паспорт Программы
Наименование: областная целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД" на 1999 - 2000 годы.
Основание для разработки:
- Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ;
- Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года ("Анти-ВИЧ/СПИД").
Государственные Заказчики:
- администрация Нижегородской области.
Основные разработчики:
- администрация Нижегородской области;
- департамент здравоохранения;
- областной центр Госсанэпиднадзора.
Цели и задачи:
- ограничение распространения ВИЧ-инфекции в Нижегородской области, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом посредством решения задач, направленных на совершенствование комплекса профилактических мероприятий и системы оказания ВИЧ-инфицированным медико-социальной помощи.
Сроки реализации: 1999 - 2000 годы.
Перечень основных мероприятий
1. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом.
2. Развитие информационно-пропагандистской системы мероприятий профилактики ВИЧ-инфекции.
3. Укрепление материально-технической базы специализированной службы профилактики и борьбы со СПИДом.
4. Совершенствование системы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
5. Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий.
6. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей.
7. Профилактика профессиональных заражений.
8. Подготовка кадров по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.
9. Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семьи.
10. Научное обеспечение и профилактика ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы.
Исполнители основных мероприятий
1. Органы и учреждения департамента здравоохранения (областной центр профилактики и борьбы со СПИДом, областные диспансеры: кожно-венерологический, наркологический, областная станция переливания крови и ЛПУ).
2. Органы и учреждения областного центра Госсанэпиднадзора.
3. Органы и учреждения здравоохранения ведомственного подчинения.
4. Учреждения здравоохранения федерального подчинения, расположенные в Нижнем Новгороде.
5. Органы и учреждения департамента по труду и социальной защите населения, департамента образования и науки, департамента культуры и искусства, департамент финансов, средства массовой информации.
6. Управление внутренних дел Нижегородской области.
7. Общественные и негосударственные организации, фонды, объединения.
Объемы и источники финансирования (в ценах 1998 года)
1. Средства областного бюджета.
2. Средства бюджетов административных территорий:
1999 г. - 11,171;
2000 г. - 7777,6.
Ожидаемые результаты
Замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции в Нижегородской области по сравнению с прогнозируемыми показателями.
Соответствующее уменьшение числа пациентов с ВИЧ/СПИДом.
Улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных.
Экономический эффект за счет сокращения расходов на лечение ВИЧ-инфицированных и уменьшение общего объема трудопотерь.
Система организации контроля за исполнением Программы
Департамент государственно-правовой и контрольной службы администрации Нижегородской области.
Отчет о реализации Программы один раз в год.
2. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
До 1996 года ситуация в Нижегородской области казалась вполне благополучной. Ситуация резко изменилась в 1996 году, этот год стал переломным - со второй половины начался эпидемический подъем этого заболевания среди наркоманов, практикующих внутривенное введение наркотиков. Таким образом, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) попал в среду наркоманов, и ситуация практически вышла из-под контроля в силу специфики использования наркотиков в этой среде. Через использованные шприцы и иглы вирус попадает в кровь, вызывая заражение.
Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции/СПИДу в Нижегородской области отражает те же тенденции, которые имеют место в России.
Темпы распространения с каждым годом увеличиваются. Расширилась география эпидемии за счет увеличения числа районов области, где регистрируются случаи ВИЧ-инфекции. Удельный вес учащихся школ, техникумов, ВУЗов составляет по 2% от общего числа ВИЧ-инфицированных, а учащихся ПТУ - 6%.
За весь период регистрации в Нижнем Новгороде и области зарегистрировано 632 пациента, среди них 101 женщина.
Вирус иммунодефицита человека поражает преимущественно лиц молодого работоспособного возраста (15-25 лет) - 85% от общего количества больных. В передаче вируса доминирует инъекционный путь, но уже включился и начал действовать основной - половой путь передачи, что угрожает широким развитием эпидемии в Нижегородской области.
Таким образом, возникла новая и в высшей степени тревожная фаза эпидемического процесса, требующая не просто активизации, но и значительного совершенствования всей системы профилактических и медицинских мероприятий.
В то же время система профилактики и оказания медицинской помощи недостаточны, чтобы противостоять эпидемии и улучшить качество жизни ВИЧ-инфицированных.
Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью и жизни граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот.
Существующий объем финансирования не предусматривает возможностей:
1. Проведения профилактических работ на современном уровне.
2. Использования современного этиотропного комбинированного лечения ВИЧ-инфекции.
3. Проведения полного комплекса терапевтических мероприятий в отношении СПИД - ассоциированных заболеваний.
4. Внедрения новых технологий лабораторного мониторинга за эффективностью лечения, что требует поддержки со стороны научных учреждений.
Настоящая Программа призвана в значительной мере определить тактику действий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Нижегородской области на период с 1997 по 2000 годы.
Эффективность реализации Программы в значительной мере будет определяться четкой организацией работы всех ее исполнителей и координацией с целевыми программами борьбы с распространением венерических заболеваний и наркомании.
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является ограничение распространения ВИЧ-инфекции в Нижегородской области по сравнению с прогнозируемыми показателями, а также проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных. Для достижения указанной цели предстоит решение следующих задач:
3.1. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции регулируются Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I признаны утратившими силу с 1 января 2012 г.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
Программа предусматривает:
3.1.1. Проведение необходимых организационных и практических мероприятий по внедрению новых правил, норм и методических указаний, разрабатываемых на федеральном уровне.
3.1.2. Продолжение разработки адаптированных документов по обеспечению взаимодействия между специализированными службами профилактики и борьбы со СПИДом департамента здравоохранения и заинтересованными ведомствами (УВД, областным военным комиссариатом, санитарно-эпидемиологическими отрядами армии, дислоцированными в Нижегородской области).
3.1.3. Отработку льготного налогообложения для предприятий и организаций, участвующих в реализации настоящей Программы.
3.1.4. Разработку предложений о предоставлении таможенных льгот на лекарства, реактивы, оборудование, продукты питания и одежду, направленные из-за рубежа в качестве гуманитарной помощи.
3.2. Развитие системы информирования населения - важнейшего звена
профилактики ВИЧ-инфекции
Ввиду доминирующей роли полового и парентерального пути заражения (среди потребителей психоактивных веществ) наиболее доступным и эффективным звеном профилактических мероприятий является пропаганда здорового образа жизни населения (в первую очередь молодежи). Наряду с этим должна быть еще более настойчивой и активной работа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, относящихся к группам повышенного риска заражения.
В реализации данного раздела Программы активную позицию должны занять видные деятели культуры и науки. К работе в группах риска целесообразно привлекать наиболее авторитетных представителей этих групп, обладающих способностью убеждения, целесообразно осуществлять частичное финансирование профилактических программ неправительственных организаций на конкурсной основе.
Программой предусматривается:
3.2.1. Создание и трансляция по местным каналам телевидения и радиовещания ежемесячных тематических передач с участием ведущих ученых, работников здравоохранения, представителей общественности с использованием тематических видеофильмов, радиопередач, радиоклипов, предусмотренных федеральной программой.
3.2.2. Создание местного видеофильма по актуальным медико-социальным проблемам ВИЧ-инфекции, ЗППП и наркомании.
3.2.3. Подготовка пресс-релизов и тематических публикаций в местных средствах массовой информации по ВИЧ-инфекции и родственным проблемам.
3.2.4. Подготовка и издание информационных бюллетеней (2 раза в год).
3.2.5. Подготовка и издание информационно-просветительских журналов.
3.2.6. Издание и внедрение в практику дифференцированных программ для учителей по нравственному и половому воспитанию подростков и молодежи.
3.2.7. Разработка, издание, внедрение в практику методического пособия для активистов, работающих с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией.
3.2.8. Создание и практическая апробация компьютерных игр для подростков по тематике ВИЧ-инфекции.
3.2.9. Проведение конкурсов средств наглядной агитации для учащихся школ и средних учебных заведений (ежегодно).
3.2.10. Проведение массовых мероприятий в связи с Днем борьбы со СПИДом (ежегодно).
3.2.11. Приведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в местах отдыха молодежи (студенческие и школьные вечера, дискотеки и т.д.).
3.3. Совершенствование эпидемиологического надзора за
распространением ВИЧ-инфекции и Государственного контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий
Развитие эпидемического процесса в России требует совершенствования системы надзора за ВИЧ-инфекцией и усиление государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий во всех медицинских учреждениях, независимо от формы собственности.
В Программе предусматривается:
3.3.1. Внедрение методических указаний Министерства здравоохранения по организации эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
3.3.2. Подготовка, издание и распространение оперативной и аналитической эпидемиологической информации по ВИЧ-инфекции.
3.3.3. Дальнейшее внедрение методов прогнозирования в систему эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией путем экстраполяции заболеваемости вирусными гепатитами, ЗППП и наркоманией.
3.3.4. Оснащение и внедрение в практику единой компьютерно-аналитической системы эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Нижегородской области.
3.4. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских и иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей
В результате проведения комплексных санитарно-противоэпидемических и контрольных мероприятий в Нижегородской области не было случаев инфицирования ВИЧ при медицинских манипуляциях, переливании донорской крови, использовании иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей. Однако эта проблема остается актуальной и нуждается в развитии из-за возможности парентерального заражения ВИЧ-инфекцией при несоблюдении соответствующих правил и технологий, а также ввиду целесообразности внедрения более совершенных диагностических тестов.
В этой связи Программа предусматривает:
3.4.1. Обеспечение потребности учреждений службы крови медицинскими изделиями одноразового применения.
3.4.2. Оснащение службы крови современными диагностичскими системами для исследования на ВИЧ, гепатиты, сифилис.
3.4.3. Внедрение санитарно-эпидемиологических правил и технологий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в службе крови.
3.4.4. Внедрение тестового контроля знаний медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам противоэпидемического режима.
3.4.5. Совершенствование системы дезинфекционно-стерилизационных мероприятий в ЛПУ области.
3.5. Развитие материально-технической баэы специализированной службы
профилактики и борьбы со СПИДом
Первичная лабораторная диагностика ВИЧ-инфекций в Нижегородской области осуществляется в лабораториях первичного скрининга на базе медицинских учреждений.
Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам и больным СПИДом проводится в областном центре профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционной больницей N 2 г.Н.Новгорода. Основные усилия в ближайшие годы должны быть направлены на улучшение материально-технической базы учреждений, участвующих в диагностике и лечении больных ВИЧ-инфекцией и СПИД-ассоциированными заболеваниями.
В связи с вовлечением в эпидемический процесс инъекционных наркоманов с учетом специфики их поведения возникает необходимость в открытии дневного стационара для оказания медицинской помощи этой группе лиц.
Значительный рост числа отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, создает острую проблему содержания, клинического наблюдения и лабораторного обследования этих детей в специализированном отделении.
Программа предусматривает:
3.5.1. Улучшение материально-технической базы областного центра профилактики и борьбы со СПИДом.
3.5.2. Предоставление нового помещения областному центру профилактики и борьбы со СПИДом.
3.5.3. Организацию дневного стационара для ВИЧ-инфицированных и отделения медико-психологической реабилитации и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и их семей в составе областного центра профилактики и борьбы со СПИДом.
3.5.4. Создание специализированного отделения в составе областного центра профилактики и борьбы со СПИДом для отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
3.5.5. Совершенствование материально-технической базы лабораторий первичного скринингового исследования на базе медицинских учреждений.
3.5.6. Улучшение материально-технической базы специализированного отделения инфекционной больницы N 2 г.Н.Новгорода.
3.6. Совершенствование системы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции
В настоящее время медицинской наукой достигнуты определенные успехи в получении и внедрении в практику ряда новых препаратов, призванных продлить жизнь больных ВИЧ-инфекцией.
Требуется обеспечить специализированные медицинские учреждения качественными, современными лечебными и диагностическими препаратами. Необходимо создать эффективную систему медико-психологической и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.
Программа предусматривает:
3.6.1. Обеспечение современными лекарственными и диагностическими средствами профильных учреждений, занятых оказанием медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.
3.6.2. Внедрение системы внешнего контроля качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
3.6.3. Оснащение стоматологического и других кабинетов узких специалистов поликлиники ОЦ СПИД необходимым оборудованием и расходными материалами.
3.6.4. Обеспечение лабораторной базы межрайонных лабораторий диагностическими тест-системами.
3.7. Профилактика профессиональных заболеваний
В условиях эпидемического распространения ВИЧ-инфекции и исключительной сложности первичной диагностики этого заболевания медицинские работники относятся к группе риска и нуждаются в дополнительной защите.
Программой предусматривается:
3.7.1. Внедрение новых технологий обработки медицинского инструментария в ЛПУ.
3.7.2. Наличие достаточного количества во всех лечебно-профилактических учреждениях средств индивидуальной защиты для предупреждения заражения.
3.8. Подготовка кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции
Подготовка кадров по профилактике ВИЧ-инфекции проводится на базе областного центра профилактики и борьбы со СПИДом, медицинской Академии, НИИРО, а также непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях в форме конференций, семинаров, лекции, практических занятий.
Новая эпидемическая ситуация, необходимость эффективной реализации комплекса задач, поставленных в данной Программе, требует совершенствования системы подготовки врачей и других медицинских работников, а также работников образования по проблемам ВИЧ-инфекции.
В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:
3.8.1. Составление, издание и распространение научно-методической литературы, в том числе переводной, и издание зарубежных материалов по проблемам ВИЧ-инфекции.
3.8.2. Организация конференций, семинаров по проблеме ВИЧ-инфекции.
3.8.3. Внедрение дифференцированных программ подготовки медицинских работников различных специальностей, а также педагогов, социальных работников и психологов.
3.9. Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц,
подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей
Вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, работающих с больными ВИЧ-инфекцией или инфицированным материалом, не решаются должным образом.
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала, осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и требует их внедрения.
В Программе предусматривается:
3.9.1. Отработка механизма реализации в Нижегородской области Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в частности и социальная защита ВИЧ-инфицированных и их семей.
3.9.2. Разработка проекта положения об определении групп инвалидности для больных ВИЧ/СПИДом с привлечением медико-социальной экспертизы на основе разработанных спецификаций и критериев.
3.9.3. Подготовка и создание хосписа для больных СПИДом на 25 коек.
3.10. Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции
Проведение научных исследований в поддержку основных медико-биологических разделов Программы:
3.10.1. С целью совершенствования системы эпиднадзора обеспечить проведение генетического мониторинга за инфицирующими штаммами ВИЧ в регионе.
3.10.2. С целью улучшения эффективности терапии внедрить современные методы лабораторного мониторинга за уровнем виремии в биологических материалах ВИЧ-позитивных людей.
3.10.3. Проводить базовые социологические исследования как основу для разработки программ профилактических мероприятий.
3.11. Пенитенциарная система
Места лишения свободы на сегодня являются эпидемиологически значимыми в плане распространения ВИЧ-инфекции при неудовлетворительном материально-техническом состоянии учреждений пенитенциарной системы и недостаточном их финансировании. Целесообразно выделение средств этому ведомству на профилактику ВИЧ-инфекции, оплату диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию.
4. Финансирование основных системных мероприятий Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета, а также частично за счет средств федерального бюджета (тест-системы, некоторые специфические лекарственные препараты) и муниципальных бюджетов административных территорий Нижегородской области. В качестве внебюджетных источников возможно привлечение средств банков, инвесторов, фирм-производителей, средств благотворительных фондов.
Стоимость мероприятий в 1999 - 2000 годах составит 18 млн. 946 тысяч рублей (в ценах 1998 года).
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятии Программы будет проводиться Государственным заказчиком.
Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, льготных кредитов, льгот по налогам, целевых дотаций или субсидий.
Организация управления и контроль за ходом
реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется санитарно-противоэпидемической комиссией и государственно-правовым департаментом администрации Нижегородской области.
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Экономическая эффективность и окупаемость Программы будут осуществляться:
- на основании показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Нижегородской области; в том числе среди потребителей психоактивных веществ.
- показателями качества жизни ВИЧ-инфицированных и продолжительностью их трудоспособности и социальной активности.
- на основании показателей снижения экономического ущерба, наносимого ВИЧ-инфекцией.
7. План мероприятий и объемы финансирования Программы
Данный раздел в базе не приводится.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Нижегородской области от 14 мая 1999 г. N 130 "Об областной целевой Программе по предупреждению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.