Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению губернатора
Нижегородской области
от 25 мая 2000 г. N 137
Методические указания
по оценке экологических рисков
1. Термины и определения
1.1. Источник повышенной экологической опасности.
Источник повышенной экологической опасности - техника, технологии, материалы и вещества, оказывающие воздействие на окружающую природную среду.
Источник юридического лица либо гражданина признается создающим повышенную экологическую опасность, если деятельность по его эксплуатации связана с получением, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортировкой, складированием и размещением опасных веществ (токсичных, высокотоксичных, окисляющих, взрывчатых, воспламеняющихся, горючих веществ, горючих жидкостей, газов, взрывоопасных пылей и их смесей, иных веществ, представляющих опасность для окружающей природной среды), а также если эта деятельность связана с использованием транспортных средств, механизмов, перевозкой опасных грузов, использованием электрической энергии высокого напряжения, гидросооружений.
Категории и виды опасных веществ, в связи с обращением которых эксплуатируемый источник признается создающим повышенную экологическую опасность, устанавливаются Приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 г. N 116-ФЗ и нормативными актами Российской Федерации, действующими в сфере нормирования природопользования.
1.2. Экологически опасный объект - предприятие, участок, площадка, цех, сооружение, помещение, транспортное средство и т.п., на которых осуществляется деятельность, создающая повышенную экологическую опасность.
Экологически опасный объект определяется по критерию:
- суммарного количества опасного вещества (веществ), учитываемого для объектов, расположенных на отдельном предприятии, участке, площадке, в цехе ближе 500 метров друг к другу;
- участка, на котором осуществляется перевозка опасного груза железнодорожным (рельсовым) транспортом, его погрузка и отгрузка;
- отдельного наземного, речного либо морского транспортного и иного самоходного средства, снаряженного специальной емкостью для перевозки опасного груза;
- отдельного речного либо морского транспортного средства, снаряженного топливным баком (резервуаром);
- отдельного гидротехнического сооружения (узла).
1.3. Службы аварийных комиссаров по экологическим рискам - организации, обеспечивающие проведение экспертных работ в системе экологического страхования:
1.3.1. органы управления, специально уполномоченные в области охраны окружающей природной среды;
1.3.2. экспертные организации, имеющие лицензию Госкомэкологии Нижегородской области на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
1.3.3. экспертные организации имеющие лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства, зарегистрированные в Государственном комитете по охране окружающей среды Нижегородской области.
1.4. Владелец источника повышенной экологической опасности (экологически опасного объекта) - юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной экологической опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, доверенности на право управления источником повышенной экологической опасности, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной экологической опасности и т.п.).
1.5. Оценка экологического риска - экспертно-оценочная деятельность служб аварийных комиссаров, проводимая для целей установления экологических требований по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в связи с использованием техники, технологий, материалов и веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду (источников повышенной экологической опасности).
По результатам проведенной оценки экологического риска определяется:
- уровень экологической опасности объектов заказчика-страхователя;
- размер вреда (убытков), который может быть причинен в результате загрязнения либо разрушения окружающей природной среды.
1.6. Уровень экологической опасности - совокупность объективных признаков, характеризующих потенциальную опасность экологически опасного объекта (источника повышенной экологической опасности), определяющая вероятность возникновения аварийных загрязнений (разрушений) окружающей природной среды, а также отражающая уровень природоохранной деятельности владельца экологически опасного объекта, соблюдение им природоохранительного законодательства, лицензионных и разрешительных условий в области охраны окружающей среды, экологических норм и правил.
1.7. Вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды. При расчете размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения либо разрушения окружающей природной среды, учитываются следующие убытки:
- ущерб, который может быть причинен объектам окружающей природной среды, рассчитываемый по установленным таксам и методикам;
- расходы, которые необходимо будет произвести для восстановления нарушенного экологического состояния (затраты на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию последствий загрязнения (разрушения).
1.8. Локализация загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидация загрязнения (разрушения) - комплекс мер неотложного краткосрочного характера, непосредственно направленных на устранение возникшего загрязнения (разрушения) природной среды.
1.9. Гражданская ответственность за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды - обязанность по возмещению вреда, причиненного загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, возникшая в соответствии с нормами гражданского и природоохранительного законодательства Российской Федерации.
1.10. Заказчик - организация либо гражданин, владеющие источником повышенной экологической опасности и обратившиеся с заявкой на проведение оценки экологического риска.
1.11. Исполнитель - служба аварийных комиссаров, заключившая договор на проведение оценки экологического риска с заказчиком.
1.12. Договор на проведение оценки экологического риска - письменное соглашение между заказчиком и исполнителем о проведении оценки экологического риска, определяющее сроки и стоимость экспертных работ, иные договорные условия.
1.13. Заключение по оценке экологического риска - документ, составленный по установленной форме, прошедший экспертизу в органах Госкомэкологии и содержащий обоснованные выводы об уровне экологической опасности объектов заказчика, подлежащих экологическому страхованию, определяющий размер вреда (убытков), который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды.
1.14. Листы учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды - приложения к заключению по оценке экологического риска, содержащие по каждому экологически опасному объекту и предприятию заказчика в целом сводку размеров ущерба для различных объектов окружающей природной среды (атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира) по каждому фактору риска (розливу, возгоранию, взрыву и т.п.), а также сводку расходов на ликвидацию и локализацию загрязнения (разрушения).
1.15. Экологическое страхование ответственности - страхование гражданской ответственности организаций и граждан - владельцев источников повышенной экологической опасности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
1.16. Страхователь - юридическое лицо либо гражданин, эксплуатирующие источник повышенной экологической опасности и включенные в перечень предприятий-источников повышенной экологической опасности, подлежащих экологическому страхованию.
1.17. Страховщик - юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности (страховая организация), имеющее соответствующую лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
1.18. Страховая сумма - установленная договором страхования денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по заключенному договору страхования.
Страховая сумма по договору экологического страхования ответственности устанавливается сторонами в договоре страхования на каждый экологически опасный объект страхователя, исходя из размера вреда, который может быть причинен окружающей природной среде в результате ее аварийного загрязнения (разрушения).
1.19. Лимит ответственности - часть страховой суммы, приходящаяся на ущерб, который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) отдельному объекту окружающей природной среды (атмосферному воздуху, водным объектам, почве и т.п.), а также расходы на локализацию и ликвидацию возникшего загрязнения (разрушения), учитываемые для каждого фактора экологического риска применительно к отдельным объектам окружающей природной среды.
1.20. Страховой тариф - ставка страховой премии, взимаемой с единицы страховой суммы.
1.21. Страховая премия - исчисленная в соответствии с примененным страховым тарифом плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.
1.22. Страховой случай - свершившееся страховое событие, с наступлением которого у страхователя возникает обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде, а у страховщика - обязанность по выплате страхового возмещения.
Страховым событием признается внезапное, неожиданное, идентифицированное и ненамеренное аварийное загрязнение (порча, повреждение, разрушение) окружающей природной среды, произошедшее в результате воздействия источника повышенной экологической опасности.
1.23. Фактор экологического риска - характер произошедшего события, повлекшего аварийное загрязнение (порчу, повреждение, разрушение) окружающей природной среды.
К факторам экологического риска относятся события, повлекшие загрязнение либо разрушение окружающей природной среды:
- техногенная (техническая) авария с источником повышенной экологической опасности, повлекшая выброс, сброс, розлив, утечку, возгорание, взрыв опасного вещества;
- авария гидротехнического сооружения, повлекшая сброс опасных отходов либо аварийный сброс воды.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Законом "Об экологическом страховании в Нижегородской области" от 20.08.97 г. и "Положением об аварийных комиссарах по экологическим рискам", утвержденным постановлением губернатора Нижегородской области от 22.12.97 г. N 353.
2.2. Методические указания устанавливают:
- основные требования и порядок проведения оценок экологических рисков для целей страхования гражданской ответственности организаций и граждан за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды;
- отношения между заказчиком и исполнителем при проведении оценок экологических рисков;
- требования по оформлению и экспертизе заключений, содержащих оценку экологического риска.
2.3. Методические указания предназначены для органов Госкомэкологии Нижегородской области, специалистов служб аварийных комиссаров, страховых организаций и владельцев источников повышенной экологической опасности.
2.4. Оценка экологического риска проводится для целей:
- определения уровня экологической опасности эксплуатируемых объектов (источников повышенной экологической опасности);
- определения возможного размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды;
- обеспечения страхования гражданской ответственности организации либо гражданина за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
2.5. Оценка экологического риска осуществляется за счет средств владельцев экологически опасных объектов службами аварийных комиссаров:
- органами управления, специально уполномоченными в области охраны окружающей природной среды;
- экспертными организациями, имеющими лицензию Госкомэкологии Нижегородской области на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
- экспертные организации имеющие лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства, зарегистрированные в Государственном комитете по охране окружающей среды Нижегородской области.
2.6. Ответственность за правильность оценки экологического риска возлагается на организацию, осуществившую оценку экологического риска и выдавшую экспертное заключение.
2.7. В рамках проведения оценок экологических рисков Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской области:
- координирует деятельность органов управления, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, и экспертных организаций;
- выдает лицензии экспертным организациям на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
- производит регистрацию экспертных организаций, имеющих лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства;
- осуществляет контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных условий осуществляемой деятельности;
- осуществляет экспертизу заключений по оценке экологических рисков.
2.8. Заключение по оценке экологического риска, прошедшее в установленном порядке экспертизу, является основанием для заключения договора страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Договор экологического страхования заключается в соответствии с выданным заключением по оценке экологического риска, являющимся основанием для определения страховой суммы по договору страхования.
3. Основные принципы оценок экологических рисков
3.1. Оценка экологического риска включает в себя:
- экспертное обследование природопользователя на предмет установления соответствия его природоохранной деятельности природоохранительному законодательству и установленным нормативам природопользования (ПДВ, ВСВ, ПДС, ВСС, лимитам размещения и захоронения отходов и др.) с целью определение уровня экологической опасности эксплуатируемого заказчиком объекта (источника повышенной экологической опасности);
- определение (расчет) размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды источником повышенной экологической опасности заказчика.
3.2. В процессе проведения оценки экологического риска устанавливается уровень экологической опасности эксплуатируемого заказчиком объекта (источника повышенной экологической опасности) по следующим критериям:
3.2.1. В зависимости от характеристики возможных аварийных выделений:
-------------------------------------------------------------------------
Кате-| Характеристика аварийных выделений
гория| (выбросов, сбросов, розливов, утечек, возгораний, взрывов)
-----+-------------------------------------------------------------------
| Объекты |Перевозка опасных грузов, | Эксплуатация
| промышленного |эксплуатация транспортных | гидросооружений
| производства |средств, механизмов |
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
1. | Производство | Осуществляется перевозка|Сооружение связано
| связано с хранением| незначительных количеств|с незначительными
| и образованием не-| опасных веществ. |объемами водоема
| значительных коли- | Возможны незначительные |(хранилища
| честв опасных | аварийные выделения. |отходов). Возможны
| веществ. | |незначительные
| Возможны кратко- | |аварийные
| временные незначи- | |выделения.
| тельные аварийные | |
| выделения. | |
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
2. | Производство | Осуществляется перевозка|Сооружение связано
| связано с образова-| значительных количеств|со значительными
| нием или хранением| опасных веществ **. |объемами водоема
| значительных | Возможны значительные|(накопителя
| количеств опасных| аварийные выделения, но|отходов ***).
| веществ *. Возможны| вероятность их|Возможны значитель-
| значительные авари-| возникновения невелика|ные аварийные выде-
| йные выделения, но| вследствие внедрения|ления, но вероятно-
| вероятность их воз-| системы специальных мер|сть их возникнове-
| никновения невелика| технического характера. |ния невелика вслед-
| вследствие внедре-| |ствие внедрения
| ния системы специ-| |системы специальных
| альных мер техни-| |мер технического
| ческого характера. | |характера.
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
3. | Производство | |
| связано с хранением| |
| и образованием| |
| незначительных | |
| количеств опасных| |
| веществ. Возможны| |
| значительные либо| |
| длительные аварий- | |
| ные выделения. | |
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
4. | Производство | |
| связано с образова-| ___ | ___
| нием или хранением| |
| значительных | |
| количеств опасных| |
| веществ. Аварийные| |
| выделения возможны,| |
| выделения имеют| |
| малую вероятность| |
| возникновения за| |
| счет комплексной| |
| реализации специа-| |
| льных природоохран-| |
| ных мероприятий и| |
| работы природоох- | |
| ранного оборудова-| |
| ния. | |
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
5. | Возможны кратковре-| Осуществляется перевозка|Сооружение связано
| менные аварийные| значительных количеств|со значительными
| выделения. Меры| опасных веществ.|объемами водоема
| специального техни-| Вероятность аварийных|(накопителя отхо-
| ческого характера| выделений высока. Меры|дов). Вероятность
| или специальные| специального технического|аварийных выделений
| природоохранные | характера или специальные|высока. Меры специ-
| мероприятия и рабо-| природоохранные |ального техническо-
| та природоохранного| мероприятия и работа|го характера или
| оборудования | природоохранного |специальные приро-
| отсутствуют либо| оборудования отсутствуют|доохранные меропри-
| недостаточны при| либо недостаточны при|ятия и работа
| данных условиях| данных условиях|природоохранного
| хозяйственной | хозяйственной |оборудования
| деятельности. | деятельности. |отсутствуют либо
| | |недостаточны при
| | |данных условиях
| | |хозяйственной
| | |деятельности.
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
6. | Возможны длительные| |
| аварийные | |
| выделения. Меры| ___ | ___
| специального техни-| |
| ческого характера| |
| или специальные| |
| природоохранные | |
| мероприятия и| |
| работа природоох-| |
| ранного оборудова-| |
| ния отсутствуют| |
| либо недостаточны| |
| при данных условиях| |
| хозяйственной | |
| деятельности. | |
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
7. | То же, что и для 5,| То же, что и для 5, но |То же, что и для 5,
| но аварийные выде-| аварийные выделения |но аварийные выде-
| ления реально имели| реально имели место на |ления реально имели
| место на аналогич-| аналогичных объектах |место на аналогич-
| ных объектах. | |ных объектах.
-----+--------------------+--------------------------+-------------------
8. | То же, что и для 6,| То же, что и для 6, но |То же, что и для 6,
| но аварийные выде-| аварийные выделения |но аварийные выде-
| ления реально имели| реально имели место на |ления реально имели
| место на аналогич-| аналогичных объектах |место на аналогич-
| ных объектах. | |ных объектах.
| место на | |
| аналогичных | |
| объектах | |
-------------------------------------------------------------------------
* Количества опасных веществ (образуемых отходов), единовременно находящихся на объекте промышленного производства, признаются значительными в случае установленного:
- среднегодового превышения объемов единовременно содержащихся опасных веществ одной категории над предельным количеством опасных веществ данной категории, предусмотренным Приложением 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 г. N 116-ФЗ;
- среднегодового единовременного наличия 500 тонн и более суммарно учтенных опасных веществ различных категорий (кроме нитрата аммония, горючих жидкостей на товарно-сырьевых складах и базах).
** Количества перевозимых опасных грузов (веществ) и (или) используемых при эксплуатации транспорта опасных веществ признаются значительными в случае установленного:
- превышения фактически используемых и (или) перевозимых за год опасных веществ одной категории над предельным количеством опасных веществ данной категории, предусмотренным Приложением 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 г. N 116-ФЗ;
- использования и (или) перевозки за год 500 тонн и более учтенных суммарно опасных веществ различных категорий (кроме нитрата аммония).
*** Количества образуемых отходов, содержащихся в шламонакопителях, признаются значительными в случае установленного единовременного среднегодового наличия на объекте отходов (в том числе различных категорий) в количестве 500 тонн и более.
3.2.2. По уровню эксплуатации:
-------------------------------------------------------------------------
Кате-| Уровень эксплуатации
гория|
------+------------------------------------------------------------------
1. | Высокий, постоянно обеспечивающий соблюдение показателей,
| установленных при проектировании, последней реконструкции,
| техническом освидетельствовании
------+------------------------------------------------------------------
2. | Средний, среднегодовые установленные показатели выполняются,
| отмечаются кратковременные нарушения разовых показателей
------+------------------------------------------------------------------
3. | Неудовлетворительный, нарушаются среднегодовые и (регулярно)
| разовые нормативные показатели, устанавливаемые в отрасли
------+------------------------------------------------------------------
4. | Крайне неудовлетворительный, отмечаются грубые нарушения режима
| эксплуатации, нанесение ущерба третьими лицам и окружающей
| природной среде
------+------------------------------------------------------------------
5. | Оценить невозможно из-за отсутствия контроля
-------------------------------------------------------------------------
3.3. Страховщики, руководствуясь данными об уровне экологической опасности эксплуатируемого опасного объекта, вправе применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым (примерным) страховым тарифам, установленным правилами страхования страховщика.
По принятым страховщиком правилам оценки страхового риска поправочные коэффициенты к базовым (примерным) страховым тарифам применяются:
понижающие
- для объектов относящихся по характеристике аварийных выбросов (сбросов) к 2-3 категориям;
- для объектов относящихся по уровню эксплуатации к 1 категории;
повышающие
- для объектов относящихся по характеристике аварийных выбросов (сбросов) к 5-8 категориям;
- для объектов относящихся по уровню эксплуатации к 3-5 категориям.
3.4. Оценка экологического риска должна включать расчет убытков, которые могут быть причинены в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, выполненный на основании действующих методик и такс.
3.5. Расчет вреда (убытков), который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды производится по следующим направлениям:
- ущерб атмосферному воздуху;
- ущерб водным объектам;
- ущерб почве;
- ущерб растительному и животному миру;
- расходы на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию загрязнения (разрушения) - в размере 20 % от суммарного размера ущерба, который может быть причинен загрязнением объектов окружающей природной среды.
3.6. При расчете возможного экологического ущерба с участием веществ одного класса опасности за условие должны приниматься все возможные факторы риска (например, розлив, возгорание, взрыв для мазута; выброс для аммиака и т.п.).
3.7. Расходы на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию загрязнения (разрушения) устанавливаются в размере 20% от суммарного размера ущерба, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Заказчик вправе самостоятельно оценить собственные расходы на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию загрязнения (разрушения).
3.8. Количества опасных веществ учитываются суммарно на отдельном предприятии, участке, площадке, в цехе (на объектах расположенных ближе 500 метров друг к другу), независимо от количеств и объемов опасных веществ, находящихся в отдельном оборудовании, единичных емкостях, резервуарах, технологических процессах и т.п.
Расчеты размеров вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производятся в отдельности по каждому классу опасности веществ, находящихся на объекте.
При расчете размера вреда рекомендуется принимать за условие:
- количество опасного вещества одного класса опасности, единовременно находящегося в максимальной по объему единичной емкости, если при этом возможность взаимодействия с другими, расположенными ближе 500 метров, емкостями, оборудованием, резервуарами, технологическими процессами (возможность взаимовлияния при пожаре, взрыве, разливе и т.п.) полностью исключена;
- количество опасного вещества одного класса опасности находящегося в нескольких единичных емкостях, отдельном оборудовании, резервуарах, технологических процессах, расположенных ближе 500 метров друг к другу, если вероятность взаимодействия данных объектов (взаимовлияния при пожаре, взрыве, разливе и т.п.) не исключается.
3.9. Экологически опасным объектом при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом признается участок железной дороги (согласно принятому делению железной дороги на участки), на протяжении которого осуществляется перевозка опасных грузов (веществ).
Установление количеств перевозимых опасных грузов (веществ) и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится в отдельности по каждому классу опасного вещества, перевозимого на данном участке, исходя из среднегодовых объемов загрузки опасного вещества на одну перевозку и среднего количества емкостей с опасным веществом на один железнодорожный состав.
3.10. Экологически опасным объектом при перевозке опасных грузов автомобильным либо речным и морским транспортом признается отдельное транспортное средство, снаряженное емкостью специально предназначенной для перевозки опасного груза (вещества).
Установление количеств перевозимых опасных грузов (веществ) и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится в отдельности по каждому классу опасности веществ перевозимых на транспортном средстве, исходя из максимально возможного объема загрузки опасного вещества на одну перевозку и на одно транспортное средство, при учете всех транспортных средств, предназначенных для перевозки данного опасного вещества и эксплуатируемых владельцем.
3.11. Экологически опасным объектом при эксплуатации речных и морских судов, признается судно, снаряженное топливным баком (резервуаром).
Установление количества используемого судном топлива и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится исходя из объемов используемого топливного бака (резервуара).
3.12. Экологически опасным объектом при эксплуатации гидротехнических сооружений признается гидротехнический узел - совокупность гидротехнических сооружений функционально взаимосвязанных между собой.
Расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится исходя из объема водоема (хранилища жидких отходов), поддерживаемого функционированием гидротехнического узла.
4. Порядок взаимодействия участников при проведении оценок
экологических рисков. Оформление результатов оценок
экологических рисков
4.1. Основанием для осуществления оценки экологического риска является договор о проведении экспертных работ между заказчиком и исполнителем.
4.2. Стоимость экспертных работ и сроки их проведения определяются сложностью объекта экспертизы и устанавливаются сторонами в договоре.
Срок проведения оценки экологического риска не должен превышать трех месяцев.
4.3. Результаты оценки экологического риска оформляются в виде заключения, составленного по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Указаниям.
4.4. Заключение по оценке экологического риска должно содержать анализ возможных аварийных ситуаций, произведенные расчеты ущерба с исходными, промежуточными и конечными данными, примененными таксами, коэффициентами, методиками, необходимыми пояснениями.
Анализ аварийных ситуаций и расчет ущерба могут быть представлены в виде приложения к заключению. Приложение к заключению должно быть оформлено в соответствии с п.4.8 настоящих Указаний.
4.5. В качестве приложения к заключению составляется листы учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, по каждому экологически опасному объекту и сводный лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, по предприятию заказчика в целом.
4.6. Лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, на экологически опасном объекте, оформляется по форме, приведенной в Приложении 1 к примеру заключения по оценке экологического риска.
Сводный лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, оформляется по форме, приведенной в Приложении 2 к примеру заключения по оценке экологического риска.
4.7. Организация, выполнившая оценку экологического риска, передает заключение по оценке экологического риска на экспертизу в органы Госкомэкологии Нижегородской области.
Экспертиза заключения по оценке экологического риска проводится за счет средств исполнителя (экспертной организации) по правилам экспертизы материалов, устанавливающих экологические требования по использованию техники, технологий, материалов и веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.
Заключения не прошедшие в установленном порядке экспертизы не имеют юридической силы.
4.8. Заключение по оценке экологического риска оформляется в пяти экземплярах. Один экземпляр заключения сдается на хранение в Комитет по охране окружающей среды Нижегородской области, два экземпляра заключения передаются заказчику, четвертый экземпляр остается у организации, проводившей оценку экологического риска, пятый экземпляр передается в Нижегородский областной фонд экологического страхования (НОФЭС).
4.9. Каждый экземпляр заключения, включая все приложения, должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен на обороте печатью организации, подготовившей заключение.
Не прошнурованные, не пронумерованные либо не скрепленные печатью заключения переданные на экспертизу подлежат возврату. Такие заключения признаются недействительными.
4.10. Один из двух экземпляров заключения по оценке экологического риска, переданных заказчику, направляется заказчиком страховщику и является неотъемлемым приложением к договору страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Для опасных производственных объектов, требующих наряду с проведением оценки экологического риска идентификации опасных производственных объектов, заключение по оценке экологического риска является неотъемлемым приложением к договору страхования наряду с заключением по идентификации.
4.11. Заключение по оценке экологического риска может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.
4.12. Заключения по оценке экологического риска, оформленные с нарушением действующих методических и нормативных документов, а также заключения неверно определяющие уровень экологической опасности объектов заказчика либо размер убытков, которые могут быть причинены в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, отправляются на доработку в установленный срок. Такие заключения не могут являться основой для заключения договора экологического страхования.
4.13. Заключение по оценке экологического риска действительно в течение трех лет с момента прохождения экспертизы в органах Госкомэкологии Нижегородской области.
Страхователь по истечение срока действия заключения по оценке экологического риска проводит очередную оценку экологического риска.
В случае изменения условий эксплуатации экологически опасного объекта либо изменения возможных факторов экологического риска страхователь обязан досрочно провести оценку экологического риска.
4.14. Заключение по оценке экологического риска, утратившее в установленном порядке силу, не может являться основанием для заключения (продления срока действия) договора экологического страхования.
5. Нормативные ссылки
5.1. Конституция Российской Федерации.
5.2. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г. N 2060-1.
5.3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5.4. Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.92 N 4015-1.
5.5. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 г. N 33-ФЗ.
5.6. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 г. N 52-ФЗ.
5.7. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ.
5.8. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99 г. N 96-ФЗ
5.9. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 г. N 116-ФЗ.
5.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей природной среды от 08.06.96 г. N 3.
5.11. Закон Нижегородской области "Об экологическом страховании в Нижегородской области" от 20.08.97 г. N 83-З.
5.12. Постановление Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24.12.94 г. N 1418.
5.13. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.02.98 N 168.
5.14. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 14.05.98 г. N 295.
5.15. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 09.03.1999 г.
5.16. Методика прогнозирования и оценки медицинских последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, утвержденная Государственным комитетом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 1993 г.
5.17. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, N РД 52.04.253-90, утвержденная Комитетом гидрометеорологии при Кабинете министров СССР 01.07.90 г.
5.18. Методика оперативной оценки потенциальной опасности объектов народного хозяйства, утвержденная Штабом гражданской обороны СССР, 1990 г.
5.19. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, одобренная Госпланом СССР, Госстроем ССР и Президиумом Академии наук СССР 21.10.83 г. N 254/284/134.
5.20. Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции, и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденная Госкомприроды СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством финансов СССР, 1990 г.
5.21. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1993 г.
5.22. Методика расчета выбросов от источников горения при разливе нефти и нефтепродуктов, утвержденная приказом Госкомэкологии России N 90 от 05.03.97 г.
5.23. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго РФ 01.11.95 г.
5.24. Разъяснения о порядке применения отдельных положений методических и нормативных документов в области оценки опасной производственной деятельности и ее аварийных поражающих факторов, утвержденные председателем Госкомэкологии Нижегородской области, начальником Нижегородского управления Федерального горного и промышленного надзора РФ, начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области 12.10.1999 г.
5.25. Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций, утвержденное Госкомэкологией РФ 21.12.99 г.
5.26. Положение об аварийных комиссарах по экологическим рискам, утвержденное постановлением губернатора Нижегородской области от 22.12.97 N 353.
5.27. Указания по определению и взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды на территории Нижегородской области, утвержденные распоряжением губернатора Нижегородской области N 414-р от 17.03.2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.