Постановление
администрации Нижегородской области
от 7 июля 2000 г. N 165
"О создании единой дежурно-диспетчерской службы
Нижегородской области"
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 г. N 323 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 N 1113, Законом Нижегородской области "О защите населения и территорий области от ЧС природного и техногенного характера" от 04.01.96 N 17-3, постановлением губернатора Нижегородской области "О системе оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области" от 02.02.99 N 30:
1. Создать единую дежурно-диспетчерскую службу Нижегородской области при главном управлении по делам ГО и ЧС области.
2. Утвердить прилагаемое Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Нижегородской области.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов создать на подведомственных территориях соответствующие единые дежурно-диспетчерские службы. Общее руководство едиными дежурно-диспетчерскими службами возложить на соответствующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главное управление по делам ГО и ЧС области (Коркодола В.А.)
Губернатор области |
И.П.Скляров |
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе
Нижегородской области
(утв. постановлением губернатора
от 7 июля 2000 г. N 165)
службой области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) области.
1.2. ЕДДС области является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным звеном системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ) области в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности администрации и служб области к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
1.3. ЕДДС области совмещает функции оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) главного управления по делам ГО и ЧС области и ЕДДС города Нижний Новгород.
1.4. ЕДДС области создается на штатной основе, при главном управлении по делам ГО и ЧС Нижегородской области на его базе.
1.5. Создание и функционирование ЕДДС не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - "01","02","03","04" и др.).
1.6. Общее руководство ЕДДС осуществляет администрация области (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям) через главное управление по делам ГО и ЧС (ГУ ГОЧС) области.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС осуществляет начальник единой дежурно-диспетчерской службы области.
1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕДДС руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями главы администрации Нижегородской области, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям области, приказами начальника главного управления по делам ГО и ЧС области, а также настоящим Положением.
2. Состав и задачи, решаемые единой дежурно-диспетчерской
службой области
2.1. ЕДДС области включает: дежурно-диспетчерский персонал, центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), пункт управления (ПУ) оперативной дежурной службы главного управления по делам ГО и ЧС области, информационно-аналитическую группу и комплекс средств автоматизации (КСА).
2.2. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные смены (ОДС) ЦУКС и ПУ из расчета несения круглосуточного дежурства.
2.3. ЕДДС области решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до управлений по делам ГО и ЧС (У ГОЧС) категорированных городов, ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ЕДДС У ГОЧС категорированных городов и ДДС области полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных главным управлением по делам ГО и ЧС области полномочий);
- информирование ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных им сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области, до ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.4. ЕДДС области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУКС и ПУ составом ОДС.
2.5. Старший оперативный дежурный (СОД) ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС, администрации области или областных служб.
Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС СОД ЕДДС докладывает начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.
Старший оперативный дежурный ЕДДС по вопросам несения службы подчиняется заместителю начальника главного управления по делам ГО и ЧС области по оперативным вопросам.
2.6. Старший оперативный дежурный ЕДДС области обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и наряду с руководством администрации области и областных служб несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Центр управления в кризисных ситуациях должен обеспечить:
- устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС;
- взаимодействие с органами управления ДДС области;
- сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС области и областных служб;
- доведение информации об угрозе возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного ЦРЦ, в соответствии с критериями информации о ЧС;
- анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС, У ГОЧС категорированных городов, администраций городов и сельских районов области;
- своевременное наращивание сил и средств ЕДДС при переводе ее в повышенные режимы функционирования;
- несение постоянного дежурства, участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС, ДДС области, ЕДДС категорированных городов, ОДС городов и сельских районов области.
2.8. Пункт управления оперативной дежурной службы ЕДДС области должен обеспечить:
- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, ГУ ГОЧС и ЕДДС области;
- оповещение и вызов областных ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС области;
- оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС;
- соблюдение режима секретности информации, получаемой и передаваемой с использованием средств автоматизации.
2.9. Задействование средств централизованного оповещения осуществляется старшим оперативным дежурным по указанию начальника ГУ ГОЧС области или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом по подчиненности.
2.10. Оповещение населения области при возникновении ЧС осуществляется по команде председателя КЧС области старшим оперативным дежурным с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с задействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией.
2.11. Информационно-аналитическая группа должна обеспечить:
- создание, разработку и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных за область, областные органы управления (в том числе их дежурно-диспетчерские службы), силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасные объекты, возможные и планируемые мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание и разработку структуры информационно-справочной системы обеспечения принятия управленческих решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- моделирование и прогнозирование ЧС, их последствий на территории области на основе статистических данных по ЧС;
- создание компьютерных моделей прогнозирования возникновения ЧС для оперативного реагирования на них, а также анализ возможности их возникновения на основе исходных данных;
- обработку и анализ ситуаций, произошедших на территории области, и занесение их в базу данных;
- подготовку и представление донесений (информации) вышестоящим органам управления согласно табелю срочных донесений;
- повышение уровня подготовки персонала ЕДДС в работе с комплексом средств автоматизации (КСА).
2.12. Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:
- накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных за область, областных органах управления, силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной карте территории области;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органом управления.
2.13. КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системами (АС) взаимодействующих ДДС (в рамках АС СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
2.14. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДДС "05", в последующем переход на использование единого общеевропейского телефонного номера (кода) "112".
3. Порядок функционирования ЕДДС области
3.1. ЕДДС функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС (Приложение 1. Структурная схема ЕДДС Нижегородской области). В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения, организаций, ДДС и ЕДДС категорированных городов сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, диспетчером ЕДДС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчер идентифицирует как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему оперативному дежурному ЕДДС.
3.3. В режим повышенной готовности ЕДДС переводится по решению председателя комиссии по ЧС области старшим оперативным дежурным при угрозе возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС, ЕДДС, областных ДДС и подчиненных ГУ ГОЧС сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС (планов взаимодействия с соответствующими ДДС области;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС переводится по решению председателя комиссии по ЧС области старшим оперативным дежурным при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕДДС области.
Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается старшим диспетчером. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
3.7. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная КЧС, ГУ ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕДДС в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
4. Организация несения дежурства
4.1. В центре управления в кризисных ситуациях и в пункте управления оперативной дежурной службы ЕДДС области организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
4.2. Дежурная смена ЕДДС работает по утвержденному графику.
4.3. Дежурная смена обязана знать обстановку в области, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.
4.4. Порядок несения и смены дежурства определяется "Инструкцией старшему оперативному дежурному дежурной смены ЕДДС", разрабатываемой ГУ ГОЧС области.
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1. Комплектование личным составом ЕДДС области осуществляется под руководством начальника ГУ ГОЧС и должно производиться из специалистов, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
5.2. Старшие оперативные дежурные и другие должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методическом центре ГУ ГОЧС.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником ГУ ГОЧС.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЕДДС.
6. Нормативно-правовое и техническое обеспечение ЕДДС
6.1. Создание и функционирование ЕДДС Нижегородской области обеспечивается данным Положением, "Положением о СОДУ Нижегородской области", постановлением губернатора области от 20.05.97 г. N 124 "О порядке сбора и обмена в Нижегородской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также другими необходимыми нормативно-методическими документами.
6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с АС взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Нижегородской области от 7 июля 2000 г. N 165 "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Нижегородской области"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 г. N 323 настоящее постановление признано утратившим силу