Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению губернатора области
от 20 декабря 2000 г. N 320
Стратегия
сохранения биологического разнообразия Нижегородской области
В результате постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное управление и финансирование деятельности по охране биологического разнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся обстановке ряд регионов Российской Федерации пытается самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биоразнообразия. Одним из таких регионов является Нижегородская область, в которой на сегодня имеются все необходимые предпосылки для создания и обеспечения функционирования региональной системы управления охраной живой природы.
Современное состояние биоразнообразия Нижегородской области и его охрана
Нижегородская область (76900 км2), расположенная в центре Русской равнины, в бассейне крупнейшей российской реки - Волги, с одной стороны, обладает уникальным природным разнообразием в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон, а с другой - представляет целый комплекс типичных для Европейской России проблем охраны живой природы. Данный регион обладает развитыми промышленностью, сельским и лесным хозяйством, высоким научным и культурным потенциалом и имеет уже сложившуюся систему охраны биоразнообразия.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия Нижегородской области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. Быстрыми темпами идет обеднение биологического разнообразия. Существенно нарушено большинство коренных типов природных сообществ. К настоящему времени в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2 % южнотаежных темнохвойных лесов, около 1 % хвойно-широколиственных лесов, лишь 0,3 % широколиственных лесов и 0,7 % степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4 % своей былой площади. Сохранность болот составляет 40 %, сосновых боров - чуть менее 10 %. Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие участки, пространство между которыми занято производными типами леса или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными, промышленными и селитебными зонами.
Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20 % являются в различной степени уязвимыми, около 14 % нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50 % нуждаются в охране (в том числе около 30 % - в территориальной). Анализ лимитирующих факторов показал, что за последние 10 лет основной угрозой для большинства редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с созданием значительного числа особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Существенно сократилось влияние такого фактора, как загрязнение окружающей среды, в основном вследствие того, что за первую половину 90-х годов использование пестицидов в Нижегородской области сократилось примерно втрое. В то же время существенно возросла роль факторов беспокойства и прямого преследования, которые обусловлены ростом браконьерства и увеличением посещения населением лесов и болот для сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
В последние годы происходит и некоторое сокращение объемов вырубки лесов. Расчетная лесосека выполняется на 50-70 %. Создание ООПТ и увеличение возраста рубок привело к тому, что возрастная структура лесов начала несколько изменяться к лучшему. Структура породного состава лесов по-прежнему далека от оптимальной вследствие долговременной политики воспроизводства лесов и лесоразведения, направленной на замену ели, пихты и дуба сосной, березой и осиной.
За последние годы существенно снизились объемы добычи торфа в Нижегородской области (в несколько десятков раз).
В области предпринят ряд мер по регулированию использования ресурсов охотничьих животных и рыбных запасов.
Существующая сеть особо охраняемых природных территорий за последнее десятилетие также претерпела серьезные изменения. В суммарной площади ООПТ существенно снизилась доля охотничьих заказников, которые преобладали 10 лет назад. Благодаря созданию в Нижегородской области государственного природного заповедника "Керженский", ряда комплексных природных заказников и большого числа памятников природы с режимом охраны, предусматривающим ограничение большинства видов хозяйственной деятельности; доля территорий с таким режимом охраны сейчас составляет около 2/3 от общей площади ООПТ. Существующая и спроектированная к настоящему времени сеть ООПТ (в случае ее реализации) в состоянии обеспечить охрану основных центров биоразнообразия области и послужить основой для экологического каркаса. Однако помимо этого требуется принятие целого комплекса мер по охране живой природы на преобразованных, хозяйственно используемых территориях, с целью предотвращения их дальнейшей деградации.
Основные принципы и приоритеты
в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области
В настоящее время в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области выделяются следующие приоритеты:
- Необходимость предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства: сохранение последних участков старовозрастных лесов, степей, пойм и других природных сообществ, а также видов флоры и фауны, находящихся в той или иной степени под угрозой.
- Восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и исчезнувших с территории области видов живых организмов.
- Создание правовых, управленческих, экономических механизмов, позволяющих обеспечить сохранение максимально возможного естественного биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях.
В соответствии с указанными приоритетами Стратегия опирается на следующие принципы:
- Учет особенностей отдельных природно-территориальных комплексов (рис. 1), отличающихся как природно-зональными свойствами и состоянием природы, так и характером освоения и современной хозяйственной деятельности при планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия.
- Обеспечение создания нормативных правовых документов, позволяющих выработать и реализовать единую для органов государственной власти и местного самоуправления систему управления охраной биоразнообразия.
- Использование экономических механизмов, направленных на учет интересов сохранения биоразнообразия и финансирование мероприятий в данной сфере.
Рисунок 1
Природно-территориальные комплексы (ПТК)
Нижегородской области
(Рисунок 1 в электронном виде отсутствует, смотри бумажный вариант)
- Обеспечение разработки и широкого внедрения целевых программ по экологическому образованию и просвещению, ориентированных на охрану биологического разнообразия.
- Широкое информирование общественности, в том числе через СМИ, о современном состоянии и проблемах охраны биоразнообразия, а также обеспечения участия общественности в принятии решений в сфере сохранения и использования живой природы.
- Ориентация научных исследований на приоритетность разработки научных основ охраны живой природы и обязательное включение этих разработок в практику принятия управленческих решений
- Сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности, наносящих минимальный ущерб природе.
Реализация Стратегии сохранения биоразнообразия в Нижегородской области опирается на международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (прилагаются).
Основная цель Стратегии - обеспечение согласованного и эффективного использования всех возможных способов и средств сохранения биоразнообразия, их совершенствование в соответствии с выбранными принципами и приоритетами.
В связи с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:
- Предотвращение дальнейшего сокращения богатства видов и природных сообществ, сохранение природного и культурного наследия.
- Восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и уничтоженных видов.
- Оптимизация взаимоотношений человека и живой природы на хозяйственно освоенных и интенсивно используемых человеком территориях.
- Обеспечение учета интересов сохранения биоразнообразия во всех отраслях хозяйственной деятельности.
- Изменение общественного сознания от антропоцентризма в сторону экоцентризма.
Нормативными правовыми актами, на основе которых реализуется Стратегия, являются следующие:
- Международные конвенции ("Конвенция о биологическом разнообразии", "Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе", "Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных", "Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц", "Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения").
- Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральные законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии", "Об экологической экспертизе", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, другие нормативные правовые акты в сфере сохранения биоразнообразия.
- Устав Нижегородской области.
- Законы Нижегородской области "Об экологической безопасности", "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Законодательного собрания, постановления и распоряжения администрации Нижегородской области в сфере сохранения биоразнообразия.
Механизмы реализации Стратегии
Наиболее важными механизмами реализации Стратегии являются следующие:
- Правовой:
утверждение Плана действий по сохранению биоразнообразия, основанного на настоящей Стратегии;
принятие нормативных правовых актов для реализации Стратегии и Плана действий;
обязательный учет интересов сохранения биоразнообразия при проведении экологических экспертиз проектов хозяйственной деятельности.
- Экономический: реализация принципа платности природопользования, использование штрафных санкций, методик оценки и возмещения ущерба, нанесенного живой природе, налоговых и иных льгот, основанных на экономической оценке элементов биоразнообразия.
- Финансовый: создание условий полной открытости и обоснованности процессов формирования и расходования средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия.
- Координационный: взаимодействие различных организаций, координация действий, планирование и реализация совместных мероприятий.
- Управленческий: создание единой системы управления сохранением и контролем за состоянием биоразнообразия и экологического каркаса.
- Просветительский: повышение уровня экологической грамотности, пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения по вопросам сохранения биоразнообразия; широкое привлечение общественности к реализации конкретных мероприятий в данной сфере.
Организационные принципы реализации Стратегии
С целью осуществления управления и координации в процессе реализации Стратегии создается Координационный Совет по сохранению биоразнообразия с включением в его состав представителей заинтересованных организаций.
Реализация приоритетов Стратегии
В целях предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства необходимо:
- Разработать комплекс мер, регламентирующих хозяйственную деятельность на последних сохранившихся участках коренных природных сообществ (в старовозрастных лесах, на луговых степях и пр.).
- Обеспечить сохранение основных центров биоразнообразия на территории Нижегородской области.
- Обеспечить сохранение природных комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское значение (например, водно-болотные угодья международного значения, ключевые орнитологические территории, важнейшие пути миграций животных, ключевые местообитания видов, занесенных в Красную книгу РФ и Нижегородской области).
- Обеспечить формирование системы особо охраняемых природных территорий, совершенствовать экологический каркас области; разработать систему мониторинга особо охраняемых природных территорий.
- Провести инвентаризацию природных сообществ, флоры и фауны Нижегородской области; при этом первоочередными задачами следует считать изучение разнообразия природных сообществ, сбор сведений о наименее изученных группах живых организмов (низшие растения, лишайники, грибы, беспозвоночные животные) и их внутривидовом разнообразии.
- Обеспечить сохранение находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, обитающих в естественной природной среде, в том числе видов, традиционно вызывающих незаслуженно негативные ассоциации у большинства населения (змеи, жабы, летучие мыши), а также видов, имеющих символическое значение (северный олень, серый журавль, лебедь).
- Провести изучение последствий влияния видов вселенцев, появившихся на территории области прямо или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на нативное биоразнообразие и при необходимости разработать комплекс компенсационных мероприятий.
- Обеспечить систему мониторинга биоразнообразия наземных и водных экосистем.
- Обеспечить поддержку существующих (а также создание новых) региональных депозитариев ботанических и зоологических материалов.
В целях восстановления утраченного биоразнообразия необходимо:
- Разработать научную программу лесовосстановления и лесотехнических мероприятий, ориентированную на восстановление коренных природных сообществ, в том числе создание смешанных лесных культур и обеспечение условий для их нормального развития.
- Обеспечить восстановление речных пойм, в первую очередь на малых реках области.
- Провести работы по реставрации природных сообществ, находящихся в наиболее критическом состоянии (дубравы и степи).
- Провести исследования возможности реинтродукции исчезнувших с территории области видов живых организмов; создать на базе ведущих природоохранных и научных организаций центр реинтродукции редких видов.
- Обеспечить систему биотехнических мероприятий по воссозданию условий обитания исчезнувших и исчезающих видов флоры и фауны на антропогенно нарушенных территориях.
В целях создания экономических, правовых, управленческих и иных механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях, необходимо:
- Реализовать комплекс мер по учету, регулированию и сведению к минимуму отрицательного воздействия "стихийного природопользования", которое в последнее время приводит к истощению ресурсов и разрушению естественных сообществ, включая природные объекты и территории, представляющие особую ценность для сохранения биоразнообразия.
- Разработать правовые и экономические механизмы преодоления противоречий между интересами отдельных групп населения, хозяйствующих субъектов, ведомств и интересами живой природы.
- Обеспечить приоритетное соблюдение интересов местных сообществ при использовании природных ресурсов.
- Приоритетно развивать комплексное использование природных ресурсов, поддерживать развитие долгосрочной аренды природных комплексов с условием обязательного восстановления используемых ресурсов.
- Разработать и внедрить конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию взаимодействия и учет интересов сохранения биоразнообразия при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве, туризме и рекреации, на транспорте, в городском и сельском планировании, водохозяйственной деятельности).
Реализация приоритетов Стратегии имеет ряд особенностей в зависимости от природно-территориальных комплексов, выделенных в ходе проведения анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области, в том числе:
Для Северного Заволжья первоочередными являются мероприятия по:
- сохранению последних участков южнотаежных темнохвойных лесов;
- охране бассейнов малых рек, сохранившихся до настоящего времени в наиболее сохранившемся состоянии (р.Ижма);
- сохранению крупных неразработанных болотных массивов на севере области;
- проведению мероприятий по восстановлению елово-пихтовых лесов;
- восстановлению участков произрастания лиственницы сибирской;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в лесной сфере, а также в сферах охотпользования и рыболовства;
- сохранению марийской традиционной экологической культуры;
- развитию экологического туризма (в районах бассейнов рек Ветлуги и Унжи).
Для Южного Заволжья первоочередными являются мероприятия по:
- сохранению Камско-Бакалдинской группы болот, включая государственный природный заповедник "Керженский", как объекта, имеющего международное значение в соответствие с Рамсарской конвенцией об охране водно-болотных угодий;
- экологической реставрации и восстановлению нарушенных природных сообществ в западной части данного природно-территориального комплекса;
- изучению проблем, связанных с влиянием Горьковского и Чебоксарского водохранилищ на биоразнообразие, планированию и проведению необходимых компенсационных мероприятий;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельском хозяйстве, а также в городском и сельском планировании;
- исследованию влияния промышленных предприятий на состояние биоразнообразия, планированию и проведению мероприятий, направленных на преодоление отрицательных последствий этого влияния;
- развитию экологического туризма на р.Керженец.
В целом для Северного и Южного Заволжья актуальной является задача создания Заволжского биосферного комплекса как ассоциации организаций природоохранной и природопользовательской направленности, объединяющихся для совместного решения задач охраны, восстановления и рационального использования Нижегородской южной тайги.
Для Волжско-Окского Междуречья первоочередными являются мероприятия по:
- изучению возможностей восстановления биоразнообразия на сильно нарушенных и освоенных территориях, планированию и проведению необходимых работ;
- охране последних сохранившихся в данном регионе неразработанных болот и старовозрастных лесов, а также уникальных природных сообществ, сформировавшихся на водоемах выработанных торфяных месторождений;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия на селитебных территориях и в зоне влияния Нижегородской городской агломерации;
- изучению и контролю влияния промышленности на состояние биоразнообразия, проведению необходимых компенсационных мероприятий;
- поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования пригородных лесов г.Нижнего Новгорода.
Для Западного Предволжья первоочередными являются мероприятия по:
- охране и восстановлению хвойно-широколиственных лесов;
- сохранению неразработанных болотных массивов;
- проведению мероприятий, направленных на сохранение Пустынского заказника, включая планирование и организацию экологического туризма, регулирование рекреационной нагрузки;
- сохранению малонарушенных участков поймы реки Оки в Выксунском, Навашинском, Вачском и Павловском районах.
Для Восточного Предволжья первоочередными являются мероприятия по:
- экологической реставрации наиболее пострадавших типов природных сообществ - плакорных дубрав и луговых степей;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельскохозяйственной сфере; развитие благоприятно влияющих на степные сообщества видов сельскохозяйственной деятельности, например, коневодства;
- восстановлению пойм малых рек;
- охране уникального для Русской равнины природного объекта Ичалковского бора и регулированию рекреационной нагрузки;
- развитию экологического туризма в бассейне реки Пьяны;
- сохранению традиционной экологической культуры мордвы и других народов региона.
В нормативно-правовой сфере необходимо:
- Разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия на основе стоимостной оценки природных ресурсов и оценки ущерба, наносимого биологическому разнообразию при различных видах хозяйственной деятельности.
- Разработать отраслевые программы сохранения биоразнообразия (в первую очередь - в сельском и лесном хозяйстве) и планы межотраслевой координации с соответствующим методическим обеспечением.
- Разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания финансовых механизмов охраны живой природы.
- Обеспечить включение элементов биоразнообразия в систему гарантированных государством минимальных социальных стандартов.
- Завершить разработку нормативных правовых документов, предусмотренных Положением о Красной книге Нижегородской области и Законом Нижегородской области "Об особо охраняемых природных территориях".
- Разработать и принять комплексную межведомственную программу "О государственной поддержке и развитии особо охраняемых природных территорий в Нижегородской области до 2005 года".
- Разработать и принять нормативные акты по следующим направлениям:
о разработке кадастра животного мира и кадастра растительного мира Нижегородской области;
о порядке добывания общераспространенных видов животных и растений;
о разработке отраслевых программ по сохранению биоразнообразия в сферах лесопользования, охотпользования и рыболовства;
о новых правилах охоты и рыболовства;
о сохранении участков коренных природных сообществ;
о создании системы мониторинга ООПТ;
о порядке вовлечения в хозяйственную деятельность природных территорий и ответственности за его нарушение;
о создании на базе ГПЗ "Керженский" научно-методического центра по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия;
о целевых программах по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия.
В сфере управления необходимо:
- Четкое разграничение полномочий и функций органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения (межведомственные соглашения).
- Внедрение практики разработки и реализации совместных планов действий органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения.
- Создание координационных структур по вопросам совместного ведения (при координации региональной исполнительной властью).
- Реализация конкурсного подхода при предоставлении права пользования природными ресурсами.
- Разделение функций природопользования и контроля за ним.
В сфере пропаганды экологических знаний и формирования общественного мнения необходимо:
- Создать на базе ГПЗ "Керженский" научно-методический центр по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия.
- Разработать и принять пакет целевых программ по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия.
- Ориентировать работу со школьниками на практические мероприятия по изучению и сохранению живой природы.
- Развивать программы, направленные на сохранение и распространение знаний о традиционной экологической культуре народов, населяющих Нижегородскую область.
- Развивать систему подготовки и переподготовки кадров в сфере сохранения биоразнообразия и природопользования.
- Осуществлять пропаганду идей и разъяснение целей сохранения биоразнообразия.
Приложение
к Стратегии сохранения биологического
разнообразия Нижегородской области
Принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии
сохранения биологического и ландшафтного разнообразия:
Принцип осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на основе наиболее полной имеющейся информации; меры по сохранению биоразнообразия должны быть рациональными с социально-экономической точки зрения.
Принцип избежания: в случае проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему оценки воздействия на окружающую среду.
Принцип предосторожности: если какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять меры, позволяющие избежать этих последствий.
Принцип перемещения: хозяйственная деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их воздействие будет наносить наименьший ущерб.
Принцип экологической компенсации: вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих природоохранных мероприятий.
Принцип экологической целостности: необходимо поддерживать естественные экологические процессы, направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых это выживание зависит. "Природа знает лучше".
Принцип восстановления и воссоздания: биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться.
Принцип наилучшей имеющейся технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это возможно, должны использоваться максимально эффективные и благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.
Принцип "Загрязнитель платит": издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации ущерба биоразнообразию должна нести сторона, ответственная за нанесение ущерба.
Принцип участия общественности: должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению биоразнообразия путем привлечения к данной работе различных общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.