Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правила
розничной торговли в магазинах и мелкорозничной сети
на территории г.Нижнего Новгорода
(утв. распоряжением главы администрации города
от 28 июля 1994 г. N 1580-р)
22 апреля 1996 г., 29 ноября 2002 г., 15 декабря 2003 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии со ст.66 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", Законами РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об основах налоговой системы в РФ", Законом РФ "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами.
1.2. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 29 ноября 2002 г. N 3978-р внесены изменения в подпункт 1.3 пункта 1 Правил
1.3. Каждое предприятие должно иметь ассортиментный перечень товаров.
1.4. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
1.5. Исключен.
См. текст пункта 1.5
1.6. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, формы организации его деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, и информацию о режиме работы.
Предприятия обязаны на вывеске указывать место нахождения их юридического лица (собственника).
Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 29 ноября 2002 г. N 3978-р внесены изменения в подпункт 1.7 пункта 1 Правил
1.7. Режим работы муниципальным предприятиям торговли устанавливается по решению соответствующих районных администраций. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, устанавливается ими самостоятельно.
1.8. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
1.9. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом районные администрации. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
1.10. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятий и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
1.11. Каждое предприятие, реализующее продовольственные товары, обязано иметь санитарный журнал и санитарные книжки на каждого работника.
1.12. Средства измерений должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
1.13. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. Подача товаров в торговый зал производится не позднее 1 часа после оформления документации. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов экспертов, проверка цены, качества, количества), в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причинах невозможности оприходования.
2.3. Не подлежат приемке предприятием товары с просроченными сроками годности, не соответствующие по качеству требованиям стандартов, без сертификата соответствия.
2.4. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах работники предприятия обязаны строго соблюдать товарное соседство, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
2.5. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).
3. Продажа товаров
3.1. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
3.2. Продажа товаров в предприятиях торговли производится всем гражданам на общих основаниях и за наличный или безналичный расчеты.
Торговые предприятия должны обеспечить внеочередную продажу продовольственных и непродовольственных товаров инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам орденов Славы, многодетным семьям, имеющим 5 и более детей до 16 лет, инвалидам по зрению I и II группы, гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, работникам отделений социальной помощи при продаже продуктов повседневного спроса, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 г.г.
3.3. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "Основами гражданского законодательства" предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с просроченными сроками годности, не соответствующих требованиям по качеству, стандартам, без сертификата.
3.4. Администрация торгового предприятия обязана своевременно предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
- наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
- перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продовольственных товаров - состав (включая перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), вес и объем содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, и противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
- цену и условия приобретения товаров;
- гарантийные обязательства изготовителя;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- срок службы (годности) товаров и сведения о необходимых действиях покупателя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
- адреса изготовителя (продавца) и предприятий, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.
3.5. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
3.6. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
3.7. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях торгующих тканями и другими мерными товарами - контрольные метры.
3.8. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
3.9. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством РФ, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
3.10. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2003 г. N 3851-р внесены изменения в пункт 3.11 настоящих Правил
3.11. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов, легковоспламеняющихся и горючих веществ, используемых в токсикоманических целях (типа клей "Момент", ацетон, растворители красок, бензин), пиротехнических изделий.
В предприятиях торговли, осуществляющих продажу вышеуказанных групп товаров, на видном для покупателя месте должна быть размещена соответствующая информация.
3.12. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
3.13. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав покупателей". В случае приобретения товара с недостатками обмен, устранение недостатков в товаре, расчеты с покупателями осуществляются согласно ст.17-22 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы, либо покупателю возвращается уплаченная им сумма, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
3.14. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.
3.15. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до 3-х суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2003 г. N 3851-р настоящие Правила дополнены пунктом 3.16
3.16. Пиротехнические изделия при продаже должны иметь инструкцию, правила пользования и технические характеристики на русском языке. Продавец обязан выдавать покупателям данную информацию.
Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2003 г. N 3851-р настоящие Правила дополнены пунктом 3.16
3.17. Продажу пиротехнических изделий разрешается производить в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.
4. Особенности продажи товаров в предприятиях
(отделах, секциях) самообслуживания
4.1. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
4.2. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
4.3. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
4.4. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
4.5. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
5. Расчеты с покупателями
5.1. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
5.2. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.
5.3. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке: кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
5.4. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
5.5. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
5.6. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
6. Права и обязанности покупателя
6.1. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
- проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
- требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
- в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
- вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
6.2. В соответствии с гражданским законодательством, другими нормативными актами, при выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования;
- не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
- при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
- набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
- возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
7. Защита прав потребителей
7.1. Государственная и общественная защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами.
7.2. Органы по защите прав потребителей, создаваемые районными администрациями, городская инспекция по защите прав потребителей:
а) рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
б) анализируют договоры, заключаемые торговыми предприятиями с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;
в) осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами, и направляют в Госстандарт РФ (его территориальные органы);
г) при обнаружении потребителями недостатков товаров или выявлении опасных товаров незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (их территориальные органы) и другие органы гос.управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров;
д) в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (потребителей), или в интересах неопределенного круга потребителей.
8. Информация для покупателей
8.1. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
- указатели расположения отдела (секций) или продаваемых товаров;
- фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- выписка из настоящих правил, из правил розничной торговли отдельными товарами;
- текст Закона РФ "О защите прав потребителей"; в предприятиях, торгующих мясом - схема разруба мяса по сортам;
- номера телефонов торговых отделов и отделов по защите прав потребителей районных администраций;
- объявление о внеочередном обслуживании отдельных категорий населения.
8.2. В предприятиях должны быть:
- все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией;
- Книга отзывов и предложений на доступном месте;
- контрольный и санитарный журналы.
Для работников, осуществляющих продажу продовольственных товаров, обязательно наличие санитарных книжек.
9. Санитарные требования к содержанию предприятий
и его работникам
9.1. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
9.2. Работники в продовольственных предприятиях проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
9.3. В надлежащем санитарном состоянии должен содержаться как торговый зал магазина, так и закрепленная за предприятием территория.
10. Контроль за работой предприятия
10.1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст.43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
10.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
10.3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
10.4. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
10.5. За невыполнение и нарушение настоящих правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
10.6. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода от 28 июля 1994 г. N 1580-p "Об утверждении Правил розничной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.