Рассмотрев Комплексную программу развития экспорта в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу развития экспорта в Нижегородской области на 1999-2001 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по внешнеэкономической деятельности и инвестициям Законодательного Собрания области.
И.о.председателя Собрания |
А.Н.Листков |
Комплексная программа развитии экспорта
в Нижегородской области на 1999-2001 годы
(утв. постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области
от 30 марта 1999 г. N 73
План мероприятий по реализации комплексной программы
развития экспорта в Нижегородской области
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Сроки | Исполнители
|проведе- |
| ния |
-------------------------------------------------------------------------
1. Определение и повышение уровня экспортного потенциала области
-------------------------------------------------------------------------
1.1. Анализ и обобщение исходного | 3-4 кв. |Департамент
состояния экономического потенциала | 1999 г. |внешнеэкономических связей
области | |и ресурсов (далее ДВЭСиР),
| |департамент международных
| |связей (далее ДМС),
| |департамент промышленности
| |(далее ДП),
| |отраслевые департаменты,
| |Торгово-промышленная пала-
| |та (далее ТПП), Ассоциация
| |промышленников и предпри-
| |нимателей (далее - Ассоци-
| |ация), департамент
| |экономики и прогнозирова-
| |ния (далее ДЭП)
------------------------------------+---------+--------------------------
1.2. Развитие системы информации о |Постоянно|Предприятия, местные
современных достижениях отечествен- | |администрации, ДП, ДВЭСиР,
ной и зарубежной науки и техники, | |ДЭП, ТПП, Ассоциация
передовом производственном и пред- | |
принимательском опыте | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.3. Разработка предложений по уни-|3-4 кв. |ДВЭСиР, Поволжское тамо-
фикации статистической и таможенной|1999 г. |женное управление, Нижего-
информации, в целях обеспечения пол-| |родский областной комитет
ноты и достоверности информации по| |госстатистики
вопросам ВЭД | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.4.Разработка выставочной стратегии| Ежегодно|ВАО "Нижегородская ярмар-
и конкретных мероприятий по участию | |ка", ДМС, ДВЭСиР
в международных выставках предприя-| |
тий и организаций Нижегородской об-| |
ласти, способных своими товарами и| |
услугами сформировать торговую марку| |
и престиж Нижегородской области | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.5. Запрос и получение от предпри- | 4 кв. |ДП, отраслевые департамен-
ятий фактической и возможной номен- | 1999 г. |ты, ДЭП
клатуры выпускаемой продукции (с | |
указанием объемов) | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.6. Обработка полученных данных, | 1 полу- | ДЭП
составление справочников экспортного| годие |
потенциала | 1999 г. |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.7. Распространение справочников |Постоянно|ВАО "Нижегородская ярмар-
экспортного потенциала по существу- |начиная |ка", Ассоциация, ТПП,
ющим каналам | с 3 кв. |ДВЭСиР, ДМС
| 2000 г. |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.8. Методическое содействие в биз-|Постоянно| ДЭП
нес-планировании экспортных проектов| |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.9. Оказание содействия в повышении|Постоянно|ДП, ДВЭСиР, отраслевые
конкурентоспособности экспортируемых| |департаменты
товаров | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.10. Определение отраслей (подотра-| 2-3 кв. |ДП,
слей), продукция которых конкуренто-| 1999 г. |отраслевые департаменты
способна на мировом рынке | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.11. Дополнение областной программы| 3-4 кв. |Департамент поддержки и
по развитию конкуренции на рынках| 1999 г. |развития предприниматель-
товаров и услуг мероприятиями по| |ства (далее ДПРП), Ниже-
развитию производств, ориентирован-| |городское теруправление
ных на экспорт | |ГКАП РФ, ДП
------------------------------------+---------+--------------------------
1.12. Разработка предложений, с обо-| 1 кв. |ДП, департамент образова-
снованием финансирования из феде-| 2000 г. |ния и науки (далее ДОиН),
рального бюджета научно-исследова-| |администрации городов и
тельских работ по комплексному изу-| |районов, ДПРП
чению экспортного потенциала Нижего-| |
родских предприятий, выявлению прио-| |
ритетных проектов с учетом внутрен-| |
них возможностей и мировой конъюн-| |
ктуры | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.13. Расширение взаимодействия Ни-|Постоянно|ДМС, ДВЭСиР, ТПП, ДЭП
жегородской области с международными| |
финансовыми и экономическими органи-| |
зациями | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.14. Оказание предприятиям Нижего-|Постоянно|ДМС, ДВЭСиР, ТПП, Ассоциа-
родской области организационной, ин-| |ция, представительство МИД
формационной и других видов помощи о| |в Нижегородской области
контрагентах, конъюнктуре рынка | |
------------------------------------+---------+--------------------------
1.15. Организация масштабных выста-|Постоянно|ВАО "Нижегородская ярмар-
вочно-ярмарочных и рекламных меро-| |ка", ДМС, ДВЭСиР, ДЭП
приятий в поддержку российского экс-| |
порта, на базе ВАО "Нижегородская | |
ярмарка" г.Н.Новгорода и за рубежом | |
-------------------------------------------------------------------------
2. Организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта
-------------------------------------------------------------------------
2.1. Разработка и реализация компле-| 1 кв. | ДПРП
кса мер по стимулированию экспорта | 2000 г. |
субъектов малого предпринимательства| |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.2. Подготовка и образование марке-| 3-4 кв. |ДП, ТПП, ДВЭСиР, ДЭП, ДПРП
тингового центра на базе админист-| 2000 г. |
рации Нижегородской области | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.3. Организация обучения междуна-|Постоянно| ДОиН
родным стандартам в вузах г.Н.Новго-| |
рода | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.4. Разработка программы использо-| 1 кв. | ТПП, ДМС
вания технических и иных возможнос-| 2000 г. |
тей Торгово-промышленной палаты и| |
торговых представительств Российской| |
Федерации за рубежом для организации| |
презентаций нижегородской экспортной| |
продукции, принятия участия в прове-| |
дении семинаров и симпозиумов для | |
демонстрации и обоснования достиже-| |
ний области в перспективных для экс-| |
порта сферах | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.5. Разработка мероприятий по под-| 4 кв. |ВАО "Нижегородская ярмар-
держке выставочно-ярмарочной дея-| 1999 г. |ка", ДВЭСиР
тельности и экспозиций на традицион-| |
ных международных выставках с кон-| |
центрацией внимания на наиболее важ-| |
ных с точки зрения развития экспорта| |
проблемах | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.6. Организация рекламных кампаний|Постоянно|ДВЭСиР, ДМС, ДЭП
в поддержку экспортеров, включая на-| |
граждение лучших из них. С этой це-| |
лью необходимо разработать порядок| |
выдвижения кандидатов на присуждение| |
государственных премий областным| |
субъектам внешнеэкономической дея-| |
тельности, добившимся выдающихся ре-| |
зультатов в развитии экспорта | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.7. Учреждение системы морального|Постоянно|ДВЭСиР, ДМС,
поощрения (с вручением почетных гра-| |государственно-правовой
мот от губернатора, а также по пред-| |департамент (далее ГПД)
ставлению и от имени президента Рос-| |
сийской Федерации) отечественных, а| |
также иностранных юридических и фи-| |
зических лиц, внесших наибольший| |
вклад в развитие экспортного потен-| |
циала области, осуществление крупных| |
экспортных проектов, расширение экс-| |
порта промышленной продукции, осо-| |
бенно тех видов, в производстве и| |
реализации которых были использованы| |
новые идеи или технологии | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.8. Разработка и издание рекламных| 2 кв. |ДВЭСиР, ДМС, ДПРП, ДП, ТПП
буклетов о товарах и услугах пред-| 2000 г.,|
приятий Нижегородской области для| далее |
распространения в посольствах и |постоянно|
представительствах зарубежных госу-| |
дарств | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.9. Разработка мероприятий, в том| 2-4 кв. |ДМС, ДПРП, ВАО "Нижегород-
числе ярмарок субконтрактов, дней| 1999 г.,|ская ярмарка"
международных контактов субъектов| далее |
малого предпринимательства, выставок|ежегодно |
идей и технологий, а также участие в| |
организованных под эгидой государст-| |
ва специализированных торговых деле-| |
гациях для ознакомления с ситуацией| |
на внешних рынках и установления| |
деловых связей | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.10. Разработка механизма финанси-| 2-3 кв|ВАО"Нижегородская ярмарка"
рования экспортно - ориентированных| 2000 г.|
выставочных мероприятий ВАО "Нижего-| |
родская ярмарка", перечень которых| |
должен быть согласован с администра-| |
цией области и другими заинтересо-| |
ванными структурами, в том числе при| |
поддержке из бюджетов различных| |
уровней | |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.11. Разработка мероприятий по при-|Постоянно| ДОиН, ДЭП
влечению НИИ и вузов области для ис-| |
следования проблем внешнеэкономичес-| |
кой деятельности и подготовки кадров| |
------------------------------------+---------+--------------------------
2.12. Разработка концепции регио- | 1 кв. |ДВЭСиР, ДП, ДПРП, отрасле-
нальной экспортной политики | 2000 г. |вые департаменты, ДЭП
------------------------------------+---------+--------------------------
2.13. Разработка проекта положения| 3 кв. |ДВЭСиР, департамент
"О фонде поддержки экспорта" | 1999 г. |финансов (далее ДФ)
------------------------------------+---------+--------------------------
2.14. Разработка проекта положения| 3 кв. | ДЭП
"Об инвестиционной программе Нижего-| 1999 г. |
родской области" | |
-------------------------------------------------------------------------
3. Государственная поддержка экспорта
-------------------------------------------------------------------------
3.1. Разработка предложений о соз-| 1 кв. | ДВЭСиР
дании в Нижегородской области филиа-| 2000 г. |
ла Фонда поддержки мероприятий по| |
освоению внешних рынков | |
------------------------------------+---------+--------------------------
3.2. Разработка проекта закона Ни-| 1 кв. | ДЭП, ДФ, КУГИ НО
жегородской области "О зонах эконо-| 2000 г. |
мического развития на территории Ни-| |
жегородской области" | |
-------------------------------------------------------------------------
1. Паспорт Программы
1. Полное название программы: Комплексная программа развития экспорта в Нижегородской области.
2. Наименование края, области, города: Нижегородская область, г. Нижний Новгород.
3. Постановление об утверждении программы: постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 марта 1999 г. N 73.
4. Цель программы: основной целью Программы является формирование организационно-правовых и экономических механизмов по встраиванию народного хозяйства области в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда:
- выработка стратегии развития экспорта в Нижегородской области;
- совершенствование структуры регионального экспорта;
- увеличение объема "живых денег" предприятий;
- расширение ассортимента и улучшение качества производимой и экспортируемой продукции предприятиями региона;
- совершенствование товарной и географической структуры экспорта;
- широкое вовлечение во внешнеэкономическую деятельность субъектов малого предпринимательства;
- формирование эффективного порядка инвестиционной поддержки инноваций;
- использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
5. Срок выполнения Программы: 1999 - 2001 годы.
6. Орган программно-целевого управления (заказчик): администрация Нижегородской области.
7. Руководитель Программы: губернатор Нижегородской области.
8. Затраты на реализацию Программы - определяются ежегодно.
9. Экономическая эффективность: экономическая и бюджетная эффективность рассчитывается по итогам выполненных программных мероприятий.
2. Введение
Представленные предложения по проекту региональной Программы разработаны на основании поручения губернатора в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации N 123 от 08.02.96. В целом структура и основные мероприятия Программы согласуются с мероприятиями Федеральной целевой программы поддержки экспорта.
В программе также предусмотрены мероприятия, учитывающие потребности и специфику Нижегородской области, в частности:
- обеспечение механизма саморазвития и смешанного финансирования экспорторазвивающих мероприятий;
- создание саморегулирующихся организаций, обеспечивающих развитие экспорта (маркетинговый центр, фонд развития экспорта);
- определение перечня конкурентоспособных экспортных товаров (групп товаров, подотраслей), разработка стратегии их развития;
- расширение объемов экономически эффективных мероприятий (выставки, особые экономические зоны);
- создание специализированных экспортных и уполномоченных структур (целью образования которых является обеспечение взаимовыгодного интереса в расширении содействующих развитию экспорта услуг);
- создание областной системы поощрения экспортеров.
Программные мероприятия носят концептуальный характер. Предусматривается ежегодно детализировать их в перечне конкретных мероприятий по развитию экспорта, в том числе с учетом изменения ситуации в экономике области.
Программа не предусматривает вложения бюджетных финансовых средств на ее реализацию, за исключением долевого стартового финансирования маркетинговых исследований и создания минимально необходимого набора субъектов инфраструктуры (маркетингового центра, фонда) на паритетных началах с заинтересованными организациями федерального и регионального уровня. Бюджетная поддержка возможна в дальнейшем лишь по мероприятиям, доказавшим свою эффективность. Бюджетный и экономический эффект при реализации программы достигается за счет активизации экономической деятельности в области, повышения эффективности экономических механизмов, координации и систематизации проводимых исполнителями мероприятий.
3. Цели Программы
Задачи, связанные с государственной поддержкой развития экспорта, остаются актуальными и требуют скорейшего решения.
Внешнеэкономическая деятельность Нижегородского региона в ближайшее время будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- расширение и углубление международных контактов с промышленно-развитыми странами, взаимодействие и работа с международными организациями, установление прямых связей с государствами Ближнего и Среднего Востока и Юго-восточной Азии;
- восстановление и развитие связей с республиками СНГ;
- анализ перспективных вопросов развития внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), формирование основных мероприятий региона в рамках Федеральной целевой программы развития экспорта;
- привлечение частных и иностранных инвесторов путем создания благоприятного инвестиционного климата и процедур, установление четкой технологии работы администрации (ВЭД областных структур) с предприятиями и внешнеторговыми фирмами;
- участие областных структур в проведении систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала области и конкурентных преимуществ предприятий области, а также тенденций в развитии конъюнктуры мирового рынка в целях определения отраслевых приоритетов содействия экспорту на очередной год в рамках Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности;
- проведение постоянного мониторинга экспортной деятельности предприятий Нижегородской области для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством эффективного использования предоставляемой поддержки со стороны государства;
- создание и организация устойчивого информационно-аналитического обеспечения участников ВЭД.
При этом интересы региона требуют развития делового сотрудничества в первую очередь путем установления прямых экономических связей с областями и регионами других стран.
Выполнение основных мероприятий позволит обеспечить расширение номенклатуры и увеличение объемов экспорта продукции промышленных предприятий региона, что значительно пополнит областной бюджет. Экспорт чисто сырьевой направленности должен сочетаться с продажей продукции, произведенной с применением российских высоких технологий, например, на предприятиях радиотехнического комплекса.
Значительное увеличение экспортных объемов обеспечат также современные совместные производства, созданные с привлечением западных инвестиций (так, основная часть продукции АО "Волга" экспортируется). В случае успешной реализации программ технического перевооружения таких предприятий, как ОАО "ГАЗ" и ОАО "Павловский автобус", производимая в области автомобильная техника также станет конкурентоспособной на мировом рынке.
Основной целью Программы является формирование организационно-правовых и экономических механизмов по встраиванию экономики области в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда:
- выработка стратегии развития экспорта в Нижегородской области;
- совершенствование структуры регионального экспорта;
- увеличение объема "живых денег" - валютной выручки предприятий;
- расширение ассортимента и улучшение качества производимой и экспортируемой продукции предприятиями региона;
- совершенствование товарной и географической структуры экспорта;
- широкое вовлечение во внешнеэкономическую деятельность субъектов малого предпринимательства;
- формирование эффективного порядка инвестиционной поддержки инноваций;
- использование прогрессивных форм международного торгово-экологического сотрудничества.
Главной задачей Программы является реализация на территории Нижегородской области регионального компонента государственной внешнеэкономической деятельности: формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышения его эффективности, с использованием в рамках федеральных целевых программ механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных региональных мероприятий.
4. Определение и повышение уровня экспортного потенциала области
Необходимо провести изучение и анализ экспортного потенциала области, существующих и потенциальных конкурентных преимуществ экономики области, а также основных тенденций в развитии конъюнктуры мирового рынка.
4.1. Информационное обеспечение
Анализ ситуации и устойчивое информационное обеспечение реализации Программы призваны наладить постоянный мониторинг экспортной деятельности предприятий Нижегородской области, необходимый для устранения проблем и препятствий в развитии экспортной деятельности, как отдельных отраслей (химическая, легкая промышленность, проекты конверсионных предприятий), так и ряда территорий (Дзержинск, северные районы, Кулебаки).
Исполнение мероприятий должно проводиться за счет собственных средств хозяйствующих субъектов участников Программы. Реализация данных мероприятий позволит оценить имеющиеся возможности предприятий по выводу продукции на внешние рынки, помочь предприятиям в продвижении своей продукции.
4.2. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Направления действий предприятий области
Основной сдерживающий фактор, влияющий на сложившийся экспорт, - низкая конкурентоспособность производимой продукции, прежде всего ее конечных производств.
Основные направления в повышении конкурентоспособности продукции:
- реализация конкретных экспортных проектов при четкой оценке конкурентных преимуществ, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов Нижегородской области;
- развитие таких отраслей, которые способны внести определенный вклад в наращивание объемов и совершенствование структуры продаж;
- кооперация малых и крупных предприятий в производстве продукции, потенциально конкурентоспособной на внешнем рынке;
- сотрудничество малых предприятий с традиционными экспортерами машинотехнических изделий, позволяющее последним осуществлять доведение продукции до западных потребительских стандартов, поручая эти операции отечественным субподрядчикам;
- организация современного производства тароупаковки;
- развитие собственных экспортных возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов (г.Городец, г.Семенов);
- снижение себестоимости продукции через организацию свободных таможенных складов;
- создание благоприятных условий для ввоза перспективных иностранных технологий.
4.3. Организационно-консультативная помощь региональным проектам
В рамках данного направления деятельности необходимо проведение следующих мероприятий.
- Содействие в организации деловых визитов областных предпринимателей, включая планирование деловых встреч и предоставление, по возможности, помещений для переговоров, переводческих услуг, торгово-политической и конъюнктурной информации по стране пребывания.
- Содействие в подаче заявок в федеральные службы содействия экспорта на проведение предварительных маркетинговых исследований по просьбе экспортеров, в том числе в форме ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией и информирование клиента о результатах презентации; обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимым экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов, церемоний и иных протокольных мероприятий.
- Организация консультирования областных экспортеров по вопросам зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к качеству товаров.
- Выдача заключений о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.
В результате должно быть обеспечено эффективное использование наличной ресурсной базы, постепенное восстановление традиционного экспорта.
5. Организационно-правовые и специальные меры стимулирования
экспорта
На базе создаваемой институциональной и организационной инфраструктуры, как в России, так и в области, предполагается приступить к реализации активной региональной экспортной политики, предусматривающей более значительное использование финансового участия государства и областной администрации и областных предприятий в продвижении собственной продукции на внешние рынки.
5.1. Сертификация продукции, штриховое кодирование
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции, что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.
В отличие от ранее существовавшего порядка, система сертификации должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству.
5.2. Реклама
Одним из управлений государственной областной поддержки экспорта является рекламное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки по двум направлениям:
- реклама области (территории), на которой расположено предприятие-производитель, использование благоприятного положительного имиджа области и проводимых ею рыночных преобразований;
- реклама предприятий и изготавливаемой продукции.
Совершенствование рекламы российских экспортных товаров и предприятий-экспортеров является органической частью политики стимулирования экспорта. В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки. Приоритетной является реклама, направленная на повышение престижа области и предприятий-экспортеров.
Основные источники и проводники рекламной информации.
1. СМИ.
2. Общие каталоги, справочники.
3. Торговые палаты, союзы промышленников и т.д.
4. Консультационные фирмы.
5. Специализированные деловые журналы по отраслям промышленности, издаваемые крупными международными издательствами.
6. Конгрессы, симпозиумы, совещания.
5.3. Выставки
Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт является проведение специфических выставочных мероприятий. Учитывая активную роль ВАО "Нижегородская ярмарка" в экономической жизни области, представляется эффективным стимулирование экспорта через участие в выставках экспортоориентированных предприятий, а также проведение специализированных выставок, посвященных экспорту.
5.4. Подготовка кадров
В условиях кардинального реформирования экспортной деятельности и внешней торговли возрастает роль научного подхода к решению текущих проблем и к оценке перспектив экспортной деятельности. При этом необходимо повысить актуальность, научный уровень исследований проблем в области внешней торговли.
Мероприятия по стимулированию экспорта должны также включать в себя подготовку квалифицированных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности, а также создание необходимых организационных условий для эффективного управления Программой.
6. Государственная поддержка экспорта
Учитывая высокий научно-технический потенциал Нижегородской области, необходимо обеспечить рост объемов и диверсификацию экспорта - поставку из России современных высококачественных, преимущественно наукоемких товаров на зарубежные рынки.
6.1. Организация фонда поддержки экспорта при администрации
Нижегородской области
Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта потребует определенных расходов.
Необходимые направления деятельности фонда:
- поддержка выставочно-ярмарочных, рекламных и иных мероприятий по освоению внешних рынков;
- финансирование изучения рынков товаров и проведения маркетинговых исследований;
- другие функции.
Источниками образования фонда являются средства бюджета и внебюджетные источники.
6.2. Особые экономические территории Нижегородской области
В Нижегородской области с учетом выработанных приоритетов совместно с правительством РФ предполагается создание нескольких разнотипных особых экономических территорий в соответствии со сложившимся природно-экономическим потенциалом регионального хозяйственного комплекса, способного в результате своего развития производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
Основными технологическими направлениями особых экономических территорий могут быть:
- сборочные операции;
- инновационные технологии;
- разработка и переработка лесных ресурсов;
- выпуск продукции, имеющей высокую экспортную рентабельность (по отдельным позициям, например, льняные изделия, кожи);
- переработка и обработка конкурентоспособных товаров (доведение до требуемых стандартов).
Особые экономические территории области создаются либо в пределах всей территории отдельного района (города) или их части, а также отдельных предприятий.
На особой экономической территории устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим для инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
Статус каждой особой экономической территории будет определяться региональными нормативно-правовыми актами.
7. Координация программных мероприятий
Реализация Программы осуществляется структурными подразделениями администрации Нижегородской области при содействии заинтересованных структур (ВАО "Нижегородская ярмарка, ТПП и т.п.).
Наиболее близко к управлению внешнеэкономической деятельностью в администрации области стоит департамент ВЭС и ресурсов, к организации взаимодействия предприятий и проведению промышленной политики - департамент промышленности, к организации и поддержке предпринимательства - департамент поддержки и развития предпринимательства.
Основными координаторами выполнения Программы являются департамент экономики и прогнозирования и департамент внешнеэкономических связей и ресурсов.
8. Финансовое обеспечение Программы
Финансовым обеспечением Программы являются:
- Поддержка за счет средств федерального бюджета.
За счет федерального бюджета предполагается обеспечить финансирование следующих организационных и специальных мероприятий:
* получение государственных гарантийных обязательств под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения ориентированных на экспорт производств и организаций области;
* страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков;
* получение гарантий и контргарантий по экспортным кредитам и кредитам для ориентированных на экспорт инвестиционных проектов;
* непосредственное государственное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (аккумуляции кредитов для предприятий и организаций по финансированию высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов в областном фонде поддержки экспорта);
* участие в выставках, ярмарках, рекламной деятельности, других мероприятиях по освоению внешних рынков по линии федерального Фонда поддержки экспорта.
- Поддержка за счет средств областного бюджета.
Для реализации программных мероприятий по развитию экспорта потребуются определенные бюджетные ассигнования, объемы которых целесообразно определять ежегодно, скорректировав их с учетом текущего состояния экономики области.
Предлагаемая схема финансирования основывается:
* на ежегодном анализе экономических показателей области, результатах выполнения программных мероприятий в текущем году и прогнозе на следующий год;
* на предложениях по финансированию прошедших конкурсный отбор высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов, при условии их поддержки на федеральном уровне;
* на долевом финансировании за счет средств областного фонда поддержки экспорта.
- Поддержка за счет внебюджетных источников, иностранных и частных инвесторов.
По мере укрепления системы стимулирования экспорта (инфраструктуры поддержки экспорта), увеличения средств уполномоченных финансовых институтов и повышения активности частного сектора объемы и пропорции распределения бюджетных средств, а также направления их испольэования будут меняться в соответствии с характером решаемых задач. Объем привлекаемых внебюджетных средств должен быть преобладающим при реализации всех этапов Программы.
9. Оценка эффективности осуществления Программы
Выполнение Программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и укрепления доходной базы бюджетов всех уровней.
Выполнение Программы будет способствовать преодолению депрессивных тенденций в экспорте продукции, формированию нового структурно-экономического облика региона в соответствии с запросами российского и международного рынка, содействовать повышению жизненного уровня населения Нижегородской области.
Экономический и социальный эффект от реализации мероприятий Программы зависит от их специфики. Эффективность выполнения Программы оценивается ежегодно.
Основными экономическими критериями эффективности Программы будут:
- повышение экспортного потенциала области;
- снижение безработицы и рост занятости;
- увеличение количества экспортеров;
- увеличение поступлений в бюджет от экспортеров.
Методы оценки эффективности мероприятий могут быть индивидуальными в зависимости от целевой направленности и значения мероприятий.
Оценка бюджетной эффективности должна проводиться с целью обоснования бюджетных средств и затрат, необходимых при реализации мероприятий Программы, направленных на развитие экспорта и решение других социально-экономических задач, стоящих перед Нижегородской областью.
10. Нормативно-правовые акты, необходимые для развития экспорта
Положение о фонде поддержки экспорта.
Закон Нижегородской области "О зонах экономического развития на территории Нижегородской области".
Положение "Об инвестиционной программе Нижегородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 марта 1999 г. N 73 "О комплексной программе развития экспорта в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 109 от 16 июня 1999 г.