См. также постановление администрации Нижегородской области от 15 декабря 2000 г. N 314 "О Порядке проведения конкурса на издание сборника "Инвестиционный потенциал Нижегородской области"
Рассмотрев Региональную программу стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить Региональную программу стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по внешнеэкономической деятельности и инвестициям Законодательного Собрания области.
И.о.председателя Собрания |
А.Н. Листков |
Региональная программа стимулирования инвестиций
в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы
(утв. постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области
от 30 марта 1999 г. N 74)
План мероприятий по реализации Региональной программы
стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999-2001 годы
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Сроки | Исполнители
-------------------------------------------------------------------------
1. Оценка и увеличение инвестиционного потенциала области. Развитие
производительных сил
-------------------------------------------------------------------------
1.1. Бизнес-карты (карты делового потенциала) Нижегородской области
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка макета бизнес-карты|2 кв. 1999 г. |Департамент экономики и
| |прогнозирования (далее
| |ДЭП)
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Подготовка информации |1 кв. 2000 г. |Местные администрации,
по перечню | |администрация области
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Обобщение данных, подготовка |3-4 кв. 2000 г.| ДЭП
проекта бизнес-карты | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
4 Уточнение и доработка проекта |1 кв. 2001 г. | ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
5. Распространение бизнес-карты | Постоянно |Соответствующие под-
| с 2001 г. |разделения администра-
| |ции области, Торгово-
| |промышленная палата
| |(далее ТПП), Нижегород-
| |ская ярмарка в соответ-
| |ствии с функциями и
| |задачами
-------------------------------------------------------------------------
1.2. "Зеленые площадки"
-------------------------------------------------------------------------
1. Инвентаризация имеющихся и |3-4 кв. 1999 г.|КУГИ НО, ДЭП,
определение потенциальных | |департамент строитель-
"зеленых площадок", территорий | |ства и жилищно-комму-
под промышленную застройку | |нального хозяйства
| |(далее ДС и ЖКХ),
| |комитет архитектуры,
| |местные администрации
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Подготовка информационно-рек- |2 кв. 2000 г. |ДЭП, департамент
ламных материалов по "зеленым | |внешнеэкономических
площадкам" | |связей и ресурсов
| |(далее ДВЭС),КУГИ НО
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Распространение заинтересован-| Постоянно, |Подразделения
ным пользователям материалов |начиная с 3 кв.|администрации области,
по "зеленым площадкам" | 2000 г. |ТПП, Нижегородская
| |ярмарка в соответствии
| |с функциями и задачами
-------------------------------------------------------------------------
1.3. Точечные СЭЗ (ТПЗ). Зоны свободного предпринимательства
-------------------------------------------------------------------------
1. Предварительный отбор | Постоянно |Департамент промышлен-
предприятий | |ности (далее ДП), ДЭП,
| |КУГИ НО
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Определение перечня незагру- | Постоянно |ДП, ДЭП, КУГИ НО,
женных производственных пло- | |департамент финансов
щадей, мощностей, оборудова- | |(далее ДФ), базовые
ния. Оценка и минимизация | |предприятия
размеров арендной платы и | |
коммунальных услуг участников | |
ТПЗ. Разработка ТЭО возможной | |
доходности проекта | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Отбор участников ТПЗ и оценка | Постоянно | ДП, ДЭП
экономической эффективности | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
4. Определение примерного перечня| 2-3 кв. 1999г.| ДФ, ДЭП
льгот, планируемых в ЗСП | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
5. Определение территорий и | Постоянно |Местные администрации,
площадок, планируемых к со- | |ДЭП, КУГИ НО, ДФ, ДП,
зданию ЗСП | |департамент поддержки
| |и развития
| |предпринимательства
| |(далее ДПРП), комитет
| |архитектуры
---------------------------------+---------------+-----------------------
6. ТЭО создания ЗСП на выбранных | Постоянно |Местные администрации,
площадках | | ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
7. Создание ЗСП | Постоянно, |Администрация области,
|начиная с 4 кв.|Законодательное Собра-
| 1999 г. |ние области
---------------------------------+---------------+-----------------------
8. Рекламное сопровождение ЗСП | Постоянно |Подразделения
| |администрации области в
| |соответствии с
| |функциями и эадачами
-------------------------------------------------------------------------
2. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий
-------------------------------------------------------------------------
2.1. Создание бизнес-профилей предприятий и отраслей
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка стандарта бизнес- |3-4 кв. 1999 г.| ДЭП
профиля предприятия и отрасли | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Представление предприятиям |1 кв. 2000 г. |ДП, местные
стандартов бизнес-профилей | |администрации,
| |ассоциация
| |промышленников и
| |предпринимателей
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Содействие в разработке |2-4 кв. 2000 г.|Предприятия, местные
бизнес-профилей | |администрации
---------------------------------+---------------+-----------------------
4. Обобщение бизнес-профилей |1-2 кв. 2001 г.| ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
5. Подготовка и ведение электрон-| Постоянно, | ДЭП
ных баз данных и справочников |с 3 кв. 2001 г.|
бизнес-профилей предприятий | |
и отраслей | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
6. Представление бизнес-профилей | Постоянно, |Соответствующие
потенциальным инвесторам |с 3 кв. 2001 г.|подразделения
| |администрации области,
| |ТПП, Нижегородская
| |ярмарка в соответствии
| |с функциями и задачами
-------------------------------------------------------------------------
2.2. Совершенствование бизнес-планов предприятий. Составление банка
данных инвестиционных проектов
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка стандартов | 2 кв. 1999 г.| ДЭП
бизнес-планов | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Представление предприятиям | 3 кв. 1999 г.|ДЭП, местные
стандартов бизнес-планов | |администрации
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Методическая помощь в | Постоянно | ДЭП
разработке бизнес-планов | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
4. Экспертиза и обобщение бизнес-| Постоянно |Рабочие группы при
планов | |администрации
| |Нижегородской области
| |с привлечением незави-
| |симых экспертов
---------------------------------+---------------+-----------------------
5. Подготовка и ведение электрон-| Постоянно | ДЭП
ных баз данных и справочников | |
бизнес-планов и инвестиционных| |
проектов | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
6. Представление бизнес-планов и | Постоянно |Соответствующие
справочников бизнес-планов | |подразделения
потенциальным инвесторам | |администрации области,
| |ТПП, Нижегородская
| |ярмарка в соответствии
| |с функциями и задачами
-------------------------------------------------------------------------
2.3. Создание банка данных свободных производственных площадей
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка типовых форм | 2 кв. 1999 г.| ДЭП
описания площадей | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Распространение форм и сбор |с 3 кв. 1999 г.| ДЭП
данных | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Ведение электронных баз данных| 3 кв. 1999 г.| ДЭП
и создание каталога | |
-------------------------------------------------------------------------
2.4. Развитие инфраструктуры фондового рынка
-------------------------------------------------------------------------
1. Мониторинг ситуации на | Постоянно |Региональное отделение
фондовом рынке | |федеральной комиссии
| |ценных бумаг (далее
| |РО ФКЦБ), ДФ, ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Содействие выводу ценных бумаг| Постоянно, |РО ФКЦБ, ДФ, ДЭП
нижегородских эмитентов на |начиная с 4 кв.|
фондовый рынок | 1999 г. |
-------------------------------------------------------------------------
3. Улучшение инвестиционного климата в области
-------------------------------------------------------------------------
3.1. Повышение управляемости инвестиционным процессом в регионе
-------------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование нормативной | Постоянно |Структурные
базы | |подразделения админи-
| |страции Нижегородской
| |области
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Содействие реализации | Постоянно |Региональное агентство
инвестиционных проектов | |содействия инвестициям
| |(далее РАСИ), структур-
| |ные подразделения
| |администрации
| |Нижегородской области
-------------------------------------------------------------------------
3.2. Выпуск специализированного инвестиционного бюллетеня
-------------------------------------------------------------------------
1. Подготовка макета |1-2 кв. 2000 г.|ДЭП, структурные
инвестиционного бюллетеня | |подразделения
| |администрации области,
| |уполномоченные
| |структуры
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Подготовка данных для заполне-|с 3 кв. 2000 г.|Администрация области,
ния инвестиционного бюллетеня | ежеквартально |местные администрации,
| |ГУ ЦБ по Нижегородской
| |области, ГосКомСтат по
| |Нижегородской области,
| |предприятия
| |
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Выпуск бюллетеня в бумажном и |с 1 кв. 2001 г.|Уполномоченные
электронном виде | постоянно |структуры, ДЭП
-------------------------------------------------------------------------
3.3. Повышение информационной прозрачности и упрощение
инвестиционного процесса
-------------------------------------------------------------------------
1. Инвентаризация | 4 кв. 1999 г. |Земельный комитет,
нормативно-распорядительных | |комитет архитектуры,
актов, регламентирующих | |государственно-правовой
процедуру предоставления земли| |департамент (далее
под застройку | |ГПД), КУГИ НО, ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Упрощение процедуры, |1-2 кв. 2000 г.|Земельный комитет,
регламентирующей предоставле- | |комитет архитектуры,
ние земли под застройку | |ГПД, КУГИ НО, ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Подготовка итоговой |3-4 кв. 2000 г.|Земельный комитет,
документации | |комитет архитектуры,
| |ГПД, КУГИ НО, ДЭП
-------------------------------------------------------------------------
3.4. Инвестиционная программа
-------------------------------------------------------------------------
1. Формирование концепции |2-З кв. 1999 г.|ДЭП, структурные
инвестиционной программы | |подразделения
| |администрации области
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Подготовка информации о | 3 кв. 1999 г. |Местные администрации,
потенциальных объектах | |отраслевые департамен-
| |ты, ДЭП
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Определение приоритетных |3-4 кв. 1999 г.|Администрация области
проектов для включения в |далее ежегодно |
инвестиционную программу | |
области | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
4. Формирование инвестиционной | 4 кв. 1999 г. |Рабочая группа
программы | |администрации области
-------------------------------------------------------------------------
З.5. Формирование бюджета развития
-------------------------------------------------------------------------
1. Подготовка предложений по | 2 кв. 1999 г. | ДЭП, ДФ
источникам формирования | |
бюджета развития | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Заключение соглашений с | Постоянно |Администрация области
банками и финансовыми | |
институтами о сотрудничестве в| |
инвестиционной деятельности | |
-------------------------------------------------------------------------
3.6. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка проекта закона | 1 кв. 2000 г. |ДЭП, КУГИ НО, ДФ
области "О зонах экономичес- | |
кого развития на территории | |
Нижегородской области" | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
2. Разработка проекта закона |2-3 кв. 1999 г.| ДЭП, ДФ
области "О бюджете развития | |
Нижегородской области" | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
3. Разработка проекта закона |3-4 кв. 1999 г.| ДЭП, ДФ
области "О государственной | |
поддержке инвестиционной | |
деятельности на территории | |
Нижегородской области" | |
---------------------------------+---------------+-----------------------
4. Положение "Об инвестиционной | 3 кв. 1999 г. | ДЭП, ДФ
программе Нижегородской | |
области" | |
-------------------------------------------------------------------------
Паспорт Программы
1. Полное название Программы: "Региональная программа стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы."
2. Принятие решения о разработке Программы. Соглашение между правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике от 8 июня 1996 года.
Распоряжение администрации Нижегородской области от 28 июня 1996 года N 856-р "О мероприятиях по реализации соглашений между правительством РФ и администрацией Нижегородской области".
Закон области "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области".
3. Постановление об утверждении Программы. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 марта 1999 года N 74.
4. Цели Программы:
оценка инвестиционного потенциала Нижегородской области;
совершенствование процесса привлечения инвестиций в Нижегородскую область и расширение перечня потенциальных источников инвестиций;
участие государства в активизации инвестиционной деятельности в Нижегородской области;
расширение направлений эффективного применения инвестиций.
5. Срок выполнения Программы. 1999 - 2001 годы.
6. Орган программно-целевого управления (заказчик). Администрация Нижегородской области.
7. Основные разработчики Программы. Департамент экономики и прогнозирования администрации Нижегородской области с участием других подразделений администрации.
8. Руководитель Программы. Губернатор Нижегородской области.
9. Исполнители основных мероприятий Программы. Департамент экономики и прогнозирования, департамент промышленности, департамент поддержки и развития предпринимательства администрации Нижегородской области с участием других подразделений администрации, экономические службы исполнительных органов власти местного самоуправления, ТПП Нижегородской области, Нижегородская ярмарка, коммерческие и научные организации.
10. Объемы и источники финансирования Программы. Объемы финансирования будут определены по итогам выполнения программных мероприятий 1999 года. Программа будет финансироваться за счет внебюджетных источников и целевых ассигнований из федерального, областного и местных бюджетов.
11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы. Создание необходимых условий для широкомасштабного развития инвестиционного процесса в Нижегородской области; ликвидация узких мест, препятствующих привлечению инвестиций в экономику области; улучшение инвестиционного климата Нижегородской области; рост инвестиций за счет прежде всего внебюджетных источников.
I. Введение
Перед администрацией Нижегородской области в сфере инвестиционной политики стоят следующие задачи:
- разработка стратегии развития инвестиционной деятельности;
- наличие достоверной и полной информации об инвестиционном потенциале Нижегородской области как в территориальном, так и в отраслевом разрезе;
- разработка программы действий по созданию и продвижению имиджа Нижегородской области как в рамках Российской Федерации, так и в мире;
- формирование развитой рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять продуктивные контакты с инвесторами;
- повышение уровня готовности большинства предприятий к привлечению и эффективному использованию инвестиций;
- создание отработанной системы гарантий в отношении инвесторов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций целесообразно проводить в 2 основных этапа:
1. Оценка собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон области.
2 Разработка и реализация стратегии регионального развития, предусматривающая целый комплекс постоянно реализуемых маркетинговых, организационно-технических мер по привлечению инвестиций в Нижегородскую область.
Предлагаемая Программа ориентируется на реализацию первого и частично второго этапа. Ряд программных мероприятий будет продолжать реализовываться и после 2001 года.
II. Назначение Программы
"Региональная программа стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы" (далее - Программа) разработана на основании распоряжения губернатора Нижегородской области от 28.06.96 N 856-р "О мероприятиях по реализации соглашений между правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области", а также в целях реализации Закона Нижегородской области от 16.12.96 N 54-3 "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области".
Целями Программы являются:
- оценка инвестиционного потенциала Нижегородской области;
- совершенствование процесса привлечения инвестиций в Нижегородскую область и расширение перечня потенциальных источников инвестиций;
- участие государства в активизации инвестиционной деятельности в Нижегородской области;
- расширение направлений эффективного применения инвестиций.
Программные мероприятия составлены с учетом уже достигнутых Нижегородской областью успехов в привлечении инвестиций, но акцентируют внимание на новых возможных направлениях деятельности администрации и предприятий Нижегородской области, реализацию которых целесообразно осуществить в 1999 - 2001 годах. Мероприятия составлены на основе существующего регионального российского и международного опыта; ниже приводятся в основном те из них, которые носят инновационный характер и практическая реализация которых в 1999 - 2001 годах возможна и целесообразна.
Выполнение данной Программы позволит осуществить систематизацию и координацию проводимой в разных отраслях экономики Нижегородской области деятельности по стимулированию и повышению эффективности инвестиций.
Реализация мероприятий Программы будет производиться подразделениями администрации с привлечением независимых организаций и институтов, а также (при наличии соответствующих оснований) вновь созданными организациями (подразделениями администрации, государственными предприятиями).
III. Система программных мероприятий
1. Оценка и увеличение инвестиционного потенциала области.
Развитие производительных сил
В последние годы усилилась тенденция образования депрессивных районов в пределах практически всех субъектов Российской Федерации.
В результате каждый субъект Федерации (не только Нижегородская область) имеет несколько депрессивных районов, в которых остановились или близки к этому предприятия. Положение усугубляется тем, что, кроме этих предприятий, в муниципальном образовании практически не существует других реципиентов рабочей силы и налогоплательщиков. Непроизводственная сфера в этих районах не может развиваться, так как уровень доходов населения (ранее в основном связанного с градообраэующим предприятием) является для этого недостаточным. Миграция не является возможной для провинциальной России в силу целого ряда объективных причин.
В результате государство:
а) недополучает налоги;
б) вынуждено направлять дотации бюджету депрессивного района;
в) вынуждено тратить бюджетные средства на приемку соцкультбыта, консервацию производственных мощностей, сохранение энергетических сетей;
г) тратит средства на пособия безработным и их трудоустройство.
Одним из вариантов развития депрессивных территорий является создание новых предприятий. Они должны создаваться как на базе существующих производств (так как ориентация на специализацию объективно приведет к уменьшению используемых площадей), так и на пустом месте (в западной терминологии для этого используется термин greenfields -"зеленые площадки").
Программой предусматриваются мероприятия по стимулированию развития новых производств (помимо создания бизнес-карт, образования точечных свободных экономических зон (далее СЭЗ), окончания незавершенного строительства и других мероприятий, не имеющих непосредственно территориальной специфики).
1.1. Бизнес-карты (карты делового потенциала)
Нижегородской области
Одним из необходимых элементов развития деловой и инвестиционной инфраструктуры страны, региона, отдельной территории является оценка и анализ имеющихся ресурсов и возможностей, а также проведение комплекса мероприятий по их развитию. Конечным и в то же время основополагающим продуктом таких исследований являются бизнес-карты (иначе - карты делового потенциала). Бизнес-карта показывает на средства, запасы, возможности, источники экономической деятельности, дающей прибыль. Предприниматели по своему усмотрению выбирают тот или иной бизнес-ресурс и развивают его.
Главная цель разработки бизнес-карты Нижегородской области - показать широкому кругу отечественных и иностранных предпринимателей бизнес-ресурсы области с целью их наилучшего использования, обеспечить эффективное использование и развитие экономического потенциала каждого города и района.
Макет бизнес-карты Нижегородской области структурно обозначает основу аналитического и прогнозного описания бизнес-ресурсов области и предназначен для разработки как в целом по области, так и по каждому городу и району.
Планируемый результат - получение актуализированного, ежегодно обновляемого банка данных о деловом потенциале области.
Большинство мероприятий будет проводиться силами местных администраций при методологической и информационной поддержке областных структур.
Планируемый результат - оценка делового потенциала, сильных и слабых сторон всех территорий области, повышение инвестиционной привлекательности городов и районов для внешних и внутренних инвесторов.
1.2. "Зеленые площадки"
Для ряда инвесторов (особенно иностранных) предпочтительным является реализация инвестиционных проектов на свободных площадях (greenfields - "зеленые площадки"), т.е. неиспользуемых свободных землях на территории области.
Главная цель - привлечение (в первую очередь внешних) инвесторов, заинтересованных в самостоятельном определении развития своих инвестиционных проектов.
Первоначально будет создан банк данных "зеленых площадок", предлагаемых инвесторам. Это позволит предоставить возможность выбора как для новых инвесторов, так и выбрать наиболее приемлемые площадки для уже ведущих свою деятельность в Нижегородской области.
В зависимости от конкретной ситуации для инвестора возможны будут налоговые льготы в соответствии с законодательством области.
Планируемый результат - создание не менее 1-2 новых производств ежегодно, начиная с 2000 года.
1.3. Зоны свободного предпринимательства (ЗСП)
и территориально-производственные зоны (ТПЗ)
В ряде районов и предприятий требуется создание зон свободного предпринимательства и территориально-производственных зон, в первую очередь - в депрессивных районах с высокой безработицей (тогда возможно стимулирование налоговыми льготами для новых производств, которые не приведут к бюджетным потерям в настоящем (так как таких предприятий сейчас нет), но позволят увеличить выгоды инвесторов открывать производство в требуемом районе).
Необходимо формирование системы экономических и организационных мер государственной поддержки и влияния путем введения льготного режима хозяйствования в рамках территориально-производственных зон (далее ТПЗ), создаваемых на базе промышленных предприятий, и зон свободного предпринимательства (далее ЗСП), создаваемых на отдельных участках территории Нижегородской области.
Цели, на достижение которых направлены создаваемые СЭЗ
------------------------------------------------------------------------\
Точечные СЭЗ (ТПЗ) | Зоны свободного предпринимательства|
-----------------------------------+------------------------------------|
1. Реструктуризация предприятия | 1. Реструктуризация предприятий и |
и структурная перестройка | объектов инфраструктуры города |
производства. | (района). |
-----------------------------------+------------------------------------|
2. Стимулирование развития и | 2. Стимулирование развития и |
поддержки предпринимательства. | поддержки предпринимательства. |
-----------------------------------+------------------------------------|
3. Создание механизма финансовой и | 3. Увеличение доходной базы города |
экономической поддержки пред- | (района). |
приятий за счет привлечения | |
инвесторов и сторонних | |
производителей. | |
-----------------------------------+------------------------------------|
4. Сохранение и увеличение | 4. Сохранение и увеличение |
занятости. | занятости. |
-----------------------------------+------------------------------------|
5. Привлечение дополнительных | 5. Привлечение дополнительных |
финансовых ресурсов, необходимых| финансовых ресурсов, необходимых|
для экономики предприятия и | для экономики региона в целом. |
региона в целом. | |
-----------------------------------+------------------------------------|
6. Техническое перевооружение и | 6. Создание новых производств. |
модернизация имеющегося | |
оборудования. | |
-----------------------------------+------------------------------------|
7. Создание новых производств. | |
------------------------------------------------------------------------/
А) Зоны свободного предпринимательства. Необходимым условием образования конкретной ЗСП является получение экономического и бюджетного эффекта. ЗСП не будут являться способом ухода от налогов, налоговые льготы получат лишь предприятия, ведущие свою деятельность и вкладывающие инвестиции на территории зон.
ЗСП могут охватывать целые районы области, части их территорий, отдельные населенные пункты. Этот механизм может использоваться для обеспечения более целенаправленного развития территории ЗСП, в частности для реструктуризации в заданном направлении уже существующих в ЗСП предприятий и объектов инфраструктуры.
Режим ЗСП не потребует выделения в натуре и ограждения территории (кроме иных целей, например, обеспечения сохранности имущества).
Инвестиционная привлекательность ЗСП обеспечивается перечнем льгот, действующих для участников ЗСП.
Кроме налоговых, предусмотрен перечень других льгот, объем которых будет определяться для каждой ЗСП. Программой не предусмотрено полное освобождение от налогов участников зон, поэтому за счет увеличения налогового потенциала ЗСП местные и областные органы власти уже в период функционирования зон смогут получить увеличение поступлений в свои бюджеты.
Б) Точечные СЭЗ (ТПЗ). Образование точечных СЭЗ (ТПЗ) позволяет достичь баланса интересов собственников базового предприятия, государства и инвесторов. Образование точечных СЭЗ на территории Нижегородской области облегчается тем, что в области уже несколько лет функционируют ТПЗ.
Фактически образование точечных СЭЗ на базе отдельных предприятий является способом привлечения инвестиций на предприятия, а также решения других задач без значительных финансовых затрат со стороны государства.
Точечная ЗСП (ТПЗ) создается на базе предприятий оборонных отраслей промышленности Нижегородской области в целях:
- структурной перестройки производства;
- стимулирования развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создания механизма поддержки предприятий оборонных отраслей промышленности за счет привлечения сторонних производителей на неэффективно используемые производственные площади базового предприятия;
- сохранения кадрового потенциала предприятий оборонных отраслей промышленности;
- стабилизации социально-экономической обстановки в регионе.
Планируемый результат - увеличение производства на 10% ежегодно, увеличение количества участников ТПЗ на 10 ежегодно, развитие инфраструктуры депрессивных районов.
2. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий
Прямые инвестиции являются наиболее эффективным средством развития и структурной реформы экономики. Однако в России процесс приватизации в некоторых случаях не только не способствовал получению инвестиций, но даже сократил возможности предприятий по привлечению сторонних инвесторов.
Привлечение инвестиций является жизненно необходимым для большинства предприятий, в особенности мелких и средних. Основными потенциальными формами инвестиций для них являются:
* кредиты банков;
* привлечение стратегического инвестора или стратегическое партнерство;
* увеличение акционерного капитала или выпуск облигаций;
* продажа, лизинг, аренда неиспользуемых мощностей.
Сводная таблица основных источников финансирования
-------------------------------------------------------------------------
|Малые предприятия|Средние предприятия|Крупные предприятия
---------------+-----------------+-------------------+-------------------
Банковские | Х | Х | Х
кредиты | | |
---------------+-----------------+-------------------+-------------------
Различные | | Х | Х
долговые ценные| | |
бумаги | | |
---------------+-----------------+-------------------+-------------------
Стратегические | Х | Х | Х
инвестиции | | |
---------------+-----------------+-------------------+-------------------
Прямые | Х | Х | Х
инвестиции | | |
---------------+-----------------+-------------------+-------------------
Портфельные | | | Х
инвестиции | | |
-------------------------------------------------------------------------
Наиболее инвестиционно привлекательными являются предприятия, проводящие политику информационной открытости. Расширить группу этих предприятий можно, лишь объединив усилия инвесторов, участников фондового рынка и банков с одной стороны, администраций и регулирующих органов с другой стороны и самих эмитентов (реципиентов инвестиций).
Цели развития инвестиционной привлекательности предприятия:
* создание предпосылок для привлечения в будущем акционерного капитала и кредитов;
* создание возможностей для инвесторов получать объективную информацию о потенциальном объекте инвестирования.
Главной задачей администрации в этом направлении станет создание системы взаимодействия областной администрации, инвесторов и предприятий, прозрачной и понятной для всех ее участников.
Произойдет изменение направлений поддержки инвестиционных проектов предприятий от финансирования проектов за счет бюджетных средств на содействие в привлечении стратегических инвесторов и банковских кредитов, а также развитии рынка ценных бумаг предприятий.
В дальнейшем с участием администрации будут реализовываться следующие мероприятия по созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности предприятий:
2.1. Создание бизнес-профилей ведущих предприятий области в
отраслевом разрезе
Бизнес-профили ведущих предприятий области станут средством повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
В бизнес-профилях будет отражаться информация об инвестиционной активности и привлекательности предприятий.
Главная цель - распространение профилей среди потенциальных инвесторов по существующим каналам.
Планируемый результат - получение более полной информации для представления потенциальным инвесторам.
2.2. Совершенствование бизнес-планов предприятий. Составление банка
данных инвестиционных проектов
При наличии целого ряда сборников инвестиционных проектов, разработанных рядом подразделений администрации и научных институтов, практическая реализация подавляющего большинства проектов невозможна в силу следующих причин:
* сборники составлены на основе данных предприятий, правильность расчетов и возможности минимизации расходов не производились;
* по большинству предложенных проектов нет ТЭО и проектно-сметной документации;
* по большинству предложенных проектов не проводились маркетинговые исследования;
* большинство предприятий, предложивших проекты, не готовы вложить в них собственные или заемные средства (в необходимых размерах);
* в большинстве предложенных проектов предусматриваются инвестиции во все предприятие, а не в отдельный проект, что многократно увеличивает стоимость проектов и делает их нереализуемыми;
* для большинства предложенных проектов предприятие-реципиент не готово предоставлять контроль за ходом реализации проекта:
* для большинства предложенных проектов единственной приемлемой для реципиента формой инвестирования является кредит (или безвозвратное финансирование);
* по большинству предложенных проектов предприятия-реципиенты не обладали ликвидными залогами, не проходили аудит и не представляли необходимые для инвестора данные.
Главная цель - при наличии заинтересованности ряда финансовых и кредитных организаций (которая будет увеличиваться при снижении инфляции и повышении инвестиционной привлекательности предприятий Нижегородской области) - подготовка и отбор инвестиционных проектов и бизнес-планов, соответствующих требуемым стандартам.
Цели подготовки и отбора инвестиционных предложений
и бизнес-планов потенциальных реципиентов инвестиций:
* содействие администрации области в привлечении инвестиций через международные и отечественные финансовые и инвестиционные организации;
* подготовка реципиентов Нижегородской области для включения в международные и отечественные финансовые и инвестиционные потоки;
* привлечение инвестиций предприятиями в результате совершенствования предоставляемой информации;
* оценка возможностей предприятий для последующего предоставления льгот, включения в инвестиционные программы области и т.д.
В зависимости от производственного потенциала и финансового состояния предприятиям Нижегородской области могут быть оказаны следующие формы поддержки (через подразделения администрации или научные институты):
- представление предприятиям стандартов выполнения бизнес-планов и инвестиционных предложений (для большинства предприятий области);
- содействие в разработке бизнес-планов (методическое, техническое, организационное - для большинства предприятий области) в соответствии с требуемыми стандартами;
- представление бизнес-планов потенциальным инвесторам (по важным для области предприятиям, в частности автомобильной, пищевой, лесной или легкой промышленности);
- экспертиза и содействие в экспертизе бизнес-планов.
Обобщенный перечень инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации, с указанием объемов и сроков реализации, будет служить основой для разработки инвестиционной программы области.
Следующим направлением станет организация периодической (а затем и постоянно действующей) выставки инвестиционных проектов. Создаваемая на базе Нижегородской ярмарки или ТПП, она позволит продемонстрировать потенциальным инвесторам все достоинства разработанных проектов.
Планируемый результат - повышение качества подготовки бизнес-планов и эффективности реализации инвестиционных проектов.
2.3. Создание банка данных свободных производственных площадей
В целях стимулирования инвестиционной деятельности необходимо сформировать банк данных об имеющихся на территории области свободных производственных площадях.
Обобщенный перечень свободных производственных площадей на территории области послужит основой для разработки каталога свободных производственных площадей.
Главная цель - распространение каталога среди потенциальных инвесторов по существующим каналам.
Планируемый результат - получение полной информации об имеющихся свободных производственных площадях на территории Нижегородской области.
2.4. Развитие инфраструктуры фондового рынка
Повышение эффективности использования инфраструктуры фондового рынка позволит активизировать процесс привлечения инвестиций в экономику Нижегородской области.
Главная цель - обеспечить развитие инфраструктурных составляющих фондового рынка.
Для достижения данной цели необходимо:
- раскрытие информации о фондовом рынке в зависимости от групп пользователей;
- проведение мониторинга фондового рынка;
- построение работы с эмитентами, направленной на рост количества акционеров и увеличение доли мелких акционеров;
- содействие в создании инфраструктурных условий для появления рынка долговых ценных бумаг;
Планируемый результат - стимулирование инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области посредством развития регионального фондового рынка.
3. Улучшение инвестиционного климата в области
К традиционным методам этой сферы деятельности относятся: участие в российских и инвестиционных форумах, участие в международных информационных базах данных, участие в публикациях в международных изданиях, в подготовке материалов по инвестиционному представлению области.
Данное направление включает также работу по следующим направлениям:
- консультационное содействие администрацией области реципиентам в продвижении проектов и программ;
- формирование инвестиционных портфелей из проектов и программ, входящих в Инвестиционную программу Нижегородской области, и представление их инвесторам;
- организация контактов органов местного самоуправления и предприятий области с инвесторами для совместного инициирования и реализации проектов и программ;
- содействие организации инвестиционного маркетинга для предприятий, а также городов и районов области;
- формирование инфраструктуры инвестиционной деятельности.
3.1. Повышение управляемости инвестиционным процессом в регионе
Основными направлениями централизованного управления инвестиционным процессом являются:
создание благоприятных внешних условий для инвестиций в область;
планирование бюджетной политики в области инвестиций;
привлечение инвестиций в ключевые для области отрасли;
оказание помощи предприятиям в привлечении и использовании инвестиций;
привлечение в область инвестиций и постоянная работа с ними.
Повышение роли государства в инвестиционном процессе и эффективном размещении капитала будет способствовать четкому разграничению государственного финансирования по направлениям: с одной стороны, коммерчески окупаемым, а с другой - бесприбыльным социально значимым инвестиционным проектам.
А) Структура управления инвестиционным процессом. Для динамичного развития инвестиционной деятельности по коммерческим инвестиционным проектам не менее важно и формирование рынка предложений эффективных инвестиционных проектов, доступных частному капиталу.
С этой целью администрация Нижегородской области формирует свой банк данных инвестиционных проектов, который размещен в сети Интернет.
Б) Продвижение проектов на федеральный и международный уровень.
При огромной потребности в инвестиционных ресурсах существует тем не менее и невостребованное предложение капитала. В этих условиях задачей как администрации, так и предприятий, является организация получения этих в основе своей дешевых инвестиций.
Возможные направления вхождения в существующие инвестиционные потоки:
- кредиты МБРР, ЕБРР, МФК и других международных институциональных кредиторов;
- средства и гарантии бюджета развития Российской Федерации;
- средства венчурных фондов;
- (в основе своей связанные) кредиты западных банков.
Формируемая система управления инвестиционной деятельности предполагает создание банка данных как предлагаемых проектов, так и перечня возможных инвесторов.
В) Формирование инфраструктуры инвестиционной деятельности. Завершит формирование системы информационного и делового сотрудничества выбор или создание структур, уполномоченных за развитие какого-либо направления инвестиционной деятельности (консалтинговых фирм, банков, инвестиционных банков, финансовых организаций, страховых компаний).
Планируемый результат - сокращение спада внутренней инвестиционной активности в Нижегородской области, увеличение объемов внешних и иностранных инвестиций в Нижегородскую область.
3.2. Выпуск специализированного инвестиционного бюллетеня
В области на протяжении нескольких последних лет уже предпринимались попытки выпуска специализированных изданий, брошюр и каталогов. Специализированный инвестиционный бюллетень, не подменяя последних, придаст процессу представления инвестиционных потребностей и возможностей области систематический и более профессиональный характер.
Главная цель - представление Нижегородской области как региона, благоприятного для инвестирования, оценка происходящих изменений в инвестиционной сфере, характеристика отраслей, эмитентов, районов области.
Вид - электронный и бумажный. Электронный - в Интернете, бумажный - для руководства области (для представления банкам, иностранным гостям и другим потенциальным инвесторам).
Пользователи - потенциальные и реальные инвесторы (портфельные и стратегические).
Кроме бюллетеня, по запросам инвесторов, планируется предоставление и иных информационно-справочных материалов.
Планируемый результат - увеличение количества потенциальных инвесторов, установивших контакты с Нижегородской областью, на 20% ежегодно.
3.3. Повышение информационной прозрачности и упрощение
инвестиционного процесса
Среди целого ряда причин, препятствующих реальным инвестициям (в основном небольшим, 2 - 20 миллионов долларов), значимыми для выбора инвестором той или иной конкретной территории (района, города), являются:
- высокие стартовые накладные расходы, длительность цикла выхода на производство;
- отсутствие приемлемых для инвестора (по цене или иным причинам) объектов инвестирования;
- гарантии (или хотя бы прогнозы) стабильности.
Чтобы получить разрешение на землеотвод и начать строительство, нужно пройти около 30 инстанций. Процесс предельно бюрократизирован и может тянуться годами. Большинство согласований, разрешений являются платными (но данные о стоимости услуг не являются открытыми). Регламентирующие и ограничивающие нормы и стандарты разрознены по ведомственным положениям и инструкциям, часто являются чрезмерными.
В то же время в большинстве территорий области (городов, районов) наблюдается промышленный и инвестиционный спад.
Главная цель - обеспечить необходимые условия для инвестирования в проекты, сократить период согласований, уменьшить затраты инвесторов на реализацию проектов.
Развивающие Закон области "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области" нормативные акты создадут необходимую правовую основу для регламентации инвестиционного процесса в области и развития отдельных территорий. Но для привлечения конкретных инвестиций на территорию области необходимо реализовать ряд мероприятий экономического характера.
Основные направления этих мероприятий состоят в следующем:
1. Процедуры предоставления земли под застройку будут открытыми и ясными, будет в максимальной степени упрощен процесс получения согласований и разрешений.
2. Требования к использованию участка будут гибкими, закрепляющими только важнейшие принципы застройки, чтобы не препятствовать инвестору-застройщику в реализации инвестиционного проекта.
3. В документах на предоставление участка будут четко и однозначно определены права инвестора-застройщика на земельный участок.
4. Инвестор-застройщик будет иметь возможность получить от местных органов власти исчерпывающую информацию о размерах всех платежей.
5. По отдельным объектам будет подготовлена исходно-разрешительная документация (ИРД), уже содержащая в себе результаты необходимых согласований.
Планируемый результат - создать благоприятные условия для инвесторов, равные существующим в инвестиционно привлекательных субъектах Федерации.
3.4. Разработка инвестиционной программы
Инструментом, балансирующим возможности государства по поддержке проектов и запросы реципиентов инвестиций, должна стать инвестиционная программа Нижегородской области.
В состав инвестиционной программы войдут инвестиционные проекты предприятий Нижегородской области. Инвестиционная программа должна формироваться на конкурсной основе и состоять из 2 частей - социальной и коммерческой.
Цели разработки инвестиционной программы:
- составление перечня приоритетных для экономики области проектов;
- проведение экспертизы и проработка вопросов финансирования по каждому проекту;
- осуществление мониторинга в реализации проектов.
Планируемый результат - ежегодное принятие инвестиционной программы Нижегородской области.
3.5. Формирование бюджета развития
Основным инструментом региональной инвестиционной политики должен стать бюджет развития. Областной бюджет развития Нижегородской области является составной частью областного бюджета Нижегородской области в части средств, предназначенных на инвестиционные цели. Безусловно, этот инструмент предполагается использовать только в комплексе с рядом других инвестиционных источников, такими как:
- собственные средства предприятий;
- инвестиционные ресурсы коммерческих банков;
- иностранные инвестиции.
Только при таком подходе можно добиться наиболее значительного эффекта от инвестируемых средств.
Главная цель - обеспечение финансовыми средствами приоритетных для государства инвестиционных проектов.
Направления расходования средств бюджета развития:
- на реализацию инвестиционной программы Нижегородской области;
- на образование залогового фонда;
- на реализацию программы стимулирования инвестиций.
Планируемый результат - подобный подход к формированию бюджета развития позволит предотвратить дальнейший спад инвестиционной активности в Нижегородской области.
3.6. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности
16 декабря 1996 года областным Законодательным Собранием принят Закон "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области". Он имеет рамочный характер и предусматривает возможность установления для инвесторов льготных налоговых ставок, предоставления льготных займов и поручительств по ним, таможенных и нефинансовых льгот, а также принятия властями имущественных и правовых гарантий по обязательствам инвесторов.
В целях развития данного закона необходимо разработать и принять следующие нормативно-правовые акты:
А) Закон области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области".
Целью настоящего закона является определение правовых основ инвестиционной деятельности, форм и способа получения мер государственной поддержки.
Б) Закон области "О зонах экономического развития на территории Нижегородской области".
Целью настоящего закона является определение правовых и организационных основ создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Нижегородской области.
В) Положение "Об инвестиционной программе Нижегородской области".
Целью настоящего положения является описание порядка формирования и реализации инвестиционной программы.
Г) Закон области "О бюджете развития Нижегородской области". Целью закона является определение принципов и механизма формирования и исполнения инвестиционного бюджета (бюджета развития) области.
IV. Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом выполнения Программы
Основным координатором Программы будет являться департамент экономики и прогнозирования администрации области.
Реализация Программы на первом этапе будет осуществляться в рамках текущей деятельности подразделений администрации.
Программа имеет внутренний механизм достижения программных целей. При разработке Программы было построено "дерево целей", определены целевые задачи и показатели. Программные мероприятия объединены в систему и сгруппированы в соответствии с основными задачами, решение которых необходимо для реализации поставленных целей. Потребности в ресурсах, сроки и этапы осуществления Программы определены с учетом необходимости выполнения всех запланированных мероприятий.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное выполнение Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Контроль и анализ хода реализации Программы осуществляются государственным заказчиком по всему комплексу соответствующих программных мероприятий независимо от источников финансирования.
V. Финансовое обеспечение Программы
Бюджетный и экономический эффект при реализации Программы достигается за счет активизации экономической деятельности в области, повышения эффективности экономических механизмов, координации и систематизации проводимых исполнителями мероприятий.
В Программе предусмотрены следующие источники финансирования намечаемых мероприятий:
федеральный бюджет;
областной бюджет;
местные бюджеты;
внебюджетные источники.
Часть программных мероприятий имеет концептуальный характер. Предусматривается периодически детализировать их в перечне конкретных мероприятий по стимулированию инвестиций, в том числе с учетом изменения ситуации в экономике области.
В основу механизма финансирования заложен инвестиционно-программный принцип, который предполагает многоканальное инвестирование (из различных финансовых источников) конкретных мероприятий и проектов. Данный принцип направлен на расширение возможностей финансирования Программы и использование денежных средств по целевому назначению.
Потребность в бюджетных ресурсах должна ежегодно уточняться при подготовке бюджетной заявки на предстоящий финансовый год.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности осуществления Программы будет проводиться ежегодно, а также при реализации основных мероприятий Программы. Основными критериями эффективности Программы будут:
повышение инвестиционной активности;
увеличение количества инвесторов и реципиентов;
расширение географии поступающих инвестиций;
увеличение поступлений в бюджет;
уменьшение безработицы и рост занятости.
По отдельным подпрограммам и проектам критериями эффективности являются:
- увеличение объема выпуска продукции;
- увеличение суммы прибыли;
- создание (сохранение) рабочих мест;
- ввод в эксплуатацию новых фондов и повышение уровня освоения действующего производства;
- вовлечение в хозяйственный оборот новых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 марта 1999 г. N 74 "О Региональной программе стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 124 от 7 июля 1999 г.
См. также постановление администрации Нижегородской области от 15 декабря 2000 г. N 314 "О Порядке проведения конкурса на издание сборника "Инвестиционный потенциал Нижегородской области"