Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
от 16 сентября 1999 г. N 293
Областная целевая Программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Нижегородской области на 1999-2004 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999 - 2004 годы" разработана во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 1997 года N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России".
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в области эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в последние годы могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года, и в 1998 году показатель ее достиг 62,4 на 100 тыс. населения.
Все основные показатели по туберкулезу имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза возрос на 69,0%; показатель распространенности увеличился на 39,8%; показатель смертности увеличился на 35%. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находятся 87640 человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе 9160 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25-30% больных туберкулезом ежегодно, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения.
Лица в возрасте 20-39 лет составляют 40,7% от общего числа впервые выявленных больных, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 78,3%.
Увеличились и экономические потери: из-за запущенных форм туберкулеза повысился выход на инвалидность в 3 раза. Из числа лиц, больных "открытой" формой туберкулеза, 26% - инвалиды, среди них 90% - лица трудоспособного возраста.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий; ухудшение условий жизни населения; недостаточное и низкое качество питания; атмосфера неуверенности и нервные стрессы; нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в пионерских лагерях: появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально - техническая база, снижается уровень профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.
Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 99 раз превышает среднеобластной показатель (6200,0 на 100 тыс. населения).
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30%. Средняя заработная плата врача-фтизиатра с учетом 25% надбавки за вредность составляет 430 рублей, медсестры - 240 рублей.
Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно-диагностических стандартов; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; излечение больных туберкулезом.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из областного бюджета, что возможно осуществить только в рамках областной целевой программы.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Основными целями Программы являются: стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости - с 62,4 до 55 на 100 тыс. населения; смертности - с 10 до 8; заболеваемости детей - с 11,8 до 9 на 100 тысяч населения.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы;
проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза;
организация современного лечения больных туберкулезом;
подготовка кадров, обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;
проведение лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных.
Реализация Программы будет проводиться поэтапно:
первый этап - 1999 - 2000 годы - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;
второй этап - 2001 - 2004 годы - будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1999 - 2004 годы в ценах 1998 года составляют 477183,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
136040,0 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета;
249807,5 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета;
29426,5 тыс. рублей - за счет средств бюджета Н.Новгорода;
бюджетов районов области - 22495,0 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников (ТФОМС) - 39414,9 тыс. рублей.
IV. Механизм реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - департамент здравоохранения.
Основными исполнителями Программы являются департамент финансов Нижегородской области (по вопросам финансового обеспечения Программы), другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции).
Департамент здравоохранения обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы свободную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы.
V. Организация управления и контроль за ходом
реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения.
Департамент здравоохранения как заказчик Программы совместно с департаментом финансов и другими заинтересованными областными органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях коллегии департамента здравоохранения рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: снизить заболеваемость до 55, смертность - до 8, заболеваемость детей - до 9 на 100 тыс.населения;
сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70% впервые заболевших.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.