2. Рассмотреть на заседании Законодательного Собрания ход реализации прогноза основных показателей социально-экономического развития Нижегородской области по итогам первого полугодия 2000 года.
Председатель Собрания |
А.А. Козерадский |
Основные направления социально-экономического
развития Нижегородской области на 2000 год
(прогноз)*
Введение
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан во исполнение постановления Правительства РФ от 15.03.99 N 292 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год", распоряжения администрации области от 20.04.99 N 624-р "О разработке прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета области на 2000 год", на основании Закона области от 05.07.96 N 39-3 "О прогнозировании и программах социально-экономического развития области", методических рекомендаций Министерства экономики РФ, а также с учетом итогов согласования основных бюджетообразующих показателей развития территорий области с администрациями городов и районов, предложений территориальных структур федеральных министерств и ведомств, структурных подразделений администрации области в целях:
- формирования приоритетов в экономической и социальной политике органов государственной власти и местного самоуправления;
- создания основы для формирования бюджета области.
Прогноз разработан с учетом:
- анализа итогов развития области и Российской Федерации за последние годы и оперативных данных о ситуации в 1999 году;
- анализа выполнения соглашений администрации области с администрациями городов и районов, а также соглашений с ведущими предприятиями отраслей экономики;
- сценарных условий Министерства экономики РФ;
- прогнозов правительственных и независимых экспертов;
- анализа изменений в законодательстве;
- первоочередных мер по выполнению предвыборной программы губернатора.
Данный документ является планом действий для администрации области. Исполнение прогноза будет определяться эффективностью мер по реализации политики органов законодательной и исполнительной власти, направленной на экономический рост и эффективность работы отраслей экономики и увеличение доходной части бюджета.
Краткие итоги социально-экономического развития области
в 1999 году
Общая социально-экономическая ситуация в области за 1999 год характеризуется следующими показателями (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года):
- Индекс физического объема промышленного производства составил 112%. Из 10 основных отраслей 8 увеличили объемы производства: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (на 32,8%), легкая промышленность (65,8%), пищевая промышленность (30%), химия и нефтехимия (45,4%), машиностроение и металлообработка (6,8%), промышленность стройматериалов (4,4%), черная металлургия (на 19,6%), стекольная промышленность (7,4%).
- Количество убыточных предприятий в промышленности сократилось с 42,3% до 31,8%. Как следствие, убытки сократились на 31%. Отгрузка превышает показатели прошлого года в среднем на 3%.
- Уровень официально зарегистрированной безработицы сократился с 2,2% в начале года до 0,95% по итогам года.
- Объем сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах составил 95%.
- Сводный индекс потребительских цен по всем товарам и услугам составил 142,3% по отношению к декабрю 1998 г., в среднегодовом исчислении 201,3%.
- Инвестиции в основной капитал по итогам года сократились на 6%.
- Начиная с июня, выплата пенсий производится вовремя. Происходит также сокращение задолженности по заработной плате: по сравнению с январем она сократилась на 41,5%, по сравнению с сентябрем 1998 г. - на 50%. В результате погашения долгов по заработной плате отмечается тенденция роста реальных располагаемых доходов населения от месяца к месяцу. Однако общее снижение (результат кризиса августа 1998 г.) не удалось остановить, по сравнению с январем - сентябрем 1998 года оно составляет 39%. Прямым следствием снижения реальных доходов населения явилось сокращение розничного товарооборота.
Основные направления территориальной, экономической и социальной
политики администрации области в 2000 году
Вся экономическая и социальная политика органов власти в 2000 году будет в первую очередь направлена на повышение эффективности производства и укрепление финансово-бюджетной системы через:
1. Стимулирование роста налогооблагаемой базы предприятий и снижение непроизводственных затрат.
2. Мобилизацию доходов в бюджет области, усовершенствование механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.
3. Экономию бюджетных средств.
4. Совершенствование межбюджетных отношений и разработку комплекса мер, стимулирующих органы местного самоуправления к увеличению доходной базы бюджета.
5. Оптимизацию и рационализацию расходов бюджета.
Бюджет должен стать инструментом экономической и социальной политики области и направлен на реализацию прогноза социально-экономического развития области на 2000 год.
Социальная политика будет направлена на решение задач повышения уровня жизни через:
- повышение заработной платы и пенсий;
- продолжение работы по ликвидации задолженности по выплатам: заработной платы, пособий на детей, областных пособий малоимущим и беременным женщинам, заработной платы, стипендий;
- контроль и развитие деятельности инфраструктуры ЖКХ и потребительского рынка;
- обеспечение устойчивого финансирования действующей сети социальных учреждений.
Основные направления налоговой политики в области на 2000 год могут быть сформулированы следующим образом:
1. Проведение активной налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиций в реальные секторы экономики, наращивание прибыли, экспорта, адресная поддержка приоритетных отраслей.
2. Разработка и реализация областных законодательных и нормативных актов, направленных на увеличение сбора денежных средств в областной бюджет.
3. Анализ эффективности существующих налоговых льгот и сокращение потерь бюджета от экономически не эффективных налоговых льгот.
4. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы единого налога на вмененный доход:
- расширение сферы деятельности налога на другие виды предпринимательской деятельности в соответствии с федеральным законодательством;
- оперативная корректировка существующих ставок базовой доходности в зависимости от инфляции, уровня доходов населения, изменения экономической конъюнктуры и других факторов.
Инвестиционная политика Нижегородской области в 2000 г. будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области, осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики; создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности; снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики Нижегородской области; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и ее государственной поддержки, активное привлечение средств коммерческих банков, других финансовых институтов, развитие практики областных и муниципальных займов.
Региональная ценовая политика на рассматриваемый период должна обеспечить прогнозируемую динамику цен, обоснованность цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, стабилизацию положения на потребительском рынке товаров и услуг, конкурентоспособность собственных производителей, экономию бюджетных ресурсов, изменение тарифов на важнейшие социальные услуги в соответствии с темпами роста доходов населения, недопущение необоснованного роста цен на:
- основные виды хлеба;
- услуги электрической и почтовой связи;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- детское питание;
- питание в школьных, студенческих столовых и предприятиях общественного питания социальной сферы.
Внутриобластная территориальная политика будет направлена на:
- создание условий для укрепления собственной экономической базы в городах и районах области, обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития; увеличение собственных доходов территорий;
- содействие рациональному размещению инвестиций на территории области;
- оказание поддержки городам и градообразующим предприятиям, определяющим социально-экономическую ситуацию на территории городов и районов, в поиске внешних источников финансовых ресурсов, а также различных внебюджетных источников.
Продолжится положительно зарекомендовавшая себя практика заключения соглашений администрации области с органами местного самоуправления о взаимовыгодном социально-экономическом сотрудничестве. Данный механизм хорошо работает на областном уровне, и его необходимо распространить на уровень муниципалитетов и сельских (поселковых) администраций, включая в данный процесс предприятия, расположенные на их территориях.
Для анализа состояния в экономике и социальной сфере городов и районов и принятия соответствующих управленческих решений продолжится практика выпуска аналитических материалов по системе (показателям) оперативного информирования как на областном, так и на районном уровне, с последующим распространением на сельские и поселковые образования.
Задачами администрации в области кадровой политики в 2000 году станут следующие:
1. Восстановление системы учета инженерно-технических и рабочих кадров на предприятиях с предоставлением в органы статистики и управления соответствующей информации.
2. Разработка механизмов по оказанию государственной и иной поддержки предприятиям, активно занимающимся вопросами подготовки и формирования кадрового резерва и отчисляющим на указанные цели не менее 1,5% прибыли.
3. Разработка нормативной базы по восстановлению на градообраэующих предприятиях, предприятиях ВПК, государственных и муниципальных предприятиях системы резерва и ротации кадров.
4. Разработка единой (областной) программы подготовки кадров всех уровней по отраслям экономики.
5. Создание областной и муниципальной системы резерва кадров (государственных (муниципальных) и управленческих) при администрации области и муниципальных образованиях.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития области
на 2000 год
2000 год - год закрепления положительных результатов территориальной экономической политики, реализуемой администрацией области, и дальнейшего развития социально-экономического комплекса на их базе. В целом основная стратегическая задача администрации остается прежней - создание благоприятных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности на территории области как основы роста инвестиционной активности.
В сценарные условия социально-экономического развития области закладывается два варианта.
Базовый вариант (приложение N 2) основан на сложившихся по итогам 1998 - 1999 годов тенденциях, сценарных условиях Минэкономики РФ, и его система показателей может быть реально положена в основу расчета бюджета области. При этом учитываются:
- закредитованность бюджета (возможные последствия: увеличение расходов на обслуживание долгов, потеря бюджетом внутренних кредиторов);
- проблемы завоза и запасов топлива (возможные последствия: неустойчивая работа систем жизнеобеспечения в осенне-зимний сезон 1999 - 2000 гг.);
- сокращение валового сбора зерна урожая 1999 г. (возможные последствия: выход из-под контроля уровня цен на хлеб).
Целевой вариант (приложение N 1) представляет набор показателей, предложенных в качестве ориентиров социально-экономической политики области, направленной на улучшение жизни населения. Достижение показателей, определенных целевым вариантом, предполагает реализацию значительного комплекса мер, направленных на:
- повышение заработной платы работникам бюджетной и производственной сферы;
- погашение долгов по заработной плате и пособиям;
- сохранение уровня рентабельности не менее чем на уровне 1999 года;
- обеспечение доступа предприятий к ресурсам и на приемлемых для них условиях;
- наращивание налогооблагаемой базы;
- развитие системы стимулов, направленных на увеличение отдачи капитала, на снижение доли материальных затрат и увеличение доли оплаты труда в себестоимости продукции реального сектора экономики;
- развитие инновативного характера государственного и муниципального управления и закрепление его в конкретных структурно-управленческих механизмах и решениях, ориентацию данных механизмов на решение задач повышения доходов населения;
- обеспечение преимущественного введения и развития системы единого налога на вмененный доход с целью снятия экономических ограничений на рост начисленной заработной платы и выведения бизнеса из теневого сектора экономики;
- реструктуризацию задолженности по платежам в областной и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды путем создания соответствующего механизма ликвидации просроченной задолженности предприятий;
- установление плановых назначений районам по доходам в разрезе источников, основанных на районном разрезе прогноза, обеспечение заинтересованности территорий в увеличении доходной части бюджетов (определение доли сверхплановых доходов, оставляемых на территориях с сохранением плановых дотаций и субвенций);
- разработку механизма стимулирования территорий, предусматривающего зависимость выделения дотаций и субвенций, предоставления преференций со стороны областного бюджета от уровня исполнения местными бюджетами собственных доходов;
- разработку и реализацию программы организации маркетинговой деятельности на предприятиях и повышения квалификации руководящего состава и специалистов по маркетингу, подготовку специалистов на курсах менеджмента и маркетинга.
Основное направление этого комплекса мер - преодоление дифференциации населения по доходам. Основная задача года - как минимум выйти по социальным показателям на среднероссийский уровень, база для этого есть.
Будет сформирована прозрачная система оценки эффективности предоставления льгот для предприятий. При этом очевидно, что льготы должны носить стимулирующий характер, обеспечивающий рост налоговой отдачи и рост эффективности производства, реальную инвестиционную активность, повышение конкурентоспособности и снижение уровня материальных затрат. Только таким образом можно решить поставленную задачу существенного повышения в целом по области доли оплаты труда в себестоимости продукции и решение социальных задач.
В целом 2000 год прогнозируется как более благополучный, чем 1999 год. Рост валового регионального продукта прогнозируется на уровне 101,5 - 103%. Практически весь прирост ожидается получить за счет роста объемов промышленного производства, прирост которого увеличится в 2000 году на 3 - 5% к уровню 1999 года и на 14 - 16% к уровню 1997 года, что выше российского на 8,5 - 10,5%
Промышленность. Если 12-процентный рост промышленного производства в 1999 году был связан в основном с последствиями общероссийского кризиса 1998 года, то реальный рост начнется именно с 2000 года. Среди отраслей, ориентированных на внутренний рынок, достаточно хорошая динамика ожидается в машиностроении (АО "ГАЗ" и "ПАЗ"), в легкой промышленности, микробиологии, промышленности строительных материалов и пищевой отрасли. А среди ориентированных на экспорт - в химии и нефтехимии.
При этом можно выделить следующие материальные и организационные предпосылки прогнозируемого роста объемов производства по физическому объему.
- Поставки импортной продукции на территорию Нижегородской области в 1999 г. сократились в 2 раза, в том числе продовольствия - на 40%, одежды и обуви - в 2,4 раза, фармацевтической продукции - в 1,6 раза. Недоступность, ввиду резкого роста цен, многих видов продукции, особенно товаров первой необходимости, ввозимых из-за пределов России, повысила потребительский спрос на аналогичную отечественную продукцию, который сохранится в прогнозируемом году.
- Заключение межрегиональных договоров о взаимовыгодном сотрудничестве. В течение 1999 года резко возросло производство многих видов продукции пищевой промышленности, а реализация в розничной торговле на территории области увеличилась по более узкому перечню продукции. В этих условиях сбыту произведенной продукции реально способствуют соглашения о сотрудничестве со странами - членами таможенного союза и регионами России.
- Усиление государственного регулирования через систему отраслевого управления, заключение соглашений между администрацией области (района) и руководством предприятий об обеспечении положительной динамики прироста продукции.
- Продолжение практики заключения соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве администрации области с администрациями городов и районов.
- Высокий уровень доходности, обеспечиваемый разницей между существующими затратами на производство и реализацию продукции и ценой реализации на экспорт. В 1999 году в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности физические объемы производства увеличились на 32,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе на экспорт - на 31,5%, в химической и нефтехимической промышленности - соответственно на 45,4% и 45,7%. Ориентация производства на экспорт будет и впредь способствовать росту физических объемов, так как обеспечивает своевременное поступление, причем в денежной форме, средств за реализованную продукцию.
Текущий год призван стать переломным в инвестиционной сфере. Ожидается, что сокращение реальных объемов капитальных вложений в экономику области приостановится и уровень инвестиций в основной капитал превысит показатели 1999 года. Необходимо учесть, что на инвестиционный климат влияет не только макроэкономическая ситуация а стране, но и целый ряд факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона, таких как принятие закона о государственной поддержке инвестиций, отсутствие политической конфронтации с центром, обоснованность инвестиционных приоритетов, состояние регионального законодательства, наличие инвестиционной инфраструктуры, активность преобразований в бюджетной и финансовой системах, финансовый потенциал региона и т.д.
Сельское хозяйство. Неблагоприятные погодные условия двух последних лет крайне отрицательно сказались на развитии агропромышленного комплекса области. По оценке 1999 года объем валовой продукции в сопоставимых ценах составил 95% к уровню предыдущего года. 2000 год ожидается более благоприятным. В сопоставимых ценах 1995 года продукция сельского хозяйства на прогнозируемый год составит 101% к уровню 1999 года. Ожидается рост производства зерна (в весе после доработки) на 89,8%, сахарной свеклы - на 16,9%, картофеля - на 27,1%, овощей - на 3,8%, скота и птицы (в живом весе) - на 5,9% и т.д. Около половины от общего объема валовой продукции сельского хозяйства ожидается получить в сельскохозяйственных предприятиях.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства. Объем производства малыми предприятиями на 2000 год прогнозируется в сумме 9890,2 млн. рублей, что составляет около 7% к общему объему валовой продукции по области. Предполагается увеличение численности занятых на 2%.
Исключительно важной становится социальная функция сферы малого предпринимательства. При сохраняющейся напряженности на рынке труда малый бизнес останется одним из главных путей создания рабочих мест. Малое предпринимательство будет способствовать формированию рыночной структуры экономики и налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.
Лесное хозяйство и лесная промышленность области. Основной задачей лесного хозяйства является воспроизводство лесов, которое может быть достигнуто при условии тесной взаимосвязи и сбалансированности технологических процессов при рубке, лесовосстаноалении и организации эффективной охраны и защиты лесов от пожаров и вредителей леса.
В целях проведения единой технической политики в лесном хозяйстве и выполнения задач по воспроизводству лесных ресурсов на территории области осуществляются работы по лесовосстановлению, проведению рубок промежуточного пользования и санитарных рубок, а также мероприятия по борьбе с лесными пожарами.
В 2000 году предусматривается: лесовосстановление на площади 10,2 тыс. га, рубки ухода в молодняках (осветления и прочистки) - 16,7 тыс. га, рубки ухода за лесом и санитарные рубки (ликвидная древесина) - 660 тыс. куб. м.
Активизируется деятельность малых частных лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. По некоторым районам области (Воскресенский, Кулебакский, Варнавинский, Краснобаковский, Шахунский и др.) объемы заготовки и переработки древесины этими структурами составляют до 50% от общего объема по районам.
Транспорт, связь, автомобильные дороги. Автомобильный транспорт. В 2000 г. сохранится снижение объемов грузовых перевозок в пределах 1,5 - 2,5% предприятиями автотранспорта, возрастет грузооборот за счет перевозок в междугородных направлениях.
Пассажирские перевозки. Проблемы транспорта относятся к категории социальных проблем, реакция общества на которые наиболее остра. В Нижегородской области, где более 25% населения пенсионеры, ежегодное (в среднем на 30 единиц) сокращение выхода на линию автобусов лишает возможности пользования общественным транспортом эту категорию населения. Использование частного автотранспорта малой вместимости ("ПАЗ" и "ГАЗЕль") не решает в полном объеме проблему перевозки даже платежеспособного населения. А для социально незащищенных слоев населения (до 60%) частный более дорогой вид перевозок недоступен.
Для обеспечения поддержания работы общественного транспорта необходимо ежегодное финансирование в объеме не менее 60 - 65 млн. руб. Обновление парка должно составлять по социально значимым автобусам большой вместимости ("ИКАРУС", "МАН", "ЛИАЗ") как минимум 60 - 70 единиц ежегодно.
Основными направлениями развития автомобильного транспорта на 2000 г. станут:
- увеличение в структуре грузового подвижного состава доли автомобилей малой грузоподъемности и большегрузных автомобилей для междугородных перевозок;
- формирование оптимального соотношения на рынке транспортных услуг объемов пассажирских перевозок, выполняемых государственными и частными автоперевозчиками;
- осуществление на конкурсной основе отбора поставщиков горюче-смазочных материалов, нефтепродуктов, запасных частей, автомобильных шин, прочих материалов и оборудования, являющихся предметом областного заказа, для предприятий пассажирского автотранспорта в целях снижения расходов на содержание подвижного состава.
Городской электротранспорт. В 2000 г. планируется сохранить объем пассажирских перевозок городским электротранспортом и нарастить перевозки на 1 - 1,8% метрополитеном при условии ввода в эксплуатацию станции "Буревестник"; заменить существующее оборудование для пропуска пассажиров на станциях; осуществить обновление подвижного состава городского электротранспорта с привлечением средств МБРР. Увеличение перевозок электротранспортом произойдет в основном за счет перераспределения пассажиропотока с автомобильного на электротранспорт.
Дорожное хозяйство. Основные направления развития дорожного хозяйства на 2000 г. включают в себя:
- развитие и совершенствование производственной и материально-технической базы дорожно-эксплуатационных предприятий;
- реализацию целевой программы по безопасности дорожного движения, инженерному обустройству дорог и созданию системы дорожного сервиса на дорогах области;
- распределение подрядов на выполнение дорожно-строительных работ осуществлять на конкурсной основе;
- реконструкцию автодороги Москва - Н.Новгород, 354-й км - 346-й км;
- строительство мостового перехода через р.Клязьму у с.Мячково на автодороге Москва - Н.Новгород;
- строительство обхода р.п.Шатки на автодороге Н.Новгород - Саранск;
- строительство обхода г.Кстово от промзоны до д.Зелецино.
Денежные доходы на душу населения планируются в размере 1270 рублей в месяц, что в сопоставимых ценах на 1,5% выше уровня 1999 года. Доля населения, имеющего доход ниже бюджета прожиточного минимума, снизится и составит 34 - 35%, но задача повышения доходов населения остается крайне актуальной. В условиях роста производства в реальном секторе экономики появляются предпосылки для ее решения. Администрацией области подготовлены мероприятия экономического характера по улучшению жизни населения, в стадии разработки проект целевой комплексной программы "Повышение жизненного уровня населения".
Следствием снижения реальных располагаемых доходов населения и ухудшения финансовых возможностей предприятий является неуклонное снижение физических объемов товарооборота, которое за последние два года составило более 30%. В 2000 году прогнозируется некоторое замедление темпов спада, которое составит 2% (при условии, что уровень инфляции не превысит прогнозируемой величины 130 - 140%).
Занятость и рынок труда. Численность занятых в экономике будет иметь тенденцию к снижению и составит в 2000 году 1590 тыс.человек. За счет роста производительности труда и внедрения новых технологий предполагается снижение численности работающих в промышленности, в сельском хозяйстве и в строительстве, но темпы сокращения численности занятых снижаются; если в 1999 году сокращение составило 43 тыс.человек, то в 2000 году прогнозируется 10 тыс.человек. Доля занятых в непроизводственных отраслях возрастет с 31,2% в 1999 году до 31,8% в 2000 году.
Ситуация на рынке труда будет определяться экономическим состоянием отраслей народного хозяйства, а также оперативностью мер органов власти по обеспечению функционирования отраслей социально-культурной сферы.
По прогнозным оценкам, предложение рабочей силы на рынке труда в 2000 г. составит 280 тыс.человек, а спрос на рабочую силу - 209 тыс.человек.
В целях создания условий для трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, продолжится реализация комплекса мер по профессиональному обучению и переобучению их, стимулированию создания новых рабочих мест, увеличению масштабов общественных и временных работ и других мероприятий, обеспечивающих занятость людей (разработана областная программа содействия занятости населения на 1999 - 2000 годы).
Охрана окружающей среды. Основной задачей является общая стабилизация и улучшение экологической ситуации в регионе за счет использования основных и дополнительных источников финансирования природоохранных мероприятий. Среди которых:
- пуск в эксплуатацию очистных сооружений учреждения УЗ-62/3 в п.Пруды Краснобаковского района и санатория "Городецкий";
- завершение строительства и проведение пусконаладочных работ на технологической линии первого пускового комплекса очистных сооружений г.Первомайска, второй очереди очистных сооружений (комплекса биологической очистки) г.Городца, очистных сооружений ОАО "Янтарь" Большеболдинского района, в областном детском санатории "Солнечная поляна" Дивеевского района;
- продолжение работ по реконструкции и ремонту отдельных узлов очистных сооружений в г.Арзамасе, р.п.Сокольское, с.Спасское, Б.Болдино;
- проведение работ по строительству очистных сооружений канализации в р.п.Вача, Д. Константиново, Ковернино, второй очереди канализационного коллектора и канализационной насосной станции в г.Кулебаки;
- начало работ по реконструкции очистных сооружений канализации РОС-350 г.Дзержинска, по строительству новых очистных сооружений в р.п.Красные Баки;
- дальнейший перевод автомобильного транспорта области на работу на компримированном природном газе (не менее 50 единиц), создание в области заправочной инфраструктуры. Применение газа сокращает в 3 - 4 раза выбросы оксидов углерода и на 15 - 20% оксидов азота, в 8 - 10 раз снижает дымность отработавших газов дизельных автомобилей, полностью исключает выброс свинца;
- продолжение работ по переводу котельных Нижегородской области, в том числе Сормовской, Автозаводской и Дзержинской ТЭЦ, на природный газ, строительство газовой котельной на ОАО "Павловский автобус";
- внедрение альтернативных энергоисточников за счет переработки биогаза на очистных сооружениях МП "Водоканал" и Сергачской птицефабрике;
- планируется строительство полигонов твердых бытовых отходов в г.Балахне, Володарске, селах Вад и Сеченово, продолжение переработки шлакоотвала ОАО "Нижегородский машиностроительный завод", комплексная переработка отходов сельскохозяйственного производства, гальванических отходов и отходов целлюлозно-бумажного производства на базе ЗАО "МИБАС" и т.д.;
- продолжение работ по обеспечению системами доочистки воды детских и лечебных учреждений области и организации системы профилактического обслуживания установок доочистки, установить около 150 систем доочистки питьевой воды;
- начало работ по внедрению озоновых технологий очистки воды на станции водоподготовки г.Кстово.
Финансовые ресурсы области. Собственные доходы области планируются в сумме 41 млрд. руб., что на 12,7% выше оценки прошедшего года, но недостаточно для покрытия растущих инфляционных расходов. Основными налоговыми источниками доходной части консолидированного бюджета будут: прибыль прибыльных предприятий, которая, исходя из прогнозируемых объемов производства, индексов цен и с учетом сложившихся затрат на производство продукции, прогнозируется в объеме 13,8 млрд. рублей, что на 7,8% больше уровня прошедшего года (на предприятиях промышленности планируется получить 67% прибыли), налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налог с продаж и единый налог.
Общая сумма доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе пенсионного, фонда социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования составит 7,7 млрд. рублей. Поступления в них определены в соответствии с действующим в настоящее время порядком отчислений.
Расходы средств в сводном финансовом балансе области определены с учетом их экономии.
В 2000 году в области сохранится финансирование расходов на покрытие убытков пассажирского транспорта, дотации и компенсации на топливо для населения, жилищно-коммунальное хозяйство в сумме 4,1 млрд. руб.
Федеральные целевые и региональные целевые программы. Полный перечень федеральных целевых программ, заявленных на финансирование из федерального бюджета, состоит из мероприятий 80 программ и 16 непрограммных мероприятий на общую сумму (по заявке) - 2629 млн. рублей и из областного бюджета - 246,8 млн. рублей.
По итогам 1999 года на реализацию федеральных целевых программ и непрограммных мероприятий из федерального бюджета профинансировано около 944 млн. рублей, из областного бюджета 63,4 млн. рублей, бюджета г.Н.Новгорода - 6,5 млн. рублей (долевое участие). На 2000 год ставится задача превысить эти показатели.
Отдельной заявкой для финансирования из федерального бюджета определены первоочередные (социально значимые) программные мероприятия и объекты капитального строительства Нижегородской области для включения в инвестиционную программу РФ на 2000 год.
Мероприятия федеральных целевых программ вошли в разделы "Здравоохранение", "Экология", "Ликвидация последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий", "Внешнеэкономическая деятельность", "Базовые отрасли (промышленность, транспорт, связь)", "АПК, лесное и рыбное хозяйство".
Необходимо отметить, что финансирование строительства метро из бюджета субъекта Федерации определено постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 1093 в доле с федеральным бюджетом в размере 55% от общегодовой потребности (плана).
Постановлением Правительства РФ от 09.09.99 N 1034 "О финансировании строительства метрополитенов Российской Федерации в 1999 году за счет платежей по штрафным санкциям" объем финансирования должен составить 25 млн. рублей. Региональные целевые комплексные программы предполагается реализовать в следующих основных направлениях:
- поддержка агропромышленного комплекса;
- финансирование программных мероприятий и объектов капитального строительства, обеспечивающих всеми видами энергии и топлива градообразующие предприятия и население области;
- развитие инфраструктуры продвижения продукции и услуг на товарных рынках;
- поддержка малого предпринимательства, сферы бытовых услуг, реструктуризации промышленных предприятий, стимулирование инвестиций и экспорта.
Всего на их реализацию заявлено на финансирование из областного бюджета 1246 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 февраля 2000 г. N 38 "Об утверждении "Основных направлений социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 47 от 15 марта 2000 г.
Полностью текст прогноза и приложений к нему представлен в электронном виде на Web-сервере департамента экономики и прогнозирования в разделе "Официальные материалы", название документа "Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год"