Распоряжение администрации Нижегородской области
от 27 февраля 1995 г. N 241-р
"Об утверждении концепции информационной системы
органов управления Нижегородской области"
26 июня 1996 г.
В целях формирования единых подходов к разработке проектов информатизации, обеспечения единого информационного пространства в регионе, а также рационального использования информационных ресурсов:
1. Утвердить концепцию информационной системы органов управления Нижегородской области, одобренную координационным советом по информатике (прилагается).
2. Руководителям подразделений администрации Нижегородской области, главам администраций городов и районов области:
- при разработке планов и проектов информатизации руководствоваться положениями утвержденной концепции;
Распоряжением администрации Нижегородской области от 26 июня 1996 г. N 850-р третий абзац пункта 2 признан утратившим силу
- определить одного из своих заместителей ответственным за решение вопросов информатизации;
- до решения вопроса об организации центра управления информационной системой органов управления Нижегородской области, согласовывать все информационные и технологические проекты с департаментом экономики и прогнозирования (Козлов В.Д.) и управлением делами (Усков В.Ф.) администрации Нижегородской области.
3. Управлению делами совместно с департаментом экономики и прогнозирования, а также со всеми заинтересованными сторонами в месячный срок разработать и представить на утверждение программу реализации концепции информационной системы органов управления Нижегородской области.
4. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций, работающим в сфере информатизации Нижегородской области, при разработке планов и проектов информатизации руководствоваться положениями утвержденной концепции.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Губернатор области |
Б. Немцов |
Концепция
информационной системы органов управления
Нижегородской области
(утв. распоряжением администрации области
от 27 февраля 1995 г. N 241-р)
1. Введение
1.1. Характеристика проблемы
Экономические реформы в России предъявляют новые требования к организации информационных систем. Изменяются формы представления информации и структура самой информации, меняется набор показателей, характеризующих ситуацию, периодичность их представления и т.д.
В условиях нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного разрешения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами управления, во многом зависят от качества и оперативности их информационно-аналитического обслуживания. Происходит переход от фактографии к аналитико-прогнозному представлению материалов. Его способность заключается в обеспечении многовариантности подходов к решению различных проблем.
Необходимо учитывать также тесную взаимосвязь информатизации органов управления с общим уровнем информатизации региона, необходимость их тесных связей и контактов не только с органами управления всех уровней, но и с предприятиями, организациями, коммерческими структурами и т.д., с прямым воздействием их решений на все виды человеческой деятельности в области.
1.2. Характеристика объекта информатизации
Органы государственного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают:
* исполнение Законов РФ, актов, принятых Президентом и Правительством РФ;
* осуществление программ социально-экономического развития;
* связь между органами государственного управления РФ и органами местного самоуправления;
* привлечение населения, общественных организаций и объединений к управлению областью, городами и районами области.
Структура органов управления непостоянна, она может меняться. С течением времени, могут создаваться или упраздняться департаменты, отделы, комитеты, комиссии. Информационная система не должна привязываться к жестко заданной схеме. Она должна быть ориентирована на основные направления деятельности органов управления и их функции, устанавливаемые Конституцией и законами РФ.
1.3. Цель концепции
Целью концепции является определение основных принципов создания, развития и функционирования информационной системы (в дальнейшем "ИС") органов управления Нижегородской области.
1.4. Задачи концепции
* Определить для разработчиков системного и технических проектов ИС основные принципы ее построения, функционирования и развития;
* вовлечь потенциальных абонентов ИС в процесс ее создания, в поиск вариантов их возможного участия, статуса и места в создаваемой ИС.
2. Базовые положения
2.1. Общая структура ИС
Информационная система в общем случае является многоуровневой системой, схема которой приведена на рис.1.
/----------------\ /----------------\
| Информационные | | Информационные | 4 Уровень информационных
| службы | | службы | служб
\----------------/ \----------------/
/-------------------------------------\ 3 Уровень интегрированной
| Центр управления системой | системы
\-------------------------------------/
/---------\ /---------\ /---------\
| LAN | | MAN | | WAN | 2 Уровень компьютерных
\---------/ \---------/ \---------/ коммуникаций
/-\ /-\ /-\ /-\ /-\ /-\ /-\ /-\ /-\ 1 Уровень пользователей
\-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ ИС
Рисунок 1
LAN - Local Area Networks (Локальные сети)
MAN - Metropolitan Area Networks (Городские сети)
WAN - Wide Area Networks (Глобальные сети)
В концепции рассматривается только ядро системы, т.е. уровень интегрированной системы (3), что позволяет разрешить противоречие между:
* с одной стороны, жесткими требованиями к средствам компьютерных коммуникаций и способам представления в системе информационных ресурсов, обеспечивающих техническую, информационную и технологическую совместимость и единство системы, а также единство ее организационных принципов;
* с другой стороны, свободой в развитии и выборе различных вариантов технических решений потребителями, поставщиками информации, аналитическими службами и другими информационными системами и т.д., что обеспечит необходимую гибкость и динамичность системы.
Кроме того, этот подход создает необходимые предпосылки для использования информационной системы органов управления в качестве основы для создания информационной системы региона, которая потенциально может охватывать самые разнообразные сферы деятельности.
2.2. Задачи ИС
2.2.1. Цель создания ИС
ИС является одним из инструментов органов управления и создается для повышения эффективности их деятельности за счет:
* улучшения их информационного обеспечения;
* использования эффективных информационных технологий;
* обеспечения единого информационного пространства в регионе;
* рационального использования информационных ресурсов.
В процессе создания, эксплуатации и развития ИС решаются следующие задачи:
2.2.2. Традиционные задачи
* Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений и законодательных инициатив с опорой на внутрирегиональную информацию;
* информационное обеспечение деятельности федеральных органов государственного управления.
2.2.3. Задачи, ставшие актуальными в настоящее время:
* Установление горизонтальных информационных связей с субъектами Российской Федерации;
* установление прямых информационных связей с зарубежными партнерами региона;
* представление населению и действующим на территории области субъектам информации о деятельности органов управления области, города Нижнего Новгорода, районов и городов области.
2.2.4. Перспективные задачи
* Создание основ для построения информационной системы региона;
* накопление опыта создания информационных систем для использования его в других регионах;
* участие в создании единого информационного пространства России.
2.3. Общие требования к ИС
* ИС должна обеспечивать максимальную гибкость, открытость и способность к саморазвитию;
* в процессе формирования ИС должен соблюдаться принцип разумной достаточности ресурсов, т.е. необходимо обеспечить постепенное поэтапное наращивание ресурсов;
* в процессе эксплуатации ИС должен соблюдаться принцип "привлекательности" центра, т.е. необходимо обеспечить опережающее развитие уровня сервисных услуг в ядре системы, по отношению к возможностям ее абонентов и других ИС;
* ИС должна обеспечивать высокую надежность и живучесть, т.е. отказ какой-либо компоненты не должен приводить к отказу всей системы;
* построение и развитие ИС должно основываться на международных стандартах или стандартах дефакто и рекомендациях;
* ИС должна иметь адекватную систему безопасности и защиты информации.
2.4. Субъекты ИС
Информационная система является средой информационного взаимодействия субъектов ИС. В структуре ИС субъекты выступают в качестве:
* органов, разрабатывающих стратегию развития ИС;
* органов оперативного управления ИС;
* источников и поставщиков информации;
* потребителей информации;
* органов, реализующих проекты в ИС;
* органов, контролирующих реализацию этих проектов.
С точки зрения ИС все взаимодействующие в ней субъекты подразделяются на две основные категории:
2.4.1. Внутренние абоненты ИС
* Подразделения органов государственного управления Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, районов и городов области;
* подразделения федеральных органов государственного управления, расположенные на территории Нижегородской области.
2.4.2. Внешние абоненты ИС
* Население области;
* предприятия и учреждения любой формы собственности и подчиненности, действующие на территории Нижегородской области;
* подразделения органов государственного управления других областей, городов и субъектов Российской Федерации;
* другие ИС.
2.4.3. Порядок взаимодействия субъектов ИС
Генеральным заказчиком ИС является администрация Нижегородской области. Оперативное управление ИС в целом осуществляет центр управления системой (в дальнейшем именуемый "ЦУС"). Структуру и организационные принципы ЦУС определяет генеральный заказчик. Функциональная нагрузка ЦУС описана в концепции в разделах 3.2.2, 3.3.2 и 3.4.2. Оперативное управление подсистемами ИС, являющимися собственностью абонентов ИС, осуществляется администрациями этих подсистем.
Порядок взаимодействия между внутренними абонентами ИС и ЦУС регламентируется нормативными и распорядительными актами администрациями Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, районов и городов области.
Порядок взаимодействия между внешними абонентами ИС и ЦУС (или между собой) регламентируется договорными соглашениями.
2.5. Принципы финансирования ИС
Финансирование создания, развития и эксплуатации вычислительных и коммуникационных ресурсов, а также формирование реестра информационных ресурсов осуществляется из соответствующих статей федерального, областного и других бюджетов, а также внебюджетных фондов и из бюджетов собственников этих ресурсов.
Для внутренних абонентов ИС транспортные услуги при работе в глобальных сетях оплачиваются только, если они связаны с выходом за пределами Нижегородского региона.
2.6. Принципы формирования единого информационного пространства
Формирование единого информационного пространства предполагает селекцию включаемой в него информации по достоверности, полезности, новизне и требует соблюдения ряда взаимоувязанных принципов: полноты, иерархичности, временной детерминированности, прогностичности, открытости, доступности, обратной связи.
1. Принцип полноты связан с охватом всех информационных источников по всем основным направлениям деятельности органов управления (регулярные статистические данные о ходе реформ, результаты выборочных обследований и опросов по всему спектру проблем, связанных с развитием региона, мнения экспертов, контент-анализ прессы, документы общественных организаций и т.д.). Источники должны обеспечивать достаточно полную, адекватную оценку ситуации и прежде всего включать такие, которые позволяют отслеживать быстро протекающие процессы на отдельных наиболее важных и/или типичных для региона объектах.
2. Принцип иерархичности позволяет рассматривать ход реализации принятых решений на всех уровнях управления, в различных сферах народного хозяйства и их влияние на социально-экономическую ситуацию. Иерархичность связана с деревом целей управления и с соответствующими этим целям наборам критериев, показателей. Указанная иерархия должна отражаться в структуре информационных ресурсов.
3. Временная детерминированность определяет для каждого информационного сообщения свою периодичность формирования и предоставления (неделя, месяц, год и т.д.). Структура информационных ресурсов должна учитывать частоту обращений и характер поступающих на документы запросов.
4. Принцип прогностичности предполагает фиксирование не столько отдельных фактов, событий, но выявление характера тенденций в развитии региона и формирование предложений по их усилению или ослаблению. Использование критериальной системы должно позволять своевременно выявлять негативные тенденции и давать возможность руководству принимать по ним оперативные решения, а также готовить предложения по их устранению в виде проектов постановлений Правительства РФ, министерств, ведомств.
5. Соблюдение принципа открытости обеспечивает быстрое включение в информационные ресурсы показателей и критериев, специфичных для конкретных регионов или складывающейся социально-экономической ситуации. Появление и исчезновение показателей не должно оказывать заметного влияния на структуру информационных ресурсов.
6. Принцип доступности определяет возможность получения данных, необходимых для оценки различных факторов или показателей в течение времени, ограниченного временем принятия решений на всех уровнях управления.
7. Принцип обратной связи. Информационное пространство должно обеспечивать действенную обратную связь межу руководством, принимающим решения, и структурными подразделениями, где должны реализовываться принятые решения. С этой целью должна проводиться специальная оценка результативности представленной информации по эффективности принятого решения и соответствующие изменения информационных ресурсов.
Перечисленные принципы составляют три функциональные группы.
* В первую группу входят 1-й, 2-й и 3-й принципы. Они формируют структуру информационных ресурсов.
* Вторая группа (4-й, 6-й принципы) определяет конкретное содержание информационных ресурсов.
* Третья группа (5-й, 7-й принципы) создает предпосылки для дальнейшего целостного развития информационных ресурсов.
2.7. Специальные вопросы обеспечения безопасности
Степень обеспечения безопасности и защиты данных в ИС должна быть адекватна степени угрозы их разрушения или несанкционированного использования, а также ценности самой информации. Для обеспечения безопасности и защиты данных ЦУС производит анализ риска и на его основе строит и проводит политику безопасности.
Для защиты информации разрабатывается и реализуется план защиты, а также осуществляется постоянный контроль за работой системы в целях предотвращения нарушения защиты.
Абоненты ИС, имеющие собственные подсистемы ИС, могут проводить самостоятельную политику безопасности, не противоречащую политике безопасности ЦУС.
Отнесение информации к определенному уровню конфиденциальности производится на основании действующего законодательства РФ.
На начальных этапах функционирования в ИС не допускается присутствие секретной информации. На последующих этапах развития ИС, все технические и программные средства, обрабатывающие документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этой информации, в случае необходимости, могут быть представлены к сертификации в организациях Государственного информационного регистра Комитета Российской Федерации по информатизации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Конфиденциальная информация может быть помещена в ИС только с согласия ее источника. При возникновении разногласий между внутренними абонентами ИС по правомерности отнесения информации к этой категории, этот вопрос решается на основе заключения соответствующих инстанций.
Определение информации, как содержащей коммерческую тайну, кроме случаев, оговоренных действующим законодательством, может производиться на основе лицензионных соглашений.
3. Описание ресурсов системы
3.1. Структура описания ресурсов ИС
С точки зрения организационного оформления информационная система органов управления - это совокупность вычислительных, коммуникационных и информационных ресурсов и технологий.
При описании ресурсов используется следующая схема:
* раздел "Специфические принципы построения и развития" содержит особенности формирования и развития конкретного ресурса, не распространяющиеся на остальные компоненты ИС;
* раздел "Организационная структура" описывает механизм взаимодействия субъектов ИС при использовании и развитии данного ресурса;
* раздел "Обеспечение устойчивости" описывает комплекс мер, обеспечивающих восстановление и поддержание на оптимальном уровне рабочих характеристик ресурсов в процессе эксплуатации ИС и реакцию на различные возмущающие внешние воздействия;
* раздел "Этапность и направления развития" содержит укрупненную схему наращивания или модернизации ресурсов с разбивкой на условные этапы.
3.2. Информационные ресурсы системы
3.2.1. Специфические принципы формирования и развития
* Первичная информация переводится на машинные носители однократно, т.е. дублирование информации или ее повторный ввод в ИС допускается только при специально проводимых мероприятиях по проверке достоверности тех или иных информационных источников;
* вопросы выбора форматов обмена информацией решаются на основе использования международных и российских стандартов;
* полученная и сконцентрированная в ИС информация в пределах, оговоренных регламентом доступа, может быть предложена для потребления внешним абонентам ИС.
3.2.1.1. Особенности представления информации
Основными целевыми функциями представления информации на обращенном к человеку уровне являются:
* повышение информационной емкости и мощности представления;
* обеспечение дружественности представления (естественность, наглядность, эффективность, персонифицированность формы представления под конкретного человека);
* усиление интерактивности представления;
* введение и усиление культурного уровня представлений (фоновые заставки, формы представления документов, сводных отчетов, аналитических и прогнозных обзоров, разработанных в том или ином художественном стиле). Образная дружественно-графическая компонента представления, как наиболее мощная и естественная для человека, должна быть учтена на всех уровнях ИС. При сборе информации с объектов и субъектов управления статистическая информация должна быть представлена наряду с вербально цифровой формой в виде деловой графики, картографическая информация - в виде схем, чертежей и предметно-образном виде.
Важным фактором является культурный уровень, в том числе художественный стиль, графических и образных форм представления информации, особенно важный в случае публичного разъяснения управленческих решений.
3.2.1.2. Информационные потоки в ИС
С учетом специфики организации работ в подразделениях органов государственного управления информационные потоки организуются по иерархической схеме:
* уровень Российской Федерации;
* уровень областного центра;
* уровень города Нижнего Новгорода;
* уровень района области (или города областного подчинения).
В общем случае, информационный обмен в системе можно рассматривать как совокупность следующих потоков информации:
Потоки с детерминированными маршрутами
* "Восходящий" - обеспечивающий сбор первичной информации, отчетности и запросов на получение информационно-справочных материалов (Пример: район-> область-> столица или район города -> город);
* "нисходящий" - обеспечивающий доведение до исполнителей:
- директивных материалов, управленческих решений;
- информационно-справочных материалов, необходимых для функционирования органов регионального управления определенного уровня.
(Пример: столица -> область -> район или город -> район города).
Часть "нисходящего" потока, связанного с доведением директивных материалов и управленческих решений координирует орган, инициирующий эти материалы.
Другая часть "нисходящего" потока, связанная с поставкой информационных материалов, а также весь "восходящий" поток на уровне областного центра организуются по схеме на рис.2.
/--------\
/----------\ /----------------\ | Потре- |
| Источник |--->| Информационная |---------------->| битель |
\----------/ | служба ЦУС | \--------/
| | /----------\ /--------\
/----------\ | | | Распрост-| | Потре- |
| Источник |--->| /------------\ |-->| ранитель |->| битель |
\----------/ | | Реестр | | \----------/ \--------/
| | ресурсов | | | /--------\
/----------\ | \------------/ | | | Потре- |
| Источник |--->| | \------>| битель |
\----------/ \----------------/ \--------/
|
/-------------/ \--------------------------\
/----------------------------------------------------------\
| Источник | Аналитическая структура | Потре- |
| | (обработка информации) | битель |
\-----------------------------------------------------------/
Рисунок 2.
Потоки с непрогнозируемыми маршрутами:
* "горизонтальный" поток внутри свободно организуемых отраслевых подсистем ИС;
* произвольно-ориентированный поток прямой переписки субъектов ИС.
"Горизонтальный" поток координирует доминирующий в отраслевой подсистеме орган (им может быть департамент, предприятие, информационное агентство и т.д.).
3.2.2. Организационная структура
Информационная Служба (в дальнейшем именуемая "ИнфС") является подразделением ЦУС и обеспечивает:
* координацию информационного обмена в системе;
* оптимизацию информационных потоков;
* мониторинг системы (с точки зрения информационного обмена) и проведение взаиморасчетов между источниками и потребителями информации.
ИнфС производит анализ информационного рынка с учетом заказов, полученных от потребителей информации. По результатам анализа ИнфС формирует консолидированный реестр информационных ресурсов системы.
На районном уровне информационный обмен обеспечивается районным отделением ИнфС, связанным с ЦУС и функционирующим по схеме, аналогичной рисунку 2.
Районное отделение ИнфС ведет собственный реестр информационных ресурсов для своего уровня, часть которого после агрегатирования и переработки первичной информации включается в реестр областной ИнфС.
Информационный обмен между внутренними абонентами системы строится на безвозмездной основе. Гарантией получения информации в этом случае является выполнение утверждаемой губернатором области структуры их информационных обязательств.
3.2.3. Обеспечение устойчивости
Устойчивость информационных ресурсов обеспечивается следующими мероприятиями:
* Адаптация к изменению ситуации.
В соответствии с изменяющейся структурой органов управления и изменениям их информационных потребностей, производится постоянная (ежемесячная) корректировка системы информационных обязательств внутренних абонентов и обновление реестра информационных ресурсов.
* Поддержание регламента доступа к ресурсам.
ИнфС обеспечивает контроль за соблюдением полномочий субъектов ИС на операции с информацией, находящейся в контролируемых ей базах данных (права на чтение, запись, удаление).
В отношении баз данных, находящихся под управлением субъектов ИС, контроль за соблюдением полномочий абонентов осуществляется администрациями соответствующих баз.
3.2.4. Этапность и направления развития
1. Мониторинг информационных потоков для формирования системы информационных обязательств внутренних абонентов ИС.
2. Развитие системы сбора первичной информации на базе отделов региональной статистики и служб социологических исследований (в том числе и в районах области).
3. Разработка свода методик аналитической обработки информации. Использование в качестве экспертов специалистов соответствующих подразделений органов управления и, при необходимости, создание служб системного анализа.
4. Создание и развитие в районных центрах информационных (в дальнейшем инфорамционно-аналитических) служб, с передачей им отработанных элементов информационных технологий. До организации районных отделений ИнфС их функции выполняет областная ИнфС.
3.3. Коммуникационные ресурсы системы
3.3.1. Специфические принципы формирования и развития
* Коммуникационные ресурсы должны организовываться на принципах открытых систем, т.е. базовые технологии, обеспечивающие функционирование ИС, являются общедоступными.
* Коммуникационные ресурсы должных быть организованы по иерархическому принципу.
* ИС должна быть интегрирована в мировые информационные системы и сети.
* Коммуникационные ресурсы ИС должны обеспечивать взаимодействие компьютеров по любой технологии (ЛВС, HOST-машин, локальных ПЭВМ, терминалов и т.д.).
* ИС должна иметь возможность интегрировать в себя самостоятельные подсистемы, имеющие собственную информационную и техническую политику и административное управление.
3.3.2. Организационная структура
Часть оборудования и каналов связи, находящихся в собственности генерального заказчика и ЦУС или ими арендованных и обеспечивающих функционирование ИС, являются центральными коммуникационными ресурсами ИС. Управление ими осуществляет коммуникационная служба ЦУС (в дальнейшем именуемая "КС"), которая выполняет следующие функции:
1. Решение задач сетевого соединения и маршрутизации:
* соединение с российскими, европейскими и всемирными сетями и информационными системами и представление в них интересов ИС,
* развитие информационной инфраструктуры в Нижегородской области,
* проектирование схем маршрутизации соединений и информационных потоков в ИС.
2. Обеспечение работоспособности центральных коммуникационных ресурсов.
3. Создание и поддержание базы данных коммуникационных ресурсов ИС и управляющей информации этих ресурсов.
4. Поддержание единого адресного пространства и единого пространства имен объектов и ресурсов ИС.
5. Разработка регламента взаимодействия с абонентами системы, администрациями подсистем ИС и внешними ИС.
Прочие коммуникационные ресурсы ИС управляются при взаимодействии с ИС администраторами систем, сетей и абонентских пунктов в соответствии с регламентом, согласованным с коммуникационной службой ЦУС.
Коммуникационные ресурсы ИС организуются по иерархической схеме, в которой корневым элементом является центральная вычислительная сеть администрации Нижегородской области, включающая в себя центральные коммуникационные ресурсы (в дальнейшем называемая "центральной ВС").
Все варианты соединения и передачи информации предполагают возможность передачи адресной и закрытой информации независимо от физического качества каналов передачи.
Для внутренних абонентов ИС вопросы выбора типа коммуникационного оборудования и варианта выхода на центральные коммуникационные ресурсы решаются только по согласованию с КСЦУС.
3.3.3. Обеспечение устойчивости
Устойчивость коммуникационных ресурсов обеспечивается за счет:
* создания системы безопасности и защиты данных в ИС, контроля и оперативного уведомления о возникающих проблемах и способах их разрешения;
* введения избыточных элементов, т.е. резервирования каналов связи и наиболее ответственных элементов коммуникационного оборудования;
* обеспечения непрерывного обслуживания централизованных ресурсов;
* сбора статистической информации о работе ИС с целью прогнозирования ее функционирования, планирования развития и оптимизации управления;
* применения адаптивных алгоритмов маршрутизации сообщений.
3.3.4. Этапность и направления развития
1. Развитие центральной ВС.
2. Организация выхода в глобальные сети через коммуникационные ресурсы центральной ВС.
3. Объединение ЛВС абонентов ИС.
4. Подключение удаленных абонентов ИС по каналам связи непосредственно к центральным коммуникационным ресурсам (например, администрации районов области).
5. Организация подчиненных коммуникационных узлов для районов с высокой интенсивностью информационного обмена и большим количеством абонентов.
6. Организация взаимодействия на районном уровне всех абонентов ИС с районными администрациями по каналам связи, для вывода их на связь с центральными коммуникационными ресурсами ИС по одному каналу.
7. Перевод части регулярного "нисходящего" информационного потока на передающую эфирную систему. В качестве обратной связи для этой системы использовать все ранее отработанные варианты.
8. Организация на формирующейся сети подчиненных коммуникационных узлов горизонтальных межузловых связей, повышающих надежность и гибкость системы.
Схема внутрирегионального фрагмента телекоммуникационной системы ИС на конечном этапе развития показана на рисунке 3.
/--\ /--\ /--\
| 2| | 3| | 4|
\-…/ \-…/ \…-/
ѓ‡‡‚ Ђ ‰‡‡Љ
/--\ /-„---„--„\ /--\
| 1†‡‡ЃОбластно醇‡Ѓ 5|
\--/ | центр | \--/
\…---…--…-/
Ђ Ђ Ђ
/--\ ‰‡‡‡‡‡‡‡‡Љ Ђ ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚ /--\
| 1|--------\ Ђ Ђ Ђ /-----| 1|
\--/ /------„\ Ђ /--„----\ \--/
/------|Район 1|- - - - - -€- - - - - --|Район 3|----\
/--\ \--------- - - - \ Ђ /- - - - ---------/ /--\
| 2| /-/ | \--\ Ђ /---/ | \-\ | 2|
\--/ /--\ /--\ /--\ | Ђ | /--\ /--\ /--\ \--/
| 3| | 4| | 5| Ђ | 5| | 4| | 3|
\--/ \--/ \--/ | Ђ | \--/ \--/ \--/
Ђ
| Ђ |
Ђ
/--\ /---„---\ /--\
| 1|--|Район 2|--| 5|
\--/ \-------/ \--/
/--/ | \--\
/--\ /--\ /--\
| 2| | 3| | 4|
\--/ \--/ \--/
‡‡‡‡‡ - Основные коммуникационные каналы
- - - - Перспективные межузловые связи
Рисунок 3
На схеме цифрами обозначены различные подразделения органов управления на уровне областного центра и соответствующие им службы в районах области (ими могут быть администрации всех уровней, органы статистики, социального обеспечения, службы занятости, налоговой инспекции и т.д.). Аналогично могут быть подключены к системе любые внешние абоненты ИС, имеющие отделения или филиалы в районах области.
3.4. Вычислительные ресурсы системы
3.4.1. Специфические принципы построения и развития
Для обеспечения совместимости программно-технических средств ЦУС и абонентов системы при построении и развитии вычислительных ресурсов следует придерживаться следующих принципов:
* при закупках вычислительной техники следовать рекомендациям ЦУС;
* разработки прикладных программных средств координировать с ЦУС;
* применяемые в ИС программно-технические средства должны удовлетворять следующим требованиям:
- создаваемые и используемые программно-технические средства должны иметь сетевую поддержку, возможность работы с удаленными и распределенными базами данных и в единой технологии ИС,
- создаваемые программно-технические средства должны иметь согласованные форматы представления данных и протоколы обмена данными,
- структура баз данных должна быть полностью описана и быть общедоступной.
3.4.2. Организационная структура
Все вычислительные ресурсы делятся на:
* вычислительные ресурсы ЦУС, т.е. находящиеся в его собственности или ими арендованные,
* вычислительные ресурсы абонентов ИС.
Вычислительные ресурсы ЦУС служат для удовлетворения информационных и вычислительных потребностей всех абонентов ИС и обеспечивают:
* поддержание работоспособности всей системы,
* хранение и работу с базами данных в центральной ВС,
* работу программных средств, требующих большого объема вычислений.
Вычислительные ресурсы абонентов ИС служат для удовлетворения информационных и вычислительных потребностей ограниченного числа пользователей и обеспечивают:
* работу прикладных задач абонента,
* хранение и работу с локальными базами данных.
Контроль за процессом создание и эффективностью работы вычислительных ресурсов первой группы осуществляет персонал ЦУС совместно с генеральным заказчиком. Аналогичный контроль за вычислительными ресурсами абонентов ИС осуществляется самими абонентами (или их компьютерными подразделениями).
В вопросах разработки базового программного обеспечения силами ЦУС решаются задачи следующих классов:
* системы управления информационными потоками,
* геоинформационные системы,
* распределенные базы данных.
3.4.3. Обеспечение устойчивости
Для обеспечения устойчивого функционирования системы необходимо проведение следующих мероприятий:
* резервирование вычислительных систем;
* резервное копирование данных;
* регламентные профилактические мероприятия;
* защита информации и обеспечение безопасности (аналогично коммуникационным ресурсам);
* применение сертифицированных криптографических алгоритмов для защиты информации от несанкционированного доступа.
3.4.4. Этапность и направления развития
1. Установка баз данных на центральной ВС.
2. Установка у всех потенциальных абонентов ИС совместимых между собой компьютеров и программных средств общего пользования.
3. Организация документального обмена между абонентами ИС посредством электронной почты (в дополнение к традиционным технологиям).
4. Установка на ЛВС абонентов ИС специализированных баз данных.
5. Организация доступа к центральным и специализированным базам данных через межсетевое соединение, либо через средства удаленного доступа.
6. Организация распределенных баз данных в ИС.
4. Приложения
4.1. Варианты выхода на центральные телекоммуникационные ресурсы
Варианты выхода абонентов на центральные телекоммуникационные ресурсы приведены на рисунке 4.
/--\ /--\ /--\ /--\ /--\ /--\
| | | | | | | | | | | |
\--/ \--/ \--/ \--/ \--/ \--/
| | | | | |
/--------------------------------------------\ Шлюзы и другие ИС
| /-----|Центральная ВС администрации области| и средства связи
| | \--------------------------------…---/
| | | Ђ
| | | /--\ /----------------„---\ Выход в
| | | | |--3--| Коммуникационная †‡‡> глобальные ИС
7 2 1 \--/ | служба ЦУС |
| | | \----------------…---/ Выход в магистрали
| | | | Ђ городских систем
| | | | Ђ
| | /-------------\ | /----------„---\
| | | ЛВС абонента| 4 | Подчиненный |
| | | ИС | | | коммуникаци- |
| | \-------------/ | | онный узел |
| | | | | | | \--------------/
| | | | | | | | 6
| | /--\/--\/--\/--\ | 5 /--\
| \-----| || || || |--/ | | |
| \--/\--/\--/\--/ | \--/
| 7 \-------------/ 7
| | |
| /------------------------------------\
\------>| Передающая эфирная система |
\------------------------------------/
/--\
| | - рабочая станция ЛВС
\--/
Рисунок 4
* Вариант 1 предполагает объединение кабельных систем центральной ВС и ЛВС абонентов ИС путем соединения файловых серверов этих сетей. Он обеспечивает регламентный доступ с любой рабочей станции ЛВС абонента к любой рабочей станции центральной ВС и других, соединенных таким образом ЛВС, а также к центральным коммуникационным ресурсам.
* Вариант 2 предполагает выход на центральную ВС с рабочей станции ЛВС абонента. Прохождение электронной почты в этом случае требует участия оператора на этой рабочей станции. Этот вариант не имеет технического обоснования, но может быть принят, как промежуточный перед использованием варианта 1. Варианты 1 и 2 организационно требуют согласования регламента работы серверов объединяемых сетей.
* Варианты 3 и 4 - абонент подключается по каналам связи непосредственно к центральным коммуникационным ресурсам. Этот вариант обеспечивает соединение для территориально удаленных абонентов ИС, для, соответственно, одиночного компьютера или ЛВС абонента.
* Варианты 5 и 6 аналогичны вариантам 3 и 4, но производятся с использованием промежуточного подчиненного коммуникационного узла.
* Вариант 7 основывается на односторонней (от коммуникационной службы к абонентам) передаче информации с использованием радио- и телепередающих устройств. Поступление информации на эти устройства организовано по прямому каналу между ними и коммуникационной службой ЦУС.
4.2. Основные термины и понятия
С целью соблюдения единообразной трактовки понятий ниже приведены термины, используемые в тексте концепции.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация - социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций, учреждений, государства, всех структур общества на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением перспективных информационных технологий.
Документ (документированная информация) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Совокупность документов, а также информация о регламенте доступа к ним образует информационные ресурсы.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска, распространения информации и получение в результате этих действий новой информации и знаний.
Информационная система - организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующая информационные процессы.
Автоматизированная информационная система - информационная система, реализуемая с использованием средств вычислительной техники и связи.
Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - лицо, в полном объеме реализующее полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - лицо, осуществляющее владение и пользование указанными объектами и реализующее полномочия распоряжения в пределах, установленных законом (например, оперативное управление).
Секретная документированная информация - документированная информация ограниченного доступа, содержащая сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом "О государственной тайне".
Конфиденциальная документированная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законами о коммерческой, промышленной и профессиональной тайне, государственной службе.
Инфраструктура информатизации - совокупность элементов и условий, образующих единое организационное пространство, включающее: телекоммуникационные сети, автоматизированные информационные системы, средства их обеспечения; системы лицензирования и сертификации информационных систем и технологий, систему подготовки кадров.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе (посреднику) за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Нижегородской области от 27 февраля 1995 г. N 241-р "Об утверждении концепции информационной системы органов управления Нижегородской области"
Текст распоряжения получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение администрации Нижегородской области от 26 июня 1996 г. N 850-р