Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению городской Думы
от 18 июня 2003 г. N 40
Целевая Программа
"Комплекс мер по развитию детско-юношеских спортивных школ
и клубов города Нижнего Новгорода на 2004-2006 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы: Целевая программа "Комплекс мер по развитию детско-юношеских спортивных школ и клубов города Нижнего Новгорода на 2004 - 2006 годы".
Основание разработки: поручение Городской Думы города Нижнего Новгорода.
Цели Программы:
Разработка и осуществление мер единой муниципальной политики в сфере развития детско-юношеского спорта в городе Нижнем Новгороде, создание условий для эффективной работы детско-юношеских спортивных школ и клубов города Нижнего Новгорода.
Задачи Программы:
1. Совершенствование образовательного процесса в детско-юношеских спортивных школах и клубах.
2. Улучшение ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
3. Привлечение детей и подростков города к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
4. Пропаганда физической культуры и спорта.
5. Формирование потребности населения города Нижнего Новгорода в здоровом образе жизни.
Основные разделы Программы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы физического воспитания детей и подростков в городе Нижнем Новгороде.
2. Совершенствование образовательного процесса в спортивных школах и клубах города.
3. Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни.
4. Развитие материально-спортивной базы ДЮСШ города Нижнего Новгорода.
Источники финансирования:
Финансирование мероприятий осуществляется за счет целевых средств, выделяемых в 2004- 2006 годах из бюджета города Нижнего Новгорода на развитие физической культуры и спорта.
Основной разработчик Программы:
Комитет по спорту, физкультуре и туризму администрации города Нижнего Новгорода.
Исполнители основных мероприятий Программы:
Комитет по спорту, физкультуре и туризму, департамент образования администрации города Нижнего Новгорода, администрации районов города в лице районных спорткомитетов.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
развитие детско-юношеского спорта в городе Нижнем Новгороде;
повышение эффективности деятельности муниципальных ДЮСШ города;
сохранение и развитие материально-спортивной базы ДЮСШ города;
подготовка молодежного спортивного резерва города Нижнего Новгорода;
привлечение дополнительного контингента детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сохранение здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта;
снижение уровня наркомании, алкоголизма и криминализации в молодежной среде, внедрение здорового спортивного образа жизни среди молодежи города Нижнего Новгорода.
Сроки реализации Программы: 2004 - 2006 годы.
Координация и контроль за исполнением Программы:
Городская Дума города Нижнего Новгорода, Комитет по спорту, физкультуре и туризму администрации города Нижнего Новгорода.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Детско-юношеский спорт в масштабах Российской Федерации
Физическая культура и спорт - неотъемлемые части культуры народов России и уникальные средства воспитания физически и нравственно здорового молодого поколения.
Именно поэтому состояние и развитие детско-юношеского спорта являются предметом особого внимания Президента и Правительства Российской Федерации. Поэтому вопросы состояния и развития детско-юношеского спорта в России в числе других вопросов были вынесены на специальное заседание Госсовета РФ 30.01.02.
В материалах названного заседания Госсовета отмечено катастрофическое снижение в Российской Федерации человеческого потенциала в связи со структурными и социальными изменениями последнего десятилетия.
В связи с этим Президентом РФ было поручено подготовить предложения о выделении из резервного фонда Президента РФ средств детским спортивным школам, в том числе и на оснащение их спортивным инвентарем. В докладе заместителя председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко прямо сказано, что приоритет в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе должен быть отдан детям.
На вышеназванном заседании Госсовета было также признано, что инфраструктура российских детско-юношеских спортивных школ значительно пострадала в связи с преобразованиями в стране - число школ сократилось, а существующие школы остро нуждаются в средствах на восстановление материально-спортивной базы, совершенствование учебно-воспитательного процесса, внедрение новых обучающих методик и средств. При этом были отмечены такие недостатки в работе системы физического воспитания детей и подростков, как ограниченный объем учебного времени, отводимого на обязательные занятия физическим воспитанием, слабое развитие материально-технической базы, издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, ориентация педагогической деятельности преимущественно на количественные показатели, отсутствие традиций семейного физического воспитания, несогласованность действий органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и другое.
В 2002 году приступил к работе вновь созданный при Президенте Российской Федерации Совет по физической культуре и спорту. На первом заседании Совета Президентом РФ, руководством Госкомспорта РФ определены дальнейшие пути развития физической культуры и спорта и основные направления работы на ближайший период.
Особо выделены следующие направления:
- создание эффективной модели управления физической культурой и спортом;
- превращение сферы физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль народного хозяйства;
- совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта, принятие в новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- подготовка специалистов, способных решать актуальные задачи организации физической культуры и спорта;
- системная пропаганда физической культуры и спорта и здорового образа жизни современными методами в СМИ;
- определение детско-юношеского спорта как приоритетного направления развития - использование его колоссальных профилактических возможностей, а также функций воспитательных и подготовительных для службы в Российской Армии. Суббота и воскресенье должны стать для детей и юношества спортивными днями.
Важность системного физического воспитания и активного приобщения человека к физической культуре и спорту с первых лет жизни и до глубокой старости признаны всем человеческим сообществом.
Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что регулярные занятия физической культурой оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы растущего организма, являются мощнейшим средством профилактики заболеваний и в то же время способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности. Поэтому благотворное воздействие физической культуры и спорта не может быть заменено какими-либо иными средствами воспитательного воздействия на человеческую личность.
Однако сегодняшнее состояние здоровья детского населения Российской Федерации, являющегося носителями будущего генофонда России, вызывает серьезные опасения:
Около 53% школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50% призывников в армию не могут выполнить предусмотренных нормативов физического воспитания. 20% признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья. Заболеваемость призывников увеличилась в последние годы на 49%, возврат из армии по состоянию здоровья возрос на 30%.
Возросло количество преступлений совершаемых несовершеннолетними. Все большее число детей страдают алкоголизмом и наркоманией.
В этих условиях приобщение детей и юношества к регулярным занятиям физической культурой и спортом может изменить сложившуюся ситуацию, поскольку занятия физической культурой и спортом наряду с прямым положительным эффектом значительно снижают воздействие негативных факторов социальной среды на детей. Физическая активность способствует отказу от вредных привычек, повышает уровень здоровья, работоспособности, способствует увеличению сопротивляемости организма в экологически неблагоприятной окружающей среде.
По мнению специалистов, слабым звеном в развитии детско-юношеского спорта остается программное, учебно-методическое, научное и медицинское обеспечение. Нет полного организационно-технологического цикла подготовки квалифицированных спортсменов: от новичков до кандидатов в национальную сборную. Лишь в 56 субъектах Российской Федерации функционируют школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и училища олимпийского резерва (УОР).
В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений в системе детско-юношеского спорта неуклонно сокращается, многие спортсооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием, необходимыми для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Механизмы координации усилий государственных и общественных институтов, ответственных за физическое воспитание подрастающего поколения, нуждаются в радикальном обновлении и совершенствовании.
Важнейшим компонентом популяризации физической культуры и спорта в молодежной среде являются средства массовой информации. Однако, несмотря на то, что в рейтинге интересов детей и молодежи физическая культура и спорт занимают одно из первых мест, СМИ и, прежде всего, государственные, адекватно не реагируют на эти запросы. Системная работа по пропаганде массового детско-юношеского спорта на государственном телевидении не ведется главным образом по причине отсутствия общенационального плана.
Резкие социально-демографические изменения последнего десятилетия привели к тому, что изменились не только качественные, но и структурные параметры российского общества, приобрел совершенно новый вид круг его потребностей. Отрасль физической культуры и спорта не может не учитывать этих изменений. В связи с этим существует необходимость изучения сегодняшних потребностей общества в регулярных занятиях детей и подростков физической культурой и проведения социологического исследования.
В этих условиях является совершенно необходимой разработка новых путей развития массового детско-юношеского спорта в интересах достижения социально-значимых целей политики государства.
Таким образом, осуществление комплекса мер по развитию детско-юношеского спорта, сохранению и совершенствованию инфраструктуры детско-юношеских спортивных школ должны стать одним из приоритетных направлений социальной политики государства и, как комплексное мероприятие, эти меры могут быть эффективно осуществлены только на основе программно-целевого подхода.
1.2. Детско-юношеский спорт в городе Нижнем Новгороде
Социально-демографические предпосылки
Социально-экономические преобразования последних лет сопровождаются такими негативными явлениями как рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, и общим ухудшением здоровья детско-юношеского населения нашего города.
Так, количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения с 226 в 2000 году в 2001 году возросло до 280. Высокими остаются показатели количества несовершеннолетних участников преступлений в 2000 и 2001 годах - соответственно 1358 и 1246, а также показатели числа преступлений, совершенных в эти же годы учащимися школ - 492 и 444. Показатели количества тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, также продолжают оставаться высокими - 1218 в 2000 году и 1127 в 2001 году.
Как в целом по стране, так и на территории Нижнего Новгорода, отмечается рост наркомании среди несовершеннолетних, увеличение числа беспризорных детей и детей, ведущих бродяжнический образ жизни. Наблюдается общее ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
По данным департамента здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода из года в год возрастает удельный вес детей, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата и зрения. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, а второе - болезни нервной системы.
Приведенные показатели указывают на то, что в целях профилактики и предотвращения пагубных пристрастий и криминализации детей и юношества, а также детской заболеваемости должны быть приняты неотложные меры.
Как уже отмечалось выше, физическая культура и спорт, как самые эффективные средства здорового образа жизни, должны быть признаны стратегическим направлением улучшения социально-демографической ситуации в городе Нижнем Новгороде.
Однако, для того, чтобы эти меры имели реальный эффект необходимо существенное улучшение ресурсного обеспечения детско-юношеского спорта в городе.
Краткий анализ состояния ДЮСШ города
В настоящее время в городе Нижнем Новгороде работают 41 детско-юношеская спортивная школа с общим контингентом занимающихся 21236 человек. За предыдущие годы ДЮСШ города претерпели ряд существенных преобразований в виде реорганизаций, переходов из одной структуры в другую, смены учредителя.
В результате преобразований контингент занимающихся снизился к 2002 году, при этом в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества занимающихся.
Основными задачами, которые призваны решать детско-юношеские спортивные школы города, являются:
- привлечение детей и юношества к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- физическое воспитание детей и подростков - привитие знаний и навыков в области гигиены человека, здорового образа жизни, обучение приемам оценки своего физического состояния;
- выявление способных детей и подростков для направления их в специализированные школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства и училища олимпийского резерва;
- подготовка резерва в сборные команды области и страны;
- оказание методической и организационной помощи общеобразовательным учреждениям в спортивной работе.
Эффективному решению задач препятствуют:
- слабость или отсутствие у спортивных школ собственной спортивной базы;
- недостаточное финансирование;
- недостаточность медицинских средств контроля и оказания первой медицинской помощи во время тренировочных занятий и соревнований;
- уровень квалификации тренерско-преподавательского состава;
- устаревшее методическое обеспечение занятий;
- дороговизна и недоступность качественной спортивной формы и инвентаря.
Следствия вышеназванных негативных явлений:
- отсев учащихся на начальных этапах подготовки (в среднем, до 30%);
- отток молодых тренерских кадров из-за невозможности укомплектовать группы достаточной численности (45 человек) для получения ставки;
- недоступность участия в соревнованиях для большинства учащихся высших этапов обучения по причине отсутствия у школ средств на учебно-тренировочные сборы и направление спортсменов на соревнования;
- нарушение принципа преемственности физического воспитания - взрослые новички по возрасту зачисляются в группы спортивного совершенствования;
- утрата интереса и мотивации воспитанников к занятиям в школе как следствие неадекватности спортивной базы, методик и средств обучения сегодняшним представлениям молодежи о мире спорта.
Все отмеченные выше явления осложняют реализацию огромного социального потенциала массового детско-юношеского спорта в нашем городе.
Неблагоприятным результатом экономических преобразований в стране является и то обстоятельство, что реорганизация исполнительных органов власти в соответствии с новым законодательством РФ привела к отсутствию достаточного количества квалифицированных специалистов по координации и контролю за деятельностью спортивных школ.
Так, в департаменте образования администрации города Нижнего Новгорода в настоящее время отсутствует должность специалиста по спортивным образовательным учреждениям, в то время как 20 спортивных школ города подведомственны именно департаменту образования.
Ключевой фигурой в организации учебного процесса в спортивной школе является тренер-преподаватель. Опытные тренеры нуждаются в получении новых знаний по своей профессии, но качественное и своевременное повышение квалификации для тренеров муниципальных ДЮСШ является сложной проблемой ввиду недостаточности средств областного бюджета на эти цели.
В настоящее время в школах города работают 609 тренеров-преподавателей. 76% из них - штатные единицы, остальные - совместители. Из числа штатных работников 62% имеют высшее образование и 39% - высшую категорию.
10% всех тренеров не имеют категории. На каждого тренера-преподавателя приходится в среднем 35 учеников.
Представленные цифры свидетельствуют о том, что каждый четвертый тренер является совместителем. Это весьма невысокие показатели для такого города как Нижний Новгород.
Мерами, которые следует принять для решения проблем ДЮСШ города, должны стать:
Научно-методическое обеспечение работы ДЮСШ.
Повышение уровня квалификации тренеров-преподавателей ДЮСШ.
Обеспечение достаточного финансирования спортивных школ.
Совершенствование работы по комплектованию ДЮСШ достаточным количеством квалифицированных тренеров-преподавателей.
Восстановление и развитие материально-спортивной базы спортивных школ города.
Проведение на территории города социологических исследований потребностей детей и подростков в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование у детей и подростков устойчивого интереса к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни с использованием СМИ, и, в первую очередь - телевидения как наиболее эффективного средства воздействия на общественное мнение.
Совершенствование организационного и нормативного обеспечения деятельности спортивных школ.
1.3. Законодательная основа Программы
Вопросы развития физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде регламентируются Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Названным Законом развитие физической культуры и спорта отнесено к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления.
Деятельность детско-юношеских спортивных школ как учреждений дополнительного образования детей осуществляется на основании Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании".
Федеральным и областным законодательством о местном самоуправлении развитие физической культуры и спорта отнесено к числу вопросов местного значения. При этом законодательный механизм исполнения компетенции органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта недостаточно разработан. В целом же правоведами отмечается, что законодательство о физической культуре и спорте является недостаточным и нуждается в дальнейшем развитии и приведении его в соответствие с действующим гражданским законодательством. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность спортивных школ и клубов, изданные в начале 90-х годов прошлого века, нуждаются в обновлении.
В существующих условиях требуется активная работа органов местного самоуправления по совершенствованию нормативно-правовой базы муниципальных детско-юношеских спортивных школ, а также всемерное содействие в получении ими государственных лицензий на право ведения образовательной деятельности и в подготовке их к аттестации.
Статьей 9 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что спортивные школы как учреждения дополнительного образования детей создаются в соответствии с Законом РФ "Об образовании" органами государственной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами и гражданами. При этом государство создает условия для укрепления существующей и создания новой материально-технической базы спортивных школ в целях решения стоящих перед ними задач обучения.
Такая база включает:
основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы - учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем;
дополнительную базу - плавательный бассейн, спортивные залы, летний спортивно-оздоровительный лагерь, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
бесплатное питание для учащихся спортивных школ, обучающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;
бесплатную спортивную форму и обувь для детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование находящихся в ведении органов местного самоуправления спортивных школ, а также финансирование участия их воспитанников во всероссийских соревнованиях осуществляется их учредителями за счет средств бюджета муниципального образования, а также за счет других, не запрещенных законодательством, источников.
2. Перечень программных мероприятий
Мероприятия | Исполнители | Срок реализации |
Объем (в тыс. руб.) и источники финансирования |
Итого | ||
2004 | 2005 | 2006 | ||||
Совершенствование нормативно- правовой базы ДЮСШ и ДЮКФП |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
2004-2006 | ||||
1.1. Подготовка проектов норма- тивных правовых актов админист- рации города Нижнего Новгорода а) по содержанию детских спор- тивных площадок; б) по освобождению от арендной платы при проведении детских спортивных мероприятий |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
2004 | ||||
1.2. Обеспечение получения спортивными школами государст- венных лицензий |
Районные администра- ции |
|||||
1.3. Подготовка к аттестации и аккредитации |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
|||||
2. Совершенствование образова- тельного процесса |
||||||
2.1. Повышение квалификации тре- неров-преподавателей на базе НИРО, СПГАФК им. Лесгафта |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
2004 -2006 | 10, 00 | 20, 00 | 20,00 | 50, 00 |
2.2. Проведение городского кон- курса программ развития фи- зической культуры и спорта |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму |
2005 | 10,00 | 10,00 | ||
2.3. Проведение научно-практи- ческих конференций и семинаров по вопросам развития образова- тельного процесса в спортивных школах |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
Ежегодно | 10, 00 | 12, 00 | 15, 00 | 37, 00 |
2.4. Обеспечение ДЮСШ и ДЮКФП методической литературой и специализированными периодичес- кими изданиями |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму |
Ежегодно | 15, 00 | 18, 00 | 20, 00 | 53, 00 |
2.5. Проведение городского кон- курса "Мастер педагогического труда в спорте" |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
Ежегодно | 12, 00 | 15, 00 | 20, 00 | 47, 00 |
2.6. Организация конкурса проек- тов социальных программ по прив- лечению "трудных подростков" к занятиям физической культурой и спортом |
Департамент образо- вания |
2004 | 8, 00 | 8, 00 | ||
2.7. Организация учебно-трениро- вочных сборов и соревнований |
Комитет по спорту, физкультуре и туриз- му, департамент обра- зования |
Ежегодно | 10112, 00 | 11450, 00 | 12040,00 | 33602, 00 |
3. Привлечение детей и подрост- ков к регулярным занятиям физи- ческой культурой и спортом |
Комитет по спорту, физкультуре и туриз- му, департамент обра- зования |
На весь период |
||||
3.1. Создание городского коорди- национного совета по вопросам развития физической культуры и спорта в г.Нижнем Новгороде |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму туризму, департамент образования |
2004 | ||||
3.2. Издание справочника о рабо- те городских спортивных клубов и школ |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму |
2005 | 6,00 | 6, 00 | ||
3.3. Организация проведения со- циологического исследования пот- ребностей в занятиях физи- ческой культурой и спортом |
Департамент образова- ния, комитет по спор- ту, физкультуре и ту- ризму |
2005 | 15, 00 | 15, 00 | ||
3.4. Распространение рекламной продукции по формированию здорового образа жизни |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму туризму, департамент образования |
В течение всего периода |
20, 00 | 25, 00 | 35, 00 | 80, 00 |
3.5. Еженедельный выпуск теле- программы, пропагандирующей фи- зическую культуру и здоровый образ жизни |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму |
2004-2006 | 900, 00 | 950, 00 | 1000, 00 | 2850, 00 |
4. Улучшение ресурсного обеспе- чения работы ДЮСШ и ДЮКФП |
||||||
4.1. Приобретение необходимого спортивного инвентаря 4.2. Оборудования |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму туризму, департамент образования |
2004-2006 | 1205, 00 500,00 |
1245, 00 520,00 |
1500, 00 815,00 |
3950, 00 1905,00 |
4.3. Ремонт спортивных сооруже- ний и помещений ДЮСШ |
Комитет по спорту, физкультуре и туризму туризму, департамент образования |
2004-2006 | 10658, 00 | 9178, 00 | 7398, 00 | 27234, 00 |
4.4.Аренда спортивных сооружений | Комитет по спорту, физкультуре и туризму туризму, департамент образования |
2004-2006 | 8002, 00 | 8502, 00 | 9060, 00 | 25564, 00 |
ИТОГО: | 2004-2006 | 31452, 00 | 32036, 00 | 31923, 00 | 95411, 00 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 июня 2003 г. N 40 "Об утверждении целевой программы "Комплекс... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.