Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области
от 27 июля 2000 г. N 195
"Об областной целевой программе "Отходы" на 2000 - 2004 г.г."
29 августа 2002 г.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 9 статьи 28 Устава Нижегородской области, распоряжением губернатора области от 25.11.98 N 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации промышленных отходов" Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Отходы" на 2000 - 2004 г.г. (далее - Программа).
2. Администрации области при формировании областных бюджетов на 2001 - 2004 г.г. предусмотреть финансирование мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области предусмотреть долевое финансирование.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экологии и природным ресурсам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания |
А.А.Козерадский |
Областная целевая Программа
"Отходы" на 2000 - 2004 г.г.
(утв. постановлением Законодательного Собрания
от 27 июля 2000 г. N 195)
29 августа 2002 г.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в паспорт настоящей Программы
1. Паспорт областной целевой Программы "Отходы"
на 2000 - 2004 г.г.
Наименование Программы:
Областная целевая программа "Отходы" на 2000 - 2004 г.г. (далее - Программа).
Дата принятия решения по разработке Программы, наименование и номер документа:
Распоряжение губернатора области от 25.11.98 N 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации промышленных отходов".
Постановление Законодательного Собрания от 25.02.99 N 40 "О программе законопроектной и нормотворческой работы Законодательного Собрания области на 1999 год".
Государственный заказчик и разработчик:
Администрация Нижегородской области, департамент по охране природы и управлению природопользованием, Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской области.
Сроки реализации Программы:
2000 - 2004 г.г.
Ожидаемые конечные результаты:
На этапе разработки Программы (2000 г.) формируется нормативно - правовая база, проводятся конкурсные отборы исполнителей. Результатом выполнения первого этапа Программы (2000-2001 г.г.) является стабилизация процесса накопления отходов в Нижегородской области и переработка или утилизация наиболее токсичных их видов. Результатом выполнения второго этапа Программы (2002-2004 г.г.) является существенное сокращение количества накопленных ранее и производимых малотоксичных промышленных и бытовых отходов и улучшение экологической обстановки в регионе.
Объемы и источники финансирования:
Общая сумма финансирования - 81696,0 тыс. руб.
по источникам распределяется следующим образом:
/---------------------------------------------------------------------\
| | тыс. руб. | % |
|----------------------------------------------+-------------+--------|
| областной бюджет | 5500,0 | 6,7 |
|----------------------------------------------+-------------+--------|
| местные бюджеты | 7100,0 | 8,7 |
|----------------------------------------------+-------------+--------|
| экологические фонды | 20264,0 | 24,8 |
|----------------------------------------------+-------------+--------|
| собственные средства исполнителей | 31517,0 | 38,6 |
|----------------------------------------------+-------------+--------|
| прочие источники (внебюджетные фонды, | 17315,0 | 21,2 |
| спонсирование, иностранные инвестиции и т.д. | | |
\---------------------------------------------------------------------/
Система контроля исполнения Программы:
Контроль и координацию работ по Программе осуществляет комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
2. Программные мероприятия
2.1. Промышленные отходы
2.1.1. Ртутьсодержащие отходы
Отходы данной группы относятся к 1 классу токсичности и являются одними из наиболее опасных для здоровья человека отходов.
Подавляющее большинство ртутьсодержащих отходов представляет собой отходы потребления, т. е. отработанные ртутьсодержащие приборы (ОРП). Система утилизации ОРП в области построена на деятельности участков трех предприятий по сбору и первичному обезвреживанию (демеркуризации) ртутных отходов: МУП "Спецзавод N 1 по переработке ТБО", г. Н.Новгород, ОАО "Гидроагрегат", г. Павлово и МУП РСП (ремонтно - строительное предприятие), г. Саров. Фактически этими предприятиями в 1998 году переработано 290677 штук люминисцентных ламп и 135 штук игнитронных контакторов с общим содержанием ртути 0,3448 т.
В Нижнем Новгороде проблема переработки ОРП в принципе решена; на территории области сохраняется значительное количество металлической ртути и ртутьсодержащих отходов, сбор и вывоз которых не организован.
Остро стоит проблема размещения ртутьсодержащих отходов сельскохозяйственного производства (ядохимикатов), объемы накопления которых составляют 10,5 тонн.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
Программные мероприятия по разделу
"Ртутьсодержащие отходы"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
всего | облас. бюджет |
мест. бюд- жет |
эко- фонд |
собс. сред- ства |
про- чие |
|||
Строительство централизованного временного храни- лища запрещенных, в том числе ртуть- содержащих ядохи- микатов, загряз- ненных грунтов и материалов |
Сбор и безопасное хранение всех ртуть- содержащих ядохимикатов, загрязненных грунтов и материалов Нижегородской области |
2001- 2004 г.г. |
5000,0 | 5000,0 | - | - | - | - |
2.1.2. Отходы гальванических производств
Гальваношламы в подавляющем большинстве относятся к 3-4 классу опасности и представляют собой осадки локальных (станции нейтрализации) или заводских очистных сооружений, на которых происходит выделение ионов тяжелых металлов в виде нерастворимых (окислы, сульфиды) и малорастворимых (гидроокиси) соединений.
В качестве временной меры по утилизации гальваношламов может применяться их складирование на специально оборудованных участках полигонов твердых бытовых отходов. Это снижает накопление их на предприятиях, однако применимо только для отходов 3-4 класса, т. к. имеются ограничения по их химическому составу.
Шламы с высоким содержанием цветных и редких металлов могут быть переработаны путем извлечения из них вышеуказанных компонентов. Такая технология реализована в Нижнем Новгороде на базе завода им. Фрунзе, где функционирует установка по утилизации собственных гальваношламов производительностью 200 тонн в год.
Особое значение и перспективу как с экологической, так и с экономической точки зрения имеют комплексные технологии предотвращения образования гальваношламов, примером которых является технология производства удобрений и активных кормовых добавок. Разработчиком ее является АОЗТ "МиБАС", г. Нижний Новгород. В качестве биологически активных компонентов при производстве удобрений, кормовых добавок, консервантов используются отходы гальванических производств.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III настоящая таблица изложена в новой редакции
Программные мероприятия по разделу
"Отходы гальванических производств"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мест. бюд- жет |
эко- фонд |
соб- ств. ср-ва |
прочие | |||
Ввод в эксплуата- цию участка по производству пигментной пасты из гальваношламов на АО "РУМО", г.Нижний Новгород |
Утилизация галь- ваношламов, по- лучение товарной продукции |
2000 г | 1250,0 | - | - | - | 1250,0 | - |
Утилизация метал- лосодержащих (медь-, цинк-, железо- и др.) отходов гальвани- ческих произ- водств, древесной коры ОАО "Волга" и отходов птице- фабрик |
Утилизация опас- ных отходов и выпуск ценных микроэлементосо- держащих соеди- нений |
2002 г | 1800,0 | - | - | 400,0 | 400,0 | 1000,0 |
Утилизация при- шедших в негод- ность и запрещен- ных ядохимикатов |
Утилизация более 360 тонн пришед- ших в негодность и запрещенных ядохимикатов |
2002 г | 7000,0 | - | - | - | - | 7000,0 |
2.1.3. Нефтесодержащие отходы и кислые гудроны
К этой группе относятся отходы 2 и 3 классов токсичности: отработанные нефтепродукты, масла, растворители, отходы лакокрасочных материалов, содержащие нефтепродукты опилки, бумага. Как правило, эти отходы обладают горючими свойствами.
Традиционными способами их утилизации являются сжигание, перегонка с дальнейшим возвратом в технологический цикл, централизованный сбор с последующей переработкой на нефтеперерабатывающих заводах.
Сжигание жидких отработанных растворителей осуществляется на установках "Вихрь" (НИИИС, АО "Сокол", АО "Красное Сормово" и др.). Утилизация промасленной ветоши осуществляется на ОАО "ГАЗ", АО "Пластик" (г. Дзержинск). Отработанные нефтепродукты 2 класса токсичности (ежегодное образование - 4000 т), образующиеся на предприятиях, централизованно сдаются на Сормовскую нефтебазу (90%), утилизируются с возвратом в техпроцессы на предприятиях (8%) и сжигаются (2%).
Остается нерешенной проблема сбора отработанных масел у владельцев личного автотранспорта, от гаражных кооперативов и на платных стоянках. Для ее решения необходим нормативный акт, регламентирующий отношения между сдатчиками, сборщиками отработанных нефтепродуктов и государственными органами, стимулирующий сбор и сдачу нефтепродуктов.
К числу приоритетных относится проблема утилизации кислых гудронов. В прудах - накопителях (копанях) хранится 211500 т кислых гудронов - продуктов сернокислотной очистки масел, создающих угрозу загрязнения грунтовых вод, в частности, Тепловского водозабора г. Дзержинска. Технологии их переработки, предложенные в 70-80-х годах, не получили развития в силу недостаточной проработки или экономических причин (удорожание реагентов и отсутствие потребителей).
В 1998-1999 г.г. предложены разработки, основанные на учете экологических и экономических факторов, при этом кислые гудроны перерабатываются в ликвидные продукты (топливо, кокс, активные угли, удобрения). Технико - экономические обоснования разработок представлены для конкурсного отбора, технологии экономически окупаемы и основаны на использовании собственных средств (на 90%) предприятий - заявителей.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
Программные мероприятия по разделу
"Нефтесодержащие отходы и кислые гудроны"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мес. бюд- жет |
эко- фонд |
собст. средс- тва |
прочие | |||
Разработка промыш- ленной установки по утилизации кис- лых гудронов в продукты, исполь- зуемые в народном хозяйстве ном хозяйстве |
2000 г 2001 г |
900,0 200,0 |
- 200,0 |
- - |
150,0 - |
750,0 - |
- - |
|
Строительство промышленной установки по утилизации кислых гудронов |
Ликвидация прудов-на- копителей кислых гудронов |
2004 г | 6000,0 | - | - | - | 6000,0 | - |
Организация произ- водства переработ- ки битумсодержащих отходов кровли жилых и промышлен- ных зданий,отходов картонно-рубероид- ного завода с получением строи- тельного битума и холодной мастики |
Предотвра- щение воз- можности сжигания и вывоза на несанкцио- нированные свалки опасных отходов и выпуск строитель- ного битума |
2002 г | 2900,0 | - | - | 300,0 | 1000,0 | 1600,0 |
(*) Стоимость ориентировочная.
(**) Средства, включенные в бюджетную заявку Федеральной целевой программы "Отходы".
2.1.4. Нефтешламы и негорючие органические отходы
В данном разделе рассматриваются следующие виды отходов:
а) осадки механической очистки промстоков с содержанием нефтепродуктов до 5% (результат технологических процессов мойки транспортных средств) относятся к 3-4 классу токсичности. Образуется ежегодно более 5600 т нефтесодержащих осадков, 50% которых вывозится на полигоны, 30% - складируется на территориях предприятий, 5-10% - передается на асфальтобетонные заводы. Традиционным, но не лучшим путем решения проблемы размещения является их частичное обезвоживание за счет естественной сушки на обвалованных площадках с гидроизоляцией и последующим вывозом подсохшего осадка на полигон;
б) кубовые остатки и осадки тяжелых фракций нефтепереработки и мазутных хозяйств. Таких отходов на полигоне промотходов ОАО "ЗМЗ", г. Заволжье находится 110820 т, на территории АО "НОРСИ", г. Кстово - 20000 тонн. В 1998 г. на предприятии введена в действие перерабатывающая установка "Флоттвег";
в) промасленная окалина. Ежегодно на ОАО "ВЗМ" (г. Выкса) образуется до 2000 т. Вопрос утилизации не решен;
г) отработанная смазка "Униол". Ежегодно на ОАО "ВМЗ" образуется 13,5 т отходов данного вида. Вопрос утилизации не решен;
д) жидкие отходы (2-3 класс токсичности) предприятий бытового обслуживания населения (химчисток), использующих импортные технологии с применением перхлорэтилена. Утилизация отходов проводится на опытной установке на производственной базе Нижегородского государственного университета. Установка обеспечивает утилизацию высокотоксичного отхода до чистого перхлорэтилена и нетоксичного сухого остатка. Необходима реконструкция этой установки с целью увеличения ее производительности.
Программные мероприятия по разделу
"Нефтешламы и негорючие органические отходы"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мес. бюд- жет |
эко- фонд |
соб- ств. с-ва |
про- чие |
|||
Утилизация не- фтешламов на установке "ФЛОТТВЕГ" на ОАО "НОРСИ" |
Переработка 150 тыс. т в год не- фтешламов. Воз- врат в производ- ства до 30 тыс. тонн нефтепроду- ктов |
2000- 2004 г.г. |
Эксплуатационные затраты предприятия |
|||||
Реконструкция опытной уста- новки утилиза- ции жидких от- ходов, содержа- щих перхлорэ- тилен |
Увеличение про- изводительности установки до 12 тонн в год. Ре- шение проблемы накопления отхо- дов перхлорэти- лена в г.Нижнем Новгороде |
2000 г | 150,0 | - | - | 100,0 | 50,0 | - |
2.1.5. Шлаковые и золошлаковые отходы
Источником их образования являются предприятия металлургического, машиностроительного и энергетического комплекса Нижегородской области. Они могут быть объединены в одну группу как по классу токсичности (4 класс или нетоксичные), так и по химическому составу (смесь оксидов металлов с широким диапазоном колебаний состава).
Основные накопления отходов металлургического производства находятся на шлакоотвалах АО "Нижегородский машиностроительный завод", АО "Выксунский металлургический завод", ОАО "Волговятсквторцветмет", АО "Красное Сормово".
Шлакоотвал АО "Нижегородский машиностроительный завод" находится в районе ст. Варя. Площадь шлакоотвала около 13 га, на нем размещено примерно 2,5 млн. т. Переработка залежей шлакоотвала осуществляется на технологической установке "ЛС1-Сотраше 5" (Финляндия), выпускаемая продукция - щебень шлаковый различных фракций. Одновременно магнитной сепарацией отделяется металлолом (25-27% по массе от исходных отходов). Производительность установки - до 60000 тонн в месяц, что обеспечит к 2001 году полную переработку шлакоотвала. Частичное погашение затрат на приобретение установки и эксплуатационные расходы происходит за счет реализации металлолома и щебня для дорожного строительства.
Шлакоотвал АО "Выксунский металлургический завод" существует с 1932 г., на нем размещено более 1 млн. т отходов. На шлакоотвале работает установка по переработке металлургических отходов в шлаковый щебень. За 1998 год переработано 72 тыс. тонн отходов, при объеме образования 279 тыс. тонн (за 1998 год). С приобретением и пуском в эксплуатацию установки среднего дробления производительностью 48 тыс. тонн в год планируется перерабатывать свыше 100 тыс. тонн отходов металлургического производства. Реализуется шлаковый щебень строительным организациям и предприятиям для дорожных покрытий.
Шлакоотвал ОАО "Волговятсквторцветмет" занимает площадь 25 га. На 01.01.98 накоплено более 300 тыс. тонн шлаков производства алюминия. Отвальные шлаки представляют интерес для строительства и стройиндустрии.
В настоящее время выполнены проектно - изыскательские работы по переработке шлака в "вяжущее" для применения в стройиндустрии, разработан проект по строительству завода по производству "вяжущего", выбрано место под строительство. Работы по выполнению проектных работ велись с привлечением средств облэкофонда. Для строительства завода необходимы средства инвесторов, общие затраты на создание производства составляют 9700000 рублей.
На свалке АО "Красное Сормово" на площади 4 га накоплено 50 тыс. тонн металлургических отходов. Организацией ведется подготовительная работа по организации переработки отходов по технологии, аналогично действующей на АО "Нижегородский машиностроительный завод".
Основную массу золошлаковых отходов, накопленных в Нижегородской области, составляют отходы Игумновской ТЭЦ, которые размещены на промплощадке предприятия в пойме р. Оки. Из предложенных ранее технологий наиболее перспективной является переработка их в строительные материалы. Однако отсутствие предложений со стороны инвесторов свидетельствует о низкой окупаемости вложений в переработку данного вида отходов.
Программные мероприятия по разделу
"Шлаковые и золошлаковые отходы"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпо- лне- ния |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мест- бюд- жет |
эко- фонд |
собст. средс- тва |
про- чие |
|||
Переработка от- ходов металлур- гического про- изводства АО "Нижегородский металлургичес- кий завод" в шлаковый щебень различных фрак- ций на техноло- гической уста- новке "ЮКИ-Ком- панис" (Финлян- дия) |
Переработка отходов в количестве 600 тыс.тонн в год с лик- видацией шлакоотвала НМЗ к 2001 году |
2000- 2001 г.г. |
3367,0 в год |
- | - | 1000,0 в год (*) |
2367,0 в год |
- |
Приобретение и монтаж установ- ки среднего дробления отхо- дов металлурги- ческого произ- водства СМД-131 на АО "Выксунс- кий металлурги- ческий завод" |
Переработка шлакоотвала с производи- тельностью 48 тыс. тонн в год |
2000- 2001 г.г. |
2500,0 | - | - | - | 2500,0 | - |
Строительство завода по пере- работке шлака в цементы на ОАО "Волговятс- квторцветмет" |
2001 г. |
9700,0 | - | - | - | 9700,0 | - |
(*) Средства экологического фонда г. Нижний Новгорода
2.1.6. Отходы сельскохозяйственного производства
В Нижегородской области на птицеводческих фабриках ежегодно образуется около 200 тыс. тонн отходов. Эти отходы отличаются высокой водонасыщенностью, их трудно транспортировать и хранить. Невозможность их быстрого использования без предварительной дезинфекции и перевода в формы, пригодные для применения в качестве удобрений, приводит к накоплению этих отходов в значительных количествах на ограниченных территориях (как правило, в районах расположения птицеводческих комплексов). Накопление и хранение их без соблюдения необходимых условий приводит к долговременному загрязнению и изменению состава почв, загрязнению атмосферного воздуха. Вредные химические компоненты отходов загрязняют поверхностные и подземные водоисточники, что значительно ухудшает экологическую обстановку и оказывает вредное влияние на здоровье людей.
В Нижегородской области при переработке отходов птицефабрик применяются наиболее перспективные технологические и экологически безопасные методы, основанные на комплексном подходе вовлечения в цикл переработки отходов нескольких видов. На данной стадии развития финансирование работ осуществляется из средств предприятия - производителя отходов (птицефабрика), средств предприятия - переработчика и, частично, средств облэкофонда как временной финансовой поддержки для становления комплекса переработки.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
Программные мероприятия по разделу
"Отходы сельскохозяйственного производства"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мес. бюд- жет |
эко- фонд |
собс. сред- ства |
про- чие |
|||
Утилизация коры и отходов целлю- лозно - бумажной промышленности совместно с от- ходами сельско- хозяйственного производства и производство ор- гано-минеральных удобрений, мине- ральных удобре- ний "КПК Л" |
Утилизация до 25 тыс. тонн в год древесных отходов, до 10 тыс.тонн сельскохо- зяйственных отходов, до 18 тонн био- генных металлов |
2000г. 2001- 2002 г.г. |
1200,0 1290,0 |
- - |
- - |
100,0 150,0 |
300,0 500,0 |
800,0 (**) 640,0 (**) |
Строительство и пуск в эксплуа- тацию цеха сушки органических удобрений |
Производство органических удобрений |
2003- 2004 г.г. |
550,0 | - | - | 275,0 | - | 275,0 |
Пуск участка по переработке от- ходов агропро- мышленного ком- плекса ОАО "ГАЗ" в органические удобрения |
Утилизация 4000 тонн в год сельско- хозяйствен- ных отходов солома, опи- лки, навоз) |
2001 г | 2079,0 | - | - | 2079,0 (горо- дской эко- фонд) |
- | - |
(**) Финансирование, выделяемое на компенсацию средств химизации из федерального бюджета
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III пункт 2.1 раздела 2 дополнен новым подпунктом 2.1.7
2.1.7. Строительство полигона промотходов в г. Дзержинске
Одной из главных экологических проблем Нижегородской области является отсутствие специализированного полигона по хранению и захоронению промышленных отходов. В связи с концентрацией крупнейших производственно-хозяйственных комплексов в г. Дзержинске проблема загрязнения территории токсичными отходами является наиболее приоритетной в сфере охраны окружающей среды. В 2002 году планируется начало строительства первой очереди полигона промышленных отходов II и III класса опасности для предприятий г. Дзержинска.
Программные мероприятия по разделу "Строительство полигона промотходов
в г. Дзержинске"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мест. бюджет |
эко- фонд |
соб- ств. ср-ва |
прочие | |||
Строительство полигона промотходов в г. Дзержинске |
Безопасное хра- нение и захоро- нение токсичных промотходов |
2003 г | 4000,0 | - | 2000,0 | 2000,0 |
2.2. Твердые бытовые отходы
Отходы данной группы являются нетоксичными и наиболее тоннажными. Годовой объем образования твердых бытовых отходов (ТБО) в Нижегородской области на 01.01.98 составил более 3 млн. куб. метров, в том числе в Нижнем Новгороде - 1,5 млн. куб. метров. Размещение ТБО производится на 110 объектах: 8 полигонах, 64 санкционированных и 38 несанкционированных свалках общей площадью 1100 га. Большинство свалок не отвечает нормативным требованиям для полигонов твердых бытовых отходов. Требует решения вопрос ликвидации несанкционированных свалок, являющихся фактором ухудшения экологической обстановки.
Система утилизации ТБО в области построена на деятельности муниципальных предприятий и частных фирм (ПКФ "Улсандор", г. Арзамас, ТОО "Олимп", г. Кстово, кооператив "Спарклер", г. Выкса, ПКФ "Экология", г. Богородск, МП "Спецзавод N 1", г. Нижний Новгород).
С целью улучшения экологического состояния г. Нижний Новгород с августа 1997 года в нагорной части города введена и работает мусороперегрузочная станция (МПС). Объем перегрузки ТБО в день на МПС составляет 740 куб. метров. За год объем перегрузки твердых бытовых отходов на МПС составил 59620 куб. метров.
Продолжает биотермическую переработку бытовых отходов от Автозаводского и Ленинского районов г. Нижний Новгород МП "Спецзавод N 1". За прошедший год от переработки поступивших 170740 куб. метров ТБО было получено 1330 тонн компоста и отсортировано 40 тонн металла.
На территории Центрального рынка фирмой ООО "Промкомплект-НН" организован первичный сбор, сортировка и брикетирование бытовых отходов. Эксплуатация одной установки позволяет обработать 30 тыс. куб. метров отходов за год, после чего они поступают на переработку. В составе этих отходов преобладает бумага и картон.
Очевидно, что мощностей по переработке ТБО в Нижегородской области явно не хватает. Оборудованные полигоны ТБО занимают большие площади, их мощности ограничены, а в крупных городах - близки к наполнению.
Перспективными направлениями переработки и решения проблем размещения ТБО для Нижегородской области являются:
2.2.1. Внедрение системы раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО) населением с направлением органической части ТБО для получения компостов
Начало реализации данной технологии - 1998 год, г. Арзамас. Прототипом для развития явилась нидерландская установка фирмы "Хасконинг". Объект переработки - органическая часть ТБО в количестве до 6000 куб. метров в год. Результат переработки - экологически чистые органические удобрения (компост) в количестве до 2000 тонн в год. Стоимость оборудования составляет 5-6 млн. рублей; обслуживающий персонал - 12 человек.
Опыт эксплуатации установки показал перспективность ее использования при организации безотходного, непрерывного, экологически безопасного и экономически целесообразного технологического цикла, обеспечивающего переработку 25 - 30% ТБО. С 2000 г. организуется серийный выпуск оборудования на Выксунском заводе "Дробмаш". Организацией опыта распространения данной технологии занимается государственное учреждение "Экология региона" в соответствии с распоряжением Губернатора области от 02.07.99 N 1172-р "О создании государственного учреждения Нижегородской области "Дирекция программы "Экология региона".
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
Программные мероприятия по разделу
"Твердые бытовые отходы. Организация раздельного сбора ТБО"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мест. бюджет |
эко- фонд |
соб- ств. ср-ва |
прочие | |||
Освоение проект- ной мощности установки "Хас- конинг" по пере- работке органи- ческой части ТБО в компост и усо- вершенствование системы раздель- ного сбора ТБО населением в г.Арзамасе |
Переработка до 6000 куб.м/год органических ТБО, производ- ство до 2000 т/год экологически чистого компоста |
2000 г | 2000,0 | - | - | - | - | 2000,0 Грант Бри- танс- кого Совета |
Строительство полигона твердых бытовых отходов в г.Балахне |
Обеспечение безопасных условий размещения ТБО |
2002 - 2004 гг. |
4000,0 | - | 2000,0 | 2000,0 | - | - |
Организация и работа государс- твенного учреж- дения "Дирекция программы "Эко- логия региона" (ГУ ДПЭР) |
Обеспечение сбыта и реали- зации в области и за ее преде- лами 5 устано- вок по производству компоста из ТБО |
2000- 2001 г.г. |
1300,0 | 300,0 | - | - | 1000,0 | - |
Строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Кулебаки |
Улучшение эко- логической обс- тановки, защита подземных исто- чников водо- снабжения |
2004 г | 2000,0 | - | 1000,0 | 1000,0 | - | - |
Строительство полигона ТБО в г. Володарске |
-//- | 2004 г | 1500,0 | - | 500,0 | 1000,0 | - | - |
Строительство полигона ТБО в с. Вад |
-//- | 2003 г | 1200,0 | - | 600,0 | 600,0 | - | - |
Строительство полигона ТБО в р.п. Б.Мурашкино |
-//- | 2003 г | 2000,0 | - | 1000,0 | 1000,0 | - | - |
Организация сор- тировки мусора на свалке ТБО г.Бор |
Уменьшение пло- щади складиро- вания отходов, использование вторичных ресурсов |
2004 г | 1410,0 | - | - | 1410,0 | - | - |
2.3. Вторичные материалы
К отходам данной группы относятся материалы, представляющие практическую ценность для дальнейшего использования, - макулатура, цветные и черные металлы, стекло, шины, текстиль, отходы полимеров, образующиеся как при производстве, так и при потреблении. Все предприятия и организации города, образующие вторичные материальные ресурсы (ВМР), обязаны либо утилизировать их на собственном производстве, либо передавать специализированным организациям, занимающимся их сбором и переработкой.
Ориентировочное количество ВМР, образующееся в г. Нижний Новгород при потреблении и рассчитанное по среднему составу твердых бытовых отходов для районов Поволжского региона, составляет:
металл черный - 7800 тонн в год, металл цветной - 100 тонн в год, полимеры - 2000 тонн в год, стекло - 12500 тонн в год, макулатура - 68000 тонн в год.
Определить количество ВМР, образующееся на предприятиях всех форм собственности и ведомственной принадлежности, не представляется возможным.
Наиболее крупными переработчиками ВМР в городе являются ОАО "Втормет", ОАО "Волговятсквторцветмет", ЗАО "Зареченское", АООТ "Нижегородкровля", ЗАО "ГОСТХИМПРОМ", ТОО ПЗП "Экология - Дзержинск - Вторсырье", АО "НИКА - ПЛЮС". Сбор и переработка осуществляется, в основном, на коммерческой основе с привлечением собственных средств предприятий.
Перспективным направлением работы с вторичными материальными ресурсами является совершенствование организационных мероприятий по учету и сбору вторичных материалов и оказание помощи специализированным предприятиям по приобретению современного высокопроизводительного оборудования для переработки различных видов вторичных материалов. Такая помощь должна быть реализована на конкурсной основе путем предоставления льготных кредитов, заемных средств на приобретение оборудования.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
Программные мероприятия по разделу
"Вторичные материалы"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мест. бюджет |
экофонд | соб- ств. ср-ва |
прочие | |||
Организация сис- темы сбора отхо- дов полиэтилен- терефталата (ПЭТ) - пластмас- совой тары. Согласование проектно-техноло- гической докумен- тации на произ- водство изделий из ПЭТ на ЗАО "ГОСТХИМПРОМ", г.Нижний Новгород |
Организация пунктов приема у населения используемой пластиковой тары |
2000 г | 400,0 | - | - | 200,0 | 200,0 | - |
Организация производства полимеров |
Переработка 340 т/год ПЭТ отходов |
2002 г | 2200,0 | - | - | 1000,0 | 1200,0 | - |
Организация про- изводства перера- ботки макулатуры в бугорчатые про- кладки для кури- ных яиц на ЗАО "Зареченское", г. Н.Новгород |
Вовлечение в хо- зяйственный обо- рот ценных вто- ричных матери- альных ресурсов |
2002 г | 6800,0 | - | - | 4000,0 (3000,0 эколог. фонд г. Н.Нов- город |
2800,0 | - |
Переработка дре- весных отходов на Семеновской фаб- рике "Хохломская роспись" |
-//- | 2002 г | 3000,0 | - | - | 1500,0 | 1500,0 | - |
3. Подготовка кадров в сфере обращения с отходами
Для эффективной реализации программы "Отходы" потребуются кадровые резервы - руководители и специалисты, обладающие необходимой подготовкой и квалификацией в области управления и внедрения современных экологически безопасных технологий обращения с отходами.
В качестве подготовительного этапа реализации программы в 1999 году выполнены следующие мероприятия:
а) реализация проекта "ТАСИС" - "Подготовка кадров по управлению охраной окружающей среды в бассейне р. Волга". Цель проекта - подготовленные и протестированные программы и учебно - методический материал, подготовка базовых преподавателей по проблеме обращения с отходами по курсам:
- Управление обращения с отходами;
- Контроль промышленного загрязнения, более чистые технологии;
- Экономика природопользования и экономические инструменты управления охраной окружающей среды.
В развитие проекта в 2000 году будет подготовлено 45 преподавателей, которые могут обеспечить в 2001 году подготовку и переподготовку 900 работников управления и специалистов в сфере обращения с отходами в Нижегородской области.
б) подготовка на базе Межотраслевого института повышения квалификации предпринимателей, работающих с ломом цветных и черных металлов (200 человек ежегодно).
Программные мероприятия по разделу
"Подготовка кадров в сфере обращения с отходами"
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Срок выпол- нения |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
всего | обл. бюд- жет |
мес. бюд- жет |
эко- фонд |
соб. сре- дст. |
прочие | |||
Подготовка пре- подавателей по трем курсам сфе- ры обращения с отходами |
Будут подго- товлены и снабжены уче- бно-методиче- скими матери- алами 45 пре- подавателей |
2000 г | 4000,0 | - | - | - | - | 4000,0 Средс- тва прог- раммы ТАСИС |
Подготовка и пе- реподготовка ра- ботников управ- ления и специ- алистов в сфере обращения с от- ходами |
Будут подго- товлены 900 работников управления и специалистов |
2001 г | Средства предприятий и организаций |
4. Нормативно - правовое обеспечение
реализации Программы
Управление движением отходов должно основываться на сочетании административно - правового воздействия с обеспечением материального стимулирования научно - исследовательских работ и отдельных хозяйственных субъектов, эффективно внедряющих малоотходные технологии, занимающихся переработкой и обезвреживанием токсичных отходов. Обязательным условием управления отходами является осуществление строгого контроля за надлежащим выполнением всех нормативов, требований, предписаний специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
Нормативно - правовое регулирование обращения с отходами на региональном уровне может быть решено в виде программы, где отражаются текущие проблемы и задачи на перспективу с учетом региональных особенностей.
В связи с отсутствием или недостаточностью в настоящее время необходимых льгот предприятиям для стимулирования использования отходов необходимо создание системы финансово - экономических рычагов стимулирования использования отходов и внедрения экологически безопасных методов их обезвреживания.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III внесены изменения в настоящую таблицу
/----------------------------------------------------------------\
| Название проекта | Разработчики | Срок |
| нормативного акта | |выполнения |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Постановление Законодетель-|Департамент по охране | 2000 г. |
|ного Собрания Нижегородской|природы и управлению | |
|области "Об утверждении |природопользованием, | |
|областной целевой программы|Комитет по экологии, | |
|"Отходы" |природным ресурсам и | |
| |природопользованию | |
| |Законодательного | |
| |Собрания | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Закон Нижегородской области|Нижегородгоскомэкологии,| 2000 г. |
|"Об отходах производства и |департамент по охране | |
|потребления" |природы и управлению | |
| |природопользованием | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Постановление Законодетель-|Департамент по охране | 2000 г. |
|ного Собрания Нижегородской|природы и управлению | |
|области "Об утверждении|природопользованием, | |
|положения о размещении |Нижегородгоскомэкологии,| |
|промотходов 3-4 класса |Центр государственного | |
|опасности на полигонах |санитарно-эпидемиологи- | |
|твердых бытовых отходов |ческого надзора в Ниже- | |
|в Нижегородской области" |городской области, Ни- | |
| |жегородский государст- | |
| |венный университет, | |
| |Комитет по экологии, | |
| |природным ресурсам и | |
| |природопользованию | |
| |Законодательного | |
| |Собрания | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Распоряжение губернатора |Департамент по охране | 2000 г. |
|области "О мерах по реали- |природы и управлению | |
|зации Федерального закона |природопользованием, | |
|"Об отходах производства и |Нижегородгоскомэкологии | |
|потребления" | | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Распоряжение губернатора |Департамент по охране | 2000 г. |
|области "О проведении |природы и управлению | |
|эксперимента по вторичному |природопользованием, | |
|использованию полимерных |Нижегородгоскомэкологии | |
|отходов" | | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Постановление губернатора |Департамент по охране | 2001 г. |
|области "Об утверждении |природы и управлению | |
|Положения о корректировке |природопользованием, | |
|платы за размещение отходов|Нижегородгоскомэкологии | |
|на территории Нижегородской| | |
|области" | | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Закон Нижегородской области|Нижегородгоскомэкологии,| 2001 г. |
|"О безопасном обращении |департамент по охране | |
|с пестицидами" |природы и управлению | |
| |природопользованием, | |
| |Департамент сельского | |
| |хозяйства, пищевой и | |
| |перерабатывающей | |
| |промышленности | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Постановление Правительства|Правительство | 2002 г. |
|Нижегородской области |Нижегородской области | |
|"Об изменении тарифов на | | |
|обезвреживание твердых | | |
|бытовых отходов" | | |
|---------------------------+------------------------+-----------|
|Закон Нижегородской области|Комитет по экологии, | 2002 г. |
|"О целевом бюджетном фонде |природопользованию и | |
|"Областной экологический |градостроительству | |
|фонд" |Законодательного Собра- | |
| |ния, комитет охраны | |
| |природы и управления | |
| |природопользованием | |
| |Нижегородской области | |
\----------------------------------------------------------------/
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Финансирование мероприятий областной
целевой Программы "Отходы"
(сводная таблица)
NN | Сроки финанси- рования |
Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
Областной бюджет |
Местные бюджеты |
Экофонды | Собствен- ные средства |
Прочие источники |
Всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2001- 2004 г.г. |
5500,0 | 7100,0 | 20264,0 (в том числе 6079,0 - городской экофонд |
31517,0 | 17315,0 | 81696,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 июля 2000 г. N 195 "Об областной целевой программе "Отходы" на 2000 - 2004 гг."
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 182 от 27 сентября 2000 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 200-III