Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 45. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями референдума
1. Сразу после объявления председателем участковой комиссии референдума об окончании голосования и завершения голосования участниками референдума, присутствующими на участке референдума, начинается подсчет голосов участников референдума.
2. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно. Подсчет голосов участников референдума должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона.
3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, все неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетени под словами "да" и "нет"), затем оглашают и заносят в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования. После этого члены участковой комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 16 протокола и в его увеличенную форму.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список (без учета участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях);
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число досрочно проголосовавших участников референдума;
д) число открепительных удостоверений для голосования на референдуме, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума;
е) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на референдуме на участке референдума.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается членом комиссии референдума с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума, лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии референдума. После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 27 настоящего Закона.
6. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума по бюллетеням для голосования на референдуме председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией референдума.
7. Оглашаются и заносятся в строки 13, 14 и 15 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму следующие данные:
а) число открепительных удостоверений для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией референдума;
б) число открепительных удостоверений для голосования на референдуме, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума;
в) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на референдуме на участке референдума.
8. Затем в строки 3, 5 и 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы оглашаются и заносятся следующие данные:
а) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2-9 статьи 42 настоящего Закона;
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
9. После этого председатель или секретарь участковой комиссии обеспечивает хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных протокола об итогах голосования, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи.
10. Затем председатель участковой комиссии референдума проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
11. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии референдума, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен обзор действий членов участковой комиссии референдума для всех присутствующих при подсчете.
12. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия референдума отделяет бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Указанные бюллетени при подсчете голосов не учитываются.
13. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими участниками референдума, затем - с бюллетенями, оставленными участниками референдума, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа участников голосования, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов участников референдума лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени для голосования неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал досрочно, либо число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, то все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы и не учитывается при непосредственном подсчете голосов участников референдума. Эти бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае нарушения при проведении голосования вне помещения для голосования пункта 12 статьи 43 настоящего Закона об этом составляется акт, а бюллетени, признанные недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой комиссии референдума сортируют бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "да" или "нет", содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования на референдуме.
При сортировке члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене для голосования отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
16. Затем производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена комиссии референдума подсчитывают бюллетени для голосования на референдуме отдельно по позициям "да" и "нет". Данные о результатах голосования по позиции "да" заносятся в строку 18, по позиции "нет" - в строку 19 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
17. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо несколько проектов законов области, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу либо законопроекту производятся отдельно.
18. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление участников референдума. В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на референдуме недействительным участковая комиссия референдума указывает на оборотной стороне бюллетеня причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии и заверяется печатью комиссии. Общее количество недействительных бюллетеней заносится в строки 10-12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму, при этом в строку 12 этого протокола и в его увеличенную форму вносится число недействительных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций. Недействительные бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней для голосования.
19. Члены участковой комиссии референдума подсчитывают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования на референдуме.
20. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов комиссии референдума с правом решающего голоса.
22. После подсчета бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования на референдуме. В случае, если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Ранее заполненный бланк протокола об итогах голосования приобщается к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.
23. После подсчета голосов участников референдума участковая комиссия референдума в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часы, минуты) его подписания. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей комиссии референдума с правом решающего голоса.
24. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с его содержанием или отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
26. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию, принятые по ним решения участковой комиссии, а также акты, составленные участковой комиссией. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
27. Второй экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования вместе с печатью участковой комиссии, опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, иной документацией, предусмотренной федеральными законами, настоящим Законом, хранятся у секретаря участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания ее работы.
28. Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования (его копия) предоставляется для ознакомления лицам, указанным в пункте 3 статьи 27 настоящего Закона, а затем вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума.
29. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и направления первого экземпляра в территориальную комиссию референдума участковая комиссия референдума, направившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая комиссия референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума. Ранее представленный участковой комиссией в территориальную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
30. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами области, комиссии референдума вправе использовать при голосовании на референдуме технические средства подсчета голосов. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами области.
31. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.