Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению и.о.губернатора области
от 24 августа 1999 г. N 1470-р
Положение
о порядке реализации программы
реформирования предприятий
I. Цели и задачи программы реформирования предприятий
Целью реформирования предприятий является обеспечение успешной работы предприятия в существующей экономической среде.
Задачами реформирования предприятий являются:
1. Повышение эффективности, улучшение финансово-производственных показателей работы предприятия за счет:
- улучшения управления, в т.ч. разработки стратегии развития, внедрения маркетинговой стратегии, совершенствования организационной структуры управления, планирования и контроля; организации информационных потоков, постановки финансового менеджмента, бизнес-планирования;
- повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, в т.ч. повышения эффективности использования производственных мощностей, организации системы снабжения, производственных процессов каждого вида выпускаемой продукции;
- роста производительности труда, снижения издержек производства;
- улучшения финансово-экономических результатов деятельности, в т.ч. повышения рентабельности производства, оборачиваемости капитала; сокращения сроков расчетов и повышения денежной составляющей в расчетах.
2. Обеспечение своевременного выполнения текущих обязательств и сокращение (погашение) задолженности предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, выплате заработной платы.
3. Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия за счет:
- использования предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его участников (учредителей), инвесторов, кредиторов.
II. Условия реализации программы
В программе реформирования предприятий участвуют промышленные предприятия и консультационные фирмы, выразившие заинтересованность в участии в настоящей программе и согласившиеся с условиями ее реализации.
Реформирование предприятий заключается в разработке и реализации планов реформирования каждого промышленного предприятия, которые должны включать в себя анализ состояния предприятия и комплекс мероприятий по направлениям, определенным настоящим Положением, в т.ч. мероприятия, которые предприятие должно реализовать в обязательном порядке в целях приведения своей деятельности в соответствие с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также требованиями настоящей Программы.
Допускается включение в План реформирования предприятия мероприятий по дополнительным направлениям по усмотрению предприятия и консультационной фирмы.
Утверждение планов реформирования предприятий и контроль за их выполнением осуществляет комиссия по контролю за исполнением программы развития промышленности Нижегородской области, созданная в соответствии с распоряжением губернатора Нижегородской области от 24.08.99 N 1469-р.
1. Обязательные требования
1.1. Своевременная выплата текущих налоговых платежей, сокращение/погашение задолженности в областной бюджет.
Предприятие обязуется своевременно в полном объеме выплачивать текущие налоговые платежи в областной бюджет.
Предприятие обязуется сократить задолженность по платежам в областной бюджет по разработанному в рамках плана реформирования графику.
1.2. Своевременная выплата предприятием заработной платы персоналу, погашение задолженности по выплате заработной платы.
1.3. Обеспечение соблюдения устава акционерного общества, законных прав собственников.
Предприятие обязуется обеспечить:
- представительство акционеров в Совете директоров, адекватное доле участия в уставном капитале общества;
- соблюдение правил организации собрания акционеров;
- регулярность и полноту предоставления информации о положении предприятия акционерам.
Предприятие обязуется в соответствии со ст.8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" передать ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимому регистратору, если число владельцев именных ценных бумаг предприятия превышает 500.
1.4. Обеспечение социальных гарантий работникам предприятия.
Предприятие обязуется не допускать сокращения численности работающих свыше 5%. В случае необходимости, выявленной в результате комплексного анализа состояния предприятия, сокращения персонала сверх установленной нормы предприятие обязано подготовить план поэтапного сокращения численности работающих и трудоустройства высвобождаемых работников и согласовать его с департаментом федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области. Согласованный план сокращения численности персонала и трудоустройства высвобождаемых работников представляется предприятием и консультационной фирмой вместе с планом реформирования предприятия для утверждения комиссией по контролю за исполнением программы развития промышленности.
1.5. Анализ возможностей предприятия по выпуску экспортной и импортозамещающей продукции.
В ходе анализа состояния и разработки плана реформирования предприятия консультационная фирма и руководство предприятия обязаны исследовать возможности предприятия по выпуску (организации производства, расширении выпуска) экспортной и импортозамещающей продукции и отразить данные положения в соответствующих разделах плана реформирования предприятия.
2. Примерная структура плана реформирования предприятия
2.1. Паспорт предприятия (форма разрабатывается департаментом промышленности).
2.2. Анализ состояния предприятия.
Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления по следующим направлениям:
- управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, соблюдение устава и прав акционеров);
- маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, система сбыта для каждого вида выпускаемой продукции, подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, разработка экспортной и импортозамещающей продукции и т.д.);
- производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, система снабжения, организация производственных процессов каждого вида выпускаемой продукции);
- НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами;
- финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д., состояние расчетов и платежей, в т.ч. с бюджетом и внебюджетными фондами, персоналом; система управленческого учета, организация контроля за финансовыми потоками);
- непроизводственная деятельность (объекты социально -культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.).
2.3. Ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия.
2.4. Мероприятия по реформированию предприятия.
2.4.1. Разработка стратегии развития предприятия.
2.4.2. Разработка организационно-управленческой структуры предприятия, в т.ч. мероприятий по выполнению п.1.3 обязательных требований настоящего Положения
2.4.3. В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:
снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств, выпуск экспортной и импортозамещающей продукции);
ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);
финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, обеспечение своевременной выплаты заработной платы и сокращение/погашение задолженности по выплате заработной платы, разработка учетной и налоговой политики, в т.ч. по обеспечению своевременной выплаты текущих налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, сокращению/погашению задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, контроль и управление издержками);
инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечения заемных средств и прямых инвестиций);
кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).
Наряду с этим:
- разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации;
- разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;
- определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения кредитных ресурсов и гарантий, средств на фондовом рынке;
- разрабатываются меры по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, выделению в отдельные производства, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов.
2.5. Оценка рисков, расчет возможных вариантов реализации плана реформирования и прогнозируемых результатов (оптимистический и пессимистический).
2.5.1. Оценка рисков, которые могут повлиять на реализацию плана реформирования предприятия.
2.5.2. Разработка основного, а также оптимистического и пессимистического вариантов реализации плана реформирования предприятия. Каждый вариант реализации плана реформирования должен содержать прогноз контрольных а также иных (по усмотрению предприятия и консалтинговой фирмы) показателей реализации плана реформирования.
3. Контрольные показатели реализации плана реформирования предприятия
3.1. Контрольными показателями реализации плана реформирования предприятия являются (включая выделившиеся в результате реформирования филиалы, дочерние, зависимые и совместные предприятия - в совокупности и раздельно по базовому предприятию и каждому выделившемуся предприятию/филиалу):
- объем реализации продукции предприятия (руб.);
- темпы роста физических объемов производства продукции предприятия (%);
- налоговые платежи в федеральный, областной и местный бюджеты (раздельно) - прогноз начисляемых и выплачиваемых сумм (руб.);
- обязательные платежи во внебюджетные фонды - прогноз начисляемых и выплачиваемых сумм (руб.);
- численность работающих;
- объем реализации и темпы роста реализации продукции на экспорт (при наличии);
- объем реализации и темпы роста реализации освоенной в процессе реформирования импортозамещающей продукции (при наличии).
3.2. Контрольные показатели прогнозируются ежеквартально на весь период реализации плана реформирования предприятия, в т.ч. на период контрольного срока, определенного четырехсторонним договором - помесячно.
III. Порядок реализации программы
1. Этапы реализации программы
1.1. Проведение конкурса среди консультационных фирм на право участия в программе реформирования предприятий.
1.2. Заключение (на базе типового) четырехсторонних договоров об участии в программе реформирования предприятий на разработку и реализацию Планов реформирования предприятий (предприятие, консультационная фирма, департамент промышленности, Фонд развития и поддержки промышленности).
1.3. Подготовка заключения Фонда развития и поддержки промышленности о соответствии плана реформирования предприятия требованиям настоящего Положения.
1.4. Согласование в департаменте промышленности и утверждение на комиссии по контролю за исполнением программы развития промышленности планов реформирования предприятий.
1.5. Мониторинг реализации планов реформирования, подготовка и представление в департамент промышленности заключения Фонда развития и поддержки промышленности о ходе реализации плана реформирования предприятия, содержащего анализ выполнения контрольных показателей реализации плана реформирования и мнение о роли консалтинговой фирмы в процессе реализации плана по итогам контрольного срока, определенного четырехсторонним договором.
1.6. Реализация плана реформирования, представление ежеквартальных отчетов предприятия в департамент промышленности и Фонд развития и поддержки промышленности о ходе реализации плана реформирования в течение всего периода реализации плана.
2. Этапы реформирования предприятия
Реформирование предприятия осуществляется в два этапа:
1-й этап: комплексное обследование состояния и разработка плана реформирования предприятия.
Задачи первого этапа:
- комплексное обследование (финансово-экономический анализ и проблемная диагностика) состояния предприятия;
- анализ и выявление ключевых проблем предприятия;
- разработка плана реформирования предприятия, содержащего конкретные цели, задачи, мероприятия, ресурсы, сроки и планируемые результаты реформирования предприятия;
- экспертиза плана реформирования Фондом развития и поддержки промышленности, согласование плана реформирования департаментом промышленности администрации Нижегородской области;
- защита и утверждение плана реформирования на комиссии по контролю за исполнением программы развития промышленности.
2-й этап: реализация плана реформирования предприятия.
Задачи второго этапа:
- выполнение руководством предприятия совместно с консалтинговой фирмой мероприятий плана реформирования;
- мониторинг реализации плана реформирования, подготовка заключения Фонда развития и поддержки промышленности о ходе реализации плана реформирования, содержащего мнение о роли консалтинговой фирмы в процессе реализации плана реформирования;
- представление заключения Фонда развития промышленности о ходе реализации плана реформирования предприятия, содержащего анализ выполнения контрольных показателей реализации плана реформирования и мнение о роли консалтинговой фирмы в процессе реализации плана реформирования.
3. Основные функции, права и обязанности сторон
3.1. Стороны (предприятие, консультационная фирма, департамент промышленности, Фонд развития и поддержки промышленности) обязуются заключить четырехсторонний договор об участии в программе реформирования предприятий, своевременно и в полном объеме выполнять обязательства, предусмотренные договором.
3.2. Предприятие обязуется:
совместно с консультационной фирмой осуществить разработку плана реформирования, в т.ч. предоставить необходимую информацию о состоянии предприятия, оказать содействие в разработке мероприятий по реформированию предприятия;
представить на утверждение комиссии по контролю за исполнением программы развития промышленности план реформирования предприятия в сроки, установленные договором об участии в программе реформирования;
реализовать мероприятия плана реформирования;
ежеквартально представлять в департамент промышленности отчет о реализации плана реформирования предприятия в течение всего периода реализации утвержденного плана реформирования, а также дополнительную информацию, связанную с реализацией плана реформирования и соответствующими показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия по запросам департамента промышленности.
3.3. Консультационная фирма обязуется:
совместно с предприятием осуществить разработку плана реформирования предприятия;
представить на утверждение комиссии по контролю за исполнением программы развития промышленности план реформирования предприятия в сроки, установленные договором об участии в программе реформирования;
осуществлять сопровождение реализации плана реформирования предприятия, то есть осуществлять консультирование руководства предприятия по вопросам реализации мероприятий плана, совместно с руководством предприятия проводить анализ результатов и вносить согласованные коррективы в план реформирования предприятия;
сохранить конфиденциальность информации о предприятии, полученной в ходе разработки и реализации плана реформирования предприятия.
3.4. Департамент промышленности.
3.4.1. Департамент промышленности организует конкурс среди консультационных фирм на право участия в программе реформирования предприятий.
3.4.2. Департамент промышленности разрабатывает типовой договор об участии сторон в программе реформирования промышленных предприятий;
3.4.3. Департамент промышленности осуществляет координацию и оперативное руководство реализацией программы реформирования предприятий, в т.ч. согласовывает:
- планы реформирования предприятий для представления на утверждение комиссии по контролю за исполнением программы развития промышленности;
- изменение контрольных показателей реализации плана в течение контрольного срока, определенного четырехсторонним договором;
- принятие к рассмотрению Фондом развития и поддержки промышленности контрольных показателей пессимистического варианта реализации плана.
3.5. Фонд развития и поддержки промышленности.
3.5.1. Фонд развития и поддержки промышленности осуществляет экспертизу планов реформирования предприятий, мониторинг реализации утвержденных планов реформирования, по запросу департамента промышленности - подготовку заключения о реализации плана реформирования предприятия, содержащего анализ выполнения контрольных показателей реализации плана и мнение (положительное или отрицательное) о роли консалтинговой фирмы в процессе реализации плана.
3.5.2. При анализе выполнения плана реформирования по итогам контрольного срока, определенного четырехсторонним договором, Фонд развития и поддержки промышленности учитывает контрольные показатели основного варианта реализации плана, принятие к рассмотрению контрольных показателей пессимистического варианта реализации плана осуществляется в случае невыполнения основного варианта реализации плана по согласованию с департаментом промышленности при условии соответствующего обоснования предприятия и консалтинговой фирмы причин срыва выполнения основного варианта плана.
3.5.3. При составлении мнения о роли консалтинговой фирмы в процессе реализации плана реформирования предприятия Фонд развития и поддержки промышленности должен учитывать фактически проведенную консалтинговой фирмой работу с руководством предприятия в соответствии с принятыми консалтинговой фирмой обязательствами по сопровождению реализации плана (а.3 п.3.3. гл.3 "Основные функции, права и обязанности сторон").
4. Расчеты между участниками программы
Расчеты между участниками программы осуществляются в соответствии с условиями заключаемых четырехсторонних договоров об участии в программе реформирования предприятий, при соблюдении основного условия: департамент промышленности оплачивает 50% стоимости услуг консалтинговой фирмы по разработке и сопровождению реализации плана реформирования предприятия.
5. Особые условия программы.
Помимо предприятий-участников, которым возмещается часть стоимости услуг консультационных фирм, в программе также могут принимать участие промышленные предприятия, самостоятельно осуществляющие реформирование, в т.ч. имеющие положительные результаты участия в проекте содействия реструктуризации предприятий, проведенном областной администрацией в 1997-1998 г.г.
Департамент промышленности и Фонд развития и поддержки промышленности в отношении указанных предприятий осуществляют содействие в реализации планов реформирования, консультирование и выработку рекомендаций по текущим вопросам реализации планов реформирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.