2. Выделение средств на реализацию программы произвести за счет средств, предусмотренных пунктом 10 "Образование" ст. 19 Закона Нижегородской области от 26.02.2001 N 170-3 "Об областном бюджете на 2001 год" в части реализации программы "Одаренные дети".
3. Пресс-службе администрации области (Белковский С.В.) разместить в средствах массовой информации Областную целевую программу "Одаренные дети" на 2001-2005 годы.
Губернатор области |
И.П.Скляров |
Областная целевая программа "Одаренные дети"
на 2001-2005 годы
(утв. распоряжением администрации Нижегородской области от 28 июня 2001 г. N 26-р)
Наименование программы: | Одаренные дети |
Наименование, дата и номер решения о разработке программы: |
Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 "О президентской программе "Дети России", решение департамента образования и науки от 02 июня 1993 года N 2, решение коллегии департамента образо- вания и науки от 06.05.99 г. |
Заказчик программы: | Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
Основной разработчик программы: |
Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
Цели и задачи программы: | - развитие интеллектуальных ресурсов области - развитие и реализация мер по формированию работы с одаренными детьми - создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей; - проведение исследований по проблеме выявления и обучения одаренных дошкольников |
Сроки реализации программы: | 2001-2005 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
Департамент образования и науки администрации Нижегородской области, НИРО, ВУЗы, НИИ, учреждения дополнительного образования |
Источники финансирования программы: |
Средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты программы: |
формирование системы работы с одаренными детьми |
Система контроля за исполнением программы |
Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании" и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования, национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- свобода и плюрализм в образовании;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Программа имеет государственный характер. Она направлена, прежде всего, на формирование системы работы с одаренными детьми, на развитие и совершенствование содержания образования, совершенствование системы повышения квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа талантливых людей, на укрепление материально-технической базы.
Региональная Программа "Одаренные дети" является составной частью Всероссийской Программы "Дети России". Ее реализация и исполнение гарантируется региональными органами государственного управления, которые несут ответственность за результаты.
Программа разрабатывается и координируется Рабочей группой, включающей представителей органов управления образованием и ведущих специалистов ВУЗов области, а так же педагогов общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Она определяет основные мероприятия по реализации Программы, разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути финансирования входящих в Программу конкретных проектов.
I. Характеристика проблемы
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию.
Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.
Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.
Нижегородский регион, как один из центральных регионов России, всегда держал в поле зрения вопрос сохранения своего интеллектуального творческого потенциала.
В целях поддержки талантливых детей департаментом образования и науки совместно с ведущими учеными ННГУ, НГПУ, НГЛУ в системе проводят научно-практические конференции, турниры, конкурсы, олимпиады. Итогом многолетней целенаправленной работы в данном направлении является то, что нижегородская команда школьников серьезно заявила о себе на Всероссийских и Международных олимпиадах, причем ежегодно наблюдается тенденция роста победителей.
С 1998 года нижегородские школьники стали активными участниками Московского Форума "Одаренные дети".
В 1998 году был открыт Лицей-Центр обучения и развития одаренных детей. Обучение ведется по двум основным направлениям:
- педагогическое, в рамках реализации программы "Педагогические кадры";
- общеобразовательное.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивают преподаватели НГПУ, НГЛУ.
Область имеет положительный опыт работы с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннее выявление одаренного ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20 %, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.
Вместе с тем, координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
II. Цели и задачи Программы
Программа ставит своей целью:
- формирование системы работы с одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов общества;
- повышение социального статуса творческой личности;
- воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;
- создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;
- поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
III. Основные направления реализации программы
Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Работа с одаренными в общеобразовательных школах: Изучение состояния работы с одаренными (выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности применяемых методик и организационных форм работы, степень готовности учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и распространение положительного опыта, поиск, разработка и апробация новых технологий. Обучение учителей методам диагностики одаренности и работе с одаренными в рамках личностно-ориентированного подхода. Особенности работы с одаренными по различным направлениям.
Работа с одаренными в специализированных школах: Специфика работы специализированной школы в значительной степени обусловливается ее профилем: естественнонаучным, гуманитарным, художественно-эстетическим и др.; это требует разработки в рамках данного блока ряда соответствующих программ. При этом каждая из них должна предусматривать:
- исследование адекватности сложившейся практики работы личностно-ориентированному подходу с последующей выработкой необходимых рекомендаций конкретным учебным заведениям;
- налаживание связей между родственными школами различных регионов;
- создание банка методик работы с одаренными в специализированных школах;
- поддержку существующих и создание новых региональных и межрегиональных специализированных школ-интернатов.
Дополнительное образование одаренных: Изучение состояния дополнительного образования одаренных в регионах. Создание банка методик дополнительного образования одаренных по различным направлениям, организация обмена опытом. Разработка типовых моделей многоуровневых систем работы с одаренными в масштабах города, района, области (республики), группы регионов. Выработка рекомендаций регионам по созданию или совершенствованию таких систем или отдельных их звеньев, а в перспективе - создание межрегиональных систем. Обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования с учителями и родителями - педагогами-посредниками, выработка соответствующих рекомендаций. Проектирование системы дистанционного дополнительного образования с организацией учебных сборов.
Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно - образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности, составляющей сферу их интересов.
Выявление, обучение и развитие одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:
1. Систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
3. Систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социо-культурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Экспериментальная работа
Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
Развитие и финансирование программы: Создание рабочей группы по разработке, обеспечению и координации выполнения Программы. разработка перспективных и календарных планов выполнения межрегиональных компонентов Программы, координация разработки региональных компонентов. Определение источников и объемов финансирования, приоритетов в финансировании проектов программы, оптимизация затрат. Регулярное подведение промежуточных итогов, корректировка и обновление программы по мере ее выполнения.
Поиск одаренных: Моделирование и развитие региональных систем поиска одаренных, включающих комплекс соревнований и конкурсов, тестирование и работу с учителями и родителями.
Работа с особо одаренными: Исследование специфики подготовки особо одаренных к научной деятельности в избранной области. Разработка соответствующих программ и методик.
Интеграция и специализация: Разработка и внедрение моделей координации и интеграции различных потоков работы с одаренными школьниками на уровне города и региона, создание интегрирующих эти потоки комплексов по работе с одаренными. Pазработка стратегии и тактики использования возможностей региона в интеграции работы с одаренными детьми, развитие межрегионального сотрудничества.
Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:
1. Профессионально-личностной позиции педагогов.
2. Комплексного характера образования педагогов.
3. Создания системы консультирования и тренингов.
4. Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.
5. Демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения.
6. Особенностей контингента учащихся.
7. Профессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов.
8. Специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей.
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться на следующих принципах:
- Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения;
- Принцип этапности обучения;
- Принцип единства теоретической и практической подготовки.
Базовый компонент для профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
- Общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
- Основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
- Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
- Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
- Не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- Не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
- Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и профессиональной внутренней мотивации; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту;
Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.
Кадры: Проектирование региональных и межрегиональных моделей кадрового обеспечения работы с одаренными. Организация курсов, семинаров, конференций по проблемам работы с одаренными детьми. Подготовка студентов педагогических вузов к работе с одаренными школьниками, привлечение их к практической внеклассной и внешкольной работе с одаренными. Привлечение к работе с одаренными и решению возникающих научно-методических проблем ученых и специалистов соответствующих профилей.
Научно-методическое обеспечение, издательская деятельность: Создание лаборатории по проблеме формирования системы работы с одаренными детьми на территории Нижегородской области. Разработка и издание методических рекомендаций для учителей и родителей по работе с одаренными, совместная издательская деятельность, распространение литературы по заказам регионов. Работа со средствами массовой информации.
Работа с психологическими службами: Создание новых форм работы с одаренными детьми.
IV. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- поднять статус таланта в целом и престиж человека, обладающего этим талантом;
- разработать основы для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в развитии способностей детям независимо от места проживания и социального положения;
- расширить сеть образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;
- повысить профессиональное мастерство учителей, работающих по данному направлению; организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми.
- укрепить материально-техническую базу учреждений, работающих с одаренными детьми.
Перечень мероприятий областной целевой программы "Одаренные дети"
на 2001-2005 годы
Мероприятия | Сроки исполнения (годы) |
Исполнители | Стоимость по годам (в тыс. руб.) |
||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми | |||||||
1. Поддержка материально - технической базы образова- тельных учреждений, работающих с одаренными детьми |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
50 | 100 | 100 | 100 | 150 |
2. Организация летних, зимних школ для одаренных детей |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
100 | 100 | 100 | 150 | 150 |
3. Материальная поддержка одаренных детей (стипендии) |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
20 | 30 | 50 | 50 | 50 |
4. Обеспечение авторскими учебниками, программами, направленными на развитие интеллектуаль- ного творческого потенциала |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
50 | 100 | 100 | 100 | 150 |
5. Проведение научно - практических конференций по изучению, обмену и распростране- нию новых методик, программ, учебников |
2001- 2005 |
НИРО | 2 | 30 | 30 | 35 | 35 |
6. Разработка системы реабилитаци- онных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья одаренных детей |
2001- 2003 |
департамент образования и науки |
20 | 30 | 50 | 50 | 50 |
7. Создание оптимальных условий в учреждениях для сохранения здоровья одаренных детей |
2001- 2003 |
РУО | 5 | 5 | 10 | 15 | 15 |
8. Формирование летней оздоровитель- ной смены в курортной зоне. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
70 | 80 | 100 | 100 | 150 |
9. Проведение и участие в научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, тематических школах: Международного уровня, Российских, Региональных, районных |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
500 | 500 | 1000 | 1000 | 1000 |
Итого по разделу: 6700 тыс. руб. | |||||||
Экспериментальная работа | |||||||
1. Создание эксперимен- тальных площадок на базе учрежде- ний инноваци- онного типа по актуальным проблемам современной школы в работе с одаренными детьми (формирование УМК, создание новых технологий по работе с одаренными и т.д.) |
2002- 2005 |
департамент образования и науки |
20 | 30 | 50 | 70 | 80 |
2. Внедрение образователь- ных технологий обучения и развития одаренных детей |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
3. Создание комплексов непрерывного специализиро- ванного образования между образователь- ными учрежде- ниями и ВУЗами |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
10 | 20 | 20 | 50 | 50 |
4. Создание региональных творческих групп по разработке учебно - методических материалов по работе с одаренными детьми. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
5. Создание межрегиональ- ного банка творчески одаренных детей: призеров, лауреатов, чемпионов, дипломантов. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
5 | 5 | 10 | 15 | 15 |
Итого по разделу: 650 тыс. руб. | |||||||
Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми | |||||||
1. Подготовка психологов, работающих с одаренными детьми |
2001- 2005 |
департамент образования и науки ВУЗы города |
10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
2. Обучение новым педагогическим технологиям |
2001- 2005 |
департамент образования и науки ВУЗы города |
10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
3. Введение в учебные планы ВУЗов и СУЗов спецкурсов по подготовке студентов к работе с одаренными детьми. |
2001- 2003 |
ВУЗы, СУЗы |
50 | 100 | 100 | 100 | 150 |
4. Организация стажировок и авторских курсов с привлечением педагогов, имеющих опыт работы с одаренными детьми. |
2001- 2005 |
НИРО | 30 | 50 | 70 | 100 | 150 |
5. Создание лаборатории по проблеме формирования системы работы с одаренными детьми в Нижегородской области |
2001- 2002 |
департамент образования и науки НИРО |
30 | 30 | 50 | 90 | 100 |
6. Разработка методик психолого - педагогичес- кого диагнос- тирования уровня профессиональ- ной готовности педагогов к работе с одаренными детьми |
2002- 2005 |
лаборатория | 5 | 5 | 10 | 15 | 15 |
7. Введение в учебные планы учреждений повышения квалификации педагогов спецкурса "Одаренные дети", включающего в себя содержа- ние и методику работы с одаренными. |
2002- 2005 |
лаборатория | 20 | 30 | 50 | 70 | 80 |
8. Создание блочно- модульной системы подготовки кадров |
2001- 2003 |
НИРО | 10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
9. Создание информацион- ного банка по сбору, обобще- нию и распрос- транению опыта работы педаго- гов с одарен- ными детьми. Открытие своей странички в Интернете. |
2001- 2003 |
департамент образования и науки |
10 | 10 | 20 | 30 | 30 |
10. Включение ода- ренных детей в работу творческих коллективов взрослых. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
10 | 20 | 20 | 50 | 50 |
11. Организация именных школ крупных российских и местных ученых при ведущих ВУЗах регионов |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
10 | 20 | 20 | 50 | 50 |
12. Организация очно-заочных форм работы с сельскими школьниками. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки ВУЗы |
20 | 30 | 50 | 50 | 50 |
13. Учреждение премий учащим- ся и педагогам по результатам их творческой деятельности, в т.ч. именных |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
30 | 50 | 70 | 100 | 150 |
14. Привлечение средств массовой информации по освещению проблем работы с одаренными детьми. |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
5 | 5 | 10 | 15 | 15 |
15. Подготовка совместной издательской продукции, распростране- ние литературы по работе с одаренными |
2001- 2005 |
департамент образования и науки |
20 | 30 | 50 | 50 | 50 |
Итого по разделу: 3050 тыс. руб. |
Всего на реализацию программы: 10400 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 28 июня 2001 г. N 26-р "Об утверждении областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы"
Текст распоряжения получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области