Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 28 июня 2001 г. N 26-р "Об утверждении областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы"

2. Выделение средств на реализацию программы произвести за счет средств, предусмотренных пунктом 10 "Образование" ст. 19 Закона Нижегородской области от 26.02.2001 N 170-3 "Об областном бюджете на 2001 год" в части реализации программы "Одаренные дети".

3. Пресс-службе администрации области (Белковский С.В.) разместить в средствах массовой информации Областную целевую программу "Одаренные дети" на 2001-2005 годы.

 

Губернатор области

И.П.Скляров

 

Областная целевая программа "Одаренные дети"
на 2001-2005 годы
(утв. распоряжением администрации Нижегородской области от 28 июня 2001 г. N 26-р)

 

Наименование программы: Одаренные дети
Наименование, дата и номер
решения о разработке
программы:
Указ Президента Российской Федерации
от 18 августа 1994 года N 1696 "О
президентской программе "Дети России",
решение департамента образования и
науки от 02 июня 1993 года N 2,
решение коллегии департамента образо-
вания и науки от 06.05.99 г.
Заказчик программы: Департамент образования и науки
администрации Нижегородской области
Основной разработчик
программы:
Департамент образования и науки
администрации Нижегородской области
Цели и задачи программы: - развитие интеллектуальных ресурсов
области
- развитие и реализация мер по
формированию работы с одаренными
детьми
- создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных
возможностей и способностей
одаренных детей;
- проведение исследований по
проблеме выявления и обучения
одаренных дошкольников
Сроки реализации программы: 2001-2005 годы
Исполнители основных
мероприятий программы
Департамент образования и науки
администрации Нижегородской области,
НИРО, ВУЗы, НИИ,
учреждения дополнительного образования
Источники финансирования
программы:
Средства областного бюджета
Ожидаемые конечные результаты
программы:
формирование системы работы с
одаренными детьми
Система контроля за
исполнением программы
Департамент образования и науки
администрации Нижегородской области

 

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании" и других законодательных актах. Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования, национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- свобода и плюрализм в образовании;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Программа имеет государственный характер. Она направлена, прежде всего, на формирование системы работы с одаренными детьми, на развитие и совершенствование содержания образования, совершенствование системы повышения квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа талантливых людей, на укрепление материально-технической базы.

Региональная Программа "Одаренные дети" является составной частью Всероссийской Программы "Дети России". Ее реализация и исполнение гарантируется региональными органами государственного управления, которые несут ответственность за результаты.

Программа разрабатывается и координируется Рабочей группой, включающей представителей органов управления образованием и ведущих специалистов ВУЗов области, а так же педагогов общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Она определяет основные мероприятия по реализации Программы, разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути финансирования входящих в Программу конкретных проектов.

 

I. Характеристика проблемы

 

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию.

Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.

Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.

Нижегородский регион, как один из центральных регионов России, всегда держал в поле зрения вопрос сохранения своего интеллектуального творческого потенциала.

В целях поддержки талантливых детей департаментом образования и науки совместно с ведущими учеными ННГУ, НГПУ, НГЛУ в системе проводят научно-практические конференции, турниры, конкурсы, олимпиады. Итогом многолетней целенаправленной работы в данном направлении является то, что нижегородская команда школьников серьезно заявила о себе на Всероссийских и Международных олимпиадах, причем ежегодно наблюдается тенденция роста победителей.

С 1998 года нижегородские школьники стали активными участниками Московского Форума "Одаренные дети".

В 1998 году был открыт Лицей-Центр обучения и развития одаренных детей. Обучение ведется по двум основным направлениям:

- педагогическое, в рамках реализации программы "Педагогические кадры";

- общеобразовательное.

Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивают преподаватели НГПУ, НГЛУ.

Область имеет положительный опыт работы с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннее выявление одаренного ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20 %, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.

Вместе с тем, координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.

Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.

 

II. Цели и задачи Программы

 

Программа ставит своей целью:

- формирование системы работы с одаренными детьми;

- развитие интеллектуальных ресурсов общества;

- повышение социального статуса творческой личности;

- воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;

- создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;

- поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

 

III. Основные направления реализации программы

 

Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми

 

Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

Работа с одаренными в общеобразовательных школах: Изучение состояния работы с одаренными (выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности применяемых методик и организационных форм работы, степень готовности учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и распространение положительного опыта, поиск, разработка и апробация новых технологий. Обучение учителей методам диагностики одаренности и работе с одаренными в рамках личностно-ориентированного подхода. Особенности работы с одаренными по различным направлениям.

Работа с одаренными в специализированных школах: Специфика работы специализированной школы в значительной степени обусловливается ее профилем: естественнонаучным, гуманитарным, художественно-эстетическим и др.; это требует разработки в рамках данного блока ряда соответствующих программ. При этом каждая из них должна предусматривать:

- исследование адекватности сложившейся практики работы личностно-ориентированному подходу с последующей выработкой необходимых рекомендаций конкретным учебным заведениям;

- налаживание связей между родственными школами различных регионов;

- создание банка методик работы с одаренными в специализированных школах;

- поддержку существующих и создание новых региональных и межрегиональных специализированных школ-интернатов.

Дополнительное образование одаренных: Изучение состояния дополнительного образования одаренных в регионах. Создание банка методик дополнительного образования одаренных по различным направлениям, организация обмена опытом. Разработка типовых моделей многоуровневых систем работы с одаренными в масштабах города, района, области (республики), группы регионов. Выработка рекомендаций регионам по созданию или совершенствованию таких систем или отдельных их звеньев, а в перспективе - создание межрегиональных систем. Обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования с учителями и родителями - педагогами-посредниками, выработка соответствующих рекомендаций. Проектирование системы дистанционного дополнительного образования с организацией учебных сборов.

 

Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

 

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно - образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности, составляющей сферу их интересов.

Выявление, обучение и развитие одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:

1. Систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

3. Систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социо-культурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.

 

Экспериментальная работа

 

Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.

Развитие и финансирование программы: Создание рабочей группы по разработке, обеспечению и координации выполнения Программы. разработка перспективных и календарных планов выполнения межрегиональных компонентов Программы, координация разработки региональных компонентов. Определение источников и объемов финансирования, приоритетов в финансировании проектов программы, оптимизация затрат. Регулярное подведение промежуточных итогов, корректировка и обновление программы по мере ее выполнения.

Поиск одаренных: Моделирование и развитие региональных систем поиска одаренных, включающих комплекс соревнований и конкурсов, тестирование и работу с учителями и родителями.

Работа с особо одаренными: Исследование специфики подготовки особо одаренных к научной деятельности в избранной области. Разработка соответствующих программ и методик.

Интеграция и специализация: Разработка и внедрение моделей координации и интеграции различных потоков работы с одаренными школьниками на уровне города и региона, создание интегрирующих эти потоки комплексов по работе с одаренными. Pазработка стратегии и тактики использования возможностей региона в интеграции работы с одаренными детьми, развитие межрегионального сотрудничества.

 

Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми

 

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

1. Профессионально-личностной позиции педагогов.

2. Комплексного характера образования педагогов.

3. Создания системы консультирования и тренингов.

4. Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

5. Демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения.

6. Особенностей контингента учащихся.

7. Профессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов.

8. Специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей.

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться на следующих принципах:

- Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения;

- Принцип этапности обучения;

- Принцип единства теоретической и практической подготовки.

Базовый компонент для профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

- Общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

- Основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

- Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

- Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

- Не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;

- Не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

- Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и профессиональной внутренней мотивации; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту;

Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.

Кадры: Проектирование региональных и межрегиональных моделей кадрового обеспечения работы с одаренными. Организация курсов, семинаров, конференций по проблемам работы с одаренными детьми. Подготовка студентов педагогических вузов к работе с одаренными школьниками, привлечение их к практической внеклассной и внешкольной работе с одаренными. Привлечение к работе с одаренными и решению возникающих научно-методических проблем ученых и специалистов соответствующих профилей.

Научно-методическое обеспечение, издательская деятельность: Создание лаборатории по проблеме формирования системы работы с одаренными детьми на территории Нижегородской области. Разработка и издание методических рекомендаций для учителей и родителей по работе с одаренными, совместная издательская деятельность, распространение литературы по заказам регионов. Работа со средствами массовой информации.

Работа с психологическими службами: Создание новых форм работы с одаренными детьми.

 

IV. Ожидаемые результаты

 

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- поднять статус таланта в целом и престиж человека, обладающего этим талантом;

- разработать основы для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;

- обеспечить равные возможности в развитии способностей детям независимо от места проживания и социального положения;

- расширить сеть образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;

- повысить профессиональное мастерство учителей, работающих по данному направлению; организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми.

- укрепить материально-техническую базу учреждений, работающих с одаренными детьми.

 

Перечень мероприятий областной целевой программы "Одаренные дети"
на 2001-2005 годы

 

Мероприятия Сроки
исполнения
(годы)
Исполнители Стоимость по годам
(в тыс. руб.)
2001 2002 2003 2004 2005
Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
1. Поддержка
материально -
технической
базы образова-
тельных
учреждений,
работающих с
одаренными
детьми
2001-
2005
департамент
образования
и науки
50 100 100 100 150
2.
Организация
летних,
зимних школ
для одаренных
детей
2001-
2005
департамент
образования
и науки
100 100 100 150 150
3.
Материальная
поддержка
одаренных
детей
(стипендии)
2001-
2005
департамент
образования
и науки
20 30 50 50 50
4.
Обеспечение
авторскими
учебниками,
программами,
направленными
на развитие
интеллектуаль-
ного
творческого
потенциала
2001-
2005
департамент
образования
и науки
50 100 100 100 150
5. Проведение
научно -
практических
конференций
по изучению,
обмену и
распростране-
нию новых
методик,
программ,
учебников
2001-
2005
НИРО 2 30 30 35 35
6. Разработка
системы
реабилитаци-
онных мер,
направленных
на сохранение
и укрепление
здоровья
одаренных
детей
2001-
2003
департамент
образования
и науки
20 30 50 50 50
7. Создание
оптимальных
условий в
учреждениях
для
сохранения
здоровья
одаренных
детей
2001-
2003
РУО 5 5 10 15 15
8.
Формирование
летней
оздоровитель-
ной смены в
курортной
зоне.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
70 80 100 100 150
9. Проведение
и участие в
научно -
практических
конференциях,
олимпиадах,
конкурсах,
тематических
школах:
Международного
уровня,
Российских,
Региональных,
районных
2001-
2005
департамент
образования
и науки
500 500 1000 1000 1000
Итого по разделу: 6700 тыс. руб.
Экспериментальная работа
1. Создание
эксперимен-
тальных
площадок на
базе учрежде-
ний инноваци-
онного типа по
актуальным
проблемам
современной
школы в работе
с одаренными
детьми
(формирование
УМК, создание
новых
технологий по
работе с
одаренными и
т.д.)
2002-
2005
департамент
образования
и науки
20 30 50 70 80
2. Внедрение
образователь-
ных технологий
обучения и
развития
одаренных
детей
2001-
2005
департамент
образования
и науки
10 10 20 30 30
3. Создание
комплексов
непрерывного
специализиро-
ванного
образования
между
образователь-
ными учрежде-
ниями и ВУЗами
2001-
2005
департамент
образования
и науки
10 20 20 50 50
4. Создание
региональных
творческих
групп по
разработке
учебно -
методических
материалов по
работе с
одаренными
детьми.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
10 10 20 30 30
5. Создание
межрегиональ-
ного банка
творчески
одаренных
детей:
призеров,
лауреатов,
чемпионов,
дипломантов.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
5 5 10 15 15
Итого по разделу: 650 тыс. руб.
Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми
1. Подготовка
психологов,
работающих с
одаренными
детьми
2001-
2005
департамент
образования
и науки
ВУЗы
города
10 10 20 30 30
2. Обучение
новым
педагогическим
технологиям
2001-
2005
департамент
образования
и науки
ВУЗы
города
10 10 20 30 30
3. Введение в
учебные планы
ВУЗов и СУЗов
спецкурсов по
подготовке
студентов к
работе с
одаренными
детьми.
2001-
2003
ВУЗы,
СУЗы
50 100 100 100 150
4. Организация
стажировок и
авторских
курсов с
привлечением
педагогов,
имеющих опыт
работы с
одаренными
детьми.
2001-
2005
НИРО 30 50 70 100 150
5. Создание
лаборатории
по проблеме
формирования
системы работы
с одаренными
детьми в
Нижегородской
области
2001-
2002
департамент
образования
и науки
НИРО
30 30 50 90 100
6. Разработка
методик
психолого -
педагогичес-
кого диагнос-
тирования
уровня
профессиональ-
ной готовности
педагогов к
работе с
одаренными
детьми
2002-
2005
лаборатория 5 5 10 15 15
7. Введение в
учебные планы
учреждений
повышения
квалификации
педагогов
спецкурса
"Одаренные
дети",
включающего в
себя содержа-
ние и методику
работы с
одаренными.
2002-
2005
лаборатория 20 30 50 70 80
8. Создание
блочно-
модульной
системы
подготовки
кадров
2001-
2003
НИРО 10 10 20 30 30
9. Создание
информацион-
ного банка по
сбору, обобще-
нию и распрос-
транению опыта
работы педаго-
гов с одарен-
ными детьми.
Открытие своей
странички в
Интернете.
2001-
2003
департамент
образования
и науки
10 10 20 30 30
10. Включение ода-
ренных детей
в работу
творческих
коллективов
взрослых.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
10 20 20 50 50
11. Организация
именных школ
крупных
российских и
местных ученых
при ведущих
ВУЗах регионов
2001-
2005
департамент
образования
и науки
10 20 20 50 50
12. Организация
очно-заочных
форм работы с
сельскими
школьниками.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
ВУЗы
20 30 50 50 50
13. Учреждение
премий учащим-
ся и педагогам
по результатам
их творческой
деятельности,
в т.ч. именных
2001-
2005
департамент
образования
и науки
30 50 70 100 150
14. Привлечение
средств
массовой
информации по
освещению
проблем работы
с одаренными
детьми.
2001-
2005
департамент
образования
и науки
5 5 10 15 15
15. Подготовка
совместной
издательской
продукции,
распростране-
ние литературы
по работе с
одаренными
2001-
2005
департамент
образования
и науки
20 30 50 50 50
Итого по разделу: 3050 тыс. руб.

Всего на реализацию программы: 10400 тыс. руб.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 28 июня 2001 г. N 26-р "Об утверждении областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы"


Текст распоряжения получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области