В целях дальнейшего развития системы страховой защиты хозяйствующих субъектов, физических лиц, имущества и финансовых ресурсов Нижегородской области, расширения сотрудничества органов исполнительной власти Нижегородской области с участниками рынка страховых услуг Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития страхового рынка Нижегородской области на 2010-2012 годы.
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2007 года N 275 "Об утверждении Основных направлений развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 30 марта 2009 года N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2007 года N 275".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Основные направления
развития страхового рынка Нижегородской области
на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 28 октября 2009 г. N 770)
1. Оценка текущей ситуации
За последнее десятилетие российский страховой рынок в значительной степени изменился: в период с 1999 года по 2008 год объем собираемой в целом по рынку страховой премии возрос почти в 8 раз. Введение в 2003 году ОСАГО и последующее развитие кредитного и ипотечного страхования послужили росту реального сегмента страхового рынка и дальнейшего становления национальной страховой отрасли в условиях рыночной экономики.
На начало 2009 года в едином государственном реестре страховщиков и объединений страховщиков Министерства финансов Российской Федерации зарегистрировано 786 страховых организаций. Общая сумма страховой премии (взносов) по всем видам страхования составила за 2008 год 952,0 млрд. руб. или 122,7 % по сравнению с 2007 годом. Общая сумма страховых выплат по всем видам страхования составила за 2008 год 626,5 млрд. руб. или 130,0 % по сравнению с 2007 годом.
Основной объем продаж приходится на страхование имущества физических и юридических лиц, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное медицинское страхование.
В 2008 году в Нижегородской области страховую деятельность осуществляли 5 региональных компаний.
Характеристика показателей работы страховых организаций Нижегородской области в 2008 году представлена в следующей таблице:
|
2008 год |
В % к 2007 году |
Число страховых организаций (единиц) |
5 |
71,4 |
Число филиалов (единиц) |
21 |
100 |
Уставный капитал (млн. руб.) |
1971,4 |
97,2 |
Сумма страховых взносов (млн. руб.) |
8550,2 |
105,9 |
Число заключенных договоров (тыс.) |
7137,6 |
97,1 |
в т.ч. добровольного страхования |
5022,2 |
95,2 |
Страховая сумма по договорам (млн. руб.) |
2618,6 |
112 |
в т.ч. добровольного страхования |
1689,5 |
118,1 |
В 2008 году заключались более крупные договоры, количество заключенных договоров страхования по сравнению с предыдущим годом сократилось на 3 процента, при этом страховая сумма возросла на 12 процентов. Количество договоров по добровольному страхованию снизилось на 5 %, по обязательному страхованию незначительно возросло.
Одним из основных показателей, характеризующих степень исполнения страховщиком взятых на себя обязательств, является размер страховых выплат. Общий объем страховых выплат по всем видам страхования в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился почти на 15 процентов и составил 4143,6 млн. руб.
Итоги реализации плана мероприятий по развитию страхового рынка
Нижегородской области на 2007-2009 годы
Правительством Нижегородской области были разработаны и реализуются Основные направления развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2007 года N 275, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие органов управления Нижегородской области с участниками рынка страховых услуг.
На оплату договоров страхования из областного бюджета направлено в 2007 году 12,8 млн. руб., в 2008 году - 14,7 млн. руб., в 2009 году планируется выделить 15,8 млн. руб.
Страхование осуществлялось по следующим направлениям:
1. В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автобусов, осуществляющих социальные перевозки, в 2007 году составили 6,8 млн. руб., сумма выплат страховой организацией по урегулированным претензиям - 6,9 млн. руб. В 2008 году из областного бюджета на ОСАГО выделено 5,5 млн. руб., выплаты составили 7,5 млн. руб. В 2009 году на ОСАГО выделено 5,1 млн. рублей.
2. В Нижегородской области предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных, производственных строений за счет средств областного бюджета действует с 2003 года. Данный вид страхования является обеспечением залога по кредитным договорам, заключаемым сельхозпроизводителями с коммерческими банками для приобретения оборотных средств и сельскохозяйственной техники. При наступлении страхового события страховой компанией будет компенсирован ущерб имущества в виде страхового возмещения, что гарантирует надежность кредитной сделки и безусловный возврат ссудной задолженности при любых обстоятельствах.
Субсидирование из областного бюджета по договорам этого вида страхования составило в 2007 году 6 млн. руб., в 2008 году - 9,2 млн. руб. выплаты по указанным договорам страхования на начало 2009 года составили более 10 миллионов рублей.
Главная цель поддержки сельхозтоваропроизводителей в оплате страховых премий - достижение устойчивости в развитии аграрного сектора экономики как важной стратегической отрасли. Обеспечение стабильного и эффективного функционирования АПК в условиях экономического кризиса является стратегической задачей, поскольку здесь трудятся тысячи сельских семей.
3. По итогам конкурса, проведенного в 2007 году Правительством Нижегородской области, заключены государственные контракты на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающего населения Нижегородской области со следующими страховыми медицинскими организациями (СМО): филиал ОАО "Газпроммедстрах" в г. Н. Новгороде, филиал ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" в г. Н. Новгороде, филиал ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" в г. Н. Новгороде, Нижегородский филиал ОАО "РОСНО-МС". Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области постоянно проводится разъяснительная работа по вопросам ОМС среди страхователей, граждан, медицинских учреждений; осуществляется организационно-методическое взаимодействие с учреждениями здравоохранения; осуществляется контроль работы СМО посредством проведения ежегодных плановых проверок в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи.
4. В целях содействия развитию страхования финансовых рисков предприятий (организаций) и индивидуальных предпринимателей Нижегородской области разработано Положение о порядке возмещения субъектам малого предпринимательства части затрат по страхованию предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также части затрат по страхованию предмета лизинга, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 27 мая 2008 года N 206. В 2008 году из областного бюджета предоставлено возмещение части затрат по указанным видам страхования на сумму более 1,5 млн. руб. 36 субъектам малого предпринимательства, в реализации страхования приняли участие 18 страховых организаций.
5. В строительной отрасли подрядными организациями при строительстве объектов государственной собственности Нижегородской области проводится работа по выбору страховых организаций для страхования ответственности по государственным контрактам и договорам страхования строительно-монтажных рисков в течение года в соответствии с планом размещения заказов. В частности, в 2008 году заказчиком ГП НО "Нижегородинженерстрой" заключен 21 государственный контракт с 7 страховыми организациями. Осуществляется страхование строительно-монтажных работ на строящихся автодорогах и автодорожных подходах к совмещенному метромосту.
6. Реализуется страхование, связанное с ипотечным кредитованием. Заемщики страхуют свою жизнь, потерю трудоспособности и объект залога (недвижимость). В реализации страхования принимают участие 37 страховых организаций.
7. При выполнении работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства используется механизм страхования гражданской ответственности по обеспечению государственных контрактов. В 2008 году с тремя страховыми организациями - ОАО "Военно-страховая компания", ООО "Страховая группа "АСКО", ОАО "Росгосстрах" - были заключены 15 договоров страхования гражданской ответственности по государственным контрактам.
Таким образом, страховщики не только готовы, но и способны разделить с государством его риски, в том числе предлагая страховую защиту предприятиям и участвуя в реализации различных видов страхования.
Для дальнейшего осуществления мер по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Нижегородской области, совершенствованию регулирования отношений в этой сфере необходима разработка основных направлений развития страхового рынка, способствующих реализации экономического потенциала страхового сектора.
2. Основные направления развития страхового рынка
Нижегородской области на 2010-2012 годы
Правительством Нижегородской области планируется реализация следующих направлений:
1. Реализация отдельных видов страхования с привлечением бюджетных средств:
- обязательное страхование: страхование гражданской ответственности владельцев государственного транспорта, медицинское страхование неработающего населения;
- страхование рисков в агропромышленном комплексе;
- страхование предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, и предмета лизинга с последующим возмещением субъектам малого предпринимательства части произведенных затрат;
- другие виды страхования.
2. Мероприятия по развитию страховых услуг в целях формирования стабильных рыночных отношений:
- будет продолжено привлечение страховых компаний на рынок жилищного строительства при реализации программ страхования, связанных с ипотечным кредитованием. Гарантией вложения средств в ипотечное жилищное кредитование является страхование залога, страхование от потери права собственности, страхование заемщика от несчастного случая;
- страхование в жилищно-коммунальном комплексе и при заключении договоров по инвестиционным проектам;
- страхование в сфере строительства.
3. Будет оказываться содействие:
- развитию страхования жилья. Покрытие ущербов, причиненных объектам частной собственности, за счет государственных средств не характерно для развитой рыночной экономики, поэтому следует шире использовать жилищное страхование как механизм оперативного возмещения ущерба от непредвиденных чрезвычайных событий за счет владельцев, нанимателей помещений или застройщиков;
- развитию рынка долгосрочного страхования жизни. Эта форма страхования является эффективным механизмом социальной защиты населения; при условии ее развития она может стать действенным источником инвестиционных ресурсов для экономики;
- развитию добровольного пенсионного страхования и добровольного формирования дополнительных страховых взносов. Переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагает расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования. При этом в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" производится государственная поддержка формирования пенсионных накоплений в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан.
4. Взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области и страховых организаций по развитию страхового рынка.
Развитие страхового рынка в Нижегородской области, решение вопросов обеспечения страховой защиты должно способствовать удовлетворению спроса на страховые услуги, повышению их качества. Эта задача может быть выполнена объединением усилий всех заинтересованных сторон. Взаимодействие сторон целесообразно и далее осуществлять с помощью координационного совета по развитию страхования при Правительстве Нижегородской области с приглашением на его заседания представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, других структур для решения общих вопросов развития страхового рынка Нижегородской области.
Основные направления взаимодействия:
взаимодействие со страховыми организациями, государственными, негосударственными организациями и частным бизнесом по обеспечению эффективного развития рынка страховых услуг, в том числе и по вопросам совершенствования соответствующей нормативной базы в сфере страхования;
повышение уровня информированности о функционировании и развитии страхового рынка, обеспечивающее его открытость для органов власти и управления, населения и предприятий; популяризация через средства массовой информации страховой культуры;
разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию страховой деятельности на территории Нижегородской области, в том числе разработка предложений и рекомендаций по использованию средств страховых резервов страховых организаций в интересах развития экономического потенциала Нижегородской области.
План мероприятий по развитию страхового рынка Нижегородской области на 2010-2012 годы представлен в приложении.
3. Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития
страхового рынка Нижегородской области на 2010-2012 годы
Реализация основных направлений развития страхового рынка Нижегородской области будет способствовать удовлетворению потребностей в страховой защите хозяйствующих субъектов, физических лиц, имущества и финансовых ресурсов Нижегородской области.
За счет развития отдельных видов страхования, в том числе медицинского страхования, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, других видов, произойдет дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых взносов и выплат.
Увеличение объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, в связи с чем предполагается более активное участие страховых компаний в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата в Нижегородской области, рост качества предоставляемых страховых услуг.
Информирование потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, повышение уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций также будет способствовать росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты.
Приложение
к Основным направлениям развития
страхового рынка Нижегородской
области на 2010-2012 годы
План мероприятий по развитию страхового рынка
Нижегородской области на 2010-2012 годы
N п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. |
Участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам страхования |
Министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области |
По мере необходимости |
Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего вопросы страхования |
2. |
Взаимодействие координационного совета по развитию страхования при Правительстве Нижегородской области с участниками страхового рынка при решении вопросов обеспечения страховой защиты |
Министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области, управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - УФАС) (по согласованию), во взаимодействии с Нижегородской ассоциацией страховщиков (НАС) (по согласованию) |
Заседание координационного совета по развитию страхования при Правительстве Нижегородской области по мере необходимости |
Обеспечение эффективного использования механизма страхования и содействие развитию страхового рынка на территории Нижегородской области |
3. |
Популяризация через средства массовой информации страховой культуры среди населения |
Министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области, страховые компании (по согласованию) |
Постоянно |
Предоставление более широкому кругу граждан и юридических лиц информации о страховой защите и, как следствие, рост объема финансовых средств в системе страхования |
4. |
Подготовка аналитической записки по вопросам страхования |
Министерство финансов Нижегородской области, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию), УФАС (по согласованию), министерство экономики Нижегородской области |
По итогам года |
Анализ состояния страхового рынка Нижегородской области |
5. |
Реализация отдельных видов страхования с привлечением бюджетных средств |
|||
5.1. |
Реализация мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев государственных автотранспортных средств (ОСАГО) в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" |
Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, департамент транспорта и связи Нижегородской области |
Ежегодно |
Обязательное страхование |
5.2. |
Реализация мероприятий по страхованию агропромышленного производства |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
Ежегодно |
Добровольное страхование. Обеспечение страховой защиты имущества сельхозтоваропроизводителей. Содействие в упрощении процедуры получения ими кредитов в коммерческих банках. Осуществляется в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного страхования с привлечением федеральных и региональных средств. |
5.3. |
Страхование предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также страхование предмета лизинга с последующим возмещением субъектам малого предпринимательства части затрат |
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области |
Ежегодно |
Добровольное страхование. Обеспечение субъектам малого предпринимательства доступа к финансово-кредитным ресурсам путем снижения их стоимости. Осуществляется в рамках государственной поддержки малого предпринимательства с привлечением федеральных и региональных средств. |
5.4. |
Реализация мероприятий по страхованию имущества, находящегося в государственной собственности, в т.ч.:
- страхование объектов, находящихся в областной казне, представляющих значительный интерес при сдаче в аренду; |
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (с учетом предложений министерства социальной политики Нижегородской области, министерства образования Нижегородской области, министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства культуры и информации Нижегородской области по составу имущества) |
2011-2012 годы |
Добровольное страхование. Снижение затрат бюджета на возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. |
|
- страхование объектов культурного наследия, находящихся в областной казне; |
министерство культуры и информации Нижегородской области |
|
|
|
- страхование имущества, закрепленного за государственными стационарными, нестационарными и полустационарными учреждениями социального обслуживания на праве оперативного управления; |
министерство социальной политики Нижегородской области |
|
|
|
- страхование имущества, закрепленного за образовательными учреждениями на праве оперативного управления; |
министерство образования Нижегородской области |
|
|
|
- страхование имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения на праве оперативного управления; |
министерство здравоохранения Нижегородской области |
|
|
|
- страхование государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей; |
министерство социальной политики Нижегородской области |
|
|
|
- страхование имущества, закрепленного за учреждениями культуры на праве оперативного управления |
министерство культуры и информации Нижегородской области |
|
|
5.5. |
Реализация мероприятий по страхованию детей, находящихся под опекой государства, и детей, находящихся в государственных социально-реабилитационных учреждениях для детей и подростков |
Министерство социальной политики Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области |
2011-2012 годы |
Добровольное страхование. Расширение социально-правовых гарантий детей, находящихся под опекой государства |
5.6. |
Разработка и реализация мероприятий по страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти Нижегородской области, и государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области |
Органы исполнительной власти Нижегородской области |
После принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов |
Обязательное страхование. При условии принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов на региональном уровне будет разработан перечень должностей лиц, подлежащих указанному виду обязательного страхования |
5.7. |
Реализация мероприятий по страхованию здоровья работников государственных учреждений социального обслуживания населения, работающих с лицами без определенного места жительства |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
По мере необходимости |
Добровольное страхование. Обеспечение страхования от риска заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С |
6. |
Разработка мероприятий, связанных со страхованием в сфере здравоохранения |
|||
6.1. |
Организация и проведение конкурса по отбору страховщика для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения (Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями на 18 июля 2009 года) |
Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФОМС) (по согласованию) |
2010 год |
Обязательное страхование. Повышение эффективности и качества предоставляемых медицинских услуг |
6.2. |
Совершенствование информационного взаимодействия субъектов системы обязательного медицинского страхования (ОМС) |
Министерство здравоохранения Нижегородской области, ТФОМС (по согласованию) |
Постоянно |
Совершенствование использования технологий страховых организаций в осуществлении обязательного медицинского страхования |
6.3. |
Проведение разъяснительной работы среди застрахованных, страхователей, ЛПУ по вопросам ОМС |
Министерство здравоохранения Нижегородской области, ТФОМС (по согласованию) |
Постоянно |
|
6.4. |
Совершенствование механизма регулирования, контроля и организации деятельности СМО в системе ОМС |
Министерство здравоохранения Нижегородской области, ТФОМС (по согласованию) |
Постоянно |
|
6.5. |
Страхование жизни и здоровья медицинских, фармацевтических работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью |
Министерство здравоохранения Нижегородской области |
После принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов |
Обеспечение страховой защиты от риска заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, геморрагической лихорадкой и др. |
7. |
Содействие дальнейшему развитию страхования в строительном и жилищно-коммунальном комплексе |
|||
7.1. |
Страхование строительных рисков при строительстве объектов государственной собственности Нижегородской области, в том числе страхование строительно-монтажных работ при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, мостовых сооружений на строящихся автодорогах и автодорожных подходах |
Министерство строительства Нижегородской области, подрядчики объектов строительства (по согласованию) |
2010-2012 годы |
Защита имущественных интересов, связанных со строительством зданий и сооружений при строительных и монтажных работах, в том числе и ответственности перед третьими лицами |
7.2. |
Содействие в использовании страхования как механизма оперативного возмещения ущерба в сфере ЖКХ |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области |
2010-2012 годы |
Сокращение бюджетных расходов на ликвидацию убытков от различного рода рисков в сфере ЖКХ |
7.3. |
Реализация программ страхования, связанных с ипотечным кредитованием согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 30 июля 2009 года N 548 "Об утверждении областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы" |
Министерство социальной политики Нижегородской области, государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородский ипотечный корпоративный альянс" (по согласованию) |
2010-2012 годы |
Дальнейшее развитие системы ипотечного кредитования в регионе |
8. |
Инвестиции и страхование |
|||
8.1. |
Рассмотрение предложений органов исполнительной власти области и страховщиков по возможным объектам для инвестирования страховых резервов в экономику области |
Органы исполнительной власти Нижегородской области, НАС (по согласованию) |
2010-2012 годы |
Привлечение внебюджетных средств в развитие экономики области. Использование инвестиционного потенциала страховщиков для развития региональной экономики |
8.2. |
Содействие страхованию рисков при заключении инвестиционных соглашений между Правительством Нижегородской области и инвестором, реализующим инвестиционный проект |
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, инвесторы (по согласованию), страховые организации (по согласованию) |
По мере необходимости (при заключении инвестиционных соглашений) |
Стабильность бизнеса, обеспеченная страховой защитой хозяйствующих субъектов |
8.3. |
Содействие развитию страхования финансовых рисков предприятий (организаций) и индивидуальных предпринимателей Нижегородской области |
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, страховые компании (по согласованию) |
2010-2012 годы |
Стабильность бизнеса, обеспеченная страховой защитой хозяйствующих субъектов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство Нижегородской области продолжит привлечение страховых компаний на рынок жилищного строительства при реализации программ страхования, связанных с ипотечным кредитованием. Также с привлечением бюджетных средств планируется проводить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев государственного транспорта, медицинское страхование неработающего населения и страхование рисков в агропромышленном комплексе.
Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 октября 2009 г. N 770 "Об утверждении Основных направлений развития страхового рынка в Нижегородской области на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 206 от 14 ноября 2009 г.